Научная статья на тему 'Международная образовательная деятельность'

Международная образовательная деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНО ПРИЗНАННЫЙ ЦЕНТР / КОНСОРЦИУМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / INTEGRATION / INTERNATIONALLY RECOGNIZED CENTER / CONSORTIUM / EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замятин Александр Владимирович, Кокарева Ирина Владиславовна, Бенсон Глеб Феликсович

В статье представлен опыт международного сотрудничества ТПУ в научно-образовательной сфере. Раскрыты приоритетные направления международной деятельности, дан анализ двусторонних связей с ведущими зарубежными вузами и реализуемых совместно с ними образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International academic activity

The paper covers positive experience of TPU international cooperation in research and education. It describes basic priority fields of international cooperation, provides analysis of existing bilateral relations with the leading foreign universities, as well as jointly implemented educational programs.

Текст научной работы на тему «Международная образовательная деятельность»

Из жизни вуза

95

Международная

образовательная

деятельность

А.В. ЗАМЯТИН, начальник управления международной образовательной деятельности И.В. КОКАРЕВА, начальник отдела Г.Ф. БЕНСОН, зам. начальника отдела

В статье представлен опыт международного сотрудничества ТПУ в научно-образовательной сфере. Раскрыты приоритетные направления международной деятельности, дан анализ двусторонних связей с ведущими зарубежными вузами и реализуемых совместно с ними образовательных программ.

Ключевые слова: интеграция, международно признанный центр, консорциум, образовательные программы.

Томский политехнический университет активно развивает международную деятельность с 1991 г., наверстывая упущенное за многие десятилетия своей истории. Во времена Советского Союза Томск - старейший в азиатской части России вузовский центр - был закрыт для посещения иностранцами, а потому возможности для развития международной деятельности во всех вузах города, в том числе в Томском политехническом институте, были предельно ограничены.

В 90-е годы прошлого века в ТПУ была создана необходимая инфраструктура для развития международной деятельности, открыты Русско-американский, Русско-немецкий, Русско-французский и другие центры. Они первыми начали выполнять международные проекты и, что очень важно, предлагать программы углубленной подготовки студентов и сотрудников университета по иностранным языкам.

К началу нового века наш вуз «созрел» до разработки и реализации третьей по счету Комплексной программы развития (на период 2001-2005 гг.), глобальной целью которой была провозглашена интеграция университета в мировое научно-образовательное сообщество. В рамках данной Комплексной программы был успешно выполнен ряд целевых программ, направленных на интернационализацию науки и образования, расширение международного сотрудничества с ведущими зарубежными университетами и научными центрами, на формирование имиджа ТПУ в мире, при-

влечение в университет иностранных студентов, совершенствование иноязычной подготовки студентов и сотрудников.

В результате выполнения целевых программ в университете открыты:

• Институт языковой коммуникации, где более 300 преподавателей-лингвистов начали массово обучать студентов иностранным языкам по программам, ориентированным на требования международных сертификатов (FCE, TOEFL, Zertifikat Deutsch, TEF);

• Институт международного образования, где стали учиться первые студенты из стран дальнего зарубежья (Кипра, Китая, Пакистана, Вьетнама и др.) и преподаваться курсы на английском языке (Electrical Engineering, Mechanical Engineering, Computer Sciences, Management и др.^;

• Центр профессиональной переподготовки специалистов нефтегазовой отрасли, где стартовала первая совместная с

96

Высшее образование в России • № 4, 2011

Heriot-Watt University (Великобритания) Double Degree магистерская программа Petroleum Engineering;

• Отдел международных образовательных программ, который приступил к системной подготовке программ университета к международной аккредитации (ABET, GATE, OUVS);

• Отдел менеджмента качества, обеспечивающий соответствие Системы менеджмента качества ТПУ требованиям международного стандарта ISO 9001:2000, а также другие подразделения, развивающие инфраструктуру, создающие среду и формирующие благоприятные условия для международного сотрудничества.

В процессе выполнения Комплексной программы, ориентированной на развитие международного сотрудничества, была утверждена новая редакция миссии и стратегического видения ТПУ как «международно признанного центра подготовки специалистов мирового уровня и инноваций в области высшего образования». Международное сотрудничество рассматривается в университете как эффективное средство повышения качества результатов научнообразовательной деятельности и обеспечения глобальной конкурентоспособности ТПУ по приоритетным направлениям.

Результаты международного сотрудничества достигаются мобилизацией различных ресурсов - человеческих, материальных, финансовых, информационных и организационных. В настоящее время инструментом долгосрочного планирования международной деятельности являются Программа развития ТПУ как национального исследовательского университета в 2009-2018 гг. и Комплексная программа развития университета на период 20112015 гг.

Стратегическая цель - позиционирование университета как международно признанного центра научных исследований и подготовки специалистов мирового уровня. Международная деятельность ведется по ряду основных направлений:

■ мониторинг мировых тенденций в

науке и образовании, изучение и освоение передового зарубежного опыта;

■ интернационализация и развитие научных исследований и образовательных ресурсов в соответствии с мировыми тенденциями;

■ презентация достижений университета в науке и образовании на международных конференциях, выставках, конкурсах;

■ публикация результатов исследований и разработок за рубежом;

■ международная аккредитация и сертификация образовательных программ и наукоемких разработок;

■ экспорт за рубеж научно-образовательной продукции и услуг;

■ международные академические обмены;

■ обучение иностранных студентов и аспирантов;

■ организация международных симпозиумов, конференций, семинаров;

■ формирование мультиязыковой и мультикультурной среды для международного сотрудничества;

■ развитие Интернет-сайта университета на иностранных языках;

■ позиционирование университета в мировых рейтингах.

Сегодня сотрудничество ТПУ с зарубежными университетами и научными центрами осуществляется в рамках 13 международных ассоциаций и консорциумов: IAU, IAUP, iNEER, EARMA, EAIE, UICEE, IGIP, SEFI, WFEO, CESAER, CLUSTER, EUA, TIME. Следует отметить, что ТПУ - единственный российский вуз, являющийся членом консорциумов ведущих технических университетов Европы CESAER (Conference of European Schools for Advanced Engineering Education and Research) и CLUSTER (Consortium Linking Universities of Science and Technology for Education and Research). Членство в этих международных организациях дает нам возможность развивать сотрудничество с лидерами инженерного образования в Европе и выполнять научно-образовательные проекты на мировом уровне.

Из жизни вуза

97

Активно развиваются двусторонние связи, установленные ТПУ с университетами Германии, Китая, Франции, Чехии, Великобритании, Японии, Южной Кореи и ряда других стран, а общее количество международных договоров и контрактов превышает 200. Основными направлениями сотрудничества в рамках международных договоров являются: совместная образовательная деятельность, научная и инновационная деятельность, академические обмены студентами, реализация совместных Double Degree-программ, сотрудничество в рамках деятельности международных научных лабораторий. Среди стратегических партнеров ТПУ отметим Heriot-Watt University (Великобритания), JiLin University (Китай), Karlsrue Institute of Technology и Technical University of Berlin, Technical University of Munich (Германия), Czech Technical University (Чехия), ParisTech, Paris Sud 11 (Франция).

В ТПУ реализуется широкий спектр программ академической мобильности студентов: академический обмен, включенное обучение, совместные с зарубежными вузами образовательные программы, образовательные программы международных консорциумов (TIME, Erasmus), языковые стажировки, тематические школы, стажировки, практики в зарубежных вузах и организациях. Программы академической мобильности осуществляются, как правило, на взаимной основе в соответствии с соглашениями, заключенными с зарубежными вузами-партнерами. На 2010 г. в университете действуют 65 договоров о реализации программ академических обменов, 12 договоров о разработке и реализации совместных образовательных программ, 7 договоров об организации языковых стажировок. Кроме того, ТПУ в составе консорциума из 12 российских и 8 европейских университетов выиграл проект Европейской комиссии Erasmus Mundus Action 2 (Erasmus Mundus Consortium “Multidisciplinary capacity-building for an improved economic, political and university co-operation between the European Union and the Russian Fede-

ration”), направленный на развитие потоков академической мобильности между студентами европейских и российских вузов. В 2010 г. в рамках программ академической мобильности 374 наших студента обучались и прошли стажировку в зарубежных университетах; ТПУ принял на обучение 107 студентов из 10 стран. С 2003 г. в вузе активно реализуются принципы Болонского процесса; выпускникам выдаются приложения к диплому европейского образца (Diploma Supplement).

Одним из приоритетных направлений международной деятельности является обеспечение международного признания качества основных образовательных программ университета. В 2005-2010 гг. около 30 образовательных программ были аккредитованы авторитетными аккредитационными агентствами: Accreditation Board for Engineering and Technology (ABET, США), Canadian Engineering Accreditation Board (CEAB, Канада), Ассоциацией инженерного образования России с присвоением европейского знака EUR-ACE.

В 2008 г. в университете введен в действие новый Стандарт основной образовательной программы (ООП) ТПУ, ориентированный на международные стандарты разработки, реализации и оценки качества ООП: планирование компетенций выпускников как результатов обучения (Learning Outcome-based Approach), использование

98

Высшее образование в России • № 4, 2011

кредитной системы ECTS (European Credit Transfer System) для оценки компетенций, выполнение требований международных стандартов ISO 9001:2008, европейских стандартов и руководств для обеспечения качества высшего образования (Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area) в рамках Болонского процесса, международных критериев качества образовательных программ (Washington Accord, Graduate Attributes and Professional Competencies, EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes.).

В 2009/10 учебном году разработаны и реализуются совместно с ведущими европейскими университетами следующие образовательные программы: High-T echno-logies Physics in Mechanical Engineering (Физика высоких технологий в машиностроении) - с Техническим университетом Берлина; Computer Networks and Telecommunications (Сети ЭВМ и телекоммуникации) - с Техническим университетом Мюнхена; Power Generation and Transportation (Производство и транспортировка электрической энергии) - с Чешским техническим университетом;

Environmental Problems in Geology (Экологические проблемы окружающей среды) - с Университетом Париж-Сюд 11;

Reservoir Evaluation and Management (Геология нефти и газа) - с Университетом Herriot-Watt; High Voltage Engineering and Physics (Техника и физика высоких напряжений) -

ZAMYATIN A., KOKAREVA I., BENSON G. INTERNATIONAL ACADEMIC ACTIVITY

The paper covers positive experience of TPU international cooperation in research and education. It describes basic priority fields of international cooperation, provides analysis of existing bilateral relations with the leading foreign universities, as well as jointly implemented educational programs.

Keywords: integration, internationally recognized center, consortium, educational programs.

с Университетом прикладных наук г. Аахен - и другие.

Томский политехнический университет выиграл два гранта по постановлению Правительства РФ № 220. Созданы две международные научно-образовательные лаборатории (МНОЛ) в рамках реализации данного постановления: МНОЛ-технологии водородной энергетики (руководитель -профессор Т.И. Сигфуссон, Исландия); МНОЛ неразрушающего контроля (руководитель - профессор Х.М. Кренинг, Г ер-мания). Университет участвует в выполнении ряда проектов по международным программам (TEMPUS, ErasmusMundus, FP7, Marie Curie).

В 2010 г. 607 сотрудников университета выезжали за рубеж (стажировки, обучение, чтение лекций, научная работа, конференции, симпозиумы, выставки); 420 студентов и аспирантов обучались и прошли стажировку в зарубежных университетах, выезжали на конференции, практику (ближнее и дальнее зарубежье); 43 иностранных специалиста были привлечены к научно-образовательному процессу в ТПУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.