Ф. Ф. Насибуллина, Р. А. Ахмедьянова
НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ НЕМЕЦКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ ДРЕЗДЕНСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, СВОБОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА БЕРЛИНА И УНИВЕРСИТЕТА ПОТСДАМА)
Ключевые слова: университеты Германии, интернационализация высшего образования.
Рассмотрены вопросы организации высшего образования, достижения в интернационализации образовательной деятельности, а также некоторые направления научных исследований, проводимых в вузах Германии.
Keywords: universities in Germany, stages of higher education.
The questions of higher education organization, internationalization of higher education, and some other fields of research, carried out in he Universities of Germany are examined in the following article.
Делегация Казанского национального исследовательского технологического университета с 28 ноября по 3 декабря 2011 года посетила ведущие университеты Германии: Берлинский свободный
университет, Дрезденский технический университет, Университет Потсдама.
Целью стажировки было изучение организации высшего образования, достижений в интернационализации образовательной деятельности, а также направлений и результатов научных исследований, проводимых в этих университетах Германии.
В настоящее время образовательная сфера рассматривается странами-партнерами Европейского Союза в качестве приоритета в совместной деятельности, направленной на интеграцию. Именно качественное образование есть фундамент для экономического роста и основа для процветания общества.
Дрезден является ведущим в Европе центром прогрессивных технологий, в составе которого работают свыше 120 научно-исследовательских учреждений. В настоящее время технический университет Дрездена (ТУД) является полноценным классическим университетом, в котором обучаются около 36 000 студентов. Более 3600 приехали из различных уголков мира. Преподавание ведется по 4 направлениям: инженерные науки, социальные и
гуманитарные науки, естественные науки и медицина.
Весь диапазон изучаемых специальностей представлен 14 факультетами. В ходе Болонского процесса, связанного с унификацией европейской системы образования в ТУД был осуществлен переход на обучение по программам, предусматривающим получение степеней бакалавра и магистра. При этом структурные изменения были произведены преимущественно в гуманитарных, социальных (Bachelor / Master of arts), а также естественно-научных направлениях (Bachelor / Master of science). Через 3-4 года обучения выпускникам присваивается первая профессионально-ориентированная степень бакалавра, а через следующие 1-2 года степень магистра.
Некоторые из инженерных специальностей в ближайшее время сохранят традиционную модель интегрированной пятилетней программы обучения.
До сегодняшнего дня в немецких университетах обучение по специальности проводилось по интегрированным пятилетним (одноступенчатым) программам, которые завершались либо получением диплома (в инженерных и естественнонаучных областях), либо диплома магистра (в гуманитарных областях), или сдачей государственного экзамена (профессии преподавателей, юриспруденция, медицина). По международным стандартам эти три квалификации равноценны и соответствуют степени магистра. В свою очередь, они являются условием поступления в аспирантуру. Большая часть студентов ТУД проходит обучение именно по таким программам.
Первые два года осуществляется базовое обучение (Grundstudium), которое ориентировано на приобретение теоретических знаний и завершается сдачей экзамена (Vordiplom - преддиплом). Этот экзамен является обязательным условием для дальнейшего продолжения обучения, но не является квалификационным. Последующая специализация -углубление знаний в выбранной области является основным этапом обучения и продолжается в течение 2-3 лет.
Основной чертой немецкой
образовательной системы является академическая свобода. Результатом «Академической свободы» являются исследовательские планы и расписания, которые университеты предлагают своим студентам. В основном, это главные принципы, которыми следует руководствоваться на втором этапе обучения после промежуточного экзамена (Vordiplom).
Особенностью немецких университетов является комбинация теоретического образования и передовых научных исследований. Студентам ТУД предоставлена уникальная возможность для проведения проектных работ в рамках текущей научно-исследовательской деятельности.
Преподаватели университета одновременно являются ведущими специалистами в различных
областях науки. Факультеты и кафедры университетов тесно сотрудничают с национальными и международными академическими учреждениями и научно-исследовательскими институтами, а также с экономической и промышленной сферами.
В ТУД имеется возможность пройти курс «включенного обучения». Под этим понимается временное обучение в течение 1-2 семестров. На частичное обучение могут претендовать студенты, которые зачислены в один из университетов родной страны. Во время обучения пребывания в ТУД студенты изучают отдельные дисциплины, но приобретение при этом какой-либо академической степени исключается.
В основном на частичное обучение приезжают студенты, принимающие участие в программе студенческого обмена ERASMUS или в других программах обмена, при условии, что между университетами заключен договор о двустороннем сотрудничестве.
На время пребывания в ТУД студенты должны разрабатывать свой учебный план, который должен быть заверен тьютором или куратором соответствующего факультета. Также стоит обратить внимание на систему кредитов ECTS (European Credit Transfer Sistem), которая является системой контроля учебной успеваемости и служит методом признания оценок, полученных за время обучения за границей. Для этого координаторам по студенческому обмену обоих университетов необходимо подписать так называемое «Соглашение об обучении» (Learning Agreement), дающее право на признание полученных оценок.
Свободный университет Берлина (Freie Universität Berlin - FU Berlin) - один из четырёх университетов столицы Германии, второй по величине после Берлинского университета имени Гумбольдта. Свободный университет был учреждён 4 декабря 1948 года в разделённом на оккупационные секторы послевоенном Берлине. Берлинский университет, основанный в 1849 году, оказался в советском секторе оккупации германской столицы и возобновил свою работу с разрешения Советской военной администрации в Германии в 1946 году. Политические разногласия между бывшими союзниками по коалиции проявились и в системе высшего образования. Необходимость основания нового, свободного университета назрела к концу 1947 года. В начале июня 1948 года был создан студенческий комитет, занявшийся подготовительной работой по созданию свободного университета, который в своём манифесте «Призыв к учреждению Свободного университета Берлина» обратился к общественности за поддержкой.
Занятия в Свободном университете начались 15 ноября 1948 года в зданиях Общества кайзера Вильгельма в берлинском районе Далем. Официальное мероприятие по поводу открытия нового университета состоялось лишь 4 декабря 1948 года в берлинском кинотеатре «Titania-Palast», который оказался самым крупным залом в американском секторе послевоенного Берлина. Первым ректором Свободного университета стал историк Фридрих Майнекке. Цели Свободного
университета отражены в его девизе, латинском изречении лат. Veritas - Iustitia - Libertas («Правда, Справедливость, Свобода»).
Свободный университет Берлина имеет большой опыт в сфере интернационализации высшего образования. Тематика прослушанных
нами лекций и практических занятий была посвящена главным образом международному сотрудничеству и интернационализации высшего образования, как в сфере обучения, так и в сфере проведения научных исследований.
Особенностью Свободного университета Берлина является программа FUBiS - это интенсивная академическая программа,
рассчитанная на 4-6 недель обучения, проходящая зимой и летом. Данная программа предполагает интенсивное изучение немецкого языка по пяти уровням в зависимости от степени владения языком. Кроме того, FUBiS предлагает изучение языка в рамках различных областей знаний. Занятия проводятся в основном на английском языке.
В качестве направлений обучения могут быть выбраны история, политика, литература, архитектура и искусство, культура и бизнес Программа предлагает студентам FUBiS много вариантов:
- сочетание языка и специальности, что позволяет студентам не только улучшить знание немецкого, но и углубить знания по предмету;
- сочетание языка и двух специальностей;
- интенсивный курс немецкого языка, что дает возможность студентам существенно повысить свой уровень знания языка.
- полуинтенсивный курс по одной из специальностей.
Факторами успеха данной программы являются ее доступность, удобное время проведения, качество и надлежащие условия обучения. В рамках программы «Международные связи» были заслушаны доклады Megan Brenn-White, Stephan Toepper, Sofia Krause, Ulrich Rossler и Thomas Schad.
Megan Brenn-White является
исполнительным директором организации «The Brenn-White Group», которая осуществляет помощь университетам в создании международных программ, стратегии их развития, предоставляет маркетинговые, редакционные и услуги
переводчиков. Компания опирается на работу опытных экспертов для обеспечения экономически выгодных услуг в области образовательных программ, которые помогают университетам наиболее эффективно конкурировать на мировом рынке. Она представила доклад «Международный маркетинг и коммуникации в сфере высшего образования». Доклад был посвящен современным тенденциям в развитии маркетинга в высшем образовании (высокий уровень профессионализма, создание веб-сайтов с интуитивно-понятным интерфейсом как для персональных компьютеров, так и для мобильных телефонов, использование средств массовой информации, микроблогов,
различных мультимедийных средств, работа в сообществах и социальных сетях). По ее мнению только такая разноплановая работа позволит привлечь максимальное количество обучающихся из различных стран.
Ulrich Rossler возглавляет команду образовательных программ поддержки исследований в Свободном университете Берлина в рамках научно -исследовательского отделения. Сотрудники службы оказывают помощь ученым и исследователям в Свободном университете по всем вопросам финансирования исследований и поддержки аспирантов. Они также доносят конкретную целевую информацию до заявителей из организаций и учреждений, которые обеспечивают внешнее финансирование, а также предлагают консультации по грантовым программам.
В его докладе, посвященном грантовой поддержке международных исследований, были освещены все этапы работы по поддержке исследователей для реализации их идей.
Thomas Schad представлял центр международных связей. В его докладе нашли отражение стратегические подходы к разработке партнерских программ, в качестве примера была представлена программа ERASMUS MUNDUS. Это программа по обмену и сотрудничеству в области высшего образования, направленная на повышение качества европейского высшего образования и содействие диалогу и пониманию между людьми и культурами через взаимодействие с третьими странами. В программе ERASMUS MUNDUS с 1987 г.участвуют около 90% европейских университетов. Программа ERASMUS MUNDUS 2009-2013 реализуется посредством следующих мероприятий:
- совместные программы ERASMUS MUNDUS на уровне магистратуры и докторантуры, включая стипендии/дотации на участие в данных программах;
- партнерства ERASMUS MUNDUS между ВУЗами Европейского Союза и третьих стран, включая стипендии и дотации для программ обмена на всех академических уровнях;
- продвижение европейского высшего образования через проекты по повышению привлекательности Европы как центра получения образования высочайшего качества на мировом уровне. Было показано, как данная программа реализуется в Индии на базе 5 университетов, имеющих соглашения со Свободным университетом Берлина.
Matthias Kuder представил доклад на тему Double and Joint degree программы в мировом контексте. Double degree программы предполагают обучение студентов двух или более ВУЗов по единой образовательной программе при этом дипломы выдаются каждым университетом отдельно. Joint degree программы предполагают получение одного диплома, узаконенного обоими университетами, а значит и странами, что значительно сложнее. Такие программы получили развитие в основном после 2001 года и Joint degree программ примерно в 8 раз меньше, чем Double degree программ. Оценка перспектив развития таких международных программ
показывает, что Россия в этом рейтинге занимает 11 место из 20 стран.
Университет Потсдама —
государственный университет в Германии. Расположен в предместьях Берлина. Кампусы университета есть в Потсдаме, Бранденбурге, в том числе Новый дворец Сан-Суси и парк Бабельсберг. Университет Потсдама образован в 1991 году и является одним из самых молодых университетов страны.
Посещение факультета математики и науки Потсдамского университета началось с ознакомления лаборатории применения
конденсированных сред Лаборатория размещена в нескольких комнатах, расположенных на 2 этажах одного из зданий университета. Имеются лаборатории химии для получения полимеров и композиционных материалов, лаборатории переработки полимеров и композитов, лаборатории модификации полимерных изделий, лабораторий изучения физико-химических, механических, оптических, электретных и электрических свойств. Оснащены лаборатории современным
оборудованием, ремонт и оснащение которого осуществляется в соответствии с договором о поставке и обслуживании фирмами-
производителями.
Факультет осуществляет прием и обучение иностранных студентов по 2-годовой магистерской программе. Программ состоит из 8 модулей, которые можно изучать в отдельности. Прием студентов осуществляется на платной основе по конкурсу (знание английского языка - обязательно). Программа организована совместно со Свободным университетом Берлина, Берлинским университетом Гумбольдта, Техническим университетом Берлина и Университетом Потсдама.
В университете проводится обучение русскому языку, в том числе по программе двойных дипломов с рядом российских университетов.
Иностранные студенты и аспиранты могут проходить стажировки в лаборатории применения конденсированных сред Потсдамского университета на платной основе. С Реймундом Герхардом достигнута договоренность о трехмесячной стажировке двух аспирантов КНИТУ по электретному материаловедению бесплатно.
Следует подчеркнуть еще одну отличную сторону немецких университетов - «Welcome Center» Университета Потсдама. Основной деятельностью данного центра является оказание поддержки по приему и адаптации иностранных студентов и профессорско-преподавательского состава, приезжающего из-за рубежа на учебу и для чтения лекций в Университет Потсдама.
Таким образом, в условиях глобализации мировой экономики особое значение и развитие приобретают международное сотрудничество в научной и образовательной сферах и интернационализация высшего образования.
Литература
1. Бакирова, И.Н. Стажировка в Великобритании. Часть 1. Научные исследования университетов в области
полимерных материалов / И.Н. Бакирова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, № 4. - С. 245-250.
2. Саитова, Д.А. Проблемы педагогического образования в современной Германии: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: / Саитова Диля Адегамовна. - М., 2005. - 138 с.
© Ф. Ф. Насибуллина - канд. фил. наук, ст. препод. каф. иностранных языков в профессиональной коммуникации КНИТУ, [email protected]; Р. А. Ахмедьянова- д-р техн. наук, проф. каф. технологии синтетического каучука КНИТУ, [email protected].