Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗОВ / МИРОВЫЕ РЕЙТИНГИ ВУЗОВ / НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА / ГЛОБАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ / МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко В. В., Назарова Н. А., Таишева К. С., Пензина Д. П.

Одним из ключевых условий повышения конкурентоспособности российского образования на международном рынке является активное вовлечение университетов в различные формы международного сотрудничества. С этой целью изучения международных, федеральных, локальных нормативных правовых актов, регулирующих международную деятельность российских высших учебных заведений, выполнен анализ нормативной соответствующей правовой базы Российской Федерации. Международный аспект деятельности вузов был рассмотрен с помощью сравнительно-правового анализа соглашений между Россией и другими странами. В статье представлены результаты анализа принципов международных соглашений, регулирующих образовательный процесс в российских вузах. По данным исследования была проанализирована модель регулирования международной деятельности вузов Российской Федерации. Изучение нормативных правовых актов в сфере высшего образования в Российской Федерации позволило сделать вывод об уровне проработанности законодательства, обозначить перспективы развития и возможности расширения международной деятельности отечественных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бондаренко В. В., Назарова Н. А., Таишева К. С., Пензина Д. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATING THE INTERNATIONAL ACTIVITIES OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

One of the key conditions for increasing of Russian education competitiveness in the international market is the active involvement of universities in various international cooperation forms. For this purpose, an analysis of international, federal, local normative legal acts regulating the international activities of Russian higher education institutions was carried out. The international aspect was considered using a comparative legal analysis of agreements between Russia and other countries. The article presents the results of the analysis of the principles of international agreements regulating the educational process in Russian universities. According to the research, a model, regulating the international activities of Russia’s universities, was analysed. The study of regulatory legal acts in Russia’s higher education led to the conclusion about the legislation elaboration level, to outline the prospects for development and the possibility of expanding the domestic universities international activities.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

= АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ =

УПРАВЛЕНИЯ

УДК 303.2 JEL М16 DOI 10.26425/1816-4277-2022-3-5-14

Регулирование международной деятельности российских образовательных организаций высшего образования

Бондаренко Владимир Викторович1

Д-р экон. наук, проф. каф. менеджмента, информатики и общегуманитарных наук, директор Пензенского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации ORCID: 0000-0002-6716-1963, e-mail: VVBondarenko@fa.ru

Назарова Наталья Александровна2

Канд. экон. наук, директор Института финансовой грамотности «Стратегии повышения конкуретноспособности международной деятельности вузов в глобальном цифровоим образовательном пространстве»

e-mail: NaANazarova@fa.ru

Таишева Ксения Сергеевна1

Соискатель, зав. учебной частью, ORCID: 0000-0001-6222-3857, e-mail: KSTaisheva@fa.ru

Пензина Дарья Петровна1

Магистрант, сотрудник научно-учебной лаборатории «Стратегии повышения конкуретноспособности международной деятельности вузов в глобальном цифровоим образовательном пространстве» ORCID: 0000-0003-2919-8404, e-mail: darya.pitaikina@yandex.ru

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Пензенский филиал), г. Пенза, Россия

2Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия

Ключевые слова

Конкурентоспособность вузов, мировые рейтинги вузов, нормативная правовая база, глобальные угрозы, мировое образовательное пространство

Аннотация

Одним из ключевых условий повышения конкурентоспособности российского образования на международном рынке является активное вовлечение университетов в различные формы международного сотрудничества. С этой целью изучения международных, федеральных, локальных нормативных правовых актов, регулирующих международную деятельность российских высших учебных заведений, выполнен анализ нормативной соответствующей правовой базы Российской Федерации. Международный аспект деятельности вузов был рассмотрен с помощью сравнительно-правового анализа соглашений между Россией и другими странами. В статье представлены результаты анализа принципов международных соглашений, регулирующих образовательный процесс в российских вузах. По данным исследования была проанализирована модель регулирования международной деятельности вузов Российской Федерации. Изучение нормативных правовых актов в сфере высшего образования в Российской Федерации позволило сделать вывод об уровне проработанности законодательства, обозначить перспективы развития и возможности расширения международной деятельности отечественных вузов.

Для цитирования: Бондаренко В.В., Назарова Н.А., Таишева К.С., Пензина Д.П. Регулирование международной деятельности российских образовательных организаций высшего образования//Вестник университета. 2022. № 3. С. 5-14.

© Бондаренко В.В., Назарова Н.А., Таишева К.С., Пензина Д.П., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

CURRENT ISSUES OF MANAGEMENT

Regulating the international activities of Russian higher education institutions

Vladimir V. Bondarenko1

Dr. Sci (Econ.), Prof. of the Department "Management, Computer Science and General Humanitarian Sciences", Director of the Finansial University's Penza branch, ORCID: 0000-0002-6716-1963, e-mail: VVBondarenko@fa.ru

Natalia A. Nazarova2

Cand. Sci. (Econ.), Director of the Financial Literacy Institute ORCID: 0000-0002-3909-2147, e-mail: NaANazarova@fa.ru

Ksenia S. Taisheva1

Applicant, Head of the Educational Sector ORCID: 0000-0001-6222-3857, e-mail: KSTaisheva@fa.ru

Darya P. Penzina1

Graduate Student, employee of the scientific and educational laboratory ORCID: 0000-0003-2919-8404, e-mail: darya.pitaikina@yandex.ru

'Financial University (Penza branch), Penza, Russia

2Financial University, Moscow, Russia

One of the key conditions for increasing of Russian education competi- Competitiveness of universities, world uni-tiveness in the international market is the active involvement of universities versity rankings, regulatory framework, global in various international cooperation forms. For this purpose, an analysis threats, global educational space of international, federal, local normative legal acts regulating the international activities of Russian higher education institutions was carried out. The international aspect was considered using a comparative legal analysis of agreements between Russia and other countries. The article presents the results of the analysis of the principles of international agreements regulating the educational process in Russian universities. According to the research, a model, regulating the international activities of Russia's universities, was analysed. The study of regulatory legal acts in Russia's higher education led to the conclusion about the legislation elaboration level, to outline the prospects for development and the possibility of expanding the domestic universities international activities.

For citation: Bondarenko VV, Nazarova N.A., Taisheva K.S., Penzina D.P. (2022) Regulating the international activities of Russian higher education institutions. Vestnik universiteta, no. 3, pp. 5—14.

© Bondarenko V.V., Nazarova N.A., Taisheva K.S., Penzina D.P., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Abstract

ВВЕДЕНИЕ

Установившаяся в мире тенденция на глобализацию образования привела к необходимости активно развивать международную деятельность. Именно активная совместная работа с зарубежными партнерами, реализация совместных международных образовательных программ обучения, программ академической мобильности позволят повысить ценность и признание дипломов российских университетов за рубежом. Российская Федерация (далее — РФ) является активным участником международного образовательного пространства, поэтому необходимо наличие нормативной правовой базы, основанной на реализации принципов подписанных международных соглашений.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Регулирование международной деятельности российских вузов является одной из наиболее актуальных и относительно новых проблематик в современных условиях развития. Конкурентоспособность российских высших учебных заведений, в последние годы, рассматривается как фактор конкурентоспособности России на международной арене. Одним из условий повышения конкурентоспособности российской высшей школы является наличие структурированной и отвечающей потребностям общества законодательной базы.

Российские вузы применяют различные формы международного сотрудничества, например, ком-муницирование с партнерами с целями обмена анонсами, новостями и иной информацией образовательного характера, проведения переговоров по интересующим областям сотрудничества, подписания рамочных соглашений, организации и участия в международных мероприятиях, продвижения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок за рубежом, подготовки публикаций в мировых индексируемых базах данных Web of Science, Scopus и др. Однако законодательная база в этой области не отличается четкой последовательностью, структурированностью, наличием налаженных механизмов работы российских вузов с международными партнерами.

Анализ степени регулирования международной деятельности высших учебных заведений и оценка проработанности законодательной базы — важная задача в научных исследованиях. Особое значение вопросы регулирования международной деятельности высшей школы на уровне международного права и российской правовой системы приобретают в контексте интеграции, цифровизации и глобализации.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Исследования в области международной деятельности высших учебных заведений, повышения конкурентоспособности российской высшей школы на международном уровне наиболее активно ведутся на протяжении последних десятилетий с момента перехода РФ на болонскую систему образования. Необходимость повышения конкурентоспособности российских вузов отмечали в своих работах И. В. Алешина, Ю. Л. Александров, А. В. Волошин, С. Н. Суетин [1— 3].

Вопросам регулирования международной деятельности российской высшей школы, несмотря на актуальность, отводится небольшая роль в научных исследованиях отечественных ученых. Проблему отсутствия правового регулирования совместных образовательных программ выделяла в своей работе Л. А. Петручак [4]. Авторским коллективом в составе Е. А. Старожук и Н. Ш. Ватолкиной было проведено обзорное исследование, в ходе которого был сделан вывод о необходимости предоставления высшим учебным заведениям более широких полномочий по признанию результатов формального и неформального обучения, укрупнения образовательных пространств через партнерские соглашения с иностранными образовательными организациями [5].

ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ

Теоретической базой исследования стали отечественные научные разработки. Информационная база исследования — материалы российских и иностранных министерств, ведомств, высших учебных заведений, статистические данные по эффективности деятельности образовательных организаций Главного информационно-вычислительного центра Федерального агентства по образованию РФ (далее — ГИВЦ Рособразование). В качестве нормативной правовой базы исследования выступили международные заявления, российские федеральные законы, указы, постановления, концепции и программы развития.

В ходе исследования были применены методы анализа статистических данных, сравнения, аналогии, обобщения и интерпретации.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Отечественными и зарубежными специалистами прогнозируется рост рынка международного образования. В соответствии с их оценками, численность иностранных студентов превысит 8 млн человек к 2025 г. Россия может стать крупным игроком на международном рынке высшего образования, так как в стране есть необходимые для этого человеческие ресурсы, инфраструктура и научно-техническая база.

В соответствии с данными ГИВЦ Рособразование за последний отчетный период [6], наибольший доход от приема иностранных студентов получают высшие учебные заведения Центрального федерального округа, являющегося лидером по численности населения и количеству входящих в него субъектов. По итогам 2021 г. лидирующую позицию по доходам от приема иностранных студентов занимает Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет) — 6 058 803,25 тыс. руб. На втором месте — Московский государственный университет (МГУ) с суммарным доходом от иностранного контингента в 2 761 046,88 тыс. руб. В тройке лидеров также находится Российский университет дружбы народов (РУДН) с годовым доходом от приема иностранных студентов в 2 509 476,36 тыс. руб. Лидеры по числу программ «двойных дипломов» в 2021 г. представлены в таблице 1.

Таблица 1

Топ-5 вузов России по количеству программ «двойных дипломов» в вузах России

Общее число Число программ Число студентов, обуча-

Университеты студентов «двойных дипломов» ющихся по программам «двойного диплома»

Российский университет дружбы народов 26 692 106 275

НИУ ВШЭ 35 393 46 5 528

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 5 710 30 335

Санкт-Петербургскийй политехнический уни- 29 608 20 518

верситетт

Уральскийй федеральныйй университетт 34 908 22 1 727

Источник: [6]

Лидерство РУДН объясняется не только активными действиями администрации учреждения, но спецификой вуза, связанной с ориентацией на активную интеграцию в международную среду. Однако следует отметить, что наиболее востребованными у студентов стали программы «двойных дипломов» НИУ «Высшая школа экономики», которыми воспользовались 5 528 человек.

Современная российская система образования базируется не только на национальных, но и европейских стандартах. В 2003 г. многими странами был совершен переход на Болонскую систему, через подписание Болонской декларации [7] в Германии. Указаное соглашение стало началом перехода российских вузов к двухуровневой системе образования. Одним из мотивов перехода России в Болонскую систему стало повышение конкурентоспособности образования в РФ на международном рынке. Ключевыми положениями Болонской декларации являются: принятие системы сопоставимых степеней, предоставляющей возможности трудоустройства на территории европейских стран; введение двухцикло-вого обучения; развитие мобильности учащихся; содействие европейскому сотрудничеству в области качества образования. Внедрение европейских стандартов позволяет российским вузам заключать партнерские соглашения с иностранными вузами, перезачитывать дисциплины, признавать дипломы и т. д.

Международное сотрудничество в сфере образования в России осуществляется как на федеральном и региональных уровнях, так и на уровне организаций системы высшего образования. На государственном уровне содействие развитию международной деятельности высших образовательных учреждений реализуется посредством поддержки международной академической мобильности, подписания соглашений со странами о признании образования/квалификации. На сегодня Россией заключены ряд международных договоров, служащих базой научно-технического сотрудничества в области образования с зарубежными странами (рис. 1).

Составлено автором по материалам источников: [8—16]

Рис. 1. Договорная база международного научно-технического сотрудничества

Подобные соглашения у России подписаны с Японией, Кореей, Индией, Бразилией, Казахстаном и Южно-Африканской Республикой. Их основной целью является регулирование и регламентирование научно-технического сотрудничества.

Основным отечественным нормативным правовым актом в области образования является федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», № 273-Ф3, принятый 29 декабря 2012 г. [17]. Базой при разработке нормативного правового акта являлись принципы, закрепленные Болонской декларацией. В качестве основных направлений международного сотрудничества высших учебных заведений, закрепленных статьей 105 указанного федерального закона, выделяют разработку и реализацию совместных образовательных и научных программ, совместные научные исследования, направление студентов, сотрудников научной и сферы образования в иностранные образовательные организации в целях повышения квалификации, обучения академического обмена, участия в научно-технических и научно-исследовательских совместных международных проектах. В статьях 106 и 107 текущего федерального закона установлены процедуры подтверждения и признания документов об образовании/квалификации.

В 2021 г. был принят «закон о просветительской деятельности» (Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 85-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [18]), который внес определенные ограничения, а именно на возможности сотрудничества российских образовательных организаций с иностранными — любые договора, в которых одной из сторон является иностранная организация/физическое лицо, кроме договоров об обучении, должны быть одобрены Министерством науки и высшего образования РФ или Министерством просвещения РФ. Считается, что указанный нормативный правовой акт может привести к увеличению временных затрат вузов на подготовку и согласование совместных научных исследований с зарубежными партнерами.

Кроме того, международную деятельность субъектов РФ регулирует федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» № 4-ФЗ, принятый Государственной Думой 2 декабря 1998 г. [19]. В соответствии с этим законом субъектами РФ в пределах их полномочий может осуществляться международное и внешнеэкономическое взаимодействие с субъектами иностранных государств с согласия правительства. В указанном нормативном правовом акте даны только общие области сотрудничества: торгово-экономическая, экологическая, гуманитарная, культурная, научно-техническая. Следует отметить, что в области высшего образования на региональном уровне количество партнерских соглашений на сегодняшний день минимально. Это связано, в частности,

с длительностью процедуры согласования между государственными структурами обеих стран. Возможно, упрощение этой процедуры позволит более эффективно осуществлять международную деятельность вузов на региональном уровне.

Географические приоритеты научно-технического сотрудничества обозначены в Концепции внешней политики РФ, утвержденной Президентом Российской Федерации 30 ноября 2016 г. [20]. В соответствии с положениями Концепции, в список приоритетных для сотрудничества организаций входят Содружество Независимых Государств (СНГ),, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Объединение БРИКС и др. Одним из результатов указанной концепции выступает формирование сетевого университета стран СНГ в 2008 г., основным направлением деятельности которого является реализация соответствующих магистерских программ. В качестве аналога сетевого университета стран СНГ часто выделяют программу «ЭразмусМундус». В состав входят 38 ведущих университетов стран-участниц СНГ. В рамках этого соглашения предполагается обучение студентов по схеме «1 + 1»: 1 год в своем вузе, 1 год в вузе-партнере; совместная защита; выдача двух дипломов [21].

Федеральными органами исполнительной власти и органами законодательной власти субъектов РФ осуществляется взаимодействие с международными структурами, а также с государственными и частными иностранными организациями. Со стороны Правительства РФ периодически принимаются постановления, реализуются программы, направленные на повышение конкурентоспособности российского высшего образования в целом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные организации высшего образования, научные учреждения» [22] установлены направления финансирования в области привлечения именитых зарубежных ученых в российские вузы, создания конкурентоспособных научных лабораторий, научно-технических разработок мирового уровня, стимулирования увеличения числа молодых исследователей, создания партнерских связей с мировыми научными школами.

В настоящее время в России реализуется государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [23], одной из целей которой является достижение уровня такого качества российского образования, благодаря которому будет обеспечена его глобальная конкурентоспособность; получение признания качества общего российского образования со стороны международного сообщества и, как следствие, вхождение в число 10 ведущих стран мира по этому критерию. Таким образом, указанная государственная программа дублирует целевую установку, закрепленную в рамках Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [24]. Анализ имеющихся подпрограмм программы «Развитие образования» демонстрирует отсутствие отдельного направления по развитию высшего образования. Кроме того, Государственной программой не предусмотрено такое направление, как активизация международной деятельности вузов РФ.

Проектом повышения конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров «5—100» со сроками 2012—2020 гг. были поставлены задачи по адаптации российских вузов к мировым образовательным стандартам [25]. По результатам этого проекта некоторые российские вузы значительно улучшили свои позиции в международных рейтингах, поэтому работа в этом направлении будет продолжена в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» [26]. Одним из показателей результативности этой программы, среди ключевых принципов которой выделяется «конкурентоспособность на международном уровне», является, в частности, «доля иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся по образовательным программам ВО» (направление программы «территориальное и (или) технологическое лидерство») [26]. Как следует из формулировки, этот показатель не учитывает количество трудоустроившихся иностранных граждан после получения российского высшего образования. Соответственно, являясь критерием оценки результативности программ развития, этот показатель существенным образом снижает мотивацию вуза по содействию трудоустройству иностранных граждан, получивших высшее образование в России. В связи с этим представляется целесообразным в рамках программы «Приоритет 2030» связать показатели результативности, выражающиеся в количестве иностранных граждан, получающих высшее образование и последующем их трудоустройстве, так как именно последующее трудоустройство после получения высшего образования является маркером эффективности последнего.

Участниками программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», которая сегодня реализуется Министерством науки и высшего образования РФ, могут стать как государственные, муниципальные, так и негосударственные вузы. Предусмотренный механизм объединения вузов, научных центров сейчас не имеет нормативно закрепленного статуса, поэтому у авторов возникают сомнения по поводу успешности указанных консорциумов. Перечень вузов, которые будут иметь шансы на участие в программе, включает сферы биотехнологии, робототехники, искусственного интеллекта и цифровых технологий. Кроме того, по мнению авторов, недостаточно проработан механизм оценки выполнения программы академическим советом [26].

Международная деятельность высшей школы регламентируется не только международными договорами, федеральными законами, но и внутренними локальными нормативными правовыми актами вузов. Непосредственным субъектом, реализующим международное сотрудничество в сфере образования, являются организации системы образования. Соответственно, российские вузы являются основным звеном системы российского образования, на которое возложен основной объем задач по реализации международного сотрудничества. Зачастую направления международной деятельности университета указываются в его программе развития. Такие программы разрабатываются сроком на 7—10 лет.

Сегодня многие крупные высшие учебные заведения России имеют филиальные сети. Например, филиальная сеть Финансового университета при Правительстве РФ насчитывает 27 филиалов, 12 из которых реализуют программы высшего профессионального образования, филиальная сеть Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ — 52 филиала, филиальная сеть Высшей школы экономики — 4 филиала, и др. При этом многие региональные вузы также имеют свою сеть филиалов. Интеграция филиальной сети крупнейших вузов страны в международную образовательную деятельность посредством проведения совместных научных исследований с зарубежными филиалами, реализации совместных образовательных программ будет способствовать более широкому привлечению иностранного контингента и, как следствие, — активизации международного сотрудничества в целях повышения международной конкурентоспособности российского высшего образования.

Примером успешного международного сотрудничества филиалов может служить реализация совместной образовательной программы экономического профиля Пензенским филиалом Финансового университета при правительстве РФ. В результате подписанного соглашения между головным вузом и Шаньдунским финансово-экономическим университетом, участниками совместной программы стали граждане Китайской народной республики. По итогам успешного освоения дисциплин участники получат качественное образование и диплом одного из ведущих финансовых вузов РФ [27].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общие принципы международной деятельности высших образовательных организаций заданы Бо-лонской декларацией, основные положения закреплены в соответствующем федеральном законе, однако возможности и приоритеты сотрудничества высших образовательных организаций конкретизируются в соответствующих программах и концепциях развития. Базой международного сотрудничества выступают договора, заключенные Россией с другими странами. Однако такие нормативные правовые документы регламентируют в основном научно-техническое сотрудничество, не затрагивая взаимного признания образования. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно расширить географию двусторонних международных договоров о взаимном признании образования России с европейскими странами, относящимися к развитым странам, а также с активно развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ASEAN), с которыми на текущий момент подобные договоры отсутствуют. Полагаем необходимым рассмотреть возможность заключения двусторонних международных договоров с государствами, которые не являются участниками Бо-лонской декларации, и с которыми на сегодняшний день нет аналогичных международных договоров.

По результатам исследования было выявлено, что больший объем работы в области международного сотрудничества возложен на высшие учебные заведения. Однако, последние изменения в законодательстве усложнили механизм разработки и принятия соглашений с иностранными организациями. В связи с этим следует рассмотреть возможность расширения перечня российских образовательных организаций, которые смогут самостоятельно принимать решение о признании иностранного образования для целей, указанных в законе об образовании. Необходимо обеспечить регулярный мониторинг и пересмотр

перечня, что будет способствовать вовлечению более широкого круга образовательных организаций в развитие международной деятельности.

Следует отметить непоследовательность, множественные дублирования и расхождения в рамках различных национальных, федеральных проектов, рейтингов и других документов в сфере образования. Большое количество программ ставят вузы в затруднительное положение, так как не установлены приоритетность их выполнения, источники финансирования. Кроме того, возникают вопросы относительно их действительности в тот или иной момент. Путаница может дезориентировать российские вузы в вопросах развития международной деятельности. При этом перспективным направлением повышения конкурентоспособности международной деятельности высших образовательных систем, по мнению авторов, является более интенсивное вовлечение филиальной сети ведущих вузов Российской Федерации, в том числе и региональных.

Библиографический список

1. Алешина И.В. Маркетинг университета эпохи цифровой глобализации. Вестник университета. 2021;1:20-27. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-1-20-27

2. Волошин А.В., Александров Ю.Л. Конкурентоспособность организаций высшего образования на рынке образовательных услуг: методический подход к оценке. Фундаментальные исследования. 2017;12-1:181-186.

3. Суетин А.Н., Суетин С.Н., Шулус А.А., Богомолов О.А., Трифонова А.В. Повышение конкурентоспособности вуза: глобальные тенденции и современное состояние мирового рынка образовательных услуг. Фундаментальные исследования. 2020;6:143-149. https://doi.org/10.17513/fr.42791

4. Петручак Л.А. Правовые аспекты интернационализации и экспорта российского образования. Образование и право. 2020;6:191-199. https://doi.org/10.24411/2076-1503-2020-10630

5. Старожук Е.А., Ватолкина Н.Ш. Нормативные аспекты реализации совместных образовательных программ. Университетское управление: практика и анализ. 2017;21(6):81-92. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.077

6. Главный информационно-вычислительный центр федерального агентства по образованию РФ (ГИВЦ Рособра-зование). https://www.miccedu.ru/ (дата обращения: 17.01.2021).

7. Болонская декларация "Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования" (Болонья, 19 июня 1999 г.). https://base.garant.ru/2564382/ (дата обращения: 17.01.2022).

8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о научно-техническом сотрудничестве (Москва, 16 декабря 1993 г.). https://base.garant.ru/2557503/ (дата обращения: 17.01.2022).

9. Распоряжение Правительства РФ от 14.04.2004 № 467-р О подписании Меморандума о взаимопонимании между Минобразования РФ и Министерством торговли Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в области технологий и инноваций. https://base.garant.ru/2562697/ (дата обращения: 17.01.2022).

10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о научно-техническом сотрудничестве (Мюнхен, 16 июля 2009 г.). https://base.garant.ru/2568534/ (дата обращения: 17.01.2022).

11. Совместное заявление о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия в области образования, научных исследований и инноваций (Ганновер, 11 апреля 2005 г.). http://wwwikremlin.ru/ supplement/3631 (дата обращения: 17.01.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней (Москва, 29 июня 2015 г.). https://docs.cntd.ru/ document/420309460 (дата обращения: 17.01.2022).

13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о научно-техническом сотрудничестве (Москва, 28 мая 1996 г.). https://base. garant.ru/71522708/ (дата обращения: 17.01.2022).

14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области образования, науки и культуры (Москва, 15 февраля 1994 г.). https://docs.cntd.ru/document/1900454 (дата обращения: 17.01.2022).

15. Соглашение о научном сотрудничестве между Российской академией наук и Академией общественных наук Китая (Пекин, 18 декабря 1992 г.). https://base.garant.ru/70192966/ (дата обращения: 17.01.2022).

16. БРИКС. Страны БРИКС подписали меморандум о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций. http://brics2015.ru/news/20150323/21800.html (дата обращения: 17.01.2022).

17. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.01.2022).

18. Федеральный закон от 05.04.2021 № 85-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». https://base.garant.ru/400542027/ (дата обращения: 17.01.2022).

19. Федеральный закон от 02.12.1998 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21476/ (дата обращения: 17.01.2022).

20. Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207990/ (дата обращения: 17.01.2022).

21. Интернет-портал СНГ. Сетевой университет Содружества Независимых Государств. https://e-cis.info/ cooperation/3063/78389/ (дата обращения: 17.01.2022).

22. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные организации высшего образования, научные учреждения». http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_99332/ (дата обращения: 17.01.2022).

23. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 24.12.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.01.2022). http://wwwconsultant. ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (дата обращения: 17.01.2022).

24. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (ред. от 21.07.2020). http://wwwconsultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 17.01.2022).

25. Минобрнауки РФ. Проект «5-100». https://www.5top100.ru/ (дата обращения: 17.01.2022).

26. Минобрнауки РФ. Программа «Приоритет-2030» https://minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/?ysclid=l1dt3xkc3r (дата обращения: 17.01.2022)

27. Финуниверситет. Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ». http://www.fa.ru/fil/ penza/Pages/Home.aspx (дата обращения: 17.01.2022).

References

1. Alyoshina I.V. University marketing in an age of digital globalization. Vestnik universiteta. 2021;(1):20—27. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-1-20-27

2. Voloshin A.V Aleksandrov Yu.L. The competitiveness of institutions of higher education in the educational market: methodological approach to assessment. Fundamental research. 2017;12-1:181—186. (In Russ.).

3. Suetin A.N., Suetin S.N., Shulus A.A., Bogomolov O.A., Trifonova A.V University competitiveness management: integration of educational space. Fundamental Research. 2020;6:143-149. (In Russ.) https://doi.org/10.17513/fr.42791

4. Petruchak L.A. Juridical aspects of internalization and export of Russian education. Education and Law. 2020;6:191-199. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2076-1503-2020-10630

5. Starozhuk E.A., Vatolkina N.S. Regulatory aspects of implementation of joint education programs. University management: practice and analysis. 2017;21(6):81-92. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.077

6. Main Information and Computer Centre of the Federal Education Agency of the Russian Federation (GIVC Rosobrazovanie). https://www.miccedu.ru/ (accessed 17.01.2022).

7. Bologna Declaration "The zone of European Higher Education. Joint statement of the European Ministers of Education" (Bologna, June 19, 1999). https://base.garant.ru/2564382/ (accessed 17.01.2022).

8. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the United States of America on Scientific and Technical Cooperation (Moscow, December 16, 1993). https://base.garant.ru/2557503/ (accessed 17.01.2022).

9. Decree of the Government of the Russian Federation dated on April 14, 2004 No. 467-r On signing of the Memorandum of Understanding between the Russian Ministry of Education and the United States Department of Commerce on cooperation in the field of technology and innovation. https://base.garant.ru/2562697/ (accessed 17.01.2022).

10. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Federal Republic of Germany on Scientific and Technical Cooperation (Munich, 16 July 2009). https://base.garant.ru/2568534/ (accessed 17.01.2022).

11. Joint Statement on Strategic Partnership between the Russian Federation and the Federal Republic of Germany in Education, Research and Innovation (Hannover, 11 April2005). http://www.kremlin.ru/supplement/3631 (accessed 17.01.2022).

12. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the French Republic on mutual recognition of education, qualifications and degrees (Moscow, 29 June 2015). https://docs.cntd.ru/document/420309460 (accessed 17.01.2022).

13. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland on Scientific and Technical Co-operation (Moscow, 28 May 1996). https://base.garant.ru/71522708/ (accessed 17.01.2022).

14. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland on Co-operation in Education, Science and Culture (Moscow, 15 February 1994). https://docs.cntd.ru/document/1900454 (accessed 17.01.2022).

15. Agreement on Scientific Cooperation between the Russian Academy of Sciences and the Chinese Academy of Social Sciences (Beijing, 18 December 1992). https://base.garant.ru/70192966/ (accessed 17.01.2022).

16. BRICS. The BRICS countries signed a memorandum on cooperation in science, technology and innovation. http://brics2015.ru/ news/20150323/21800.html (accessed 17.01.2022).

17. Federal Law No. 273-FZ dated on December 29, 2012 'On Education in the Russian Federation'". http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 17.01.2022).

18. Federal Law No. 85-FZ dated on April 5, 2021 "On Amendments to the Federal Law 'On Education in the Russian Federation'". https://base.garant.ru/400542027/ (accessed 17.01.2022).

19. Federal Law No. 4-FZ dated on December 2, 1998 "On the coordination of International and Foreign Economic relations of the Subjects of the Russian Federation". http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21476/ (accessed 17.01.2022).

20. Presidential Decree No. 640 dated on November 30, 2016 "On Approval of the Foreign Policy Concept of the Russian Federation". http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207990/ (accessed 17.01.2022).

21. CIS Internet portal. Network University of the Commonwealth of Independent States. https://e-cis.info/cooperation/3063/78389/ (accessed 17.01.2022).

22. Resolution of the Government of the Russian Federation dated on April 9, 2010 No. 220 "On measures to attract leading scientists to Russian educational institutions of higher education, scientific institutions". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_99332 / (accessed 17.01.2022).

23. Resolution of the Government of the Russian Federation dated on December 26, 2017 No. 1642 (ed. 24.12.2021) "On approval of the State program of the Russian Federation "Development of education" (with amend. and add., introd. effective from Jan. 6, 2022)". http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (accessed 17.01.2022).

24. Decree of the President of the Russian Federation dated on May 7, 2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" (ed. 21.07.2020). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_297432/ (accessed 17.01.2022).

25. Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Project "5—100". https://www.5top100.ru/ (accessed 17.01.2022).

26. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. The Priority-2030 Programme. https://minobrnauki. gov.ru/action/priority2030/?ysclid=l1dt3xkc3r (accessed 17.01.2022).

27. Financial University. Penza branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation. http://www.fa.ru/fil/ penza/Pages/Home.aspx (accessed 17.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.