Научная статья на тему 'Методологические основы программного уровня построения стратегии управления вузом физической культуры и спорта'

Методологические основы программного уровня построения стратегии управления вузом физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ПРОГРАММНЫЙ УРОВЕНЬ ПОСТРОЕНИЯ СТРАТЕГИИ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / БАЗОВЫЙ КВАДРАТ СТРАТЕГИИ / ВУЗЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / METHODOLOGY / PROGRAM STRATEGY CONSTRUCTION LEVEL / CORPORATE CULTURE / BASIC SQUARE STRATEGY / PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баймурзин А. Р., Неверкович С. Д.

В статье представлены данные многолетней научно-исследовательской работы по проблеме формирования программного уровня построения стратегического управления высшими учебными заведениями физической культуры и спорта, имеющей важное методологическое значение. Актуальность результатов исследования обусловлена необходимостью разработки перспективных механизмов управления вузами на основе новых концептуальных положений. В ходе исследований выделены два фундаментальных направления стратегического управления вузами: управление деятельностью вуза (пять составляющих) и управление корпоративной культурой (пять составляющих). Определено от двух до пяти этапов программного уровня построения стратегии управления вузом длительностью до трех лет каждый. В качестве фундаментальной основы построения стратегии на программном уровне предлагается «базовый квадрат стратегии», представляющий интегрированный перечень основных элементов ресурсов, обстоятельств, времени и человеческого потенциала. В статье представлена подробная характеристика каждого из элементов «базового квадрата стратегии». В ней также охарактеризованы основные направления стратегического управления вузом физической культуры и спорта: образовательная деятельность, научная деятельность, финансово-хозяйственное обеспечение, инвестиционные программы, международное сотрудничество. Особое внимание уделено управлению корпоративной культурой как типа организационной платформы, объединяющей интересы персонала в связи с общими проективными установками его профессиональной деятельности. В заключение в статье указывается, что наиболее перспективным путем организации работы по формированию и реализации стратегии управления вузом на программном уровне является использование организационно-деятельностных игр, основанных на коллективном участии работающих в нем специалистов. На основании содержания статьи формулируется вывод о целесообразности использования концепции управления вузами физической культуры и спорта в ходе совершенствования их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баймурзин А. Р., Неверкович С. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES OF PROGRAM CONSTRUCTION LEVEL OF MANAGEMENT STRATEGY OF A PHYSICAL EDUCATION AND SPORT UNIVERSITY

The article presents the data of many years of research work on the issue of formation of the program construction level of a management strategy of physical education and sport universities, which have an important methodological value. The relevance of the research results is due to the need of the development of the advanced management mechanisms of the universities based on new concepts. During the research, two fundamental directions of the strategic management have been revealed: university management (five components) and corporate culture management (five components). From two to five stages of the program construction level of the university management strategy, lasting up to three years each, have been revealed. As a fundamental basis of the strategy construction at the program level a «basic square strategy» has been proposed, representing an integrated list of key elements resources, circumstances, time and human potential. The article presents a detailed description of each of the elements of the «basic square strategy». It also describes the main directions of physical education and sports university's strategic management: educational activities, scientific activities, financial and economic support, investment programs, international cooperation. The particular attention is paid to the corporate culture management as the type of the organizational platform that brings together personnel interests in connection with the general projective attitudes to professional activities. In conclusion, the article states that the most promising way of the work organization on the formation and implementation of the university management strategy at the program level is the use of organizational and activity games, based on the collective operations of specialists working in it. Based on the content of the article the conclusion about the advisability of use of management concept of physical education and sport universities during the improvement of their activities has been formulated.

Текст научной работы на тему «Методологические основы программного уровня построения стратегии управления вузом физической культуры и спорта»

УДК 378:796

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММНОГО УРОВНЯ ПОСТРОЕНИЯ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

А.Р. Баймурзин, кандидат педагогических наук,

Российский государственный социальный университет, г. Москва,

С.Д. Неверкович, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО,

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма,

г. Москва.

Контактная информация для переписки:105122, Россия, г. Москва, Сиреневый бульвар, 4, e-mail: [email protected], neverkovich@ mail.ru.

В статье представлены данные многолетней научно-исследовательской работы по проблеме формирования программного уровня построения стратегического управления высшими учебными заведениями физической культуры и спорта, имеющей важное методологическое значение.

Актуальность результатов исследования обусловлена необходимостью разработки перспективных механизмов управления вузами на основе новых концептуальных положений. В ходе исследований выделены два фундаментальных направления стратегического управления вузами: управление деятельностью вуза (пять составляющих) и управление корпоративной культурой (пять составляющих). Определено от двух до пяти этапов программного уровня построения стратегии управления вузом длительностью до трех лет каждый.

В качестве фундаментальной основы построения стратегии на программном уровне предлагается «базовый квадрат стратегии», представляющий интегрированный перечень основных элементов - ресурсов, обстоятельств, времени и человеческого потенциала. В статье представлена подробная характеристика каждого из элементов «базового квадрата стратегии». В ней также охарактеризованы основные направления стратегического управления вузом физической культуры и спорта: образовательная деятельность, научная деятельность, финансово-хозяйственное обеспечение, инвестиционные программы, международное сотрудничество.

Особое внимание уделено управлению корпоративной культурой как типа организационной платформы, объединяющей интересы персонала в связи с общими проективными установками его профессиональной деятельности. В заключение в статье указывается, что наиболее перспективным путем организации работы по формированию и реализации стратегии управления вузом на программном уровне является использование ор-ганизационно-деятельностных игр, основанных на коллективном участии работающих в нем специалистов.

На основании содержания статьи формулируется вывод о целесообразности использования концепции управления вузами физической культуры и спорта в ходе совершенствования их деятельности.

Ключевые слова: методология, программный уровень построения стратегии, корпоративная культура, базовый квадрат стратегии, вузы физической культуры и спорта.

Для цитирования: Баймурзин А.Р., Неверкович С.Д. Методологические основы программного уровня построения стратегии управления вузом физической культуры и спорта // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 1. - С. 42-46.

For citation: Baymurzin А., Neverkovich S. Methodological bases of program construction level of management strategy of a physical education and sport university. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2019, no 1, pp. 42-46 (in Russian).

Актуальность исследования. Современные тенденции совершенствования системы высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта предполагают внедрение новых механизмов управления деятельностью вузов, что требует от руководителей перехода на концепцию стратегического управления организацией. Данная научная статья является продолжением статьи «Методологические основы построения стратегии управления вузом физической культуры и спорта на концептуальном уровне». В ней рассматриваются фундаментальные основы построения стратегии управления вузом физической культуры на программном уровне.

Цель исследования - разработать методологические основы построения стратегии управления вузом физической культуры и спорта на программном уровне.

Задачи исследовзния:

Рассмотреть методологические подходы к построению стратегии управления вузом на программном уровне.

Обосновать фундаментальные основы построения стратегии управления вузом физической культуры и спорта на программном уровне.

Методы исследования:

- системный анализ;

- анализ литературных источников;

- анализ документальных материалов.

Программный уровень является логическим продолжением концептуального уровня построения и реализации стратегии управления вузом физической

культуры и спорта. Обычно программы стратегического управления разрабатываются сроком на три года, с ежегодной коррекцией исходя из результатов выполненной работы.

При рассмотрении понятия «стратегическое управление» по Лейману Я.А. (рисунок 1) можно выделить два взаимосвязанных, но в то же время составляющих единое целое направления стратегического управления организацией: управление деятельностью и управление людьми [4].

Данный подход имеет ряд недостатков, так как в основном ориентирован на организации, занимающиеся коммерческой деятельностью [1, 2]. Вузы физической культуры и спорта имеют социальную направленность, обеспечивают подготовку кадрового и научного потенциала для сферы физической культуры и спорта. Поэтому рассмотрение данного вопроса требует внесения корректив на программном уровне стратегического управления. Подробно это представлено на рисунке 2.

Программный уровень является составной частью концептуального уровня построения стратегии. Программный уровень - это этап реализации стратегии, таких этапов может быть от 2 до 5, большее количество этапов использовать нецелесообразно, так как они будут либо слишком короткими, либо слишком растянутыми во времени. Оптимальный период реализации каждого этапа - 2-3 года. Каждый этап включает в себя программу стратегического управления организацией, перевод текущего состояния вуза физической культуры в стратегическое видение организации.

Стратегическое управление

-

Управление деятельностью:

1) Управление работой.

2) Управление временем.

3) Управление ресурсами организации.

4) Управление внешней средой организации.

5) Управление внутренней средой организации.

6) Поддержание компетентности сотрудников.

Управление людьми:

1) Мотивация и ценностная

ориентация работников.

2) Формирование внутренней среды

в организации (корпоративная

культура, эмоциональный фон,

микроклимат в организации).

3) Управление собой.

4) Управление группой.

5) Управление организацией.

6) Кадровая политика.

Рисунок 1. Направления стратегического управления (по Я.А. Лейману)

Рисунок2. Направлен ия стратегическогоуправления вузом

Программный уровень реализует два направления деятельности вуза физической культуры и спорта, которые взаимосвязаны и составляют единое целое: управление деятельностью вуза и управление корпоративной культурой [3, 6].

Управление деятельностью вуза физичес коУ культуры и спорта и корпоративной культу^эй иогласно рисунку 2 реализуется через «базовый квадрат страте гии», представленный на рисун ке 3. Данный квадрат именуется «базовым»), так как он является фундаментальной основой построения стратегии на программном уровне. «Базовый квадрат стратегии» представляет собой совокупность основных элем:ентов: ресурсы, обстоятельств а, воемя и люди, на основе которых строится управление деятельностью вуза, то есть управление образовательной, научной, финансово-хозяйственной, инвестнционной в международной деятел ьностью вуза физической культуры и спорта.

Рзсуоср

Время

■ Обстпятзвкстис

' Люде

РисунокЗ. «Базовый квадрат стратегии»

Первый элемент - ресурсы. Ресурсы- это материалы и компоненты, используемые целевым мбразом,имеющпеся или привлекаемые

организацией для получения материального или ино-яо п лоднпта деятельности. Ресирсы подразделяются на материально-технические, финансовые, организационные, информационные и др.

Материально-технические ресурсы подрлзделяют-ся но основные и оборотные фонды:

- основные фонды организации - это здания, сооружения, сложное оборудование, инвентарь и прочие материальные ценности, используемые длительное время, Нелее 5 лет, для производства товаров, оказания услуг и прочих видов деятельности.

- оборотные фонды - это материальные и технические ресурсы, расходуемые в процессе производства или оказакия услуг.

Финансовые ресурсы - это денежные средства на счетах организации, а также различные ценные бумаги, имеющиеся в распоряжении организации, которые можно при необходимости обналичить в кратчайшие сроки.

Организационные ресурсы - это особый вид ресурсов, включающий в себя состав и структуру организации, иерархию и принципы управления, механизмы и принципы взаимодействия организации с внешней средой, потребителями и заказчиками товаров и услуг.

Информационные ресурсы - это способы, виды, принципы и механизмы поступления информации из внешней и внутренней среды организации, необходимой для анализа ситуации и принятия эффективных управленческих решений, реализации их и рефлексии результатов работы.

Второй элемент - обстоятельства.

Обстоятельства - это внутренние и внешние условия, сложившиеся внутри и вокруг организации в текущий момент времени или в течение определенного времени. В теории менеджмента данный элемент также рассматривается через SWOT-анализ (анализ внешних и внутренних возможностей и угроз). Данный элемент является отправной точкой построения и реализации программы стратегического управления.

Третий элемент - время.

Время является ключевым фактором при разработке и реализации стратегии управления. Понятие стратегия можно обозначить как искусство управления ресурсами во времени, так как ресурсы организации необходимы не сами по себе, а в конкретный период времени, в конкретном месте, для достижения поставленной цели. Поэтому время справедливо называют четвертым измерением пространства.

Четвертый элемент - люди.

Управляющим и управляемым звеном в любой организации являются люди, причем не просто люди, а конкретные личности, которые имеют психологические, интеллектуальные и профессиональные качества. Коллектив организации это не просто работники и руководители, а конкретные личности со своими потребностями, мотивами, целями, желаниями, индивидуальными способностями сильными и слабыми сторонами. Как известно из теории систем, самым сильным и одновременно слабым звеном в любой системе, где есть человек, является сам человек. Эффективное управление данными элементами системы возможно только через формирование эффективной корпоративной культуры в организации.

Стратегическое управление на программном уровне реализуется через деятельность вуза физической культуры по основным направлениям: управление образовательной деятельностью, управление научной деятельностью, управление финансово-хозяйственной деятельностью, управление инвестиционной деятельностью, управление международной деятельностью. Общих рецептов по организации эффективной работы нет. У каждого вуза физической культуры и спорта в России и за рубежом свои индивидуальные особенности, так как вузы имеют различное местоположение, материально-техническую базу, финансово-хозяйственные возможности, административный, профессорско-преподавательский и технический состав, научные школы и т. п., поэтому копирование стратегий и их перенос не принесет ожидаемых результатов.

Особой формой управления (управления людьми) является корпоративная культура. Корпоративная культура - это тип организационной культуры, максимально объединяющий интересы персонала вокруг общеорганизационных целей. Корпоративная культура в вузе физической культуры и спорта, даже если она не декларируется напрямую, все равно создается инкогнито, через систему отношений между людьми, между подразделениями, между руководителями и подчинен-

ными. Корпоративная культура может выступать условием объединения или же наоборот разъединения людей внутри организации при достижении социально значимых целей, стоящих перед вузом физической культуры, таким образом, мы можем использовать, либо использовать частично или же не использовать синергетический эффект, который создает корпоративная культура.

Заключение. Программный уровень построения стратегии управления вузом физической культуры и спорта является важнейшим этапом процесса создания и реализации стратегии. Наиболее эффективной технологией организации работы по построению и реализации стратегии на программном уровне является использование организационно-деятельностных игр, разработанных профессором Г.П. Щедровицким и его учениками [3, 5]. Организационно-деятельностные игры основаны на коллективной мыследеятельности, что позволяет рассмотреть элементы программного уровня построения стратегии с различных сторон и с помощью различных методологических подходов.

Выводы.

Оптимальным методологическим подходом построения стратегии на программном уровне является концепция управления социальными системами, так как вузы физической культуры и спорта в своей основе социально ориентированные системы.

«Базовый квадрат стратегии» является фундаментальной основой построения стратегии на программном уровне. Он представляет собой совокупность основных элементов: ресурсов, обстоятельств, времени и людей. На основе «базового квадрата стратегии» строится управление деятельностью вуза, то есть управление образовательной, научной, финансово-хозяйственной, инвестиционной и международной деятельностью вуза физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Баймурзин А.Р. Теоретико-методологические основы формирования стратегии управления вузом сферы физической культуры, спорта и туризма / А.Р. Баймурзин, А.Н. Блеер, С.Д. Неверкович // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 5. -С. 7-11.

2. Жолдак В.И. Менеджмент: монография / В.И. Жолдак, С.Г. Сейранов. - М.: Физ. культура, 2006. - 370 с.: ил.

3. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров: Учеб. пособ. - М.: Высшая школа, 1995. - 207 с.

4. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003. - 864 с.

5. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.: Шк. Культ. Полит., 1995. — 800 с.

6. Юрина Е.А. Трансформация корпоративной культуры университета: социологические и лингвистические методы диагностики / Е.А. Юрина, Н.С. Гулиус // Университетское управление: практика и анализ. - 2017. - Т. 21. - № 2 (108). - С. 106-121.

METHODOLOGICAL BASES OF PROGRAM CONSTRUCTION LEVEL OF MANAGEMENT STRATEGY OF A PHYSICAL EDUCATION AND SPORT UNIVERSITY

А. Baymurzin, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian State Social University, Moscow, S. Neverkovich, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician of the RAE, Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow. Contact information for correspondence: 105122, Russia, Moscow, Sireneviy Bulvar, 4, e-mail: [email protected], neverkovich@ mail.ru.

The article presents the data of many years of research work on the issue of formation of the program construction level of a management strategy of physical education and sport universities, which have an important methodological value.

The relevance of the research results is due to the need of the development of the advanced management mechanisms of the universities based on new concepts. During the research, two fundamental directions of the strategic management have been revealed: university management (five components) and corporate culture management (five components). From two to five stages of the program construction level of the university management strategy, lasting up to three years each, have been revealed.

As a fundamental basis of the strategy construction at the program level a «basic square strategy» has been proposed, representing an integrated list of key elements -resources, circumstances, time and human potential. The article presents a detailed description of each of the elements of the «basic square strategy». It also describes the main directions of physical education and sports university's strategic management: educational activities, scientific activities, financial and economic support, investment programs, international cooperation.

The particular attention is paid to the corporate culture management as the type of the organizational platform that brings together personnel interests in connection with the general projective attitudes to professional activities. In conclusion, the article states that the most promising way of the work organization on the formation and implementation of the university management strategy at the program level is the use of organizational and activity games, based on the collective operations of specialists working in it.

Based on the content of the article the conclusion about the advisability of use of management concept of physical education and sport universities during the improvement of their activities has been formulated.

Keywords: methodology, program strategy construction level, corporate culture, basic square strategy, physical education and sports universities.

References:

1. Baymurzin A.R., Blair A.N., Neverkovich S.D. Theoretical and methodological bases of formation of strategy of management of University in the sphere of physical culture, sport and tourism. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2008, no 5, pp. 7-11

2. Zholdak, V.I., Seyranov S.G. Menedzhment: monografiya. [Management: monograph]. Moscow, Physical Education, 2006, 370 p. (in Russian).

3. Neverkovich S.D. Igrovye metody podgotovki kadrov: Ucheb. Posob [Game methods of training: Studies. manual.]. Moscow, Higher school, 1995, 207 p. (in Russian).

4. Prigozhin A.I. Metody razvitiya organizacij. [Methods of development organizations]. Moscow, ICER, 2003, 864 p. (in Russian).

5. Shchedrovitskiy G.P. Izbrannye Trudy [Izbrannye trudy]. Moscow, SHK. Cult. Polit, 1995, 800 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Yurina E.A., Gulius N.S. Transformation of the University's corporate culture: sociological and linguistic methods of diagnostics. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. [University management: practice and analysis], 2017, no 2, pp. 106-121 (in Russian).

Поступила / Received 14.11.2018 Принята в печать / Accepted 06.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.