УДК 373.2
DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-147-152
Методологические основы педагогических инноваций в деятельности
Баймурзин А.Р.*
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма
(ГЦОЛИФК), Москва, Россия ORCID: 0000-0003-2745-5630, [email protected]*
Аннотация: В теории и практике педагогических исследований и педагогической деятельности часто встречаются понятия инновационная педагогическая методика или инновационная педагогическая технология. Ответы на вопросы о сущности инноваций в педагогике, критериях иннова-ционности, периоде времени, в течение которого педагогическая методика или технология может считаться инновационной, относятся к методологии современной педагогики и позволят многим исследователям иметь научно обоснованную базу при разработке и совершенствовании педагогических методик и технологий, в том числе и в сфере физической культуры и спорта. Материалы. В статье рассмотрены методологические основы формирования педагогических инноваций в деятельности образовательных учреждений. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, системный анализ, сравнительный анализ. Заключение. Методологические основы современной педагогики постоянно совершенствуются, что позволяет многим прогрессивным педагогам и исследователям сформировать четкое представление о понятии «педагогическая инновация», этапах ее формирования и внедрения в практику педагогической деятельности образовательного учреждения, в том числе и вуза физической культуры и спорта.
Ключевые слова: инновация, педагогическая инновация, содержание образования, единица информации, инновационная педагогическая методика, инновационная педагогическая технология.
Для цитирования: Баймурзин А.Р.*. Методологические основы педагогических инноваций в деятельности образовательных учреждений. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(1): 147-152. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14147-152
Methodological basis of pedagogical innovations in the activity of
educational establishments
Abstract: In the theory and practice of pedagogical research and pedagogical activity there are often concepts of innovative pedagogical technique or innovative pedagogical technology. Answers to questions about the nature of innovation in pedagogy, the criteria of innovation, the period of time during which the pedagogical technique or technology can be considered innovative, relate to the methodology of modern pedagogy and will allow many researchers to have a scientifically sound base in the development and improvement of pedagogical techniques and technologies, including in the field of physical culture and sports. Materials. The article deals with the methodological foundations of pedagogical innovations formation in the activities of educational institutions. Research methods. Analysis and generalization of scientific literature, system analysis, comparative analysis. Conclusion. The methodological foundations of modern pedagogy are constantly being improved, which allows many progressive teachers and researchers to form a clear idea of the "pedagogical innovation" concept, the stages of its formation and implementation
учреждений
Albert R. Baymurzin*
Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-2745-5630, [email protected]*
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
in the practice of educational institutions pedagogical activity, including the University of physical culture and sports.
Key words: innovation, pedagogical innovation, the content of education, unit of information, innovative pedagogical technique, innovative pedagogical technology.
For citation: Albert R. Baymurzin*. Methodological basis of pedagogical innovations in the activity of educational establishments. The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14(1): 147-152. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-147-152
Актуальность
В теории и практике педагогических исследований и педагогической деятельности часто встречаются понятия инновационная педагогическая методика или инновационная педагогическая технология. Возникают закономерные вопросы: что такое инновация в педагогике? По каким критериям можно определить инновационность? В течение какого периода времени педагогическая методика или технология может считаться инновационной? Ответы на поставленные вопросы относятся к методологии современной педагогики и позволят многим исследователям иметь научно обоснованную базу при разработке и совершенствовании педагогических методик и технологий, в том числе и в сфере физической культуры и спорта.
Цель исследования: разработать и обосновать методологические основы педагогических инноваций в деятельности образовательных учреждений.
Материалы и методы анализ литературных источников, системный анализ, сравнительный анализ.
«Innovatю» переводится дословно «в направлении изменений» [1,2]. Инновация (в широком смысле) - это новшество или нововведение, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы [1,2,3]. Педагогическая инновация - это новшества, внедренные в практику педагогической деятельности, которые существенно повышают эффективность действующей педагогической системы или создают новую педагогическую систему. Педагогические инновации могут работать в рамках существующей педагогической системы (внутрисистемные педагогические инновации) или же требуют качественного изменения, возможно даже создания новой педагогической системы (вне-
системные педагогические инновации).
Выделим четыре группы инновационных изменений, качественно влияющих на педагогические системы:
• инновации в содержании образования;
• инновации в средствах и методах обучения;
• инновации в мотивации, изменение структуры и содержания мыслительных и мыследеятельностных процессов, затрагивающее личность или группу;
• инновации в управлении средствами, методами и содержанием образования;
Содержание образования - совокупность единиц информации, которые выстроены в определённую целеустремленную систему [3,4,5].
Единица информации - образы, идеи, понятия, законы, на основе которых осуществляется коммуникация. Коммуникация - это обмен информацией через создание или использование знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта. Единицы информации не тождественны друг другу как по объему, так и по содержанию, это своеобразные кирпичики, на основе которых в процессе коммуникации выстраиваются знания. Знания - это результат системного представления о единицах информации в сознании человека, достигнутый в процессе коммуникации. Умения и навыки -качественные уровни использования знаний в практической деятельности.
В содержании образования необходимо выделить следующие группы единиц информации:
• базовые общекультурные едини-
цы информации - формируют мировоззрение человека;
• базовые профессиональные единицы информации - формируют знания об основах профессиональной деятельности;
• специализированные профессиональные единицы информации - формируют специальные профессиональные знания;
• прогностические базовые или профессиональные единицы информации -формируют исследовательскую основу при разработке и совершенствовании новых, а также существующих базовых и профессиональных знаний [4,6,7,8].
Инновационные средства и методы обучения. Средство отвечает на вопрос «чем», а метод - на вопрос «как». В обучении средством выступают единицы передаваемой информации, методом - способы передачи единиц информации. Инновации в средствах обучения:
• новые или усовершенствованные базовые общекультурные, базовые профессиональные, специальные профессиональные и прогностические единицы информации;
• новые или усовершенствованные знаково-символические системы кодировки и декодировки информации.
Инновации в методах обучения:
• новые или усовершенствованные способы передачи информации;
• использование различных технических приспособлений, ускоряющих возможность передачи информации в единицу времени или включающих в работу большее количество органов чувств.
Инновации в мотивации, изменении структуры и содержания мыслительных и мыс-ледеятельностных процессов, затрагивающие личность или группу:
• психологические приемы или способы воздействия на личность обучаемого, качественно повышающие потребности и мотивы в получении образования;
• совершенствование мыслительных процессов (ощущения, восприятия, представления, мышления, памяти);
• обучение приемам формирования образного мышления (понятийный аппарат и терминология), приемам логики, общефилософским, общенаучным и частно-научным методам работы с информацией;
• обучение личности новым психологическим приемам управления сознательными и бессознательными процессами в психике человека.
Инновации в управлении средствами, методами и содержанием образования - применение существующих педагогических средств и методов в различных комбинациях в рамках существующей или созданной вновь системы образования:
• изменение состава используемых средств, методов, единиц информации и способов психологического воздействия;
• изменение иерархии (взаимного подчинения, взаимной зависимости) между средствами, методами, единицами информации и способами психологического воздействия;
• изменение функций между элементами существующей системы или распределение функций элементов новой педагогической системы [9,10].
Исходя из логики данного методологического исследования, становится ясно, что педагогическая инновация не может существовать вечно, ей выделен определенный период времени. Педагогическая инновация должна пройти определенные этапы становления, которые представлены на рисунке 1.
Педагогическая инновация проходит следующие этапы своего становления:
Разработка. Педагог или группа педагогов находят место приложения своего творческого потенциала для создания новой или совершенствования существующей педагогической методики или технологии. Определяются инновационные изменения в одной или нескольких из четырех вышеперечисленных групп. Запускается цикл создания новой педагогической инновации согласно рисунку 2.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Рисунок 1 - Этапы становления педагогической инновации
Внедрение. Инновационные изменения в той или иной степени вступают в противоречие с существующими рамками педагогической системы, поэтому необходим процесс внедрения, который сталкивается с определенными устоявшимися организационно-управленческими традициями, сложившимися в рамках существующей педагогической системы, поэтому инновационные процессы будут сдерживаться. Самое трудное на данном этапе - преодолеть
косность административно-управленческого аппарата, работающего в рамках уже отлаженной педагогической системы. Множество самых передовых педагогических инноваций прекращают свою жизнь на этом этапе. Если административно-управленческий персонал поддерживает педагогическую инновацию, запускается цикл внедрения инновации в рамках педагогической системы, согласно схеме, изображенной на рисунке 2.
Рисунок 2 - Универсальный цикл этапов инновации
Совершенствование. Только на данном этапе можно утверждать, что педагогическая инновация состоялась в полной мере, преодо-лён самый трудный этап - внедрение. Данный этап посвящен в основном рефлексии результатов внедрения, на его основе уточняются цели, планы, ресурсы, этапы и результаты работ после очередного цикла согласно рисунку 2. Можно утверждать, что сформирована инновационная педагогическая методика. Возможно, что педагог или педагогический коллектив не желают тиражировать разработанную методику или, она является секретной (методика подготовки военнослужащих или спортсменов высокой квалификации), то педагогическая инновация остается на уровне инновационной педагогической методики. Педагогическая методика считается инновационной до тех пор, пока не появилась более совершенная методика или ее результаты перестали влиять на совершенствование педагогической системы - наступила стагнация или регресс педагогической системы [11,12].
Тиражирование. Инновационная педагогическая методика переходит на уровень технологии только после того, как пройдет этап тиражирования - распространения передового опыта среди других педагогов. При распространении передового опыта разрабатываются определенные стандартизированные процедуры: технологические карты, методические рекомендации, методические пособия и другая методическая литература. Также организуются мастер классы и других показательные мероприятия для передачи передового педагогического опыта другим педагогам в рамках повышения квалификации, семинаров и конференций по обмену и распространению передового педагогического опыта.
Педагогическая технология является инновационной только при двух условиях:
• Педагогическая технология успешно тиражируется среди педагогов, и результаты ее внедрения качественно улучшают или изменяют действующие педагогические системы.
• Педагог или педагогический коллектив постоянно совершенствуют педаго-
гическую технологию в рамках существующей образовательной системы.
Как только в педагогической системе, где используется инновационная педагогическая технология, наблюдается стагнация, инновационный потенциал считается исчерпанным [5].
Заключение
Методологические основы современной педагогики постоянно совершенствуются, что позволяет многим прогрессивным педагогам и исследователям сформировать четкое представление о понятии «педагогическая инновация», этапах ее формирования и внедрения в практику педагогической деятельности образовательного учреждения, в том числе и вуза физической культуры и спорта.
Список литературы
1. Губа В.П., Неверкович С.Д. Материалы 1-го круглого стола Научного совета по физической культуре и спорту отделения образования и культуры РАО. Федер. гос. бюджет. учреждение «Рос. акад. Образования». М. 2018: 187.
2. Рейстерман Т.В., Чепик В.Д. Базовая профильная информация в программах профессионального образования менеджеров туризма. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2018; 5: 5-8.
3. Столяров В.И. Теоретико-методологические проблемы объекта и предмета спортивно-педагогической науки. Спортив-но-пед. образование. 2018; 1: 87-95.
4. Deci E.L., Ryan R.M. The "what" and "why" of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry. 2000; 11(4): 227-268. DOI: 10.1207/ S15327965PLI1104_01.
5. De Lange A.H., Van Yperen N.W., Van der Heijden B.I.J.M., Bal P.M. Dominant achievement goals of older workers and their relationship with motivation-related out-comes. Journal of Vocational Behavior. 2010; 77: 118-125. DOI: 10.1016/j.jvb.2010.02.013.
6. Duda J.L., Hall H. Achievement goal theory in sport: Recent extensions and future
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
directions. Handbook of sport psychology. New York, NY: Wiley. 2001: 417-443.
7. Guay F., Vallerand R.J., Blanchard C. On the assessment of situational intrinsic and extrinsic motivation: The Situational \Motivational Scale (SIMS). Motivation and Emotion. 2000; 24(3): 175-213. DOI: 10.1023/A:1005614228250.
8. Isoard-Gautheur S., Guillet-Descas E., Duda J.L. How to achieve in elite training centers without burning out? An achievement goal theory perspective. Psychology od
Sport and Exercise. 2013; 14(1): 72-83. DOI: 10.1016/j.psychsport.2012.08.001.
9. Martin-Albo J., Nunez J.L., Navarro J.G. Validation of the Spanish version of the Situational Motivation Scale (ESMI) in the educational context. The Spanish Journal of Psychology. 2009; 12(2): 799-807. DOI: 10.1017/ S113874160000216X.
10. McNeil M.C., Wang J.C.K. Psychological profiles of elite school sports
Статья поступила в редакцию: 06.02.2019
players in Singapore. Psychology of Sport and Exercise. 2005; 6(1): 117-128. DOI: 10.106/j. psychsport.2003.10.004.
11. Баймурзин А.Р. Психоэмоциональный климат организации как важнейшее условие формирования корпоративной культуры вуза физической культуры и спорта. Педаго-гико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(4): 116-120. DOI: 10.14526/2070-4798-2018-134-116-120.
12. Баймурзин А.Р., Баймурзина Т.А., Неверкович С.Д. Методологические основы определения оптимального периода времени при реализации концепции стратегического управления вузом физической культуры и спорта. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(4): 95-100. DOI: 10.14526/20704798-2018-13-4-95-100.
Баймурзин Альберт Римович* - кандидат педагогических наук, Российский государственный социальный университет, 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, дом 4, строение 1, e-mail: [email protected]