5 См.: Антонов А. В. Системный анализ : учебник для вузов. М. : Высш. шк., 2004. С. 20-22.
6 Шадурский В. Г. Внешняя политика Франции (19452002). Минск : Изд-во БГУ, 2004. С. 102.
7 Стрельцов Д. В., Колдунова Е. В. Указ. соч. С. 146, 148.
8 См.: Шепелев М. А. Теорiя мiжнародних ввдносин : тдручник. Киев : Вища школа, 2004. С. 104.
9 Шлезингер А. М. Циклы американской истории : пер. с англ. М. : Прогресс ; Прогресс-Академия, 1992. С. 118.
10 См.: Быков О. Н. Национальные интересы и внешняя политика. М. : ИМЭМО РАН, 2010. С. 46.
11 См.: Основы общей теории международных отношений / под ред. А. С. Маныкина. М. : Изд-во МГУ, 2009. С. 338.
12 См.: Risse-Kappen T. Public Opinion, Domestic Structure and Foreign Policy in Liberal Democracies // World Politics. 1991. Vol. 43, № 4. Р. 482-483.
13 ШепелевМ. А. Указ. соч. С. 340.
14 См.: HermannM. G., Hermann C. F. Who Makes Foreign Policy Decisions and How : An Empirical Inquiry // International Studies Quarterly. Vol. 33. № 4. December 1989. Р. 363-364.
15 См.: ПашковскийП. И. Интеграционная политика России на постсоветском пространстве (1991-2011 гг.). Киев : Интерсервис, 2012 ; Его же. К вопросу о факторах принятия внешнеполитических решений // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. Материалы XI Международной научно-практической конференции (29 сентября 2015 г.). СПб. : Стратегия будущего. 2015. № 11.Т. 3. С. 88-90 ; Его же. Россия в международных системах : исторический опыт позиционирования // Теории и проблемы политических исследований. 2016. № 1. С. 41-53 ; Его же. Циклы модернизации и проблемы национальной безопасности России // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2016. № 1 (13). С. 14-20.
16 См.: Петровский В. Ф. Американская внешнеполитическая мысль : Критический обзор организации, методов и содержания буржуазных исследований в США по вопросам международных отношений и внешней политики. М. : Международные отношения, 1976. С. 81.
17 См.: Быков О. Н. Указ. соч. С. 26.
18 Там же. С. 30.
19 См.: Wolfers A. Discord and Collaboration : Essays on International Politics. Baltimore : The Johns Hopkins Press, 1962. P. 26.
20 См.: Пашковский П. И. Интеграционная политика России на постсоветском пространстве (1991-2011 гг.). С. 7 ; ШепелевМ. А. Указ. соч. С. 138.
21 См.: Allison G. T. Conceptual Models and «The Cuban Missile Crisis» // The American Political Science Review. 1969. Vol. 63, № 3. Р. 690.
22 См.: Мировая политика и международные отношения : учеб. пособие / под ред. С. А. Ланцова, В. А. Ачкасова. СПб. : Питер, 2007. С. 266-267.
23 См.: Allison G. T. Op. cit. Р. 690.
24 См.: Стрельцов Д. В., КолдуноваЕ. В. Указ. соч. С. 146.
25 См.: Лебедева М. М. Указ. соч. С. 315-318 ; Хол-сти О. Р. Кризисы, эскалация, война // Теория международных отношений : хрестоматия / под ред. П. А. Цыганкова. М. : Гардарики, 2002. С. 300-315.
26 Киссинджер Г. Дипломатия : пер. с англ. М. : Ладо-мир, 1997. С. 19.
27 Кокошин А. А. О системном и ментальном подходах к мирополитическим исследованиям : краткий очерк. 2-е изд, испр. и доп. М. : ЛЕНАНД, 2008. С. 68-69.
28 См.: Мировая политика и международные отношения. С. 270.
29 См.: Rose G. Neoclassical Realism and Theories of Foreign Policy // World Politics. 1998. № 51. Р. 160-161.
Образец для цитирования:
Пашковский П. И. Внешнеполитический механизм : проблемные теоретические аспекты исследования // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 452-456. Б01: 10.18500/1818-9601-2016-16-4-452-456.
УДК 327
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ В АТР
А. М. Бобыло
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток E-mail: [email protected]
В статье исследуются вопросы образовательной стратегии Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе в контексте ее геополитических задач и национальных интересов на современном историческом этапе. Рассматриваются ключевые инструменты и меры государственной поддержки по продвижению и интеграции системы российского образования в образовательное пространство АТР (совершенствование нормативно-правовой базы, реализация инновационных образовательных
проектов по поддержке национального образования, участие России в международных образовательных и экономических проектах со странами АТР, активизация работы в сфере развития гуманитарного сотрудничества за рубежом). На основе проведенного анализа строятся прогнозы и оцениваются перспективы дальнейшей работы по данному направлению. Ключевые слова: образование, Азиатско-Тихоокеанский регион, национальные интересы, гуманитарное сотрудничество,
интернационализация, совместные проекты, иностранные студенты, экспорт образования.
Educational Aspects of Russia's Policy in Asia-Pacific А. M. Bobylo
The article examines the issues of Russian educational strategy in the Asia-Pacific region in the context of its geopolitical objectives and national interests at the present stage of history. The key instruments and measures of state support for promotion and integration of Russian educational system to educational space of Asia-Pacific region (improvement of legislation, implementation of innovative educational projects for national education support, participation of Russia in international educational and economic projects with Asia-Pacific countries, intensification of work in the field of development the humanitarian cooperation abroad) are considered. Based on the analysis the prospects for further work in this area are estimated. Key words: education, Asia-Pacific region, national interests, humanitarian cooperation, internationalization, joint projects, foreign students, export of education.
DOI: 10.18500/1818-9601-2016-16-4-456-461
Активизация сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в настоящее время превращается в один из главных внешнеполитических приоритетов страны. Это обусловлено, с одной стороны, ее уникальным геополитическим положением - Россия имеет общие сухопутные и морские границы, обладает многовековым опытом взаимодействия со многими государствами, расположенными в данном регионе. С другой стороны, АТР фактически превратился в новый экономический и политический центр мира. Достаточно сказать, что сегодня четверть российского товарооборота приходится на страны данного региона.
Произошедший в начале XXI в. судьбоносный «поворот России на Восток» во многом предопределил внешнеполитические ориентиры страны на ближайшие десятилетия, к числу ко -торых относятся: возобновление политического, экономического и культурного присутствия в регионе; глубокая интеграция в региональные политические, экономические и культурные процессы, прежде всего, экономический подъем Сибири и Дальнего Востока; активизация сотрудничества со странами АТР в сфере обеспечения безопасности, глобальных вызовов человечеству, развития человеческого капитала и т.д.
Кроме того, в настоящее время стало вполне очевидным, что для формирования инновационной экономики и политической репутации России в Азиатско-Тихоокеанском регионе большое значение имеет именно качество развития человеческого потенциала. В современном мире многие страны в стратегии своего развития делают ставку на повышение эффективности образования, поскольку именно оно должно стать одним из факторов формирования новых общественных отношений и укрепления безопасности на
национальном, региональном и международном уровнях.
Сегодня нет никаких сомнений, что будущее Земли, ее безопасное существование во многом будут зависеть от скорости научно-технического прогресса; качества воспитания человека нового тысячелетия, готового к использованию продуктов нового технологического развития; формирования «личности безопасного типа»; перехода от «квалифицированного потребителя» к человеку-творцу, организованному, морально и интеллектуально вооруженному на основе современных социально-гуманитарных и интеллектуальных технологий.
Осознавая всю важность развития гуманитарного и культурного сотрудничества, Россия проводит активную политику по вхождению в мировое образовательное пространство, включая образовательное пространство АТР. Между Россией и странами АТР разрабатываются и реализуются программы образовательного и научно-технического сотрудничества. Среди них - различные масштабные международные проекты, которыми предусмотрено выделение правительственных стипендий на обучение, обмен студентами и преподавателями, активизация международного партнерства российских университетов с образовательными и научными учреждениями стран АТР (Китая, Вьетнама, Японии, Республики Корея, Сингапура и др.), создание международных ассоциаций университетов на двухсторонней и многосторонней основе (например, с Китаем, Республикой Корея, Вьетнамом).
Кроме того, достигнутые на правительственном уровне договоренности - о сотрудничестве между Россией и странами АТР (КНР, РК, Япония, Индонезия, Вьетнам и др.) в сфере топливной и атомной энергетики, гражданской авиатехники, фундаментальных космических исследований, военно-технического и торгово-экономического сотрудничества, строительства Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), глобального изменения климата на планете в связи с парниковым эффектом - дают основание полагать, что уже в ближайшее время от российских и азиатских университетов потребуются разработка совместных образовательных программ по подготовке специалистов, обладающих уникальными профессиональными знаниями и компетенциями для технологического осуществления разрабатываемых проектов, проведения их экономической, правовой и иной экспертизы, со знанием двух и более иностранных языков, создание совместных научно-исследовательских центров и лабораторий. Например, согласно экспертным оценкам, строительство к 2016 г. железной дороги для перевозки угля на острове Калимантан в Индонезии при участии российских специалистов обеспечит создание 2,5 тыс. рабочих мест и 10 тыс. в смежных отраслях, а строительство АЭС Ниньтуан-1 во Вьетнаме - от 4 до 7 тыс. чел.1
Не менее амбициозны и задачи по увеличению количества иностранных обучающихся, расширению студенческих обменов, определенные правительствами ряда стран АТР. Например, в КНР в настоящее время обучаются около 17 тыс. студентов из России, а в России - более 25 тыс. китайских студентов. В соответствии с утвержденным на государственном уровне планом, к 2020 г. Россия и Китай договорились довести общее число участников программ академических обменов до 100 тыс. чел.2. Во многом это связано с реализацией масштабных международных проектов между двумя странами в области совместного освоения углеводородных месторождений в Арктике, транспортной логистики и др. В настоящее время в данных сферах ощущается острая нехватка профессиональных переводчиков, юристов, обслуживающего персонала. Существует спрос на подготовку специалистов в России со стороны Индонезии, Вьетнама, КНДР, Республики Корея, Индии и ряда других стран региона.
В этой связи ключевой задачей развития для российских образовательных организаций становятся повышение уровня конкурентоспособности, открытости и укрепление репутации на национальном и международном уровнях. Большое значение в деле подготовки специалистов для зарубежных стран имеет совершенствование национальной нормативно-правовой базы в сфере интернационализации образования. За последние годы Правительством РФ был утвержден ряд важных документов, таких как Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях (октябрь, 2002 г.); Постановление Правительства Российской Федерации № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (октябрь, 2013 г.); Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы; Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию (июнь, 2007 г.) и т. д.
В настоящее время на государственном уровне активную работу по продвижению российских образовательных услуг и расширению сотрудничества между образовательными учреждениями за рубежом, в том числе в странах АТР, проводит Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), которое является основным государственным институтом, реализующим важнейшие внешнеполитические задачи, направленные на укрепление «мягкой силы» и международного престижа России, в сфере продвижения и закрепления позиций российского образования и русского языка за рубежом.
В соответствии с утвержденной 27 марта 2014 г. министром иностранных дел РФ С. В. Лавровым Концепцией продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом, данное агентство призвано содействовать приоритетам внешней политики России, направленным на укрепление положительного образа страны в мире, «соответствующего авторитету ее культуры, образования, науки, спорта, уровню развития гражданского общества», повышение конкурентоспособности российской системы высшего образования и социально-экономического развития страны в целом. В Концепции признается, что одним из наиболее эффективных инструментов создания и поддержания положительного образа страны за рубежом является именно система высшего и послевузовского профессионального образования, привлекающего на обучение в страну иностранных граждан3.
Следует отметить увеличение доли России на международном рынке образовательных услуг с 2% в 2007 г. до 4% в 2011 г. По состоянию на 2014 г. в вузах РФ насчитывалось более 186 тыс. иностранных студентов, и их число ежегодно продолжает увеличиваться. В соответствии с Концепцией продвижения российского образования наша страна должна обеспечить обучение в образовательных организациях не менее 5% иностранных студентов, отправив в свою очередь не менее 6% российских студентов на обучение за рубеж4.
Кроме этого, в рамках установленной квоты Правительства РФ с 2013 г. 15 тыс. иностранных граждан принимаются на обучение за счет средств федерального бюджета. Значительную долю иностранцев в вузах РФ составляют граждане СНГ. По статистике, первенствуют в этом списке выходцы из Казахстана (53 809 чел., или 28,8%), на втором месте - граждане Белоруссии (17 724 чел., или 9,4%), на третьем - Украины (15 978 чел., или 8,5%), далее следуют представители Туркмении (15 631, или 8,4%) и Узбекистана (15 025, или 8%). Также в десятку стран входят граждане Азербайджана, КНР, Таджикистана, Молдавии и Индии5.
Наиболее востребованными направлениями подготовки среди иностранных граждан в российских университетах являются специальности в области: филологии и изучения русского языка; электроники и новых материалов; биотехнологии и современной медицины; логистики; энергоресурсов; менеджмента и управления; юриспруденции; маркетинга.
Основной проблемой в работе по набору за рубежом абитуриентов является, несомненно, присутствие в мировом образовательном пространстве острейшей конкурентной борьбы. Известно, что роль признанных лидеров этой образовательной гонки играют США, Великобритания и Германия. По нашему мнению, со-
хранение и усиление позиций российского образования на международном рынке услуг требует выработки эффективного механизма реализации обозначенных задач на государственном уровне, а также дополнительной финансовой поддержки.
Важнейшим инструментом поддержки и продвижения российского образования за рубежом является популяризация русского языка и обучение на русском. Это один из главных факторов гуманитарного и политического влияния России и распространения российской культуры в мировом сообществе. В этой связи Президент РФ В. В. Путин утвердил концепцию «Русская школа за рубежом». Концепция определяет приоритетные цели и задачи государственной политики в отношении общего образования на русском языке в международном образовательном пространстве, подходы к обеспечению доступа к общему образованию на русском языке за рубежом, а также виды господдержки соответствующих образовательных организаций6.
Серьезным преобразованиям подвергается и сама российская высшая школа. К настоящему времени в России сформирована сеть федеральных и национальных исследовательских университетов. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» поставлена задача об обеспечении вхождения к 2020 г. не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов QS (проект 5-100). На эти цели университетам-участникам проекта ежегодно предоставляется государственная поддержка из федерального бюджета в объеме от 200 млн до 1 млрд руб. Общий объем финансирования из федерального бюджета по проекту на 20142016 гг. составил 45 млрд руб.7. С целью координации деятельности и консолидации усилий в сфере высшего и дополнительного профессионального образования, а также в сфере научной и инновационной деятельности российскими вузами-участниками проекта создана Ассоциация образовательных организаций высшего образования «Глобальные университеты». По мнению экспертов, реализация проекта «5-100» позволит продвинуться в модернизации системы высшего образования, научных исследований и разработок, в том числе появится возможность тиражировать значимые эффекты от проекта на систему высшего образования в целом8.
В качестве примера активной образовательной политики России в АТР можно назвать создание в г. Владивостоке в 2011 г. Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Интернационализация ДВФУ как необходимое условие его развития определяется масштабом задач, которые стоят перед университетом с учетом его нового статуса; последними решениями руководства страны в части повышения качества
высшего образования и конкурентоспособности ведущих отечественных университетов; а также тенденциями развития лучших мировых университетов. Миссия вуза такова: «Образованием и просвещением, приумножением научных знаний и созданием новых технологий способствовать взаимопониманию и сотрудничеству стран Азиатско-Тихоокеанского региона, их социальному и культурному процветанию, развитию молодого человека АТР»9.
В 2016/2017 учебном году в ДВФУ обучаются 3200 иностранных студентов (около 20% от общего числа обучающихся) из 52 стран мира, что является хорошим показателем по российским меркам, но недостаточным по международным. Правительством РФ поставлена задача в течение ближайших пяти-семи лет довести его до 7-9 тыс. чел., что составит третью часть от всего студенческого контингента ДВФУ. Сейчас в ДВФУ 65% иностранных студентов из Китая, и, вероятно, что с ростом числа иностранцев в университете это соотношение будет сохраняться. В соответствии с утвержденной Правительством РФ Программой развития университета, к 2020 г. ДВФУ станет настолько интегрирован в образовательные и научные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что не только будет привлекать к себе на обучение абитуриентов из этих стран, но также сможет значительную часть своих студентов отправлять в зарубежные вузы по различным обменным программам, пока же масштабы таких стажировок российских студентов недостаточны. Доля профессорско-преподавательского состава, имеющего опыт работы и прошедшего стажировки в ведущих российских и зарубежных университетах и научных центрах, возросла до 30% от общей численности штатных сотрудников университета10.
ДВФУ проводит большое количество мероприятий в сфере работы с молодежью стран АТР. Так, например, ежегодно проводятся международные летние и зимние школы «Россия - Дальний Восток», «Мост дружбы Владивосток - Янцзы», фестиваль иностранных студентов из стран АТР, дни открытых дверей ДВФУ в КНР и др.
Важную роль в укреплении сотрудничества России со странами АТР в сфере образования играют университеты, заинтересованные в установлении и поддержании взаимовыгодных связей. Наиболее значимым институциональным партнером ДВФУ в сфере интернационализации образования является Ассоциация тихоокеанских университетов (ЛРЯИ) - ведущий в АТР образовательный сетевой консорциум, объединяющий 45 ведущих университетов из 16 стран Тихоокеанского региона (США, Канады, Мексики, Чили, Австралии, Новой Зеландии, Сингапура, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Таиланда, Кореи, Японии, Китая, Тайваня, России). При этом ДВФУ является единственным российским членом этой ключевой для региона НПО в сфере
образования. ДВФУ - единственный российский вуз, имеющий аккредитованный японским правительством филиал на территории Японии11.
Цель Ассоциации - содействие социально-экономическому развитию АТР через расширение научного, образовательного и культурного сотрудничества между странами и университетами региона. В своей деятельности она придерживается глобальных академических и исследовательских стандартов и в качестве сетевой структуры стремится вносить вклад в развитие мирового и регионального сообщества с помощью: 1) поиска новых форм организации высшего образования и научных исследований в АТР; 2) воспитания гло -бальных лидеров в АТР; 3) партнерства в решении проблем, стоящих перед АТР, и поиске ответов на глобальные и региональные вызовы.
Большое внимание в университете уделяется развитию программ обучения русскому языку для иностранных граждан и их популяризации в странах АТР. Так, к настоящему времени на базе средних и высших образовательных учреждений стран АТР в ДВФУ создано 12 центров подготовки иностранных граждан по русскому языку с общей численностью обучающихся более 1000 чел., а с 2014 г. ДВФУ совместно с Государственным советом КНР по стипендиям реализует масштабный международный проект «Китай - остров Русский», поддержанный правительствами России и КНР и направленный на подготовку китайских студентов и преподавателей по русскому языку12.
Вышеприведенные примеры деятельности ДВФУ дают основания полагать, что существующий задел в сфере интернационализации образования и науки позволит достигнуть стратегической цели университета на период до 2020 г. - становление его в качестве ведущего научно-образовательного и инновационного центра России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Также следует отметить, что помимо ДВФУ на образовательном рынке АТР активно работают и вузы Сибири, Урала, Республики Татарстан и Центральных регионов России. Так, например, Новосибирский государственный университет (НГУ) и Хэйлунцзянский университет (Китай) реализуют пилотный образовательный проект «Китайско-российский институт», в рамках которого происходит русскоязычное обучение китайских студентов как в Китае, так и непосредственно в НГУ силами преподавателей университета. Томским политехническим университетом реализуются сетевые бакалаврские программы (2+2) с Цзилиньским университетом и Шеньянским политехническим университетом Китая. С сентября 2016 г. начинает свою работу созданный на базе Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова совместный российско-китайский университет в г. Шэньчжэнь13.
В последние годы активно развиваются совместные сетевые университеты СНГ, БРИКС, ШОС, где на паритетных началах ведется работа
между российскими и национальными университетами стран регионов. С учетом положительного опыта университета ШОС перспективным проектом могло бы стать создание Евразийского университета и университета АТЭС, которые бы готовили специалистов, в том числе и в области интеграции, для стран Евразийского союза и АТР. Это особенно важно для России, так как речь идет о соседних государствах, объединенных общим историческим прошлым, значительная часть населения которых говорит на русском языке14.
С 2013 г. при поддержке Россотрудничества и Министерства образования и науки РФ рядом российских университетов ежегодно проводится цикл предметных олимпиад «Время учиться в России!» для школьников, желающих получить образование в России. В настоящее время проект реализуется в КНР, Вьетнаме, Индии, Монголии и ряде других стран. Цель олимпиад - повышение интереса к российскому образованию и отбор талантливых ребят для обучения в российских университетах на бюджетной основе15.
Кроме этого, Россия регулярно принимает участие в заседаниях рабочих групп международных организаций (АТЭС, АСЕАН, ШОС, БРИКС) по проблемам глобальных вызовов, развития человеческого капитала, экономики, основанной на знаниях, вопросов экологии, здравоохранения, разоружения, международного права, на которых обсуждаются актуальные вопросы современности, такие как воспитание глобальных лидеров, личности безопасного типа, человека третьего тысячелетия. Главная роль при этом отводится развитию образования и интернационализации национальных университетов на региональном уровне.
Таким образом, в настоящее время в АТР реализуются крупные международные проекты, направленные на усиление интернационализации образования и формирование единого образовательного пространства. Потенциал региона огромен и с точки зрения численности населения, и с учетом темпов социально-экономического развития. В интересах России как евроазиатской страны - стать активным участником динамичных процессов интеграции образовательного пространства в АТР и на уровне Правительства, Министерства образования и науки РФ, и на уровне университетов, в первую очередь, представляющих дальневосточные регионы страны. Это особенно актуально в постиндустриальную эпоху, когда образование выдвигается в число ключевых элементов «высокой» мировой политики, становясь одним из факторов обеспечения национальной безопасности государств, формирования их позитивного восприятия на международной арене.
Российская высшая школа может и должна стать эффективным инструментом «мягкой силы» во внешней политике нашей страны на ближайшую перспективу. В первую очередь, данный инструмент должен быть направлен на решение следующих важнейших задач: повы-
шение академической репутации российских университетов; укрепление позиций России в продвижении русского языка и русской культуры за рубежом; рост востребованности российских специалистов и ученых на международном рынке труда; большая включенность России в работу международных образовательных институтов (ассоциаций, организаций, сетевых университетов) на двухсторонней и многосторонней основе; увеличение потока взаимообмена студентами, профессорско-преподавательским составом.
Одним из ключевых аспектов интеграции российского образования в образовательное пространство АТР является создание университетской сети в АТР, которая поможет подготовить высококвалифицированных специалистов, будет способствовать доступу к достижениям ведущих вузов региона, мобильности студентов, преподавателей и научных сотрудников, разработке совместных программ и курсов, созданию центров коллективного пользования.
Значительная роль в достижении указанных целей и задач на образовательном пространстве АТР, помимо Россотрудничества, во многом отводится и самим российским вузам, прежде всего Дальневосточному федеральному университету, призванному, по мнению Президента РФ В. В. Путина, стать «интеллектуальной доминантой», центром коммуникации и партнерства России с элитами и субъектами инновационной экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Как представляется, в настоящее время работа по продвижению российских образовательных услуг требует более масштабного, системного и скоординированного подхода. В частности, на государственном уровне России следовало бы проводить более масштабную и точечную работу с соотечественниками в странах АТР при существенном увеличении количества иностранных граждан, принимаемых на обучение за счет ассигнований федерального бюджета. Целесообразно создание эффективно действующих ассоциаций иностранных выпускников российских вузов в странах региона, разработка гибких академических, правовых и финансовых траекторий, приведение их в соответствие с международными образовательными стандартами.
Кроме этого, российским университетам необходимо повышать качество и конкурентоспособность разрабатываемых образовательных и научных продуктов в странах АТР, с их привязкой к дальнейшей профессиональной траектории обучающихся в соответствии с требованиями рынка труда АТР, реализации перспективных международных проектов стран региона с участием России, что повлечет за собой рост ин-
тереса к российскому образованию и изучению русского языка.
Решение указанных задач в образовательной сфере будет способствовать повышению эффективности реализации национальных интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, ее поэтапной интеграции в политическое и экономическое региональное пространство, регулярному участию в глобальной повестке по ключевым вопросам, таким как развитие человеческого капитала, борьба с международным терроризмом, обеспечение устойчивого развития.
Примечания
1 См.: Давыденко А. Россия и страны АТР заинтересованы в развитии многостороннего и взаимовыгодного сотрудничества // Международная жизнь. URL: https:// interaffairs.ru /news/show/12093 (дата обращения: 18.02.2016).
2 Там же.
3 См.: Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом (утв. МИД России 27 марта 2014 г.). URL: http://base.garant.ru/70892382/#ixzz4 DQ8tyxSx (дата обращения: 18.02.2016).
4 См.: Российские вузы с успехом завлекают иностранных студентов, чтобы подняться в мировом рейтинге. URL: http://www.newsru.com/russia/19feb2015/inostud. html (дата обращения: 18.02.2016).
5 Там же.
6 См.: Утверждена концепция продвижения русского языка за границей // Информационно-аналитический портал SakhaNews. URL: http://www.sakhanews.ru/151852. html (дата обращения: 18.02.2016).
7 См.: Программа повышения конкурентоспособности российских университетов (Проект 5-100). URL: http://минобрнауки.рф/projects/5-100 (дата обращения: 18.02.2016).
8 «Единая Россия» проконтролирует ситуацию с реализацией проекта «5-100» // Партия «Единая Россия»: [сайт]. URL: http://er.ru/news/125735/ (дата обращения: 14.05.2016).
9 Дальневосточный федеральный университет : [сайт]. URL: http://www.dvfu.ru/web/ international/ news (дата обращения: 10.05.2016).
10 Там же.
11 Там же.
12 Там же.
13 См.: Министерство образования и науки Российской Федерации : [сайт]. URL: http://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 10.05.2016).
14 Там же.
15 Там же.
Образец для цитирования:
Бобыло А. М. Образовательные аспекты российской политики в АТР // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 456-461. БО!: 10.18500/1818-9601-2016-16-4-456-461.