УДК 327
Бобыло А.М., Севастьянов С.В. Bobylo А.Ы., Sevastyanov S.V.
«Мягкая сила» России: азиатско-тихоокеанский вектор
Russia's "soft power": Asia-Pacific vector
Цель статьи состоит в исследовании роли инструментов «мягкой силы» во внешней политике РФ в АТР. В работе анализируются факторы и условия для наращивания гуманитарного и культурного присутствия России в мире, недавние инициативы и решения российского правительства, а также меры государственной поддержки культурной дипломатии на азиатско-тихоокеанском пространстве. Выявляются ключевые проблемы и оцениваются дальнейшие перспективы работы по данному направлению.
Ключевые слова: мягкая сила, АТР, РФ, гуманитарный ресурс,
внешняя политика, Россотрудничество
♦
The purpose of this paper is to investigate the role of Russian "soft power" instruments in Russia's foreign policy in the Asia-Pacific region. The paper analyzes the factors and conditions for increasing humanitarian and cultural presence of Russia in the world, the recent initiatives and decisions of Russian government, as well as measures of state support of the cultural diplomacy in Asia-Pacific region. The key challenges and the prospects for further activity in this direction are identified.
Key words: soft power, Asia-Pacific region, Russian Federation, humanitarian resource, foreign policy, Rossotrudnichestvo
К середине второй половины XX в. мировое сообщество стало свидетелем невиданного экономического подъёма, переживаемого многими восточноазиатскими государствами, а сам мировой центр экономической активности сместился в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). За экономическими успехами последовал и рост политического авторитета стран и их объединений, что привело к усилению противоборства между государствами в части реализации их национальных интересов в данном регионе.
Не стала исключением и Россия, которая с начала XXI в. предпринимает системные усилия по увеличению своего присутствия в этом регионе. О необходимости активизации сотрудничества со странами АТР
Статья выполнена в рамках Государственного задания Министерства образования и науки РФ, по проекту №1430 «Формирование нового международного порядка в АТР и национальные интересы России».
БОБЫЛО Андрей Михайлович, к.полит.н., докторант кафедры международных отношений Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: sibiryak_84@mail.ru
СЕВАСТЬЯНОВ Сергей Витальевич, д.полит.н., профессор кафедры международных отношений Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: sevastyanov.sv@dvfu.ru
в своих выступлениях неоднократно высказывался Президент России В.В. Путин: «Мы должны в полной мере использовать соседство с такими крупными, развивающимися регионами мира и с крупными странами, которыми являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, внести свой весомый вклад в развитие интеграционных процессов на всем азиатско-тихоокеанском пространстве» [11].
В настоящее время Россия, являясь евроазиатской державой, имеет существенные интересы в АТР, к числу которых относятся:
— возобновление политического, экономического и культурного присутствия в регионе;
— глубокая интеграция в региональные политические, экономические и культурные процессы;
— активизация сотрудничества со странами АТР в обеспечении безопасности, отражении глобальных вызовов человечеству, развитии человеческого капитала и др.
Следует отметить, что сокращение политического, прежде всего военного и экономического, присутствия России на Азиатско-Тихоокеанском пространстве, связанное с распадом СССР и крушением биполярной системы международных отношений, заметно ослабили степень её культурного влияния в регионе. Вследствие глубокого кризиса в политической, экономической и общественной жизни, переживаемого нашей страной в последнее десятилетие ХХ в., Россия практически утратила статус мировой сверхдержавы, прежде всего, среди бывших союзников СССР по социалистическому блоку (Китай, КНДР, Индия, Вьетнам, Лаос, Монголия). Непривлекательность проводимой внешней политики, национальной экономики, неэффективность реформ, неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень криминализации и бюрократизации общества, коррумпированность власти, несовершенная система российского законодательства, несформированные институты гражданского общества оказали негативное влияние на имидж нашего государства в оценках мировой общественности.
В результате этого, к началу XXI в. в отношении России стали остро проявляться такие негативные тенденции как:
— нежелание некоторых стран АТР воспринимать её в качестве полноправного участника мировых политических и экономических процессов;
— резкое сокращение русскоговорящих людей за пределами России;
— падение престижа российского образования;
— эмиграция российской научной и культурной элиты за рубеж («утечка умов»).
Вместе с тем, сегодня стало вполне очевидно, что роль инструментов «мягкой силы» в мировой политике всё в большей степени возрастает, вследствие чего вопрос возобновления культурного присутствия России в мире, и в частности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, становится одним из значимых национальных интересов страны во внешней политике. В этой связи назрела необходимость интенсификации интеграционных процессов в сфере гуманитарного сотрудничества (науки, образования, культуры, туризма, языка, СМИ, молодёжной политики) России со странами АТР.
Осознавая важность использования социально-гуманитарного ресурса во внешней политике, с начала 2000-х гг. Россия встала на путь наращивания и использования своей «мягкой силы» как в мире, так и в АТР. О необходимости развития гуманитарного сотрудничества и культурного присутствия России в мире прямо говорится в Концепции внешней политики России, утверждённой Президентом РФ В.В. Пути-
ным 12 февраля 2013 г. В числе приоритетных задач в этом документе указываются: «работа над созданием положительного образа России, соответствующего авторитету её культуры, образования, науки, спорта, уровню развития гражданского общества, участие в программах помощи развивающимся странам, формирование инструментов воздействия на её восприятие в мире, совершенствование системы применения «мягкой силы»; способствование изучению и распространению русского языка как неотъемлемой части мировой культуры и инструмента международного и межнационального общения; развитие, в том числе используя потенциал институтов гражданского общества в сфере общественной дипломатии, международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания межцивилизационного диалога, достижения согласия и обеспечения взаимопонимания между народами, уделяя особое внимание межрелигиозному диалогу» [6].
С целью реализации государственной политики международного гуманитарного сотрудничества, содействия распространению за рубежом объективного представления о современной России и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1315, было создано Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству — Россотрудничество, главным «активом» которого является широкая сеть зарубежных представительств — российских центров науки и культуры (РЦНК), аккредитованных в 80 странах мира, в том числе 14 странах АТР (Япония, РК, КНР, Монголия, Малайзия, Индонезия, Вьетнам, Лаос. Камбоджа, Чили, Перу, Мексика, США, Канада). В соответствии с утверждённым планом к 2020 г. планируется расширение географии российского присутствия до 100 стран [8].
Одним из главных направлений деятельности Россотрудничества является содействие международному развитию (СМР), которое осуществляется согласно Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию (утверждена Указом Президента Российской Федерации 20 апреля 2014 № 259). Российское СМР направлено на поддержание устойчивого социально-экономического развития государств, решение глобальных и региональных проблем, содействуя стабильности и безопасности в системе международных отношений.
Новым форматом работы Россотрудничества является проведение перекрестных годов национальных культур. Так, в последние годы успешно проведены и продолжают проводиться «перекрестные годы» России в Китае и Китая в России, русского и китайского языков, молодежных обменов, СМИ, работает Комиссия по гуманитарному сотрудничеству в Пекине. В рамках объявленного года российско-китайских средств массовой информации осуществлено большое количество мероприятий, совместных проектов, таких, как например, совместная российско-китайская экспедиция «Вахта памяти» — проект по поиску и перезахоронению останков советских воинов, отдавших свои жизни за освобождение северо-востока Китая, книжные и фотовыставки, посвященные празднованию Великой победы, проекты российских и китайских телеканалов и книжных издательств по популяризации произведений великих русских и китайских писателей, изданию их на китайском и русском языках [8].
Не менее активно развивается сотрудничество в гуманитарной сфере между Россией и Республикой Кореей. Проведение в 2013-2015 гг. перекрёстных «Годов взаимных посещений» РФ и РК, подписание между странами соглашения об упрощении визового режима и о создании культурных центров в обеих странах, работа форума «Диалог Россия -
Республика Корея», корейско-российского гуманитарного форума «Мост дружбы», многостороннего студенческого форума Восточной Азии, формирование клуба ста молодых лидеров дали новый импульс для сближения двух стран.
Например, «Диалог Россия — Республика Корея» является открытым и широким форумом для обсуждения актуальных общественных вопросов, а также вопросов российско-южнокорейских отношений. Его основная задача - налаживание конструктивного диалога между представителями общественной жизни двух стран, что позволяет создать прочную основу для сотрудничества, не зависящую от текущей политической обстановки. Обсуждение взаимных интересов на форуме «Диалог Россия - Республика Корея» проводится раз в год, поочередно в каждом из государств. Дискуссии проходят по широкому спектру вопросов, связанных с развитием общества, государства, промышленности и науки. Форум является механизмом для выработки новых идей и каналом кадрового обмена, как в сфере бизнеса, так и в интеллектуальной сфере, и в сфере искусства, что позволяет оказывать некоторое влияние на развитие внутренней и внешней политики двух стран.
Важную роль в развитии гуманитарного сотрудничества играют российские СМИ. Успешными примерами, например, является деятельность в Республике Корея проектов ЗАО «Издательство «Российская Газета» - «Russia Beyond The Headlines», именуемое в Южной Корее как «Russia Focus», и радиостанции «Sputnik».
Перекрестные годы России в Индонезии и Индонезии в России в 2009-2010 г., которые были приурочены к 60-летию установления дипломатических отношений, также способствовали развитию отношений между двумя странами и созданию новых платформ для диалога.
Большое значение в развитии гуманитарного взаимодействия России со странами АТР приобретает сотрудничество в сфере туризма. По данным Ростуризма, общий въездной поток в Россию в первом полугодии 2015 г. вырос на 8,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составил 16,1 млн. поездок. Больше всего туристов в первом полугодии прибыло в Россию из Китая (204,5 тыс.) и Германии (128,6 тыс.). На третьем месте со значительным отставанием Турция (69 тыс.), далее США (63,7 тыс.), замыкает пятерку Израиль (50,5 тыс.). Самый большой рост въезда в Россию показал Иран — 100%, на втором месте по динамике роста - Китай (51,6%), на третьем - Индия (50,7%), далее Таиланд (44,3%), Южная Корея (27,3%), Израиль (23,2%), Турция (17,3%) [2].
По данным Посольства КНР в РФ, в 2015 г. Китай стал крупнейшим партнером России по количеству туристов. Три года подряд отмечается тенденция неуклонного роста количества китайских туристов в Россию. Согласно ожидаемым прогнозам экспертов, количество китайских туристов, приезжающих в Россию, скоро превысит 1 млн. чел. в год, при этом резко возросло количество китайских туристов, посещающих Россию в составе групп по безвизовому режиму [5]. Следует отметить успешную работу субъектов РФ, в частности, Администрации Приморского края, в этой сфере (по итогам 2015 г. наблюдается двукратное увеличение въездного туристского потока граждан КНР на территорию Приморья). Для развития данного тренда в регионе создаются новые объекты туристской инфраструктуры, формируются новые туристские маршруты и направления, открывая колоссальные возможности для привлечения туристов, как из западной части России, так и из-за рубежа.
Введение безвизового режима с 1 января 2014 г. между РФ и РК активизировало двустороннее сотрудничество в сфере туризма. По данным Росстата, уже в первом полугодии 2015 г. число граждан Республики Корея, посетивших Россию с туристическими целями, выросло на 27,3 % и
составило 44 720 чел., а в течение всего 2015 г. Россию посетило более 61 700 граждан Южной Кореи. Среди главных неудобств для корейских туристов в России были названы проблемы таможенного оформления, длительное время прохождения паспортного контроля на границе, а также негибкая система в сфере гостиничных услуг [4].
В отношении Японии также можно отметить увеличение потока туристов этой страны в Россию. Если еще несколько лет назад количество приезжавших в Россию японских туристов исчислялось сотнями, то только за первый квартал 2014 г. Россию посетили около 20 тысяч жителей Японии [12]. Эта страна выдвинула амбициозную программу стимулирования выездного туризма, целью которой провозглашается рост числа ежегодно выезжающих за рубеж японских туристов до 30 млн. чел. В этой связи с учетом географической близости наших стран развитие въездного туризма из Японии в Россию является весьма перспективным. В первую очередь, японцев интересует близкий к ним российский Дальний Восток — Сахалин, Хабаровск, Камчатка. Особой популярностью пользуются Москва и Санкт-Петербург [12].
Большое внимание в РФ уделяется работе с иностранной молодежью. Россотрудничество является государственным заказчиком-координатором Программы краткосрочных ознакомительных поездок в РФ молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств «Новое поколение», утвержденной Указом Президента РФ от 19.10.2011 г. № 1394. Основным содержанием Программы является знакомство молодежи разных стран с общественно-политической, социально-экономической, научно-образовательной и культурной жизнью в РФ. Главной задачей Программы является содействие расширению числа позитивно настроенных к России молодых иностранных граждан, в том числе путем привлечения их к сотрудничеству и разработке совместных перспективных проектов. Применительно к региону АТР, в 2012 г. были организованы поездки 35 молодых политиков и общественных деятелей из США, 20 — из КНР, и 15 — из Японии [8].
В настоящее время приходится констатировать тот факт, что значительная часть современной молодежи в России и других странах АТР во многом аполитична и в большей степени находится под влиянием западноевропейской культуры и системы ценностей. В этой связи, важной является задача по воспитанию у молодого поколения позитивного восприятия преимущественно азиатских традиций и культур, связывающих страны АТР. Государствам и обществу нужны люди с развитыми духовными потребностями, исповедующие ценности справедливости и патриотизма. Уважение к старшему поколению, межнациональная толерантность, развитое экологическое и правовое сознание — дополняют идеальный портрет такого поколения. От того, насколько молодежь включится и будет готова к активному участию в решении задач стратегического развития государства, зависит будущее не только страны, но и каждого живущего в ней гражданина. При этом представители старшего поколения должны стремиться к подержанию диалога между поколениями через систему воспитания, образования и взаимопроникновения культур [10, с. 57].
В этой связи, одной из ключевых задач для нашей страны становится повышение уровня конкурентоспособности российских образовательных организаций, их открытости и укрепление репутации на национальном и международном рынках образования и труда.
По состоянию на 2014 г., в вузах РФ насчитывалось более 186 тыс. иностранных студентов и их число ежегодно увеличивается. При этом в соответствии с установленной квотой Правительства РФ, с 2013 г. 15 тыс. иностранных граждан принимаются на обучение за счет средств феде-
рального бюджета. Значительную долю иностранцев в вузах РФ составляют граждане СНГ. По статистике, первенствуют в этом списке выходцы из Казахстана (53 809 чел., или 28,8%), на втором месте - граждане Белоруссии (17 724 чел., или 9,4%), на третьем - Украины (15 978 чел., или 8,5%), далее следуют представители Туркмении (15 631, или 8,4%) и Узбекистана (15 025, или 8%). Также в десятку стран входят граждане Азербайджана, КНР, Таджикистана, Молдавии и Индии [9].
Наиболее востребованными направлениями подготовки среди иностранных граждан в российских университетах являются специальности в области филологии и изучения русского языка; электроники и новых материалов; биотехнологии и современной медицины; логистики; энергоресурсов; менеджмента и управления; юриспруденции; маркетинга
[9].
Достигнутые в последние годы на правительственном уровне договоренности о сотрудничестве между Россией и странами АТР (КНР, РК, Япония, Индонезия, Вьетнам и др.) в сферах топливной и атомной энергетики, гражданской авиатехники, фундаментальных космических исследований, военно-технического и торгово-экономического сотрудничества, строительства Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), дают основания полагать, что уже в ближайшее время от российских и азиатских университетов потребуется разработка новых совместных образовательных программ по подготовке специалистов. В настоящее время в данных сферах ощущается нехватка профессиональных переводчиков, юристов, обслуживающего персонала, обладающих уникальными профессиональными знаниями и компетенциями для технологического осуществления разрабатываемых проектов, проведения их экономической, правовой и иной экспертизы, со знанием двух и более иностранных языков и т. д. Например, согласно экспертным оценкам, строительство в 2016 г. железной дороги для перевозки угля на острове Калимантан в Индонезии при участии российских специалистов, — обеспечит создание более 2,5 тысяч рабочих мест на предприятиях и 10 тысяч мест в смежных отраслях, а строительство АЭС Ниньтуан-1 во Вьетнаме обеспечит работой от 4 до 7 тыс. чел [3].
По мере развития взаимодействия России со странами АТР, наблюдается рост интереса среди молодежи этих стран к участию в программах студенческих обменов с Россией. Например, в КНР в настоящее время обучаются около 17 тыс. студентов из России, а в России более 25 тыс. китайских студентов. В соответствии с утвержденным на государственном уровне планом, к 2020 г. Россия и Китай договорились довести общее число участников программ академических обменов до 100 тыс. чел [5]. Широкие, хотя и менее амбициозные по сравнению с Китаем, перспективы открываются для расширения молодежных и студенческих обменов между Россией и Республикой Корея, Японией, Индонезией и другими странами региона [9].
В качестве примера активной образовательной политики России в АТР можно назвать создание в г. Владивостоке в 2011 г. Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Интернационализация ДВФУ как необходимое условие его развития определяется масштабом задач, которые стоят перед университетом с учетом его миссии: «образованием и просвещением, приумножением научных знаний и созданием новых технологий способствовать взаимопониманию и сотрудничеству стран Азиатско-Тихоокеанского региона, их социальному и культурному процветанию, развитию молодого человека АТР» [7].
Наиболее значимым институциональным партнером ДВФУ в сфере интернационализации образования является Ассоциация тихоокеан-
ских университетов (АРКи) — ведущий в АТР образовательный сетевой консорциум, объединяющий 45 ведущих университетов из 16 стран Тихоокеанского региона. При этом ДВФУ является единственным российским членом этой ключевой для региона НПО в сфере образования.
За период деятельности объединенного университета (с 1 июня 2011 г.) удалось достичь значительных положительных результатов в сфере интернационализации университета. Так, например, в 2016—2017 учебном году в ДВФУ обучаются 3200 иностранных студентов (около 20 % от общей численности студентов) из 52 стран мира, что является очень хорошим показателем по российским меркам. Правительством РФ поставлена задача в течение ближайших лет довести численность иностранцев до 7000—9000 чел., что составит третью часть от всего студенческого контингента ДВФУ. В соответствии с планами руководства вуза, к 2020 г. ДВФУ станет настолько интегрирован в образовательные и научные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что «университет не только будет привлекать к себе на обучение абитуриентов из этих стран, но также сможет отправлять в зарубежные вузы по обменным программам значительную часть своих студентов, пока же масштабы таких стажировок с российской стороны недостаточны» [7].
ДВФУ проводит большое количество мероприятий в сфере работы с молодежью из стран АТР. Так, например, ежегодно проводятся международные летние и зимние школы «Россия-Дальний Восток», «Мост дружбы Владивосток-Янцзы», фестиваль иностранных студентов из стран АТР, дни открытых дверей ДВФУ в КНР и др.
Огромное внимание в университете уделяется развитию программ обучения русскому языку для иностранных граждан и их популяризации в странах АТР. Так, к настоящему времени на базе средних и высших образовательных учреждений стран АТР ДВФУ создано 12 центров подготовки иностранных граждан по русскому языку с общей численностью обучающихся более 1000 чел., а с 2014 г. ДВФУ совместно с Государственным советом КНР по стипендиям реализует масштабный международный проект «Китай — остров Русский», поддержанный правительствами России и КНР и направленный на подготовку китайских студентов по русскому языку [7].
В настоящее время одним из наиболее актуальных вопросов для России является проблема использования русского языка в качестве инструмента культурного влияния. Согласно оценкам экспертов, ХХ в. был периодом наиболее широкого распространения русского языка в мире. Например, в 1915 г. им владело около 140 млн. чел., а русский язык по показателю своей распространенности был на одном уровне с английским и, возможно, даже несколько опережал его. К последнему десятилетию ХХ в. (к 1990 г.) число владевших русским языком достигло наивысшего показателя — 312 млн. чел. [1]. Этому во многом способствовали социально-экономические и научно-технические достижения Советского Союза. Русский язык являлся одним из ведущих мировых языков, используемых во всех крупнейших международных организациях, а после Второй мировой войны он стал одним из рабочих языков ООН (наряду с английским, испанским, китайским, арабским и французским) и рабочим языком в таких научных и промышленных отраслях, как космонавтика и атомная энергетика [1].
Благодаря русскому языку за последние 50 лет во многих странах мира и АТР сформировались целые поколения людей, позитивно относящихся к истории и культуре России. Во второй половине прошлого века хорошее знание русского языка обеспечило многим молодым людям доступ к достижениям русской культуры (музыки, литературы, искусства). Большинство представителей старшего возраста в Китае, Монголии,
Вьетнаме, КНДР, Индии и других странах читали произведения известных русских писателей: Пушкина, Чехова, Толстого, Достоевского. В то время большинство молодых людей в этих странах интересовались русскими кинофильмами, театральными постановками. С помощью советских специалистов произошел качественный скачок в развитии балета, симфонической музыки, живописи, драмы по всему миру, и в целом русская культура оставила глубокий след в душе у нескольких поколений иностранцев.
Распад СССР и утрата РФ прежнего экономического, технологического и геополитического влияния в мире отразились и на положении русского языка. Стало неуклонно снижаться не только абсолютное число владевших русским, но и их доля в общем населении Земли. Если в 1990 г. СССР, где русский язык являлся государственным и обязательным для изучения, по численности населения (290 млн. чел.) занимал третье место в мире (а входившая в него РСФСР, если брать её отдельно — шестое место), то уже к 2004 г. число владеющих русским языком в мире снизилось до 278 млн. чел., а число обучавшихся на русском языке и изучавших его как родной или как иностранный составило — 50 млн. чел. (для сравнения: в 1990 г. их было 75 млн. чел., включая всех школьников и студентов СССР). По состоянию на декабрь 2011 г. русский язык, по подсчетам Бюро переписей населения (США), находился только на девятом месте в мире [1].
Уменьшилось число владеющих русским языком и в странах Азии (более чем на полмиллиона человек, в основном, вследствие снижения интереса к русскому в Монголии, Японии, Корее). До конца 1980-х гг. русский как иностранный продолжал доминировать в Афганистане, Вьетнаме, Камбодже, Китае, КНДР, Лаосе, Монголии, а общее число владевших им в той или иной мере в зарубежной Азии составляло примерно 4,5 млн. чел. (в том числе — не менее 1 млн. чел. — в КНДР). Русских по национальности, постоянно живущих в странах Азии, и тех, для кого русский язык — родной, насчитывалось в целом немногим более 100 тыс. чел [1].
Как следствие, снизилось и количество преподавателей-русистов. В настоящее время в мире насчитывается в общей сложности более 270 тыс. преподавателей русского языка, из них 60% — в Российской Федерации. Основную часть русистов (около 4/5) составляют школьные учителя. Общее число преподавателей-русистов в странах Азии составляет 7,8 тыс. чел. Примерно в одной трети стран региона они объединены в национальные ассоциации русистов, старейшими из которых являются японская и монгольская [1].
Несмотря на существенное снижение в последние годы в мире числа изучающих и говорящих на русском языке, интерес к нему в некоторых странах АТР по — прежнему велик. Росту интереса к изучению русского в этих странах во многом способствуют активное участие России в рамках политических и экономических интеграционных группировок (ШОС, АТЭС, БРИКС, АСЕАН), перспективы реализации совместных экономических проектов и возможности для бизнеса и учебы в РФ.
Так, например, в 2010—2011 учебном году русский язык в Китае изучали более 50 тыс. студентов (из них примерно 15 тыс. изучали русский язык как специальность, а 35 тыс. — как иностранный), в КНДР — 20 000 чел., Вьетнаме — 6 860 чел., Монголии — 6 760 чел., Японии — более 2 000 чел. В Японии русский язык преподается в более ста университетах, 19 школах и 3 училищах, то есть примерно в каждом десятом образовательном учреждении из 1219, имеющихся в стране. На русском языке пять раз в сутки вещает Радио Японии — авторитетная общественная вещательная корпорация [1].
Россотрудничество также вносит существенный вклад в поддержку русского языка за рубежом. Стратегическим инструментом реализации политики в этой сфере является ФЦП «Русский язык» на 2016—2020 гг. Тысячи людей обучаются сегодня на курсах русского языка при представительствах Россотрудничества во многих странах мира, где проводятся экзаменационные тесты, по результатам которых можно получить государственный сертификат, подтверждающий уровень владения языком.
При поддержке Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) и Фонда «Русский мир», организационной и информационной поддержке посольств РФ, Россотрудниче-ства в Республике Корея и Монголии проводятся Всемирный фестиваль русского языка в Корее, Неделя русского языка в Монголии, олимпиады по русскому языку среди учащихся выпускных классов общеобразовательных школ. Также наблюдается рост интереса к изучению русского языка в Индонезии. В Джакарте фондом «Русский мир» на базе одного из университетов открыт первый кабинет «Русского языка».
Изучение русского языка и владение им является одним из эффективных путей культурного воспитания человека и его приобщения к гуманистическим ценностям как внутри страны, так и за ее пределами. Во всем цивилизованном мире признано, что русские литература и культура в широком понимании этих слов занимают в таком воспитании одно из ведущих мест. В этой связи защита и продвижение русской культуры и русского языка являются общенациональной задачей, и работа в этом направлении уже ведется как на правительственном, так и на институциональном уровне.
В настоящее время на государственном уровне разработана и реализуется система мер, направленных на решение указанных проблем. Разработаны и утверждены ФЗ «О государственном языке РФ», Федеральная программа «Русский язык», Концепция «Русская школа за рубежом», Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом, реализуется международная волонтерская программа «Послы русского языка в мире», основан и активно работает фонд «Русский мир» и др. В результате этого комплекса мер, осуществляемых по инициативе и под контролем субъектов государственной власти, иностранная общественность сможет глубже понимать основы и особенности культуры, языка, образа мышления, жизненной философии российского народа.
Таким образом, гуманитарное сотрудничество между Россией и странами АТР способствует развитию двусторонних отношений, формированию объективного представления о жизни, традициях и обычаях народов, росту потенциала регионального сотрудничества, воспитанию толерантности и уважения многообразия национально-культурных, религиозных и нравственных убеждений. При этом важно, чтобы во взаимоотношениях между странами региона основой выступали не декларации, а практические дела, которые должны подвести под партнерство реальную политическую, экономическую и культурную составляющие.
В ближайшей перспективе государствам АТР предстоит решать немало сложных задач, таких, как: поиск путей разрешения корейской проблемы и территориальных споров, борьба с международной преступностью и терроризмом, наркобизнесом, преодоление последствий экологических кризисов, борьба с бедностью и смертельно опасными заболеваниями. Все это возможно лишь при налаживании полноценного диалога между странами региона, эффективной работе многосторонних институтов и использовании социально-гуманитарного ресурса, основанного на развитии новых знаний и технологий, межкультурного взаимодействия и наращивании человеческого капитала в АТР.
Россия может и должна стать полноправным участником интеграционных процессов АТР, не только как крупный экономический игрок в части экспорта и совместной разработки углеводородов, военных технологий и технологий в сфере атомной энергетики, но и как страна, привлекательная для партнеров с точки зрения политического имиджа и национальной культуры, и как связующее звено между западной и восточной цивилизациями.
В ближайшей перспективе России необходимо сосредоточить основное внимание на развитии двухсторонних партнерских отношений, проведении точечной, системной работы со странами региона, реализации перспективных научно-технических и экономических проектов, способствующих повышению интереса к взаимодействию между странами в гуманитарной сфере (язык, образование, культура, молодежные обмены), расширении сети различных центров и учебных заведений в странах АТР по изучению русского языка, русской культуры и русской истории, выстраивании эффективной государственной политики в сфере работы с молодежью на азиатско-тихоокеанском пространстве.
♦
Литература
1. Арефьев А.Л. Позиции русского языка в мире. [Электронный ресурс] URL: http://voprosik.net/pozicii-russkogo-yazyka-v-mire/ (дата обращения: 18.02.2016 г.).
2. Въездной туризм в РФ растет за счет восточных и азиатских рынков// Интернет-журнал о российском туризме RTourNews. [Электронный ресурс]. URL: http://rtournews.ru/blog/profnews/vezdnoj-turizm-v-rf-rastet-za-schet-vostochnyh-i-aziatskih-rynkov.html (дата обращения: 24.05.2016 г.).
3. Давыденко А. Россия и страны АТР заинтересованы в развитии многостороннего и взаимовыгодного сотрудничества. // Международная жизнь. [Электронный ресурс]. URL: https://interaffairs.ru /news/show/12093 (дата обращения: 18.02.2016 г.).
4. Жарова А. В Южной Корее прошла рекламная кампания по продвижению России // Интернет-журнал об отдыхе и путешествиях Баштурия. [Электронный ресурс]. URL: http://bashtouria.ru/country/south-korea. php?ELEMENT_ID=399 (дата обращения: 24.05.2016 г.).
5. Китайско-российские отношения: 10 важнейших событий ушедшего года //Официальный сайт Посольства КНР в РФ, [Электронный ресурс]. URL: http:// ru.china-embassy.org/rus/zgly/t1328523.htm (дата обращения: 24.05.2016 г.).
6. Концепция внешней политики России. Утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 12 февраля 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: //www.mid. ru /foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/ id/122186 (дата обращения: 18.02.2016 г.).
7. Официальный сайт Дальневосточного федерального университета, URL: http://www.dvfu.ru/web/international/ news (дата обращения 10.05.2016 г.).
8. Официальный сайт Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). URL: http://rs.gov.ru (дата обращения: 15.06.2016 г.).
9. Российские вузы с успехом завлекают иностранных студентов, чтобы подняться в мировом рейтинге. [Электронный ресурс] URL: http://www.newsru. com/russia/19feb2015/inostud.html (дата обращения: 18.02.2016).
10. Севастьянов С.В. Международные программы п экспорт образовательных услуг во ВГУЭС // Университетское управление: практика п анализ. 2005. № 2. С. 54-61.
11. Сотрудничество Росспп п стран АТР в научно-технпческой п инновационной сферах в 2012 и 2013 годах, [Электронный ресурс] URL: http:// www.e-expo.ru/index.php/2010-07-23-11-37-45/57-dvfu-2013/ 443-atrcollaboration. html (дата обращения 18.04.2016 г.).
12. Узбекова А. В Россию едут все больше туристов из Азии //Российская газета. Федеральный выпуск № 6507 (235). [Электронный ресурс] URL: https:// rg.ru/2014/10/15/turizm.html (дата обращения: 24.05.2016 г.).
Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б
1. Áreí,ev АХ. Pozitsii russkogo yazyka v mire. [EHlektronnyj resurs] URL: http://voprosik.net/pozicii-russkogo-yazyka-v-mire/ (data obrashheniya: 18.02.2016 g.).
2. V"ezdnoj turizm v RF rastet za schet vostochnykh i aziatskikh rynkov// Internet-zhurnal o rossijskom turizme RTourNews. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://rtournews.ru/blog/profnews/vezdnoj-turizm-v-rf-rastet-za-schet-vostochnyh-i-aziatskih-rynkov.html (data obrashheniya: 24.05.2016 g.).
3. Davydenko А. Rossiya i strany ATR zainteresovany v razvitii mnogostoronnego i vzaimovygodnogo sotrudnichestva. // Mezhdunarodnaya zhizn'. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://interaffairs.ru /news/show/12093 (data obrashheniya: 18.02.2016 g.).
4. ZHarova А. V YUzhnoj Koree proshla reklamnaya kampaniya po prodvizhe-
5. niyu Rossii // Internet-zhurnal ob otdykhe i puteshestviyakh Bashturiya. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://bashtouria.ru/country/south-korea. php?ELEMENT_ID=399 (data obrashheniya: 24.05.2016 g.).
6. Kitajsko-rossijskie otnosheniya: 10 vazhnejshikh sobytij ushedshego goda // Ofitsial'nyj sajt Posol'stva KNR v RF, [EHlektronnyj resurs]. URL: http://ru.china-embassy.org/rus/zgly/t1328523.htm (data obrashheniya: 24.05.2016 g.).
7. Kontseptsiya vneshnej politiki Rossii. Utverzhdena Prezidentom RF V.V. Putinym 12 fevralya 2013 g. [EHlektronnyj resurs]. URL: //www.mid.ru / foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/ id/122186 (data obrashheniya: 18.02.2016 g.).
8. Ofitsial'nyj sajt Dal'nevostochnogo federal'nogo universiteta, URL: http:// www.dvfu.ru/web/international/ news (data obrashheniya 10.05.2016 g.).
9. Ofitsial'nyj sajt Federal'nogo agentstva po delam SNG, sootechestvennikov, prozhivayushhikh za rubezhom, i po mezhdunarodnomu gumanitarnomu sotrudnichestvu (Rossotrudnichestvo). URL: http://rs.gov.ru (data obrashheniya: 15.06.2016 g.).
10. Rossijskie vuzy s uspekhom zavlekayut inostrannykh studentov, chtoby podnyat'sya v mirovom rejtinge. [EHlektronnyj resurs] URL: http://www.newsru. com/russia/19feb2015/inostud.html (data obrashheniya: 18.02.2016).
11. Sevast'yanov S.V. Mezhdunarodnye programmy i ehksport obrazovatel'-nykh uslug vo VGUEHS // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2005. № 2. S. 54-61.
12. Sotrudnichestvo Rossii i stran ATR v nauchno-tekhnicheskoj i innovatsionnoj sferakh v 2012 i 2013 godakh, [EHlektronnyj resurs] URL: http://www.e-expo. ru/index.php/2010-07-23-11-37-45/57-dvfu-2013/ 443-atrcollaboration.html (data obrashheniya 18.04.2016 g.).
13. Uzbekova А. V Rossiyu edut vse bol'she turistov iz Azii //Rossijskaya gazeta. Federal'nyj vypusk № 6507 (235). [EHlektronnyj resurs] URL: https:// rg.ru/2014/10/15/turizm.html (data obrashheniya: 24.05.2016 g.).