УДК 796.011.3 DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-116-120
Психоэмоциональный климат организации как важнейшее условие формирования корпоративной культуры вуза физической культуры и
спорта
Баймурзин А.Р.*
Российский государственный социальный университет г. Москва, Россия [email protected] *
Аннотация: В процессе выполнения различных видов деятельности каждая личность находится в том или ином психоэмоциональном состоянии. Коллектив представляет собой общность людей, выполняющих определенный вид деятельности в рамках организации, где каждый проецирует свое личное психоэмоциональное состояние на психоэмоциональное состояние своего подразделения и трудового коллектива в целом. В результате коллективного взаимодействия при решении общих организационных задач психоэмоциональные состояния отдельных личностей могут нейтрализоваться другими членами коллектива - возникает эффект нейтрализации, или же усиливаться другими членами трудового коллектива - возникает эффект резонанса. Управление психоэмоциональным состоянием трудового коллектива является важным условием эффективного руководства коллективом вуза физической культуры и спорта. Материалы. В данной статье рассмотрены условия формирования положительного психоэмоционального климата организации как основного компонента корпоративной культуры вуза физической культуры и спорта. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, системный анализ, сравнительный анализ, анализ документальных материалов. Результаты. Выделены основные факторы, влияющие на формирование позитивного настроения организации, на примере вуза физической культуры и спорта: степень удовлетворенности работников результатами своего труда, этап жизненного цикла организации, уровень развития корпоративной культуры в организации. Заключение. Результаты проведённого исследования показывают, что формирование позитивного психоэмоционального климата организации (настроения организации) является важной управленческой задачей при построении и реализации стратегии управления деятельностью вуза физической культуры и спорта, что позволяет выйти на качественно иной уровень подготовки кадров высшей квалификации.
Ключевые слова: психологический климат, психоэмоциональное состояние, стратегическое управление, корпоративная культура, вуз физической культуры и спорта.
Для цитирования: Баймурзин А.Р.* Психоэмоциональный климат организации как важнейшее условие формирования корпоративной культуры вуза физической культуры и спорта. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(4):116-120 . DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-116-120
Psycho-emotional climate of the organization as the most important condition for corporative culture formation at physical culture and sport
higher educational establishment
Albert A. Baymurzin*
Russian State Social University, Moscow, Russia [email protected]*
Abstract: During different kinds of activity fulfillment each personality is in this or that psycho-emotional state. Collective is the community of people, who fulfill definite kind of activity in terms of organization, where each person projects own personal psycho-emotional state of the whole department and collective in general. As a result of the collective interaction during general problems solution psycho-emotional states of separate people can be neutralized by other members of the collective. In this case the effect of neutralization or the effect of resonance appears. Psycho-emotional state of the collective control is an
important condition for an effective collective management at physical culture and sport higher educational establishment. Materials. The article presents conditions for a positive psycho-emotional climate of an organization formation as the main component for corporative culture of physical culture and sport higher educational establishment. Research methods. Information sources analysis and summarizing, system analysis, comparative analysis, documents analysis. Results. We defined the main factors, which influence positive mood of organization formation, by the example of physical culture and sport higher educational establishment: the degree of workers' satisfaction with own labor results, stage of life cycle in an organization, the level of corporate culture development in an organization. Conclusion. The results of the held research show that a positive psycho-emotional climate of the organization formation (mood of organization) is an important managerial objective during the strategy of physical culture and sport higher educational establishment management creation and realization. It helps to achieve a new level of highly-qualified personnel training.
Keywords: psychological climate, psycho-emotional state, strategic management, corporate culture, physical culture and sport higher educational establishment.
For citation: Albert A. Baymurzin*. Psycho-emotional climate of the organization as the most important condition for corporative culture formation at physical culture and sport higher educational establishment. The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2018; 13 (4): 116-120 DOI 10.14526/2070-47982018-13-4-116-120
Актуальность
В процессе выполнения различных видов деятельности (трудовая, бытовая деятельность, занятия спортом и т. п.) каждая личность находится в том или ином психоэмоциональном состоянии. Психоэмоциональное состояние - это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени. [4] Данное состояние может быть как позитивным (радость, счастье, оптимизм), так и негативным (страх, гнев, раздражение). Коллектив как общность людей, выполняющих определенный вид деятельности в рамках организации (в нашем случае - вуза физической культуры и спорта), проецирует свое личное психоэмоциональное состояние на психоэмоциональное состояние своего подразделения и трудового коллектива в целом. Так как в результате коллективного взаимодействия при решении общих организационных задач психоэмоциональные состояния отдельных личностей могут нейтрализоваться другими членами коллектива - возникает эффект нейтрализации, или же усиливаться другими членами трудового коллектива - возникает эффект резонанса. Управление психоэмоциональным состоянием трудового коллектива является важным условием эффективного руководства коллективом вуза физической культуры и спорта.
Цель исследования: определить условия формирования психоэмоционального климата организации на примере вуза физической культуры и спорта.
Задачи исследования:
1. Определить методологические основы построения психоэмоционального климата организации на примере вуза физической культуры и спорта.
2. Выделить условия, влияющие на формирование позитивного психоэмоционального климата организации на примере вуза физической культуры и спорта.
Материалы и методы
Системный анализ, сравнительный анализ, анализ документальных материалов.
В процессе коллективного труда в организации возникает взаимодействие между членами трудового коллектива, взаимодействие может носить вертикальный характер (между начальником и подчиненным) и горизонтальный характер (между работниками одного или разных структурных подразделений) [3,5] (рисунок 1).
Q
ÖÖÜÖÜ
Рисунок 1 - Взаимодействие между работниками в организации
В результате этого взаимодействия формируется так называемый психоэмоциональный климат организации, складывающийся из психоэмоционального состояния каждого члена организации, что, в свою очередь, формирует психоэмоциональное состояние каждого подразделения организации, а суммарный эффект психоэмоциональных состояний подразделений формирует психоэмоциональный климат в организации. Устойчивое состояние психоэмоционального климата в организации называется настроением организации [2]. Настроение организации - это совокупное психоэмоциональное состояние членов трудового коллектива, выраженное созданием так называемого психологического климата в организации.
Возникает закономерный вопрос - как эффективно управлять психоэмоциональным климатом организации, а в дальнейшем создать устойчивое позитивное настроение в организации?
Эффективное управление психоэмоциональным состоянием трудового коллектива организации, подразделения и отдельной личности возможно. Управление реализуется через механизм формирования корпоративной культуры в организации. Корпоративная культура есть методологический и технологический инструмент перевода целей организации через механизм построения стратегического видения в личные, значимые цели каждого работника, для того чтобы он понимал значимость и важность своего труда в рамках решения общеорганизационных целей и задач. Созидательный труд каждого члена организации дает синергетический эффект, увеличивая усилия каждого человека в достижении общей организационной цели. Причем каждый член организации входит в психоэмоциональный резонанс с другими членами трудового коллектива, многократно усиливая при этом эффект трудового взаимодействия. Все это побуждает специалиста выполнять свои функции на максимально возможном уровне, решать поставленные задачи и получать удовлетворение от результатов своего труда, труда коллег и организации в целом. Корпоративная культура - это одна из базовых составляющих эффективной реализации концепции стратегического управления вузом физической культуры и спорта [1].
Коллективное настроение более устойчиво, оно не так быстро меняется в отличие от индивидуального, поэтому создать коллективное настроение труднее [2,4]. Следствием этого является процесс передачи коллективного настроения студентам и выпускникам вуза через психоэмоциональные состояния работников вуза физической культуры и спорта, и прежде всего административно-управленческого и преподавательского состава.
За время обучения в вузе физической культуры и спорта у студента формируется устойчивое психоэмоциональное состояние, а также знания, умения, навыки и профессиональные компетенции. Причем в этом психоэмоциональном состоянии будущий специалист начинает свою трудовую деятельность, являясь транслятором корпоративной культуры вуза физической культуры и спорта, в котором он учился [6].
Выделим основные факторы, влияющие на формирование позитивного настроения организации, на примере вуза физической культуры и спорта:
• Степень удовлетворенности работников результатами своего труда, который выражается заработной платой, перспективами карьерного роста, значимостью выполненной работы, затратами времени и ресурсов, коллективным взаимодействием и др.
• На каком этапе жизненного цикла находится организация. Этап роста и развития характеризуется высоким психоэмоциональным подъемом; этап стабилизации - сохранением позитивного психоэмоционального состояния, этап стагнации и регресса - негативным психоэмоциональным состоянием. Методология и технология стратегического управления позволяет сформировать замкнутый цикл развития организации: этап роста переходит в этап стабилизации, на этапе стабилизации происходит формирование новых резервов для следующего этапа роста. Поэтому психоэмоциональный климат (настроение организации) может сохраняться долгое время в позитивном ключе [7,8].
• Уровень развития корпоративной культуры в организации. Корпоративная культура есть методологический и технологический инструмент перевода целей организации через механизм построения стратегического видения в личные, значимые цели каждого специалиста, для того чтобы он понимал значимость своего труда в рамках решения общеорганизационных целей и задач.
Выводы:
• Психоэмоциональный климат одновременно является условием синергетического взаимодействия членов трудового коллектива и результатом более эффективного решения поставленных целей и задач каждым работником, структурным подразделением и организацией в целом.
• Основными условиями, влияющими на формирование позитивного психоэмоционального климата организации, на примере вуза физической культуры и спорта являются удовлетворенность работника результатами своего труда, этапы жизненного цикла организации и уровень развития корпоративной культуры.
Заключение
Результаты проведённого исследования показывают, что формирование позитивного психоэмоционального климата организации (настроения организации) является важной управленческой задачей при построении и реализации стратегии управления деятельностью вуза физической культуры и спорта, что позволяет выйти на качественно иной уровень подготовки кадров высшей квалификации.
Список литературы
1. Баймурзин А.Р., Блеер А.Н., Неверкович С.Д. Теоретико-методологические основы формирования стратегии управления вузом сферы физической культуры, спорта и туризма. Теория и практика физической культуры. 2008; 5: 7-11.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
2. Кандаурова Н.В., Лобанов Н.А. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента спортивной школы. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2013; 1(95): 55-61.
3. Неверкович С.Д. Игровое проектирование целостных форм профессиональной деятельности. 6-я Международная научная конференция психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения», 7-11 июня 2010 г.: материалы /М-во спорта, туризма и молодеж. политики РФ, Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Рос. Ассоц. психологов физ. культуры и спорта. М. 2010: 27-29.
4. Barber B.L., Eccles J.S., Stone M.R. Whatever happened to the Jock, the brain and the princess? Young adult pathways linked to adolescents activity involvement and social identify. Journal of Adolescent Research. 2001; 16: 429-455. DOI: 10.1177/0743558401165002.
5. Brewer B.W., Vanraalte J.L., Linder D.E. Athletic identity: Hercules muscles or Achilles heel. International journal of Sport Psychology. 1993; 24: 237-254.
6. Fredricks J.A., Eccles J.S. Is extracurricular participation associated with beneficial outcomes? Concurrent and longitudinal relations. Developmental Psychology. 2006; 42: 698-713. DOI: 10.1037/00121649.42.4.698.
7. Weiss O. Identity reinforcement in sport: Revisiting the symbolic interactionist legacy. International Review for the Sociology of Sport. 2001; 36: 393-405. DOI: 10.1177/101269001036004002.
8. Zevenbergen R. Teacher identity from a Bourdieuian perspective. In Identities, culturies and learning spaces. Proceedings of the 29th annual conference of the Mathematics Education Research Group of Australasia, Canberra. Adelaide: MERGA. 2006: 616-618.
Статья поступила в редакцию: 31.10.2018
Баймурзин Альберт Римович* - кандидат педагогических наук, Российский государственный социальный университет, 129226, Россия, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, дом 4, строение 1, e-mail: [email protected]*