ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
EDUCATIONAL SPACE OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS
УДК 796.011.3:159.9 ББК 75.11 Б 18
А.Р. Баймурзин
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта Российского государственного социального университета; E-mail: [email protected].
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
(Рецензирована)
Аннотация. Рассмотрены психологические и организационные основы формирования управленческой команды в вузе физической культуры и спорта. Управленческая команда - это мощный организационный ресурс. Командное взаимодействие может дать такой результат, чего не может сделать руководитель в индивидуальном взаимодействии со своими подчиненными. Управленческая команда позволяет создать эффективный механизм взаимодействия как на вертикальном, так и на горизонтальном уровне, то есть между различными линейными и функциональными единицами, выполняющими разные задачи в рамках вуза физической культуры.
Ключевые слова: управленческая команда, структура управления, ценности, управленческие установки, правила поведения, социальные нормы.
A.R. Baymurzin
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of the Theory and Technique of Physical Culture and Sport, Russian State Social University; E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL BASES OF FORMATION OF THE MANAGEMENT TEAM IN THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
Abstract. Psychological and organizational basics of formation of management team in higher education institution of physical culture and sport are covered. The management team is a powerful organizational resource. Team interaction can yield the result, which cannot be achieved by the head in individual interaction with the
subordinates. The management team allows creation of the effective mechanism of interaction both at vertical and horizontal level, i.e. between various linear and functional units, which are carrying out different tasks within higher education institution of physical culture.
Keywords: management team, management structure, values, management attitudes, rules of conduct, social norms.
Актуальность исследования.
Многие вузы физической культуры и спорта сталкиваются с необходимостью перехода на качественно новую систему управления своей деятельностью. Повышение качества работы напрямую связано с эффективным использованием организационно-управленческих ресурсов организации, одним из важнейших ресурсов является управленческая команда. Данная статья посвящена разработке и обоснованию психологических и организационных основ формирования управленческой команды в вузе физической культуры и спорта.
Цель исследования — разработать и обосновать психологические основы формирования управленческой команды в вузе физической культуры и спорта.
Задачи исследования:
1. Сформулировать организационные основы, необходимые для формирования управленческой команды в вузе физической культуры и спорта.
2. Разработать психологические основы формирования управленческой команды в вузе физической культуры и спорта.
Методы исследования: системный подход, системный анализ, сравнительный анализ, анализ литературных источников.
Построение управленческой команды - мощный организационный ресурс. Командное взаимодействие может дать такой результат, чего не может сделать руководитель в индивидуальном взаимодействии со своими подчиненными [1]. В широком смысле управленческая команда - это группа лиц, принимающих управленческие решения и несущих ответственность за них [2].
Рассмотрим необходимые организационные и психологические основы формирования управленческой команды в вузе физической культуры и спорта. Организационные основы определяются безличностными структурами организации:
1. Состав - это линейные и функциональные единицы организации (подразделения) и должности внутри линейных и функциональных единиц, которые определены штатным расписанием.
2. Строение или иерархия - это взаимная зависимость или подчинение линейных и функциональных единиц в организации.
3. Функции - это отношение между элементами системы в процессе деятельности организации, то есть это отношения между элементами системы и конкретными должностями внутри одного подразделения или между подразделениями организации. Данные отношения определяются должностными инструкциями, действующими в организации.
С точки зрения управления безличностными структурами в вузе физической культуры вертикальная иерархия строго структурирована, а горизонтальное взаимодействие между подразделениями, выполняющими разные функции в рамках одной организации, формальными схемами прописать невозможно. Управленческая команда позволяет создать эффективный механизм взаимодействия на горизонтальном уровне, то есть между различными линейными и функциональными единицами, выполняющими разные задачи в рамках вуза физической культуры, как показано на рис. 1.
Рис. 1. Горизонтальное взаимодействие между функциональными единицами в рамках
вузафизическойкулътурыиспорта
Психологические основы формирования управленческой команды в вузе физической культуры и спорта строятся на принципе коллективного взаимодействия, при котором суммарный синергетический эффект производимой группой лиц непорядок больше индивидуальных возможностей каждого человека в отдельности. Управленческая команда - это не просто коллективное взаимодействие, а взаимодействие, основанное на определённых ценностях, управленческих установках, правилах поведения и социальных нормах общения. Фактически управленческая команда - это создатель, носитель и транслятор корпоративной культуры в организации, как вуз физической культуры и спорта. Эффективное стратегическое управление вузом физической культуры и спорта невозможно без формирования эффективной управленческой команды, которая позволяет выйти на качественно иной надорганизационный уровень управления. В то же время управленческая команда является создателем, носителем и транслятором корпоративной культуры, которая является методологическим и технологическим инструментом перевода целей организации через механизм построения стратегического видения в личные, значимые цели каждого работника, для того чтобы он понимал значимость и важность своего труда в рамках решения общеорганизационных целей и задач.
Для управленческой команды характерны формальные признаки, которые ее выделяют от других объединений в организации, например, от профсоюза:
1. Это группа должностных лиц, находящихся на первом, втором и третьем уровне иерархии управления вузом (ректор, проректоры, деканы факультетов, руководители управлений). Для них характерно постоянство состава, четкая периодичность работы и круг решаемых задач.
2. Предмет работы - решение стратегических и тактических целей и задач в организации.
3. Коллективная мыследеяте-льность в процессе принятия решений и коллективная ответственность за процесс деятельности и результаты работы.
4. Формирование надорганизма - коллективного «мы».
Не из любого коллектива можно создать управленческую команду. Самым важным звеном являются ценностные установки каждого члена управленческой команды, они, в свою очередь, являются основой мировоззрения отдельного человека и управленческой команды в целом [3]. Цель руководителя вуза (руководителя управленческой команды) - подобрать руководителей важнейших направлений со сходными ценностными установками или сблизить ценностные установки каждого члена управленческой команды, здесь нужна плодотворная
работа руководителя по отбору кадров на ключевые должности, возможно, эту работу лучше проводить совместно с приглашенным психологом.
Управленческие установки - это базовые технологии коллективного взаимодействия, перевод ценностей в практическую плоскость управления организацией. Можно сказать, процесс мыследеятельности на ме-тапредметном уровне - это выход за рамки существующей системы для рассмотрения деятельности этой системы извне: определение направления главного удара, необходимость концентрации имеющихся ресурсов, эффективность использования, организация внутриорганизацион-ного взаимодействия, преобразование существующей системы для достижения намеченных показателей.
Правила поведения выполняют две функции - это своеобразная система координат, на которой базируется коллективная деятельность управленческой команды, правила поведения одновременно выступают и инструментом коллективного взаимодействия. Правила поведения внутри управленческой команды могут тиражироваться в виде «Правил внутреннего трудового распорядка». Правила должны быть едины для всех, вне зависимости от занимаемой должности. Управленческая команда является главным транслятором правил поведения внутри организации [4, 5].
Правила поведения формируют социальные нормы общения в
организации. Социальные нормы общения являются самой инертной системой, выработанной внутри организации в течение длительного времени, они труднее всего поддаются изменению. Изменение социальных норм общения начинается с руководителей, они являются своеобразным двигателем, преобразующим систему коллективного взаимодействия. Индикатором эффективности преобразования социальных норм являются студенты, которые одновременно являются объектом и субъектом управленческого и педагогического воздействия системы, как вуз физической культуры и спорта [6].
Заключение. Эффективное стратегическое управление вузом физической культуры и спорта невозможно без формирования эффективной управленческой команды, которая позволяет выйти на качественно иной надорганизационный уровень управления.
Выводы. Управленческая команда позволяет создать эффективный механизм взаимодействия на горизонтальном уровне, то есть между различными линейными и функциональными единицами, выполняющими разные задачи в рамках вуза физической культуры. Управленческая команда в вузе физической культуры и спорта выступает как коллективное взаимодействие, основанное на определённых ценностях, управленческих установках, правилах поведения и социальных нормах общения.
Примечания:
1. Материалы 1-го круглого стола Научного совета по физической культуре и спорту отделения образования и культуры РАО / под ред. В.П. Губа, С.Д. Неверковича; Федер. гос. бюджет. учреждение «Рос. акад. Образования». М., 2018. 187 с.
2. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2000. 320 с.
3. Неверкович С.Д., Попова А.А., Попова А.Ф. Формирование параметров комплексной оценки управленческой адаптированности личности спортивного менеджера // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2016. Вып. 4. С. 172-179.
4. Пригожин А.И. Организация: системы и люди. М.: Наука, 1983. 410 с.
5. Черных Е.А. Организационная культура предприятия в системе управления персоналом: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2006. 24 с.
6. Жолдак В.И. Сейранов С.Г. Менеджмент: монография. М.: Физ. культурReferences:
References:
1. Materials of the 1st round table of the Scientific Council on physical culture and sport of the Department of education and culture of RAO / ed. by V.P. Guba, S.D. Neverkovich; Feder. State Budget institution of "Russian Acad. of Education" [et al]. M., 2018. 187 pp.
2. Mintzberg H., Ahlstrand B., Lampel J. Schools of strategies. SPb.: Piter, 2000. 320 pp.
3. Neverkovich S.D., Popova A.F. Formation of parameters of complex assessment of managerial adaptation of the person of a sports manager // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2016. No. 4. Р. 172-179.
4. Prigozhin, A.I. Organization: systems and people. M.: Nauka, 1983. 410 pp.
5. Chernykh E.A. Organizational culture of the enterprise in the personnel management system: Diss. for the Cand. of Economy degree, M., 2006. 24 pp.
6. Zholdak V.I., Seyranov S.G. Management: a monograph. M.: Physical Education, 2006. 370 pp.