Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЭКСПОРТ БЕЛОРУССКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРИОРИТЕТЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЭКСПОРТ БЕЛОРУССКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
587
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ТУРКМЕНИСТАН / КИТАЙ / УЗБЕКИСТАН / HIGHER EDUCATION INTERNATIONALIZATION / REPUBLIC OF BELARUS / EDUCATIONAL SERVICES EXPORT / TURKMENISTAN / CHINA / UZBEKISTAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лицзюнь Го, Погорельская Анастасия Михайловна, Юн С. М. Сергей Миронович

Рассматриваются особенности интернационализации высшего образования Республики Беларусь. На основе анализа официальных документов, в том числе международных и межуниверситетских соглашений, а также статистических данных авторы делают выводы о приоритетности экспорта образовательных услуг в стратегии интернационализации высшего образования Республики Беларусь. Детальному анализу подвергнуты три перспективных географических направления экспорта услуг белорусского высшего образования, определены факторы, привлекающие соответствующих абитуриентов в белорусские вузы, а также даны прогнозы относительно перспектив экспорта белорусских образовательных услуг в соответствующие страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лицзюнь Го, Погорельская Анастасия Михайловна, Юн С. М. Сергей Миронович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION INTERNATIONALIZATION PRIORITIES IN THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE EXPORT OF BELARUSIAN EDUCATION

The research is aimed at identifying the peculiarities of higher education internationalization in the Republic of Belarus. The research objectives included the analysis of legislative and institutional sides of higher education internationalization and the evaluation of geographical priorities of higher education services export by Belarus. The research into higher education internationalization was initiated by Western researchers, including J. Knight, H. de Wit, P.G. Altbach, B. Leask, S. Robson, and others. However, the research into Belarusian higher education internationalization has started very recently and mostly covers the results of European projects in higher education conducted in Belarus. Therefore, the peculiarities and prospects of Belarusian higher education internationalization have not yet been considered sufficiently. Having analyzed the legislation in higher education, the authors concluded that the export of higher education became the priority of internationalization. Most policy documents set the aim of increasing the number of international students by improving the positions of Belarusian universities in international rankings and networking with foreign universities. Therefore, it may be concluded that Belarusian authorities interpret higher education internationalization from a very utilitarian point of view. Thus, it is not mainly aimed at improving the quality of higher education. Having considered the international students statistics the authors identified three geographical directions of Belarusian higher education export, namely Turkmenistan (the country providing almost half of international students in Belarus), China (the country of origin for most students receiving education abroad in the world), and Uzbekistan (the country that has significantly increased the number of students coming to Belarus recently). The geographical structure of Belarusian higher education export turned out to be very unbalanced because of the dominance of Turkmen students. However, Belarusian export of higher education to this country is now endangered by Turkmen educational policy hindering the outflow of school-leavers. Since Belarusian higher education has a very low ranking at Chinese labor market, the export of Belarusian higher education to China may grow but for a little only. Taking into account that the educational cooperation with Uzbekistan has activated recently, the export of Belarusian higher education to Uzbekistan is likely to increase within the following several years. Thus, the authors forecast the changes in geographical priorities of Belarusian higher education export. However, the advantages that made international students choose Belarus, namely stability and security, are endangered by the current political situation in the country. Therefore, the future of Belarusian export of higher education depends significantly on achieving fast political settlement.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЭКСПОРТ БЕЛОРУССКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Вестник Томского государственного университета. 2020. № 460. С. 138-148. DOI: 10.17223/15617793/460/17

УДК 37.014.5

Го Лицзюнь, А.М. Погорельская, С.М. Юн

ПРИОРИТЕТЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЭКСПОРТ БЕЛОРУССКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исследование выполнено в рамках гранта (№ 21000-31911130) Проекта провинции Гуандун (Китай) по реформе преподавания в сфере высшего образования 2019 года (Guangdong Province Higher Education Teaching Reform Project 2019, № 21000-31911130).

Рассматриваются особенности интернационализации высшего образования Республики Беларусь. На основе анализа официальных документов, в том числе международных и межуниверситетских соглашений, а также статистических данных авторы делают выводы о приоритетности экспорта образовательных услуг в стратегии интернационализации высшего образования Республики Беларусь. Детальному анализу подвергнуты три перспективных географических направления экспорта услуг белорусского высшего образования, определены факторы, привлекающие соответствующих абитуриентов в белорусские вузы, а также даны прогнозы относительно перспектив экспорта белорусских образовательных услуг в соответствующие страны.

Ключевые слова: интернационализация высшего образования; Республика Беларусь; экспорт образовательных услуг; Туркменистан; Китай; Узбекистан.

Введение

Интернационализация является одной из самых заметных и обсуждаемых тенденций развития систем образования большинства стран в последние десятилетия. Согласно исследованиям западных ученых, прежде всего Дж. Найт [1] и Х. де Вита [2], интернационализация высшего образования имеет два измерения - внешнее и внутреннее. Внешняя интернационализация подразумевает развитие академической мобильности студентов и преподавателей вузов [1], а внутренняя - интеграцию международных и межкультурных составляющих в учебные планы и неформальную жизнь университета [3]. И хотя эти понятия взаимосвязаны, сегодня приоритет во всем мире отдается внешней интернационализации [2. C. 20]. Отчасти такой выбор обусловлен тем, что государство и вузы рассматривают развитие входящей академической мобильности как способ расширения доли образовательных услуг в экспорте страны.

Первенство в исследованиях интернационализации высшего образования принадлежит западным ученым, включая упомянутых выше, а также Ф.Дж. Альтбаха, Б. Лиск, С. Робсон и др. Анализ специфики интернационализации российской системы высшего образования на фоне достижений англоязычных лидеров мирового рынка образовательных услуг проводился отдельными российскими учеными, включая Г. А. Краснову, О.Н. Олейникова, И.В. Нале-това, А. Арефьева. Исследования по вопросам особенностей и возможностей интернационализации белорусского высшего образования стали проводиться относительно недавно во многом в связи с реализацией в стране проектов Евросоюза, включая TEMPUS и Erasmus+. Например, среди публикаций последних лет выделяются работы А.В. Рытова, базирующиеся на результатах европейских проектов по модернизации белорусского высшего образования [4]. Однако в целом характерные черты и перспективы интернационализации белорусского высшего образования пока изучены недостаточно, несмотря на возрастающую

активность страны на мировом рынке образовательных услуг.

Актуальность исследования изменений в системе высшего образования Республики Беларусь обусловлена как исторически сложившейся схожестью белорусской и российской систем высшего образования, так и наблюдающимся сходством стратегических приоритетов двух государств в развитии систем высшего образования. Целью исследования стало определение особенностей интернационализации высшего образования Республики Беларусь. Задачи исследования заключались в анализе нормативно-институционального оформления интернационализации высшего образования и оценке географических приоритетов экспорта услуг высшего образования Республикой Беларусь.

Эволюция приоритетов интернационализации высшего образования Беларуси в 1990-2000-е гг.

В конце советского периода существования белорусского высшего образования количество иностранных студентов, обучающихся в 33 вузах республики, составляло порядка 6,8 тыс. (3,8% всех студентов в БССР) [5. С 91]. В основном, ими были граждане дружественных СССР государств, которые обучались бесплатно, оплачивая только свое проживание [6. P. 128]. На протяжении 1990-х гг. не предпринималось радикальных реформ в сфере высшего образования, поскольку белорусские власти пытались сохранить элементы советской системы высшего образования в стране. Высшее образования характеризовалось в тот период диверсификацией путем учреждения новых, в том числе частных, вузов, новых факультетов и специальностей. В результате выросло количество и вузов (с 33 в 1990 г. до 59 к 1996 г.), и студентов (со 190 тыс. в 1989/90 учебном году до 445 тыс. в 2011/12 учебном году) [6. P. 129]. Во многом белорусская система высшего образования в 1990-е гг. оказалась вне зоны строгого контроля государства, который, однако, вернулся в

2000-е гг. К началу 2010-х гг. на наборах в вузы стала сказываться демографическая яма, обусловленная, как и в России, падением рождаемости в 1990-е гг. Конкуренция между вузами за абитуриентов и финансовые средства стала обостряться, поэтому вузам и государству пришлось искать абитуриентов в других местах, в частности за рубежом.

В принятом в 2011 г. Кодексе об образовании было указано, что международное сотрудничество в сфере образования направлено на развитие академической мобильности и участие в международных образовательных мероприятиях (ст. 118). Акцент в нем был сделан на регламентации внешнеторговой деятельности в сфере образования, особенно входящей академической мобильности, при этом было указано, что участники академической мобильности после окончания срока своей стажировки должны вернуться в государство постоянного проживания (ст. 121) [7]. Таким образом, долгосрочное привлечение иностранцев не только для получения образования, но и для последующей работы в стране, где все еще существует система распределения выпускников вузов, обучавшихся на бюджетной основе, не входило в число приоритетов государства.

В начале 2010-х гг. эксперты объясняли стремление Республики Беларусь в Болонский процесс именно желанием увеличить приток иностранных студентов и соответственно - доходов от экспорта высшего образования. Именно поэтому страна дважды подавала заявку на вступление в Европейское пространство высшего образования (ЕПВО) - в 2011 и 2015 гг., а также взяла на себя обязательства по выполнению Дорожной карты, предусматривающей проведение структурных реформ в сфере высшего образования в течение трех лет. Однако, добившись вступления в ЕПВО, у официальных властей не осталось стимула выполнять эти требования, и потому процесс реформирования белорусского высшего образования оказался поверхностным и очень затянутым [8. С. 71].

Впоследствии рядом государственных программ на 2016-2020 гг., включая Программу социально-экономического развития Республики Беларусь, Национальную программу поддержки и развития экспорта и программу «Образование и молодежная политика», были поставлены задачи увеличения объемов экспорта образовательных услуг и повышения конкурентоспособности белорусского высшего образования в мировом образовательном пространстве. Последняя должна была быть выполнена за счет достижения такого показателя, как увеличение количества белорусских вузов в мировых рейтингах, в частности, включения 10 белорусских вузов к 2020 г. в 4 000 лучших университетов мира по рейтингу Webometrics и (или) в 1 000 - по рейтингам QS или SIR, а также за счет развития сотрудничества в области реализации образовательных программ с зарубежными вузами и расширения количества участников академической мобильности [9].

В конце 2017 г. было анонсировано принятие Концепции развития экспорта услуг в области образования на 2018-2020 гг. (развитие бренда «Образование в Беларуси»), предусматривавшей достижение таких

индикаторов, как: 1) повышение доли иностранных граждан в общей численности обучающихся; 2) развитие академической мобильности; 3) количество реализуемых договоров о сотрудничестве с зарубежными партнерами [10].

Согласно принятым в 2017 г. Концептуальным подходам к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 г. и на перспективу до 2030 г. задачами страны в сфере высшего образования оказались развитие сетевых форм взаимодействия и повышение конкурентоспособности белорусского высшего образования в мире для увеличения доли экспорта образовательных услуг в ВВП страны. Однако некоторые предусмотренные для достижения этих задач механизмы были слишком узкоспециализированными. Например, они включали создание учебно-методических комплексов по обучению китайскому языку и создание республиканского банка данных эффективного педагогического опыта учителей китайского языка. Среди механизмов, которые предполагалось задействовать до 2030 г., были указаны среди прочего формирование системы мотивации вузов для повышения их позиций в международных рейтингах и укрепление имиджа белорусской системы высшего образования за границей, включая продвижение бренда «Образование в Беларуси». Вдобавок среди механизмов развития международного сотрудничества в сфере образования документом были предусмотрены совершенствование правовой базы сотрудничества с другими странами, диверсификация экспорта образовательных услуг, поддержка ассоциаций иностранных выпускников белорусских вузов, а в перспективе - формирование комплексной системы стимулирования экспорта образовательных услуг [11].

В 2020 г. страна оформила займ в 100 млн евро у Международного банка реконструкции и развития на модернизацию высшего образования в течение 2020-2025 гг. в целях создания инновационной образовательной и научной инфраструктуры в 18 вузах страны, развития новых перспективных специальностей, обновления системы качества высшего образования (внешнего и внутреннего), что, как ожидается, повысит показатели экспорта образовательных услуг. Вдобавок при финансовой и технической поддержке со стороны ЕС, ОЭСР и ряда иных международных организаций в Республике Беларусь в последние годы реализуются множество проектов по интернационализации высшего образования [12].

Помимо нормативного, постепенно развивалось и институциональное оформление институционализа-ции высшего образования. Так, в компетенции Управления международного сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь входят разработка соответствующей нормативно-правовой базы, обеспечение координации международной деятельности учреждений образования страны и содействие развитию академической мобильности.

В 1991 г. Министерством был учрежден Центр международных связей, в чьи задачи входит продвижение белорусского образования и оказание поддержки в этом белорусским учреждениям образования путем осуществления программ и проектов,

направленных на развитие международного сотрудничества; организации и проведения международных мероприятий (выставок, тренингов и т.д.); организации в стране и за рубежом туристических и экскурси-онно-образовательных программ для знакомства с белорусской и другими культурами. Центр международных связей обслуживает сайт Study in Belarus, нацеленный на привлечение иностранных абитуриентов, объяснение им правил поступления и особенностей жизни в Республике Беларусь. Сайт регулярно обновляется и имеет адаптированный для иностранных абитуриентов интерфейс. Среди преимуществ белорусского высшего образования для иностранцев, пропагандируемых сайтом, фигурируют оптимальное соотношение цены и качества, возможности обучения на английском языке, а также возможности изучения русского и белорусского языков и др. Стоимость высшего образования в Республике Беларусь, согласно сайту, например, составляет от 2,5 тыс. долл. в год на дневном отделении, от 1,4 тыс. долл. в год - на заочном, от 1,6 тыс. долл. в год - на подготовительном отделении [13].

Оценивая результаты усилий Республики Беларусь по интернационализации высшего образования, следует отметить, что численность иностранных граждан, получающих высшее образование в Республике Беларусь, значительно сократилось в 1990 - начале 2000-х гг. Однако затем стране удалось достичь заметного их увеличения с 5,4 тыс. человек в 2007/08 учебном году [14. С. 159], до 18,4 тыс. человек в

Позиции белорусских вузов в международных рейтингах пока остаются скромными. В частности, лидирует старейший, основанный в 1921 г. и до сих пор сохраняющий элитарный характер, Белорусский государственный университет (БГУ). Он занял 351-ю позицию в рейтинге 2020. Еще одним белорусским вузом, попавшим в этот рейтинг, стал Белорусский национальный технический университет (БНТУ), попавший в группу университетов, занимающих 801-1 000-ю позиции в рейтинге. С 2018 г. белорусских вузов в рейтинге не прибавилось, но два указанных тогда занимали позиции выше: 334-ю и 751-800-ю соответственно [17]. В международном

2019/20 учебном году [15. С. 43], а по некоторым оценкам - до 25,12 тыс. человек [16. С. 5]. При этом уже на протяжении многих лет географическая структура экспорта образовательных услуг остается далеко не самой сбалансированной. В частности, примерно половину иностранных студентов в белорусских вузах с начала 2010-х гг. составляют граждане Туркменистана. Количество российских граждан, которые, как и граждане Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Украины, а сегодня еще и Донецкой и Луганской народных республик, имеют право на получение высшего образования в белорусских вузах на бюджетной основе, сократилось с 2 260 человек (41,6% всех иностранных студентов в Республике Беларусь) в 2007/08 учебном году [14. С.159] до 1 439 человек (7,8%) в 2019/20 учебном году [15. С. 43]. Количество граждан Китая, обучающихся в белорусских вузах, наоборот, выросло за этот период, в 2019/20 учебном году, сравнявшись с количеством россиян. В 2019/20 учебном году резко увеличилось количество граждан Узбекистана, получающих образование в вузах Республики Беларусь: с традиционных 0,3% иностранных студентов в стране до 2,2%, или четырех сотен человек. В этой связи авторами будут детально рассмотрены два основных направления экспорта услуг белорусского высшего образования последних лет -туркменское и китайское, а также весьма перспективное в связи с резким скачком популярности у абитуриентов узбекское направление экспорта образовательных услуг (таблица).

рейтинге SIR, измеряющем исследовательские и инновационные показатели вузов, в 2020 г. оказались три белорусских вуза: БГУ (760-е место), БНТУ (843-е место) и Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (БГУИР, 848-е место), хотя еще в 2010 г. в нем состоял только БГУ (790-е место) [18]. В рейтинге Webometrics 2020 в заветные 4 000 попали шесть белорусских вузов: БГУ (755-я позиция), БНТУ (2 543-я), Гродненский государственный университет им. Янки Купалы (3 307-я), Гомельский государственный университет Франциска Скорины (3 344-я), Белорусский государственный медицинский университет (3 604-я) и

Численность студентов — иностранных граждан в вузах Белоруссии в учебном году, чел. [14. С. 159; 15. С. 43]

Учебный год 2007/08 2012/13 2013/14 2014/15 2015/16 2016/17 2017/18 2018/19 2019/20

Всего 5 426 12 002 13 160 14 144 14 594 15 126 14 635 15 506 18 441

Некоторые страны постсоветского пространства

Азербайджан 27 265 268 328 404 446 389 325 291

Казахстан 47 118 172 203 256 302 232 210 214

Россия 2 260 1 658 1 749 1 567 1 554 1 594 1 499 1 389 1 439

Таджикистан 15 44 123 243 376 417 455 438 418

Туркменистан 85 6 514 7 863 8 342 8 191 7 911 7 108 7 749 9 788

Узбекистан 16 37 37 43 51 60 72 112 404

Некоторые другие страны

Индия 436 63 48 77 149 226 340 454 655

Иран 196 208 237 296 489 793 943 797 529

Китай 560 1 146 939 801 722 759 875 1 113 1 435

Ливан 209 154 137 200 255 285 339 440 514

Нигерия 72 242 335 474 497 530 445 371 307

Шри-Ланка 151 244 55 234 228 294 391 581 818

БГУИР (3 629-я) [19]. Таким образом, стране не удалось добиться значительного увеличения присутствия своих вузов в этих рейтингах и достичь желаемого показателя в 10 вузов в международных рейтингах к 2020 г., поскольку в указанных рейтингах зачастую фигурируют одни и те же белорусские университеты (в частности БГУ, БНТУ и БГУИР).

Количество иностранных студентов и позиции вузов в международных рейтингах представляются наиболее наглядными и прозрачными показателями степени интернационализации высшего образования на сегодняшний день, поскольку оценить другие показатели интернационализации высшего образования Республики Беларусь, например объемы экспорта образовательных услуг или количество реализуемых, а не остающихся на бумаге международных соглашений, представляется весьма сложным.

Географические приоритеты экспорта белорусского высшего образования

Туркменистан с момента обретения независимости стал стабильным «поставщиков» абитуриентов на международный рынок образовательных услуг. Количество туркменских граждан, получающих высшее образование за рубежом, выросло с 4 955 в 1998 г. до 46 223 в 2017 г. [20]. Причинами такой популярности среди туркменских абитуриентов зарубежного высшего образования являются падение уровня качества отечественного образования в 1990-2000-х гг. ввиду непоследовательных реформ в данной сфере, а также отсутствие возможностей у туркменских вузов принять всех желающих. Например, даже после значительного увеличения количества бюджетных мест в туркменских вузах в 2019/20 учебном году предполагалось принять в них чуть более 12 тыс. абитуриентов на бюджетные места и еще 8 тыс. - на платной основе [21]. Однако выпуск в школах в 2020 г. составил не менее 80 тыс. человек, что при прежнем количестве мест в вузах предполагает, что высшее образование в стране смогут получить только 25% выпускников школ [22].

Среди приоритетных для туркменских абитуриентов стран для получения высшего образования следует отметить Россию, где в 2019 г. обучалось порядка 34 тыс. студентов из Туркменистана. Большинство из них (около 90%) обучались на платной основе [23], что свидетельствует об оптимальном соотношении цены и качества российского высшего образования для туркменских абитуриентов. Вдобавок обучение на русском языке пока еще пользуется популярностью в самом Туркменистане, за ним же отправляются абитуриенты в Россию. Аналогичные факторы способствуют и выбору ими абитуриентами белорусских вузов.

Торговые связи между Республикой Беларусь и Туркменистаном довольно слабые: за период с 2000 по 2018 г. доля Туркменистана в белорусском товарном экспорте сократилась с 0,62% экспорта до 0,08%, доля импорта осталась прежней - 0,01% всего товарного импорта в Республику Беларусь [24]. Однако новой тенденцией, отмеченной в 2010-х гг.,

стало превышение доли услуг над долей товаров в общем объеме экспорта Республики Беларусь в Туркменистан. В этой связи, конечно, значительный потенциал для расширения торговли между странами отмечается белорусской стороной в сферах сельского хозяйства, здравоохранения, 1Т-технологий, науки и образования [25].

Однако последние несколько лет прежде ровные отношения между Республикой Беларусь и Туркменистаном омрачает спор вокруг Гарлыкского горнообогатительного комплекса, построенного в Туркменистане белорусской компанией «Белгорхим-пром». Госконцерн «Туркменхимия», заказавший строительство комплекса, подал иск в Торговую палату Стокгольма, мотивируя его тем, что работы, по мнению туркменских специалистов, выполнены некачественно. В свою очередь белорусская сторона обвинила заказчика в значительной задолженности перед ней [26].

Правовую основу белорусско-туркменского сотрудничества по вопросам высшего образования составляют Соглашение между Министерством образования Республики Беларусь и Министерством образования Туркменистана о сотрудничестве в области образования, вступившее в силу в 2009 г.; Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Туркменистана о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях, вступившее в силу в январе 2010 г., а также Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Туркменистана о сотрудничестве в сфере образования, вступившее в силу в январе 2015 г. Подписано более 20 договоров и соглашений о сотрудничестве между университетами двух стран. В Туркменистане ежегодно с 2014 г. проводится выставка белорусских образовательных услуг «Ярмарка знаний».

Экспорту белорусских образовательных услуг в Туркменистан способствует несколько факторов. Один из них - отсутствие, по мнению туркменских властей, угрозы того, что туркменские студенты, получающие образование в белорусских вузах, сочетающих европейский фасад с советским фундаментом, будут приобщаться к оппозиционным взглядам. Кроме того, уровень подготовки туркменских абитуриентов не позволяет им поступить в западные вузы, но дотягивает до минимальных требований белорусских университетов, где можно обучаться на русском языке и при этом получить отчасти «европейский» диплом.

Политика Туркменистана в последние годы состоит в ужесточении контроля над выездом абитуриентов на учебу за границу. Так, в 2019 г. был учрежден список ведущих зарубежных вузов и специальностей, дипломы которых будут признаваться в Туркменистане. Дипломы зарубежных вузов, не входящих в эти списки (официальные копии которых отсутствуют в открытом доступе), не будут автоматически признаваться в Туркменистане. По неофициальной информации, из белорусских вузов в список попал только БГУ. При этом переводить деньги на учебу за границей туркменских студентов по официальному курсу

родственники смогут только тем, кто обучается по специальностям, и в вузах, указанных в этих списках, за исключением поступивших в зарубежные вузы студентов до 2019 г. [27]. Тем не менее, несмотря на указанные ограничения, приток туркменских студентов в белорусские вузы в 2019/20 учебном году вырос. Пока трудно трактовать этот рост без опоры на данные набора туркменских студентов в белорусские вузы в 2020 г., однако текущая туркменская политика вносит неопределенность в дальнейшее развитие экспорта белорусских услуг высшего образования в Туркменистан.

Китай в течение последних двух десятилетий лидирует по количеству граждан, получающих высшее образование за рубежом. В 2017 г., в частности, более 900 тыс. китайских студентов обучались в зарубежных вузах, в том числе и в белорусских. Однако Республика Беларусь, несомненно, не входит в число наиболее популярных среди китайских студентов стран, включающих США, Великобританию, Австралию, Канаду, Гонконг, Германию, Японию, Сингапур, Новую Зеландию и Францию. В 2018 г., например, доля китайских студентов в Беларуси составила только 0,25% от общего числа китайских студентов за границей [20].

Правовую базу сотрудничества Республики Беларусь и КНР в области образования составляют подписанное в Пекине в октябре 1998 г. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о взаимном признании документов об образовании, а также подписанное в Минске в июле 2000 г. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о взаимном признании документов об ученых степенях. На данный момент Китай и Беларусь подписали в общей сложности 14 документов о сотрудничестве в сфере образования, 8 из которых были заключены после выдвижения инициативы «Один пояс, один путь» в 2013 г.

Обмен студентами является важным показателем сотрудничества в области высшего образования между КНР и Республикой Беларусь, что поддерживается руководством обеих стран. Так, в июле 2013 г. во время посещения КНР президентом А.Г. Лукашенко лидеры обеих стран подписали Совместную декларацию, в которой объявлялось об установлении всестороннего стратегического партнерства. В декларации подчеркивалось, что необходимо способствовать углублению сотрудничества научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений двух стран с опорой на конкретные программы сотрудничества. В 2015 г. были подписаны Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой и Совместная декларация Республики Беларусь и Китайской Народной Республики о дальнейшем развитии и углублении всестороннего стратегического партнерства, в которых стороны выразили желание развивать сотрудничество в сферах экономики, науки, образования и культуры.

В сентябре 2016 г. в ходе официального визита А. Г. Лукашенко в КНР в присутствии лидеров двух

стран министрами образования КНР и Республики Беларусь был подписан Меморандум о сотрудничестве между Министерством образования Республики Беларусь и Министерством образования Китайской Народной Республики в области совместной подготовки кадров. Тогда же был принят Комплекс мер по совместному продвижению реализации концепции «Один пояс, один путь» между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики, в котором были определены мероприятия и программы, связанные с гуманитарной областью и подчеркивалась важность сотрудничества в области образования.

В 2018 г. министерства образования КНР и Республики Беларусь определили 2019 г. как «Год образования Беларуси в Китае», в рамках которого страны провели свыше 100 мероприятий. Только за 2019 г. количество подписанных соглашений между вузами двух стран достигло 32, более 40 китайских образовательных делегаций посетили Беларусь, а белорусские делегации посетили Китай более 30 раз. Всего же по состоянию на 2019 г. между университетами двух стран было подписано около 400 соглашений.

Беларусь рассматривается Пекином в качестве европейского опорного пункта инициативы «Один пояс, один путь», в связи с чем сотрудничество между странами было активизировано во многих сферах. В сентябре 2014 г. официально начал свою работу Белорусско-китайский межправительственный комитет по сотрудничеству, в составе которого была учреждена Комиссия по сотрудничеству в области образования. Тогда же в ходе первого заседания Комиссии в Минске обсуждались законодательная база сотрудничества в области образования, сотрудничество между высшими учебными заведениями, функционирование и перспективы развития Институтов Конфуция в белорусских учреждениях высшего образования, а также был утвержден план сотрудничества на ближайшие годы. Последнее, пятое, заседание Комиссии состоялось в Бресте в мае 2019 г. и было посвящено обсуждению расширения сотрудничества в сфере образования.

Начиная с обмена делегациями ректоров между вузами КНР и Республики Беларусь в 2011-2012 гг. вузы двух стран активизировали свое участие в совместных форумах и выставках. Так, 14 июня 2014 г. в Минске состоялась вторая выставка «Образование в Китае», организованная при посредничестве Государственного комитета КНР по управлению фондом обучения за границей. В выставке участвовало 17 китайских университетов. 21 мая 2016 г. в г. Гуанчжоу состоялся форум ректоров университетов КНР и Республики Беларусь. 26 июня 2017 г. Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники успешно провел форум ректоров университетов двух стран, основными организаторами которого выступили министерства образования КНР и Республики Беларусь. Форум был посвящен теме «Реализация инициативы "Один пояс, один путь" в сфере образования - объединение образовательного и научного потенциала Беларуси и Китая».

В марте 2017 г. был основан Совместный институт Белорусского государственного университета и

Даляньского политехнического университета. В 2018 г. на базе Белорусского государственного университета был создан Совместный белорусско-китайский исследовательский центр для молодых ученых. Таким образом, расширились формы сотрудничества в области образования и усилилась связь образования с научно-исследовательской сферой. 10 января 2019 г. состоялась церемония открытия Центра изучения Беларуси при Даляньском политехническом университете. Кроме того, был подписан меморандум о сотрудничестве между Центром аттестации переводчиков при Управлении КНР по делам издания и распространения литературы на иностранных языках и Китайско-белорусским межправительственным комитетом по сотрудничеству. Первый же в Китае Центр изучения Беларуси был открыт в 2012 г. при Восточно-китайском педагогическом университете. Всего к 2020 г. было последовательно создано еще 14 таких центров.

Вслед за расширением межвузовского сотрудничества начало расти и количество китайских студентов, которые едут получать образование в Беларусь. К 2019/20 учебному году они составляли 7,8% всех иностранных студентов в белорусских вузах (почти 1,5 тыс. человек). Традиционно большинство китайских студентов в белорусских вузах (свыше 65%) обучаются по программам бакалавриата [15]. Большинство из них стараются поступить в вузы Минска: чаще всего они выбирают БГУ (до 33% от общей численности студентов из Китая в белорусских вузах), БНТУ (второе место), Белорусский государственный технологический университет (БГТУ, третье место) и Белорусский государственный экономический университет (БГЭУ, четвертое место) [28. С. 15].

Привлекательность белорусского высшего образования для студентов из Китая обусловлена как оптимальным соотношением цены и качества, что привлекает иностранных студентов в белорусские вузы в принципе, так и другими причинами, включая стимулирование программ совместной подготовки с вузами КНР. Так, между многими китайскими и белорусскими вузами подписаны соглашения о совместной подготовке специалистов, развиваются механизмы совместного многоуровневого и мультидисциплинарного обучения студентов, которые касаются программ бакалавриата, магистратуры и докторантуры, и различных специальностей, связанных с языками, искусством, механикой и математическим моделированием, физикой (производственная деятельность), мировой экономикой, разработкой программного обеспечения, проектированием сетей, электронной информацией, автомобилестроением, железнодорожным сообщением.

Для экспорта услуг белорусского высшего образования важна поддержка бюджетного обучения для китайских студентов в Беларуси, оказываемая Государственным советом КНР по управлению фондом обучения за границей. С 2015 г. в рамках студенческого обмена между Китаем и Беларусью по стипендиальным программам число студентов выросло с 20 до 40 человек. В настоящее время каждый год по 40

китайских и белорусских студентов отправляются в Беларусь и Китай соответственно на обучение или повышение квалификации за счет государственного бюджета. При поддержке Государственного совета КНР по управлению фондом обучения за границей каждый год в Беларусь едут студенты-бакалавры, студенты краткосрочных курсов обмена, обучающиеся по программам совместной подготовки для магистратуры и докторантуры, соискатели ученых степеней. Ключевыми считаются специальности по сильным в Беларуси фундаментальным дисциплинам и точным наукам (математика, физика, химия, биология), а также техническим специальностям (авиация и космонавтика, машиностроение, ядерная энергетика, судостроение, материаловедение, нефтяная инженерия). Государственный совет КНР по управлению фондом обучения за границей берет на себя оплату обучения, выплату стипендий, а также однократно оплачивает студентам дорогу туда и обратно.

Вдобавок в Китае общество придает получению высшего образования все большее значение. Некоторые молодые люди, которые не смогли сдать всекитайские государственные вступительные экзамены или поступить в желаемое учебное заведение, выбирают обучение в Беларуси, где требования к абитуриентам не так высоки, а качество образования находится на весьма высоком уровне. К тому же белорусское высшее образование в Китае хорошо себя зарекомендовало еще с советских времен, и сегодня продолжается развитие сотрудничества с вузами Европы в рамках Болонского процесса.

Существует, однако, и ряд проблем, препятствующих значительному увеличению притока абитуриентов из Китая в белорусские университеты. Реализация концепции «Один пояс, один путь» способствовала тому, что число китайских студентов в Беларуси стало возрастать по сравнению с ситуацией до 2010 г. Но несмотря на это, доля их в Республике Беларусь невысока. Китайские студенты выбирают в белорусских вузах в основном специальности гуманитарного и социального профиля, среди которых превалируют языкознание и журналистика. Естественные и технические науки, медицина выбираются гораздо реже, что не совсем соответствует приоритетам сотрудничества Китая и Беларуси в области научных исследований и не способствует подготовке кадров именно по тем специальностям, которые необходимы для реализации инициативы «Один пояс, один путь». Кроме того, учитывая степень конкуренции на мировом рынке образовательных услуг и степень обеспеченности белорусских вузов ресурсами, университеты и профильные ведомства Республики Беларусь пока недостаточно интенсивно занимаются популяризацией и продвижением своего высшего образования в Китае. Мало кто в КНР, за исключением отдельных специалистов белорусского языка и посреднических организаций, занимающихся образованием за границей, имеет представление о Республике Беларусь и ее вузах. Из-за этого сравнительно немногие студенты и их родители выбирают эту страну для получения высшего образования. Вдобавок, несмотря на взаимное признание КНР и Республикой Беларусь

документов об образовании и ученых степенях, белорусское высшее образование не котируется на китайском рынке труда. Студенты, получившие образование в Беларуси, имеют гораздо меньшие преимущества по сравнению со студентами, учившимися в развитых странах Европы и Америки. Учитывая указанные плюсы и минусы высшего образования Республики Беларусь для китайских студентов, шансы на значительный рост популярности белорусского высшего образования в Китае невелики.

Узбекистан давно стал крупным «поставщиком» студентов на зарубежные образовательные рынки из-за очень узкого объема предложений, а также недостаточного качества национальной системы образования. По данным ЮНЕСКО, в 2001 г. в вузах зарубежных стран обучалось 11,8 тыс. граждан Узбекистана, в 2010 г. - 24,3 тыс., в 2016 г. - 32,9 тыс. [20]. Основным рынком для граждан Узбекистана стали вузы России, куда они могут поступать как на платные, так и на бюджетные места. Важными факторами привлекательности России для граждан Узбекистана также являются русский язык обучения, большая трудовая миграция из Узбекистана в Россию и возможность трудоустроиться в России после обучения, возможность после окончания российского вуза получить гражданство России в упрощенном режиме, сравнительно высокое качество и невысокая цена образования, безвизовый режим, выделение Узбекистану так называемых квот Россотрудничества.

Часть из представленного списка преимуществ обучения в России была актуальной и для выбора гражданами Узбекистана Белоруссии: русский язык обучения, сравнительно высокое качество и невысокая цена образования, безвизовый режим. Дополнительными преимуществами Белоруссии по сравнению с Россией являются возможность поступления на программы бакалавриата только на основе собеседования на знание русского языка, более высокий уровень социальной безопасности. Однако статистика обучения иностранных студентов в Белоруссии показывает, что при первом президенте Узбекистана И.А. Каримове количество граждан Узбекистана, обучавшихся в белорусских вузах, было минимальным.

Совсем слабый спрос на белорусское образование среди абитуриентов из Узбекистана выглядел тем более странным на фоне большого потока в вузы Белоруссии абитуриентов из Туркменистана и с учетом сходных моделей экономического развития Белоруссии и Узбекистана. Объяснить это можно длительным искусственным сдерживанием политических, экономических, гуманитарных связей двух стран на фоне имевшей место, по мнению наблюдателей, личной неприязни между президентами Узбекистана и Белоруссии [29]. Примечательно, что объемы белорусского экспорта в 2016 г. в Узбекистан, вторую экономику в Центральной Азии, составляли всего 35,9 млн долл. и были более чем на порядок ниже экспорта Белоруссии в Казахстан (363,9 млн долл.), более чем в 3 раза ниже ее экспорта в Туркменистан (112,8 млн долл.) и даже меньше экспорта в небольшой Кыргызстан (48,7 млн долл.) [30]. Также очень показательно, что при И.А.

Каримове в Белоруссии так и не было открыто посольство Узбекистана, хотя посольство Белоруссии начало работу в Ташкенте еще в феврале 1994 г.

Приход Ш.М. Мирзиёева к власти в 2016 г. снял ключевую проблему в двусторонних отношениях и открыл широкие возможности для развития связей между Белоруссией и Узбекистаном в разных областях. С марта 2018 г. заработало посольство Узбекистана в Белоруссии. 12-14 сентября 2018 г. состоялся официальный визит белорусского президента А.Г. Лукашенко в Узбекистан, с 31 июля по 1 августа 2019 г. - ответный официальный визит в Белоруссию Ш.М. Мирзиёева, в ходе которых были обновлены договорно-правовая основа отношений и механизмы взаимодействия, конкретизированы приоритетные направления и проекты сотрудничества. В частности, по данным узбекской стороны, во время визита президента Узбекистана были подписаны 12 межправительственных и межведомственных документов, 13 соглашений между регионами двух стран, проведены второй Форум межрегионального сотрудничества, национальная выставка «Сделано в Узбекистане», подписаны контракты и соглашения на сумму около 300 млн долл. [31].

13 сентября 2018 г. были подписаны Соглашение между Министерством образования Республики Беларусь и Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан о сотрудничестве в сфере высшего образования, Соглашение между Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки (данное соглашение содержит пункт о сотрудничестве в области медицинского образования и подготовки медицинских кадров), Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области науки и технологий. 1 августа 2019 г. было подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Узбекистан о взаимном признании документов об образовании, документов об обучении. Оно предусматривает взаимное признание документов о среднем и высшем образовании, выданных с момента вступления соглашения в силу (13 июля 2020 г.), для целей продолжения образования на следующей ступени или уровне [32].

Узбекистан при Ш.М. Мирзиёеве начал системную, амбициозную программу модернизации высшего образования, успешная реализация которой возможна только с привлечением внешних кадровых, финансовых и иных ресурсов. В список приоритетных форм взаимодействия Узбекистана с зарубежными странами в сфере высшего образования входят создание филиалов зарубежных вузов на территории Узбекистана, открытие совместных факультетов и совместных образовательных программ двойного диплома [33. С. 140-141]. Нынешние власти Узбекистана считают уровень высшего образования в Белоруссии достойным для использования, а власти Белоруссии поддерживают развитие межуниверситетских связей белорусских вузов на узбекском направлении

как еще один способ увеличения экспорта образования. Пункт об организации совместных образовательных программ закономерно был включен в «План практических мероприятий ("Дорожная карта") по дальнейшему расширению сотрудничества между Республикой Узбекистан и Республикой Беларусь в политической, торгово-экономической, инновационной, культурно-гуманитарной и других сферах» [32].

С 2018 г. в Узбекистане работают совместные факультеты Белорусского государственного педагогического университета и Ташкентского государственного педагогического университета, Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники и Ташкентского университета информационных технологий (ТУИТ) [34]. По данным пресс-службы ТУИТ, в 2018/19 учебном году 195 студентов обучались по совместным образовательным программам трех узбекских вузов с вузами Белоруссии, а с 2019/20 учебного года планировалось начать реализацию совместных образовательных программ совместно с 18 вузами [35]. В 2019 г. был создан филиал Белорусского национального технического университета (БНТУ) в Ташкенте (Белорусско-узбекский межотраслевой институт прикладных технических квалификаций), пока единственный филиал белорусских вузов в Узбекистане.

В результате как общей перезагрузки белорусско-узбекских отношений, так и предпринимаемых мер по развитию сотрудничества в сфере образования в 2019/20 учебном году имел место кратный рост количества граждан Узбекистана, обучающихся в вузах Белоруссии: 404 чел. по сравнению со 112 чел. в 2018/19 учебном году. Можно уверенно прогнозировать в среднесрочной перспективе дальнейший рост количества студентов из Узбекистана в вузах Белоруссии, чему будет способствовать не только возможность белорусских вузов вести активную профо-риентационную работу в Узбекистане, но также и, видимо, в намного большей степени активность белорусских вузов в открытии совместных программ с узбекскими вузами. Стандартная модель совместных программ вузов Узбекистана с зарубежными университетами - «2+2» для бакалавриата (первые два года - обучение в Узбекистане) и «1+1» для магистратуры (первый год в Узбекистане).

Полная, систематизированная информация о действующих совместных программах вузов Узбекистана с зарубежными вузами отсутствует в открытом доступе. Однако на официальном канале Министерства высшего и среднего специального образования (МВССО) Узбекистана в социальной сети Telegram в течение лета 2020 г. почти ежедневно выставляется пост с информацией о совместных программах того или иного вуза Узбекистана с указанием вуза-партнера и количества мест набора в 2020 г. [36]. Таким образом на 27 августа 2020 г. была размещена информация по 42 государственным вузам Узбекистана, в том числе по многим ведущим, крупным вузам, и шести относящимся к ним филиалам. Всего на середину августа 2020 г. в Узбекистане, не считая филиалов зарубежных вузов, было 100 вузов, включая 29 филиалов в регионах страны. Следовательно,

доступную информацию МВССО в Telegram можно считать репрезентативной, хоть и не исчерпывающей.

Анализ данных МВССО в Telegram показывает, что основные партнеры вузов Узбекистана по совместным программам - это вузы России и Белоруссии, причем последние не сильно отстают от первых. В 2020 г. у изученных вузов Узбекистана запланирован набор на 2 905 мест по совместным программам бакалавриата с вузами России и на 2 245 мест с вузами Белоруссии; по совместным программам магистратуры - набор на 358 и 176 мест соответственно. С вузами всех остальных стран запланировано набрать 740 бакалавров и 285 магистрантов. Таким образом, по совместным программам бакалавриата доля России в 2020 г. составляет 49,3%, доля Белоруссии - 38,1%.

Среди белорусских вузов самые активные в Узбекистане - это Белорусский национальный технический университет (совокупно набор на 815 мест бакалавриата совместно с 10 вузами Узбекистана) и Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (500 мест бакалавриата совместно с Ташкентским университетом информационных технологий и его 5 филиалами). Если предположить идеальную ситуацию по доступной статистике совместных программ (все совместные программы изученных вузов Узбекистана и Белоруссии обеспечат полный набор в 2020 г., отток во время обучения будет нулевой или минимальный, параметры набора сохранятся в будущем на уровне не ниже 2020 г.) и добавить к ней объем набора в филиал БНТУ (300 чел. на бакалавриат в 2020 г. и не меньше в последующие годы), то совокупно с 2022 г. совместные программы и филиал БНТУ будут добавлять белорусским вузам ежегодно не менее 2 500 иностранных студентов, а узбекское направление станет одним из ключевых (вторым после Туркменистана?) в географии экспорта белорусского образования.

Заключение

Ключевым аспектом интернационализации высшего образования для Беларуси стала возможность наращивания экспорта образовательных услуг. В этой связи интернационализация белорусскими властями воспринимается скорее утилитарно, а преследуемые цели не относятся к обеспечению качества высшего образования. Несмотря на рост количества иностранных студентов, обучающихся в вузах Республики Беларусь, страновая структура экспорта образовательных услуг не диверсифицирована: почти половину этих студентов составляют граждане Туркменистана. Рассмотрев три географических направления экспорта услуг высшего образования Республикой Беларусь, авторы приходят к следующим выводам. Белорусский экспорт образовательных услуг в Туркменистан, который был основным его географическим направлением в течение последних лет десяти, оказывается в настоящее время под вопросом в связи с текущей политикой туркменского руководства по вопросам признания дипломов зарубежных вузов. Поскольку белорусское высшее образование пока не котируется в Китае, можно пред-

полагать, что приток китайских студентов в белорусские вузы в ближайшие годы вырастет, но незначительно. Тем не менее в связи с активизацией сотрудничества с Узбекистаном можно прогнозировать значительный рост популярности белорусского высшего образования среди узбекских абитуриентов, что потенциально сделает этот рынок одним из основных для экспорта белорусских услуг высшего образования.

Таким образом, страновая структура экспорта белорусских образовательных услуг может измениться в

ближайшие годы. Однако существующие преимущества, которые притягивают сегодня абитуриентов из-за рубежа в Республику Беларусь, включая высокий уровень безопасности и стабильности, оказались под вопросом в свете последних политических событий, обусловленных недовольством части белорусской общественности результатами президентских выборов 2020 г. В этой связи объемы экспорта образовательных услуг Республики Беларусь в ближайшие годы будут зависеть от развития политической ситуации в стране.

ЛИТЕРАТУРА

1. Knight J. Concepts, Rationales, and Interpretive Frameworks in the Internationalization of Higher Education // D.K. Deardorff, H. de Wit,

J.D. Heyl, T. Adams (eds). The SAGE Handbook on International Higher Education. Thousand Oaks, CA : Sage, 2012. P. 27-42.

2. Де Вит Х. Эволюция мировых концепций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образования // Вопросы образования.

2019. № 2. С. 8-34.

3. Leask B. Internationalizing the Curriculum. New York : Routledge, Abingdon, Oxon, 2015.

4. Рытов А.В. Ключевые аспекты интернационализации высшего образования Республики Беларусь в свете результатов исследования про-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

екта Harmony // «Вышэйшая школа»: навукова-метадычны i публщыстычны часошс. 2019. № 3. С. 3-8.

5. Ветохин C. Реформирование высшего образования в Республике Беларусь. Минск : РИВШ БГУ, 2001.

6. Gille-Belova O., Titarenko L. Belarus: Higher Education Dynamics and Institutional Landscape in 25 Years of Transformation of Higher Educa-

tion Systems in Post-Soviet Countries: Reform and Continuity/ J. Huisman, A. Smolentseva, I. Froumin (eds.). Palgrave, 2018.

7. Кодекс Республики Беларусь об образовании // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 13.01.2011. URL:

https://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243 (дата обращения: 30.08.2020).

8. Погорельская А.М. Выдавая желаемое за действительное, или вступление Беларуси в Болонский процесс // Вестник Томского государ-

ственного университета. История. 2017. № 50. С.69-74.

9. Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы // Правительство Республики Беларусь. 2016.

URL: http://www.government.by/ru/solutions/2450 (дата обращения: 02.09.2020).

10. В Беларуси разработана Концепция развития экспорта услуг в области образования на 2018-2020 годы // БЕЛТА, 01.02.2018. URL: https://www.belta.by/society/view/v-belarusi-razrabotana-kontseptsija-razvitija-eksporta-uslug-v-oblasti-obrazovanija-na-2018-2020-gody-287523-2018/ (дата обращения: 05.09.2020).

11. Приказ Министра Образования Республики Беларусь от 29 ноября 2017 г. № 742 «Об утверждении Концептуальных подходов к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года» // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2017. URL: http://world_of_law.pravo.by/text.asp?RN=U617E2847 (дата обращения: 03.09.2020).

12. Международные проекты // Управление международных связей Белорусского государственного университета, 2020. URL: https://ums.bsu.by/ru/pr/mezhdunarodnye-proekty (дата обращения: 04.09.2020).

13. Преимущества обучения в Беларуси // Министерство образования Республики Беларусь, 2020. URL: http://studyinby.com/why-belarus/advantages-of-studying-in-belarus/ (дата обращения: 05.09.2020).

14. Образование в Республике Беларусь. Статистический сборник // Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2013. URL: https://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/obrazovanie/publikatsii_8/index_486/ (дата обращения: 06.09.2020).

15. Образование в Республике Беларусь (2019/2020 учебный год) // Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2019. URL: https://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/obrazovanie/publikatsii_8/index_16031/ (дата обращения: 06.09.2020).

16. Образование на европейском уровне // Export of Belarus. Advertising and Information Magazine. 2020. № 1 (23). С. 5-11.

17. QS World University Rankings 2020. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2020 (дата обращения: 06.09.2020).

18. SCimago Institutions Rankings. URL: https://www.scimagoir.com/rankings.php?sector=Higher%20educ. (дата обращения: 06.09.2020).

19. Belarus // Webometrics. URL: https://www.webometrics.info/en/Europe/Belarus (дата обращения: 06.09.2020).

20. Education: Outbound internationally mobile students by host region // UNESCO Institute for Statistics. URL: http://data.uis.unesco.org/ (дата обращения: 30.08.2020).

21. Начался прием документов от абитуриентов в высшие и средние профессиональные учебные заведения // Государственное информационное агентство Туркменистана. URL: http://tdh.gov.tm/news/articles.aspx&article18806&cat15 (дата обращения: 02.09.2020).

22. Состоялись мероприятия по случаю окончания учебного года // Государственное информационное агентство Туркменистана. URL: http://tdh.gov.tm/news/articles.aspx&article22752&cat15 (дата обращения: 04.09.2020).

23. Форма N ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета программам магистратуры» // Минобрнауки РФ. 2019. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/index.php (дата обращения: 02.08.2020).

24. Внешняя торговля Республики Беларусь. Статистический сборник // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Минск: 2019. URL: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/7a0/7a00fbcc7c4ba0b529e873d099e6afab.pdf (дата обращения: 04.09.2020).

25. Туркменистан // Портал информационной поддержки экспорта. URL: https://export.by/turkmenistan (дата обращения: 06.09.2020).

26. Беларусь и Туркменистан могут найти компромисс в отношении проекта Гарлыкского ГОК // БЕЛТА. 09.10.2019. URL: https://www.belta.by/economics/view/belarus-i-turkmenistan-mogut-najti-kompromiss-v-otnoshenii-proekta-garlykskogo-gok-365056-2019/ (дата обращения: 06.09.2020).

27. Список вузов, дипломы которых будут признаваться в Туркменистане. URL: https://www.hronikatm.com/2019/04/uni-list/ (дата обращения: 03.09.2020).

28. Король А.Д., Козадаев К.В. Проведение Года образования Беларуси в Китае: опыт Белорусского государственного университета // Вышэйшая школа: навукова-метадычны i публщыстычны часошс. 2019. № 6. С. 15-18.

29. Не сразу все устроилось: как развивались отношения Минска и Ташкента. URL: https://uz.sputniknews.ru/analytics/20180912/9391678/Ot-lyubvi-do-nenavisti-kak-razvivalis-otnosheniya-Minska-i-Tashkenta.html (дата обращения: 06.09.2020).

30. Экспорт товаров из Республики Беларусь по странам СНГ // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. URL: https://belstat.gov.by/upload-belstat/upload-belstat-excel/Oficial_statistika/Godovwe/Export_po_SNG19g.xlsx (дата обращения: 03.09.2020).

31. Постановление «О мерах по дальнейшему расширению и укреплению двустороннего сотрудничества между Республикой Узбекистан и Республикой Беларусь» // Государственное учреждение «Национальный правовой информационный центр "Адолат" при Министерстве юстиции Республики Узбекистан». URL: https://www.lex.uz/ru/docs/4664416 (дата обращения: 01.09.2020).

32. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Узбекистан о взаимном признании документов об образовании, документов об обучении. URL: https://zakonrb.com/npa/soglashenie-mezhdu-pravitelstvom-respubliki-belarus-i01900038 (дата обращения: 05.09.2020).

33. Юн С. Реформа и интернационализация высшего образования Узбекистана при президенте Ш.М. Мирзиёеве // Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 62. С. 139-146.

34. Беларусь и Узбекистан заключили межправительственное соглашение о взаимном признании документов об образовании, документов об обучении // Министерство образования Республики Беларусь, 2019. URL: https://edu.gov.by/news/belarus-i-uzbekistan-zaklyuchili-mezhpravitelstvennoe-soglashenie-o-vzaimnom-priznanii-dokumentov-ob/ (дата обращения: 05.09.2020).

35. Подписано межправительственное Соглашение о взаимном признании образовательных документов между Узбекистаном и Беларусью // Ташкентский университет информационных технологий имени Мухаммада Ал-Хоразмий, 2019. URL: https://tuit.uz/ru/post/uzbbelarus (дата обращения: 07.09.2020).

36. Официальный канал Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в социальной сети Telegram. URL: https://t.me/eduuz (дата обращения: 08.09.2020).

Статья представлена научной редакцией «История» 14 сентября 2020 г.

Higher Education Internationalization Priorities in the Republic of Belarus and the Export of Belarusian Education

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal, 2020, 460, 138-148. DOI: 10.17223/15617793/460/17

Guo Lijun, Sun Yat-sen University (Zhuhai, People's Republic of China). E-mail: [email protected] Anastasia M. Pogorelskaya, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] Sergey M. Yun, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Keywords: higher education internationalization; Republic of Belarus; educational services export; Turkmenistan; China; Uzbekistan.

The study is supported by the Guangdong Province Higher Education Teaching Reform Project 2019, No. 21000-31911130.

The research is aimed at identifying the peculiarities of higher education internationalization in the Republic of Belarus. The research objectives included the analysis of legislative and institutional sides of higher education internationalization and the evaluation of geographical priorities of higher education services export by Belarus. The research into higher education internationalization was initiated by Western researchers, including J. Knight, H. de Wit, P.G. Altbach, B. Leask, S. Robson, and others. However, the research into Belarusian higher education internationalization has started very recently and mostly covers the results of European projects in higher education conducted in Belarus. Therefore, the peculiarities and prospects of Belarusian higher education internationalization have not yet been considered sufficiently. Having analyzed the legislation in higher education, the authors concluded that the export of higher education became the priority of internationalization. Most policy documents set the aim of increasing the number of international students by improving the positions of Belarusian universities in international rankings and networking with foreign universities. Therefore, it may be concluded that Belarusian authorities interpret higher education internationalization from a very utilitarian point of view. Thus, it is not mainly aimed at improving the quality of higher education. Having considered the international students statistics the authors identified three geographical directions of Belarusian higher education export, namely Turkmenistan (the country providing almost half of international students in Belarus), China (the country of origin for most students receiving education abroad in the world), and Uzbekistan (the country that has significantly increased the number of students coming to Belarus recently). The geographical structure of Belarusian higher education export turned out to be very unbalanced because of the dominance of Turkmen students. However, Belarusian export of higher education to this country is now endangered by Turkmen educational policy hindering the outflow of school-leavers. Since Belarusian higher education has a very low ranking at Chinese labor market, the export of Belarusian higher education to China may grow but for a little only. Taking into account that the educational cooperation with Uzbekistan has activated recently, the export of Belarusian higher education to Uzbekistan is likely to increase within the following several years. Thus, the authors forecast the changes in geographical priorities of Belarusian higher education export. However, the advantages that made international students choose Belarus, namely stability and security, are endangered by the current political situation in the country. Therefore, the future of Belarusian export of higher education depends significantly on achieving fast political settlement.

REFERENCES

1. Knight, J. (2012) Concepts, Rationales, and Interpretive Frameworks in the Internationalization of Higher Education. In Deardorff, D.K., de Wit,

H., Heyl, J.D. & Adams, T. (eds) The SAGE Handbook on International Higher Education. Thousand Oaks, CA: Sage. pp. 27-42.

2. de Wit, H. (2019) Evolving Concepts, Trends, and Challenges in the Internationalization of Higher Education in the World. Voprosy obrazovaniya —

Educational Studies. 2. pp. 8-34. (In Russian). DOI: 10.17323/1814-9545-2019-2-8-34

3. Leask, B. (2015) Internationalizing the Curriculum. New York: Routledge, Abingdon, Oxon.

4. Rytov, A.V. (2019) Klyuchevye aspekty internatsionalizatsii vysshego obrazovaniya Respubliki Belarus' v svete rezul'tatov issledovaniya proekta

Harmony [Key aspects of the internationalization of higher education in the Republic of Belarus in the light of the results of the study of the Harmony project]. "Vysheyshaya shkola": navukova-metadychny i publitsystychny chasopis. 3. pp. 3-8.

5. Vetokhin, C. (2001) Reformirovanie vysshego obrazovaniya v Respublike Belarus' [Reforming higher education in the Republic of Belarus].

Minsk: Belarusian State University.

6. Gille-Belova, O. & Titarenko, L. (2018) Belarus: Higher Education Dynamics and Institutional Landscape in 25 Years of Transformation of High-

er Education Systems in Post-Soviet Countries: Reform and Continuity. Palgrave.

7. Pravo.by. (2011) Kodeks Respubliki Belarus' ob obrazovanii [The Code of the Republic of Belarus on Education]. [Online] Available from:

https://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243. (Accessed: 30.08.2020).

8. Pogorel'skaya, A.M. (2017) Wishful thinking: Belarus joining the Bologna process. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya —

Tomsk State University Journal of History. 50. pp. 69-74. (In Russian). DOI: 10.17223/19988613/50/10

9. Government of the Republic of Belarus. (2016) Gosudarstvennayaprogramma "Obrazovanie i molodezhnayapolitika" na 2016—2020gody [The Education

and Youth Policy State Program for 2016-2020]. [Online] Available from: http://www.government.by/ru/solutions/2450. (Accessed: 02.09.2020).

10. BELTA. (2018) V Belarusi razrabotana Kontseptsiya razvitiya eksporta uslug v oblasti obrazovaniya na 2018—2020 gody [Belarus has developed a Concept for the Development of Export of Services in the Field of Education for 2018-2020]. [Online] Available from:

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

https://www.belta.by/society/view/v-belarusi-razrabotana-kontseptsija-razvitija-eksporta-uslug-v-oblasti-obrazovanija-na-2018-2020-gody-287523-2018/. (Accessed: 05.09.2020).

Pravo.by. (2017) Prikaz Ministra Obrazovaniya Respubliki Belarus' ot 29 noyabrya 2017 g. № 742 "Ob utverzhdenii Kontseptual'nykh podkhod-ov k razvitiyu sistemy obrazovaniya Respubliki Belarus' do 2020 goda i na perspektivu do 2030 goda" [Order of the Minister of Education of the Republic of Belarus of November 29, 2017, No. 742 "On the approval of conceptual approaches to the development of the education system of the Republic of Belarus until 2020 and in the long term until 2030"]. [Online] Available from: http://world_of_law.pravo.by/ text.asp?RN=U617E2847. (Accessed: 03.09.2020).

International Relations Department of the Belarusian State University. (2020) Mezhdunarodnyeproekty [International projects]. [Online] Available from: https://ums.bsu.by/ru/pr/mezhdunarodnye-proekty. (Accessed: 04.09.2020).

Ministry of Education of the Republic of Belarus (2020) Preimushchestva obucheniya v Belarusi [Advantages of studying in Belarus]. [Online] Available from: http://studyinby.com/why-belarus/advantages-of-studying-in-belarus/. (Accessed: 05.09.2020).

National Statistics Committee of the Republic of Belarus. (2013) Obrazovanie v Respublike Belarus'. Statisticheskiy sbornik [Education in the Republic of Belarus. Statistics]. [Online] Available from: https://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/obrazovanie/publikatsii_8/ index_486/. (Accessed: 06.09.2020).

National Statistics Committee of the Republic of Belarus. (2019) Obrazovanie v Respublike Belarus' (2019/2020 uchebnyy god) [Education in the Republic of Belarus (2019/2020 academic year)]. [Online] Available from: https://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/obrazovanie/publikatsii_8/index_16031/. (Accessed: 06.09.2020).

Export of Belarus. Advertising and Information Magazine. (2020) Obrazovanie na evropeyskom urovne [Education at the European level]. 1 (23). pp. 5-11.

QS World University Rankings 2020. [Online] Available from: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2020. (Accessed: 06.09.2020).

SCimago Institutions Rankings. [Online] Available from: https://www.scimagoir.com/rankings.php?sector=Higher%20educ. (Accessed: 06.09.2020).

Webometrics. (2020) Belarus. [Online] Available from: https://www.webometrics.info/en/Europe/Belarus. (Accessed: 06.09.2020). UNESCO Institute for Statistics. (2020) Education: Outbound internationally mobile students by host region. [Online] Available from: http://data.uis.unesco.org/. (Accessed: 30.08.2020).

State News Agency of Turkmenistan. (2019) Nachalsya priem dokumentov ot abiturientov v vysshie i srednie professional'nye uchebnye zavedeniya [Reception of documents from applicants to higher and secondary professional educational institutions has begun]. [Online] Available from: http://tdh.gov.tm/news/articles.aspx&article18806&cat15. (Accessed: 02.09.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

State News Agency of Turkmenistan. (2020) Sostoyalis' meropriyatiya po sluchayu okonchaniya uchebnogo goda [Events were held on the occasion of the end of the academic year]. [Online] Available from: http://tdh.gov.tm/news/articles.aspx&article22752&cat15. (Accessed: 04.09.2020).

Ministry of Education and Science of the Russian Federation. (2019) Forma N VPO-1 "Svedeniya ob organizatsii, osushchestvlyayushchey obra-zovatel'nuyu deyatel'nost' po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam spetsialiteta programmam magistratury" [Form N VPO-1 "Information about the organization that carries out educational activities on educational programs of higher education - bachelor's programs, specialty programs, master's programs"]. [Online] Available from: https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/index.php. (Accessed: 02.08.2020).

National Statistics Committee of the Republic of Belarus. (2019) Vneshnyaya torgovlya Respubliki Belarus'. Statisticheskiy sbornik [Foreign trade of the Republic of Belarus. Statistics]. [Online] Available from: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/7a0/7a00fbcc7 c4ba0b529e873d099e6afab.pdf. (Accessed: 04.09.2020).

Export.by. (2020) Turkmenistan. [Online] Available from: https://export.by/turkmenistan. (Accessed: 06.09.2020).

BELTA. (2019) Belarus' i Turkmenistan mogut nayti kompromiss v otnoshenii proekta Garlykskogo GOK [Belarus and Turkmenistan can find a compromise on the Garlyk mining and processing plant project]. [Online] Available from: https://www.belta.by/economics/view/belarus-i-turkmenistan-mogut-najti-kompromiss-v-otnoshenii-proekta-garlykskogo-gok-365056-2019/. (Accessed: 06.09.2020).

Hronikatm.com. (2019) Spisok vuzov, diplomy kotorykh budutpriznavat'sya v Turkmenistane [List of universities whose diplomas will be recognized in Turkmenistan]. [Online] Available from: https://www.hronikatm.com/2019/04/uni-list/. (Accessed: 03.09.2020).

Korol', A.D. & Kozadaev, K.V. (2019) Provedenie Goda obrazovaniya Belarusi v Kitae: opyt Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta [The Year of Education of Belarus in China: the experience of the Belarusian State University]. Vysheyshaya shkola: navukova-metadychny i pub-litsystychny chasopis. 6. pp. 15-18.

Uz.sputniknews.ru. (2018) Ne srazu vse ustroilos': kak razvivalis' otnosheniya Minska i Tashkenta [Not everything worked out right away: how the relations between Minsk and Tashkent developed]. [Online] Available from: https://uz.sputniknews.ru/analytics/20180912/9391678/Ot-lyubvi-do-nenavisti-kak-razvivalis-otnosheniya-Minska-i-Tashkenta.html. (Accessed: 06.09.2020).

National Statistics Committee of the Republic of Belarus. (2019) Eksport tovarov iz Respubliki Belarus' po stranam SNG [Export of goods from the Republic of Belarus across the CIS countries]. [Online] Available from: https://belstat.gov.by/upload-belstat/upload-belstat-excel/Oficial_statistika/Godovwe/Export_po_SNG19g.xlsx. (Accessed: 03.09.2020).

Lex.uz. (2019) Postanovlenie "O merakhpo dal'neyshemu rasshireniyu i ukrepleniyu dvustoronnego sotrudnichestva mezhdu Respublikoy Uzbekistan i Respublikoy Belarus'" [Resolution "On measures to further expand and strengthen bilateral cooperation between the Republic of Uzbekistan and the Republic of Belarus"]. [Online] Available from: https://www.lex.uz/ru/docs/4664416. (Accessed: 01.09.2020).

Zakonrb.com. (2019) Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Respubliki Belarus' i Pravitel'stvom Respubliki Uzbekistan o vzaimnom priznanii dokumentov ob obrazovanii, dokumentov ob obuchenii [Agreement between the Government of the Republic of Belarus and the Government of the Republic of Uzbekistan on the mutual recognition of documents on education, documents on training]. [Online] Available from: https://zakonrb.com/npa/soglashenie-mezhdu-pravitelstvom-respubliki-belarus-i01900038. (Accessed: 05.09.2020).

Yun, S. (2019) Reform and internationalization of higher education in Uzbekistan under president Sh. M. Mirziyoyev. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya — Tomsk State University Journal of History. 62. pp. 139-146. (In Russian). DOI: 10.17223/19988613/62/16 Ministry of Education of the Republic of Belarus. (2019) Belarus' i Uzbekistan zaklyuchili mezhpravitel'stvennoe soglashenie o vzaimnom priznanii dokumentov ob obrazovanii, dokumentov ob obuchenii [Belarus and Uzbekistan signed an intergovernmental agreement on the mutual recognition of documents on education, documents on training]. [Online] Available from: https://edu.gov.by/news/belarus-i-uzbekistan-zaklyuchili-mezhpravitelstvennoe-soglashenie-o-vzaimnom-priznanii-dokumentov-ob/. (Accessed: 05.09.2020).

Tashkent University of Information Technologies named after Muhammad Al-Khwarizmi. (2019) Podpisano mezhpravitel'stvennoe Soglashenie o vzaimnom priznanii obrazovatel'nykh dokumentov mezhdu Uzbekistanom iBelarus'yu [An intergovernmental agreement was signed on the mutual recognition of educational documents between Uzbekistan and Belarus]. [Online] Available from: https://tuit.uz/ru/post/uzbbelarus. (Accessed: 07.09.2020).

Telegram. (2020) The official channel of the Ministry of Higher and Secondary Specialized Education of the Republic of Uzbekistan. [Online] Available from: https://t.me/eduuz. (Accessed: 08.09.2020).

Received: 14 September 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.