Научная статья на тему 'Методологические основы формирования корпоративной культуры в вузе физической культуры и спорта'

Методологические основы формирования корпоративной культуры в вузе физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ВУЗЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ЦЕННОСТИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ / CORPORATE CULTURE / PERSONAL CULTURE / UNIVERSITIES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / VALUES / MANAGEMENT ATTITUDES / RULES OF BEHAVIOR / SOCIAL NORMS OF BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баймурзин Альберт Римович

В вузе существует формальная структура управления, которая определяется штатным расписанием и должностными инструкциями работников, а также неформальная структура управления, которая выражает отношения людей к выполнению своих должностных обязанностей и коллективному взаимодействию внутри организации. Эту неформальную структуру отношений внутри организации называют корпоративной культурой. В статье рассмотрены методологические основы формирования корпоративной культуры в вузе физической культуры и спорта. Методы исследования: системный подход, системный анализ, сравнительный анализ, анализ литературных источников. Корпоративная культура формируется в процессе взаимодействия индивидуальных культур и синтеза индивидуальных культур. Формирование эффективной корпоративной культуры целенаправленный и длительный процесс, который проектируется на концептуальном и программном уровне построения стратегии управления вузом. Корпоративная культура состоит из четырех основных элементов: ценностей, управленческих установок, правил поведения, социальных норм поведения, которые взаимосвязаны между собой и взаимно перетекают друг в друга, работая как единая целостная система. Корпоративная культура является мощнейшим инструментом объединения людей, работников и студентов вуза физической культуры и спорта для решения стратегических целей и задач развития вуза, а в дальнейшем через трансляцию выпускниками вуза как молодыми специалистами, корпоративной культуры на местах работы к качественным преобразованиям сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Баймурзин Альберт Римович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES OF FORMATION OF CORPORATE CULTURE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

In higher education institution there is a formal structure of administration, which is defined by the staff list and duty regulations of workers, as well as an informal structure of administration, which expresses the attitudes of people to performance of the functions and collective interaction in the organization. This informal structure of the relations in the organization is called corporate culture. In the article, methodological basics of formation of corporate culture in higher education institution of physical culture and sport are covered. Research methods include a system approach, system analysis, comparative analysis, analysis of references. The corporate culture is formed in the course of interaction of individual cultures and synthesis of individual cultures. Formation of effective corporate culture is the purposeful and long process, which is projected at the conceptual and program level of creation of strategy of management of higher education institution. The corporate culture consists of four basic elements: values, administrative principles, rules of conduct, social norms of behavior, which are interconnected among themselves and mutually flow each other, working as a uniform complete system. The corporate culture is the most powerful instrument of assembling people, workers and students of higher education institution of physical culture and sport to solve strategic objectives and problems of development of higher education institution. Further, through translation by university graduates as young specialists, owing to development of corporate culture on places of work, there will occur high-quality transformations of the sphere of physical culture and sport in the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Методологические основы формирования корпоративной культуры в вузе физической культуры и спорта»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

EDUCATIONAL SPACE OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS

УДК 378.1+796 ББК 74.480:75 Б 18

А.Р. Баймурзин

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта Российского государственного социального университета; E-mail: [email protected].

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

( Рецензирована)

Аннотация. В вузе существует формальная структура управления, которая определяется штатным расписанием и должностными инструкциями работников, а также неформальная структура управления, которая выражает отношения людей к выполнению своих должностных обязанностей и коллективному взаимодействию внутри организации. Эту неформальную структуру отношений внутри организации называют корпоративной культурой. В статье рассмотрены методологические основы формирования корпоративной культуры в вузе физической культуры и спорта. Методы исследования: системный подход, системный анализ, сравнительный анализ, анализ литературных источников. Корпоративная культура формируется в процессе взаимодействия индивидуальных культур и синтеза индивидуальных культур. Формирование эффективной корпоративной культуры - целенаправленный и длительный процесс, который проектируется на концептуальном и программном уровне построения стратегии управления вузом. Корпоративная культура состоит из четырех основных элементов: ценностей, управленческих установок, правил поведения, социальных норм поведения, которые взаимосвязаны между собой и взаимно перетекают друг в друга, работая как единая целостная система. Корпоративная культура является мощнейшим инструментом объединения людей, работников и студентов вуза физической культуры и спорта для решения стратегических целей и задач развития вуза, а в дальнейшем через трансляцию выпускниками вуза как молодыми специалистами, корпоративной культуры на местах работы к качественным преобразованиям сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации.

Ключевые слова: корпоративная культура, культура личности, вузы физической культуры и спорта, ценности, управленческие установки, правила поведения, социальные нормы поведения.

A.R. Baymurzin

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of the Theory and Technique of Physical Culture and Sport, Russian State Social University; E-mail: [email protected]

METHODOLOGICAL BASES OF FORMATION OF CORPORATE CULTURE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Abstract. In higher education institution there is a formal structure of administration, which is defined by the staff list and duty regulations of workers, as well as an informal structure of administration, which expresses the attitudes of people to performance of the functions and collective interaction in the organization. This informal structure of the relations in the organization is called corporate culture. In the article, methodological basics of formation of corporate culture in higher education institution of physical culture and sport are covered. Research methods include a system approach, system analysis, comparative analysis, analysis of references. The corporate culture is formed in the course of interaction of individual cultures and synthesis of individual cultures. Formation of effective corporate culture is the purposeful and long process, which is projected at the conceptual and program level of creation of strategy of management of higher education institution. The corporate culture consists of four basic elements: values, administrative principles, rules of conduct, social norms of behavior, which are interconnected among themselves and mutually flow each other, working as a uniform complete system. The corporate culture is the most powerful instrument of assembling people, workers and students of higher education institution of physical culture and sport to solve strategic objectives and problems of development of higher education institution. Further, through translation by university graduates as young specialists, owing to development of corporate culture on places of work, there will occur high-quality transformations of the sphere of physical culture and sport in the Russian Federation

Keywords: corporate culture, personal culture, universities of physical culture and sports, values, management attitudes, rules of behavior, social norms of behavior.

Актуальность исследования.

Многие руководители и специалисты вузов физической культуры сталкиваются с таким явлением, когда отдельные изменения в деятельности учреждения высшего профессионального образования приостанавливаются трудовым коллективом организации. В любом вузе существует формальная структура управления, которая определяется штатным расписанием и должностными инструкциями работников, и неформальная структура управления, которая выражает отношения людей к выполнению своих должностных обязанностей и коллективному взаимодействию внутри организации: между отдельными работниками, работником и

группой работников, между различными подразделениями организации. Эту неформальную структуру отношений внутри организации называют корпоративной культурой.

В данной статье будут рассмотрены методологические основы формирования корпоративной культуры в вузе физической культуры и спорта.

Цель исследования: разработать и обосновать методологические основы построения корпоративной культуры в вузе физической культуры и спорта.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть пути формирования корпоративной культуры в вузе физической культуры и спорта.

2. Обосновать уровни и механизмы формирования корпоративной

культуры в вузе физической культуры и спорта.

Методы исследования: системный подход, системный анализ, сравнительный анализ, анализ литературных источников.

Вузы физической культуры выполняют различные функции: образовательную, научную, воспитательную, хозяйственную, социальную и др., но самой важной функцией является преобразующая. Преобразование сферы физической культуры и спорта через подготовку квалифицированных кадров, которые, кроме профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков несут так называемую корпоративную культуру вуза.

Корпоративная культура выступает в двух важнейших аспектах: как совокупность индивидуальных культур, носителями которой являются работники организации, и как методологический и технологический инструмент управления организацией.

В первом случае корпоративная культура - совокупность индивидуальных культур, носителями которых являются работники вуза физической культуры и спорта [1]. Определяющим элементом системы в данном случае выступает культура личности как совокупность моральных норм, ценностей, мировоззренческих установок, правил поведения, присущих каждому человеку, которые выработались у него в процессе воспитания и самовоспитания [2]. Исходя из этого, можно утверждать, что корпоративная культура формируется в процессе взаимодействия индивидуальных культур, синтеза индивидуальных культур или же подавления индивидуальных культур личности группой или отдельными личностями. При данном подходе сформируется как положительная, так и отрицательная корпоративная культура в организации независимо от того, официально декларируется она или нет, и эффективно управлять этим видом

корпоративной культурой практически невозможно.

Во втором случае корпоративная культура есть методологический и технологический инструмент перевода целей организации через механизм построения стратегического видения, в личные, значимые цели каждого работника, для того чтобы он понимал значимость и важность своего труда в рамках решения общеорганизационных целей и задач.

Корпоративная культура в данном случае есть результат сплочения членов трудового коллектива ради достижения общей цели организации через механизм достижения индивидуальных целей каждого работника в процессе совместного созидательного труда. Корпоративная культура выступает дополнительным общеорганизационным ресурсом, работающим на принципе синергетического эффекта коллективного взаимодействия [3].

Возникает вопрос о том, как эффективно использовать данный инструмент во благо организации, то есть сформировать благоприятную корпоративную культуру в вузе физической культуры и спорта.

Корпоративная культура в социально-ориентированной организации, как вуз физической культуры и спорта, состоит из 4 основных элементов, которые взаимосвязаны между собой и взаимно перетекают друг в друга, работая как единая целостная система. Подробно элементы представлены на рис. 1.

Ценности - это элемент высшего порядка, под понятием «ценность» обычно подразумевают важность, значимость, полезность. Ценности корпоративной культуры - это ценности высшего порядка, нематериальные ценности, они имеют обобщенный вид, иногда их называют идеалами, то есть к чему должна стремиться организация. В нашем случае при построении стратегии управления вузом физической культуры и спорта ценности будут проявляться в следующих аспектах:

ценности

управленческие установки

правила поведения

социальные нормы поведения

Рис. 1. Элементы корпоративнойкулътуры в вузе физической культуры испорта

- цезноскные харакыыристики сферы физичестойкультуры и спорта, которые нмобходимо доытичьв ближтйшче «.0-1К лот, ризркбатчо ваюкся за козцмзтупльзои урокзе поптрьчзия стратегии (ифавления вузом;

- исторически сложившиеся ценности в вузе физической культуры и спорта, которые являются «ключом» к будущему;

- ценности-ориентиры, изменения, которые необходимо осуществить в вузе в ближайшие 3 года, разрабатываются на программном уровне построения стратегии управления вузом физической культуры и спорта;

- ценности, сплачивающие трудовой коллектив вуза при реализации стратегических изменений.

Управленческие установки -это решения руководителей в виде приказов, распоряжений, заданий, требований, задаваемых функций, критериев оценки, которые все вместе предназначены для воплощения избранных ценностей в практику деятельности организации [4]. Управленческие установки - это механизм перевода ценностных ориентиров в конкретные требования к работникам. Например, если ценностный

ориентпр качееиво, то должноу быоь сформйлерооаны ссонкуетуые по-дазаиехи качества работы каждого иидраотелизии вуза,а ра урптие пыдонзделезия - пекаыаыели уаче-ства работы каждого преподавателя, следовательно, должен быть продуман механизм оценки качества работы каждого подразделения и преподавателя.

Правила поведения в организации регулируются нормативным документом: «Правила внутреннего трудового распорядка». В вузе физической культуры они регламентируют правила поведения сотрудников и студентов. Данные правила должны быть составлены исходя из общей стратегии развития воспитательной работы в вузе, чтобы в данную работу было вовлечено как можно большее количество преподавателей и студентов. «Правила внутреннего трудового распорядка» являются не единственным механизмом, регулирующим отношения в вузе физической культуры, во многих организациях разрабатывается «Кодекс организации», в котором прописываются моральные и этические требования общения между работниками, между работниками и студентами, между студентами. Кодекс не имеет

юридической силы, как «Правила внутреннего трудового распорядка», но в то же время позволяет дополнить правила моральными и этическими принципами. Большое значение в реализации правил поведения имеет профсоюзная организация вуза и студенческий актив, они помогают проводить целенаправленную воспитательную работу согласно общей стратегии управления вузом физической культуры.

Социальные нормы поведения - это сложившиеся, привычные ценности, фактически определяющие повседневное деловое поведение работников [3, 5]. Нормы можно считать главным компонентом, регулирующим поведение работника в организации.

В вузе физической культуры социальные нормы поведения формируются тремя путями:

1. Исторически сложившиеся нормы поведения (в большинстве случаев это видоизменные спортивные ритуалы, о происхождении которых многие даже не задумываются).

2. Нормы поведения, сложившиеся спонтанно, в большинстве случаев зависят о культуры отдельных работников или их руководителей (например, преподаватель обращается к студенту на «Ты», а студент к преподавателю на «Вы»).

3. Нормы поведения целенаправленно задаются через ценности, управленческие установки и формальные и неформальные правила поведения.

Социальные нормы поведения являются естественной средой пребывания личности в определенном коллективе, они усваиваются, а в дальнейшем и транслируются им. Социальные нормы поведения имеют функцию саморегуляции, то есть, сложившись однажды, они стабилизируются и поддерживаются, поэтому имеют большую инертность к изменениям. Социальные нормы поведения негласно поддерживаются коллективом: одобряют или осуждают поведение отдельных работников

или групп работников, следовательно, они являются своеобразным механизмом социально-психологического регулирования деятельности трудового коллектива.

Социальные нормы поведения в организации или в отдельных ее подразделениях не всегда развиваются в позитивном ключе, могут формироваться отрицательные нормы поведения, которые являются дезорганизующим началом, они не проявляются открыто, но являются серьезным сдерживающим фактором совершенствования организации. Изменения социальных норм поведения всегда проходят очень трудно и встречают большое сопротивление со стороны отдельных личностей или групп людей внутри организации.

Заключение. Корпоративная культура является мощнейшим инструментом объединения людей, работников и студентов вуза физической культуры и спорта для решения стратегических целей и задач развития вуза, а в дальнейшем через трансляцию выпускниками вуза как молодыми специалистами корпоративной культуры на местах работы к качественным преобразованиям сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации.

Выводы:

1. Корпоративная культура формируется в процессе взаимодействия индивидуальных культур, синтеза индивидуальных культур или же подавления индивидуальных культур. В организации может сформироваться как положительная, так и отрицательная корпоративная культура независимо от того, официально декларируется она или нет.

2. Формирование эффективной корпоративной культуры - целенаправленный и длительный процесс, который проектируется на концептуальном и программном уровне построения стратегии управления вузом. Корпоративная культура формируется, совершенствуется и реализуется в процессе деятельности вуза физической культуры и

спорта и состоит из четырех основных элементов: ценностей, управленческих установок, правил поведения, социальных норм поведения,

которые взаимосвязаны между собой и взаимно перетекают друг в друга, работая как единая целостная система.

Примечания:

1. Жолдак В.И., Сейранов С.Г. Менеджмент: монография. М.: Физ. культура, 2006. 370 с.

2. Попова А.А. Культура корпоративного построения и логистизации физкуль-турно-спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2014. № 6. С. 62-64.

3. Томпсон А.А., Стриленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа: пер. с англ. М.: Вильямс, 2002. 928 с.

4. Жемчугов М.К. Организационная культура // Проблемы экономики и менеджмента. 2012. № 10. С. 12-18.

5. Пригожин А.И. Организация: системы и люди. М.: Наука, 1983. 354 с.

References:

1. Zholdak V.I., Seyranov S.G. Management: a monograph. M.: Phys. culture, 2006. 370 pp.

2. Popova A.A. Culture of corporate construction and logistics of physical culture and sports activities // Theory and practice of physical culture. 2014. No. 6. P. 62-64.

3. Thompson A.A., Strickland A.J. Strategic management: concepts and situations for analysis: transl. from English. M.: Williams, 2002. 928 pp.

4. Zhemchugov M.K. Organizational Culture // Problems of Economics and Management. 2012. No. 10. P. 12-18.

5. Prigozhin A.I. Organization: systems and people. M.: Nauka, 1983. 354 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.