Научная статья на тему 'Методологические основы построения стратегии управления вузом физической культуры и спорта на концептуальном уровне'

Методологические основы построения стратегии управления вузом физической культуры и спорта на концептуальном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
92
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОСТРОЕНИЯ СТРАТЕГИИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ / ВУЗЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / METHODOLOGY / CONCEPTUAL LEVEL OF THE DEVELOPMENT STRATEGY / STRATEGIC MANAGEMENT / STRATEGIC VISION / PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баймурзин А. Р., Неверкович С. Д.

Стратегическое управление вузом физической культуры и спорта сложный и многогранный процесс, включающий в себя множество постоянных и переменных элементов, работающих как единая система. Стратегия организации реализуется на двух уровнях: концептуальном и программном. В данной статье будут рассмотрены только методологические основы построения стратегии на концептуальном уровне. Статья является продолжением серии научных исследований, рассматривающих вопросы стратегического управления вузом физической культуры и спорта. Цель исследования разработать и обосновать методологические основы концептуального уровня построения стратегии управления вузом сферы физической культуры и спорта. Задачи исследования: сформулировать методологические подходы построения стратегии управления вузом физической культуры и спорта на концептуальном уровне; определить основные механизмы реализации стратегии управления вузом физической культуры и спорта на концептуальном уровне. В результате исследования можно сделать следующие обобщения: построение стратегии управления вузом физической культуры и спорта на концептуальном уровне начинается с формирования стратегического видения организации как итогового результата стратегических преобразований, выводящего ее на качественно иной уровень функционирования по сравнению с конкурентами; механизм реализации стратегии на концептуальном уровне предполагает следующие этапы: формирование стратегического видения организации, определение этапов реализации стратегии, составление и реализация программ стратегического управления вузом физической культуры и спорта на каждом этапе, корректировка стратегического видения и новой программы стратегического управления на каждом этапе с использованием организационнодеятельностных игр, основанных на концепции коллективной мысли деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баймурзин А. Р., Неверкович С. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES OF DEVELOPMENT OF MANAGEMENT STRATEGIES AT PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS UNIVERSITY AT A CONCEPTUAL LEVEL

Strategic management of physical education and sports university is a complex and multifaceted process including set of constant and variable elements working as a unified system. The organization strategy is implemented at two levels: conceptual and program. This article will only consider methodological development foundations of the strategy at the conceptual level. The article is a continuation of a series of the scientific studies, addressing strategic management issues of physical education and sports university. The purpose of the study is to develop and justify the methodological foundations of the conceptual level of the development strategy of physical education and sports university. The research tasks are to formulate methodological approaches of the development strategy of physical education and sports university management at the conceptual level; to identify the main implementation mechanisms of the management of physical education and sports university at the conceptual level. As a result of the research, the following generalizations can be made: the development of the physical education and sports university management strategy at the conceptual level begins with the formation of a strategic vision of the organization as a final result of the strategic transformations, leading it to a qualitatively different functioning level compared to competitors. the strategy implementation mechanism at the conceptual level involves the following steps: the formation of a strategic vision of the organization, determination of the stages of the strategy implementation, the compilation and the implementation of the programs of strategic management of physical education and sports university at each stage, the correction of the strategic vision and the METHODOLOGICAL BASES OF DEVELOPMENT OF MANAGEMENT STRATEGIES AT PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS UNIVERSITY AT A CONCEPTUAL LEVEL А. Baymurzin, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian State Social University, Moscow, S. Neverkovich, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician of the RAO, Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow. Contact information for correspondence: 105122, Russia, Moscow, Sireneviy Bulvar, 4, e-mail: [email protected]. Теория и методика профессионального образования 62 №4 l 2018 new program of strategic management at each stage using organizational activity games based on the concept of collective thought activities.

Текст научной работы на тему «Методологические основы построения стратегии управления вузом физической культуры и спорта на концептуальном уровне»

УДК 378:796

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА КОНЦЕПТУАЛЬНОМ УРОВНЕ

А.Р. Баймурзин, кандидат педагогических наук,

Российский государственный социальный университет, г. Москва,

С.Д. Неверкович, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО,

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма,

г. Москва.

Контактная информация для переписки:105122, Россия, г. Москва, Сиреневый бульвар, 4, e-mail: neverkovich@ mail.ru.

Стратегическое управление вузом физической культуры и спорта сложный и многогранный процесс, включающий в себя множество постоянных и переменных элементов, работающих как единая система. Стратегия организации реализуется на двух уровнях: концептуальном и программном. В данной статье будут рассмотрены только методологические основы построения стратегии на концептуальном уровне.

Статья является продолжением серии научных исследований, рассматривающих вопросы стратегического управления вузом физической культуры и спорта. Цель исследования - разработать и обосновать методологические основы концептуального уровня построения стратегии управления вузом сферы физической культуры и спорта. Задачи исследования: сформулировать методологические подходы построения стратегии управления вузом физической культуры и спорта на концептуальном уровне; определить основные механизмы реализации стратегии управления вузом физической культуры и спорта на концептуальном уровне.

В результате исследования можно сделать следующие обобщения:

построение стратегии управления вузом физической культуры и спорта на концептуальном уровне начинается с формирования стратегического видения организации как итогового результата стратегических преобразований, выводящего ее на качественно иной уровень функционирования по сравнению с конкурентами;

механизм реализации стратегии на концепту-

альном уровне предполагает следующие этапы: формирование стратегического видения организации, определение этапов реализации стратегии, составление и реализация программ стратегического управления вузом физической культуры и спорта на каждом этапе, корректировка стратегического видения и новой программы стратегического управления на каждом этапе с использованием организационно-деятельностных игр, основанных на концепции коллективной мысли деятельности.

Ключевые слова: методология, концептуальный уровень построения стратегии, стратегическое управление, стратегическое видение, вузы физической культуры и спорта.

Для цитирования: Баймурзин А.Р., Неверкович С.Д. Методологические основы построения стратегии управления вузом физической культуры и спорта на концептуальном уровне // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 4. - С. 58-62.

For citation: Baymurzin А., Neverkovich S. Methodological bases of development of management strategies at physical education and sports university at a conceptual level. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2018, no 4, pp. 58-62 (in Russian).

Актуальность исследования. Современные тенденции развития системы высшего профессионального образования в Российской Федерации подталкивают вузы, в том числе и в сфере физической культуры и спорта, к большей самостоятельности и ответственности за качество выпускаемых специалистов, а соответ-

ственно, и к выбору стратегической линии развития. Новые стандарты образования ФГОС 3++ закрепляют за вузом право самостоятельно формировать профессиональные компетенции будущего специалиста и, соответственно, повышают ответственность педагогического коллектива за результаты своей деятельности, так как будущие специалисты активно начинают преобразовывать сферу деятельности, в которой они работают, через 5-10 лет, реализуя профессиональные компетенции, заложенные в высшем учебном заведении. В статье «Методологические основы определения оптимального периода времени при реализации концепции стратегического управления вузом физической культуры и спорта» доказано, что оптимальным является период времени 10-15 лет. Данная статья является продолжением серии научных статей, рассматривающих вопросы стратегического управления вузом физической культуры и спорта.

Цель исследования: разработать и обосновать методологические основы концептуального уровня построения стратегии управления вузом сферы физической культуры и спорта.

Задачи исследования:

Сформулировать методологические подходы построения стратегии управления вузом физической культуры и спорта на концептуальном уровне.

Определить основные механизмы реализации стратегии управления вузом физической культуры и спорта на концептуальном уровне.

Методы исследования:

системный подход;

методологический анализ;

абстрагирование;

Стратегическое управление вузом физической культуры и спорта сложный и многогранный процесс, включающий в себя множество постоянных и переменных элементов, работающих как единая система. Стратегия организации реализуется на двух уровнях: концептуальном и программном. В данной статье будут рассмотрены только методологические основы построения стратегии на концептуальном уровне.

У многих специалистов, работающих в сфере физической культуры и спорта, закономерно возникает вопрос, в чем принципиальная разница между понятиями «стратегия развития» и «стратегия управления»? Для ответа на данный вопрос воспользуемся методологическим подходом по «введению и унификации понятий», разработанным профессором Столяровым В.И. [5, 6].

Стратегия - это способ, путь достижения сложной цели или группы целей, значительно удаленных во времени от начала движения. Основная идея стратегии - это эффективное использование имеющихся (реальных) и приобретаемых (потенциальных) ресурсов для достижения цели, удаленной во времени. Поэтому под понятием «стратегия развития» следует понимать эволюционное построение целей организации (построение целей исходя из предыдущего и текущего

этапов развития организации), использование реальных и потенциальных ресурсов. Стратегия управления - это более сложное понятие, которое включает в себя процесс преобразования существующей эволюционной модели развития организации в новое качественное состояние, стратегическое видение, путем оптимального управления реальными и потенциальными ресурсами организации [1].

Стратегическое видение - это итоговый результат стратегических преобразований организации, выводящий ее на качественно иной уровень функционирования (по сравнению с конкурентами) в той сфере деятельности, где работает организация. В современной литературе, рассматривающей процессы стратегического управления организациями, существует множество методологических подходов проектирования стратегического видения и результатов деятельности организации. В основном ориентир направлен на коммерческие организации. Они оценивают стратегическое видение по результатам возможного извлечения прибыли. Вузы сферы физической культуры и спорта имеют социальную ориентацию и направлены, прежде всего, на подготовку кадрового и научного обеспечения сферы физической культуры и спорта, поэтому использование вышеописанных методологических подходов в процессе формулирования стратегического видения неприемлемо. Оптимальным будет применение методологии проектирования стратегического видения на основе двух методологических концепций:

Сценарные концепции. Данный методологический подход предполагает разработку различных сценариев стратегического видения, обычно их делят на 3 группы: благоприятный, хороший и удовлетворительный сценарий развития событий, соответственно, и стратегические цели подразделяются на: благоприятные, хорошие и удовлетворительные. Подобной методологией пользуется Министерство экономического развития Российской Федерации. У данной методологии есть свои положительные стороны и недостатки, подробно это изложено в трудах профессора А.И. Пригожина [4].

Концепция коллективной мыследеятельности, реализуемая через систему организационно-дея-тельностных игр, разработанная профессором Г.П. Щедровицким и его учениками: академиком С.Д. Не-верковичем и профессором Ю.В. Громыко [2, 3, 7]. Данный концептуальный подход предполагает выход на новый качественный уровень мыслительных процессов участников игры путем коллективного мышления, коллективной рефлексии и отстаивания результатов мыследеятельности. Данный методологический подход позволяет рассмотреть стратегическое видение деятельности социальной организации группой лиц (участников процесса мыследеятельности) с различных позиций, рассмотреть различные условия, технологии, ресурсы, возможности, угрозы и т.д. и в итоге провести коллективный, многофакторный и многогранный анализ, на его основе выдать качественно новое стра-

тегическое видение деятельности социальной организации. Данный методологический подход является наиболее эффективным при построении стратегического видения деятельности вуза физической культуры и спорта.

Исходными составляющими концептуального уровня стратегического управления вузом физической культуры и спорта являются:

1. Нормативно-правовая база (федеральные законы, приказы Министерства физической культуры и спорта, приказы Министерства образования и науки, федеральные и региональные целевые программы развития физической культуры и спорта, устав высшего учебного заведения и другие нормативно-правовые документы).

2. Образовательные стандарты высшего профессионального образования (бакалавриата и магистратуры), стандарты подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре.

3. Образовательные и научные программы, реализуемые вузом физической культуры и спорта в рамках целевых федеральных и региональных и отраслевых программ.

4. Научно-педагогический коллектив и научные школы вуза физической культуры и спорта.

5. Основные ресурсы вуза: материально-технические, организационные, информационные и финансовые.

6. Текущие возможности и конкурентные преимущества вуза физической культуры и спорта.

7. Угрозы со стороны конкурентов и слабые стороны в деятельности вуза физической культуры и спорта.

На рисунке 1 представлен концептуальный уровень стратегического управления вузом физической культуры и спорта.

Построение стратегии управления на концептуальном уровне начинается с определения исходного состояния в деятельности вуза А0 согласно семи пунктам, представленным выше.

Следующим этапом является процесс формирования стратегического видения деятельности вуза физической культуры и спорта через 10-15 лет. Именно этот период является важным с точки зрения активного преобразования сферы физической кульр/рызспорза выпускниками вуза, так как только через 5-10 лет после окончанияврза онимогут выйтынетчорч есиий,

преобразующий этап становления профессионального мастерства и, соответственно, максимально реализовать профессиональные компетенции, заложенные в процессе обучения в вузе. Выпускники вуза через свою деятельность будут переводить заложенную в вузе модель сферы физической культуры и спорта в реальную действительность, то есть преобразование сферы физической культуры и спорта начинается с моделирования этой сферы физической культуры и спорта в стратегическом видении, на рисунке 1 это представлено как состояние А1. Причем состояние А1 качественно отличается от состояния А0.

Для того чтобы стратегию сделать максимально подвижной, реагирующей на текущие изменения, например ситуации, связанные с выборами нового ректора или другими изменениями, которые трудно прогнозировать, процесс перехода вуза из состояния А0 в состояние А1 необходимо разбить на временные этапы Количество временных этапов может быть любым, но оптимальным будет разделение периода А0 до А1 на 2 - 5 этапов продолжительностью от 2 до 3 лет. Так как это связано с переходом на программный уровень реализации стратегии управления вузом физической культуры и спорта. Согласно рисунку 1 программы стратегического управления вузом реализуются в периоды Д^, Д^, Д^. После окончания каждого периода реализации программы стратегического управления вводятся дополнения и корректировки в следующую реализуемую программу и конечное состояние А1. После каждого этапа и реализации соответствующей программы стратегического управления проводятся промежуточные организационно-деятельностные игры, которые помогают через механизм коллективной мыс-ледеятельности оценить текущее состояние реализуемой стратегии и внести эффективные корректировки в следующую программу стратегического управления, которая будет реализована на следующем этапе. И так до достижения конечного состояния организации А1.

Выводы.

Построение стратегии управления вузом физической культуры и спорта на концептуальном уровне начинается с формирования стратегического видения организации как итогового результата стратегических ореобразоваоит, выводящого еена ыачрственыоеыой уровень функционирования по сравнению с конкурентами.

Механизм реализации стратегии на концептуаль- 2. ном уровне предполагает следующие этапы: формирование стратегического видения организации, определение этапов реализации стратегии, составление и реализация программ стратегического управления вузом физической культуры и спорта на каждом этапе, 4 корректировка стратегического видения и новой программы стратегического управления на каждом этапе 5. с использованием организационно-деятельностных игр, основанных на концепции коллективной мыследе-ятельности.

6.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Баймурзин А.Р. Теоретико-методологические основы формирования стратегии управления вузом сферы физической культуры, спорта и туризма / А.Р. Баймурзин, А.Н. Блеер, С.Д. Неверкович // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 5. - С. 7-11.

Громыко Ю.В. Организационно-деятельностные игры и развитие образования: (Технология прорыва в будущее). - М.: Независимый методологический университет, 1992. - 192 с.

Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров: Учеб. пособ. - М.: Высшая школа, 1995. - 207 с. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003. - 864 с.

Столяров В.И. Понятийный кризис в науках о физической культуре и спорте: показатели, причины и пути преодоления / В.И. Столяров // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 12. - С. 59-62. Столяров В.И. Теоретико-методологические проблемы объекта и предмета спортивно-педагогической науки / Спортивно-пед. образование. - 2018. - № 1. - С. 87-95.

Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности / Г.П. Щедровиц-кий, С.И. Котельников // Нововведения в организациях: Труды семинара / Под ред Н.И. Лапина. - М.: ВНИ-ИСИ, 1983. - С. 33-54.

METHODOLOGICAL BASES OF DEVELOPMENT OF MANAGEMENT STRATEGIES AT PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS UNIVERSITY AT A CONCEPTUAL LEVEL

А. Baymurzin, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian State Social University, Moscow,

S. Neverkovich, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician of the RAO, Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow. Contact information for correspondence: 105122, Russia, Moscow, Sireneviy Bulvar, 4, e-mail: [email protected].

Strategic management of physical education and sports university is a complex and multifaceted process including set of constant and variable elements working as a unified system. The organization strategy is implemented at two levels: conceptual and program.

This article will only consider methodological development foundations of the strategy at the conceptual level. The article is a continuation of a series of the scientific studies, addressing strategic management issues of physical education and sports university. The purpose of the study is to develop and justify the methodological foundations of the conceptual level of the development strategy of physical education and sports university. The research tasks are to formulate methodological approaches of the development strategy of physical education and sports university management at the conceptual level; to identify the main implementation mechanisms of the manage-

ment of physical education and sports university at the conceptual level.

As a result of the research, the following generalizations can be made:

the development of the physical education and sports university management strategy at the conceptual level begins with the formation of a strategic vision of the organization as a final result of the strategic transformations, leading it to a qualitatively different functioning level compared to competitors.

the strategy implementation mechanism at the conceptual level involves the following steps: the formation of a strategic vision of the organization, determination of the stages of the strategy implementation, the compilation and the implementation of the programs of strategic management of physical education and sports university at each stage, the correction of the strategic vision and the

new program of strategic management at each stage using organizational activity games based on the concept of collective thought activities.

Keywords: methodology, conceptual level of the development strategy, strategic management, strategic vision, physical education and sports universities.

References:

1. Baymurzin A.R. Blair A.N., Neverkovich S.D. Theoretical and methodological bases of formation of strategy of management of University in the sphere of physical culture, sport and tourism. Teoriya ipraktika fiz. kul'tury [Theory and practice NAT.culture], 2008, no 5, pp. 7-11. (in Russian).

2. Gromyko Y.V. Organizacionno-deyatel'nostnye igry i raz-vitie obrazovaniya: (Tekhnologiya proryva v budushchee) [Organizational and activity games and development of education (technology of a breakthrough in the future)]. Moscow, Independent methodological University, 1992, 192 p.

3. Neverkovich S.D. Igrovye metody podgotovki kadrov [Game methods of training: Studies. Manual]. Moscow: Higher school, 1995, 207 p.

4. Prigozhin A.I. Metody razvitiya organizacij [Methods of development organizations]. Moscow: ICER, 2003, 864 p.

5. Stolyarov V.I. Conceptual crisis in the Sciences of physical culture and sports: indicators, causes and ways of overcoming. Teoriya i praktika fiz. kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2007, no 12, pp. 59-62. (in Russian).

6. Stolyarov V.I. Theoretical and methodological problems of object and subject of sports and pedagogical science. Sportivno-ped. obrazovanie [Sports-PED. Education], 2018, no 1. pp. 87-95. (in Russian).

7. Shchedrovitsky G.P., Kotelnikov S. Organizational-activity game as a new form of organization and method of development of collective thinking activity. Novov-vedeniya v organizaciyah: Trudy seminara [Innovations in organizations: Proceedings of a seminar]. Moscow: VNIISI, 1983, pp. 33-54. (in Russian).

Поступила / Received 15.10.2018 Принята в печать / Accepted 07.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.