Научная статья на тему 'Особенности и перспективы интернационализации образовательной деятельности высших учебных заведений Германии'

Особенности и перспективы интернационализации образовательной деятельности высших учебных заведений Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ВУЗ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгалева Кристина Сергеевна

В данной статье анализируется характеристика интернационализации образовательной деятельности германских высших учебных заведений в рамках шестиэтапной модели интернационализации вуза М. Сьедерквиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и перспективы интернационализации образовательной деятельности высших учебных заведений Германии»

Чтобы понизить риски неуспешного внедрения информационной системы, необходимо более детально подходить к выбору ее платформы, больше времени уделять процессу подбора системы.

Применяемый сейчас централизованный подход к внедрению систем создает много трудностей. Если организация предъявляет большое количество требований к функционалу программного обеспечения, это свидетельствует о недостатках в проектировании бизнес-процессов, управлении предприятием в целом. В этой ситуации необходим системный подход к внедрению информационной системы организации, который может потребовать изменения строения бизнес-процессов.

Организация для повышения эффективности своей работы, конкурентоспособности должна использовать:

1) информационные системы для интеграции бизнес-процессов;

2) установить индивидуальные стандарты для управления финансами, поставками, производством;

3) прийти к автоматизации передачи информации между структурными подразделениями и сотрудниками в них.

Согласно представленным в аналитическом отчёте Russia Enterprise Application Software Market 2015-2019 Forecast and 2014 Vendor Shares данным, в 2014 году отечественный рынок ПО ИСУП сократил свой объем на 14,2 % до 921,27 млн. долларов США. Однако в рублёвом эквиваленте из -за резкого снижения курса рубля к доллару рынок вырос на 3,4 %. Соответственно, можно сделать вывод, что у рынка информационных систем в России есть будущее даже в условиях современной экономики.

Литература

1. Логистика. Задачи и функции. [Электронный ресурс]: Режим доступа:

http://www.aqz.ru/in_log.htm. (дата обращения: 29.04.2016).

2. Логистика: учеб. пособие / под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной - М.: Проспект,

2011. С. 408.

Особенности и перспективы интернационализации образовательной деятельности высших учебных заведений

Германии Долгалева К. С.

Долгалева Кристина Сергеевна /Оо1^а1еуа Кпзйпа Бвг^ввупа - магистрант, факультет экономических наук, кафедра экономики и управления, Казахстанско-Немецкий университет, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в данной статье анализируется характеристика интернационализации образовательной деятельности германских высших учебных заведений в рамках шестиэтапной модели интернационализации вуза М. Сьедерквиста. Ключевые слова: интернационализация, вуз, образовательная деятельность, академическая мобильность, иностранные студенты.

В настоящее время международное сотрудничество открывает широкие возможности для реализации программ академической мобильности, которую можно рассматривать в качестве одной из форм интернационализации вуза и важного фактора повышения его конкурентоспособности.

Понятие «интернационализация» применительно к сфере образования требует пояснений. В целом, если обобщить предлагаемые зарубежными и отечественными авторами трактовки, можно сформулировать следующее определение. Интернационализация высшего учебного заведения подразумевает вовлеченность в международные операции, выход образовательного процесса за национальные границы, развитие отношений в других странах, приспособление к международным условиям функционирования организации [1, с. 479], [2], [3, с. 108].

Вуз может осуществлять международные операции в нескольких направлениях, а объектами таких операций становятся студенты, преподаватели, исследователи, научная литература. Учебное заведение может привлекать их к себе, организовать их отправку за пределы страны, реализовывать взаимный обмен [3, 108].

В 2015 г. в рамках исследования Ассоциация частных спонсоров немецкой науки выявила, что 75 % работодателей немецких вузов придают большую значимость международной направленности в стратегическом планировании учебного процесса [4]. Следует отметить, что Германия - это страна, которая занимает 3 место в мире по популярности среди иностранных студентов (после США и Великобритании) [4]. Поэтому в качестве практического примера опыт интернационализации немецких высших учебных заведений представляет немалый интерес.

Сьёдерквист М. предложил модель интернационализации вуза, включающую 6 последовательных стадий - нулевую и 5 основных [5, 38-41], [6, 66-68]. Рассмотрим особенности каждого этапа на примере вузов Германии.

Нулевая стадия интернационализации характеризуется незначительным количеством участников процесса, при этом участие вуза в мобильности преподавателей и студентов отсутствует.

Очевидно, что германские вузы успешно преодолели нулевую стадию еще в семидесятые годы XX века. Благодаря реформам системы высшего образования Западной Германии начала 1970-х, вызванных приходом к власти Социально-Демократической Партии, увеличивается число учебных заведений, расширяется доступ к получению высшего образования среди населения, создается система материальной помощи студентам, подразумевающая отмену платы за обучение. Сами вузы не реализовывали программы академической мобильности, при этом студенты и преподаватели получали гранты от государства на обучение и исследования как внутри страны, так и за ее пределами [7].

На первой стадии интернационализация признается руководством вуза как объективная необходимость, предпринимаются все меры для ее организации. Судить об успешном преодолении первой стадии интернационализации можно на основании показателей академического обмена и наличия правовых механизмов его реализации.

Одним из центральных механизмов реализации программ академической мобильности является Германская служба академических обменов (DAAD). Это организация вносит неоценимый вклад в развитие интернационализации германского высшего образования и играет важную роль в формировании европейского высшего образования, продвигая интересы Европы вместе с партнерскими организациями [8], [9].

Существуя с 1925 г., DAAD имеет огромный опыт в финансировании проектов по обмену студентами, преподавателями, исследователями в более 100 странах мира. DAAD функционирует в сотрудничестве МИДом ФРГ и вузами по всему миру, поддерживает академический обмен путем предоставления стипендий лучшим претендентам и имеет множество дифференцированных программ, структуры интернационализации и применяет экспертные знания для сотрудничества в сфере науки и образования [8], [9].

В период с 1950 по 2012 гг. Германская служба академических обменов посредством финансовой поддержки предоставила возможность:

- 1 040 000 немецким студентам, преподавателям, ученым из Германии в рамках академических программ посетить страны Европы, Азии, Америки;

39

- свыше 790 000 студентам, преподавателям и исследователям из вышеупомянутых стран пройти обучение, стажировку, провести исследование в Германии [8].

Вторая стадия характеризуется интернационализацией учебных планов и исследований, где ключевая роль в развитии международного сотрудничества между вузами отводится преподавателю.

В настоящее время именно в частных вузах Германии международная направленность ощутима гораздо сильнее, нежели в государственных. Это проявляется в виде наличия англоязычных специальностей, значительной доли иностранных преподавателей. Концентрация последних особенно высока в вузах с музыкальной и художественной направленностью образовательных программ, где, в среднем, их удельный вес достигает 17 %. В вузах с другой специализацией число иностранных доцентов достигает 5-7 % от общей численности профессорско-преподавательского состава учебного заведения [4].

Третья стадия предполагает изменение организационной культуры вуза, существенное увеличение контингента иностранных студентов, создание структур управления интернационализацией вуза.

Одним из факторов развития интернационализации является академический обмен. Во многих вузах Германии существуют специальные подразделения, которые занимаются вопросами данного характера. На Рисунке 1 в качестве примера приведена структура интернационализации в Университете Бремена.

Рис. 1. Структура интернационализации Университета Бремена (составлено автором на основе источника [10])

На вышеприведенном рисунке можно увидеть, что структура, возглавляемая Проректором по межкультурной и международной деятельности, охватывает Международный офис и Факультеты.

Международный офис Бременского Университета занимается координацией деятельности внутренних структурных подразделений - Языкового или Карьерного центров, и осуществляет сотрудничество с внешними партнерами в лице Студенческих сообществ. Факультеты возглавляются Советом координаторов и также подчиняются Проректору по межкультурной деятельности [10].

В целом же, в вузы Германии в 2015 г. поступило свыше 50 000 иностранцев. Основной контингент формируется за счет прибывших из таких стран, как Китай (28 381 чел.), Россия (11 126 чел.), Индия (9 372 чел.). Так, например, с 2012-2014 гг.

количество поступивших в немецкие вузы с ОАЭ увеличилось примерно на 20 %. В данный период наблюдается также увеличение удельного веса иностранных студентов из азиатских стран на 11 % [11].

Рассмотрим подробнее Рисунок 2, на котором представлена динамика численности поступивших в немецкие высшие учебные заведения за последние 5 лет.

Количество иностранцев, поступивших в вузы Германии с 2011-2015гг. (чел.)

400000 300000 200000 100000 0

319283

--252030-2 50000- ■Щ

2011

2012

2013

2014

2015

Рис. 2. Контингент иностранцев, которые поступили в вузы Германии с 2011-2015 гг. (составлено автором на основе источников [8], [9], [10], [11])

Опираясь на представленные данные на Рисунке 2, можно сделать вывод о ежегодном увеличении притока иностранцев, поступающих на обучение в немецкие вузы. Так, еще в 2004 г. данный показатель достигал около 246 000 чел. [8].

Четвертая стадия подразумевает разработку институционального механизма международного научно-академического сотрудничества, механизмов регулирования вопросов взаимодействия преподавателей и студентов различных национальностей, вероисповеданий, культур, разрешения потенциальных конфликтов, концепций и стратегий интернационализации.

На глобальном уровне Германской службой академических обменов реализуется Стратегия интернационализации 2013-2020 г., которая постоянно актуализируется, расширяется и дифференцируется. Стратегия внедряется через 65 офисов по всему миру и партнеров в лице вузов, государственных и частных учреждений в области образования, науки и инноваций [8].

Выше была приведена структура интернационализации образовательной деятельности Университета Бремена. В рамках данной структуры вуз разработал и в настоящее время осуществляет собственную стратегию интернационализации по 3-м основным направлениям:

- «Бремен в мире»: увеличение количества прибывающих студентов, разработка новых программ обмена, развитие программы стратегического партнерства через DAAD, интернационализация развивающегося университета-партнера в Камеруне;

- «Объединение мира в Бремене»: проведение международных исследований, привлечение иностранных лекторов, интернационализация учебных планов, международная видимость и передовой опыт в исследованиях, привлечение известных исследователей из-за рубежа;

- «Кампус разнообразия»: проведение форумов, изучение успеха через участие или практический опыт, академическое многоязычие/языковая политика, позиционирование университета как важного игрока в региональной миграционной политике [10].

Стратегия интернационализации университета объединяет и усиливает существующие подходы, становится новой движущей силой инициативы

совершенствования. При этом увеличивается политическая поддержка со стороны стран ЕС, государства и общенациональных учреждений [10].

Пятая стадия подразумевает сокращение государством своих расходов на финансирование высшего учебного заведения. На данном этапе источником финансирования становится коммерциализация доходов от интернационализации. Вуз начинает применять такие способы выхода на внешний рынок, как экспорт образовательных услуг, франчайзинг, лицензирование, создание совместных проектов. Т. е. коммерциализация становится объективной глобальной тенденцией, когда возникает необходимость самостоятельного поиска дополнительных источников финансирования [2].

В настоящее время в Германии насчитывается 340 государственных высших учебных заведений и 69 частных. Вне зависимости от формы собственности, все вузы получают финансовую поддержку от министерства своей федеральной земли в размере, установленной в рамках переговоров самого вуза и министерства. Зачастую, финансирование может покрывать до 80 % от общей суммы всех затрат учебного заведения. Но при этом конкуренция среди преподавателей за получение грантов на проведение исследований только возрастает, поэтому поиск внешнего источника финансирования научных исследований становится все более популярным и актуальным [10], [7].

Учащиеся, как частных, так и государственных высших учебных заведений учатся бесплатно. Они могут оплачивать семестровый взнос в размере, установленном самим заведением, с целью сохранения и поддержания студенческой инфраструктуры [10].

Подводя итог, можно утверждать, что интернационализация образовательной деятельности вуза становится процессом, который направлен на развитие человеческого капитала как ценного ресурса посредством повышения качества образовательных услуг и формирования компетенций будущих специалистов различных сфер деятельности на основе международного опыта [12, с. 30].

Также необходимо отметить, что прохождение германскими вузами этапов вышеупомянутой модели интернационализации можно рассматривать не как строгую последовательностью, а скорее тенденцию совершенствования качества предлагаемых вузами услуг. Ведь именно улучшение качества образовательных услуг становится гарантией завоевания конкурентного преимущества в условиях современной глобализации и одной из основных целей интернационализации.

Литература

1. Ruzzier M. SME Internationalization Research: Past, Present and Future / M. Ruzzier, R. D. Hisrich, B. Antonie // Journal of Small Business and Enterprise Development., 2006. Vol. 13, № 4.

2. Lektinen U. Definition of the Internationalization of the Firm / U. Lehtinen, H. Penttinen // Perspectives on Internationalization / U. Lehtinen, H. Seristoe ^ds.). Helsinki: Helsinki School of Economics and Business Administration, 1999. С. 3-19.

3. Сутырин С. Ф. Интернационализация высшего образования России: проблемы и перспективы // Мировая экономика на пороге нового тысячелетия: докл. участников междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Н. П. Кузнецовой, С. Ф. Сутырина. СПб.: ОЦЭиМ, 2003.

4. Образование в Германии. [Электронный ресурс]: URL: http://eduabroad.ru/de. (дата обращения: 04.04.2016).

5. Климанович О. Понятийно-терминологический аспект проблемы интернационализации высшего образования / О. Климанович, И. Ганчеренок // Alma Mater: Вестн. высш. шк., 2001. № 1. С. 10-13.

6. Дудина И. А. Международное сотрудничество вузов: институциональный аспект / И. А. Дудина. Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2005. С. 367.

42

7. Образование в Германии: стипендии и гранты. [Электронный ресурс]: URL: https://www.gradstudyabroad.ru/education-germany/tuition-fees-are-abolished-in-german-universities. (дата обращения: 10.04.2016).

8. Margret Wintermantel Fostering the internationalisation of German Higher Education: The DAAD 2020 Strategy, 6th November, 2013.

9. From the very beginning. [Электронный ресурс]: URL: https://www.daad.de/der-daad/ueber-den-daad/portrait/en/32996-from-the-very-beginning. (дата обращения: 10.04.2016).

10. Yasemin Karaka§oglu. The Internationalisation Strategy of the University of Bremen Brussels, November, 2013.

11.Matthew Knott. Germany tops 300,000 international students. [Электронный ресурс]: URL http://www.hothousemedia.com/stmnews/news/150730-Germany-tops.html (дата обращения: 15.04.2016).

12. SôderqvistM. Internationalization and its Management at Higher-Education Institutions. Applying Conceptual, Content and Discourse Analysis. Helsinki: HSE-Print, 2007. С. 270.

Анализ развития сельского хозяйства в РФ Проценко В. С.

Проценко Валентина Сергеевна /Protsenko Valentina Sergeevna - студент, экономический факультет, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье анализируется развитие сельского хозяйства в России, а также реализация Национального проекта «Развитие АПК». Выявлено, что, несмотря на происходящие структурные изменения, наблюдается качественное улучшение агропромышленного комплекса.

Ключевые слова: статистический анализ, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство.

В 2006 году Президент РФ В. В. Путин объявил о начале реализации Национального проекта «Развитие АПК». С этого момента одним из важнейших приоритетов государственной политики стало развитие агропромышленного комплекса. Национальный проект в сфере сельского хозяйства направлен на приоритетное развитие животноводства, преодоление демографического кризиса в отрасли, на борьбу с бедностью, создание современного конкурентоспособного сельхозпроизводства, а также на стимулирование развития малых форм агробизнеса. С 2008 года проект преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства.

В течение последних лет динамика совокупных расходов государства на сельское хозяйство остается неизменно положительной.

Согласно государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, объем бюджетных ассигнований на реализацию программы за счет средств федерального бюджета до 2020 года будет увеличиваться (Таблица. 1) [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.