Научная статья на тему 'Анализ содержания понятия «Интернационализация высшего образования» в контексте педагогики'

Анализ содержания понятия «Интернационализация высшего образования» в контексте педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
739
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНУТРЕННЯЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДОМА / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / HIGHER EDUCATION INTERNATIONALIZATION / INTERNATIONAL EDUCATION / INTERNAL INTERNATIONALIZATION / INTERNATIONALIZATION AT HOME / ACADEMIC MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стенина Татьяна Львовна, Чамчиян Анна Олеговна

В данной статье представлен анализ содержания понятия «интернационализация высшего образования» в контексте педагогической науки и стремительно меняющейся в условиях глобализации парадигмы международного высшего образования. В разных частях света исследователи и практики процесса интернационализации высшего образования вкладывают различный смысл в содержание данного термина. Наличие множества формулировок, описывающих феномен интернационализации, сложность принятия единого определения ввиду многокомпонентности данного процесса, отсутствия единой модели и единого подхода к интернационализации различных вузов обусловливают необходимость систематизации существующих дефиниций в целях актуализации и модернизации понятийного аппарата педагогики. В статье предлагается обзор широкого круга концептов, определяющих интернационализацию с разных точек зрения. Авторы предпринимают попытку путем синтеза и интеграции знаний систематизировать существующую терминологию, научно обосновать правомерность ее применения в теоретическом анализе и практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content Analysis of the Higher Education Internationalization Concept in the Context of Education Science

The article provides a modern concept analysis of the higher education internationalization phenomenon in connection with pedagogical terminology and a rapidly changing situation in international higher education in the context of globalization. Internationalization researchers and practitioners from various universities and parts of the world define the internationalization differently. Multiple meaning as a result of complexity and different models and approaches used by universities all over the world clearly shows the need in current pedagogical terminology system unification and actualization. The article covers a wide range of concepts defining internationalization process from different points of view in order to substantiate use of the terms in the theoretical or methodological analysis as well as practice.

Текст научной работы на тему «Анализ содержания понятия «Интернационализация высшего образования» в контексте педагогики»

1УДК 378.4 ББК 74.58

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ

«ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИКИ

Т. Л. Стенина, А. О. Чамчиян

Аннотация. В данной статье представлен анализ содержания понятия «интернационализация высшего образования» в контексте педагогической науки и стремительно меняющейся в условиях глобализации парадигмы международного высшего образования. В разных частях света исследователи и практики процесса интернационализации высшего образования вкладывают различный смысл в содержание данного термина. Наличие множества формулировок, описывающих феномен интернационализации, сложность принятия единого определения ввиду многокомпонентности данного процесса, отсутствия единой модели и единого подхода к интернационализации различных вузов обусловливают необходимость систематизации существующих дефиниций в целях актуализации и модернизации понятийного аппарата педагогики. В статье предлагается обзор широкого круга концептов, определяющих интернационализацию с разных точек зрения. Авторы предпринимают попытку путем синтеза и интеграции знаний систематизировать существующую терминологию, научно обосновать правомерность ее применения в теоретическом анализе и практической деятельности.

Ключевые слова: интернационализация высшего образования, международное образование, внутренняя интернационализация, интернационализация дома, академическая мобильность.

CONTENT ANALYSIS OF THE HIGHER EDUCATION INTERNATIONALIZATION CONCEPT IN THE CONTEXT OF EDUCATION SCIENCE

T. L. Stenina, A. O. Chamchiyan

Abstract. The article provides a modern concept analysis of the higher education internationalization phenomenon in connection with pedagogical terminology and a rapidly changing situation in international higher education in the context of globalization. Internationalization researchers and practitioners from various universities and parts of the world define the internationalization differently. Multiple meaning as a result of complexity and different models and approaches used by universities all over the world clearly shows the need in current pedagogical terminology system unification and actualization. The article covers a wide range of concepts defining internationalization process from different points of view in order to substantiate use of the terms in the theoretical or methodological analysis as well as practice.

Keywords: higher education internationalization, international education, internal internationalization, internationalization at home, academic mobility.

аеятельность большинства современных университетов так или иначе включает в себя международную составляющую. лово университет этимологически связано с понятием ип^егБит ('вселенная') и может быть определено как некое международное пространство для получения и распространения универсального знания при тесном взаимодействии отдельных личностей или групп людей из разных частей света и с исполь-

зованием локальных и международных ресурсов. В последние два десятилетия на фоне усиления глобализации вузы столкнулись с понятием интернационализации, ставшим одним из ключевых наиболее обсуждаемых явлений в развитии высшего образования. Интернационализацию называют «одной из наиболее важных характеристик современных университетов», «одним из наиболее важных трендов последних десятилетий» [1, с. 3; 2, с. 6; 3, с. 83].

Объясняя связь и взаимное влияние процессов интернационализации и глобализации, многие ученые придерживаются той точки зрения, что интернационализация, с одной стороны, является закономерным ответом на глобализацию, а с другой - «проактивным инструментом модернизации высшего образования для успешного существования в условиях еще большей глобализации» [4, с. 24].

Ознакомление с зарубежными литературными источниками обнаруживает тот факт, что феномен интернационализации высшего образования не является новым явлением и изучается на протяжении некоторого времени, начиная со второй половины XX в. Историографические публикации отсылают нас к 1950-м гг., когда Бюро по вопросам образования и культуры Госдепартамента США приступило к реализации программы сенатора Джеймса Фулбрайта по организации и финансированию международных обменов в сфере образования [5, с. 85]. В настоящее время Программа Фулбрайта действует в 155 странах мира. К 1987 г. интернационализация становится одним из наиболее значительных и перспективных явлений в истории Американского высшего образования [6, с. 15]. В Великобритании восприятие интернационализации британскими университетами было обусловлено политикой Маргарет Тэтчер в 1980-е гг. Сегодня, в XXI в., интернационализация является главным инструментом подготовки высококвалифицированных кадров, «способных жить во взаимосвязанном мире и вносить свой вклад в развитие глобального общества» [7]. Данное утверждение верно не только для Великобритании, но и многих других стран, в том числе и России, что подтверждается широким обсуждением вопросов интернационализации на специально созданных рабочих площадках, призванных содействовать поиску новых ресурсов, эффективных механизмов и моделей интернационализации образования, таких как Национальный форум молодых лидеров международного образования "Community" [8]. С одной стороны, интернационализация является инструментом для повышения конкурентоспособности российских вузов на рынке образовательных услуг, с другой - это «своего рода испытание для национальной системы высшего образования в целом, поскольку речь

идет о присоединении к единому мировому образовательному пространству» [9, с. 109].

Ведущие мировые эксперты Э. Джонс (E. Jones) и Х. де Вит (H. De Wit), переосмысливая существующую концепцию интернационализации, отмечают стремительное изменение контекста международного высшего образования: переход от интернационализации как явления, характерного преимущественно для общества западных стран, где развивающиеся страны играли пассивную роль, к инкорпорированию в интернационализацию других подходов, учитывающих тот факт, что развивающиеся экономики и университетское сообщество в развивающихся странах мира видоизменяют современный ландшафт интернационализации [10, с. 25].

В России термин интернационализация высшего образования появился в научных трудах, документах и риторике отечественных исследователей и представителей высшего образования только в начале XXI в. В отечественных публикациях в большей мере рассматриваются проблемы распространения опыта зарубежных и фрагментарные достижения отдельных российских вузов, и в меньшей присутствуют попытки теоретического осмысления и систематизации нарождающейся отечественной практики интернационализации [11, с. 64; 12, c.158; 13, с. 1382].

Как зарубежные, так и отечественные исследователи констатируют наличие множества формулировок, описывающих феномен интернационализации высшего образования с разных позиций, а также подтверждают сложность принятия единого определения ввиду много-компонентности данного процесса, отсутствия единой модели, единого подхода к интернационализации различных вузов. Для того чтобы проследить историю развития понятия интернационализации высшего образования, нужно принять во внимание, что сам термин прошел долгий путь становления, обсуждения, подмены значения и смешения с другими терминами. Так, P. Рудзки (R. Rudzki), утверждая, что «одной из основных сложностей... является отсутствие общепринятого определения термина интернационализации», предложил свое, а именно: «процесс организационных изменений, обновления учебных планов, повышения квалификации преподавателей и мобильности студентов

с целью совершенствования образовательного и исследовательского процессов в качестве основной деятельности университетов» [14]. Данное определение, как мы видим, может быть применено ко множеству процессов, происходящих в вузе, затрагивающих, к примеру, реформирование образовательных программ и повышение квалификации сотрудников. Осложняет ситуацию также тот факт, что интернационализация принимает те или другие формы в зависимости от множества факторов, в контексте каждой конкретной страны, региона, национальной системы образования, университета, в которых данный процесс происходит. Анализ научных публикаций показал, что понятие «интернационализации», одно из самых распространенных и обсуждаемых в сфере высшего образования, нередко путают с другими понятиями, такими как «глобализация», «международное сотрудничество», «международная деятельность». Опираясь на высказывание Ф. Альтбаха (P. Altbach), считающего, что «глобализация способствовала усилению международной роли высшего образования и расширению масштаба интернационализации университетов» [15, с. 18], нужно отметить, что в отличие от глобализации, представляющей собой макроэкономический процесс, интернационализация затрагивает в основном один социальный институт - образование.

Понятия «академическая мобильность» и «интернационализация» также не являются тождественными друг другу. Различают внутреннюю интернационализацию (internationalization at home) и внешнюю интернационализацию (internationalization abroad). Определение границ понятия внутренней интернационализации - один из наиболее сложных моментов. Некоторые исследователи прибегают к определению от противного, отвечая на вопрос, что не является внутренней интернационализацией. Так, Б. Вахтер (B. Wachter) предлагает говорить о внутренней интернационализации как о «любой активности в сфере международной деятельности, за исключением исходящей академической мобильности студентов и сотрудников» [16, с. 6]. Здесь вскрывается противоречивость развития самого процесса интернационализации. Так, внутренняя интернационализация призвана заменить, а иногда и практиче-

ски искоренить исходящую мобильность. В то же время внутренняя интернационализация может быть двигателем внешней интернационализации, поскольку с помощью внутренней интернационализации студенты могут получить международные и межкультурные навыки, которые им пригодятся для обучения за рубежом. Кроме того, внутренняя интернационализация может подогреть интерес студентов для исходящей мобильности. В качестве уточнения хотелось бы отметить, что разница между внутренней интернационализацией и исходящей мобильностью, то есть обучением за рубежом, заключается, во-первых, в отсутствии полного круглосуточного погружения субъекта обучения в другую, международную образовательную и культурную среду, как это происходит в случае обучения за рубежом. Таким образом, для университета внутренняя интернационализация является возможностью наделить студентов международными и межкультурными компетенциями в родных стенах и при контролируемых обстоятельствах и условиях. Однако мы придерживаемся мнения, что исходящая мобильность и обучение за рубежом остаются, тем не менее, важным и ценным опытом.

В недавно опубликованной работе «Интернационализация высшего образования в парадигме «идеализм - утилитаризм» Роджер Яп Чао-мл. (Roger Y. Chao Jr.) делает вывод о том что «...интернационализация высшего образования превратилась в довольно широкое понятие, обозначающее целый спектр идей и видов деятельности, которые иногда перекрывают друг друга, а иногда друг другу противоречат» [17, с. 7]. Вывод нацеливает на необходимость систематизации определений, научного обоснования правомерности их применения в теоретическом анализе и практической деятельности. Под систематизацией в данном контексте мы понимаем синтез и интеграцию знаний, приводящие в итоге к модернизации понятийного аппарата педагогики в целом.

Известно, что «научное понятие, система научных понятий есть средство овладения объективным знанием, не зависящим от воли и желания субъекта» [18, с. 129], однако особенностью терминологии гуманитарных наук, и педагогики в том числе, является многозначность и синонимия, отсутствие единого подхода к фор-

мированию понятий. Так, существующая литературная база по вопросу интернационализации высшего образования предлагает широкий круг концептов, определяющих интернационализацию с разных точек зрения. Некоторые концепты включают секторальные, национальные и институциональные стратегии и меры, разработанные для включения международных, межкультурных или глобальных аспектов в существующие образовательные программы. Другие концепты фокусируют внимание на улучшении качества образования, росте инновационного и предпринимательского образования и связанном с ними управленческом

подходе к высшему образованию, увеличении экспорта образовательных услуг за счет привлечения иностранных студентов, а также разработке и развитии совместных партнерских образовательных программ и международных исследовательских проектов в высшем образовании. Различные точки зрения исследователей мы представили в таблице.

Анализируя подходы к понятию интернационализации, мы убедились в том, что его сущность меняется в зависимости от социального и исторического содержания процесса образования в глобальном измерении и от его изменяющихся социальных ориентаций.

Таблица

Видение процесса интернационализации некоторыми выдающимися исследователями интернационализации высшего образования

Ключевой аспект процесса интернационализации Определение понятия Автор определения, источник

Внедрение международного измерения Интернационализация на национальном, секторальном и институциональном уровнях определяется как процесс внедрения международного, межкультурного или глобального измерения в цели, задачи и методы высшего образования Джейн Найт (Jane Knight) — лектор Института образовательных исследований провинции Онтарио при Университете Торонто, Канада [19, c. 6]

Улучшение качества высшего образования Растущий фокус на международное образование повышает качество высшего образования на глобальном рынке труда, но также ставит вопрос оценки качества высшего образования Дирк Ван Дамм (Dirk Van Damme) — руководитель отдела инноваций и оценки эффективности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Париж, Франция [20, c.103]

Международное образование [Интернационализация] варьируется от ставших традиционными программ обучения за рубежом, которые позволяют студентам узнать другие культуры, до предоставления доступа к высшему образованию в тех странах, где местные университеты не справляются с потребностями экономики и рынка труда. Другие направления деятельности уделяют внимание развитию международного кругозора и навыков студентов с помощью программ языковой подготовки и развития межкультурного взаимопонимания Филип Альтбах (Philip Altbach) — исследователь, директор-основатель Центра по изучению международного высшего образования при Бостонском колледже, США. Джейн Найт (Jane Knight) — лектор Института образовательных исследований провинции Онтарио при Университете Торонто, Канада [21, c. 291]

Рост предпринимательства, менеджмент высшего образования Интернационализация необходима университетам для поддержания конкурентоспособности университетской бизнес-модели, которая отражает предпринимательскую культуру... университетов как цельных предпринимательских организаций Стэйси Годдард (Stacie Goddard) — профессор Колледжа Уэллсли, шт. Массачусетс, США [22, c. 38]

Рекрутинг иностранных студентов, академическая мобильность преподавателей Это поток студентов и сотрудников университетов в обоих направлениях, стратегические партнерства, совместные программы с зарубежными университетами Джон Филден (John Fielden) - директор консалтинговой фирмы в области менеджмента (Chems Consulting) в графстве Хемпшир, Великобритания [23, c. 32]

Развитие сотрудничества в сфере высшего образования Фокус на развитие сотрудничества для уменьшения рисков, увеличения конкурентоспособности, углубления и расширения базы знаний для исследований, предпринимательства и образования Ульрих Тайхлер (Ulrich Teichler) — профессор Международного центра по исследованиям высшего образования в Университете г. Кассель, Германия [24, c. 20]

По нашему мнению, определение Х. де Вита (H. De Wit) и Ф. Хантер (F. Hunter), суммирующее различные взгляды на интернационализацию высшего образования, и дополняющее известное определение, предложенное Дж. Найт (J. Knight), является наиболее актуальным и емким из множества существующих дефиниций:

Интернационализация высшего образования - целенаправленный процесс интеграции международного, межкультурного или глобального измерения в задачи, функции и методы обучения в сфере высшего образования с целью улучшения качества образования и исследований для всех участников образовательного процесса, а также внесения значимого общественного вклада ("The intentional process of integrating an international, intercultural or global dimension into the purpose, functions and delivery of post-secondary education, in order to enhance the quality of education and research for all students and staff and to make a meaningful contribution to society") [25, c.29].

Данное определение отражает актуальное видение интернационализации высшего образования, а также мнение многих исследователей из США, Австралии и стран ЕС о том, что интернационализация высшего образования должна стать более всеобъемлющей и менее элитарной; мобильность является и должна оставаться неотъемлемой частью интернационализированных учебных планов и международных образовательных программ, обеспечивающих доступ к международному образованию для всех обучающихся; интернационализация является не самоцелью, а скорее инструментом повышения качества образования; и кроме того, интернационализация не должна и не может иметь сугубо экономическую подоплеку.

Продолжением развития педагогических исследований, посвященных теме интернационализации, должен стать переход от описания опыта через объяснение к разработке собственных оригинальных концепций и моделей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Smith, A. International Education: A Question of quality [Text] / A. Smith // EAIE Occasional Paper 7. - Amsterdam: European Association for International Education, 1994.

2. Teichler, U. Internationalisation as a Challenge for Higher Education in Europe [Text] / U. Teichler // Tertiary Education and Management.

- 1999. - No. 5.

3. Davies, J. Issues on the Development of Universities' Strategies for Internationalisation [Text] / J. Davies // Millenium. - 1997. - Vol. 3, No. 11. - P. 68-83.

4. Globalization and internationalization in higher education: theoretical, strategic and management perspectives [Text] / F. Maringe, N. Foskett (Ed.). - 2010. - 324 pp.

5. Иванишкина, Ю. В. Процессы интернационализации и глобализации высшего образования в контексте государственных интересов США [Электронный ресурс] / Ю. В. Иванишкина // Вестн. Московского гос. гуманитар. ун-та им. М. А. Шолохова. История и политология. - 2013. - № 3. - С. 83-97. - Режим доступа: http://mggu-sh.ru/sites/default/ files/ivanishkina_0.pdf (дата обращения: 21.12.2015).

6. Wit, H. de. Internationalization of higher education in the United States of America and Europe: a historical, comparative, and conceptual analysis [Text] / H. de Wit. - 2002. - 270 c.

7. Higher Education Academy official website [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.heacademy.ac.uk/enhancement/ themes/internationalisation (дата обращения: 21.12.2015).

8. Национальный форум молодых лидеров высшего образования [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.utmn.ru/ studentam/interweek2015/#program (дата обращения: 21.12.2015).

9. Чамчиян, А. О. Краткосрочные образовательные программы для иностранцев в формате летних школ как инструмент интернационализации вузов [Текст] / А. О. Чамчиян // Изв. ВолгГТУ. - 2013. - № 2 (105). - С. 109-112.

10. Императивы интернационализации [Текст] / отв. ред. М. В. Ларионова, О. В. Перфильева.

- М.: Логос, 2013. - 420 с.

11. Барахтенова, Л. А. Интернационализация образования в экономическом вузе (модели, технологии, перспективы развития) [Текст] / Л. А. Барахтенова // Высшее образование в России. - 2013. - № 10. - С. 63-69.

12. Прохоров, А. В. Интернационализация как ведущая ценность академического сообщества [Текст] / А. В. Прохоров // Социально-экономические явления и процессы. 2012. -№ 3 (037). C. 157-161.

13. Chamchiyan, A. O. Higher education internationalization framework in the context of Russian higher education system [Text] / A. O. Chamchiyan // В мире научных открытий. -

2014. - No. 9.4 (57). - С. 1380-1401.

14. Rudzki, R. The strategic management of internationalisation: Towards a model of theory and practice [Электронный ресурс]: PhD dissertation (Education) / R. Rudzki. - Tyne: University of Newcastle, 1998 . - URL: http://hdl.handle. net/10443/149 (дата обращения: 21.12.2015).

15. Altbach, P. Higher education crosses borders [Text] / P. Altbach // Change Magazine. - 2004.

- No. 36. - C. 18-25.

16. Wachter, B. Internationalisation at home-the context [Text] / B. Wachter // Crowthere P. (et al.) (Ed.). Association for International Education. - 2000. - Р. 5-15.

17. Яп Чао-мл., Р. Интернационализация высшего образования в парадигме «идеализм - утилитаризм» [Электронный ресурс] / Р. Яп Чао-мл. // Международное высшее образование. -

2015, Зима. - № 78. - С. 7-9. - Режим доступа: http://5top100.ru/upload/iblock/3e5/whe_78_ spets-vypusk.pdf (дата обращения: 21.12.2015).

18. Горский, Д. П. Вопросы абстракции и образования понятий [Текст] / Д. П. Горский. -М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 351 с.

19. Knight, J. Internationalization remodeled: Definition, approaches, and rationales [Text] / J. Knite // Journal of Studies in International Education. - 2004. - Vol. 8 (1). - P. 5-31.

20. Van Damme, D. Quality issues in the internationalization of higher education [Text] / D. Van Damme // Higher Education. - 2001. - Vol. 41.

- P. 415.

21. Altbach, P. The internationalization of higher education: Motivations and realities [Text] / P. Altbach, J. Knite // Journals of Studies in International Education. - 2006. - Vol. 11 (34). - P. 290-305.

22. Goddard, S. E. Uncommon ground: Indivisible territory and the politics of legitimacy [Text] / S. E. Goddart // International Organization. -2006. - Vol. 60 (1). - P. 35-68.

23. Fielden, J. The practice of internationalization: Managing International Activities in UK Universities [Text] / J. Fielden. - UK Higher Education International Unit, 2008. 70 p.

24. Teichler, U. The changing debate on internationalisaton of higher education [Text] / U. Teicher // Higher education. - 2004. - Vol. 48. - P. 5-26.

25. EU Study on Internationalisation of higher education [Электронный ресурс]. - 2015. -320 p. - Режим доступа: http://www.europarl. europa.eu/RegData/etudes/STUD/2015/5403 70/IP0L_STU(2015)540370_EN.pdf (дата обращения: 21.12.2015).

REFERENCES

1. Smith A. International Education: A Question of quality. EAIE Occasional Paper 7. Amsterdam: European Association for International Education, 1994.

2. Teichler U. Internationalisation as a Challenge for Higher Education in Europe. Tertiary Education and Management. 1999, No. 5.

3. Davies J. Issues on the Development of Universities' Strategies for Internationalisation. MillenIum. 1997, Vol. 3, No. 11, pp. 68-83.

4. Maringe F., Foskett N. (Ed.) Globalization and internationalization in higher education: theoretical, strategic and management perspectives. 2010. 324 p.

5. Ivanishkina Yu. V. Protsessy internatsionalizat-sii i globalizatsii vysshego obrazovaniya v kon-tekste gosudarstvennykh interesov SShA. Vestn. Moskovskogo gos. gumanitar. un-ta im. M. A. Sholokhova. Istoriya i politologiya. 2013, No. 3, pp. 83-97. Available at: http://mggu-sh.ru/ sites/default/files/ivanishkina_0.pdf (accessed: 21.12.2015).

6. Wit H. de. Internationalization of higher education in the United States of America and Europe: a historical, comparative, and conceptual analysist. 2002. 270 p.

7. Higher Education Academy official website. Available at: https://www.heacademy.ac.uk/en-hancement/themes/internationalisation (accessed: 21.12.2015).

8. Natsionalnyy forum molodykh liderov vys-shego obrazovaniya. Available at: http://www. utmn.ru/studentam/interweek2015/#program (accessed: 21.12.2015).

9. Chamchiyan A. O. Kratkosrochnye obrazo-vatelnye programmy dlya inostrantsev v formate letnikh shkol kak instrument internatsion-alizatsii vuzov. Izv. VolgGTU. 2013, No. 2 (105), pp. 109-112.

10. Larionova M. V., Perfilyeva O. V. (Ed.) Impera-tivy internatsionalizatsii. M.: Logos, 2013. -420 s.

11. Barakhtenova L. A. Internatsionalizatsiya obra-zovaniya v ekonomicheskom vuze (modeli, tekhnologii, perspektivy razvitiya). Vysshee ob-razovanie v Rossii. 2013, No. 10, pp. 63-69.

12. Prokhorov A. V. Internatsionalizatsiya kak ve-dushchaya tsennost akademicheskogo soob-shchestva. Sotsialno-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. 2012, No. 3 (037), pp. 157-161.

13. Chamchiyan A. O. Higher education internationalization framework in the context of Russian higher education system. Vmire nauchnykh otkrytiy. 2014, No. 9.4 (57), pp. 1380-1401.

14. Rudzki R. The strategic management of internationalisation: Towards a model of theory and practice: PhD dissertation (Education). Tyne: University of Newcastle, 1998. Available at: http://hdl.handle.net/10443/149 (accessed: 21.12.2015).

15. Altbach P. Higher education crosses borders. Change Magazine. 2004, No. 36, pp. 18-25.

16. Wachter B. Internationalisation at home-the context. In: Crowthere P. (et al.) (Ed.). Association for International Education. - 2000. - P. 5-15.

17. Yap Chao-jr. R. Internatsionalizatsiya vysshego obrazovaniya v paradigme "idealizm - utilita-

rizm". Mezhdunarodnoe vysshee obrazovanie. 2015, Zima, No. 78, pp. 7-9. Available at: http://5top100.ru/upload/iblock/3e5/whe_78_ spets-vypusk.pdf (accessed: 21.12.2015).

18. Gorskiy D. P. Voprosy abstraktsii i obrazovaniya ponyatiy. Moscow: Izd-vo AN SSSR, 1961. 351 p.

19. Knight J. Internationalization remodeled: Definition, approaches, and rationales. Journal of Studies in International Education. 2004, Vol. 8 (1), pp. 5-31.

20. Van Damme D. Quality issues in the internationalization of higher education. Higher Education. 2001, Vol. 41, p. 415.

21. Altbach P., Knight J. The internationalization of higher education: Motivations and realities. Journals of Studies in International Education.

- 2006. - Vol. 11 (3-4). - P. 290-305.

22. Goddard S. E. Uncommon ground: Indivisible territory and the politics of legitimacy. International Organization. 2006, Vol. 60 (1), pp. 35-68.

23. Fielden J. The practice of internationalization: Managing International Activities in UK Universities. UK Higher Education International Unit, 2008. 70 p.

24. Teichler U. The changing debate on internationalisaton of higher education. Higher education.

- 2004, Vol. 48, pp. 5-26.

25. EU Study on Internationalisation of higher education. 2015. 320 p. Available at: http://www. europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/20 15/540370/IP0L_STU(2015)540370_EN.pdf (accessed: 21.12.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стенина Татьяна Львовна, проректор по работе с молодежью, доцент кафедры политологии, социологии и связей с общественностью, доктор педагогических наук, Ульяновский государственный технический университет

email: stl@ulstu.ru

Stenina Tatyana L., Vice-rector for student affairs, associate professor, Politics, Social Sciences and Public Relations Department, ScD in Education, Ulyanovsk State Technical University e-mail: stl@ulstu.ru

Чамчиян Анна Олеговна, начальник отдела академической мобильности и международных образовательных программ, аспирантка кафедры политологии, социологии и связей с общественностью, Ульяновский государственный технический университет e-mail: a.chamchiyan@gmail.com

Chamchiyan Anna O., Head of Department for Academic Mobility and International Programs, Post-graduate student, Politics, Social Sciences and Public Relations Department, Ulyanovsk State Technical University e-mail: a.chamchiyan@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.