Научная статья на тему 'Государственная политика интернационализации системы высшего образования'

Государственная политика интернационализации системы высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
917
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕЛИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ / СТРАНЫ ОЭСР / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС / РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчаров Д. А., Елкина А. С.

Процесс интернационализации высшего образования инициируется его субъектами на микро– и макроуровнях глобальной экономической системы. На макроуровне субъектом интернационализации высшего образования является государство. На основе анализа опыта интернационализации высшего образования в странах ОЭСР в статье выделяются основные цели и задачи формирования и реализации государственной политики по интернационализации системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная политика интернационализации системы высшего образования»

РЫНОК ТРУДА И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 339.94

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

государственный.

университет

e-mail:

macro@volgodon.ru

Процесс интернационализации высшего образования инициируется его субъектами на микро- и макроуровнях глобальной экономической системы. На макроуровне субъектом интернационализации высшего образования является государство. На основе анализа опыта интернационализации высшего образования в странах ОЭСР в статье выделяются основные цели и задачи формирования и реализации государственной политики по интернационализации системы высшего образования.

e-mail:

anya_elkina@mail.ru

Ключевые слова: интернационализация высшего образования, цели интернационализации, страны ОЭСР, экономический интерес, роль государства.

Исследования процесса интернационализации высшего образования начались в 1980-ых годах [8; S.102-103]. В современной, прежде всего, зарубежной литературе достаточно большое внимание уделено исследованию различных аспектов интернационализации высшего образования. Разные авторы вкладывают свой смысл в это понятие. Наиболее емкое и часто цитируемое определение «интернационализации высшего образования» было предложено в 1997 году и обновлено в 2004 году канадской исследовательницей Дж. Найт: интернационализация в сфере образования определяется ею как процесс включения международного межкультурного и глобального аспекта в цели, функции и методы предоставления высшего образования [14; р.11].

Основными субъектами интернационализации высшего образования являются государство (на макроуровне глобальной экономической системы) и вузы (на ее микроуровне). Именно эти два субъекта инициируют интернационализацию в системе высшего образования. Целенаправленность действий государства проявляется в формировании и реализации концепций и стратегий интернационализации национальной системы высшего образования, вузов - в разработке и реализации концепций, стратегий и программ по интернационализации их деятельности.

Будучи инициатором интернационализации национальной системы высшего образования, государство, реализующее в ее ходе национальные, прежде всего, экономические интересы, формирует условия для успешной интернационализации деятельности

вузов. В свою очередь вузы, способствуют достижению тех целей и задач, которые ставит перед собой государство.

Несмотря на то, что в процессе глобализации различных сфер жизнедеятельности человека и интеграции национальных систем образования (прежде всего, в финансовых аспектах их функционирования) роль государства несколько меняется [см.2], именно министерства образования все еще являются основными субъектами, формирующими политику в системе высшего образования, в том числе политику ее интернационализации. Формирование национальной стратегии интернационализации высшего образования, стандартов, критериев и требований, выделение бюджетных средств на развитие этого процесса, стимулирование и поощрение наиболее успешных в этом отношении вузов и др. являются направлениями деятельности государства как субъекта интернационализации высшего образования.

Помимо министерств образования, в осуществление процесса интернационализации высшего образования вовлечены министерства иностранных дел, министерства экономики, министерства социального развития или соответствующие им министерства. Так, например, в Японии, начиная с 1980-х годов, интернационализация стала лейтмотивом проводимых в стране реформ, охвативших экономическую, внешнеполитическую, социальную сферу, включавших, в том числе, реформу высшего образования [9; р.21].

Интернационализация хозяйственной жизни способствует достижению основных целей развития национальной системы хозяйства в общем и национальной системы высшего образования в частности. Исследователи выделяют экономические, политические, социальные и научно-образовательные цели интернационализации [14; р.21]. Таким образом, процесс интернационализации высшего образования является не только тенденцией (направлением развития) самой системы высшего образования, но и механизмом достижения экономических, политических и социальных целей развития государства.

Экономические цели заключаются в том, что интернационализация высшего образования является стимулирующим фактором развития международных экономических отношений, которые в свою очередь способствуют развитию рынка труда, проявлению финансовой инициативы, повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, становясь, таким образом, существенными факторами экономического роста страны. К политическим целям можно отнести интересы внешней политики (распространение сферы влияния государства), обеспечение национальной безопасности. Социальные цели интернационализации высшего образования подразумевают развитие общества с точки зрения культурного самосознания и межкультурного понимания.

Государства также заинтересованы в привлечении иностранных студентов, которые вносят существенный вклад в развитие экономик принимающих стран. Речь идет о прямых и косвенных расходах студентов при обучении за рубежом. Прямые расходы связаны с оплатой за обучение в вузах, а косвенные расходы включают всю совокупность издержек, связанных с проживанием в той или иной стране (расходы на жилье, питание, одежду, путешествия и т.д.). Так, например, в США в 2008/09 учебном году обучалось 671 616 иностранных студентов, которые потратили в стране около 24,171 млрд. долл. США. При этом приблизительно половина этой суммы была потрачена студентами на оплату образования, тогда как другая половина - на проживание в стране [23]. Совокупные расходы иностранных студентов в Австралии в 2007/08 учебном году составили 6,9 млрд. долл. США [16].

Исследования показывают, что экономические цели приобретают все большее значение для государств при формировании политики интернационализации высшего образования [14; р.22]. Все более жесткой и интенсивной становится конкуренция за иностранных студентов в странах-экспортерах образовательных услуг. В Великобритании общее финансирование программ по привлечению иностранных студентов на 2006/07 и 2007/08 учебные годы составило 27 млн. фунтов (48 млн. долл.) [19]. Средства инвестировали британское правительство, Британский Совет [1], университеты и частные компании. В 2009 году на реализацию рекламной компании «Учитесь в Австралии 2010» было направлено 3,5 млн. австр. долл. (2,8 млн. долл. США) [18].

Табл. 1 иллюстрирует различие подходов к обучению иностранных студентов в некоторых развитых странах, являющихся членами ОЭСР. В первую группу объединены страны, в которых иностранные студенты платят за обучение больше, чем местные студенты. Во второй группе стран дифференциация в оплате для иностранных студентов и студентов-резидентов отсутствует. В третьей группе стран плата за обучение в вузах не взимается.

Из таблицы видно, что в странах, где экспорт образовательных услуг является существенной статьей внешнеторгового баланса страны (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США), иностранные студенты платят за обучение больше, чем студенты-резиденты. Таким образом, иностранные студенты являются важным источником финансирования национальных систем высшего образования.

Таблица 1

Уровень оплаты обучения иностранных студентов в государственных вузах некоторых стран

Группы стран Страны Характеристики оплаты за обучение

1 Австралия, Австрия*, Бельгия*, Канада, Чехия*, Дания*, Эстония*, Ирландия*, Нидерланды*, Новая Зеландия, Россия, Турция, Великобритания*, США Для иностранных студентов плата за обучение выше, чем для студентов-резидентов

2 Франция, Германия, Италия, Япония, Корея, Мексика, Испания Плата за обучение для иностранных студентов равна плате для студентов-резидентов

3 Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция Нет платы за обучение ни для иностранных, ни для "своих"

* Оплата выше только для студентов из стран - не членов ЕС.

Источник: составлено автором по: Education at а Glance. 2010. OECD indicators. Indicator C2.3 /

OECD official website. Режим доступа: http://www.0ecd.0rg/data0ecd/45/39/45926093.pdf (дата обращения: 23.09.2010)

В Великобритании плата за обучение иностранных студентов, превышающая плату для местных студентов, была введена в 1980 году с приходом к власти правительства М. Тэтчер, что явилось частью проекта по коммерциализации государственных институтов [17; р.5-6]. В результате количество иностранных студентов сократилось с 90 000 чел. в 1978 году до 53 694 чел. в 1985 году. Однако с 1986 года количество иностранных студентов в Великобритании начинает стабильно расти. В 1997 году количество иностранцев в вузах страны, полностью оплачивающих свое обучение, составило 116 840 чел, в 2007 -239 210 чел. [20]. При этом вследствие более высокого уровня оплаты полного цикла обучения многие вузы Великобритании стремятся привлекать иностранных студентов не из стран ЕС [20].

Программа содействия интернационализации австралийского высшего образования (План Коломбо) была запущена еще в 1950 году. План Коломбо предполагал предоставление стипендий студентам из целого ряда стран АТР для обучения в Австралии. В 1970 году была полностью упразднена плата за обучение в австралийских вузах. В результате реализации этого плана Австралия стала лидером предоставления услуг сферы высшего образования в регионе. Переломным моментом для развития австралийской образовательной системы и политики интернационализации высшего образования стало опубликование в 1984 году Отчета комитета, который анализировал эффективность Австралийской программы финансовой поддержки зарубежных студентов. В Отчете были даны рекомендации не ограничивать количество иностранных студентов, если они соответствовали требованиям университета и были готовы оплатить полную стоимость обучения. В итоге в 1986 году вновь была введена оплата для иностранных студентов в размере од-

ной трети действительной стоимости обучения. Через некоторое время все иностранные студенты, не входящие в квоту, субсидируемую в рамках реализации Австралийской программы финансовой поддержки зарубежных студентов, стали оплачивать полную стоимость обучения в австралийских вузах [5; р.256]. В 2008 году в вузах Австралии, по данным ОЭСР, обучалось 230 635 иностранных студентов, что составляло почти 7% от общего количества студентов вузов, обучающихся за рубежом по всему миру [6].

По данным организации Международное австралийское образование (АЕ1) [4], представляющей интересы национальной системы образования на мировом рынке образовательных услуг, общее количество иностранцев, оплачивающих свое обучение, на всех уровнях образования в Австралии в 2008 году составило 460 000 человек [10]. При этом 37,7% студентов из этого числа обучались в вузах страны, 31% - профессиональнотехнических образовательных учреждениях, 18,4% - на курсах английского языка, 6% - в школах, 6% - в других учебных заведениях [10].

В то же время, извлечение экономической выгоды от экспорта услуг сферы высшего образования не является единственной причиной привлечения иностранных студентов и интернационализации системы высшего образования государствами. Данные таблицы 1 показывают, что в странах Северной Европы (за исключением Дании) обучение в вузах как для иностранных студентов, так и для местных студентов полностью покрывается государством. Тем не менее, привлечение иностранных студентов является важным направлением развития системы образования и в этих странах. Например, в Швеции доля иностранных студентов в общем количестве студентов вузов в 2008 году составляла более 10%, Норвегии - 7,6%, Исландии - почти 5%, Финляндии - 3,7% (см. рис. 1).

Рис. 1. Доля иностранных студентов в общем количестве студентов вузов в %, 2008 г.

Источник: Составлено автором по: Education at a Glance 2010. OECD Indicators. Indicator C2 / OECD official website. - 2010. - 470 p. Режим доступа:

http://statlinks.0ecdc0de.0rg/962010071P1G019.XLS (дата обращения: 23.09.2010).

Большую роль в формировании политики интернационализации высшего образования и привлечении иностранных студентов играют научно-образовательные и социо-

культурные цели интернационализации. Так, в середине 1990-х годов в Австралии началось переосмысление роли иностранных студентов в развитии национальной системы высшего образования [5; р.256]. Акцентирование роли иностранных студентов как источника экспортных доходов вузов сменилось отношением к иностранным студентам как к одной из составляющих процесса интернационализации высшего образования. Был сделан акцент на том, что основную выгоду от интернационализированное™ данной сферы (в том числе, от привлечения иностранных студентов) получают студенты-резиденты.

Понимание интернационализации высшего образования как способа повышения его качества образовательных услуг доминирует в европейских странах[15; р.152]. В Стратегии интернационализации высших учебных заведений Финляндии на 2009-2015 годы подчеркивается, что международное сотрудничество в процессе научных разработок, осуществляемых вузами, является способом повышения качества исследований и привлекательности финских вузов [21]. В стратегии интернационализации науки и исследований федерального правительства Германии подчеркивается необходимость сотрудничества в научной сфере деятельности вузов: «более 90% глобального знания генерируется за пределами Германии. Мы хотим использовать этот потенциал знаний с выгодой для исследований в Германии»[22]. В 2007 году Германская служба академических обменов (DAAD) выделила 100 млн. евро на стипендии студентам и исследователям для обучения и проведения исследований в Германии [13]. В государственном законе о высшем образовании Швеции указывается, что в своей деятельности учреждения высшего образования должны способствовать формированию знаний о других странах и международных условиях деятельности [24].

Ориентация на научно-образовательные цели интернационализации высшего образования характерна не только для стран Европы. Начиная с середины 1990-ых годов, правительство Японии стало направлять усилия на развитие преподавания иностранных языков в вузах и внедрение программ краткосрочного обмена для японских студентов. В 1998 году перед университетами была поставлена задача: стремиться обучать все большее количество людей, способных работать в международной среде [9; р.105]. Одновременно в стране уделяется внимание вопросам привлечения иностранных студентов в целях интернационализации образовательного опыта японских студентов. В 2008 году Японская организация поддержки студентов выделила более 13 млрд. йен (около 90 млн. евро) на программы поддержки иностранных студентов [11; 12; p.6], включающие предоставление стипендий иностранным студентам, внедрение программ международного обмена, обеспечение условий проживания иностранных студентов и др [11; 12; р.13-22].

Под влиянием деятельности таких международных организаций, как ЮНЕСКО и ОЭСР в экономически развитых странах мира одним из направлений интернационализации высшего образования является формирование у граждан чувства ответственности за всемирное экономическое, политическое и культурное развитие. Так, в Стратегии интернационализации вузов Финляндии глобальная ответственность выделяется в качестве одной из целей интернационализации, при этом указывается, что студенты вузов должны понимать глобальные проблемы и осознавать собственные возможности с точки зрения содействия всемирному равенству и устойчивому развитию [21]. Кроме того, интернационализация системы высшего образования способствует решению межкультурных проблем, возникающих в некоторых странах ввиду наплыва иммигрантов.

Что касается политических целей интернационализации высшего образования, то наиболее ярким историческим примером подобного рода является активное привлечение иностранных студентов из капиталистических стран на обучение в США и иностранных студентов из социалистических стран на обучение в СССР во времена холодной войны. Основная цель, которая стояла перед государствами в этот период, заключалась в распространении их политического влияния и «формировании правильной политической ориентации». Однако цель распространения политико-экономического влияния актуальна и в современных условиях. В 2009 году в США Палатой представителей был принят к рассмотрению Законопроект о внешних связях США на 2010 и 2011 года, целью которого является расширение влияния США в мире. Частью проекта указанного закона о внешних связях стал Закон о Фонде обучения за рубежом сенатора П. Саймона (Senator Paul Simon Study Abroad Foundation Act of 2009). Согласно Закону Саймона, через к 2020 году не менее одного миллиона американских студентов будут проходить зарубежные стажировки

по всему миру, с акцентом на развивающиеся страны. В 2010 и 2011 году выделяется 40 и 80 млн. долл., соответственно, на мероприятия, направленные на достижение поставленных целей, включая предоставление стипендий студентам, проходящим зарубежные стажировки [7]. Таким образом, США намериваются увеличивать свое влияние в развивающихся странах посредством отправки своих студентов в эти регионы.

Европейский союз оказывает большое политическое и экономическое влияние на стран-участниц, что отражается и на национальных системах высшего образования. Так, например, начало процесса интернационализации высшего образования в Финляндии связывают с активизацией процесса ее вступления в ЕС в конце 1980-ых - начале 1990-ых годов [3]. Необходимость использования принципов Болонской декларации отражается в стратегиях интернационализации европейских стран. Из таблицы 1 видно, что в тех европейских странах, в которых есть плата за обучение, нет разницы в оплате для студентов из ЕС и студентов-резидентов. Такая согласованность политики, регулирующей системы высшего образования в странах ЕС, ведет ко все большей интеграции экономического и политического пространства этого мегарегионального интеграционного объединения.

Помимо целей извлечения финансовой выгоды из экспорта образовательных услуг, экономические цели интернационализации высшего образования подразумевают содействие экономическому развитию страны, которое достигается благодаря повышению качества рабочей силы и установлению международных контактов. Так, в Норвегии государственная политика интернационализации базируется на идее о том, что инвестиции в сферу образования и научные исследования становятся ведущим фактором повышения международной конкурентоспособности страны [15; р.161]. Как указывается в государственной стратегии интернационализации высшего образования Финляндии, интернационализация вузов является ключом к интернационализации экономики и общества, вузы привлекают высокообразованную рабочую силу и зарубежные инвестиции.

Таким образом, процесс интернационализации высшего образования является важнейшим направлением развития современных систем высшего образования. При этом, как показывает анализ опыта реализации этого направления в странах ОЭСР, не только сами вузы, но и государство в лице министерств образования, министерств экономического развития и других может и должно формировать государственную политику, направленную на интернационализацию системы высшего образования и обеспечения ее конкурентоспособности в глобальной конкурентной среде.

Список литературы

1. Британский совет в России: Режим доступа: http://www.britishcouncil.org/ru/russia.htm (дата обращения: 2.02.2009)

2. Трубицына, Т.И. Национальная экономика в системе мирохозяйственных связей / Т.И. Трубицына // Национальная экономика. Изд. 2-е. - Саратов: Научная книга, 2007.

3. An International Strategy for Higher Education / King Saud University official website. P. 1. Режим доступа: http://ksu.edu.sa/sites/KSUArabic/Strategy/Documents/strategy_Finland_frum.pdf (дата обращения: 12.10.2009)

4. Australian Education International official website. Режим доступа: http://aei.gov.au/AEI/AboutAEI/Default.htm (дата обращения: 14.10.2010)

5. Cutbert, D. What Do We Really Know About the Outcomes of Australian International Education? A Critical Review and Prospectus for Future Research / D. Cutbert, W. Smith, J. Boey // Journal of Studies in International Education. - Sept. 2008. - Vol. 12.

6. Education at а Glance 2010. Indicator C2: Who studies abroad and where? Режим доступа: http://statlinks.oecdcode.org/962009061P1G018.XLS (дата обращения: 11.02.2011)

7. Foreign Relations Authorization Act for Fiscal Years 2010 and 2011/ Public policy / NAFSA:

Association of International Educators. Режим доступа:

http://www.nafsa.org/publicpolicy/default.aspx?id=16130#Simon (Дата обращения: 08.01.2009)

8. Hahn, К. Die Internationalizierung der Deutschen Hochshulen: Kontext, Kernprozesse, Konzepte und Strategien / K. Hahn. - Wiesbaden: VS Verlag fuer Sozialwissenschaften; GWV Fachverlage GmbH, 2004.

9. Huang, F. Internationalization of University Curricula in Japan: Major Policies and Practice Since the 1980s / F. Huang // Journal of Studies in International Education. 2006. Vol. 10.

10. International Student Numbers / IDP Education Pty Ltd. оfficial website. Режим доступа: http://www.idp.com/research/statistics/international_student_numbers.aspx (дата обращения: 12.04.2010)

11. Japan Student Service Organization Outline 2008-2009. 32 p. / JASSO official website.

Режим доступа: http://www.jasso.go.jp/about_jasso/documents/outline_2008.pdf (дата

обращения:

14.12.200

9)

12. Johanson, J. The mechanism of internationalization / J. Johanson, J.-E. Vahlne // Interna- tional Marketing Review. -1990. -Vol. 7.

13. Koch, K. Sizing Up the Competition: The Future of International Postsecondary Student

Enrollment in the United States. / K. Koch, M.F. Green. - Issue brief. Sept. 2009. / American Council of Education official website. Режим

доступа:

http://www.acenet.edu/Content/NavigationMenu/ProgramsServices/cii/pubs/ace/SizingUptheCompe tit ion_September09.pdf (дата обращения: 14.11.2009)

14. Knight, J. Internationalization Remodelled: Definition, Approaches and Rationales / J. Knight // Journal of Studies in International Education. 2004. Vol. 8. No. 1.

15. Luijten-Lub, A. On Cooperation and Competition: A Comparative Analysis of National Poli- cies for Internationalization of Higher Education in Seven Western European Countries / A. Luijten-Lub,

M. van der Wende, J. Huisman // Journal of Studies in International Education. 2005. Vol.

9.

16. Maslen, G. The real economic returns from foreign students / G. Maslen // University World

News. - 09. August 2009. Режим

доступа:

http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20090807095227556 (дата

обращения:

7.09.200

9)

17. Mazzarol, T. The Global Market for Higher Education. Sustainable Competitive Strategies for

the New Millennium. / T. Mazzarol, G.N. Soutar. - Cheltenham, UK; Northampton, MA, USA:

Edward

Elgar,

2002.

18. New “Study in Australia 2010” strategy introduced by government // Language. Travel

Maga- zine. / Hothouse media. Режим

доступа:

http://www.hothousemedia.com/ltm/ltmbackissues/aug09web/aug09news.htm (дата

обращения:

08.01.200

9)

19. Overseas students plans unveiled // BBC News. - 18. April 2006. Режим доступа:

http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/education/4917642.stm (дата обращения:

14.10.2008)

20. Paton, G. Foreign students double in a decade, says Universities UK / G. Paton // Tele-

graph.co.uk. Режим доступа: http://www.telegraph.co.uk/education/2963365/Foreign-students-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

double-

in-a-decade-says-Universities-UK.html (дата обращения:

08.01.2009)

21. Strategy for the Internationalisation of Higher Education Institutions in Finland. 20092015

/ Ministry of Education, Finand, 2009. - 60 P. Режим доступа:

http://www.minedu.fi/export/sites/default/OPM/Julkaisut/2009/liitteet/opm23.pdf?lang=fi (дата обращения: 11.01.2010)

22. Strengthening Germany's role in the global knowledge society. Strategy of the Federal

Gov- ernment for the Internationalization of Science and Research / Federal Ministry of Education and Research official website, 2008 - Р. 3. Режим

доступа:

http://www.bmbf.de/pub/Internationalisierungsstrategie-English.pdf (дата обращения:

12.10.2009)

23. The Economic Benefits of International Education to the United States for the 20082009

Academic Year: A Statistical Analysis / NAFSA: Association of International Educators. Режим

доступа:

http://www.nafsa.0rg/_/File/_/eis09/usa.pdf (Дата обращения:

07.01.2010)

24. The Internationalization of Higher Education in Sweden / Uppsala University official website.

P. 17. Режим доступа: http://www.inter.uadm.uu.se/pdf/0527R_en.pdf (дата обращения:

16.09.2009).

SYSTEM OF PUBLIC EDUCATION INTERNATIONATIONALISATION POLICY

D.A. OVCHAROV A.S. ELKINA

Volgograd State

University

e-mail: macro@volgodon.ru

The internationalization of higher education process is commonly initiated on micro- and macrolevels of the global economic system. The main subject to internationalize the national system of higher education is the state. The article determines goals and objectives of public policy aimed at internationalization of higher education, as well as the main points of its realization in the OECD coun- ties.

e-mail: anya_elkina@mail.ru

Key words: internationalization of higher education, goals of internationalization, OECD countries, economic interest, role of the government.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.