Научная статья на тему 'Сравнительный анализ программ учебных дисциплин «Педагогика физической культуры» в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма и «Педагогика физической культуры высшей школы» в Уханьском государственном университете физической культуры (Китай)'

Сравнительный анализ программ учебных дисциплин «Педагогика физической культуры» в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма и «Педагогика физической культуры высшей школы» в Уханьском государственном университете физической культуры (Китай) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
941
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ACADEMIC PROGRAM / PEDAGOGICS OF PHYSICAL CULTURE / COMPARATIVE ANALYSIS / CONTENT OF EDUCATION / EDUCATION IDEOLOGIZATION / TECHNOLOGY OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цзинюй Лю, Баймурзин А. Р., Неверкович С. Д.

Оценку образовательных программ высшего профессионального образования целесообразно проводить по системе, состоящей из уровней: концептуального, методологического, технологического. Материал. В данной статье представлен сравнительный анализ учебной дисциплины «Педагогика физической культуры», реализуемой в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма, и дисциплины «Педагогика физической культуры высшей школы», реализуемой в Уханьском государственном университете физической культуры (Китай). Методы исследования: сравнительный анализ учебных программ высшего профессионального образования. Результат. Анализ вышеназванных программ показал их основные различия: программы имеют разную философскую основу и ведущую научную концепцию передачи и усвоения опыта; разную степень идеологической нагрузки. На методологическом программы имеют как общие черты (соответствуют образовательным стандартам высшего профессионального образования, содержание и структура программ объективно реализуют поставленные цели), так и различия (основаны на различных подходах к содержанию образования, имеют различия в системах педагогического взаимодействия преподавателя и студента, принципах построения образовательного процесса). Заключение. Обобщая результаты сравнительного анализа, можно утверждать, что российская программа «Педагогика физической культуры», реализуемая в РГУФКСМиТ, является более эффективной по концептуальным, методологическим и технологическим показателям по сравнению с программой «Педагогика физической культуры высшей школы», реализуемой в УГУФК (КНР).I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цзинюй Лю, Баймурзин А. Р., Неверкович С. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t is reasonable to fulfill the estimation of academic programs of higher professional education according to the system, which includes the levels: conceptual, methodological, technological. Material. The article presents comparative analysis of educational discipline “Pedagogics of physical culture”, realized at Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism and the discipline “Pedagogics of physical culture at high school”, realized at Wuhan State University of Physical Culture (China). Research methods: comparative analysis of academic programs of higher professional education. Result. Mentioned above programs analysis showed their main differences: the programs have different philosophic base and the leading scientific conception of experience transfer and mastering; different degree of ideological load. At a methodological level programs have both common features (correspond to educational standards of higher professional education, content and structure of the programs objectively realize the set aims) and differences (based on different approaches to content of education, have differences in the systems of pedagogical interaction of a teacher and a student, the principles of educational process organization). Conclusion. Summarizing the results of a comparative analysis, we come to the conclusion, that the Russian program “Pedagogics of physical culture”, realized at Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, is more effective according to conceptual, methodological and technological indices in comparison with the program “Pedagogics of physical culture at high school”, realized at Wuhan State University of Physical Culture (China).

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ программ учебных дисциплин «Педагогика физической культуры» в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма и «Педагогика физической культуры высшей школы» в Уханьском государственном университете физической культуры (Китай)»

DOI 10.14526/01_1111_155 УДК 796: 372. 879.6

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН «ПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА И «ПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» В УХАНЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ (КИТАЙ)

Лю Цзинюй - аспирант Цянзинский научно-технический педагогический университет,

г. Цянзин, Китай А.Р. Баймурзин - кандидат педагогических наук, С.Д. Неверкович - доктор педагогических наук, академик РАО Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи

и туризма,

Сиреневый бульвар, д. 4, Москва, Россия, 105122

E-mail: miit511@mail. ru

Аннотация: Оценку образовательных программ высшего профессионального образования целесообразно проводить по системе, состоящей из уровней: концептуального, методологического, технологического. Материал. В данной статье представлен сравнительный анализ учебной дисциплины «Педагогика физической культуры», реализуемой в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма, и дисциплины «Педагогика физической культуры высшей школы», реализуемой в Уханьском государственном университете физической культуры (Китай). Методы исследования: сравнительный анализ учебных программ высшего профессионального образования. Результат. Анализ вышеназванных программ показал их основные различия: программы имеют разную философскую основу и ведущую научную концепцию передачи и усвоения опыта; разную степень идеологической нагрузки. На методологическом программы имеют как общие черты (соответствуют образовательным стандартам высшего профессионального образования, содержание и структура программ объективно реализуют поставленные цели), так и различия (основаны на различных подходах к содержанию образования, имеют различия в системах педагогического взаимодействия преподавателя и студента, принципах построения образовательного процесса). Заключение. Обобщая результаты сравнительного анализа, можно утверждать, что российская программа «Педагогика физической культуры», реализуемая в РГУФКСМиТ, является более эффективной по концептуальным, методологическим и технологическим показателям по сравнению с программой «Педагогика физической культуры высшей школы», реализуемой в УГУФК (КНР).

Ключевые слова: учебная программа, педагогика физической культуры, сравнительный анализ, содержание образования, идеологизация образования, технология обучения.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PROGRAMS OF "PEDAGOGICS OF PHYSICAL CULTURE" DISCIPLINE AT RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE, SPORT, YOUTH AND TOURISM AND "PEDAGOGICS OF PHYSICAL CULTURE OF HIGH SCHOOL" DISCIPLINE AT WUHAN STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL

CULTURE

(CHINA)

Lyu Tszinyuy - graduate student Tianjin Science and Technology Normal University

Tianjin, China Albert R. Baymurzin - candidate of pedagogics, Sergey D. Neverkovich - doctor of pedagogics, academician of the Russian Academy of

Education

Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, 4, Lilac Boulevard, Moscow, 105122, Russia

E-mail: [email protected]

Annotation: It is reasonable to fulfill the estimation of academic programs of higher professional education according to the system, which includes the levels: conceptual, methodological, technological. Material. The article presents comparative analysis of educational discipline "Pedagogics of physical culture ", realized at Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism and the discipline "Pedagogics of physical culture at high school", realized at Wuhan State University of Physical Culture (China). Research methods: comparative analysis of academic programs of higher professional education. Result. Mentioned above programs analysis showed their main differences: the programs have different philosophic base and the leading scientific conception of experience transfer and mastering; different degree of ideological load. At a methodological level programs have both common features (correspond to educational standards of higher professional education, content and structure of the programs objectively realize the set aims) and differences (based on different approaches to content of education, have differences in the systems ofpedagogical interaction of a teacher and a student, the principles of educational process organization). Conclusion. Summarizing the results of a comparative analysis, we come to the conclusion, that the Russian program "Pedagogics of physical culture", realized at Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, is more effective according to conceptual, methodological and technological indices in comparison with the program "Pedagogics of physical culture at high school", realized at Wuhan State University of Physical Culture (China). Keywords: academic program, pedagogics of physical culture, comparative analysis, content of education, education ideologization, technology of teaching.

Оценку образовательных программ реализуемой в Российском

высшего профессионального образования государственном университете физической

целесообразно проводить по системе, культуры, спорта, молодежи и туризма, и

состоящей из уровней: «Педагогика физической культуры высшей

1) концептуального; школы», реализуемой в Уханьском

2) методологического; государственном университете физической

3) технологического. культуры (Китай). В таблице 1 представлен Для примера приведем сравнительный анализ программ по

сравнительный анализ учебных программ названным дисциплинам на

«Педагогика физической культуры», концептуальном уровне.

Таблица 1 - Сравнительный анализ на концептуальном уровне программ по учебным

дисциплинам «Педагогика физической культуры» и «Педагогика физической культуры

высшей школы»

Анализируемы показатели РГУФКСМиТ (Россия) УГУФК (Китай)

по философской основе гуманистическая, научная диалектико-материалистическая, научная.

по величине идеологической нагрузки низкая степень идеологической нагрузки при построении и реализации учебных программ Высокая степень идеологической нагрузки при построении и реализации учебных программ

ведущие научные концепции передачи и усвоения опыта развивающая, проектная, профессионально-ориентированная репродуктивная, профессионально-ориентированная

Российская программа построена на гуманистической философской основе. Китайская программа построена на диалектико-материалистической философской основе, целью которой является создание социалистического общества на основе рыночной экономики. Данная философская концепция предполагает главенство общественных интересов, создание справедливого общества. Во многом философская концепция китайского общества строится на синтезе идей конфуцианства и марксизма.

Сравнительный анализ степени идеологической нагрузки показывает, что российская программа по учебной дисциплине «Педагогика физической культуры», реализуемой в РГУФКСМиТ, имеет низкую степень идеологической нагрузки. По нашему мнению, это связано с тем, что государство малоэффективно осуществляет свою внутреннюю политику; идеологические компоненты,

отображенные в Доктрине развития образования до 2020 года, построены на гуманистических позициях и

идеологически сформированы нечетко, нет стрежневой идеи развития государства, вокруг которой могло бы

консолидироваться общество.

В Китайской народной республике существует официальная государственная коммунистическая идеология, которую декларирует Коммунистическая партия Китая, и степень идеологизации образования, особенно высшего, является высокой. Не сегодняшней день КНР вкладывает в развитие системы образования и науку 4,6% от ВВП, что примерно в 2 раза больше в процентном

выражении, чем вкладывает в образование и науку Российская Федерация, а в денежном выражении эти суммы отличаются в десятки раз. Руководители Коммунистической партии Китая прекрасно понимают, что образование и наука есть фундамент для дальнейшего процветания общества, основанного на социальной справедливости, а идеология образования есть стержень, вокруг которого формируется современная китайская система воспитания молодого поколения.

Сравнительный анализ оценки учебных программ по ведущей научной концепции передачи и усвоения опыта показывает следующее:

Российская программа учебной дисциплины «Педагогика физической культуры», реализуемая в РГУФКСМиТ, построена на концепции профессионально ориентированного образования на основе развивающей педагогики Эльконина, Давыдова, Щедровицкого, что является большим скачком в теории и практике преподавания учебных дисциплин в системе высшего образования.

Китайская программа учебной дисциплины «Педагогика физической культуры высшей школы», реализуемой в УГУФК, построена на концепции профессионально ориентированного

образования преимущественно на основе классно-урочной формы обучения. Данная концепция предполагает репродуктивный принцип построения образования. Отчасти для Китайской народной республики это оправдано тем, что бурно развивающаяся китайская экономика требует массовой подготовки рабочих и специалистов узкой направленности для реализации

конкретных государственных задач. Поэтому и система высшего физкультурного образования нацелена прежде всего на решение конкретных государственных задач.

В таблице 2 представлен сравнительный анализ на

методологическом уровне программ по

дисциплине «Педагогика физической культуры», преподаваемой в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма, и дисциплине «Педагогика физической культуры высшей школы», преподаваемой в Уханьском государственном

университете физической культуры.

Таблица 2 - Сравнительный анализ на методологическом уровне программ по учебным дисциплинам «Педагогика физической культуры» и «Педагогика физической культуры

высшей школы»

Анализируемые показатели РГУФКСМиТ (Россия) УГУФК (Китай)

Соответствие учебной программы образовательным Соответствует соответствует

стандартам высшего профессионального образования

по направлению подготовки

специалистов

Система педагогического субъект-субъект субъект-объект

взаимодействия преподавателя и

студента

Тип учебной программы Инновационная информационно-коммуникативная

Соответствие целей и задач Соответствует соответствует

учебной программы ее структуре

и содержанию.

• Российская дисциплине

По результатам сравнительного анализа учебных программ на методологическом уровне можно сделать следующие выводы:

программа по «Педагогика культуры» образовательным высшего образования специалистов «бакалавр» подготовки

физической соответствует стандартам профессионального подготовки квалификации направления «Физическая культура». Китайская программа по дисциплине «Педагогика физической культуры высшей школы» соответствует образовательным стандартам

профессионального образования Китайской народной республики по направлению подготовки

«Физическая культура»

квалификации «бакалавр».

Объективно сравнить стандарты между собой невозможно, так как они основаны на различных подходах к содержанию

образования: российские - на компетентностном подходе, а китайские на знаниево-

ориентированном подходе к содержанию образования. Система педагогического

взаимодействия преподавателя и студента в анализируемой китайской программе

ориентирована на субъект-объектное взаимодействие, которое характерно для репродуктивного принципа построения системы образования. Российская программа имеет субъект-субъектную

направленность в рамках развивающей педагогики, где студент выступает в роли субъекта педагогического взаимодействия с

преподавателем по решению совместных задач в рамках учебной дисциплины «Педагогика

физической культуры». Программа «Педагогика

физической культуры»,

реализуемая в РГУФК, относится к инновационному типу учебных программ, так как основана на принципах развивающей

педагогики, в ней используется проектный принцип решения образовательных задач с использованием организационно-обучающих и организационно-деятельностных игр. Программа «Педагогика физической культуры высшей школы», реализуемая в УГУФК, относится к

информационно-

коммуникативному типу

образовательных программ, так как

простроена на репродуктивном принципе организации

образовательного процесса. Содержание и структура учебных программ «Педагогика физической

культуры»

физической

школы»,

РГУФКСМиТ

объективно

поставленные

программах.

В таблице

и «Педагогика культуры высшей реализуемых в

и УГУФК, реализуют цели, в учебных

3

представлен

сравнительный анализ по процессуальным характеристикам программ по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дисциплинам «Педагогика физической культуры» и «Педагогика физической культуры высшей школы», реализуемых в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма и в Уханьском государственном университете физической культуры:

Таблица 3 - Сравнительный анализ по процессуальным характеристикам программ «Педагогика физической культуры» и «Педагогика физической культуры высшей школы»

Анализируемы показатели

«Педагогика физической культуры», реализуемая в РГУФКСМиТ (Россия)

«Педагогика физической

культуры высшей школы», реализуемая в УГУФК (Китай)

Основные средства и методы обучения

Лекции с использованием

технических средств обучения, практические

занятия, проблемные задания, практикующие упражнения, анализ конкретных ситуаций, работа в малых учебных группах, деловые игры, дидактические игры, ролевые игры, организационно-обучающие игры, организационно -деятельностные игры

Лекции с использованием

технических средств обучения, практические

занятия, проблемные задания, практикующие упражнения, работа в малых учебных группах

Ведущий тип коммуникации

между преподавателем и _студентом_

Диалог

Монолог

Формы организации образовательного процесса

Лекционная, практическая, самостоятельная, проблемная, проектная,

Лекционная, практическая, самостоятельная

игровая

Управление образовательным процессом диагностика, планирование, регламент, коррекция, промежуточная и итоговая аттестация диагностика, планирование, регламент, промежуточная и итоговая аттестация

Категория студентов, на которых рассчитана программа Студенты 3-го курса Студенты 1-го курса

Сравнительный анализ программ по процессуальным характеристикам показал следующее:

Проведенный анализ основных средств и методов обучения, применяемых в рамках реализации программ, показал, что в российской программе, кроме традиционных средств и методов обучения (лекции с использованием технических средств обучения, практические занятия, проблемные задания, практикующие упражнения, работа в малых учебных группах), используются и инновационные средства и методы обучения, такие как анализ проблемных ситуаций, деловые игры, дидактические игры, ролевые игры, организационно-обучающие игры,

организационно-деятельностные игры, что во много раз увеличивает образовательный потенциал учебной программы.

Ведущим типом коммуникации между преподавателем и студентом в российской программе является диалог, так как программа построена на принципах развивающей педагогики, которая предполагает субъект-субъектное

взаимодействие между преподавателем и студентом. Китайская программа ориентирована на классическую классно-урочную систему построения учебных занятий, поэтому предполагает

преимущественно монологическое

изложение учебного материала и субъект-объектное взаимодействие между преподавателем и студентом.

Формы организации

образовательного процесса в программе, реализуемой в УГУФК, основаны на традиционных для университета формах организации образовательного процесса: лекциях, практических занятиях,

самостоятельной работе студентов. В РГУФКСМиТ, кроме традиционных форм организации образовательного процесса, используются инновационные формы преподавания учебной дисциплины «Педагогика»: проблемные, проектные, дидактические, организационно-

обучающие и организационно-

деятельностные игры. Во многом это заслуга коллектива кафедры педагогики РГУФКСМиТ во главе с академиком РАО С.Д. Неверковичем, которая ориентирована на передовые образовательные технологии и внедрение их в процесс подготовки специалистов с высшим образованием.

Управление образовательным

процессом в китайской программе построено на принципах классно-урочной формы организации учебных занятий и состоит из таких этапов, как диагностика, планирование, регламент, промежуточная и итоговая аттестация. Российская программа в этом плане является более совершенной, в нее еще включен раздел» «Коррекция», который необходим при развивающем, проектном и игровом обучении.

Российская программа по дисциплине «Педагогика физической культуры» рассчитана на студентов 3-го курса, которые освоили учебную дисциплину «Педагогика» и владеют базовыми педагогическим знаниями и компетенциями.

Китайская программа «Педагогика физической культуры высшей школы» рассчитана на студентов 1-го курса, преподается во 2-м семестре цикла подготовки бакалавров по специальности «Физическая культура», которые не освоили учебную дисциплину

«Педагогика» и не владеют базовыми дисциплинам «Педагогика физической

педагогическим знаниями и культуры» и «Педагогика физической

компетенциями. культуры высшей школы» по

В таблице 4 представлен методическому обеспечению учебных

сравнительный анализ программ по программ.

Таблица 4 - Сравнительный анализ методического обеспечения учебных программ по дисциплинам «Педагогика физической культуры» и «Педагогика физической культуры

высшей школы»

Анализируемые показатели «Педагогика физической культуры», реализуемая в РГУФКСМиТ (Россия) «Педагогика физической культуры высшей школы», реализуемая в УГУФК (Китай)

учебники и учебно-методические пособия; Есть, соответствуют разделам и темам образовательной программы Есть, соответствуют разделам и темам образовательной программы

Дидактические материалы, применяемые преподавателем Мультимедийные лекции, тестовые задания, материалы для организации и проведения дидактических, организационно- обучающих и организационно-деятельностных игр Мультимедийные лекции, раздаточный материал

дидактические материалы для самостоятельной работы студентов Есть в электронном виде, доступны каждому студенту Есть в электронном виде, доступны каждому студенту

диагностический инструментарий текущий, этапный и итоговый контроль, тестирование, оценка проектной работы, оценка эффективности работы в малых группах при проведении дидактических, организационно- обучающих и организационно-деятельностных игр текущий, этапный и итоговый контроль

Сравнительный анализ показателей методического обеспечения учебных программ показал:

1. По первому анализируемому показателю - учебники и учебно-методические пособия. Они есть, соответствуют разделам и темам

образовательных программ

«Педагогика физической

культуры» и «Педагогика физической культуры высшей школы», реализуемых в РГУФКСМиТ и УГУФК.

2. По второму показателю -дидактические материалы,

применяемые преподавателем. В процессе преподавания учебной

дисциплины «Педагогика

физической культуры высшей школы» в УГУФК в основном применяются мультимедийные лекции и раздаточный материал, используемый для изучения тем и разделов. В РГУФКСМиТ применяются мультимедийные лекции, тестовые задания, материалы для организации и проведения дидактических, организационно-обучающих и организационно-деятельностных игр. Это говорит о том, что для эффективной реализации

инновационной образовательной программы требуется

значительно большее

количество дидактического материала, с более высоким качественным содержанием. По третьему показателю - дидактические материалы образовательных программ для самостоятельной работы студентов, в обоих вузах он есть в электронном виде, соответствует целям и задачам образовательной программы и

образовательным технологиям, на которых построен учебно-воспитательный процесс.

По четвертому показателю -диагностический инструментарий, в китайской программе использован традиционный: текущий, этапный и итоговый контроль. В российской программе, кроме традиционного, используется: тестирование, оценка проектной работы, оценка эффективности работы в малых группах при проведении дидактических, организационно-

обучающих и организационно-

деятельностных игр. Это значительно расширяет диагностические возможности преподавателя для эффективной организации, а в случае необходимости и коррекции, образовательного процесса.

Обобщая результаты

сравнительного анализа, можно

утверждать, что российская программа «Педагогика физической культуры», реализуемая в РГУФКСМиТ, является

более эффективной по концептуальным, методологическим и технологическим показателям по сравнению с программой «Педагогика физической культуры высшей школы», реализуемой в УГУФК (КНР).

Литература

1. Баймурзин, А. Р. Организация, руководство и управление педагогическими системами в сфере физической культуры, спорта и туризма / А. Р. Баймурзин, А. Н. Блеер, С. Д. Неверкович // Методологические проблемы общей и спортивной педагогики : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 28-30 окт. 2009 г. / [под общ. ред. С. Д. Неверковича, Е. В. Киселевой] ; М-во спорта, туризма и молодеж. политики РФ, Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. -М., 2009. - С. 4-13.

2. Кошман, М. Г. Проблемное поле планкарты научных исследований в области профессионального физкультурного образования / М. Г. Кошман, С. Д. Неверкович // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях моденизации профессионального образования в России : материалы 8-й научно-практической конференции, 1-3 апр. 2010 г. / М-во спорта, туризма и молодеж. политики РФ [и др.]. - М., 2010. - С. 13-18.

3. Маркина, Т. А. Рабочая программа дисциплины «Педагогика физической культуры» / Т. А. Маркина, И. А. Спицина. - М. : изд-во ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2013. - 21 с.

4. Назаренко Л.Д. Формирование ответственного отношения студентов педагогического вуза к учебным занятиям по физической культуре как условие повышения их эффективности / Л.Д. Назаренко, Е.О. Панова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Том 9 №3. - С. 83-90. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/107.html. DOI: 10.14526/08_2014_12.

5. Неверкович, С. Д. Исторические и философские аспекты физкультурно-спортивного образования / С. Д. Неверкович, А. А. Попова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - N 3. - С. 8-10.

6. Оплетин А.А. Педагогическая система по формированию компетентности саморазвития у студентов вуза / А.А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. -том 9 №2. - С. 154-161. Режим доступа: http ://j ournal-science.org/ru/article/92.html. DOI: 10.14526/00_1111_21.

7. Педагогика физической культуры : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / под ред. С. Д. Неверковича. - 2-е

изд., перераб.и доп. - М .: Academia, 2013. - 362 с. : ил.

8. тщщ штшжттття^т

^2012.5 эдыге*^

2009(03)

10. ммшж^шдал&шж^

[D]. Я^ЬИ^А^ 2013

11.

&ЙЯМ. 2016(23) 12.

т&т^ш&ш.

2011(04)

References

1. Baymurzin A. R., Bleer A.N., Neverkovich S.D. Pedagogical systems organization, management and control in the sphere of physical culture, sport and tourism. Metodologicheskie problemy obshchei i sportivnoi pedagogiki : materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Methodological problems of general and sports pedagogics: materials of All-Russian scientific-practical conference with international participation , October, 28-30, 2009]. Russian State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Moscow, 2009, 4-13. (in Russian).

2. Koshman M. G., Neverkovich S.D. Problem field of the plan-card of the scientific research works in the sphere of professional physical culture education. Sovershenstvovanie podgotovki kadrov v oblasti fizicheskoi kul'tury i sporta v usloviyakh modenizatsii professional'nogo obrazovaniya v Rossii : materialy 8-i nauchno-prakticheskoi konferentsii [Improvement of training specialists in the sphere of physical culture and sport in terms of professional education modernization in Russia : materials of the 8th scientific-practical conference, April, 1-3, 2010]. Ministry of sport, tourism and youth politics of the Russian Federation [and others], Moscow, 2010, pp. 13-18. (in Russian).

3. Markina T. A., Spitsin I.A. Rabochaya programma distsipliny «Pedagogika fizicheskoi

kul'tury» [Work program of the discipline "Pedagogics of physical culture"]. Moscow, publishing house of Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, 2013, 21 p. (in Russian).

4. Nazarenko L.D. The formation of the responsible attitude of pedagogical high school students for academic studies on physical training as a condition of increase of their efficiency. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta (Pedagogical-Psychological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports), 2014, vol.9, no. 3, pp. 83-90. Available at: http ://j ournal-science.org/ru/article/107. html. DOI: 10.14526/08_2014_12.

5. Neverkovich S. D., Popova A.A. Historical and philosophic aspects of physical-sports education. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training], 2015, no. 3, pp. 8-10. (in Russian).

6. Opletin A.A. Pedagogical system of university students self-development formation competence. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta (Pedagogical-Psychological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports), 2014, vol. 9, no.2, pp. 154-161. Available at: http://journal-science.org/ru/article/92.html. DOI: 10.14526/00_1111_21.

7. Neverkovich S. D. Pedagogika fizicheskoi kul'tury [Pedagogics of physical culture]. Moscow, Academia, 2013, 362 p. (in Russian).

8. mnn %,mnmmiimmm^tm

^2012.5 2009(03)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. MMM^^WA&^Sffl^ [D]. 2013

11.

&SBM. 2016(23)

12. ^m^m^wf^rtmsg^

2011(04)

Подано: 24.11.2016 г. Принято: 27.11.2016г.

Лю Цзинюй - аспирант, Цянзинский научно-технический педагогический университет, г. Цянзин, Китай

Баймурзин Альберт Римович - кандидат педагогических наук, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Сиреневый бульвар, д. 4, Москва, Россия, 105122

Неверкович Сергей Дмитриевич - доктор педагогических наук, академик РАО, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Сиреневый бульвар, д. 4, Москва, Россия, 105122, Е-mail: miit5ll a mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.