Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К УНИВЕРСИТЕТСКОМУ, РЕГИОНАЛЬНОМУ И ФЕДЕРАЛЬНОМУ УРОВНЯМ'

МЕХАНИЗМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К УНИВЕРСИТЕТСКОМУ, РЕГИОНАЛЬНОМУ И ФЕДЕРАЛЬНОМУ УРОВНЯМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТИНГЕНТ СТУДЕНТОВ / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТУДЕНТЫ / МЕХАНИЗМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ / СИСТЕМА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / УРОВНИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ / ФАКТОРЫ МИРОВОЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / ФАКТОРЫ МАКРОСРЕДЫ ГОСУДАРСТВА / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Танина М. А., Бондаренко В. В., Юдина В. А., Лескина О. Н.

Наращивание экспортного потенциала системы высшего образования является стратегической целью многих развитых и развивающихся стран, в том числе и России. При этом привлечение иностранных студентов в отечественные университеты дает возможность привлечь иностранные интеллектуальные ресурсы, развивать международное сотрудничество и дипломатию. В процессе исследования разработана модель системы управления конкурентоспособностью высшего образования в России, способствующая привлечению международного контингента студентов в российские вузы. Эта система учитывает влияние факторов мировой внешней среды и факторов макросреды государства. Субъект управления в такой системе представлен федеральным, региональным и университетским уровнями. Для каждого субъектного уровня разработаны методы привлечения международного контингента обучающихся в российские вузы. Объектом управления в разработанной системе выступает уровень конкурентоспособности высшего образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Танина М. А., Бондаренко В. В., Юдина В. А., Лескина О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR ATTRACTING AN INTERNATIONAL CONTINGENT OF STUDENTS TO RUSSIAN UNIVERSITIES IN RELATION TO THE UNIVERSITY, REGIONAL AND FEDERAL LEVELS

Increasing the export potential of the higher education system is a strategic goal of many developed and developing countries, including Russia. At the same time, attracting foreign students to domestic universities makes it possible to attract foreign intellectual resources, develop international cooperation and diplomacy. During the study, a model of a system for managing the competitiveness of higher education in Russia has been developed, which contributes to attracting an international contingent of students to Russian universities. This system takes into account the influence of global environmental factors and state macro-environment factors. The subject of management in this system is represented by the federal, regional and university levels. For each subject level, methods have been developed to attract an international contingent of students to Russian universities. The object of management in the developed system is the level of competitiveness of higher education in Russia.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К УНИВЕРСИТЕТСКОМУ, РЕГИОНАЛЬНОМУ И ФЕДЕРАЛЬНОМУ УРОВНЯМ»

УДК 339.13 JEL М16 Танина Мария Алексеевна

канд. экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет)» (Пензенский филиал), г. Пенза, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-7311-6280 e-mail: margo10@inbox. ru

Бондаренко Владимир Викторович

д-р экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет)» (Пензенский филиал), г. Пенза, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-6716-1963 e-mail: [email protected]

Юдина Вера Александровна

канд. экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет)» (Пензенский филиал), г. Пенза, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-9835-9430 e-mail: vayudina@fa. ru

Лескина Ольга Николаевна

канд. экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет)» (Пензенский филиал), г. Пенза, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-1257-3725 e-mail: ONLeskina@fa. ru

Maria A. Tanina

Cand. Sci. (Econ.), Financial University (Penza branch), Penza, Russia ORCID: 0000-0001-7311-6280 e-mail: margo10@inbox. ru

Vladimir V. Bondarenko

Dr. Sci. (Econ.), Financial University (Penza branch), Penza, Russia ORCID: 0000-0002-6716-1963 e-mail: [email protected]

Vera A. Yudina

Cand. Sci. (Econ.), Financial University (Penza branch), Penza, Russia ORCID: 0000-0001-9835-9430 e-mail: e-mail: [email protected]

Olga N. Leskina

Cand. Sci. (Econ.), Financial University (Penza branch), Penza, Russia ORCID: 0000-0002-1257-3725 e-mail: [email protected]

DOI 10.26425/1816-4277-2021-8-89-96

МЕХАНИЗМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К УНИВЕРСИТЕТСКОМУ, РЕГИОНАЛЬНОМУ И ФЕДЕРАЛЬНОМУ УРОВНЯМ

Аннотация. Наращивание экспортного потенциала системы высшего образования является стратегической целью многих развитых и развивающихся стран, в том числе и России. При этом привлечение иностранных студентов в отечественные университеты дает возможность привлечь иностранные интеллектуальные ресурсы, развивать международное сотрудничество и дипломатию. В процессе исследования разработана модель системы управления конкурентоспособностью высшего образования в России, способствующая привлечению международного контингента студентов в российские вузы. Эта система учитывает влияние факторов мировой внешней среды и факторов макросреды государства. Субъект управления в такой системе представлен федеральным, региональным и университетским уровнями. Для каждого субъектного уровня разработаны методы привлечения международного контингента обучающихся в российские вузы. Объектом управления в разработанной системе выступает уровень конкурентоспособности высшего образования в России. Ключевые слова: российское высшее образование, высшие учебные заведения, система высшего образования, международный контингент студентов, зарубежные студенты, механизмы привлечения, система конкурентоспособности, уровни конкурентоспособности, международная деятельность вузов, маркетинговая деятельность вузов, факторы мировой внешней среды, факторы макросреды государства, экспортный потенциал

Для цитирования: Танина М.А., Бондаренко В.В., Юдина В.А., Лескина О.Н. Механизмы привлечения международного контингента студентов в российские вузы применительно к университетскому, региональному и федеральному уровням//Вестник университета. 2021. № 8. С. 89-96.

MECHANISMS FOR ATTRACTING AN INTERNATIONAL CONTINGENT OF STUDENTS TO RUSSIAN UNIVERSITIES IN RELATION TO THE UNIVERSITY, REGIONAL AND FEDERAL LEVELS

Abstract. Increasing the export potential of the higher education system is a strategic goal of many developed and developing countries, including Russia. At the same time, attracting foreign students to domestic universities makes it possible to attract foreign intellectual resources, develop international cooperation and diplomacy. During the study, a model of a system for managing the competitiveness of higher education in Russia has been developed, which contributes to attracting an international contingent of students to Russian universities. This system takes into account the influence of global environmental factors and state macro-environment factors. The subject of management in this system is represented by the federal, regional and university levels. For each subject level, methods have been developed to attract an international contingent of students to Russian universities. The object of management in the developed system is the level of competitiveness of higher education in Russia.

Keywords: Russian higher education, higher educational institutions, higher education system, international student contingent, foreign students, mechanisms of attraction, system of competitiveness, levels of competitiveness, international activities of universities, marketing activities of universities, factors of the global external environment, factors of the macro-environment of the state, export potential

For citation: Tanina M..A., Bondarenko V.V., Yudina V.A., Leskina O.N. (2021) Mechanisms for attracting an international contingent of students to Russian universities in relation to the university, regional and federal levels. Vestnik universiteta, no. 8, pp. 89-96. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-8-89-96

Благодарность. Публикация подготовлена по результатам исследования в рамках государственного задания на тему «Повышение международной конкурентоспособности российских вузов в условиях глобальных трансформаций и эпидемиологических угроз» (ВТК-ГЗ-ПИ-42-21).

Acknowledgment. The publication was prepared based on the results of a study within the framework of the state task on the topic 'Improving the international competitiveness of Russian universities in the context of global transformations and epidemiological threats" (VTK-GZ-PI-42-21). © Танина М.А., Бондаренко В.В., Юдина В.А., Лескина О.Н., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/). © Tanina M..A., Bondarenko V.V., Yudina V.A., Leskina O.N., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Введение

Наращивание экспортного потенциала системы высшего образования является стратегической целью многих развитых и развивающихся стран, в том числе и России. При этом привлечение иностранных студентов в отечественные университеты дает возможность привлечь иностранные интеллектуальные ресурсы, развивать международное сотрудничество и дипломатию.

В условиях возрастающей конкуренции на мировых образовательных рынках российские университеты должны предлагать иностранным абитуриентам востребованные программы обучения, достойный уровень качества обучения и благоприятные условия для жизни и обучения [13]. С целью повышения уровня конкурентоспособности российского высшего образования на мировом рынке были разработаны и реализованы несколько проектов, а также ряд проектов планируется к реализации.

Активизация использования в современной политике высшего образования как инструмента «мягкой силы» позволяет проецировать внешнеполитические интересы государства через образовательную сферу в средне- и долгосрочной перспективе. Данный аспект обусловливает необходимость использования менее ярко выраженных и заметных стороннему наблюдателю инструментов реализации внешнеполитических интересов, к которым традиционно относится и образовательная политика. При этом главной целью российского высшего образования в международном аспекте является экспорт образовательных услуг.

Целью данного исследования является разработка системы управления конкурентоспособностью высшего образования в России, а также механизмов привлечения иностранных контингента в российские вузы на университетском, региональном и федеральном уровнях.

Литературный обзор

Вопросам привлечения иностранных студентов, повышения международной конкурентоспособности российских вузов посвящены работы отечественных исследователей И. В. Алешиной, В. В. Бондаренко, М. А. Та-ниной, П. С. Селезнева, В. А. Юдиной, А. И. Васильевой, Е. В. Вашуриной, Я. Ш. Евдокимовой, А. М. Габри-елян, В. И. Гришина, Д. А. Штыхно, Е. В. Шубенковой, Е. Ю. Золочевской, А. В. Скидан, А. М. Мельниченко, Т. В. Комаровой, Н. Г. Скворцова, А. Н. Суетина, С. Н. Суетина, А. А. Шулус, О. А. Богомолова, А. В. Трифоновой [1-8; 10; 11].

Например, в научно-исследовательской работе Е. Ю. Золочевской с соавторами приведены результаты социологического опроса вузов Ростовской области о поводу хода реализации и промежуточных результатов приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской образовательной системы». Кроме того, в исследовании выявлены наиболее острые проблемы, возникающие при привлечении зарубежных студентов, проблемные моменты реализации учебных программ для иностранцев, особенности рекрутинго-вой стратегии вузов на международной арене с учетом региональных аспектов [7].

Е. В. Вашуриной и Я. Ш. Евдокимовой проведено исследование процесса взаимодействия вузов и территориальных образований (регионов и городов) в сфере привлечения иностранных студентов, выявлены факторы и положительные социально-экономические эффекты привлечения и обучения иностранцев в региональных вузах. Кроме того, в работе разработана региональная модель системы привлечения иностранных студентов, предполагающая взаимодействие трех субъектов: региональные вузы, власти и бизнес-сообщество [4].

При этом все авторы отмечают, что привлечение иностранных студентов в российские вузы оказывает положительное влияние на уровень развития системы образования, способствует получению положительных социально-экономических эффектов для вузов, регионов и всей страны в целом.

Теория и методы

В качестве базы данных исследования выступили научные разработки отечественных авторов, учебные издания, данные эмпирических исследований, в том числе размещенных в открытом доступе в сети «Интернет». В качестве методов исследования выступили монографический, логический, сравнительный, системный методы исследования.

Актуальность привлечения большего количества иностранных студентов в российские вузы обусловлена реализацией федерального проекта «Экспорт образования», в качестве ключевой цели которого выдвинуто

положение об увеличении численности иностранных студентов в России до 425 тыс. чел к 2024 г. через повышение конкурентоспособности, развитие инфраструктуры и государственной поддержки, а также повышение доходов системы образования за счет оплаты, взимаемой с иностранных студентов [12].

На современном этапе социально-экономического развития Россия занимает шестое место в мире по численности иностранных студентов. Численность иностранных студентов в России неуклонно растет, в 2019 г. их насчитывалось 267 100 чел., что составляло примерно 5 % от обшей численности обучающихся в вузах.

Подавляющее большинство иностранных студентов (48,12 %) приезжают учиться в Россию из стран Содружества независимых государств (далее - СНГ). Большая часть студентов приезжает из Казахстана (14,60 %), Туркмении (7,81 %), Узбекистана (6,00 %), Таджикистана (5,76 %), Украины (4,62 %) [9]. В указанных государствах значительная часть населения говорит на русском языке, в некоторых из них он преподается в школах. Кроме того, у этих государств исторически сложились дружественные отношения с Россией. Как правило, студентам из упомянутых стран намного проще адаптироваться к учебному процессу и жизни в России, поэтому мотивы и факторы поступления в российские университеты у них могут отличаться от иностранных студентов из других государств.

Из стран дальнего зарубежья большая часть иностранных студентов приезжает в Россию из азиатских государств (лидером является Китай - 10,32 %). Большая часть студентов из этих государств плохо объясняются на русском языке или, вообще, не говорят по-русски и изучают его, как правило, на специальных курсах в университете, в который планируют поступать, за год до поступления или, начиная с первого курса. Исключением является Китай, где в некоторых школах изучается русский язык.

Анализ результатов

Опираясь на полученные результаты теоретико-методологического и прикладного исследований в области повышения конкурентоспособности и привлекательности российских вузов и привлекательности для иностранных абитуриентов авторами разработана система повышения конкурентоспособности российского высшего образования (рис. 1).

Для повышения привлекательности и конкурентоспособности российского высшего образования среди иностранных абитуриентов необходимо реализовать ряд методов на нескольких институциональных уровнях, в первую очередь - государственном и университетском. Поскольку вузы и государство совместно участвуют в процессе привлечения иностранных абитуриентов, то они должны совместно реализовать ряд мероприятий.

Механизмы привлечения иностранного контингента обучающихся и повышения международной конкурентоспособности российского высшего образования на федеральном уровне должны включать следующие методы.

1. Законодательные методы.

1.1. Разработка и реализация взаимосвязанной миграционной и образовательной политики для иностранных абитуриентов.

1.2. Упрощение процедур оформления миграционных документов для иностранных обучающихся.

1.3. Увеличение количества квот на бесплатное обучение для абитуриентов из целевых стран.

1.4. Конкретизировать перечень международных платформ онлайн-образования, на базе которых должны быть запущены курсы онлайн-образования.

1.5. Разработка самостоятельной государственной программы, предусматривающей отдельное направление по активизация международной деятельности российских вузов, либо внесение изменений в существующую государственную программу «Развитие образования» посредством добавления направления по активизации международной деятельности.

1.6. Внесение изменений в концепцию внешней политики Российской Федерации (далее - РФ), и обозначение направления по формированию России в качестве регионального образовательного центра в рамках Евразийского экономического союза, СНГ.

1.7. Обеспечение формирования единой национальной информационной площадки по всем вопросам, касающимся российского образования, в том числе организация среды для обмена опытом между вузами по направлению повышения международной конкурентоспособности.

1.8. Упрощение процедуры поступления и зачисления иностранных граждан в российские вузы, расширение и популяризация олимпиад и конкурсов для иностранных абитуриентов.

1.9. Совершенствование законодательной базы, регулирующей процессы открытия, работы, налогообложения, лицензирования подразделений российских вузов в других странах.

Показатели эффективности системы управления конкурентоспособностью высшего образования в России

Рост численности иностранных обучающихся в вузах РФ

Рост доли иностранных обучающихся в вузах РФ

Рост доходов вузов РФ при увеличении численности иностранных обучающихся

Рост востребованности иностранных выпускников с российским образованием на рынках труда ключевых стран

Рост количества филиалов российских вузов в других

Рост численности

обучающихся в филиалах российских вузов в других странах

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 1. Модель системы управления конкурентоспособностью высшего образования в России

2. Развитие социально-культурного взаимодействия с ключевыми странами и заключение межправительственных соглашений.

2.1. Заключение, актуализация межправительственных соглашений о взаимном признании квалификаций/образования с целевыми странами.

2.2. Активизация культурных, спортивных, туристических связей с целевыми странами на национальном и региональном уровне, совместное проведение международных молодежных мероприятий с участием студентов и школьников для продвижения положительного имиджа России и русского языка за рубежом.

2.3. Активизация сотрудничества с ассоциациями иностранных выпускников в целевых странах, в том числе в рамках сотрудничества с Всемирной ассоциацией выпускников высшего образования, в целях продвижения образовательных программ и российского образования в целом в стране и демонстрации успеха развития карьеры в результате получения российского образования.

3. Методы в области маркетинга, связей с общественностью (PR) и взаимодействия с зарубежными средствами массовой информации (далее - СМИ).

3.1. Расширение деятельности представительств Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотруд-ничество) и российских центров науки и культуры, центров фонда «Русский мир» в целевых странах (в случае их отсутствия - инициация открытия) по повышению информационного сопровождения экспорта российского образования.

3.2. Улучшение имиджа страны на международной арене, размещение наиболее подробной и достоверной информации об условиях и уровне жизни в России на иностранных порталах.

3.3. Содействие участию российских университетов в международных образовательных выставках, ярмарках, университетских форумах.

3.4. Создание в доменных зонах ключевых стран, демонстрирующих спрос на российское образование, специализированных интернет-сайтов, ориентированных на продвижение российских университетов и образовательных продуктов.

3.5. Разработка мобильного приложения «культурный ассимилятор» для культурной и социальной адаптации иностранных обучающихся с использованием механизма государственного заказа. Данное приложение в игровой форме обучает студентов-иностранцев российским практикам быта (проживание в кампусе, аренда жилья, покупки в магазине, посещение поликлиники, проведение досуга) и обучения (правила поведения в вузе, подготовка домашних заданий, общение с одногруппниками и преподавателями). Механизмы привлечения иностранного контингента обучающихся и повышения международной конкурентоспособности российского высшего образования на региональном уровне должны включать следующие методы.

1. Методы поддержки региональных вузов, обучающих иностранных студентов.

1.1. Формирование условий для эффективной реализации экспорта высшего образования региональных вузов путем разработки программно-планового документа на уровне субъекта РФ.

1.2. Обеспечение условий доступа региональных вузов на зарубежные образовательные рынки с применением торгово-политических инструментов.

1.3. Реализация мер по взаимодействию между региональными органами власти и коммерческими организациями, государственными учреждениями и корпорациями для формирования заказа по подготовке кадров из числа иностранных граждан на основе приоритетов внешнеэкономического и геополитического развития.

1.4. Формирование региональных консорциумов в сфере экспорта высшего образования, а также механизмов взаимодействия и сотрудничества между нами.

2. Методы в области маркетинга, PR и взаимодействия с зарубежными СМИ.

2.1. Разработка интернет-портала на иностранном языке о регионе, инфраструктуре, условиях жизни, исторических памятниках и архитектурных достопримечательностях для иностранных абитуриентов.

2.2. Проведение региональных, городских и университетских культурных, спортивных, волонтерских мероприятий с участием иностранных студентов с освещением в российских и зарубежных СМИ, социальных сетях.

2.3. Реализация концепции маркетинга региональной территории и продвижение регионального бренда.

2.4. Реализация концепции маркетинга и брендинга высшего образования региона для зарубежных целевых аудиторий с учетом общей концепции маркетинга региональной территории.

2.5. Реализация программ развития регионального туризма.

2.6. Разработка интернет-портала (межрегионального либо регионального) с целью реализации мероприятий по трудоустройству иностранных обучающихся и выпускников.

3. Методы в области создания инфраструктуры и комфортного проживания иностранных студентов.

3.1. Обеспечение формирования и развития городской инфраструктуры в сфере здравоохранения, общественного транспорта, отдыха и проведения досуга, торгового обслуживания.

3.2. Оказание помощи вузам при обустройстве общежитий и прилегающих территорий.

3.3. Совершенствование системы безопасности проживания и обучения иностранных студентов в регионе.

Механизмы привлечения иностранного контингента обучающихся и повышения международной конкурентоспособности российского высшего образования на уровне вузов должны включать следующие методы.

1. Методы в области реализации образовательных программ и технологий обучения иностранных граждан.

1.1. Расширение перечня образовательных программ по востребованным направлениям и специальностям в целевых странах.

1.2. Расширение перечня образовательных программ, реализуемых на иностранных языках, по востребованным направлениям и специальностям.

1.3. Расширение перечня образовательных программ дистанционного обучения программ по востребованным направлениям и специальностям в целевых странах.

1.4. Расширение перечня совместных образовательных программ с зарубежными вузами - партнерами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.5. Увеличение масштабов двусторонней академической мобильности совместно с зарубежными вузами - партнерами.

1.6. Активизация двустороннего сотрудничества с вузами целевых стран в области реализации научных проектов.

1.7. Запуск курсов онлайн-образования на международных платформах.

1.8. Проведение мероприятий для потенциальных иностранных абитуриентов обучающей направленности (олимпиады, летние лагеря, школы, университеты).

2. Методы в области создания комфортной учебной среды, адаптации и социализации иностранных студентов к условиям обучения и жизни.

2.1. Разработка комплексной программы адаптации иностранных студентов, включающей разработку инструкций, помогающих адаптироваться на первых этапах жизни и обучения в России; назначение наставника (куратора); проведение тренингов, квестов и др.

2.2. Создание клубов поддержки иностранных студентов.

2.3. Создание творческих и спортивных мультикультурных коллективов, вовлечение иностранных студентов в культурно-массовую деятельность.

2.4. Реализация мероприятий туристической направленности (экскурсии, активный отдых на природе, городские квесты и др.).

2.5. Вовлечение иностранных студентов в научно-исследовательскую работу.

2.6. Обеспечение комфортных условий проживания иностранных студентов в общежитии.

2.7. Обеспечение условий для занятия спортом иностранных обучающихся.

2.8. Проведение с определенной периодичностью социологических исследований об уровне удовлетворенности иностранными студентами условиями обучения и проживания.

3. Методы в области маркетинга, PR и взаимодействия с зарубежными СМИ.

3.1. Развитие конкурентных качеств университета и улучшение его имиджа.

3.2. Разработка маркетинговой стратегии университета по продвижению образовательных услуг на международной арене в ключевых странах экспорта образования.

3.3. Проведение активной пропаганды вуза в зарубежных СМИ и социальных сетях.

3.4. Увеличение плотности и повышение качества информационного потока об университете для расширения числа лояльных представителей целевых аудиторий за рубежом.

3.5. Расширение количества собственных уникальных поводов для роста предметных упоминаний университета в информационном поле России и других стран.

3.6. Активизация участия в международных образовательных выставках и ярмарках, а также сотрудничества с рекрутинговыми агентствами в целевых странах.

3.7. Проведение различных мероприятий информационной и пропагандистской направленности для потенциальных иностранных абитуриентов и их родителей с использованием дистанционных технологий (дни открытых дверей, виртуальные экскурсии по вузу).

3.8. Создание полноценных версий сайтов российских университетов на иностранных языках целевых стран с учетом приоритетов вуза, сайтов-визиток, мобильных версий сайтов и специализированных мобильных приложений.

3.9. Расширение сотрудничества с зарубежными университетами-партнерами в целевых странах в рамках международных университетских ассоциаций и союзов (как на двусторонней, так и на многосторонней основе), например, форумы ректоров вузов, ассоциации профильных вузов, студенческие ассоциации, международные научные ассоциации и т. д.

3.10. Активизация сотрудничества с ассоциациями иностранных выпускников в целевых странах, с том числе в рамках сотрудничества с Всемирной ассоциацией выпускников высшего образования, в целях продвижения образовательных программ и российского образования в целом в стране и демонстрации успеха развития карьеры в результате получения российского образования.

3.11. Активизация сотрудничества с рекрутинговыми агентствами в целевых странах, в которых ре-крутинговые компании являются одним из основных источников привлечения иностранных студентов.

3.12. Активизация сотрудничества с зарубежными официальными организациями и представительствами целевых стран на территории РФ (зарубежные посольства и консульства, представительства крупных компаний, национальные образовательные операторы и др.).

3.13. Участие в конкурсном распределении квот Правительства РФ на обучение иностранных граждан в России.

Информационное сопровождение экспортного потенциала российских университетов -обязательный для продвижения вуза процесс, который позволяет включить вуз в мировое информационное пространство.

Большинство российских вузов имеет значительный опыт привлечения и обучения студентов из других стран. Однако для привлечения иностранных абитуриентов вузы используют незначительное количество методов и инструментов, как в области информационного сопровождения экспорта образовательных услуг, так и организации информационных кампаний для продвижения позитивного имиджа вуза.

Выводы

Выделенные драйверы развития потенциала университетов по обучению иностранных студентов в первую очередь зависят от активной международной и маркетинговой деятельности самих вузов. В статье представлена система повышения конкурентоспособности российского высшего образования. Указанная система учитывает влияние факторов мировой внешней среды и макросреды государства. Субъект управления в этой системе представлен федеральным, региональным и университетским уровнями. Для каждого субъектного уровня разработаны методы привлечения международного контингента обучающихся в российские вузы. Объектом управления в разработанной системе выступает уровень конкурентоспособности высшего образования в России. Реализация разработанной системы повышения конкурентоспособности российского высшего образования будет способствовать достижению следующих положительных эффектов: росту численности иностранных обучающихся в вузах Российской Федерации; росту доли иностранных обучающихся в вузах Российской Федерации, росту доходов вузов Российской Федерации при увеличении численности иностранных обучающихся, востребованности иностранных выпускников с российским образованием на рынках труда ключевых стран, количества филиалов российских вузов в других странах, численности обучающихся в филиалах российских вузов в других странах.

Библиографический список

1. Алешина, И. В. Маркетинг университета эпохи цифровой глобализации // Вестник университета. - 2021. - № 1. - С. 20-27. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-1-20-27

2. Бондаренко, В. В., Танина, М. А., Селезнев, П. С., Юдина В. А. Формирование устойчивой конкурентоспособности отечественных вузов в условиях глобальных и пандемических угроз // Теоретические и прикладные вопросы экономики, управления и образования: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2020. - С. 27-30.

3. Васильев, А. И. Качество образования и конкурентоспособность вуза: аспекты взаимосвязи // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28, № 4. - С. 37-43.

4. Вашурина Е. В., Евдокимова Я. Ш. Развитие системы привлечения иностранных студентов: региональная модель // Университетское управление: практика и анализ. - 2017. - Т. 21, № 1. - С. 41-51.

5. Габриелян, А. М. Факторы повышения конкурентоспособности университета: международный опыт // Южно-российский журнал социальных наук. - 2017. - Т. 18, № 2. - С. 85-100.

6. Гришин, В. И., Штыхно, Д. А., Шубенкова, Е. В. Повышение конкурентоспособности российских университетов на мировой арене: проблемы и пути решения // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. - 2019. - № 4 (106). - С. 85-95.

7. Золочевская Е. Ю., Скидан, А. В., Мельниченко, А. М. Особенности привлечения иностранных студентов в российские вузы: региональный аспект // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2019. - № 1. - С. 117-122.

8. Комарова, Т. В. Конкурентоспособность российских вузов в мировом образовательном пространстве: основные тенденции и перспективы // Креативная экономика. - 2016. - Т. 10, № 4. - С. 423-432. https://doi.Org/10.18334/ce.10.4.35120

9. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. - М.: Росстат-M., 2020 - 550 с.

10. Скворцов, Н. Г. Конкурентоспособность университетов в глобальной системе высшего образования: вызовы и стратегии // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2017. - Т. 23, № 4. - С. 45-57.

11. Суетин, А. Н., Суетин, С. Н., Шулус, А. А., Богомолов, О. А., Трифонова, А. В. Повышение конкурентоспособности вуза: глобальные тенденции и современное состояние мирового рынка образовательных услуг // Фундаментальные исследования. - 2020. - № 6. - С. 143-149.

12. О приоритетном проекте «Экспорт образования» // Правительство России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/info/27864/ (дата обращения 06.05.2021).

13. Li, F. Factors influencing Chinese students' choice of international branch campuses // Journal of Studies in International Education. - 2019. - No. 24(3). - Pp. 337-351. https://doi.org/10.1177/1028315319835539

References

1. Aleshina I. V. University marketing in an age of digital globalization, Vestnik universiteta, 2021, no. 1, pp. 20-27. https://doi. org/10.26425/1816-4277-2021-1-20-27 (In Russian).

2. Bondarenko V. V., Tanina M. A., Seleznev P. S., Yudina V. A. Building sustainable competitiveness of domestic Universities in the face of global and pandemic threats, Theoretical and Applied Issues of Economics, Management and Education: Collection of Articles of the International Scientific and Practical Conference, Penza, 2020, pp. 27-30 (In Russian).

3. Vasil'ev A. I. Quality and competitiveness in the system of higher education: aspects of interrelation, Higher Education in Russia, 2019, vol. 28, no. 4, pp. 37-43. (In Russian).

4. Vashurina E. V. Evdokimova Ya.Sh. Developing foreign students recruitment system: regional model, University Management: Practice and Analysis, 2017, vol. 21, no. 1, pp. 41-51. (In Russian).

5. Gabrielyan A. M. Factors of increasing of the competitiveness of the University: international experience, South-Russian Journal of Social Sciences, 2017, vol. 18, no. 2, pp. 85-100. (In Russian).

6. Grishin V. I., Shtykhno D. A., Shubenkova E. V. Rasing competitiveness of Russian Universities on the global scene: problems and their solutions, Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics, 2019, no. 4 (106), pp. 85-95. (In Russian).

7. Zolochevskaya E. Yu., Skidan A. V, Mel'nichenko A. M. Features of attracting foreign students to Russian Universities: regional aspect, State and Municipal Management. Scholar Notes, 2019, no. 1, pp. 117-122. (In Russian).

8. Komarova T. V Competitiveness of Russian Universities in the world educational space: main trends and prospects, Creative Economy, 2016, vol. 10, no. 4, pp. 423-432. https://doi.org/10.18334/ce.10.4.35120 (In Russian).

9. Russia in Numbers: A Short Statistical Collection, Moscow, Rosstat-M., 2020, 550 p. (In Russian).

10. Skvortsov N. G. Competitiveness of Universities in the global system of higher education: challenges and strategies, Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science, 2017, vol. 23, no. 4, pp. 45-57. (In Russian).

11. Suetin A. N., Suetin S. N., Shulus A. A., Bogomolov O. A., Trifonova A. V University competitiveness management: integration of educational space, Fundamental Research, 2020, no 6, pp. 143-149. (In Russian).

12. On the priority project "Export of Education", The Russian Government. Available at: http://government.ru/info/27864/ (accessed 06.05.2021).

13. Li F. Factors influencing Chinese students' choice of international branch campuses, Journal of Studies in International Education, 2019, no. 24, pp. 337-351. https://doi. org/10.1177/1028315319835539

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.