Научная статья на тему 'Роль инструментов «Мягкой силы» в обеспечении национальных интересов России в АТР'

Роль инструментов «Мягкой силы» в обеспечении национальных интересов России в АТР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
536
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯГКАЯ СИЛА / АТР / РФ / ГУМАНИТАРНЫЙ РЕСУРС / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / РОССОТРУДНИЧЕСТВО / SOFT POWER / ASIA-PACIFIC REGION / RUSSIAN FEDERATION / HUMANITARIAN RESOURCE / FOREIGN POLICY / ROSSOTRUDNIESTVO

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бобыло Андрей Михайлович

Исследуетсяролъ инструментов «мягкой силы» во внешней политике РФ вАТР. В работе анализируются факторы и условия для наращивания гуманитарного и культурного присутствия России в мире, оцениваются меры государственной поддержки в части развития культурной дипломатии в регионе, выявляются ключевые проблемы и перспективыработы по данному направлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of «soft power» instruments in realizing Russia''s national interests in Asia- Pacific region

Reducing of Russia's political, military and economic presence in Asia-Pacific region, associated with the collapse of the USSR and the bipolar system of international relations, considerably weakened the degree of its cultural influence in the region. As a result, of the deep crisis in the political, economic and social life experienced by our country in the last decade of the twentieth century, Russia has practically lost its status as a world superpower, especially among former Soviet allies in the socialist bloc (China, Korea, India, Vietnam, Laos, Mongolia). Unattractiveness of foreign policy, national economy, inefficiency of the reforms, unfavorable investment climate, high levels of bureaucracy and criminalization of society, corruption of power, imperfect system of Russian legislation, unformed institutions of civil society have had a negative impact on our country's image in the world community assessments. However, now it has become quite obvious that the role of "soft power" instruments in world politics grows increasingly, resulting in the issue of Russia's cultural presence renewal in the world and, particularly in Asia-Pacific region is becoming one of the most important national interests of the country's foreign policy. In this regard, there is a need for intensification of integration processes in the sphere of humanitarian cooperation (science, education, culture, tourism, language, media, youth policy), between Russia and Asia Pacific countries. The purpose of this paper is to investigate the role of Russian "soft power" instruments in Russia's foreign policy in the Asia-Pacific region. The paper analyzes the factors and conditions for increasing humanitarian and cultural presence of Russia in the world, the recent initiatives and decisions of Russian government, as well as measures of state support in terms of the development of cultural diplomacy in the Asia-Pacific region. The key challenges and the prospects for further activity in this direction are identified. Keywords: soft power, Asia-Pacific region, Russian Federation, humanitarian resource, foreign policy, Rossotrudniestvo.

Текст научной работы на тему «Роль инструментов «Мягкой силы» в обеспечении национальных интересов России в АТР»

Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2016. № 4 (36)

ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 327.8

DOI: 10.17223/1998863X/36/33

A.M. Бобыло

РОЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ «МЯГКОЙ СИЛЫ» В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ В АТР

Исследуетсяролъ инструментов «мягкой сипы» во внешней политике РФ вАТР. В работе анализируются факторы и условия для наращивания гуманитарного и культурного присутствия России в мире, оцениваются меры государственной поддержки в части развития культурной дипломатии в регионе, выявляются ключевые проблемы и перспективыработы по данному направлению.

Ключевые слова: мягкая сила, АТР, РФ, гуманитарный ресурс, внешняя политика, Россотрудничество.

В настоящее время сотрудничество России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по-прежнему является одним из главных внешнеполитических приоритетов страны. Это связано, с одной стороны, с ее уникальным геополитическим положением - Россия имеет общие сухопутные и морские границы, обладает многовековым опытом взаимодействия со многими государствами, расположенными в данном регионе. С другой стороны, АТР фактически превратился в новый экономический и политический центр мира. Достаточно сказать, что сегодня четверть российского товарооборота приходится на страны данного региона.

Усиливающееся сотрудничество России с АТР связано и с ее геостратегическими интересами в данной части мира, прежде всего, с развитием своих регионов - Сибири и Дальнего Востока - за счет более активной экономической интеграции в азиатско-тихоокеанское пространство. О необходимости сотрудничества со странами АТР неоднократно говорил Президент России В.В. Путин. Так, например, во время своего выступления на саммите АТЭС -2014 г. в Китае он призвал «в полной мере использовать соседство с такими крупными, развивающимися регионами мира и с крупными странами, которыми являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона... внести свой весомый вклад в развитие интеграционных процессов на всем азиатско-тихоокеанском пространстве» [1].

Таким образом, произошедший в начале XXI века судьбоносный «поворот России на Восток» во многом предопределил внешнеполитические ориентиры страны на ближайшие десятилетия, к числу которых относятся:

- возобновление политического, экономического и культурного присутствия в регионе;

- глубокая интеграция в региональные политические, экономические и культурные процессы, прежде всего, экономический подъем Сибири и Дальнего Востока;

- активизация сотрудничества со странами АТР в сфере обеспечения безопасности, глобальных вызовов человечеству, развития человеческого капитала.

Вместе с тем сегодня стало вполне очевидно, что роль инструментов «мягкой силы» в мировой политике все в большей степени возрастает, вследствие чего вопрос возобновления культурного присутствия России в мире, в частности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, становится одним из значимых национальных интересов страны во внешней политике. В этой связи назрела необходимость интенсификации интеграционных процессов в сфере гуманитарного сотрудничества (науки, образования, культуры, туризма, языка, СМИ, молодежной политики) России со странами АТР.

Следует отметить, что сокращение политического, прежде всего военного и экономического, присутствия России на Азиатско-Тихоокеанском пространстве, связанное с распадом СССР и крушением биполярной системы международных отношений, заметно ослабило степень ее культурного влияния в данном регионе. Вследствие глубокого кризиса в политической, экономической и общественной жизни, переживаемого нашей страной в последнее десятилетие XX века, Россия практически утратила свой статус мировой сверхдержавы, прежде всего, среди бывших союзников СССР по социалистическому блоку (Китай, КНДР, Вьетнам, Лаос, Монголия). Непривлекательность проводимой внешней политики, национальной экономики, неэффективность внутренних реформ, неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень криминализации и бюрократизации общества, коррумпированность власти, несовершенная система российского законодательства, несформированные институты гражданского общества оказали негативное влияние на имидж нашего государства в оценках мировой общественности, в результате чего к началу XXI века для России стали остро проявляться такие негативные тенденции, как нежелание некоторых стран АТР воспринимать Россию в качестве полноправного участника мировых политических и экономических процессов; резкое сокращение русскоговорящих людей за пределами России; падение престижа российского образования; эмиграция российской научной и культурной элиты за рубеж («утечка умов»).

Осознавая всю важность использования социально-гуманитарного ресурса во внешней политике, с начала 2000-х годов Россия встала на путь наращивания и использования своей «мягкой силы» как в мире, так и на азиатско-тихоокеанском пространстве. О необходимости развития гуманитарного сотрудничества и культурного присутствия России в мире прямо говорится в Концепции внешней политики России, утвержденной Президентом РФ В.В. Путиным 12 февраля 2013 г., в числе приоритетных задач которой указываются: «работа над созданием положительного образа России, соответствующего авторитету ее культуры, образования, науки, спорта, уровню развития гражданского общества, участие в программах помощи развивающимся странам, формирование инструментов воздействия на ее восприятие в мире, совершенствование системы применения "мягкой силы"; способствование изучению и распространению русского языка как неотъемлемой части мировой культуры и инструмента международного и межнационального общения;

развитие, в том числе используя потенциал институтов гражданского общества в сфере общественной дипломатии, международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания межцивилизационно-го диалога, достижения согласия и обеспечения взаимопонимания между народами, уделяя особое внимание межрелигиозному диалогу» [2].

С целью реализации государственной политики международного гуманитарного сотрудничества, содействия распространению за рубежом объективного представления о современной России и в соответствии с Указом Президента РФ от 6 сентября 2008 года № 1315 было создано Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству - Россотрудничество, главным «активом» которого является широкая сеть зарубежных представительств - российских центров науки и культуры (РЦНК), аккредитованных в 80 странах мира, в том числе 14 странах АТР (Япония, РК, КНР, Монголия, Малайзия, Индонезия, Вьетнам, Лаос. Камбоджа, Чили, Перу, Мексика, США, Канада). В соответствии с утвержденным планом к 2020 году намечено расширение географии российского присутствия до 100 стран [3].

Одним из главных направлений деятельности Россотрудничества является содействие международному развитию (СМР), которое осуществляется, согласно Концепции государственной политики Российской Федерации, в сфере содействия международному развитию (утверждена Указом Президента Российской Федерации 20 апреля 2014 № 259). Российское СМР направлено на поддержание устойчивого социально-экономического развития государств, решение глобальных и региональных проблем, содействуя стабильности и безопасности в системе международных отношений.

Новым форматом работы Россотрудничества является проведение перекрестных годов национальных культур. Так, например, в последние годы успешно были проведены и проводятся перекрестные годы России в Китае и Китая в России, годы русского и китайского языков, молодежных обменов, СМИ, работает Комиссия по гуманитарному сотрудничеству в Пекине. В рамках объявленного года российско-китайских СМИ на различных уровнях проводится большое количество мероприятий, совместных проектов, таких как совместная российско-китайская экспедиция «Вахта памяти» - это проект по поиску и перезахоронению останков советских воинов, отдавших свои жизни за освобождение северо-востока Китая, книжные и фотовыставки, посвященные празднованию Великой победы, проекты российских и китайских телеканалов и книжных издательств по популяризации произведений великих русских и китайских писателей, изданию их на китайском и русском языках.

Не менее активно развивается сотрудничество в гуманитарной сфере между Россией и Республикой Кореей. Проведение в 2013-2015 годах перекрёстных «Годов взаимных посещений» России и Республики Корея, подписание между странами соглашения об упрощении визового режима и о создании культурных центров в обеих странах, работа форума «Диалог Россия -Республика Корея», корейско-российского гуманитарного форума «Мост дружбы» многостороннего студенческого форума Восточной Азии, форми-

рование клуба ста молодых лидеров дали новый импульс для дальнейшего сближения двух стран.

Например, «Диалог Россия - Республика Корея» является открытым и широким форумом для обсуждения актуальных общественных вопросов, а также вопросов российско-южнокорейских отношений. Его основная задача - налаживание конструктивного диалога между представителями всех сфер общественной жизни двух стран, что позволяет создать прочную основу для сотрудничества, не зависящую от текущей политической обстановки. Форум призван стать воплощением добрососедского сотрудничества двух стран и способствовать установлению более тесных контактов в сферах общества, государства, промышленности и науки. Обсуждение взаимных интересов России и Республики Корея на форуме «Диалог Россия - Республика Корея» проводится раз в год, поочередно в России и в РК. Дискуссии проходят по самому широкому спектру вопросов, связанных с развитием общества, государства, промышленности и науки. Форум выполняет роль проводника и является каналом кадрового обмена как в сфере бизнеса, так и в интеллектуальной сфере, и в сфере искусства. Это позволяет влиять на развитие внутренней и внешней политики двух стран.

Важную роль в развитии гуманитарного сотрудничества между странами играют российские СМИ. Успешным примером, например, является деятельность в Республике Корея проектов ЗАО «Издательство «Российская Газета» - «Russia Beyond The Headlines», именуемое в Южной Корее как «Russia Focus», и радиостанции «Sputnik».

Проведение перекрестных годов России в Индонезии и Индонезии в России в 2009-2010 годах, которые было приурочено к 60-летию установления дипломатических отношений, также свидетельствует об успехах в развитии отношений между двумя странами, создает новые платформы для диалога.

Большое значение в развитии гуманитарного взаимодействия России со странами АТР приобретает сотрудничество в сфере туризма. По данным Рос-туризма, общий въездной поток в Россию в первом полугодии 2015 года вырос на 8,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составил 16,1 млн поездок. Больше всего туристов в первом полугодии прибыло в Рос -сию из Китая (204,5 тыс.) и Германии (128,6 тыс.). На третьем месте со значительным отставанием Турция (69 тыс.), далее США (63,7 тыс.), замыкает пятерку Израиль (50,5 тыс.). Самый большой рост въезда в Россию показал Иран - 100%, на втором месте по динамике роста - Китай (51,6%), на третьем - Индия (50,7%), далее Таиланд (44,3%), Южная Корея (27,3%), Израиль (23,2%), Турция (17,3%) [4].

По данным Посольства КНР в РФ, в 2015 г. Китай стал крупнейшим партнером России по количеству туристов. Три года подряд отмечается тенденция неуклонного роста количества китайских туристов в Россию. Согласно прогнозам экспертов, количество китайских туристов, приезжающих в Россию, скоро превысит 1 млн человек в год. С января по сентябрь 2015 года Россию посетило 583 тыс. китайских туристов. Этот показатель увеличился на 63% по сравнению с 2014 годом. Стоит отметить, что резко возросло количество китайских туристов, посещающих Россию в составе групп по безвизовому режиму [5].

Введение безвизового режима с 1 января 2014 года между Россией и Республикой Корея активизировало сотрудничество в сфере туризма между двумя странами. По данным Росстата, опубликованным на портале Федерального агентства по туризму России, уже в первом полугодии 2015 года число граждан Республики Корея, посетивших Россию с туристическими целями, выросло на 27,3% и составило 44 720 человек. Всего за последние полгода Россию посетило более 61 700 граждан Республики Корея. Среди главных неудобств для корейских туристов в России были названы проблемы таможенного оформления, длительное время прохождения паспортного контроля на границе, а также негибкая система в сфере гостиничных услуг [6].

Что касается Японии, то здесь также можно отметить увеличение потока японских туристов в Россию. Если еще несколько лет назад количество приезжавших в Россию японских туристов исчислялось сотнями, то только за первый квартал 2014 года Россию посетили около 20 тысяч жителей Японии. По данным комитета по туризму правительства Москвы, Япония входит в первую десятку стран, куда направляются российские туристы. Япония выдвинула амбициозную программу стимулирования выездного туризма, целью которой провозглашается рост числа ежегодно выезжающих за рубеж японских туристов до 30 млн человек. В этой связи с учетом географической близости наших стран туристический рынок Японии с точки зрения въездного туризма в Россию является весьма перспективным [7].

В своей деятельности Россотрудничество также уделяет особое внимание работе с молодежью. В настоящее время приходится констатировать тот факт, что современная молодежь в России и в других странах АТР не всегда однозначно воспринимает культуру своей страны, теряет преемственность со старшим поколением. Значительная часть молодежи во многом аполитична, все в большей степени подвергается влиянию со стороны западноевропейской культуры и системы ценностей. В этой связи крайне важной является задача по воспитанию у молодого поколения преемственности традиций и культур, связывающих отношения между странами региона. Государствам и обществу нужны люди с развитыми духовными потребностями, исповедующие ценности справедливости и патриотизма, верящие в свою страну.

Россотрудничество является государственным заказчиком-координатором Программы краткосрочных ознакомительных поездок в РФ молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств «Новое поколение», утвержденной Указом Президента РФ от 19 октября 2011 года № 1394. Основным содержанием Программы является знакомство молодежи разных стран с общественно-политической, социально-экономической, научно-образовательной и культурной жизнью в России. Главная задача - содействие расширению круга позитивно настроенных к России активных молодых иностранных граждан, привлекая их к сотрудничеству и разработке совместных перспективных проектов. Применительно к региону АТР в 2012 году были организованы поездки 35 молодых политиков и общественных деятелей из США, 20 молодых общественных деятелей из КНР, 15 молодых политиков и общественных деятелей из Японии [1].

Следует отметить, что одним из наиболее эффективных инструментов создания и поддержания положительного образа страны за рубежом является система высшего образования, привлекающего на обучение в страну иностранных граждан. Российская высшая школа располагает существенными возможностями более глубокой интеграции в глобальное пространство высшего образования, в том числе благодаря новым приоритетам государственной политики РФ. По состоянию на 2014 год в вузах РФ насчитывалось более 186 тыс. иностранных студентов, и их число ежегодно продолжает увеличиваться. При этом в соответствии с установленной квотой Правительства РФ с 2013 года 15 тыс. иностранных граждан принимаются на обучение за счет средств федерального бюджета [3]. Наиболее востребованными направлениями подготовки среди иностранных граждан в российских университетах являются специальности в области филологии и изучения русского языка; электроники и новых материалов; биотехнологии и современной медицины; логистики; энергоресурсов; менеджмента и управления; юриспруденции; маркетинга.

В целом в результате целенаправленных мер государственной поддержки по привлечению иностранных граждан на обучение в РФ произошло увеличение доли страны на международном рынке образовательных услуг с 2% в 2007 г. до 4% в 2011 г. В соответствии с Концепцией продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом, утвержденной 27 марта 2014 г., планируется, что к 2020 г. Россия должна обеспечить обучение в российских образовательных организациях не менее 5% иностранных студентов, отправив, в свою очередь, не менее 6% российских студентов на обучение за рубеж [3].

Сейчас по мере непрерывного развития всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия России со странами АТР русский язык, история и культура, социально-экономическое развитие современной России вызывают беспрецедентно возрастающий интерес у молодежи в странах АТР. Так, например, к настоящему времени очевидные успехи достигнуты в российско-китайском сотрудничестве. Повышается обоюдный интерес молодежи к истории, культуре, языку и традициям народов России и Китая. Растет и число участников программ молодежных обменов, реализуемых вузами двух стран (в планах правительств двух стран доведение их числа до 100 тыс. человек к 2020 г.). Это объективный процесс. Но одним из сдерживающих факторов развития академической мобильности молодежи двух стран остается недостаточный уровень владения китайским и русским языком на уровне, необходимым для обучения на программах студенческого обмена.

Достаточно широкие перспективы открываются в направлении расширения молодежных обменов между Россией и Республикой Корея, объемы которых в настоящее время серьезно уступают показателям, достигнутым в этой области между РК и соседними странами региона или США. В соответствии с постановлениями правительства России, регулирующими вопросы сотрудничества с зарубежными странами в области образования, Республике Корея ежегодно выделяются государственные стипендии для обучения ее граждан в учебных заведениях высшего образования РФ за счет средств федерального бюджета, однако их число пока незначительно.

В настоящее время одним из наиболее актуальных вопросов для России является проблема использования русского языка в качестве инструмента культурного влияния. По мнению некоторых специалистов, нынешняя тенденция к глобализации приводит к потере национальной самобытности государства и сглаживает его национальные приоритеты. В этой связи важной задачей практически любой страны является забота о защите и сохранении своего национального языка.

Русский язык - это важная скрепа в многонациональном российском государстве, его поддержка закономерно сопряжена с представлениями об общей исторической судьбе, о судьбе народов России. Согласно оценкам экспертов, XX век был периодом наиболее широкого распространения русского языка в мире. В 1915 году им владело около 140 млн человек по всему миру. Русский язык в тот момент истории по показателю своей распространенности был на одном уровне с английским и, возможно, даже несколько опережал его. К последнему десятилетию XX века (к 1990 году) число владевших русским языком достигло своего наивысшего показателя - 312 млн человек. Этому способствовали прежде всего социально-экономические и научно-технические достижения Советского Союза. Русский язык являлся одним из ведущих мировых языков, используемых во всех крупнейших международных организациях, а после Второй мировой войны он стал одним из рабочих языков ООН (наряду с английским, испанским, китайским, арабским и французским) и рабочим языком в таких научных и промышленных отраслях, как космонавтика и атомная энергетика [8].

Благодаря русскому языку за последние 50 лет во многих странах мира и АТР сформировались целые поколения людей, позитивно относящихся к истории и культуре России. В середине прошлого века благодаря хорошему знанию русского языка многим молодым людям стали доступны достижения русской культуры (музыки, литературы, искусства). Большинство представителей старшего возраста в Китае, Монголии, Вьетнаме, КНДР, Индии и других странах читали произведения известных русских писателей: Пушкина, Чехова, Толстого. В то время абсолютное большинство молодых людей в этих странах неподдельно интересовались русскими кинофильмами, театральными постановками. Благодаря помощи советских специалистов произошел качественный скачок в развитии балета, симфонической музыки, живописи, драмы по всему миру, русская культура оставила глубокий след в душах нескольких поколений иностранцев.

Распад СССР и утрата Россией прежнего экономического, технологического и геополитического влияния в мире отразились и на положении русского языка. Стало все более заметно и неуклонно снижаться не только абсолютное число владевших русским, но и их доля в общем населении Земли. Если в 1990 году СССР, где русский язык являлся государственным и обязательным для изучения, по численности своего населения (290 млн человек) занимал третье место в мире (а входившая в него РСФСР, если брать её отдельно, - шестое место), то уже к 2004 г. число владеющих русским языком в мире снизилось до 278 млн человек, а число обучавшихся на русском языке и изучавших его как родной или как иностранный составило 50 млн человек (для сравнения: в 1990 году их было 75 млн человек, включая всех школьни-

ков и студентов СССР). По состоянию на декабрь 2011 года русский язык, по подсчетам Бюро переписей населения (США), находился только на 9-м месте в мире [8].

Уменьшилось число владеющих русским языком и в странах Азии (более чем на полмиллиона человек (в основном вследствие снижения интереса к русскому в Монголии, Японии, Корее). До конца 1980-х годов русский как иностранный продолжал доминировать в Афганистане, Вьетнаме, Камбодже, Китае, КНДР, Лаосе, Монголии, а общее число владевших им в той или иной мере в зарубежной Азии составляло примерно 4,5 млн человек (в том числе -не менее 1 млн человек - в КНДР). Русских по национальности, постоянно живущих в странах Азии, и тех, для кого русский язык - родной, насчитывалось в целом немногим более 100 тыс. человек [8].

Как следствие, снизилось и количество преподавателей-русистов. В настоящее время в мире насчитывается в общей сложности более 270 тыс. преподавателей русского языка, из них 60% - в РФ. Основную часть русистов (около 4/5) составляют школьные учителя. Общее число преподавателей-русистов в странах Азии составляет 7,8 тыс. человек. Примерно в 1/3 стран региона они объединены в национальные ассоциации русистов, старейшими из которых являются японская и монгольская ассоциации [8].

Вместе с тем, несмотря на существенное снижение числа изучающих русский язык и говорящих на русском языке в последние годы в мире, интерес к нему в некоторых странах АТР по-прежнему достаточно велик. Росту интереса к изучению русского языка в этих странах во многом способствуют активное участие России в рамках политических и экономических интеграционных группировок (ШОС, АТЭС, БРИКС, АСЕАН), перспективы реализации крупных совместных проектов и возможности для осуществления бизнеса, учебы и работы в России.

Так, например, в 2010/11 учебном году русский язык в Китае изучали более 50 тыс. студентов (из них примерно 15 тыс. изучали русский язык как специальность, а 35 тыс. - как иностранный), в КНДР - 20 000 чел., во Вьетнаме - 6 860 чел., в Монголии - 6 760 чел., в Японии - более 2 000 чел. В Японии русский язык преподается почти в 116 университетах, 19 школах и 3 училищах, т.е. почти в каждом десятом образовательном учреждении из 1219 имеющихся в стране. На русском языке пять раз в сутки вещает Радио Японии - самая авторитетная общественная вещательная корпорация [8].

Россотрудничество также занимается системой поддержки русского языка за рубежом. Стратегическим инструментом реализации политики в области русского языка является Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016-2020 годы. Тысячи людей обучаются сегодня на курсах русского языка при представительствах Россотрудничества во многих странах мира. Там проводятся экзаменационные тесты, по результатам которых можно получить государственный сертификат, подтверждающий уровень владения русским языком. Заботясь о распространении русского языка, агентство создает условия для его практического применения, а также получения образования на русском языке.

При поддержке Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) и Фонда «Русский мир», организационной

и информационной поддержке посольств Российской Федерации, Россотрудничества в Республике Корея и Монголии проводятся Всемирный фестиваль русского языка в Корее, «Неделя русского языка в Монголии», олимпиады по русскому языку среди учащихся выпускных классов общеобразовательных школ. Также наблюдается рост интереса к изучению русского языка в Индонезии. В Джакарте фондом «Русский мир» на базе одного из местных университетов был открыт первый кабинет «Русского языка».

Выход на новый этап двухстороннего стратегического партнерства России и Китая обусловил значительное повышение интереса китайских граждан к России и русскому языку как средству коммуникации. В 2010 году число школьников, изучавших русский язык в КНР как иностранный, достигло 100 тыс. человек, увеличилось по сравнению с 2000 годом более чем в двараза.

Знание русского языка в Китае распространяется также благодаря пред-принимателям-«челнокам», постоянно выезжающим в РФ (по данным миграционной службы, в России постоянно находятся до 750 тыс. китайских граждан, занимающихся преимущественно торговлей и приобретающих в ходе своей деятельности устойчивые языковые навыки, а также массовым поездкам российских граждан (в основном из приграничных территорий) в Китай (до 2,3 млн человек в год) [8].

Изучение русского языка и владение им являются одним из наиболее эффективных путей культурного воспитания человека и его приобщения к гуманистическим ценностям как внутри страны, так и за ее пределами, что особенно важно в сложных условиях современной общественной и политической жизни. Во всем цивилизованном мире признано, что русская литература и русская культура в широком понимании этих слов занимают в таком воспитании одно из ведущих мест. В этой связи защита русской культуры и русского языка должна стать общенациональной задачей. Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры нуждается в охране и его правильном использовании, работа в этом направлении ведется как на правительственном, так и на институциональном уровне.

В настоящее время на государственном уровне разработана и реализуется целая система мер, направленных на решение указанных проблем. Это разработка и утверждение Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации», Федеральной программы «Русский язык», Концепции «Русская школа за рубежом», Концепции государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом, реализация международной волонтерской программы «Послы русского языка в мире», основание фонда «Русский мир» и многие другие меры, осуществляемые по инициативе и под строгим контролем субъектов государственной власти. В результате этих мер зарубежная общественность сможет глубже понимать основы и особенности национальной культуры России образа мышления, жизненной философии российского народа.

Следующим важным направлением деятельности агентства является работа с соотечественниками за рубежом. Совместно с МИД России, другими министерствами и ведомствами, администрациями регионов России Россотрудничество принимает непосредственное участие в реализации планов Правительственной комиссии по работе с соотечественниками за рубежом, ин-

формационном обеспечении Государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников в РФ.

Помимо деятельности Россотрудничества за рубежом, для повышения международного имиджа России сегодня многое делается и внутри страны. Так, например, с 2015 г. во Владивостоке проводится Восточный экономический форум (ВЭФ), целью которого является повышение инвестиционной привлекательности российского Дальнего Востока, привлечение потенциальных иностранных инвесторов из стран АТР и реализация совместных бизнес-проектов со странами региона.

Таким образом, гуманитарное сотрудничество между Россией и странами АТР способствуют развитию двусторонних отношений, формированию объективного представления о жизни, традициях и обычаях народов, росту потенциала регионального сотрудничества, воспитанию толерантности и уважения многообразия национально-культурных, религиозных и нравственных убеждений. При этом важным условием является то, чтобы во взаимоотношениях между странами региона основой выступали не декларации, а практические дела, которые должны подвести под партнерство реальную политическую, экономическую, культурную и цивилизационную составляющие.

В ближайшие годы государствам Азиатско-Тихоокеанского региона предстоит решать немало задач, таких как корейская проблема, территориальные споры относительно богатых природными ресурсами шельфовых пространств, борьба с международной преступностью и терроризмом, наркобизнесом, а также преодоление последствий экологических кризисов, борьба с бедностью и смертельно опасными заболеваниями. Все это возможно лишь при налаживании полноценного диалога между странами региона, эффективной работе многосторонних институтов и использовании социально-гуманитарного ресурса, основанного на развитии новых знаний и технологий, межкультурного взаимодействия и наращивании человеческого капитала в АТР.

Россия может и должна стать полноправным участником интеграционных процессов АТР, не только как крупный экономический игрок в части экспорта и совместной разработки углеводородов, военных технологий и технологий в сфере атомной энергетики, но и как страна, привлекательная для восточных партнеров с точки зрения политического имиджа и национальной культуры, связующее звено между западной и восточной цивилизациями.

В ближайшей перспективе России необходимо сосредоточить основное внимание на развитии двусторонних партнерских отношений, проведении точечной, системной работы со странами региона, реализации перспективных научно-технических и экономических проектов, способствующих повышению интереса к взаимодействию между странами в гуманитарной сфере (язык, образование, культура, молодежные обмены), расширении сети различных центров и учебных заведений в странах АТР по изучению русского языка, русской культуры и русской истории, выстраивании эффективной государственной политики в сфере работы с молодежью на азиатско-тихоокеанском пространстве.

Литература

1. Сотрудничество России и стран АТР в научно-технической и инновационной сферах в 2012 и 2013 годах // СОО МСП ИТТ: сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-expo.ru/index.php/2010-07-23-11-37-45/57-dvfu-2013/443-atrcollaboration.html (дата обращения: 18.04.2016 ).

2. Концепция внешней политики России. Утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 12 февраля 2013г. // Официальный сайт МИД РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru /foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/ id/122186 (дата обращения: 18.02.2016).

3. Официальный сайт Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) [Электронный ресурс]. URL: http://rs.gov.ru (дата обращения: 15.06.2016).

4. Въездной туризм в РФ растет за счет восточных и азиатских рынков // Интернет-журнал о российском туризме RTourNews. [Электронный ресурс]. URL: http://rtournews.ru/blog/profnews/ vezdnoj-turizm-v-rf-rastet-za-schet-vostochnyh-i-aziatskih-rynkov.html (дата обращения: 24.05.2016).

5. Китайско-российские отношения: 10 важнейших событий ушедшего года // Официальный сайт Посольства КНР в РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.china-embassy.org/rus/zgly/t1328523.htm (дата обращения: 24.05.2016).

6. Жарова А.В. В Южной Корее прошла рекламная кампания по продвижению России // Интернет-журнал об отдыхе и путешествиях Баштурия. [Электронный ресурс]. URL: http://bashtouria.ru/country/south-korea.php?ELEMENT_ID=399 (дата обращения: 24.05.2016).

7. Узбекова А. В Россию едут все больше туристов из Азии // Российская газета. Федеральный выпуск №6507 (235). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2014/10/15/turizm.html (дата обращения: 24.05.2016).

8. Арефьев А.Л. Позиции русского языка в мире // Вопросик: сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://voprosik.net/pozicii-russkogo-yazyka-v-mire/ (дата обращения: 18.02.2016).

Bobylo Andrey M. - Oriental Institute - School of Regional and International Studies, Far-Eastern Federal University (Vladivostok, Russian Federation). DOI: 10.17223/1998863X/36/31

THE ROLE OF «SOFT POWER» INSTRUMENTS IN REALIZING RUSSIA'S NATIONAL INTERESTS IN ASIA-PACIFIC REGION

Keywords: soft power, Asia-Pacific region, Russian Federation, humanitarian resource, foreign policy, Rossotrudniestvo

Reducing of Russia's political, military and economic presence in Asia-Pacific region, associated with the collapse of the USSR and the bipolar system of international relations, considerably weakened the degree of its cultural influence in the region. As a result, of the deep crisis in the political, economic and social life experienced by our country in the last decade of the twentieth century, Russia has practically lost its status as a world superpower, especially among former Soviet allies in the socialist bloc (China, Korea, India, Vietnam, Laos, Mongolia). Unattractiveness of foreign policy, national economy, inefficiency of the reforms, unfavorable investment climate, high levels of bureaucracy and criminalization of society, corruption of power, imperfect system of Russian legislation, unformed institutions of civil society have had a negative impact on our country's image in the world community assessments. However, now it has become quite obvious that the role of "soft power" instruments in world politics grows increasingly, resulting in the issue of Russia's cultural presence renewal in the world and, particularly in Asia-Pacific region is becoming one of the most important national interests of the country's foreign policy. In this regard, there is a need for intensification of integration processes in the sphere of humanitarian cooperation (science, education, culture, tourism, language, media, youth policy), between Russia and Asia Pacific countries. The purpose of this paper is to investigate the role of Russian "soft power" instruments in Russia's foreign policy in the Asia-Pacific region. The paper analyzes the factors and conditions for increasing humanitarian and cultural presence of Russia in the world, the recent initiatives and decisions of Russian government, as well as measures of state support in terms of the development of cultural diplomacy in the Asia-Pacific region. The key challenges and the prospects for further activity in this direction are identified. Keywords: soft power, Asia-Pacific region, Russian Federation, humanitarian resource, foreign policy, Rossotrudniestvo.

References

1. International Union of Instrument Engineers and Experts in Information and Communication Technologies. (2012) Sotrudnichestvo Rossii i stran ATR v nauchno-tekhnicheskoy i innovatsionnoy sferakh v 2012 i 2013 godakh [Cooperation between Russia and Asian-Pacific countries in science, technology and innovation in 2012 and 2013]. [Online] Available from: http://www.e-expo.ru/index.php/2010-07-23-11-37-45/57-dvfu-2013/443-atrcollaboration.html. (Accessed: 18th April 2016 ).

2. Russian Foreign Ministry. (2013) Kontseptsiya vneshney politiki Rossii. Utverzhdena Preziden-tom RF V. V. Putinym 12 fevralya 2013g. [The concept of Russia's foreign policy. Approved by the RF President V.V. Putin, on February 12, 2013]. [Online] Available from: http://www.mid.ru /foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/ id/122186. (Accessed: 18th February 2016).

3. Federal Agency for CIS Affairs, Compatriots Living Abroad and International Humanitarian Cooperation (Rossotrudnichestvo). (n.d.) Official Website. [Online] Available from: http://rs.gov.ru (Accessed: 15th June 2016).

4. RTourNews. (n.d.) V"ezdnoy turizm v RF rastet za schet vostochnykh i aziatskikh rynkov [Inbound tourism in Russia is growing at the expense of Eastern and Asian markets]. [Online] Available from: http://rtournews.ru/blog/profnews/ vezdnoj-turizm-v-rf-rastet-za-schet-vostochnyh-i-aziatskih-rynkov.html. (Accessed: 24th May 2016).

5. Chinese Embassy in the Russian Federation. (2015) Kitaysko-rossiyskie otnosheniya: 10 vazhneyshikh sobytiy ushedshego goda [Sino-Russian relations: 10 most important events of the past year]. [Online] Available from: http://ru.china-embassy.org/rus/zgly/t1328523.htm. (Accessed: 24th May 2016).

6. Zharova, A.V. (n.d.) V Yuzhnoy Koree proshla reklamnaya kampaniyapo prodvizheniyu Rossii [South Korea held an advertising campaign to promote Russia]. [Online] Available from: http://bashtouria.ru/country/south-korea.php?ELEMENT_ID=399. (Accessed: 24th May 2016).

7. Uzbekova, A.V. (2014) Rossiyu edut vse bol'she turistov iz Azii [More and more tourists from Asia come to Russia go]. Rossiyskaya gazeta. 6507(235). [Online] Available from: https://rg.ru/2014/10/15/turizm.html. (Accessed: 24th May 2016).

8. Arefiev, A.L. (2013) Pozitsii russkogo yazyka v mire [The position of the Russian language in the world]. [Online] Available from: http://voprosik.net/pozicii-russkogo-yazyka-v-mire/. (Accessed: 18th February 2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.