Научная статья на тему 'Опыт Германии в сфере интернационализации высшего образования'

Опыт Германии в сфере интернационализации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНСКАЯ СЛУЖБА АКАДЕМИЧЕСКИХ ОБМЕНОВ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ПОЛИТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ / GERMAN ACADEMIC EXCHANGE SERVICE / FOREIGN STUDENTS / INTERNATIONALIZATION POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пацукевич О.В.

В представленной автором статье рассматриваются особенности реализации политики интернационализации высше-го образования Германии. Освещается комплекс мер, предпринимаемых на уровне федерального правительства и прави-тельства отдельных земель в этом направлении. Приведены современные статистические данные о динамике роста ино-странных студентов в немецких вузах. Проводится анализ действий некоторых организаций, участвующих в процессе интернационализации высшего образования Германии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presented by the author discusses the features of implementation of the policy of internationalization of higher educa-tion in Germany. It covers a set of measures taken at the level of federal government and the government of individual lands in this direction. We have presented modern statistics on the growth of foreign students in German universities. We have analyzed the ac-tions of some organizations involved in the process of internationalization of higher education in Germany.

Текст научной работы на тему «Опыт Германии в сфере интернационализации высшего образования»

ВЕСТНИК БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ _АКАДЕМИИ № 4 2018_

ИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА

УДК 32:94(430)

ОПЫТ ГЕРМАНИИ В СФЕРЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О. В. ПАЦУКЕВИЧ

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213407

(Поступила в редакцию 06.09.2018)

В представленной автором статье рассматриваются особенности реализации политики интернационализации высшего образования Германии. Освещается комплекс мер, предпринимаемых на уровне федерального правительства и правительства отдельных земель в этом направлении. Приведены современные статистические данные о динамике роста иностранных студентов в немецких вузах. Проводится анализ действий некоторых организаций, участвующих в процессе интернационализации высшего образования Германии.

Ключевые слова: Германская служба академических обменов, иностранные студенты, политика интернационализации.

The article presented by the author discusses the features of implementation of the policy of internationalization of higher education in Germany. It covers a set of measures taken at the level offederal government and the government of individual lands in this direction. We have presented modern statistics on the growth of foreign students in German universities. We have analyzed the actions of some organizations involved in the process of internationalization of higher education in Germany.

Keywords: German Academic Exchange Service, foreign students, internationalization policy.

Введение

В настоящее время Германия лидирует в мире по числу приезжающих иностранных студентов. Она занимает пятое место наряду с такими странами, как Австралия, Великобритания, США, Франция. В связи со стремительно растущим количеством международных студентов ее образовательное пространство становится более разнообразным. Это происходит благодаря тому, что правительство Германии всячески способствует на государственном уровне в законодательном и финансово-экономическом плане деятельности по интернационализации немецких вузов, а также организации и проведению комплекса мероприятий, направленных на повышение рейтинга популярности страны для обучения иностранных студентов.

Актуализация приоритетности выбора данной страны обусловлена несколькими факторами: во -первых, тем, что это одна из крупнейших стран Европы, о чем свидетельствуют характер и масштаб преобразований, осуществляемых в ней; во-вторых, Германия была одной из стран-инициаторов (1998 г.) создания европейского образовательного пространства, внутри которого будут действовать общие законы, стандарты и правила; в-третьих, опыт Германии в реализации стратегии интернационализации высшего образования представляет большой практический интерес для Беларуси, поскольку немецкие вузы традиционно являются стратегическими партнерами белорусских вузов.

Основная часть

Государственная политика в области интернационализации высшего образования и науки Германии отличает целенаправленность. Ее суть в содействии расширению академической мобильности, привлечении для учебы и работы лучших кадров, а в перспективе - в превращении этой страны в наиболее привлекательный регион мира для учебы и научной деятельности, хотя в мире глобальной конкуренции германские вузы очень хорошо представлены. В пользу этого утверждения свидетельствует определенный перечень документов в области высшего образования, принятых на государственном уровне за последние десятилетия.

Начало политике интернационализации вузов Германии положил «Основной акт о высшем образовании», принятый в 1976 г., который предписывает: «Учреждения высшего образования должны содействовать интернационализации, в частности, европейской кооперации в сфере высшего образования и обмену между германскими и зарубежными заведениями высшего образования; они должны удовлетворять специфические запросы иностранных студентов» [6].

Следующим серьезным шагом стало принятие в феврале 2008 г. Федеральным правительством Германии «Национальной стратегии интернационализации академического и исследовательского сообществ». В этом документе преследуется цель активного развития процессов интернационализации в образовательной и научно-исследовательской сферах Германии.

Кроме того, важным мероприятием, осуществляемым в этом направлении, стала разработанная в 2009 г. Немецким союзом ректоров и реализуемая при финансовой поддержке Федерального министерства образования и науки процедура оценки интернационализации университетов. Суть ее в том, что в течение года при участии внешних экспертов и сотрудников университета изучается соответствующая документация и дается оценка результатам интернационализации в этом вузе с внесением предложений руководству в целях дальнейшего совершенствования этого вида деятельности [8].

На активизацию интернационализации в Германии повлияло подписание в 2012 г. в Бухаресте 47 странами Болонского процесса единой стратегии мобильности для европейского пространства высшего образования, согласно которой каждому государству-участнику предписывалось выработать свою стратегию интернационализации деятельности вузов. В качестве ответной меры в 2013 г. министр образования Германии и министры образования и науки отдельных земель разработали и утвердили единый стратегический план интернационализации высшего образования для всего государства. В нем четко обозначено девять общих приоритетных целей, связанных со студенческой мобильностью, внутренней интернационализацией, международным научным сотрудничеством, развитием транснациональных образовательных программ. Вслед за принятием этого документа немецкие вузы пересмотрели существующие или приняли новые стратегии международного развития [9].

Весьма успешным примером в реализации «Стратегии интернационализации университета 20132020 гг.» оказался опыт Технического университета Берлина. Необходимо отметить, что показатели эффективности международной деятельности этого университета превосходят средние по Германии. Так, иностранные граждане составляют 19 % от общего числа студентов университета (в среднем по Германии - 11,3 %). В университете реализуется 18 магистерских программ на английском языке и 20 европейских программ двойных дипломов, 12-14 % от общего числа преподаваемых дисциплин читается на английском языке. Кроме того, создана сеть зарубежных кампусов и представительств, включая Немецко-турецкий университет, Вьетнамо-немецкий университет, Институт в Египте, реализуются программы стратегического партнерства с пятью ведущими университетами Норвегии, Италии, России, Австрии, Польши [1].

Необходимо отметить, что интернационализация высшего образования в Германии проходит более организованно и скоординировано, чем в большинстве европейских и других стран. Это связано с тем, что процесс координируется пятью организациями: Федеральным министерством образования и науки, Немецким научно-исследовательским обществом, Немецким союзом ректоров, германской службой академических обменов и Фондом Александра фон Гумбольдта.

По инициативе конференции министров культуры и образования в Германии было создано Центральное ведомство по вопросам зарубежного образования в качестве первичной инстанции для иммигрантов. Его основной функцией является предоставление консультаций и справок о признании иностранных дипломов и квалификаций. Кроме того, в Германии хорошо развита система специализированных информационных сервисов для иностранных студентов, содержащих актуальную информацию о правилах и условиях подачи заявлений на обучение в этой стране.

Необходимо обратить внимание на деятельность Германской службы академических обменов (DAAD), созданной еще в 1925 г. Это автономная организация, действующая на консультативной основе и объединяющая 250 немецких вузов с целью развитию академических отношений за рубежом, прежде всего посредством обмена студентами и учеными. Германская служба академических обменов предлагает множество стипендий для иностранных студентов бакалавриата, магистратуры и докторантуры разных направлений (около 60 тыс. в год). Кроме того, она покрывает большую часть обучения, проживания, питания и личных расходов, а иногда полностью покрывается стоимость обучения [1].

Однако наиболее привлекательным элементом интернационализации высшего образования в Германии является, конечно же, его бесплатность, начиная с 2014 г. во всех регионах Германии для иностранцев. Следует отметить, что в некоторых частных немецких вузах иностранные студенты платят ту же стоимость за обучение, что и немецкие студенты (примерно 1 тыс. евро - в зависимости от места расположения вуза). В Баварии иностранные студенты могут быть освобождены от платы за обучение в случае наличия соответствующих международных соглашений. Высшие учебные заведения в

Нижней Саксонии могут давать стипендии на обучение студентов, имеющих специальные достижения или высокую степень профессиональной пригодности [7].

В последнее время в Германии вновь активизировалась дискуссия относительно введения платы за обучение в государственных немецких вузах. Так, правительство земли Баден -Вюртемберг по инициативе министра образования и науки Терезии Бауэр рассматривает возможность возврата оплаты за образовательные услуги в государственных университетах на ее территории для пополнения бюджета. В первую очередь речь идет о плате со студентов, приезжающих в Германию из тех стран, которые не являются членами Евросоюза. Данная инициатива предусматривала введение студенческой платы в размере 1500 евро в семестр 2017/2018 учебного года. По прогнозам министерства, к 2022 г., когда число иностранных студентов в вузах Баден-Вюртемберга достигнет 16 тыс., плата за обучение каждый семестр будет пополнять бюджет на 24 млн евро. Данное решение подверг критике глава одной из международных негосударственных организации Камбиз Гавами, который считает бесплатное образование одним из факторов, сделавших Германию особенно привлекательной для иностранных студентов. По мнению ряда экспертов, введение платы за обучение в Баден-Вюртемберге может спровоцировать принятие подобных решений для пополнения бюджета и в других землях, что неизбежно активизирует волну студенческих протестов [3].

По словам федерального министра образования Йоганны Ванки, каждый девятый студент в Германии иностранного происхождения, причем эта тенденция растет и дальше. Она также отмечает, что национальные высшие учебные заведения привлекательны для иностранцев в связи с серьезными инвестициями, так как Федерация увеличила расходы на вузы с 2005 г. почти в 3 раза. Согласно официальным данным, число иностранных студентов в германских вузах в 2017 г. выросло на 5 % и составило 359000 человек (12,8 % всех учащихся). Учитывая прогнозные показатели немецких властей, к 2020 г. численность потенциальных студентов из-за рубежа вырастет в Германии до 350 тыс. [4].

Причем большинство студентов-иностранцев приезжают из Китая - 13,2 % (в 2013 г. - 22828 чел., в 2017 г. - 34997 чел.). Возможным объяснением этой тенденции является то, что между высшими учебными заведениями Германии и Китая существует более 750 образовательных проектов. На 2 -м месте расположилась Индия - 15308 чел. (5,8 %). Тройку лидеров замыкает Россия - 11295 чел. (4,3 %). Затем выстраиваются следующая иерархия стран по критерию прибывших иностранных студентов: Австрия - 10575 чел. (4 %); Италия - 8,550 чел. (3,2 %); Камерун - 7,425 чел. (2,8 %); Франция - 7,335 чел. (2,8 %); Иран - 7,123 чел. (2,7 %); Украина - 7000 чел. (2,6 %); Турция - 6953 (2,6 %)

[5].

Важную роль в стимулировании входящей студенческой мобильности играет поддержка со стороны государства наиболее способных иностранных студентов виде предоставления им стипендий. Так, с 2011 г. наиболее талантливые иностранные студенты могут претендовать наравне с немецкими студентами на получение «Национальной стипендии Германии» за значительные академические достижения, которая финансируется на 50 % частными организациями (фондами, компаниями) и оставшиеся 50 % федеральным правительством.

Кроме того, существует ряд других стипендий:

- стипендия Erasmus plus предоставляется студентам (магистрантам и докторантам) определенных университетов, участвующих в программе Erasmus, в большинстве случаев сроком на 10 месяцев, но в некоторых случаях устанавливаются индивидуально. Данная программа рассчитана на магистрантов и докторантов;

- Фонд имени Генриха Бёлля предоставляет стипендии примерно 1000 магистрантов, аспирантов и докторантов разных направлений. Предполагается, что заявители имеют академические достижения, участвуют в общественной жизни университета, заинтересованы в развитии гражданского общества. На данную стипендию принимаются только онлайн-заявки на официальном сайте;

- Стипендии компании Байер предоставляются иностранным студентам, которые планируют обучаться в Германии по одной из специальностей в области естественных наук, медицины и сельскохозяйственных наук. К конкурсу допускаются студенты и выпускники вузов с высокими академическими показателями и имеющие научные интересы;

- Исследовательская стипендия Гумбольдта. На данную стипендию могут подать документы молодые ученые из-за рубежа. Ее преимущество в том, она позволяет проводить долгосрочные исследования (6-24 месяцев) в Германии и покрывает все сопутствующие расходы. Для ее получения важным условием является наличие академических публикаций [7].

В эффективной реализации политики интернационализации Германии не менее значим иммиграционный фактор, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для интеграции

иностранных студентов в систему образования. Так, с 1 августа 2012 г. в Германии вступил в силу Закон о реализации директивы ЕС о высококвалифицированных кадрах («Голубая карта ЕС»), который внес соответствующие поправки в Закон о пребывании в Германии. Согласно этому документу, иностранные студенты могут получить разрешение на пребывание в Германии с целью обучения, если они приняты в высшее учебное заведение и их проживание в данной стране финансово обеспечено. При наличии разрешения на пребывание с целью обучения иностранные студенты могут работать в период учебы 120 полных дней или 240 дней на полставки в год. В соответствии с этим законом срок пребывания иностранных студентов в Германии после окончания немецкого вуза продлевается до 18 месяцев для поиска работы по специальности. Во время поиска работы по специальности они могут заниматься любой трудовой деятельностью без ограничений. В настоящее время 60 % всех разрешений на жительство, выданных иностранным студентам, дается на срок менее 18 месяцев, а остальные 40 % - на срок менее года. В этом случае Германское бюро академических обменов предложило внести изменения в закон о пребывании, продлив максимальный период пребывания для иностранных граждан с 10 до 15 лет с начала их учебы в Германии - от программ бакалавриата до докторантуры [2].

Заключение

Таким образом, в последние годы Германией накоплен серьезный опыт в сфере интернационализации высшего образования, о чем свидетельствует значительная нормативно-правовая база, регулирующая этот процесс. Анализ рассмотренных инициатив Германии по привлечению иностранных студентов показывает, что они важны для немецкого общества. По общему мнению, их присутствие содействует международному обмену знаниями и межкультурными компетенциями, следовательно, улучшает качество немецкого образования. Иностранные выпускники еще более важны как высококвалифицированные специалисты, владеющие немецким языком, знающие культуру и методы работы в Германии, обладающие навыками, которые могут значительно ускорить их социальную и экономическую интеграцию в немецкое общество. Предполагается, что ослабление миграционного законодательства и целенаправленные меры по привлечению этой группы студентов, позволили обеспечить увеличение числа иностранных студентов в немецких вузах.

Под влиянием Болонского процесса в Евросоюзе Германия существенно активизировала политику в области высшего образования, основной целью которой является укрепление позиций данного государства в качестве мирового центра высшего образования и проведения передовых научных исследований, а также «центра притяжения» для высококвалифицированных специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акульшина, А. В. Интернационализация высшего образования и национальные интересы: пути гармонизации / А. В. Акульшина, Д. В. Галушко // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2015. - № 3 (39). - С. 165171.

2. Большова, Н. Н. Интернационализация высшего образования как фактор высококвалифицированной миграции в XXI веке (на примере Германии) / Н. Н. Большова // Ежегодник ИМИ. - 2013. - Выпуск 3-4 (5-6). - С. 68-82.

3. Введение платного образования для иностранных студентов в Германии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ecc.uz/vvedenie-cen-na-obuchenie-dlya-inostrannyh-studentov-v-germany.html. - Дата доступа: 26.07.2018.

4. Германия увеличивает количество иностранных студентов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.osvita.ua/abroad/higher_school/-germany/47997/ - Дата доступа: 25.07.2018.

5. Германские вузы: исследование «Wissenschaft weltoffen 2018» [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.deutscland.de/ru/topic/znanie/germanskie-vuzy-issledovanie-wissenschaft-weltoffen-2018». - Дата доступа: 17.10.2018.

6. Интернационализация высшего образования - История педагогики и образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studme.org/72461/pedagogika/internatsionalizatsiya_vysshego_obrazovaniya. - Дата доступа: 22.07.2018.

7. Краснова, Г. А., Парфенова, С. В. Инициативы Германии по привлечению иностранных студентов / Г. А. Краснова, С В. Парфенова // Аккредитация в образовании. - 2015. - № 83. - С. 1-3.

8. Штрайтвизер, Б. Перспективы гармонизации интернационализации университетов Германии / Б. Штрайтвизер, Д. Олсон, С. Буркхарт, Н. Клабунде // Международное высшее образование. Русскоязычная версия информационного бюллетеня International Higher Education (Бостонский колледж, США)». - 2015. - № 4 (83). - С. 32-34.

9. Якушева, Е. Г. Реализация идей Болонского процесса в Германии: интернационализация вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт» - 2016. - Т.43. - С.228-229. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http//e-koncept.ru/2016/76461.htm. - Дата доступа: 22.07.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.