Привлечение иностранных студентов в высшие учебные заведения Германии и России Attracting international students to higher education institutions in Germany and Russia
Сальникова Е.А.
Студент 2 курса магистратуры, институт государственной службы и управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Москва e-mail: Salnikova. [email protected]
Salnikova E.
2nd year student, Institute of public administration and civil service, The Russian Presidential Academy of National Economy
and Public Administration, Russia, Moscow e-mail: Salnikova. [email protected]
Аннотация.
В данном исследовании были рассмотрены вопросы привлечения иностранных студентов, их значение для развития высших учебных заведений и страны в целом, а также были разобраны специфические особенности и способы привлечения студентов в Германии и России. Исследование показало, что высокое качество образования в Германии способствует притоку иностранных студентов в немецкие вузы. Страна создала внушительное агентство для представления и продвижения немецкого высшего образования на мировой арене. Различные проекты помогают студентам адаптироваться к новой системе образования, найти работу, а также помогают в дальнейшем трудоустройстве, а политика Германии направлена на повышение эффективности и конкурентоспособности немецкого высшего образования, привлекательности высших учебных заведений иностранных студентов. Также были рассмотрены некоторые меры Российской Федерации, которые предпринимают на различных уровнях. Результаты исследования позволяют понять, что для продвижения России на мировом рынке образования необходимы скоординированные действия на федеральном, региональном и вузовском уровне.
Annotation.
This article addressed the issues of attracting foreign students, their importance for the development of higher education institutions and the country. Specific features and methods for attracting students in Germany and Russia were also examined. The study showed that the high quality of education in Germany helps to increase foreign students in German universities. The country has created an agency to represent and promote German higher education at the global level. Various projects help students adapt to the new education system, find a job, and help in finding jobs after graduation. Moreover, German policy is aimed at improving the efficiency and competitiveness of German higher education, the attractiveness of higher education institutions for foreign students. Some measures of the Russian Federation that are being taken at various levels were also considered. The results of the study show that coordinated actions at the federal, regional and university levels are needed to advance Russia in the global education market.
Ключевые слова: иностранные студенты, государственная политика, привлечение иностранных студентов, национальная система высшего образования, экспорт образования.
Key words: international students, public policy, attraction foreign students, national higher education systems, export of educational services.
Иностранные студенты - это потенциальные потребители высшего образования, их наличие является критерием престижности университета. Каждый институт должен учитывать, какие возможности дают программы обмена и развитие связей с иностранными учебными заведениями.
Меры по привлечению иностранных студентов не ограничиваются прямыми мероприятиями и нормативными изменениями, а также включают в себя долгосрочные инвестиции в глобальное позиционирование российской системы высшего образования.
Нужно сказать, что продвижение национальной системы высшего образования является комплексной задачей, которую невозможно решить точечно. Для этого необходимо создавать условия для ускоренного развития университетов как глобальных исследовательских центров через систему долгосрочного финансирования исследований, создания привлекательных условий работы для ведущих и молодых ученых.
По данным различных исследований к основным преимуществам, которые получает государство от привлечения и роста числа иностранных студентов, можно отнести:
• увеличение поступлений в бюджет: расходы студентов на проживание, транспорт, развлечения, медицинское обслуживание [18];
• создание новых рабочих мест, в том числе в кампусах вузов: по данным годового отчета Национальной Ассоциации международных преподавателей (NAFSA), каждые 7 привлеченных иностранных студентов поддерживают или способствуют созданию 3 рабочих мест в различных сферах, связанных с обслуживанием иностранных учащихся и их семей [20];
• удовлетворение потребности в высококвалифицированной рабочей силе за счет трудоустройства на предприятиях иностранных граждан по окончании обучения;
• расширение международных научно-образовательных, экономических, культурных связей с разными странами за счет взаимодействия с иностранными выпускниками местных вузов;
• повышение инвестиционной привлекательности среди зарубежных инвесторов. Это можно объяснить тем, что через иностранных студентов происходит распространение информации о стране или регионе, его экономике и возможностях развития, что потенциально влияет на привлечение иностранных инвесторов, торговых партнеров, развитие внешнеэкономических связей [8];
• развитие сферы туризма за счет иностранных студентов, их родственников и друзей;
• формирование межнационального, межкультурного, межконфессионального сообщества на территории государства.
Важно отметить, что экспорт образования - это и влияние в мире, и новый сектор экономики, где можно зарабатывать. Обучение иностранных студентов необходимо странам, так как они получают лояльных выпускников, хороших специалистов, друзей и партнёров по бизнесу, по образовательным программам.
В Германии международной мобильности студентов в значительной степени способствуют как отдельные вузы, так и федеральный и региональные уровни. В ФРГ существует множество стратегий и мер. В частности, на уровне ВУЗов основное внимание уделяется привлечению и поддержке иностранных студентов, а не их удержанию.
Иностранные студенты напрямую стимулируют немецкую экономику. Как заметил федеральный министр образования Германии в 2014 году Йоханна Ванка, иностранные студенты «инвестируют, потребляют, платят налоги и сохраняют рабочие места» [12].
Одно исследование, проведенное в 2013 году Институтом экономических исследований Prognos [21], показало, что иностранные студенты пополнили бюджет страны 400 миллионов евро (437 миллионов долларов США) в виде налоговых поступлений и создали 22 000 рабочих мест только в 2011 году. Поскольку образование в Германии преимущественно государственное и бесплатное, страна несет значительные расходы, но, по оценкам, эти расходы амортизируются после того, как 30 % выпускников-иностранцев остаются и работают в Германии в течение пяти лет.
В основе концепции интернационализации немецких университетов всегда лежали идеи сотрудничества и партнерства. Таким образом, политическое руководство страны традиционно поддерживало программы обмена для студентов и исследователей, которые являлись неотъемлемой частью основанных на равноправии и
взаимном доверии международных университетских партнерств. В 1990-х годах появилось множество двусторонних инициатив, например, Франко-Германский университет и Китайско -Германский колледж последипломного образования[1].
С ростом конкуренции в немецкой системе образования и глобализацией появился второй, более конкурентный подход.
Как пишет Марейке Валерс в своей статье «Интернационализация университетов: путь Германии», количество международных студентов, которые обучаются в немецких университетах по обмену или ради немецкого диплома, постоянно растет. Первый подход интернационализации институтов, более мягкий, предусматривает, что Германия за счет своих налогоплательщиков бесплатно обучает большое количество иностранных студентов, воспринимает это как вклад в международный обмен и мировое развитие. Иностранные выпускники немецких университетов оцениваются Германией как международные партнеры. А новый конкурентный подход лежит в основе национальных инициатив, например, GATE-Germany, которые ставят своей целью привлечения лучших абитуриентов и молодых ученых. Такой подход получает поддержку не только со стороны правительства, но и со стороны бизнес-сектора[1].
Поэтому стоит сказать, что, учитывая, что Германия не является англоязычным государством, ее растущая привлекательность в качестве учебного направления была бы невозможна без хорошо организованной, хорошо финансируемой стратегии интернационализации и маркетинга, проводимой правительством и высшими учебными заведениями.
Данные о студентах, опубликованные Германской службой академических обменов (DAAD - Deutscher Akademischer Austauschdienst) и Немецким центром исследований в области высшего образования и научных исследований, показывают, что число иностранных студентов в Германии выросло с 282 201 в 2013 году до 374 583 в 2018 году (около 33 %).
В настоящее время 13% всех студентов в Германии являются иностранными студентами (по сравнению с 11% в 2013 году) [22]. Для сравнения, в 2018 году иностранные студенты составляли всего 5,5 % от всех студентов в США[17].
Правительственные учреждения и организации, такие как Институт международного образования, используют различные методы подсчета иностранных студентов. Числа, о которых сообщают эти организации, различаются из-за отличий в методологии сбора данных, определениях «иностранных студентов» и типах полученной мобильности (кредит, степень и т. Д.). Одна из особенностей того, как Германия определяет иностранных студентов, состоит в том, что здесь рассматриваются в качестве «иностранных студентов» так называемые «Bildungsinländer» и «Bildungsausländer». Bildungsinländer обычно живут в Германии в течение длительного периода и посещают немецкую школу перед поступлением в университет, то есть эти студенты уже интегрированы в немецкое общество, тогда как Bildungsausländer обычно среднее образование получают в своей стране, а в Германию приезжают, чтобы учиться в высшем учебном заведении.
Недавнее исследование, опубликованное в мае 2019 года Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), показало, что Германия высоко ценится за свою привлекательность среди молодых иностранных предпринимателей и иностранных студентов, а также в исследовании сказано, что около 26 % иностранных студентов остаются в Германии.
Если иностранные студенты решают остаться в Германии, в большинстве случаев они хорошо трудоустраиваются после завершения обучения. Доля занятости студентов составила 79,1 % в рассматриваемом периоде.
В 2013 году в Германии была принята стратегия интернационализации университетов[19], направленная на привлечение умных молодых людей и на увеличение зачисления иностранных студентов более чем на 30 % в течение семи лет. Международные выпускники являются отличными кандидатами на квалифицированную трудовую иммиграцию. Иностранные студенты приносят с собой различные точки зрения и академические подходы, и поэтому часто обогащают и диверсифицируют академический дискурс и повышают качество образования. Их присутствие в немецких классах также повышает межкультурную осведомленность немецких студентов.
Децентрализованная структура немецкой системы образования означает, что стратегии интернационализации в стране формируются различными заинтересованными сторонами, включая университеты, исследовательские институты, федеральное правительство и правительства 16 немецких земель, которые устанавливают политику в области образования в своих соответствующих юрисдикциях.
Крупномасштабные маркетинговые программы координируются и управляются национальными органами, такими как Немецкая служба академических обменов (DAAD), Немецкий совет по науке и гуманитарным наукам и Конференция ректоров Германии, Университетская ассоциация страны.
Стоит сказать, что благодаря службе DAAD Германия создала внушительное агентство для представления и продвижения немецкого высшего образования на мировой арене. Основанная в 1925 году, DAAD в настоящее время является крупнейшей в мире финансирующей организацией по академическому обмену, которая только в 2018 году поддерживала около 145 000 немецких и иностранных студентов и исследователей. DAAD занимается исследованиями, предоставляет информацию о системах образования других стран, а также поддерживает транснациональные партнерства и программы по изучению немецкого языка за рубежом[16].
Немецкая служба академических обменов является самоуправляемой ассоциацией из более чем 350 немецких вузов и их студенческих коллективов. В 2018 году в службе работали более 900 сотрудников, а годовой бюджет составляет 558 миллионов евро[11] (611 миллионов долларов США), большая часть которого поступает из министерств иностранных дел и других федеральных министерств, а также Европейского союза.
Одним из важных проектов является проект GATE-Germany (GATE-Germany. URL:https://www. gate-germany.de/ ). Это коллективный маркетинговый консорциум университетов Германии, который продвигает немецкое высшее образование на конференциях и выставках или через вебинары, рекламные кампании, официальные визиты делегаций в другие страны, а также через онлайн-базу данных международных программ обучения в Германии. Как описала DAAD, использование «целевых маркетинговых мер, таких как ярмарки или информационные мероприятия», заключается в том, чтобы «составить точную картину жизни в Германии и помочь молодым талантам воспринимать Германию как привлекательное место для учебы».
Есть также другие проекты, такие как «Research in Germany - Land of Ideas» («Исследования в Германии - страна идей») и «Study in Germany - Land of Ideas» («Обучение в Германии - страна идей»), финансируемые Федеральным министерством образования и исследований. Стратегия последнего проекта заключается в том, чтобы «студенты, выпускники и исследователи, находящиеся в настоящее время в Германии», а также выпускники немецких учебных заведений «описали свой положительный опыт обучения и проживания в Германии». Эти отзывы студентов публикуются в рекламных объявлениях и брошюрах, а также на веб -сайтах. Также эти программы подчеркивают другие сильные стороны обучения в Германии, такие как глобальная репутация немецких университетов, наличие стипендиального финансирования и тот факт, что образование в Германии бесплатное почти во всех немецких землях.
Хотя Германия, как правило, хорошо подходит для международного образовательного центра, тот факт, что немецкий язык не является языком, на котором широко говорят во всем мире, является серьезным препятствием. Несмотря на то, что многие иностранные студенты имеют хорошие знания немецкого языка, языковой барьер затрудняет прохождение языковых тестов, необходимых для поступления в немецкие вузы. Это также ограничивает круг потенциальных иностранных студентов в Германии.
Поэтому большое внимание было уделено разработке международных учебных программ с преподаванием на английском языке. Количество этих программ выросло с середины 2000-х годов. В период с 2007 по 2013 год количество магистерских программ с преподаванием на английском языке возросло с менее чем 100 до более 700 в 2013 году, а в 2019 году достигло 1268 (согласно официальной базе данных академических программ, предоставленной Конференцией ректоров Германии) [15].
Тем не менее, программ бакалавриата, преподаваемых на английском языке, все еще не очень много. Всего 233 было предложено в Германии в 2019 году, это составило менее 3 % от всех программ бакалавриата[14].
Также стоит отметить, что бесплатное обучение в Германии является главной привлекательной стороной для иностранных студентов. Это было подтверждено немедленным сокращением числа учащихся в немецких институтах на 19 %, когда земля Баден-Вюртемберг ввела плату за обучение в размере 1500 евро в семестр для студентов из стран, не входящих в ЕС.
Излишне говорить, что стипендии являются еще одним важным стимулом для иностранных студентов, особенно из стран с низким уровнем дохода. Таким образом, они являются важным элементом стратегий интернационализации различных стран.
В России на национальном уровне важно отметить наличие национальной стратегии привлечения иностранных студентов, национального брэнда образования, национальных структур по привлечению иностранных студентов, финансовой поддержки стратегии привлечения; нормативных документов по обеспечению благоприятной среды пребывания иностранных студентов.
Доходы от привлечения в российские вузы иностранных студентов составили в 2017 году более 84 млн рублей, в 2018 году - более 96 млн рублей. К 2025 году число иностранных студентов, учащиеся в российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования на очном отделении, должно вырасти до 710 тысяч человек. Объёмы средств, полученных от экспорта российского образования, должны вырасти более чем в 5 раз (до более чем 373 млрд рублей) [9].
За нескольких лет количество иностранных студентов, которые учатся очно в российских университетах, увеличилось на 20%. Так, в 2016/2017-м количество иностранных студентов составило почти 230 тысяч человек, а в 2017/2018 академическом году - около 257 тысяч человек[10].
По данным этого исследования больше всего студентов в Россию приезжают из Казахстана (41285 человек), из Туркмении (22093 человек), из Узбекистана (16954 человек) и из Таджикистана (16291 человек).
Из стран Балтии в российских институтах обучаются только около 1600 человек, из восточноевропейских и балканских стран - около 3 тысяч человек, из стран Северной и Западной Европы обучаются около 7 тысяч студентов, из стран Азии - около 65 тысяч студентов, причем почти 30 тысяч являются гражданами КНР, также достаточно много студентов приезжают из Индии (13176 человек).
Из стран Ближнего Востока и Северной Африки в РФ для обучения приезжают 22180 человек, из стран Африки к югу от Сахары - 14589 человек.
А вот из стран Латинской Америки и Северной Америки и Океании студентов немного - около 7500
человек.
Нужно отметить, что российское образование имеет множество преимуществ, и одним из них является ценовая доступность на программы обучения. Так, средняя стоимость обучения вузах России - 136 333 рубля ($ 2097) [7]. Многие иностранные абитуриенты (около 63% от общего числа студентов-иностранцев) выбирают платные программы. В 2016/2017 году в бакалавриате по контракту учились 49,2% иностранцев, в специалитете - 75,4%, в ординатуре - 82,4%, на подготовительном отделении - 85,1%. А в 2017/2018 академическом году в бакалавриате на контрактной основе - 52% иностранцев, на специалитете - 78% иностранцев. На платные программы часто поступают граждане Китая, Индии, Туркмении, Узбекистана, Азербайджана, Италии, Франции, Германии, Малайзии, Южной Кореи, Турции, Ирака, Египта, Ирана, Марокко, Туниса, Нигерии, Анголы, Ганы, Бразилии, Колумбии, Эквадора, США.
Иностранные студенты очень важны для развития России. Большинство сфер деятельности (от сельского хозяйства до современных информационных технологий) уже имеют глобальный рыночный и технологический контекст. Развивать такие направления во время обучения намного результативнее и эффективнее, чем осваивать потом. Здесь необходимы постоянное взаимодействие и совместная работа со студентами из других стран. Как раз это и формирует способность действовать в разных национальных контекстах. Мобильные студенты важны как полноправная и неотделимая часть мирового студенческого сообщества.
От притока интеллекта есть и прямая макроэкономическая выгода. Великобритания сегодня получает около $30 млрд от иностранных студентов, США - $39 млрд, также стоит учитывать экономический эффект от деятельности выпускников, которые остались в стране после обучения[13].
В мае 2017 году был запущен приоритетный проект по экспорту российского образования[9], определяющий основные модели привлечения иностранных обучающихся и ставящий целью увеличение количества иностранных студентов в РФ в три раза (до 710 тыс.) к 2025 году. В описании целевых моделей экспорта образовательных услуг определены 10 стран, наиболее привлекательных для России с точки зрения набора иностранных студентов: Китай, Индия, Республика Корея, Малайзия, Индонезия, Вьетнам, Монголия, Бразилия, Ангола, Франция.
Реализация этого проекта должна повысить привлекательность российского образования для иностранных студентов, а также улучшить условия их пребывания в период обучения на территории России.
В проекте сказано, что для того, чтобы повысить привлекательность образовательных программ для иностранцев, нужно разработать и внедрить целевую модель деятельности вуза по экспорту образования, в том числе создать международные службы для поддержки иностранных студентов. К 2021 году эту модель запланировано внедрить во всех вузах страны.
Так как обучение на английском языке очень важно для иностранных студентов, в рамках реализации проекта планируют развивать программы на английском языке, онлайн-образование для иностранцев, а также образовательные туристические маршруты и летние программы обучения для иностранцев. Еще одной целью становится создание единого интернет-навигатора по российской системе образования.
Также в рамках реализации приоритетного проекта предстоит усовершенствовать нормативную базу, регулирующую приём и обучение иностранцев, признание документов о зарубежном образовании, процедуры въезда, выезда и пребывания зарубежных преподавателей, а также вопросы налогообложения образовательной деятельности в рамках международного сотрудничества.
В 2014 году была принята «Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом» [3], утвержденная МИД России. Концепция нацелена на формирование системы эффективных мер по продвижению российского высшего образования за рубежом, определяет основные функции и задачи Российского центра науки и культуры.
В 2013 году началась реализация Проекта 5-100 повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, целью которого является укрепление конкурентоспособности российских вузов в мировом научнообразовательном пространстве. Одна из задач проекта - увеличить количество иностранных студентов в отобранных вузах, в том числе и в рамках совместных программ[2]. Проект был запущен в соответствии с указом В.В. Путина 2012 году «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [5]. В результате конкурса было отобрано 15 университетов, которые получили государственную поддержку. Затем еще шесть вузов были отобраны в проект по повышению международной конкурентоспособности российских университетов.
Также одной из задач программы является повышение индекса цитирования научных работ сотрудников вузов, которые участвуют в программе. Цитируемость также зависит от качества перевода на английский языки и числа статей в соавторстве с зарубежными учеными.
Для продвижения к этой цели был создан специальный Совет по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди глобальных исследовательских и образовательных центров. Однако Times Higher Education опубликовала свой ежегодный рейтинг университетов мира за 2020 год. Результаты для российских университетов менее чем благоприятны. Лидером рейтинга стал российский государственный университет им. М.В. Ломоносова, который занимает только 189-ю позицию в этом рейтинге. Другие ведущие российские университеты сильно отстают от него. Проблема во многом заключатся и в том, что институты, как правило, имеют низкий уровень результатов исследований с точки зрения публикаций в иностранных журналах, что делает университеты неконкурентоспособными.
Как уже говорилось ранее в России также дополнительным инструментом привлечения иностранных студентов в университет могут служить программы на английском языке (особенно в магистратуре и аспирантуре), совместные программы, реализующиеся в сотрудничестве с зарубежным вузом, в результате обучения на которых студенты получают два диплома. Кстати, наиболее часто партнерами в таких совместных программах выступают Франция и Германия.
Что же касается работы иностранных студентов в России, что они могут работать на территории своего университета в свободное от учебы время. Для работы вне кампуса они должны получать разрешение на работу в территориальном органе Главного управления по вопросам миграции МВД. По окончании учебы студенты должны выехать на родину.
Однако разрешение на работу выдается только студентам очных отделений вузов с госаккредитацией. Работать им можно лишь по профессии, указанной в разрешении, и в регионе (городе), где находится их университет. Разрешение выдают на 1 год, впоследствии его нужно продлевать на срок трудового договора, а если студент бросил учебу, разрешение аннулируется.
Стипендиальная поддержка в России как механизм привлечения иностранных абитуриентов пока не получила достаточного развития. Существует большая государственная программа стипендий для иностранцев Russia Study[6], которая на конкурсной основе предоставляет бесплатное обучение на весь период получения образования, включая курсы русского языка, место в общежитии и ежемесячные выплаты на личные расходы. На региональном уровне широко известных стипендиальных программ нет.
На региональном уровне создание стипендиальных программ затруднено отсутствием закрепленных источников финансирования высшего образования в региональных бюджетах. Такие программы возможны в крупных, финансово устойчивых регионах, обладающих собственным территориальным брендом и позитивным имиджем на международном уровне.
На институциональном уровне имеет смысл говорить о стипендиальных программах для иностранцев, организованных вузами или специальными фондами.
Также стоит сказать про Концепцию государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы. В этом документе отмечено что «основными направлениями миграционной политики в области содействия свободному перемещению обучающихся, научных и педагогических работников являются повышение доступности образовательных услуг для иностранных граждан, включая совершенствование правил въезда в РФ и пребывания на ее территории иностранных граждан, в целях обучения в российских образовательных организациях» [4].
Кроме того, предусмотрено обеспечение открытости РФ для обучающихся, а также создание для них комфортного режима въезда, пребывания, получения образования и осуществления профессиональной деятельности. В документе отмечена необходимость расширения возможностей приглашения преподавателей из иностранных образовательных учреждений и закреплено совершенствование механизмов отбора талантливых и способных молодых людей для обучения в России в рамках квот.
Обучение и жизнь вместе с людьми из разных уголков мира помогает всем студентам учиться избегать стереотипов и формировать более полное представление и мнение. Это дает лучшее понимание международных вопросов, а также предоставляет возможности для межкультурного взаимодействия.
Таким образом, проанализировав методы и документы, способствующие доступности образования для иностранных студентов в Германии и России, можно сказать, что иностранные студенты становятся все важнее для роста дохода от обучения и процветания учебных заведений. Как мы могли заметить, иностранные студенты помогают развиваться и процветать экономикам стран. Студенты со всего мира вносят свой вклад в научные и технические исследования и привносят международные перспективы в образовательные программы и стандарты. Такое общение может в будущем привести к долгосрочным деловым отношениям и экономическому развитию. Германия обеспечивает комфортное пребывание иностранных студентов в своих учебных заведениях. Это способствуют притоку большого количества желающих обучаться в немецких институтах. Все те преимущества и возможности немецкой системы образования, которые были представлены в статье, дают нам представление о том, почему эта страна стала так привлекательна для студентов со всего мира. Политика ФРГ в области высшего образования и сейчас направлена на развитие этой области и стремится к повышению конкурентоспособности, а также к привлечению еще большего количества талантливых абитуриентов и молодых ученых. И России пока есть, куда расти и развиваться.
Список используемой литературы:
1. Валерс М. Интернационализация университетов: путь Германии. Международное высшее образование. Выпуск 92. 2018. URL: https://www.bc.edu/content/dam/bc1/schools/lsoe/sites/cihe/WHE 19 view.pdf
2. Вашурина Е. В., Вершинина О. А., Газиева Ч. Ф. Привлечение иностранных студентов в российские университеты. Практическое руководство. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - С. 60.
3. Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом: утв. МИД России (27 марта 2014 г.) // СПС ГАРАНТ - Электрон. дан. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70892382/
4. О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы: указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2018. - №45 - Ст. 6917.
5. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: указ Президента от 07.05.2012 №599 // Администрация Президента России. URL: http ://www. ssrf. ru/page/5 3 4/detail/
6. Официальный сайт агентства по сотрудничеству в образовании. - Электрон. дан. - Режим доступа: https ://russia. study/ru
7. Официальный сайт о высшем образовании в России для иностранцев. URL: https://studyinrussia.ru/study-in-russia/cost-of-education-in-russia/
8. Письменная Е. Г. Социальные последствия учебной иммиграции в России (вопросы теории и методики исследования) - Электрон. дан. - Режим доступа: http://geum.ru/aref/socialnie-posledstviYa-uchebnoY-immigraciirossiYu-voprosi-teorii-metodiki-issledovaniYa-avtoreferat-dissertaciina-soiskanie-ref.htm
9. Развитие экспортного потенциала российской системы образования: приоритетный проект, утверждённый президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (08.06.2017). - Электрон. дан. - Режим доступа: http://government.ru/proiects/selection/653/
10. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 9 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. — М.: Центр социологических исследований, 2019. — С.38-39.
11. Annual report 2018. Deutscher Akademischer Austauschdienst (DAAD). German Academic Exchange Service. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www2.daad.de/medien/screen 190712 daad iahresbericht 2018 engl.pdf
12. Ausländische Studierende - ein Gewinn für Deutschland. Bundesministerium für Bildung und Forschung. -Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.bmbf.de/de/auslaendische-studierende-ein-gewinn-fuer-deutschland-438.html
13. Economic Impact of International Students. Institute of International Education. URL: https://www.iie.org/Research-and-Insights/Open-Doors/Data/Economic-Impact-of-International-Students
14. Empfehlungen zur Internationalisierung von Hochschulen. Wissenschaftsrat. 2007. - С. 81-83.
15. Higher Education Compass. Offered by German Rectors' Conference. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.hochschulkompass.de/en/about-us.html
16. Info & Services for Higher Education Institutions.Deutscher Akademischer Austauschdienst._URL: https://www.daad.de/en/the-daad/
17. International Student Enrollment Trends, 1948/49-2018/19. Open Doors Report on International Educational Exchange. - Электрон. дан. - Режим доступа: https ://www. iie.org/Research-and-Insights/Open-Doors/Data/International-Students/Enrollment
18. NAFSA International Student Economic Value Tool - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.nafsa.org/Policy and Advocacy/Policy Resources/Policy Trends and Data/NAFSA International Studen t Economic Value Tool/
19. Strategie der Wissenschaftsminister/innen von Bund und Ländern für die Internationalisierung der Hochschulen in Deutschland (Beschluss der 18. Sitzung der Gemeinsamen Wissenschaftskonferenz am 12. April 2013 in Berlin)
20. The Economic Benefit of International Students. Economic Analysis for Academic Year 2013-2014, NAFSA. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.nafsa.org/ /File/ /eis2014/New Hampshire.pdf
21. The Financial Impact of Cross-border Student Mobility on the Economy of the Host Country. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://siesca.uned.ac.cr/images/publicaciones/Financial impact of cross-border student.pdf
22. Wissenschaft weltoffen. Daten und Fakten zur Internationalist von Studium und Forschung in Deutschland. Deutsches Zentrum für Hochschul- und Wissenschaftsforschung. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.wissenschaftweltoffen.de/kompakt/wwo2019 kompakt de.pdf