Научная статья на тему 'Приоритеты и инструменты международного сотрудничества России в области наукии образования'

Приоритеты и инструменты международного сотрудничества России в области наукии образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4845
500
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / international science and education cooperation / academic mobility / internationalization of higher education

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазутина Ирина Викторовна

Необходимость развития международного сотрудничества для повышения конкурентоспособности российской науки и образования все чаще подчеркивается в российских стратегических документах. Эффективность партнерства определяется тем, насколько действия страны и используемые ресурсы (международные соглашения, программы, институты) отвечают ее приоритетам и позволяют достичь поставленных внутренних и внешних целей.В статье представлен анализ двусторонних и многосторонних (в том числе заключенных в рамках членства в международных организациях и объединениях) международных соглашений, а также инструментов реализации партнерства в области образования и науки. Международные соглашения и инструменты рассматриваются с точки зрения их потенциала для достижения таких стратегических задач, как повышение качества научных разработок и образования, развитие экспорта российских образовательных услуг.При написании статьи была использована база данных международных соглашений в области образования, культуры, науки и техники, сформированная в июле 2013 г. в рамках совместного исследования Института международных организаций и международного сотрудничества и Национального фонда подготовки кадров.Результаты анализа позволили выявить, что международные соглашения не в полной мере соответствуют приоритетным задачам страны в области науки и образования. Кроме того, ряд ключевых направлений сотрудничества нуждается в обеспечении необходимыми инструментами развития партнерства. В заключительном разделе делается вывод о необходимости создания национальной стратегии международного сотрудничества в области науки и образования, которая будет способствовать гармонизации целей, задач, показателей и действий при взаимодействии с другими странами в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лазутина Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Science and Education Cooperation: Russian Priorities and Instruments

Russia’s strategic documents highlight the significance of international cooperation for the country’s education and science development. The effectiveness of such cooperation is depends on conformity of the country’s activities and resources with the priorities. The article explores Russia’s agreements with other countries and the instruments of the international cooperation in the field of Education and Science. The author of the paper examines how bilateral and multilateral international agreements (including the documents of international organizations and associations) and existing instruments contribute to the achievement of the country strategic objectives such as the improvement of research and education quality, the development of the Russian education export. The author uses the database of international agreements formed in July 2013 within the framework of the International Organizations Research Institute and the National Training Foundation joint project. The results of the analyses show that the international agreements in the field of science and education do not fully comply with the country’s priorities. In addition, a number of key areas of cooperation need should be provided with targeted tools for relevant partnerships development. An overarching a national strategy of international cooperation in the field of science and education should be established, it will contribute to harmonization of the country’s goals and actions on international cooperation in education and research.

Текст научной работы на тему «Приоритеты и инструменты международного сотрудничества России в области наукии образования»

Приоритеты и инструменты международного сотрудничества России в области науки и образования

И.В. Лазутина

Лазутина Ирина Викторовна — м.н.с. Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ; Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20; E-mail: ILazutina@hse.ru

Необходимость развития международного сотрудничества для повышения конкурентоспособности российской науки и образования все чаще подчеркивается в российских стратегических документах. Эффективность партнерства определяется тем, насколько действия страны и используемые ресурсы (международные соглашения, программы, институты) отвечают ее приоритетам и позволяют достичь поставленных внутренних и внешних целей.

В статье представлен анализ двусторонних и многосторонних (в том числе заключенных в рамках членства в международных организациях и объединениях) международных соглашений, а также инструментов реализации партнерства в области образования и науки. Международные соглашения и инструменты рассматриваются с точки зрения их потенциала для достижения таких стратегических задач, как повышение качества научных разработок и образования, развитие экспорта российских образовательных услуг.

При написании статьи была использована база данных международных соглашений в области образования, культуры, науки и техники, сформированная в июле 2013 г. в рамках совместного исследования Института международных организаций и международного сотрудничества и Национального фонда подготовки кадров.

Результаты анализа позволили выявить, что международные соглашения не в полной мере соответствуют приоритетным задачам страны в области науки и образования. Кроме того, ряд ключевых направлений сотрудничества нуждается в обеспечении необходимыми инструментами развития партнерства. В заключительном разделе делается вывод о необходимости создания национальной стратегии международного сотрудничества в области науки и образования, которая будет способствовать гармонизации целей, задач, показателей и действий при взаимодействии с другими странами в данной сфере.

Ключевые слова: международное сотрудничество в области науки и образования, академическая мобильность, интернационализация образования

Введение

В современном социально-экономическом контексте развития образовательных систем важную роль играют процессы глобализации и интернационализации высшего образования. Во всем мире усиливается конкуренция и сотрудничество между образовательными и научными организациями, активизируется обмен студентами, преподавателями, аспирантами и исследователями, получает широкое распространение дистанционное образование, возрастает роль непрерывного образования. Россия не остается в стороне от общемировых тенденций: в российских стратегических докумен-

150

МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

тах и отраслевых концепциях1 все чаще подчеркивается значимость развития международного сотрудничества для повышения конкурентоспособности российской системы образования и науки, экспорта образовательных услуг.

Эффективность сотрудничества определяется тем, насколько действия страны и используемые ресурсы отвечают ее приоритетам и позволяют достичь поставленных внутренних и внешних целей. В качестве основных ресурсов, определяющих успешность партнерства, можно выделить:

— Нормативно-правовую базу — двусторонние и многосторонние соглашения между правительствами, министерствами, отраслевыми ведомствами, институтами, организациями и др., способствующие стабильности партнерства.

— Инструменты реализации сотрудничества (программы). Программы обеспечивают непосредственно реализацию партнерства, целенаправленность и гибкость политики страны.

— Институты. Наличие институтов придает устойчивость и последовательность действиям страны, позволяет координировать различные направления сотрудничества. Такими институтами могут быть представительства стран (например, Российские центры науки и культуры), рабочие группы, советы, совместные университеты и др., созданные для координации сотрудничества в отдельном регионе и/ или решения локальных задач международного партнерства.

В статье представлен анализ нормативно-правовой и институциональной основы, программ международного сотрудничества на предмет их соответствия задачам, предусмотренным в российских стратегических документах:

— повышение качества образования и научных разработок (фундаментальной науки и инноваций) в приоритетных отраслях промышленности;

— развитие экспорта российских образовательных услуг.

Сфера международного сотрудничества в области науки и образования отличается широтой направлений, приоритетов и региональных особенностей, поэтому в рамках одной статьи не представляется возможным охватить все инициативы стран. Для ана-

1 В ходе подготовки статьи были проанализированы: Концепция долгосрочного социальноэкономического развития России на период до 2020 г. (одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1662); Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 12 февраля 2013 г.); Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 8 декабря 2011 г. № 2227); Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию (утверждена Президентом Российской Федерации 14 июня 2007 г.), а также отраслевые нормативно-правовые акты: Федеральный закон «Об образовании» (от 29 декабря 2012 г.); Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г.); Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 гг. (утверждена 15 мая 2013 г.); Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях (от 18 октября 2012 г.), а также стратегии развития приоритетных отраслей промышленности: Стратегия развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2015 г.; Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 г.; Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 г.; Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.; Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г.; Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 г.; Стратегия развития металлургической промышленности России на период до 2020 г.; Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 г. и на дальнейшую перспективу; Стратегия развития тяжелого машиностроения до 2020 г.; Стратегия развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010—2020 гг. и на перспективу до 2030 г.; Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г.; Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 г.

151

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)

лиза были отобраны международные соглашения, заключенные на уровне правительств и отраслевых министерств, а также государственные/национальные инициативы. В статье не рассматривается деятельность отдельных вузов, организаций, институтов, ответственных за координацию сотрудничества в отдельных странах (рабочие группы, совместные университеты и др.), а также программы, финансируемые полностью или частично другими странами.

При написании статьи автор опирается на результаты исследования, проведенного Институтом международных организаций и международного сотрудничества и Национальным фондом подготовки кадров в августе 2013 г.2 В ходе исследования была сформирована база данных международных соглашений в области образования, культуры, науки и техники, в которую вошли 290 двусторонних и многосторонних соглашений России с другими странами, документы международных организаций/объединений3.

Приоритеты международного сотрудничества в области науки и образования

Стратегическая цель реформирования российской системы образования — повышение ее конкурентоспособности на международном пространстве и модернизация экономики. Основными задачами преобразований, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. (2008) являются:

— Повышение качества научных исследований и разработок (фундаментальной науки и инноваций). Ключевыми направлениями международного сотрудничества для развития научного сектора должны стать мобильность исследователей и специалистов, привлечение ведущих ученых к проведению исследований и преподаванию в российских вузах, поддержка молодых ученых.

— Повышение качества образования. Важными направлениями международного сотрудничества в области образования являются обмены учеными, преподавателями, студентами; развитие институциональной мобильности и мобильности программ. Одним из показателей достижения данной задачи будут служить позиции российских образовательных учреждений в начале рейтинг-листа результатов международных сопоставительных исследований.

— Развитие экспорта образовательных услуг. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., доход от обучения иностранных студентов в российских вузах должен составить не менее 10% объема финансирования системы образования.

В ряде стратегических документов заданы показатели академической мобильности студентов и преподавателей, позволяющей обеспечить новые уровни взаимодействия различных образовательных и экономических систем, организацию стажировок и обучение специалистов в ведущих зарубежных образовательных центрах. Согласно основным документам стратегического развития России, к 2020 г. должна быть увеличена доля:

1) иностранных студентов, обучающихся в России, до 5% от общего числа студентов;

2 Более подробную информацию о проекте можно найти на сайте НФПК. Режим доступа: http:// intpr.ntf.ru/p80aa1detales83.html (дата обращения: 05.01.2014).

3 База данных включает действительные соглашения, заключенные до августа 2013 г.

152

МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

2) профессорско-преподавательского состава, прошедшего стажировки в ведущих российских и зарубежных университетах и научных центрах, в общей численности ППС вузов до 12% [ГП «Развитие образования», 2013];

3) российских студентов, прошедших в течение учебного года обучение в зарубежном вузе не менее одного семестра (кроме вузов государств — участников Содружества Независимых Государств) до 6% в общей численности студентов вузов [Там же].

Российские стратегические документы предполагают решение широкого круга задач по модернизации системы высшего образования, значимая роль в решении которых отводится развитию академической мобильности (физическим обменам, совместным программам), а также привлечению зарубежных преподавателей и ученых.

Повышение качества образования и научных разработок

Международное сотрудничество опирается на двусторонние и многосторонние соглашения в области образования, культуры, науки и техники. В основном соглашения носят общий характер. Например, о сотрудничестве в гуманитарной сфере (науки, образования, культуры и спорта) или в области образования и культуры. Часть соглашений заключены для решения локальных задач, например, о совместной подготовке специалистов в конкретных отраслях промышленности (табл. 1)4.

Площадками многостороннего сотрудничества России с другими странами по науке и образованию выступают международные организации и объединения: Европейский союз, Совет глав государств СНГ, Арктический совет, Совет государств Балтийского моря, Шанхайская организация сотрудничества, Совет Баренцева / Евроарктического региона, ЕврАзЭС, БРИКС, АСЕАН, АТЭС, Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС).

Среди действующих международных соглашений больше половины (56,6%) заключены до 1999 г., примерно треть — до 1992 г. включительно (рис. 1).

Практика соглашений дифференцирована в зависимости от региональных приоритетов России и целей присутствия страны в конкретном регионе. К примеру, развитие интеграционных процессов в области образования на пространстве СНГ рассматривается в том числе как способ укрепления позиций России в этом регионе.

Наиболее полно обеспечено двусторонними и многосторонними соглашениями партнерство в области образования, науки и техники со странами Европейского союза и СНГ.

Партнерство со странами ЕС опирается на ряд общих многосторонних соглашений о сотрудничестве в области науки и образования, отраслевые соглашения5, а также широкую базу двусторонних соглашений. Ключевыми документами, определяющими взаимодействие стран, являются «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве»6, «Со-

4 К примеру, с Казахстаном подписаны несколько соглашений о подготовке специалистов — граждан Казахстана в области космической техники (1995 г.), о подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации (1994 г.), о деятельности общеобразовательных учреждений с казахским языком обучения г. Байконур (2006 г.). С Францией подписан меморандум о подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (2006 г.). С Украиной и Азербайджаном существуют отдельные соглашения о сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. С Монголией и Таджикистаном приняты соглашения о военной подготовке несовершеннолетних граждан.

5 К примеру, в области атомной энергетики принят ряд отраслевых соглашений о сотрудничестве в области ядерной безопасности (2001 г.) и в области управляемого термоядерного синтеза (2001 г.).

6 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (Корфу, 24 июня 1994 г.).

153

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)

С 2010 по 2013 г.

15,2%

До 1992 г. 30,0%

С 2000 по 2009 г. 28,3%

С 1993 по 1999 г. 26,6%

Рис. 1. Даты подписания действующих международных соглашений, % (п = 290)

глашение в области науки и технологий (2000 г., соглашение о пролонгации 2009 г.)», Заявление «Партнерство для модернизации» (2010 г.), а также дорожные карты по общему пространству науки и образования и по общему экономическому пространству. Россия также активно сотрудничает с отдельными странами ЕС в рамках двусторонних соглашений, которые дополняют приоритетные направления, зафиксированные в «Соглашении о партнерстве и сотрудничестве», некоторые из них содержат целевые показатели по обмену студентами и преподавателями (договоры с Германией, Венгрией, Румынией, Словакией).

Со странами СНГ также сложилась богатая нормативно-правовая основа партнерства: приняты как общие соглашения в области науки и образования7, так и отраслевые8, а также специальные — по развитию приоритетных направлений в образовании (например, дистанционного образования, обучения взрослых и др.)9. Так же как и на европейском пространстве высшего образования, на территории СНГ происходят интеграционные процессы, которые поддерживаются «Соглашением о сотрудничестве по

7 Соглашение о сотрудничестве в области образования (Ташкент, 1992 г.). Обеспечение равного доступа к образованию на всей территории СНГ подкрепляется Соглашением о предоставлении равных прав гражданам государств — участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (1998 г.) и Соглашением об обеспечении гражданам государств — участников Содружества Независимых Государств доступа в общеобразовательные учреждения на условиях, предоставленных гражданам этих государств, а также о социальной защите обучающихся и педагогических работников общеобразовательных учреждений (2004 г.). Признание документов об образовании поддерживается Соглашением о взаимном признании и эквивалентности документов о среднем (общем) образовании, начальном профессиональном и среднем профессиональном (специальном) образовании (2004 г.) и Соглашением о механизме взаимного признания и установления эквивалентности документов об ученых степенях в государствах — членах евразийского экономического сообщества (Душанбе, 27 сентября 2005 г.).

8 В области образования существует ряд специализированных многосторонних соглашений по подготовке кадров для ядерной и радиационной, добывающей отраслей: Соглашение о сотрудничестве в области подготовки специалистов по радиоэкологии, радиационной безопасности, радиобиологии и смежным наукам (2000 г.), Соглашение о сотрудничестве в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов в области использования природного и сжиженного газа в качестве моторного топлива (2010 г.).

9 Данные приоритеты находят отражение в Соглашении о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых (1997 г.); Решении о Концепции развития дистанционного обучения в государствах — участниках Содружества Независимых Государств (Утверждение Концепции) (2007 г.), Соглашении о координации работ в области информатизации систем образования государств — участников СНГ (2007 г.).

154

МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств (1997)». В отличие от интеграционных процессов на европейском образовательном пространстве, направленных, прежде всего, на высшее образование, интеграционные процессы на пространстве СНГ включают все уровни образования10.

С другими регионами соглашения носят менее системный характер и не охватывают всех приоритетных направлений сотрудничества. Например, большинство соглашений со странами Африки и Латинской Америки направлены на признание дипломов об образовании. Подобные соглашения позволяют принимать студентов на обучение в российские учебные заведения, но не выражают намерений стран развивать более глубокое и разностороннее сотрудничество в области науки и образования.

Таблица 1. Количество двусторонних соглашений по типам и регионам

(одно соглашение могло быть отнесено к нескольким регионам)

Типы двусторонних соглашений/ количество документов Регионы

О (?) V о Я 3 i м S О БЕАР, Арктика Африка Балканский регион Ближний Восток СНГ Балтийские страны О Ы Латинская Америка Южная Осетия, Абхазия

Общие соглашения о сотрудничестве в области науки, культуры, образования, спорта 6 1 2 1 4 3 10 15 3 1

Соглашения о научно-техническом сотрудничестве 8 8 1 2 2 7 3 10 15 3

Соглашение о сотрудничестве в области культуры 4 1 3 6 1 1

Соглашение о признании документов об образовании 7 11 29 4 2 6 1 7 8 1

Соглашение о сотрудничестве в области образования 10 4 1 5 1 18 1 4 1

Меморандум о взаимопонимании/ сотрудничестве в области образования 1 1 1 1 3

Меморандум о взаимопонимании/ сотрудничестве в области культуры 1

Общий меморандум о взаимопонимании/ сотрудничестве в области образования/ культуры 1 1

Меморандум о взаимопонимании/ сотрудничестве в области физической культуры и спорта 1 4

Международные соглашения дифференцированы не только в зависимости от региональных приоритетов, но и предусмотренных в них форм / направлений сотрудничества. Представленные в табл. 2 данные позволяют судить о том, насколько часто Россия стремится поддерживать то или иное направление сотрудничества, заявляет о своих приоритетах в соглашениях с другими странами. Чаще других в соглашениях

10 Помимо многосторонних соглашений, на пространстве СНГ зафиксировано 47 двусторонних соглашений (большая часть с Азербайджаном, Арменией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Украиной).

155

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)

упоминаются такие направления сотрудничества, как проведение совместных исследований с зарубежными учеными (23,1%), содействие сотрудничеству между образовательными и научными организациями стран (23,8%) и развитие физических обменов учеными (23,8%), специалистами (20%), студентами и преподавателями (19,7% и 18,6% соответственно).

Менее 10% соглашений поддерживают реализацию совместных образовательных и стипендиальных программ. В соглашениях, как правило, в качестве отдельной категории не выделяются молодые ученые, в то время как развитие молодого поколения ученых и «омоложение российской науки» являются актуальными задачами развития научного сектора. Также незначительное внимание уделяется мобильности административно-управленческих кадров вузов (табл. 2).

Таблица 2. Направления сотрудничества, поддерживаемые странами в международных соглашениях (% от числа международных соглашений, n = 290)

Направления сотрудничества, предусмотренные в международных соглашениях Количество упоминаний в международных соглашениях % от общего числа международных соглашений

Содействие сотрудничеству между образовательными и научными организациями стран 69 23,8

Обмен учеными, исследователями, научными сотрудниками 69 23,8

Проведение совместных исследований, создание совместных организаций и временных исследовательских групп 67 23,1

Обмен специалистами, сотрудниками и руководителями предприятий 58 20

Обмен студентами и аспирантами 57 19,7

Обмен преподавателями вузов 54 18,6

Реализация совместных программ 18 6,2

Совместные стипендиальные программы 8 2,8

Содействие в организации/создание филиалов образовательных учреждений 7 2,4

Обмен молодыми учеными 5 1,7

Обмен административно-управленческими кадрами вузов 2 0,7

Пятая часть международных соглашений (20%) выражает намерения стран развивать мобильность специалистов, сотрудников и руководителей предприятий11. Обмены специалистами могут содействовать модернизации и подготовке/переподготовке кадров, формированию системы непрерывного образования в течение всей жизни. Подобные соглашения будут обладать наибольшим потенциалом для достижения стратегических задач, если предусматривают сотрудничество стран в приоритетных для России отраслях промышленности. Из 47 двусторонних соглашений о научно-техническом сотрудничестве лишь шесть документов поддерживают развитие приоритетных для России отраслей промышленности, т.е. содержат положения о сотрудничестве в этих сфе-

11 Как правило, развитие мобильности специалистов и сотрудников предусмотрено в соглашениях о научно-техническом сотрудничестве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

156

МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

рах (со странами СНГ, США, Германией)12. Отчасти такое положение связано с тем, что больше половины соглашений (39 из 47) заключены до 1999 г. включительно (рис. 2).

В этих соглашениях предусмотрены совместная подготовка кадров, академические обмены, содействие сотрудничеству между образовательными и научными организациями. Следует отметить, что в рассмотренных соглашениях остались без внимания обмены молодыми исследователями. Исключение составляет двустороннее соглашение с США, направленное на развитие обменов молодыми учеными в области информационно-коммуникационных технологий.

С 2000 по 2009 г. 5 соглашений

С 1993 по 1999 г. 24 соглашения

С 2010 по 2013 г. 3 соглашения

До 1992 г.

15 соглашений

Рис. 2. Количество двусторонних научно-технических соглашений, заключенных в разные периоды времени

Основным инструментом реализации международного сотрудничества являются программы. Во многих инициативах, реализуемых в отдельных регионах и направленных на обмены учеными и проведение исследований, Россия имеет статус странового партнера, т.е. не участвует в финансировании и не оказывает влияния на ход реализации программ. Тем не менее российские вузы или отдельные граждане могут принимать в них участие. Например, американская программа «Фулбрайт», европейские инициативы «Эразмус-Мундус», «Жан Моне» и др. Подобные инструменты не позволяют продвигать национальные интересы, выбирать приоритетные для России направления исследований и регулировать целевые показатели. В ряде инициатив Россия участвует как полноправный партнер, софинансирует их реализацию. Например, поддержка деятельности совместных университетов на пространстве СНГ: Славянского университета в Киргизии и Армении, Российско-Таджикского (Славянского) университета.

Инструменты развития международного сотрудничества, инициируемые и реализуемые исключительно Россией, можно разделить (в зависимости от того, кто получает финансирование) на программы поддержки вузов и отдельных граждан.

12 Для оценки соответствия соглашений о научно-техническом сотрудничестве задачам повышения качества научных разработок в приоритетных отраслях промышленности были выделены договоры, в которых указаны ключевые отрасли сотрудничества, согласно стратегическим документам РФ. В ходе анализа рассматривались следующие группы отраслей промышленности: 1) медицинские и биотехнологии; 2) информационно-коммуникационные технологии; 3) авиакосмические технологии; 4) ядерные и радиационные технологии; 5) энергетика; 6) технологии транспорта; 7) технологии металлургии и новые материалы; 8) добыча природных ресурсов и нефтегазопереработка; 9) электроника и машиностроение; 10) экология и освоение океана; 11) текстильная и легкая промышленность.

157

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)

Россия выбрала для себя ключевой стратегией интеграции в международное образовательное и научное пространство развитие интернационализации деятельности ведущих вузов (в том числе научно-исследовательских и федеральных университетов)13. К примеру, программа поддержки 15 ведущих вузов14 [Министерство образования и науки РФ, 2013] включает развитие физической мобильности, реализацию совместных образовательных программ, исследований с зарубежными вузами и нацелена на достижение следующих задач и показателей к 2015 г.:

— Повышение академической мобильности профессорско-преподавательского состава вузов. Участие не менее 2% научно-педагогических сотрудников вузов ежегодно в программах академической мобильности в форме стажировок, курсов повышения квалификации и т.д.

— Увеличение численности иностранных студентов. Обучение в ведущих вузах не менее 5% иностранных студентов от общего количества студентов, при сроке их обучения не менее 1 месяца.

— Проведение научных разработок совместно с ведущими мировыми научными центрами. Реализация не менее 10 научно-исследовательских проектов с привлечением к их руководству ведущих зарубежных и российских ученых.

— Внедрение совместных образовательных программ. Создание и внедрение в образовательный процесс не менее 80 совместных образовательных программ с ведущими зарубежными вузами и научными центрами.

Международная практика показывает, что многие страны используют похожую тактику поддержки ведущих вузов и научных организаций для модернизации и развития национальной системы образования. Например, Китай, Япония, Австралия, Германия, Франция и др. Вместе с тем исследователи приходят к выводу, что наряду с финансированием институтов необходима целенаправленная поддержка других участников системы образования. Д. Салми и И. Фрумин (2013) в своем анализе стратегий достижения конкурентоспособности университетов в разных странах подчеркивают, что для успешных реформ образовательных систем необходима поддержка не только ведущих образовательных и научных организаций, но и молодых ученых.

Кроме того, отсутствие равного доступа к инструментам поддержки ученых может способствовать оттоку молодых кадров из страны. По данным исследований, «утечка умов» происходит практически из всех отраслей, но большая часть приходится на те направления науки, с которыми связаны надежды на «инновационный прорыв» в развитии страны, т.е. входящие в приоритетные отрасли промышленности: космические технологии, прикладная и теоретическая физика, химические технологии, биохимия, микробиология, генетика, математика и программирование [Рязанцев, Письменная, 2013].

Инструменты мобильности отдельных граждан в большей степени направлены на привлечение зарубежных ученых и иностранных студентов, проведение совместных исследований. Программа по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования [Постановление Правительства РФ, 2010] предусматривает в 2013—2016 гг. гранты на совместные исследования российских и зарубежных ученых по широкому кругу специальностей. Общий объем выделяемых грантов составит 10,98 млрд руб. на весь период реализа-

13 А также 55 вузов Минобрнауки России, которые стали победителями конкурса программ стратегического развития. В программах развития вузов также предусмотрены задачи по развитию интернационализации. Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/press/reliz/9138/ (дата обращения: 21.01.2014).

14 Постановление Правительства России от 16 марта 2013 г. № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров».

158

МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

ции программы (четыре года). Постановление № 89115 [Постановление Правительства РФ, 2013] позволяет принять иностранных граждан и соотечественников на обучение (в том числе на программы среднего профессионального образования) за счет федерального бюджета (не более 15 тыс. человек в год). В 2012 г. большая часть квот (58,8%) была выделена странам Африки, ряду стран Латинской Америки и Ближнего Востока. Данные регионы являются приоритетными для оказания помощи в рамках политики содействия международному развитию [МИД РФ, 2007]. Около 30% бюджетных мест предоставлено гражданам СНГ и 11,4% — студентам других стран дальнего зарубежья (из 39 стран)16. Таким образом, данный инструмент направлен, наряду с повышением числа иностранных студентов, на становление России как нового донора в системе СМР и решение других геополитических задач на пространстве СНГ. При регулировании механизма отбора студентов и распределения квот между регионами потенциал программы может быть использован и для привлечения наиболее талантливой молодежи (и тем самым для повышения конкурентоспособности российской системы образования); подготовки зарубежных специалистов в сферах, которые являются наиболее значимыми для сотрудничества с другими странами и др.

Развитие исходящей мобильности российских граждан (специалистов, студентов, преподавателей, ученых) также поддерживается рядом инструментов. Международные стажировки специалистов российских предприятий осуществляются по Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012—2014 гг.17 В 2013 г. стажировки были организованы для 472 российских специалистов (большинство заняты в энергетической области и ресурсосбережении) в 93 зарубежных организациях (в том числе научных), большая часть которых находится в Германии18. С целью развития мобильности российских студентов реализуется ежегодная стипендиальная программа Президента РФ на обучение за рубежом19. Ежегодно выделяется 40 стипендий для студентов и 60 — для аспирантов.

Программы поддержки университетов прежде всего нацелены на вхождение ведущих вузов в сотню лидеров международных рейтингов, развитие экспорта российского образования. Спорным остается вопрос — возможно ли в отсутствие баланса инструментов международного сотрудничества (предназначенных для ведущих институтов и отдельных участников образования) решить задачу повышения качества образования и модернизации всего пространства высшего образования в России.

Развитие экспорта российских образовательных услуг

Для решения такой стратегической задачи как развитие экспорта российских образовательных услуг необходимо формирование положительного отношения к России, повышение ее привлекательности для студентов, преподавателей, ученых за счет обменов будущими лидерами, знакомства с культурой и языком страны. Помимо партнерства в

15 Постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. N 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

16 Всего в программе приняли участие 10476 человек (данные Национального фонда подготовки кадров).

17 Сайт Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров. Режим доступа: http://engineer-cadry.ru/mainpage (дата обращения: 04.01.2014).

18 Отчетная презентация Национального фонда подготовки кадров по итогам Программы.

19 Сайт Программы стипендий президента на обучение за рубежом. Режим доступа: http://www. president-mobility.ru/node/14 (дата обращения: 03.01.2014).

159

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)

области образования, науки и техники необходимо расширение сотрудничества в области культуры, развитие международного диалога на уровне гражданского общества.

Двусторонние соглашения в области культуры и гуманитарного сотрудничества (в том числе договоры о создании центров науки и культуры, о молодежных обменах, содействии изучению русского языка и др.) имеют широкий региональный охват. На пространстве СНГ соглашения приняты со всеми странами, за исключением Узбекистана и Молдавии. Со странами ЕС Россия подписала 15 общих соглашений о гуманитарном сотрудничестве (в области науки, культуры, образования, спорта): с Великобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией, Люксембургом, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией, Финляндией, Чехией, Венгрией20, а также семь отдельных соглашений по культуре — с Германией (4 договора), Испанией, Францией, Италией. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона Россия заключила соглашения о сотрудничестве в области культуры с Китаем, Кореей и Японией.

В международных соглашениях Россия продвигает свои интересы, в частности направленные на популяризацию русского языка и культуры через содействие изучению языка и проведение совместных мероприятий. Намерения России содействовать изучению русского языка и культуры в других странах нашли отражение в 51 международном соглашении (все соглашения приняты после 1992 г. включительно). Наибольшее число двусторонних соглашений в области русского языка заключены со странами СНГ и Европейского союза. С Францией, Германией, Италией, Китаем у России есть специальные соглашения по содействию обучению русскому языку и языку страны-партнера. Соглашение с Италией касается организации в общеобразовательных учреждениях двуязычных классов с преподаванием на русском и итальянском языках. Продвижение русского языка также поддерживается в рамках многосторонних соглашений со странами ЕС и СНГ21.

Такие направления сотрудничества как школьные и молодежные обмены,22 мобильность специалистов в области СМИ, культуры и спорта, развитие диалога на уровне гражданского общества (НКО) отмечены менее чем в 10% соглашений.

Обзор российских инициатив по развитию культурного диалога позволяет сделать вывод, что основной стратегией страны является популяризация и продвижение русского языка и культуры, содействие изучению русского языка. С 2011 г. Россия реализует крупную федеральную программу «Русский язык», рассчитанную на 2011—2015 гг.23 Программа нацелена на сохранение и распространение русского языка, в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом. В этом документе русскому языку отводится особая роль — основы интеграционных процессов на пространстве СНГ и Прибалтики. «Программа работы с соотечественниками, проживающими за рубежом, на 2012—2014 гг.» также предусматривает мероприятия по распространению русского языка и культуры (культуры стран народов России) за рубежом, проведение различных

20 С некоторыми странами подписано несколько соглашений.

21 «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны» (Корфу, 24 июня 1994 г.) и «Соглашение об обеспечении гражданам государств-участников Содружества Независимых Государств доступа в общеобразовательные учреждения на условиях, предоставленных гражданам этих государств, а также о социальной защите обучающихся и педагогических работников общеобразовательных учреждений» (Чолпон-Ата, 16 апреля 2004 г.).

22 В области молодежных обменов существуют специальные соглашения с Германией (2004 г.) и Японией (1999 г.).

23 Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011—2015 гг. // Сайт Россотрудничество. Режим доступа: http://rs.gov.ru/taxonomy/term/184 (дата обращения: 04.01.2014).

160

МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Таблица 3. Направления сотрудничества, поддерживаемые странами в международных соглашениях (% от числа международных соглашений, n = 290)

Направления сотрудничества, зафиксированные в двусторонних и многосторонних международных соглашениях Количество упоминаний в международных соглашениях % от общего числа международных соглашений

Содействие изучению языка страны-партнера по соглашению 52 17,9

Популяризация русского языка за рубежом, содействие изучению русского языка 51 17,6

Проведение совместных мероприятий (конференций, семинаров, выставок) 49 16,9

Создание и поддержка культурных центров 18 6,2

Молодежные обмены 18 6,2

Обмен специалистами в области СМИ, культуры и спорта 18 6,2

Содействие сотрудничеству между организациями культуры, общественными организациями, творческими союзами и др. 17 5,9

Обмен школьниками 9 3,1

мероприятий: конгресса и конференции соотечественников, международных тематических конференций и др.24

Молодежным обменам, обменам будущими лидерами уделяется меньше внимания. Поддержка молодежных обменов осуществляется в рамках программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств «Новое поколение»25. В 2011 г. основными региональными приоритетами программы были страны СНГ и США, с 2012 по 2014 г. к программе могут быть подключены другие государства. Данная программа скорее направлена на установление и поддержание контактов с молодыми лидерами стран и не может в полной мере содействовать развитию экспорта российских образовательных услуг. Средний возраст молодых лидеров, посетивших итоговую конференцию участников программы «Новое поколение» в 2013 г., составил 30 лет26. Для развития экспорта образовательных услуг необходимы программы обменов будущими лидерами (школьниками, студентами), теми, кто может получить или продолжить образование в России по программам бакалавриата / магистратуры / аспирантуры.

Институциональной основой реализации международного сотрудничества являются представительства Россотрудничества27, совместные университеты, рабочие группы и др. Единым институтом, позволяющим координировать решение целого спектра задач в разных регионах, является сеть Российских центров науки и культуры (и пред-

24 Программа работы с соотечественниками за рубежом на 2013—2014 гг. // Сайт Россотрудниче-ство. Режим доступа: http://rs.gov.ru/taxonomy/term/186 (дата обращения: 04.01.2014).

25 Программа «Новое поколение» // Сайт Россотрудничество. Режим доступа: http://rs.gov.ru/ taxonomy/term/195 (дата обращения: 04.01.2014).

26 Мероприятие проведено МГГУ им. М.А. Шолохова в ноябре 2014 г.

27 Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотруд-ничество).

161

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)

ставительств Россострудничества)28, остальные организации решают локальные задачи или осуществляют взаимодействие в отдельных странах.

В мире функционируют 59 Российских центров науки и культуры (РЦНК) и представительств Россотрудничества в 77 странах, их деятельность осуществляется в рамках двусторонних соглашений. На пространстве СНГ действуют 13 РЦНК в 10 странах29. Из европейских стран РЦНК не представлены в Нидерландах, Ирландии, Швеции, Латвии и Эстонии. С этими странами у России нет двусторонних соглашений по поддержке русского языка и деятельности культурных центров.

Наряду с РЦНК работают центры Фонда Русский мир, который создан Указом Президента в 2007 г. для популяризации и поддержки изучения русского языка в России и за рубежом. К 2012 г. насчитывалось 89 центров Фонда Русский мир в 41 стране30. Деятельность Фонда охватывает страны СНГ, ЕС, Балтии, Азии и Балканы. Менее представлены Центры Фонда на Ближнем Востоке, странах Латинской Америки, полностью отсутствуют в Африке. В Прибалтике открыто пять центров: в Литве, Латвии и Эстонии.

Некоторые функции Фонда совпадают с задачами Россотрудничества в части популяризации русского языка и культуры, поддержки изучения русского языка. В отличие от Россотрудничества, имеющего широкий набор задач (развитие гуманитарного сотрудничества, поддержка соотечественников, проживающих за рубежом и др.), деятельность Фонда Русский мир в большей степени сосредоточена на содействии изучению русского языка и популяризации культуры. Также в функции Фонда входит содействие экспертным, научным и образовательным обменам в области русского языка и культуры. Обе организации (Россотрудничество и Фонд Русский мир) призваны содействовать экспорту российских образовательных услуг.

На данном этапе программы, реализуемые РЦНК и Фондом, прежде всего направлены на формирование положительного имиджа страны, популяризацию русского языка и культуры, поддержку соотечественников. В функции данных институтов могут быть включены задачи по информационному сопровождению развития академической мобильности, формированию благоприятного отношения к российской системе образования и российским вузам в частности, привлечению иностранных студентов и специалистов, содействию установлению партнерских отношений между образовательными и научными организациями стран. Схожими функциями обладают некоторые иностранные посольства и центры. К примеру, посольство Великобритании реализует проекты, направленные на развитие сотрудничества между российскими и британскими учеными в области космических технологий, обмен опытом, реализацию совместных исследовательских проектов.

По опыту зарубежных стран, координирующие институты не наделяются исключительными функциями в процессе реализации программ международного сотрудничества, а осуществляют гармонизацию отдельных направлений и инициатив страны. Это особенно важно при осуществлении действий по различным направлениям применения «мягкой силы», чтобы сделать присутствие в странах-партнерах более стабиль-

28 Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).

29 Сайт Россотрудничества. Режим доступа: http://rs.gov.ru/node/28132 (дата обращения: 04.01. 2014).

30 Сайт Фонда Русский мир. Режим доступа: http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/ (дата обращения: 04.01.2014).

162

МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

ным, а действия страны более последовательными. Кроме того, в странах присутствия проще сформировать доверие к одному институту и его инициативам.

Заключение

Для достижения поставленных стратегических задач Россия обладает достаточно широкой базой международных соглашений в области науки, образования, культуры, гуманитарного сотрудничества. Действующие соглашения способствуют достижению таких задач, как привлечение зарубежных ученых, проведение совместных исследований, обмены учеными, студентами, преподавателями, специалистами, продвижение русского языка и культуры. В то же время в нормативно-правовой базе практически не нашли отражения такие приоритеты, как поддержка административно-управленческих кадров вузов и молодых ученых, развитие молодежных обменов.

Существующие инициативы по развитию международного сотрудничества сосредоточены в большей степени на поддержке интернационализации деятельности ведущих вузов, в меньшей степени в российской практике представлены инструменты исходящей мобильности отдельных граждан. Такое распределение усилий соответствует задаче вхождения ведущих вузов в сотню лидеров международных рейтингов, но не отвечает в полной мере цели повышения качества образования, а также не обеспечивает равного доступа участников системы образования к ключевым национальным инструментам интернационализации. Дополнительными инструментами международного сотрудничества могут стать программы мобильности российских студентов, ученых и преподавателей.

Для формирования положительного отношения к российской системе образования и стране в целом могут быть созданы программы для молодежи и школьников. Зарубежный опыт показывает, что при реализации молодежной политики страны не ограничиваются развитием академических обменов, а включают поддержку творческой молодежи, молодежного предпринимательства и др. Используя опыт других стран, Россия может существенно обогатить свою молодежную политику новыми формами и инструментами международного сотрудничества.

Работа над статьей показала, что доступные в открытых источниках базы международных соглашений в области образования и науки не являются исчерпывающими (к примеру, не включают документы международных организаций и объединений), а также не позволяют систематизировать и анализировать нормативно-правовые акты. Механизм реализации некоторых программ также нельзя назвать прозрачным — не всегда доступна информация о результатах программ и оценке их эффективности.

Институциональной основой реализации международного сотрудничества являются представительства Россотрудничества и Российские центры науки и культуры (РЦНК), наделенные широкими полномочиями. В их функции также могут быть включены: информационное сопровождение развития академической мобильности, привлечение иностранных студентов и специалистов, содействие установлению партнерских отношений между образовательными и научными организациями стран. РЦНК могут обеспечивать необходимую координацию при реализации отдельных направлений и инструментов международного сотрудничества.

Кроме того, последовательность реализации международного сотрудничества в области образования и науки может придать национальная концепция интернационализации (или академической мобильности и др.), предусмотренная Стратегией мобильности ЕВПО 2020 (в продолжение развития принципов Болонской декларации).

163

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)

Такой инструмент координации может способствовать гармонизации целей, задач, показателей и действий страны в области международного сотрудничества, а значит, сделает процесс интеграции России в международное образовательное и научное пространство более эффективным и целенаправленным.

Представленный в статье обзор международных соглашений позволяет сделать вывод, что Россия обладает большими нормативно-правовыми ресурсами для развития международного партнерства и достижения стратегических целей. На следующем этапе интернационализации образования необходимо обновление соглашений, в соответствии с приоритетами социально-экономического развития и развития образования; создание соответствующих программ и других инструментов; внедрение системы анализа их эффективности; координация направлений и инструментов партнерства на основе укрепления существующих институтов.

Литература

ГП «Развитие образования» (2013) Государственная программа «Развитие образования» на 2013— 2020 гг. // Портал КонсультантПлюс. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=146497 (дата обращения: 03.01.2014).

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. (2008) // Портал КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_

LAW_90601/?frame=1 (дата обращения: 14.01.2014).

МИД РФ (2007) Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию // Сайт Министерства иностранных дел РФ. Режим доступа: http://wwwmid.ru/brp_4.nsf/sps/571 FEF3D5281FE45C32573050023894F (дата обращения: 04.01.2014).

Министерство науки и образования РФ (2013) Постановление Правительства России от 16 марта 2013 г. № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» // Сайт МОН РФ. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/3208 (дата обращения:

04.01.2014) .

Постановление Правительства РФ (2010) Постановление РФ № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования» // Сайт программы. Режим доступа: http://www.p220.ru/regulations/regulations/ (дата обращения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

04.01.2014) .

Постановление Правительства РФ (2013) Постановление № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Режим доступа: http:// wwwrg.ru/2013/10/10/obuchenie-site-dok.html (дата обращения: 04.01.2014).

Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. (2013) Эмиграция ученых из России: «циркуляция» или «утечка» умов // СОЦИС. № 4 (336). С. 27.

Салми Д., Фрумин И.Д. (2013) Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Вестник образования. № 1. Режим доступа: http://vo.hse.ru/ attachment.aspx?Id=826 (дата обращения: 02.01.2014).

Федеральный закон РФ (2010) Федеральный закон РФ № 244 «Об инновационном центре “Сколково”» от 28 сентября // Российская газета. № 5299. 30 сентября. Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/09/30/ skolkovo-dok.html (дата обращения: 04.01.2014).

164

International Science and Education Cooperation: Russian Priorities and Instruments

I. Lazutina

Irina Lazutina — Researcher of Center for International Comparative Studies of the International Organisations Research Institute, National Research University Higher School of Economics; 20, Myasnitskaya, 101000 Moscow, Russian Federation; E-mail: ILazutina@hse.ru

Abstract

Russia’s strategic documents highlight the significance of international cooperation for the country’s education and science development. The effectiveness of such cooperation is depends on conformity of the country’s activities and resources with the priorities.

The article explores Russia’s agreements with other countries and the instruments of the international cooperation in the field of Education and Science. The author of the paper examines how bilateral and multilateral international agreements (including the documents of international organizations and associations) and existing instruments contribute to the achievement of the country strategic objectives such as the improvement of research and education quality, the development of the Russian education export.

The author uses the database of international agreements formed in July 2013 within the framework of the International Organizations Research Institute and the National Training Foundation joint project.

The results of the analyses show that the international agreements in the field of science and education do not fully comply with the country’s priorities. In addition, a number of key areas of cooperation need should be provided with targeted tools for relevant partnerships development. An overarching a national strategy of international cooperation in the field of science and education should be established, it will contribute to harmonization of the country’s goals and actions on international cooperation in education and research.

Key words: international science and education cooperation, academic mobility, internationalization of higher education

References

Federal'nyj zakon RF (2010) Federal'nyj zakon RF № 244 “Ob innovacionnom centre «Skolkovo”” ot 28 sen-tjabrja [Federal law of the Russian Federation № 244 About the innovative center “Skolkovo” September 28]. Rossijskajagazeta, no 5299, 30 September. Available at: http://www.rg.ru/2010/09/30/skolkovo-dok.html (accessed 04 January 2014).

GP “Razvitie obrazovanija” (2013) Gosudarstvennaja programma “Razvitie obrazovanija” na 2013—2020 gg. [State Program “Development of Education” 2013—2020]. Portal Konsul’tantPljus. Available at: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=146497 (accessed 03 January 2014).

Koncepcija dolgosrochnogo social’no-jekonomicheskogo razvitija RF na period do 2020 goda [Concept of Long-term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the Period up to the year 2020]. Portal Konsul’tantPljus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90601/lframeM (accessed 14 January 2014).

MID RF (2007) Koncepcija uchastija Rossijskoj Federacii v sodejstvii mezhdunarodnomu razvitiju [International Development Assistance Strategy of Russia]. Webpage of Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Available at: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/sps/571FEF3D5281FE45C32573050023894 F (accessed 04 January 2014).

Ministerstvo obrazovanija i nauki RF (2013) Postanovlenie Pravitel’stva Rossii ot 16 marta 2013 g. № 211 “O merah gosudarstvennoj podderzhki vedushhih universitetov Rossijskoj Federacii v celjah povyshenija ih

165

INTERNATIONAL ORGANISATIONS RESEARCH JOURNAL. Vol. 9. No 1 (2014)

konkurentosposobnosti sredi vedushhih mirovyh nauchno-obrazovatel’nyh centrov [Government Resolution No. 211 of March 16, 2013 On State Support Measures for Improving the Competitiveness of Russia’s Leading Universities among Leading Research and Education Centres]. Available at: http://минобрнауки.рф/ документы/3208 (accessed 04 January 2014).

Postanovlenie pravitel’stva RF (2010) Postanovlenie Pravitel’stva RF № 220 “O merah po privlecheniju vedushhih uchenyh v rossijskie obrazovatel’nye uchrezhdenija vysshego professional’nogo obrazovanija” [Government resolution № 220 “On measures designed to attract leading scientists to the Russian institutions of higher learning”]. Available at: http://www.p220.ru/regulations/regulations/ (accessed 04 January 2014).

Postanovlenie pravitel’stva RF (2013) Postanovlenie Pravitel’stva RF № 891 “Ob ustanovlenii kvoty na obrazovanie inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva v Rossijskoj Federacii” [Government resolution № 891 “Setting a quota on education of foreign residents and stateless persons in the Russian Federation”] Available at: http://www.rg.ru/2013/10/10/obuchenie-site-dok.html (accessed 04 January 2014).

Rjazancev S.V., Pis’mennaja E.E. (2013) Jemigracija uchenyh iz Rossii: “cirkuljacija” ili “utechka” umov [The emigration of scientists from Russia: “circulation” or “brain drain”]. SOCIS, no 4 (336), p. 27.

Salmi J., Froumin I. (2013) Kak gosudarstva dobivayutsa mejdunarodnoi konkurentosposobnosti universitetov: uroki dlya Rossii [How Nations Achieve International Competitiveness for Universities: Implications for the Russian Federation]. Voprosy Obrazovania, no 1. Available at: http://vo.hse.ru/attachment.aspx?Id=826 (accessed 02 January 2014).

166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.