Научная статья на тему 'Методологические основы определения оптимального периода времени при реализации концепции стратегического управления вузом физической культуры и спорта'

Методологические основы определения оптимального периода времени при реализации концепции стратегического управления вузом физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВУЗЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / STRATEGIC MANAGEMENT / PHYSICAL CULTURE AND SPORT HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / PROFESSIONAL MASTERY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баймурзин Альберт Римович, Баймурзина Татьяна Александровна, Неверкович Сергей Дмитриевич

В последние десятилетия многие высшие учебные заведения, в том числе и вузы физической культуры и спорта, стремятся разрабатывать и использовать в своей деятельности стратегии развития или стратегии управления. Возникает закономерный вопрос: на какой период времени целесообразно разрабатывать стратегию развития или стратегию управления вузом? Материалы. В данной статье рассмотрены методологические основы определения периода времени, необходимого для реализации концепции стратегического управления вузом сферы физической культуры и спорта. Методы исследования. анализ и обобщение научной литературы, системный подход, анкетирование, методы математической статистики. Результаты. Для ответа на поставленный вопрос авторским коллективом было проведено социологическое исследование, охватывающее период с 2008 по 2018 год. В результате которого мы получили информацию, необходимую для формирования методологических основ стратегического управления вузом физической культуры, на ее основе можно сформулировать следующий вывод: для того чтобы эффективно моделировать дальнейшее развитие сферы физической культуры и спорта, реализовать кадровую политику государства, стратегию вузов сферы физической культуры и спорта необходимо разрабатывать минимум на 10, а лучше на 15 лет. К этому периоду времени от начала обучения специалисты начинают реализовывать свой творческий потенциал, используя в полной мере приобретённые в вузе профессиональные компетенции и преобразуя сферу физической культуры и спорта, исходя из стандартов образования, заложенных в вузе. Заключение. Реализовать стратегию на период 10-15 лет возможно, только используя концептуальный подход. Каждому вузу сферы физической культуры и спорта необходимо разработать концепцию стратегического управления и на её основе разработать программы реализации концепции по различным направлениям деятельности вуза физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баймурзин Альберт Римович, Баймурзина Татьяна Александровна, Неверкович Сергей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological basis of an optimal period of time determination during the conception realization of physical culture and sport higher educational establishment management

Abstracts. During recent ten years many higher educational establishments, including physical culture and sport higher educational establishments, try to create and use the strategies of development or management in their activity. There appears the following question: For what period is it reasonable to create the strategy of development or the strategy of higher educational establishment management? Materials. The article presents methodological basis of the time period determination, which is necessary for the conception realization of higher educational establishment strategic management in the sphere of physical culture and sport. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, system approach, questionnaire survey, methods of mathematical statistics. Results. In order to answer the set question, the collective of authors held a sociological survey, within the following time period: since 2008-2018. As a result of this survey we got the information, which is necessary for methodological basis formation of physical culture higher educational establishment strategic management... Abstracts. During recent ten years many higher educational establishments, including physical culture and sport higher educational establishments, try to create and use the strategies of development or management in their activity. There appears the following question: For what period is it reasonable to create the strategy of development or the strategy of higher educational establishment management? Materials. The article presents methodological basis of the time period determination, which is necessary for the conception realization of higher educational establishment strategic management in the sphere of physical culture and sport. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, system approach, questionnaire survey, methods of mathematical statistics. Results. In order to answer the set question, the collective of authors held a sociological survey, within the following time period: since 2008-2018. As a result of this survey we got the information, which is necessary for methodological basis formation of physical culture higher educational establishment strategic management. On the basis of this information we can come to the following conclusion: in order to model effectively further development of physical culture and sport sphere, realize state personnel policy, the strategy of higher educational establishments in physical culture and sport sphere, it is necessary to create the strategy minimum for 10 or 15 years. By this time period since the beginning of studying specialists start to realize their creative potential, using the gained at a higher educational establishment professional competency and transforming physical culture and sport sphere, taking into account the standards of education, formed at a higher educational establishment. Conclusion. It is possible to realize the strategy for 10-15 years only using a conceptual approach. Each physical culture and sport higher educational establishment should create the conception of a strategic management and on its basis form the programs of conception realization according to different directions of activity. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Методологические основы определения оптимального периода времени при реализации концепции стратегического управления вузом физической культуры и спорта»

УДК 796.011.3 DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-95-100

Методологические основы определения оптимального периода времени при реализации концепции стратегического управления вузом физической культуры и спорта

Баймурзин А.Р.1*, Баймурзина ТА.2, Неверкович С.Д.2

Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия, Miit511@mail.ru* 2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма г. Москва, Россия baimurzinAR@rgsu.net ORCID: 0000-0003-1292-2734, neverkovich@mail.ru

Аннотация: В последние десятилетия многие высшие учебные заведения, в том числе и вузы физической культуры и спорта, стремятся разрабатывать и использовать в своей деятельности стратегии развития или стратегии управления. Возникает закономерный вопрос: на какой период времени целесообразно разрабатывать стратегию развития или стратегию управления вузом? Материалы. В данной статье рассмотрены методологические основы определения периода времени, необходимого для реализации концепции стратегического управления вузом сферы физической культуры и спорта. Методы исследования. анализ и обобщение научной литературы, системный подход, анкетирование, методы математической статистики. Результаты. Для ответа на поставленный вопрос авторским коллективом было проведено социологическое исследование, охватывающее период с 2008 по 2018 год. В результате которого мы получили информацию, необходимую для формирования методологических основ стратегического управления вузом физической культуры, на ее основе можно сформулировать следующий вывод: для того чтобы эффективно моделировать дальнейшее развитие сферы физической культуры и спорта, реализовать кадровую политику государства, стратегию вузов сферы физической культуры и спорта необходимо разрабатывать минимум на 10, а лучше на 15 лет. К этому периоду времени от начала обучения специалисты начинают реализовывать свой творческий потенциал, используя в полной мере приобретённые в вузе профессиональные компетенции и преобразуя сферу физической культуры и спорта, исходя из стандартов образования, заложенных в вузе. Заключение. Реализовать стратегию на период 10-15 лет возможно, только используя концептуальный подход. Каждому вузу сферы физической культуры и спорта необходимо разработать концепцию стратегического управления и на её основе разработать программы реализации концепции по различным направлениям деятельности вуза физической культуры и спорта.

Ключевые слова: стратегическое управление, вузы физической культуры и спорта, профессиональное мастерство.

Для цитирования: Баймурзин А.Р., Баймурзина Т.А., Неверкович С.Д. Методологические основы определения оптимального периода времени при реализации концепции стратегического управления вузом физической культуры и спорта. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(4): 95-100. DOI 10.14526/20704798-2018-13-4-95-100

Methodological basis of an optimal period of time determination during the conception realization of physical culture and sport higher educational

establishment management

Albert R. Baymurzin1*, Tatyana A. Baymurzina2, Sergey D.

Neverkovich2

'Russian State Social University,

Moscow, Russia, Miit511@mail.ru* 2Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism,

Moscow, Russia

Abstracts. During recent ten years many higher educational establishments, including physical culture and sport higher educational establishments, try to create and use the strategies of development or management in their activity. There appears the following question: For what period is it reasonable to create the strategy of development or the strategy of higher educational establishment management? Materials. The article presents methodological basis of the time period determination, which is necessary for the conception realization of higher educational establishment strategic management in the sphere of physical culture and sport. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, system approach, questionnaire survey, methods of mathematical statistics. Results. In order to answer the set question, the collective of authors held a sociological survey, within the following time period: since 2008-2018. As a result of this survey we got the information, which is necessary for methodological basis formation of physical culture higher educational establishment strategic management. On the basis of this information we can come to the following conclusion: in order to model effectively further development of physical culture and sport sphere, realize state personnel policy, the strategy of higher educational establishments in physical culture and sport sphere, it is necessary to create the strategy minimum for 10 or 15 years. By this time period since the beginning of studying specialists start to realize their creative potential, using the gained at a higher educational establishment professional competency and transforming physical culture and sport sphere, taking into account the standards of education, formed at a higher educational establishment. Conclusion. It is possible to realize the strategy for 10-15 years only using a conceptual approach. Each physical culture and sport higher educational establishment should create the conception of a strategic management and on its basis form the programs of conception realization according to different directions of activity.

Keywords: strategic management, physical culture and sport higher educational establishment, professional mastery.

For citation: Albert R. Baymurzin, Tatyana A. Baymurzina, Sergey D. Neverkovich. Methodological basis of an optimal period of time determination during the conception realization of physical culture and sport higher educational establishment management. The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2018; 13 (4): 95-100. DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-95-100

Актуальность исследования. В последние десятилетия многие высшие учебные заведения, в том числе и вузы физической культуры и спорта, стремятся разрабатывать и использовать в своей деятельности стратегии развития или стратегии управления. Возникает закономерный вопрос: на какой период времени целесообразно разрабатывать стратегию развития или стратегию управления вузом? В большинстве случаев специалисты, участвующие в разработке стратегии развития физкультурного вуза, за ориентир берут пятилетний период, так как на такой период разрабатываются стратегии в большинстве коммерческих организаций по всему миру. Используют и другое обоснование: руководителя вуза (ректора), как правило, избирают сроком на 5 лет, поэтому в его предвыборной программе стратегического развития вуза закладывается именно этот срок.

Цель исследования: разработать и методологически обосновать оптимальный период времени, необходимого для реализации концепции стратегического управления вузом физической культуры и спорта.

Задачи исследования:

1. Определить время, необходимое для становления профессионального мастерства специалиста после окончания вуза физической культуры и спорта.

2. Методологически обосновать оптимальный период времени, необходимый для реализации концепции стратегического управления вузом физической культуры и спорта.

Материалы и методы исследования:

- системный подход;

- анкетирование;

- методы математической статистики.

Результаты и обсуждение

Стратегии организаций бывают двух видов:

1. Концептуальные стратегии. Представляют собой концепции развития и концепции стратегического управления. В данных документах излагают в общих чертах основные направления деятельности вуза, ресурсы организации, вовлеченные в деятельность, предполагаемые результаты реализации концепции. Чаще всего разрабатываются административным и профессорско-преподавательским составом вуза, имеют блочную структуру, раскрывают основные направления деятельности вуза (образовательная, научная, кадровая, хозяйственная, инвестиционная и др.). Каждый бок концептуальной стратегии реализуется через соответствующую программу, в которой представлены: план работ, организационные, материально-технические, финансовые и кадровые ресурсы, ответственные лица и т.п. [1]

2. Предвыборные стратегии. Обычно представляются кандидатами на пост ректора вуза или его командой. Данные документы - нечто среднее между концепцией и программой, так как содержат в себе и концептуальные моменты, определяющие направления развития вуза, и программу реализации по выделенным направлениям работы. [2]

Возникает закономерный вопрос: правильно ли выбран ориентир в 5 лет при разработке стратегии развития физкультурного вуза?

Для ответа на поставленный вопрос авторским коллективом было проведено социологическое исследование, охватывающее период с 2008 по 2018 год. В исследовании участвовали преподаватели, реализующие программу «Физическая культура» в высших учебных заведениях (кандидаты и доктора наук), - 62 человека, тренеры по видам спорта и преподаватели физической культуры общеобразовательных школ - 65 человек. Все участники исследования были старше 40 лет и начали заниматься профессиональной деятельностью сразу же после окончания физкультурного вуза или факультета физической культуры педагогического вуза. По их мнению, они достигли высокого уровня педагогического мастерства в профессиональной деятельности.

Социологическое исследование было направлено на получение информации, необходимой для формирования методологических основ стратегического управления вузом физической культуры и моделирования элементов будущей профессиональной деятельности выпускников физкультурного вуза. [4, 5]

Авторский коллектив интересовали ответы на следующие вопросы (каждый участник исследования должен был анализировать свой личный опыт и его основе отвечать на поставленные вопросы):

1. Сколько времени необходимо Вам как выпускнику физкультурного вуза для достижения уровня профессионального мастерства?

2. Сколько времени Вам потребовалось для перехода с репродуктивного уровня решения профессиональных задач на творческий, преобразующий уровень начального профессионального мастерства?

3. Как Вы оцениваете уровень профессиональной подготовки как выпускника вуза на начальном этапе карьеры по отношению к уровню профессионального мастерства, достигнутого к настоящему времени? Оценка проводилась по стобалльной шкале.

Результаты исследования представлены на рисунках 1-3.

Рис. 1. Время, необходимое выпускнику вуза для достижения профессионального

мастерства

О 9

6 5 4

1 О

а

7

В

Шш

5,4 5

1

I Среднее значение по выбор не

Препода ветел и вузов

Преподаватели школ и тренеры

Время необходимое выпускнику физкультурного вуза для пе рея ода с репродуктивного уровня назтэп начального профестонально го мастертсва

Рис. 2. Время, необходимое выпускнику физкультурного вуза для перехода с репродуктивного уровня на этап начального профессионального мастерства

По результатам проведённого социологического исследования можно сделать следующее заключение:

Согласно рисунку 1, большинство выпускников физкультурного вуза достигают уровня профессионального мастерства в среднем через 11,2 года, преподаватели вузов - чуть позже, так как они обучаются еще в аспирантуре и докторантуре. Именно в этот период и в дальнейшем они являются активными преобразователями сферы физической культуры и спорта через процессы творческого созидания.

По данным рисунка 2, выпускник физкультурного вуза переходит от репродуктивного уровня решения профессиональных задач на преобразующий, творческий уровень профессионального

мастерства в среднем через 5,4 года после окончания вуза. Первые карьерные достижения молодых специалистов приходятся именно на этот период: большинство молодых специалистов начинают реализовывать свой творческий потенциал, используя в полной мере приобретённые в вузе профессиональные компетенции.

Уровень профессональной подготовки выпускника физкультурного вуза по отношению куроЕню достигнутого профессионального мастертва

I Среднее значение по выборке

Препода ветел и вузов

Преподаватели школ и тренеры

Рис. 3. Уровень профессиональной подготовки выпускника физкультурного вуза по отношению к уровню достигнутого профессионального мастерства

На рисунке 3 показано среднее значение уровня профессиональной подготовки как выпускника вуза на начальном этапе карьеры, которое составляет 52,1% от уровня личного профессионального мастерства, достигнутого специалистом в процессе профессиональной деятельности. Это свидетельствует о том, что вторую половину профессиональных знаний, умений и навыков специалист приобретает в процессе самообразования и самореализации в профессиональной деятельности. Вуз имеет большой потенциал в повышении квалификации и становлении молодого специалиста, но только при условии, что он не будет терять связь с ним.

Заключение

Новые образовательные стандарты ФГОС 3++ позволяют вузам самостоятельно формировать профессиональные компетенции выпускников исходя из потребностей сферы физической культуры и спорта. В результате проведенного социологического исследования мы получили информацию, необходимую для формирования методологических основ стратегического управления вузом физической культуры, на ее основе можно сформулировать следующие выводы:

1. Для того чтобы эффективно моделировать дальнейшее развитие сферы физической культуры и спорта, реализовать кадровую политику государства, стратегию вузов сферы физической культуры и спорта необходимо разрабатывать минимум на 10, а лучше на 15 лет. К этому периоду времени от начала обучения специалисты начинают реализовывать свой творческий потенциал, используя в полной мере приобретённые в вузе профессиональные компетенции и преобразуя сферу физической культуры и спорта, исходя из стандартов образования, заложенных в вузе.

2. Реализовать стратегию на период 10-15 лет возможно, только используя концептуальный подход. Каждому вузу сферы физической культуры и спорта необходимо разработать концепцию стратегического управления. На основе концепции стратегического управления разработать программы реализации концепции по различным направлениям деятельности вуза физической культуры и спорта.

Том 13 № 4 2018

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Список литературы

1. Баймурзин А.Р., Блеер А.Н., Неверкович С.Д. Теоретико-методологические основы формирования стратегии управления вузом сферы физической культуры, спорта и туризма. Теория и практика физической культуры. 2008; 5: 7-11.

2. Баймурзин А.Р., Блеер А.Н., Неверкович С.Д. Организация, руководство и управление педагогическими системами в сфере физической культуры, спорта и туризма. Методологические проблемы общей и спортивной педагогики: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием, 28-30 окт. 2009 г. Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. М. 2009: 4-13.

3. Katrin Andre, Filip Mess. 5th interdisciplinary DVS Expert Workshop: "Sport Science in the Future Field of Workspace Health Management. Bewegungstherapie und Gesundheitssport. 2018; 34(5): 246-246.

4. Valentina Parakhina, Olga Godina, Olga Boris. et al. Strategic management in universities as a factor of their global competitiveness. International Journal of Educational Management. 2017; 31(1) SI: 62-75.

5. Ari Kim. Understanding Sport Management: International Perspectives. International journal of sport communication. 2018; 11(2): 291-292.

6. Megan B. Shreffler, Samuel H. Schmidt, James Weiner. Sales Training in Career Preparation: An Examination of Sales Curricula. Sport management education journal. 2018; 12(1): 15-25.

7. Неверкович С.Д. Игровое проектирование целостных форм профессиональной деятельности. 6-я Международная научная конференция психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения», 7-11 июня 2010 г. : материалы. Министерство спорта, туризма и молодеж. политики РФ, Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Рос. Ассоц. психологов физ. культуры и спорта. М. 2010: 27-29.

Статья поступила в редакцию: 19.09.2018 г.

Баймурзин Альберт Римович - кандидат педагогических наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет», 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, дом 4, строение 1, e-mail: Miit511@mail.

Баймурзина Татьяна Александровна - преподаватель, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма», 105122, Россия, г. Москва, Сиреневый бульвар, дом 4, e-mail: baimurzinAR@rgsu.net

Неверкович Сергей Дмитриевич - доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма», 105122, Россия, г. Москва, Сиреневый бульвар, дом 4, e-mail: neverkovich@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.