ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА
УДК 378.4
ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛЕВЫХ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РОССИИ И КИТАЯ
Российская и китайская система высшего профессионального физкультурного образования схожи по структуре, выполняемым функциям и содержанию деятельности, что определяет стратегии международной деятельности, характерные как для российских, так и для китайских вузов физической культуры и спорта. Стратегии международной деятельности физкультурного вуза зависят от эффективной реализации пяти основных компонентов: обучение иностранных граждан в вузе по программам высшего профессионального образования, подготовка специалистов в аспирантуре и докторантуре, международные программы обмена, привлечение иностранных специалистов высокой квалификации, организация совместных научных исследований. Реализация компонентов международной деятельности позволят решить три основные проблемы высшего отраслевого физкультурного образования: низкий уровень владения иностранным языком у преподавателей и студентов физкультурных вузов, недостаточное финансирование программ международного обмена в сфере высшего физкультурного образования, отсутствие программ проведения совместных международных научных исследований между физкультурными вузами России и Китая.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, вузы физической культуры и спорта, международное сотрудничество, международная деятельность вуза.
Как цитировать статью: Неверкович С. Д., Баймур-зин А. Р. Проблемы и стратегии международной деятельности отраслевых вузов физической культуры и спорта России и Китая // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2, № 2 (64). С. 153-159.
С. Д. Неверкович
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, академик РАО, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва. E-mail: [email protected]
Sergey D. Neverkovich
Dr. Sc. (Education), Professor, Chair of Pedagogy, Academician of the Russian Academy of Education, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, Moscow, Russia
А. Р. Баймурзин
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры, Российский государственный социальный университет, г. Москва
E-mail: [email protected]
Albert R. Baimurzin
PhD (Education), Associate Professor, Chair of Theory and Methods of Physical Culture, Russian State Social University, Moscow, Russia
Российская система высшего профессионального образования претерпела значительные системные изменения в структуре и содержании подготовки специалистов, прежде всего это связано с ратификацией Болонского соглашения и переходом на двухуровневую систему подготовки специалистов: «бакалавриат» и «магистратура».
Болонское соглашение — это только первый шаг по формированию международной, транснациональной системы высшего образования, которая предусматривает деление всех вузов на три категории:
- элитарные вузы;
- национальные вузы;
- региональные вузы.
Болонская система по своей сути трансформирует национальные системы образования под европейские стандарты высшего образования, особенно это касается российской системы высшего профессионального образования, так как она базируется на других принципах, нежели европейская система [6]. Современная российская система высшего образования есть продолжение советской системы высшего образования, которая опиралась на два основных принципа:
1. Высшее образование строится на широкой общеобразовательной базе по основным естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам. Высшее образование учит специалиста мыслить системно и самостоятельно в рамках своей профессии.
2. Высшее образование направлено на реализацию задач народного хозяйства, вуз осуществляет подготовку специалиста для решения конкретных задач на производстве, в народном хозяйстве, социальной сфере, поэтому существовал государственный заказ и «распределение» молодых специалистов, прежде всего это относится к деятельности отраслевых вузов.
Китайская система высшего профессионального образования по структуре и содержанию ближе к советской и российской системе высшего профессионального образования. Особенно ярко это проявляется в деятельности отраслевых университетов — университетов физической культуры и спорта, что позволяет создавать более эффективные интегра-тивные связи для решения общих стратегических задач, стоящих перед отраслью физической культуры и спорта в России и Китае в условиях современной глобализации.
В Российской Федерации и Китайской Народной Республике исто-
рически сложилась уникальная система высшего профессионального образования, которая определяется прежде всего плановой моделью функционирования системы государственного управления [7]. Государство через госзаказ на подготовку специалистов осуществляет государственную политику по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, необходимых для определенной отрасли народного хозяйства. Исходя из этого, стратегическое взаимодействие отраслевых национальных систем подготовки кадров с высшим профессиональным образованием для сферы физической культуры и спорта необходимо рассматривать, опираясь на схожий алгоритм организации образовательного процесса в рамках освоения основных образовательных программ высшего образования иностранными студентами в университетах физической культуры и спорта России и Китая.
Международная деятельность вуза физической культуры и спорта является важным компонентом в разработке и реализации стратегии организации, результатом которой является создание сильного регионального или национального бренда. Международная деятельность вуза реализуется на основе пяти ключевых компонентов.
Первым компонентом является подготовка иностранных граждан по направлениям подготовки: «Физическая культура», «Адаптивная физическая культура», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», «Педагогическое образование» (профиль физическая культура) и др. с получением квалификации бакалавра или магистра.
Основными источниками для привлечения иностранных абитуриентов в российские и китайские физкультурные вузы должны быть страны Латинской Америки, Ближнего Востока, Индии и севера Африки. В особую группу следует выделить абитуриентов из стран СНГ. Эти страны когда-то входили в состав СССР, имеют аналогичную или близкую к российской систему физического воспитания и спорта, к тому же большинство абитуриентов являются носителями русского языка, что значительно упрощает обучение.
Чтобы привлечь иностранных граждан, вуз должен обладать зарекомендовавшим себя именем (брендом) [1], что значительно упрощает процедуру выбора потенциальным абитуриентом именно того вуза, где он гарантированно получит качественное образование согласно величине затрат на обучение [2]. Большинство иностранных студентов, особенно из стран Юго-Восточной Азии и Китая, обучаются за свой счет. За тех
студентов, которые обучаются по государственным программам своих стран,— в основном это страны Ближнего Востока, Китая и Латинской Америки — выбор вуза делают государственные службы, ответственные за целевое обучение граждан своей страны. Абитуриенты из стран СНГ обучаются по целевым квотам своих стран или за собственный счет [5].
Необходимо помнить, что выпускники вуза, представители иностранных государств, являются самыми лучшими трансляторами бренда и корпоративной культуры вуза, в котором они учились, на территории своей страны. Возможно, выпускники вуза через некоторое время займут руководящие посты в сфере физической культуры и спорта своей страны и смогут отправлять по целевым договорам абитуриентов для обучения в тот вуз, где когда-то обучались сами.
Вторым компонентом международной деятельности вуза является подготовка иностранных специалистов в аспирантуре и докторантуре. Данное направление деятельности зависит не только от силы бренда вуза, но и от научных школ, сложившихся в нем [4]. Научные школы вуза — это определенный знак качества подготовки молодого ученого к самостоятельной научной деятельности. Молодой ученый станет носителем корпоративной научной культуры и традиций, заложенных научным коллективом вуза в систему подготовки аспиранта или докторанта. Научные школы вуза являются тем ключевым фактором, который определяет возможность привлечения иностранных специалистов для получения ученой степени кандидата или доктора наук. Вернувшись на родину, ученый станет транслятором научной школы вуза физической культуры и спорта в своей стране.
Третьим компонентом международной деятельности вуза являются международные программы по обмену студентами, магистрантами и аспирантами с другими иностранными вузами, прежде всего между физкультурными вузами Китая и России [3]. Данные программы являются частью Болонского соглашения по содействию мобильности студентов и внедрению Европейской системы перевода кредитов (ЕСТ8) — это даст возможность ратификации зачетных единиц и оценок, полученных в процессе обучения в иностранном вузе, а студентам иностранного вуза ратификации зачетных единиц и оценок, полученных в российских вузах физической культуры и спорта. В реализации данного компонента есть ряд существенных проблем, которые возникнут перед вузом:
- низкий уровень владения иностранным (английским) среди
студентов и преподавателей, ведущих обучение иностранных граждан;
- недостаточное финансирование программ обмена (в основном осуществляются за счет студентов, участвующих в программе);
- необходимость предоставления комфортных условий проживания для студентов, приехавших в вуз по обмену.
Четвертый компонент международной деятельности — привлечение иностранных специалистов высокой квалификации (доцентов и профессоров) к образовательной деятельности вуза физической культуры и спорта или же российских ученых и педагогов для осуществления образовательной деятельности в иностранных вузах. Данный компонент международной деятельности в основном лежит в плоскости организационно-управленческой деятельности вуза, обмен научно-педагогическим опытом возможно осуществить в рамках стратегии развития вуза, к тому же это не потребует значительных затрат с его стороны, а эффект от реализации подобного проекта будет превышать вложенные затраты. Данную работу можно считать фундаментальными вложениями в систему подготовки студентов, магистров и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Опыт иностранных специалистов можно трансформировать в создание долгосрочных международных контактов, как на уровне обмена педагогическим опытом, так и на уровне совместного научного взаимодействия при решении определенных научных целей и задач или же совместной реализации научных исследовательских грантов.
Пятый компонент международной деятельности — реализация совместных с иностранными специалистами грантов или научных исследований в сфере физической культуры и спорта [4]. Данный компонент напрямую связан с международным сотрудничеством ученых и вузов; включением вузов физической культуры и спорта в различные объединения, прежде всего в ассоциацию вузов Азиатско-Тихоокеанского региона, позволяющие им консолидировать усилия в программах взаимовыгодного сотрудничества или содействия студенческой мобильности.
Заключение. Стратегия международной деятельности физкультурного вуза зависит от эффективной реализации пяти основных компонентов: обучение иностранных граждан в вузе по программам высшего профессионального образования, подготовка специалистов в аспирантуре и докторантуре, международные программы обмена, привлечение иностранных специалистов высокой квалификации, организация совместных научных
исследований. В системе вузовского управления эффективная реализация международной деятельности возможна только при создании мощной функциональной единицы (должности, отдела или управления) в прямом подчинении одного из проректоров для координации усилий линейных и других функциональных подразделений в реализации международной деятельности вуза физической культуры и спорта.
Литература
1. Азарьева В. В. Разработка брэнда высшего учебного заведения как элемент построения системы менеджмента качества // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 2. С. 111-114.
2. Андросова Г. А., Мяконьков В. Б. Экономические аспекты федеральных целевых программ развития физической культуры и спорта // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 7 (161). С. 14-18.
3. Бакулев С. Е., Таймазов В. А., Ашкиназа С. М. и др. О выполнении целевых показателей Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 8. С. 18-23.
4. Красикова Т. Ю. Научная школа как точка роста научного знания // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 1. С. 40-47.
5. Латышев А. С., Похолков Ю. П., Червач М. Ю. и др. Управление конкурентоспособностью современного российского университета: состояние, вызовы и ответы // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 5. С. 56-62.
6. Материалы 1-го круглого стола научного совета по физической культуре и спорту отделения образования и культуры РАО / под ред. В. П. Губа, С. Д. Неверковича. М., 2018. 187 с.
7. Стратегия прогностического развития общества в целях обеспечения безопасности страны: монография / под. общ. ред. Н. И. Калакова, С. Д. Неверковича. М.: Человек, 2018. 715 с.
PROBLEMS AND STRATEGIES OF INTERNATIONAL ACTIVITIES OF UNIVERSITIES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS OF RUSSIA AND CHINA
Russian and Chinese systems of higher professional physical education are similar in structure, functions and content of activities, which determines the strategies of international activities typical for both Russian and Chinese universities of physical culture and sports. Strategy of international sports activities of the University depend on the effective implementation of five main components: training of foreign citizens at the University in programmes of higher vocational education, personnel training in postgraduate study and doctoral studies, international exchange programmes, attracting foreign specialists of high qualification, organization of joint scientific research. The implementation component of the international activities will allow to solve three main problems of higher physical education industry: the low level of foreign language proficiency among teachers and students of sports schools, insufficient funding of programmes of international exchange in the field of higher physical education, lack of programmes, conducting joint international research between the physical institutes of Russia and China.
Keywords: higher professional education, universities of physical culture and sports, international cooperation, international activities of the University.
References
• Androsova G. A., Myakon'kov V. B. Ekonomicheskie aspekty federal'nyh celevyh programm razvitiya
fizicheskoj kul'tury i sporta // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. 2018. № 7 (161). S. 14-18. [In Rus].
• Azareva V. V. Razrabotka brenda vysshego uchebnogo zavedeniya kak element postroeniya sistemy menedzhmenta kachestva // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2004. № 2. S. 111-114. [In Rus].
• Bakulev S. E., Tajmazov V. A., Ashkinaza S. M. i dr. O vypolnenii celevyh pokazatelej Strategii razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. 2018. № 8. S. 18-23. [In Rus].
• Krasikova T. Yu. Nauchnaya shkola kak tochka rosta nauchnogo znaniya // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2018. № 1. S. 40-47. [In Rus].
• Latyshev A. S., Poholkov Yu. P., Chervach M. Yu. i dr. Upravlenie konkurentosposobnost'yu sovre-mennogo rossijskogo universiteta: sostoyanie, vyzovy i otvety // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2017. № 5. S. 56-62. [In Rus].
• Materialy 1-go kruglogo stola nauchnogo soveta po fizicheskoj kul'ture i sportu otdeleniya obrazovani-ya i kul'tury RAO / pod red. V. P. Guba, S. D. Neverkovicha. M., 2018. 187 s. [In Rus].
• Strategiya prognosticheskogo razvitiya obshchestva v celyah obespecheniya bezopasnosti strany: monografiya / pod. obshch. red. N. I. Kalakova, S. D. Neverkovicha. M.: Chelovek, 2018. 715 s. [In Rus].