Научная статья на тему 'ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОВЫШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ И УГРОЗ'

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОВЫШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ И УГРОЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ / ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / МИРОВЫЕ УНИВЕРСИТЕТСКИЕ РЕЙТИНГИ / ИНОСТРАННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / РЕКРУТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Танина М. А., Бондаренко В. В., Юдина В. А., Лескина О. Н.

В условиях ужесточения конкуренции на глобальном рынке высшего образования за ресурсы, кадры и студентов российские вузы должны быть востребованными среди потенциальных зарубежных абитуриентов. Посредством реализации экспорта образования в условиях экономики знаний и глобальной конкуренции появляется возможность привлечения талантливой молодежи из других стран. Кроме того, взаимодействие с иностранными студентами способствует академическому развитию университетов, дипломатии знаний и международному сотрудничеству. В статье проанализирован опыт Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики и Российского университета дружбы народов в сфере повышения и применения показателей оценки международной конкурентоспособности. Проведен корреляционно-регрессионный анализ зависимости численности иностранных студентов, обучающихся в России, от количества российских вузов в мировых университетских рейтингах. Выполнена оценка изменений в работе вузов по привлечению иностранных студентов в период пандемии COVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Танина М. А., Бондаренко В. В., Юдина В. А., Лескина О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC PRACTICES OF INCREASING THE INTERNATIONAL COMPETITIVENESS OF THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE CONTEXT OF GLOBAL CHALLENGES AND THREATS

The Russian universities have to be demand among potential foreign applicants in the context of tightening competition in the global higher education market for resources, personnel and students. The possibility of attraction talented young people from other countries appears through the implementation of the education export in the context of the knowledge economy and global competition. In addition, interaction with foreign students contributes to the academic development of universities, knowledge diplomacy and international cooperation. The experience of the National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics and the Peoples’ Friendship University of Russia in the field of increasing and applying indicators for assessing international competitiveness has been analysed. The correlation and regression analysis of the dependence of the number of foreign students studying in Russia on the number of Russian universities in the world university rankings has been carried out. The assessment of changes in the work of universities to attract foreign students during the COVID-19 pandemic has been performed.

Текст научной работы на тему «ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОВЫШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ И УГРОЗ»

УДК 339.13

JEL М16

Танина Мария Алексеевна

канд. экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет)», Пензенский филиал, г. Пенза, Российская Федерация

ORCID: 0000-0001-7311-6280 e-mail: [email protected]

Бондаренко Владимир Викторович

д-р экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет)», Пензенский филиал, г. Пенза, Российская Федерация

ORCID: 0000-0002-6716-1963 e-mail: [email protected]

Юдина Вера Александровна

канд. экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет)», Пензенский филиал, г. Пенза, Российская Федерация

ORCID: 0000-0001-9835-9430 e-mail: [email protected]

Лескина Ольга Николаевна

канд. экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет)», Пензенский филиал, г. Пенза, Российская Федерация

ORCID: 0000-0002-1257-3725 e-mail: [email protected]

Maria A. Tanina

Cand. Sci. (Econ.), Financial University, Penza Branch, Penza, Russia

ORCID: 0000-0001-7311-6280 e-mail: [email protected]

Vladimir V. Bondarenko

Dr. Sci. (Econ.), Financial University, Penza Branch, Penza, Russia

ORCID: 0000-0002-6716-1963 e-mail: [email protected] Vera A. Yudina

Cand. Sci. (Econ.), Financial University, Penza Branch, Penza, Russia

ORCID: 0000-0001-9835-9430 e-mail: [email protected] Olga N. Leskina

Cand. Sci. (Econ.), Financial University, Penza Branch, Penza, Russia

ORCID: 0000-0002-1257-3725 e-mail: [email protected]

DOI 10.26425/1816-4277-2021-6-61-69

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОВЫШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ И УГРОЗ

Аннотация. В условиях ужесточения конкуренции на глобальном рынке высшего образования за ресурсы, кадры и студентов российские вузы должны быть востребованными среди потенциальных зарубежных абитуриентов. Посредством реализации экспорта образования в условиях экономики знаний и глобальной конкуренции появляется возможность привлечения талантливой молодежи из других стран. Кроме того, взаимодействие с иностранными студентами способствует академическому развитию университетов, дипломатии знаний и международному сотрудничеству. В статье проанализирован опыт Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики и Российского университета дружбы народов в сфере повышения и применения показателей оценки международной конкурентоспособности. Проведен корреляционно-регрессионный анализ зависимости численности иностранных студентов, обучающихся в России, от количества российских вузов в мировых университетских рейтингах. Выполнена оценка изменений в работе вузов по привлечению иностранных студентов в период пандемии COVID-19. Ключевые слова: международная конкурентоспособность, высшие учебные заведения, экспорт образования, глобальные вызовы и угрозы, глобальная конкуренция, мировые университетские рейтинги, иностранные обучающиеся, рекрутинг

Для цитирования: Танина М.А., Бондаренко В.В., Юдина В.А., Лескина О.Н. Отечественные практики повышения международной конкурентоспособности российских высших учебных заведений в условиях глобальных вызовов и угроз//Вестник университета. 2021. № 6. С. 61-69.

DOMESTIC PRACTICES OF INCREASING THE INTERNATIONAL COMPETITIVENESS OF THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE CONTEXT OF GLOBAL CHALLENGES AND THREATS

Abstract. The Russian universities have to be demand among potential foreign applicants in the context of tightening competition in the global higher education market for resources, personnel and students. The possibility of attraction talented young people from other countries appears through the implementation of the education export in the context of the knowledge economy and global competition. In addition, interaction with foreign students contributes to the academic development of universities, knowledge diplomacy and international cooperation. The experience of the National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics and the Peoples'Friendship University of Russia in the field of increasing and applying indicators for assessing international competitiveness has been analysed. The correlation and regression analysis of the dependence of the number of foreign students studying in Russia on the number of Russian universities in the world university rankings has been carried out. The assessment of changes in the work of universities to attract foreign students during the COVID-19 pandemic has been performed. Keywords: international competitiveness, higher educational institutions, education exports, global challenges and threats, global competition, world university rankings, foreign students, recruiting

For citation: Tanina M.A., Bondarenko V.V., Yudina V.A., Leskina O.N. (2021) Domestic practices of increasing the international competitiveness of the Russian higher education institutions in the context of global challenges and threats. Vestnik universiteta, no. 6, pp. 61-69. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-6-61-69

Благодарности. Публикация подготовлена по результатам исследования в рамках государственного задания на тему «Повышение международной конкурентоспособности российских вузов в условиях глобальных трансформаций и эпидемиологических угроз» (ВТК-ГЗ-ПИ-42-21). Acknowledgements. Gratitude. The publication was prepared based on the results of a study within the framework of the state task on the topic "Improving the international competitiveness of Russian universities in the context of global transformations and epidemiological threats" (VTK-GZ-PI-42-21). © Танина М.А., Бондаренко В.В., Юдина В.А., Лескина О.Н., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/). © Tanina M.A., Bondarenko V.V., Yudina V.A., Leskina O.N., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Введение

Современные российские вузы ведут свою деятельность в глобальной среде генерации, распространения и использования научных и профессиональных знаний. Глобализация на современном этапе является средой функционирования вузов. Процессы глобализации вызывают рост трансграничных потоков информации, данных и инноваций, замещающих трансграничные потоки товаров и финансовых услуг [2]. Конкурентоспособность университета как субъекта и участника информационных, технологических, экономических процессов определяется его позиционированием в глобальных рыночных сетях, охваченных цифровизацией.

Экспорт образования занимает большое место не только в работе университетов, но и в экономике стран - лидеров экспорта образования. Посредством реализации экспорта образования в условиях экономики знаний и глобальной конкуренции появляется возможность привлечения талантливой молодежи из других стран. Кроме того, взаимодействие с иностранными студентами способствует академическому развитию университетов, дипломатии знаний и международному сотрудничеству.

В условиях ужесточения конкуренции на глобальном рынке высшего образования за ресурсы, кадры и студентов российские вузы должны быть востребованными среди потенциальных зарубежных абитуриентов. С целью повышения уровня международной конкурентоспособности российского высшего образования на федеральном уровне были разработаны несколько проектов [3].

Цель настоящего исследования - проведение анализа практик повышения международной конкурентоспособности ведущих российских вузов в условиях реализации федеральных проектов «5-100» и «Экспорт образования». В процессе исследования проанализирован опыт Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики и Российского университета дружбы народов повышения и применения показателей оценки международной конкурентоспособности. Проведен корреляционно-регрессионный анализ зависимости численности иностранных студентов, обучающихся в России, от количества российских вузов в мировых университетских рейтингах, и выполнена оценка изменений в работе вузов по привлечению иностранных студентов в период пандемии.

Литературный обзор

Вопросам повышения международной конкурентоспособности российских вузов посвящены работы И. В. Алешиной, А. И. Васильевой, А. М. Габриелян, В. И. Гришина, Д. А. Штыхно, Е. В. Шубенковой, Т. В. Комаровой, Н. Г. Скворцова, А. Н. Суетина, С. Н. Суетина, А. А. Шулус, О. А. Богомолова, А. В. Трифоновой [2; 4-7; 9; 10]. Например, в научно-исследовательской работе И. В. Алешиной разработана пирамида глобальной конкурентоспособности университета эпохи цифровой глобализации, включающая четыре уровня: цифровая инфраструктура, глобально-ориентированные цели, коммуникации, исследования и контент образования; цифровизация бизнес-процессов и функций управления университетом; цифровая трансформация; глобальная и национальная конкурентоспособность университета [2].

Авторским коллективом под руководством А. Н. Суетина проведено исследование конкурентоспособности вуза в условиях возрастающей конкуренции на мировых образовательных рынках, процессов интернационализации образования. Для выживания в конкурентной борьбе на мировых рынках образовательных услуг вузы должны быстро адаптироваться к меняющимся требованиям рынка труда, технологического прогресса, процессов миграции и урбанизации [10].

Авторы единогласно отмечают необходимость быстрой адаптации и приспособляемости вузов к меняющимся условиям глобальной конкурентной образовательной среды, а также важность государственной поддержки и стратегии повышения конкурентоспособности российского высшего образования на международных рынках с целью наращивания интеллектуального и экспортного потенциалов и привлечения наиболее талантливых молодых людей для обучения в российских вузах.

Теория и методы

В качестве базы данных исследования выступили научные разработки отечественных авторов, учебные издания, данные эмпирических исследований, в том числе размещенных в открытом доступе в сети

«Интернет». В качестве методов исследования применялись монографический, логический, сравнительный, системный методы, а также корреляционно-регрессионный анализ.

Актуальность повышения международной конкурентоспособности отечественных вузов обусловлена реализацией Федерального проекта «Экспорт образования», в качестве ключевой цели которого выдвинуто положение об увеличении численности иностранных студентов в России до 425 тыс. чел к 2024 г. через повышение конкурентоспособности, развитие инфраструктуры и посредством государственной поддержки.

Кроме того, в России реализовывался «Проект 5-100», который был запущен в рамках реализации Указа Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [1]. В 2015 г. проект был продлен до 2020 г. Ключевой целью проекта было содействие вхождению не менее 5 российских вузов в сотню лучших в рамках 3-х крупнейших авторитетных мировых рейтингов [14].

Проанализировав результаты реализации «Проекта 5-100», Счетная палата Российской Федерации установила, что ни один из 21 вуза-участника не смог войти в первую сотню ведущих глобальных институциональных рейтингов университетов. Лучших результатов удалось достичь на уровне отдельных предметных рейтингов - по итогам 2020 г. восемь университетов попали в топ-100 таких списков.

Анализ результатов

Рассмотрим ключевые показатели международной конкурентоспособности российских вузов - участников «Проекта 5-100», которые способствовали реализации целей этого проекта.

Состав показателей международной конкурентоспособности университета совпадает у всех вузов - участников проекта, к основным показателям относятся:

- позиции, занимаемые вузом в мировых университетских рейтингах (THE, QS, ARWU);

- количество публикаций в Web-of-Science на одного научно-педагогического работника (далее -НПР) (за 5 лет);

- количество публикаций Scopus на одного НПР (за 5 лет);

- средний показатель цитируемости в Web-of-Science на одного НПР (за 5 лет);

- средний показатель цитируемости в Scopus на одного НПР (за 5 лет);

- доля иностранных НПР, включая российских граждан - обладателей степени Philosofy Doctor (PhD) зарубежных университетов, %;

- доля иностранных студентов, %;

- средний балл ЕГЭ студентов вуза, принятых для обучения по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалистов;

- доля доходов из внебюджетных источников в структуре доходов вуза, %;

- удельный вес численности обучающихся по программам магистратуры и аспирантуры, имеющих диплом других организаций, %;

- объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на одного НПР (тыс. руб.) [12; 13; 14].

В таблице 1 отражена количественная динамика присутствия российских вузов в мировых университетских рейтингах, при этом рассмотрено 3 ключевых рейтинга, с целью попадания в которые реализовы-вался «Проект 5-100».

Таблица 1

Динамика присутствия российских вузов в мировых университетских рейтингах

Год Количество российских вузов в рейтинге Academic Ranking of World Universities (ARWU) Количество российских вузов в рейтинге QuacquarelliSymonds (QS World University Rankings) Количество российских вузов в рейтинге The Times Higher Education World University Rankings Итого

2015 2 21 13 36

2016 3 21 24 48

2017 12 24 24 60

Окончание табл. 1

Год Количество российских вузов в рейтинге Academic Ranking of World Universities (ARWU) Количество российских вузов в рейтинге QuacquarelliSymonds (QS World University Rankings) Количество российских вузов в рейтинге The Times Higher Education World University Rankings Итого

2018 12 28 24 64

2019 11 25 35 71

2020 11 28 39 78

Составлено автором по материалам исследования

Из таблицы 1 следует, что динамика присутствия российских вузов в мировых университетских рейтингах является положительной. Практически по всем трем рейтингам с течением времени наблюдается увеличение числа российских вузов, что способствует повышению узнаваемости бренда российского высшего образования среди иностранных абитуриентов и положительно влияет на численность иностранных студентов, обучающихся в России.

Таким образом, каждый вуз, участвующий в «Проекте 5-100», разрабатывал, реализовывал и осуществлял мониторинг показателей, влияющих на уровень международной конкурентоспособности. При этом набор показателей, влияющих на уровень международной конкурентоспособности и попадание в международные рейтинги у различных вузов практически одинаковый.

Ключевые цели и конечные показатели международной конкурентоспособности российского высшего образования - численность иностранных обучающихся и численность иностранных научно-педагогических работников в российских вузах.

На рисунке 1 отражена динамика численности иностранных обучающихся в российских вузах за 20142019 гг. Этот показатель за 2014-2019 гг. вырос на 70,99 % (110 889 чел.), что свидетельствует о повышении конкурентоспособности и привлекательности российского высшего образования для иностранных абитуриентов.

300 000 и

I

у

>-, ю о

200 000

100 000

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Год

Источник: [8]

Рис. 1 Динамика численности иностранных обучающихся в российских вузах за 2014-2019 гг.

При выборе иностранного вуза для абитуриентов важными являются следующие критерии:

- положение вуза в различных рейтингах;

- наличие программ обучения русскому языку как иностранному;

0

- наличие совместных образовательных программ;

- материально-техническая база вуза;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- инфраструктура вуза, условия обучения и проживания;

- численность иностранных обучающихся;

- численность иностранных НПР;

- совместные публикации НПР вуза с зарубежными учеными;

- публикации НПР вуза в ведущих рейтинговых международных журналах;

- проведение совместных научных исследований с зарубежными партнерами;

- эффективная система трудоустройства.

Проведем корреляционно-регрессионный анализ с целью выявления влияния показателя «количество российских вузов в мировых университетских рейтингах» на численность иностранных студентов, обучающихся в России. В таблице 2 представлены сводные результаты корреляционно-регрессионного анализа зависимости численности иностранных студентов, обучающихся в России, от количества российских вузов в мировых университетских рейтингах.

Таблица 2

Сводные результаты корреляционно-регрессионного анализа зависимости численности иностранных студентов, обучающихся в России, от количества российских вузов в мировых университетских рейтингах

х-факторы влияния Численность обучающихся, чел. (y-зависимый фактор)

Коэффициент корреляции r Характеристика связи Значимость г по ¿-критерию Стьюдента Уравнение регрессии v=a+ax •^0 1

Количество российских вузов в рейтинге Academic Ranking of World Universities (ARWU), шт. 0,64 Средняя прямая 0,5 < г < 0.7 Значимый г (3,01) > г к (2,1604) расч.у ^ ' табл.у ^ ' у = 29 198 + 22 383x ' x

Количество российских вузов в рейтинге QuacquarelliSymonds (QS World University Rankings), шт. 0,82 Сильная прямая 0,7 < г < 0,9 Значимый г (5,145) > г к (2,1604) расч. табл. ух = -149 + 9 869x

Количество российских вузов в рейтинге The Times Higher Education World University Rankings), шт. 0,88 Сильная прямая 0,7 < г < 0,9 Значимый г (6,75) > г к (2,1604) расч.4 ' ' табл.4 ' ' у = 8 131 + 8 233x x

Составлено автором по материалам исследования

Для определения коэффициента корреляции г рассчитано несколько промежуточных величин [11]. При этом ¿расч (¿-критерий Стьюдента) должно быть больше ¿табл = 2,1604 - только в этом случае полученный коэффициент корреляции г будет значимым [11]. В результате проведенных расчетов получены следующие значения промежуточных величин: ах = 10,17; ау=32 969,32; г = 0,99; а1=3 847,32; а0= 1 523,78; ух = 1 523,78+3 847,82х; грасч = 28,27 > /та6л. Следовательно, рассчитанный коэффициент корреляции г является значимым, и значимой является связь переменных х и у.

Из данных таблицы следует, что в результате корреляционно-регрессионного анализа выявляется средняя и сильные прямые корреляционные зависимости численности иностранных студентов от численного значения присутствия российских вузов в трех мировых университетских рейтингах. Следовательно, можно сделать вывод, что присутствие российских вузов в мировых рейтингах оказывает положительное влияние на численность иностранных студентов, прибывающих в Россию, что подтверждает необходимость и целесообразность реализации федеральных программ и проектов поддержки экспорта образования и популяризации российского образования за рубежом.

Позиция России на мировом образовательном рынке была достаточно устойчива до пандемии вследствие привлечения большого количества иностранных студентов из стран СНГ. В современных условиях требуются активные усилия для сохранения и упрочения своего места и уровня конкурентоспособности на рынке мировых образовательных услуг.

Изменения, связанные с пандемией СОУГО-19, способствуют появлению новых рисков (а также возможностей) для России как образовательного направления. Речь идет о трансформациях в самом формате образовательных продуктов (например, существенном увеличении доли студентов, заинтересованных в дистанционном обучении), в направлении потоков иностранных студентов (в частности, ожидаемом сокращении числа иностранных студентов в США, Великобритании, Канаде, Австралии и некоторых странах - членах Европейского союза при обратной тенденции для стран Азиатско-Тихоокеанского региона). Все это способно в значительной степени еще больше изменить статистику и контингент иностранных студентов, обучающихся в России, в положительную сторону.

Большая часть иностранных студентов осталась в России на период пандемии. При этом появились определенные сложности, связанные с миграционными процедурами, а также с организационной поддержкой иностранных студентов. Наибольшие проблемы вызывает организация учебного процесса и необходимость психологической помощи для обучающихся этой группы. При этом большинство вузов не испытывают особых сложностей с их размещением.

Набор иностранных студентов на дипломные программы - один из основных инструментов интернационализации российских университетов. Наибольшую важность для вузов с точки зрения международной деятельности и рекрутинга представляют программы бакалавриата, магистратуры, а также набор иностранных студентов на программы довузовской языковой подготовки, тогда как программы краткосрочной мобильности в целом рассматриваются как менее важные для университетов.

Важная задача в реализации приемной кампании иностранных студентов на 2020/2021 учебный год -гибкость процедуры приема. Министерством науки и высшего образования Российской Федерации были предложены соответствующие правила приема на этот учебный год, однако для большинства иностранных студентов эти процедуры были не вполне понятны.

Для иностранных студентов особо значимо получение своевременной информации как о правилах и сроках приема, так и о формате обучения в 2020/2021 учебном году. Это помогало потенциальным абитуриентам принять решение о возможности обучения за рубежом в 2020 г. в целом, а также выбрать университеты, правила приема в которые позволяют подготовить документы и пройти вступительные испытания в условиях пандемии и самоизоляции.

Успех университетов и стран как образовательных направлений тесно связан с грамотной организацией и высокой активностью маркетинговых мероприятий. В период пандемии российские вузы использовали достаточно широкий набор онлайн-инструментов для привлечения иностранных студентов. Отметим, что важным инструментом привлечения иностранных студентов является работа с иностранными рекрутинговыми агентствами.

Большая часть российских вузов проводила дополнительные мероприятия по привлечению иностранных студентов во время пандемии. Наиболее распространенные - рост числа информационных вебинаров для иностранных абитуриентов, применение гибких правил поступления в 2020/2021 учебном году, а также увеличение объемов рекламы. При этом вузы нуждаются в таких мерах государственной поддержки, как помощь в рекрутинге на государственном уровне (например, через государственные организации) и создание более простой системы приема иностранных студентов, считая их самыми важными для поддержания экспорта образования в период пандемии.

Российские вузы вносят коррективы в свои программы повышения международной конкурентоспособности на зарубежных образовательных рынках. Более половины вузов планируют организовывать онлайн-курсы для иностранных студентов. Кроме того, около одной трети университетов планируют создание дипломных онлайн-программ, в том числе совместных образовательных программ с зарубежными вузами.

Таким образом, российские вузы проводят достаточно активную маркетинговую кампанию с использованием онлайн-инструментов продвижения вузов и образовательных программ. Несмотря на меры, предпринимаемые университетами, основными вызовами для российского экспорта образования может стать падение числа студентов из двух приоритетных групп - стран СНГ и Китая.

Университеты ориентируются на создание новых продуктов экспорта, соответствующих запросам образовательного рынка и уже ставших популярными, - онлайн-курсов и дистанционных образовательных программ, в том числе в сотрудничестве с зарубежными вузами.

Ключевыми направлениями повышения уровня международной конкурентоспособности российских университетов должны стать:

- разработка маркетинговой стратегии университета по продвижению образовательных услуг на международной арене в ключевых странах экспорта образования;

- проведение более активной пропаганды российского образования и конкретного вуза в зарубежных средствах массовой информации и социальных сетях;

- активизация сотрудничества с ассоциациями иностранных выпускников в целевых странах;

- активизация участия в международных образовательных выставках и ярмарках, проводимых на территории целевых стран;

- активизация сотрудничества с рекрутинговыми агентствами в целевых странах, в которых рекрутин-говые компании являются одним из основных источников привлечения иностранных студентов;

- активизация двустороннего сотрудничества с вузами целевых стран;

- проведение мероприятий для потенциальных иностранных абитуриентов обучающей направленности;

- создание полноценных версий сайтов российских университетов на иностранных языках целевых стран;

- проведение региональных, городских и университетских культурных, спортивных, волонтерских мероприятий с участием иностранных студентов с освещением в российских и зарубежных средствах массовой информации, социальных сетях;

- расширение спектра образовательных программ, востребованных абитуриентами целевых стран, включая программы на иностранных языках, по востребованным направлениям и специальностям, программы дистанционного обучения;

- проведение различных мероприятий информационной и пропагандистской направленности для потенциальных иностранных абитуриентов с использованием дистанционных технологий (дни открытых дверей, виртуальные экскурсии по вузу).

Выводы

Таким образом, на основе проведенного анализа отечественных практик повышения международной конкурентоспособности российских высших учебных заведений можно сделать следующие выводы.

1. Повышение международной конкурентоспособности российских вузов является актуальной задачей, поскольку приток иностранных студентов российские вузы способствует академическому развитию университетов, дипломатии знаний и международному сотрудничеству, значительно повышает уровень доходов вузов.

2. Возрастание численности иностранных обучающихся в России за 2014-2019 гг. свидетельствует о повышении конкурентоспособности и привлекательности российского высшего образования для иностранных абитуриентов. Решению этой задачи способствует также государственная политика повышения международной конкурентоспособности российского высшего образования. В период 2015-2020 гг. в России реализовывался «Проект 5-100», в результате которого значительному числу российских вузов удалось попасть в мировые рейтинги вузов.

3. Корреляционно-регрессионный анализ зависимости численности иностранных студентов, обучающихся в России, от количества российских вузов в мировых университетских рейтингах выявил среднюю и сильные прямые корреляционные зависимости, что свидетельствует о целесообразности проведения различных мероприятий по поддержке экспорта российского высшего образования и его популяризации на мировых рынках.

Возможными направлениями дальнейших исследований может стать проведение сравнительного анализа отечественных и зарубежных практик повышения конкурентоспособности национальных университетов, а также возможностей применения лучших кейсов зарубежных вузов в области экспорта образования в российских университетах.

Библиографический список

1. Указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования

и науки». Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35263 (дата обращения: 18.03.2021).

2. Алешина, И. В. Маркетинг университета эпохи цифровой глобализации // Вестник университета. - 2021. - № 1. -С. 20-27. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-1-20-27

3. Бондаренко, В. В., Танина, М. А., Селезнев, П. С., Юдина, В. А. Формирование устойчивой конкурентоспособности отечественных вузов в условиях глобальных и пандемических угроз // Теоретические и прикладные вопросы экономики, управления и образования: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2020. - С. 27-30.

4. Васильев, А. И. Качество образования и конкурентоспособность вуза: аспекты взаимосвязи // Высшее образование в России. - 2019. - № 4. - С. 37-43.

5. Габриелян, А. М. Факторы повышения конкурентоспособности университета: международный опыт // Южно-российский журнал социальных наук. - 2017. - Т. 18, № 2. - С. 85-100.

6. Гришин, В. И., Штыхно, Д. А., Шубенкова, Е. В. Повышение конкурентоспособности российских университетов на мировой арене: проблемы и пути решения // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. - 2019. - № 4 (106). - С. 85-95.

7. Комарова, Т. В. Конкурентоспособность российских вузов в мировом образовательном пространстве: основные тенденции и перспективы // Креативная экономика. - 2016. - Т. 10, № 4. - С. 423-432. https://doi.Org/10.18334/ce.10.4.35120

8. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. - М.: Росстат-M., 2020 - 550 с.

9. Скворцов, Н. Г. Конкурентоспособность университетов в глобальной системе высшего образования: вызовы и стратегии // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2017. - Т. 23, № 4. - С. 45-57.

10. Суетин, А. Н., Суетин, С. Н., Шулус, А. А., Богомолов, О. А., Трифонова, А. В. Повышение конкурентоспособности вуза: глобальные тенденции и современное состояние мирового рынка образовательных услуг // Фундаментальные исследования. - 2020. - № 6. - С. 143-149.

11. Теория статистики: учебник / под ред. Г. Л. Громыко. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 476 с.

12. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://5100.itmo.ru/file/ pages/35/universitet_itmo_dk_4_rus_itog_02.2018_na_sayt.pdf (дата обращения: 18.03.2021).

13. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («Дорожная карта») Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет дружбы народов» на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kpfu.ru/portal/docs/F2016035775/DK.RUDN. pdf (дата обращения: 18.03.2021).

14. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Повышение конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (5-100) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.5top100.ru (дата обращения: 18.03.2021).

References

1. Decree of the President of Russia No. 599 dated on May 7, 2012 "On measures to implement state policy in the field of education and science". Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35263 (accessed 18.03.2021).

2. Aleshina I. V. University marketing in an age of digital globalization, Vestnik universiteta, 2021, no. 1, pp. 20-27. (In Russian). https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-1-20-27

3. Bondarenko V. V., Tanina M. A., Seleznev P. S., Yudina V. A. Building sustainable competitiveness of domestic Universities in the face of global and pandemic threats, Proceedings of the international scientific and practical conference "Theoretical and Applied Issues of Economics, Management and Education", Penza, 2020, pp. 27-30. (In Russian).

4. Vasil'ev A. I. Quality and competitiveness in the system of higher education: aspects of interrelation, Higher Education in Russia, 2019, no. 4, pp. 37-43. (In Russian).

5. Gabrielyan A. M. Factors of increasing of the competitiveness of the University: international experience, South-Russian Journal of Social Sciences, 2017, vol. 18, no. 2, pp. 85-100. (In Russian).

6. Grishin V. I., Shtykhno D. A., Shubenkova E. V. Raising competitiveness of Russian universities on the global scene: problems and their solution, Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics, 2019, no. 4 (106), pp. 85-95. (In Russian).

7. Komarova T. V Competitiveness of Russian Universities in the world educational space: the main trends and prospects, Creative Economy, 2016, vol. 10, no. 4, pp. 423-432. (In Russian). https://doi.org/10.18334/ce.10.4.35120

8. Russia in numbers: A short statistical collection, Moscow, Rosstat-M., 2020, 550 p.

9. Skvortsov N. G. Competitiveness of Universities in the global system of higher education: challenges and strategies, Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science, 2017, vol. 23, no. 4, pp. 45-57. (In Russian).

10. Suetin A. N., Suetin S. N., Shulus A. A., Bogomolov O. A., Trifonova A. V University competitiveness management: integration of educational space, Fundamental Research, 2020, no. 6, pp. 143-149. (In Russian).

11. Theory of statistics: textbook, edited by G. L. Gromyko, Moscow, INFRA-M, 2015, 476 p.

12. Action plan for the implementation of the program for improving the competitiveness of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "St. Petersburg National Research ITMO University" among the world's leading scientific and educational centers for 2013-2020. Available at: https://5100.itmo.ru/file/pages/35/universitet_itmo_dk_4_rus_ itog_02.2018_na_sayt.pdf (accessed 18.03.2021).

13. Action plan for the implementation of the competitiveness improvement program ("Road Map") of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "RUDN University" for 2016-2020. Available at: https://kpfu.ru/portal/docs/ F2016035775/DK.RUDN.pdf (accessed 18.03.2021).

14. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. Improving the competitiveness of the leading Universities of the Russian Federation among the world's leading research and educational centers (5-100). Available at: http://www.5top100.ru (accessed 18.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.