Научная статья на тему 'Экспорт российского образования в страны Африки: вызовы и ресурсы развития'

Экспорт российского образования в страны Африки: вызовы и ресурсы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2952
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспорт образования / студенческая мобильность / национальный проект «Образование» / иностранные студенты / трудоустройство выпускников / Африка / Россия / export of education / student mobility / national project “Education” / foreign students / graduate employment / Africa / Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ручкин Александр Борисович

В статье рассматривается развитие экспорта российского образования в контексте нового внешнеполитического курса, направленного на активизацию сотрудничества со странами Африки. Актуальность данной проблематики связывается с сужением традиционных для российских вузов образовательных рынков в странах СНГ, обострением конкуренции в странах Азии и необходимостью поиска новых способов привлечения иностранных студентов на глобальном образовательном пространстве. Вызовы, с которыми сталкиваются российские вузы в регионе, связаны с разворачивающейся «схваткой за Африку» основных стран-экспортеров, располагающих значительным ресурсным преимуществом при продвижении своих государственных, коммерческих и гуманитарных проектов и интересов. Российская государственная политика в области поддержки экспорта образовательных программ находится в стадии формирования. Выполнение целей национального проекта «Образование», предусматривающего в части экспорта образования двукратное увеличение численности иностранных студентов в российских вузах к 2024 г., требует более четкого выделения приоритетных географических направлений продвижения вузов с включением Африканского континента в их число. Главным фактором успешного продвижения на зарубежных рынках становится подготовка выпускников, адаптированных к современным условиям и востребованных на глобальном рынке труда. Ключевым ресурсом развития африканского направления экспорта автор видит организацию системного и многопланового взаимодействия вузов с российскими и зарубежными компаниями, активно работающими в регионе. Изучение текущей практики научно-образовательно-индустриального партнерства в регионе показывает, что активное участие вузов в проектной деятельности по решению важных социальных проблем приводит в итоге к существенному увеличению набора иностранных студентов, укреплению авторитета российской системы образования и способствует реализации внешнеполитического курса на взаимовыгодное сотрудничество со странами континента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPORT OF RUSSIAN EDUCATION TO AFRICAN COUNTRIES: CHALLENGES AND RESOURCES OF DEVELOPMENT

The article discusses the development of export of Russian education in the context of a new foreign policy aimed at enhancing cooperation with African countries. The relevance of this issue is associated with the narrowing of the educational markets in the CIS countries traditional for Russian universities, increased competition in Asian countries and the need to find new ways of attracting foreign students in the global educational space. The challenges that Russian universities face in the region are connected with the unfolding “fight for Africa” between the main exporting countries that have a significant resource advantage in promoting their governmental, commercial and humanitarian projects and interests. The Russian state policy in support of the export of educational programs is in the formative stage. The fulfillment of the goals of the national project “Education”, which, in terms of the export of education, provides for a two-fold increase in the number of foreign students at Russian universities by 2024, requires a clearer identification ofpriority geographical areas for the promotion ofuniversities, including the African continent. The main factor for successful promotion in foreign markets is the training of graduates who will be adapted to modern conditions and in demand in the global labor market. The author sees the organization of the systemic and multi-faceted interaction of universities with Russian and foreign companies actively working in the region as a key resource for the development of African export. The study of the current practice of scientific-educational-industrial partnership in the region shows that the active participation of universities in project activities to solve important social problems leads to a significant increase in the recruitment offoreign students, strengthening the authority ofthe Russian education system and contributes to the implementation of foreign policy for mutually beneficial cooperation with countries on the continent.

Текст научной работы на тему «Экспорт российского образования в страны Африки: вызовы и ресурсы развития»

ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК

В XXI ВЕКЕ

йО!: 10.17805^ри.2019.2.2

Экспорт российского образования в страны Африки: вызовы и ресурсы развития

А. Б. Ручкин

Центр образования и культуры «ГРИНТ», г. Москва

В статье рассматривается развитие экспорта российского образования в контексте нового внешнеполитического курса, направленного на активизацию сотрудничества со странами Африки. Актуальность данной проблематики связывается с сужением традиционных для российских вузов образовательных рынков в странах СНГ, обострением конкуренции в странах Азии и необходимостью поиска новых способов привлечения иностранных студентов на глобальном образовательном пространстве.

Вызовы, с которыми сталкиваются российские вузы в регионе, связаны с разворачивающейся «схваткой за Африку» основных стран-экспортеров, располагающих значительным ресурсным преимуществом при продвижении своих государственных, коммерческих и гуманитарных проектов и интересов. Российская государственная политика в области поддержки экспорта образовательных программ находится в стадии формирования. Выполнение целей национального проекта «Образование», предусматривающего в части экспорта образования двукратное увеличение численности иностранных студентов в российских вузах к 2024 г., требует более четкого выделения приоритетных географических направлений продвижения вузов с включением Африканского континента в их число. Главным фактором успешного продвижения на зарубежных рынках становится подготовка выпускников, адаптированных к современным условиям и востребованных на глобальном рынке труда. Ключевым ресурсом развития африканского направления экспорта автор видит организацию системного и многопланового взаимодействия вузов с российскими и зарубежными компаниями, активно работающими в регионе. Изучение текущей практики научно-образовательно-индустриального партнерства в регионе показывает, что активное участие вузов в проектной деятельности по решению важных социальных проблем приводит в итоге к существенному увеличению набора иностранных студентов, укреплению авторитета российской системы образования и способствует реализации внешнеполитического курса на взаимовыгодное сотрудничество со странами континента. Ключевые слова: экспорт образования; студенческая мобильность; национальный проект «Образование»; иностранные студенты; трудоустройство выпускников; Африка; Россия

ВВЕДЕНИЕ

Визит министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова в Анголу, Намибию, Мозамбик, Зимбабве и Эфиопию, состоявшийся весной 2018 г., обозначил новый вектор российской внешней политики. Возвращение России в Африку происходит в условиях жесткой глобальной конкуренции. Страны континента взаимодействуют с Западом

и Востоком, выбирая оптимальные для себя условия сотрудничества. Товарооборот с новым ключевым партнером — Китаем — составляет 300 млрд долл. США и превышает американские и российские показатели в 3 и почти 70 раз соответственно (Куль-кова, 2018: Электронный ресурс). Количество институтов Конфуция, известных центров «мягкой силы», только за последние несколько лет выросло на континенте вдвое и приближается к 60. Для продвижения российских интересов в этом регионе как никогда востребованы решения, способные компенсировать недостаток выделяемых средств и упущенные десятилетия. Включение образования в обновленную повестку российско-африканских отношений представляется экспертам на этом фоне оправданным и закономерным. Значительный вклад СССР в подготовку национальных кадров и накопленный опыт широкомасштабного гуманитарного сотрудничества, с одной стороны, и важность развития современного образования в контексте перспективного планирования «Повестки дня 2063», перспективного плана, предложенного Африканским союзом, — с другой, открывают для участников российской образовательной системы новые перспективы.

Что препятствует сегодня активному продвижению российских вузов в этом регионе и какие резервы роста могут быть использованы для развития экспорта образовательных программ в контексте нового поворота к Африке — эти вопросы имеют сегодня большое научное и практическое значение и требуют внимательного изучения.

ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

В начале 1990-х годов за пределами своих стран обучалось 1,2 млн человек. К началу XXI в. их число увеличилось до 2,9 млн, а к 2015 г. достигло отметки в 4,6 млн (A World on the Move, 2018: Электронный ресурс). По прогнозам, в 2022 г. уже 7 млн человек будут получать высшее образование за рубежом (Neghina, 2017: Электронный ресурс). Национальные системы высшего образования наращивают конкуренцию за привлечение иностранных студентов. Лидерство уверенно удерживают США, принимая у себя почти четверть всех студентов, выбравших учебу за рубежом (NAFSA, 2018: Электронный ресурс). На втором месте Великобритания (11%), а всего на пять англоговорящих стран (США, Великобритания, Австралия, Канада и Новая Зеландия) приходится 50% всех иностранных студентов.

За вторую половину мирового образовательного пирога разворачивается серьезная борьба. Среди лидеров Китай (10%), Франция (7%), Германия и Россия (по 6%) (A World on the Move, 2018: Электронный ресурс). Утверждаются и реализуются дорожные карты по стимулированию этого направления экспорта. Китай принимает в своих вузах 440 000 иностранных студентов и планирует довести это число до 500 000 к 2020 г. Франция рассчитывает увеличить количество иностранных студентов в полтора раза — до 470 000 к 2025 г. Япония объявила о двукратном увеличении иностранных студентов к 2020 г. и выходе на показатель в 300 000 иностранцев в вузах страны. Германия уже в 2018 г. досрочно выполнила план по набору 340 000 контингента иностранных студентов (цель была запланирована на 2020 г.) и уверенно продолжает движение вперед (Measuring up ... , 2018: Электронный ресурс).

Несмотря на то что основная конкуренция по-прежнему разворачивается за студентов из Китая и Индии, африканский рынок высшего образования давно уже находится под пристальным вниманием международных экспертов. К 2100 г. африканская молодежь превзойдет по численности сверстников из Азии. Но уже сегодня стреми-

тельный рост возрастной группы 15-24 лет дает о себе знать. За последние 15 лет число студентов в странах Африки южнее Сахары увеличилось с 2,25 до 6,34 млн. Спрос на высшее образование со стороны растущего среднего класса — это огромное поле предстоящей работы для национальных правительств и открытых возможностей для иностранных вузов. По оценкам французского Агентства по продвижению высшего образования Кампус Франс, в 2015 г. 373 000 студентов из Африки проходили обучение за рубежом. Примерно половина из них уезжает из семи стран: Нигерии, Марокко, Алжира, Камеруна, Туниса, Зимбабве и Кении (The international mobility of African students, 2016: Электронный ресурс). Среди наиболее популярных направлений Франция (26,5% от общего числа обучающихся за рубежом из этого региона), ЮАР (9,5%) и Великобритания (9,3%) (Marshall, 2016: Электронный ресурс).

В последнее время география академической мобильности африканских студентов значительно расширилась за счет США (9,3%); Германии (4%); Саудовской Аравии (3,7%); Канады (3,4%); Малайзии (3,2%); Италии (2,6%) и Австралии (6,2%) (The international mobility of African students, 2016: Электронный ресурс). Согласно недавно опубликованным данным Министерства образования КНР, количество африканских студентов увеличилось там за десятилетие с 2700 до 50 000 человек, что выводит страну в число явных лидеров на этом образовательном рынке (Mohamedbhai, 2018: Электронный ресурс). Среди новых тенденций отметим развитие внутриконтинентальной студенческой мобильности. В Африке складываются региональные образовательные «хабы», замыкающие на себя потоки студентов из близлежащих стран. Такими центрами для Южной Африки становятся ЮАР и Ангола, для Северной — Тунис и Марокко, для Западной — Сенегал и Гана, для Восточной — Кения и Уганда (Wondwosen, 2018: Электронный ресурс).

Мобильность африканских студентов способствует дальнейшей интеграции стран континента. В мае 2017 г. пять стран (Кения, Уганда, Танзания, Руанда и Бурунди) выступили с инициативой о создании восточноафриканского пространства высшего образования. После разработки и согласования единого образовательного стандарта все студенты этого региона смогут свободно перемещаться по региону и поступать в вузы всех стран без дополнительных экзаменов, а академические кредиты будут за-считываться во всех вузах региона.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ» КАК ОСНОВА НОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ

Вопросам развития государственной политики в области поддержки нематериального экспорта в последние годы уделяется значительное внимание. В 2017 г. был разработан и утвержден национальный приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», согласно которому за восемь лет количество иностранных студентов должно было вырасти с 220 тыс. человек до 710 тыс. в 2025 г., а объем средств, полученных от экспорта российского образования, к этому же времени должен был вырасти в 5 раз (О приоритетном проекте ... , 2017: Электронный ресурс). Важно отметить, что в проекте были впервые зафиксированы целевые показатели будущих доходов от экспорта образовательных программ. Была сделана попытка стимулировать развитие предпринимательской энергии вузов и повысить доходность их деятельности за счет активизации и оптимизации работы на внешних рынках.

Российской высшей школе не свойственно восприятие своей деятельности через призму отраслевых экономических параметров, не говоря уже о категориях доходности и прибыли. В сфере интернационализации и международной деятельности вуза привлечение платных иностранных студентов рассматривается как задача второстепенная, значительно уступающая борьбе за позиции в рейтингах. Поэтому при сопоставимой с ведущими странами-экспортерами численности иностранных студентов поступлений от них в национальный бюджет оказывается существенно меньше. Менее половины студентов-иностранцев оплачивают свое обучение сами, большинство обучается на средства российского бюджета (квоты, стипендии и т. д.). Экономический уклон в подходах к экспорту образования оказался недолговечным. В ходе организационных трансформаций органов управления российским образованием национальный проект претерпел существенные изменения. Сегодня экспортная стратегия российской системы образования обозначена в рамках нового национального проекта «Образование», разработанного Минпросвещения России в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и утвержденного по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г.

«Экспорт образования» — один из десяти федеральных проектов, объединенных в рамках национального проекта «Образование», призван обеспечить «глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» (Опубликован паспорт ... : Электронный ресурс).

Что касается целевых показателей, то к концу 2024 г. количество иностранных студентов должно увеличиться до 425 тыс. человек, т. е. в 2, а не в 3 раза, как планировалось ранее. Тем не менее и этот показатель требует концентрации сил и координации усилий. В рамках национального проекта запланирована разработка комплексного плана не только привлечения иностранных студентов, но и последующего трудоустройства в российских и транснациональных компаниях за рубежом. Профессиональное обсуждение этого проекта только набирает ход, и с его учетом, вероятнее всего, произойдет детализация и коррекция отдельных положений проекта, адаптация его к реалиям российского и мирового рынка образовательных услуг. Однако фиксацию в проекте государственных подходов к развитию экспорта образования нельзя не приветствовать как появление отправной точки для координации работы министерств и ведомств, вовлеченных во внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность (Паспорт национального проекта «Образование», 2019).

РОССИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ АФРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ

В 2016/17 учебном году в России обучалось 313 тыс. иностранных студентов, из которых на дневном отделении — 229 тыс. и почти 84 тыс. на заочном (Арефьев, 2018а: Электронный ресурс). Более половины студентов приезжают из СНГ, еще четверть — из стран Азии. Африка как источник абитуриентов не потеряла своего значения для российских вузов. Студенты из стран Африки южнее Сахары сегодня составляют

5,3% от всех иностранных студентов, обучающихся в России, опережая число студентов из Европы (4,5%), Америки (около 3%), уступая студентам из стран Ближнего Востока и Северной Африки (8%).

В последнее время динамика студенческой мобильности из африканских стран остается положительной. За 2003-2017 гг. число студентов выросло с 4282 до 13 252 человек, что составляет примерно половину от показателей советского периода, когда ежегодно в СССР проходило обучение более 30 тыс. человек. Изменилась внутрикон-тинентальная география студентов. Среди Топ-10 стран, отправивших в российские вузы своих студентов, нет Эфиопии, Мадагаскара, Мали и Танзании. Наибольшее количество студентов в 2017 г. прибыло из Нигерии (2022 чел.), Анголы (1379 чел.), Ганы (1093 чел.), Республики Кого (952 чел.), Замбии (782 чел.), Камеруна (740 чел.), Кот-д'Ивуара (772 чел.), Намибии (537 чел.), Демократической Республики Конго (490 чел.) и ЮАР (410 чел.) (Арефьев, 2018Ь: Электронный ресурс).

Наиболее востребованными направлениями подготовки для африканских студентов традиционно являются медицинские, инженерно-технические и управленческие специальности. По приему студентов из региона среди вузов лидируют Российский университет дружбы народов, Тамбовский государственный университет, Курский государственный медицинский университет, Нижегородский государственный университет, Северо-Кавказский федеральный университет, Нижегородская государственная медицинская академия, Белгородский государственный университет, Рязанский государственный медицинский университет, Белгородский государственный технологический университет.

Наш интернет-опрос представителей вузов — участников Второго форума по международному образованию «Экспорт образования: стандарты, модели, ресурсы», в котором приняли участие представители государственных, общественных, частных организаций и высших учебных заведений из 14 стран мира (г. Москва, 28-29 марта 2018 г.), где были представлены тематические секции по вопросам развития российско-африканской студенческой мобильности, выявил растущую заинтересованность вузов в продвижении своих программ на континенте.

Многие вузы принимают у себя студентов более чем из 20 африканских стран и готовы к дальнейшему расширению континентальной географии. Наиболее перспективными образовательными направлениями, согласно опросу, представляются такие страны, как Кения, Нигерия, Конго, Гана, Ангола, Гвинея, Гвинея-Бисау, Бенин, Эфиопия, Танзания, Сьерра-Леоне, Мадагаскар, Мали. В поле зрения отдельных вузов находятся Джибути, ЮАР, Намибия, Зимбабве, ЦАР и Замбия. Ряд вузов выделил в качестве приоритетных регионов страны Северной Африки (Тунис, Марокко, Египет). Примерно у 80% принявших участие в этом опросе сформированы бюджеты на продвижение вузов в регионе и целевые показатели набора, варьирующегося от 10-50 (60% ответивших) до 50-100 человек соответственно (22% ответивших).

ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА С РОССИЙСКИМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ КОМПАНИЯМИ В СТРАНАХ АФРИКИ

Продвижение вузов на внешних образовательных рынках предполагает использование всего арсенала доступных маркетинговых инструментов и средств. В новом национальном проекте выделены те области, которые заслуживают особого внимания и дополнительного государственного финансирования: создание специализированных интернет-ресурсов для продвижения всей системы образования в приоритетных

регионах, оптимизация веб-ресурсов вузов, активное взаимодействие с иностранными медийными ресурсами. Важной задачей остается обобщение накопленного опыта создания центров присутствия российских вузов в различных регионах мира, выработки форм оказания им ресурсной поддержки, координации деятельности открытых за рубежом курсов русского языка и подготовительных отделений, профильных классов в местных школах, проведения конкурсов и предметных олимпиад, не говоря уже о коллективном участии в образовательных выставках и семинарах, стандартизации практики взаимодействия с образовательными агентствами, организации рекламных кампаний и т. д.

Наиболее часто эксперты выделяют следующие факторы, оказывающие негативное влияние на развитие экспорта образовательных программ: негативный медийный фон в странах проживания, отсутствие полной информации о предлагаемых программах обучения на родном языке абитуриента, сложность оформления въездных документов и последующего миграционного учета и т. д. В рамках данной статьи считаем необходимым выделить комплекс вопросов, имеющих в долгосрочной перспективе ключевое значение. Неопределенность в этом вопросе во многом обесценивает проведение рекламных и PR-компаний на зарубежных рынках. Речь идет о проработке возможностей и перспектив трудоустройства иностранных выпускников как в России, так и за ее пределами.

Данные международных исследований о мотивации молодежной аудитории при выборе программ обучения за рубежом показали возросшую «практичность» абитуриентов, их нацеленность на последующее успешное трудоустройство (за рубежом или в своей стране), которое позволит им сделать карьеру и окупить сделанные вложения. Разработанные на этой основе программы государственной поддержки вузов в Великобритании, Германии, Соединенных Штатах Америки, Франции и т. д. ориентированы на поиск и обучение наиболее талантливых выпускников, которые были бы равно востребованы как в стране обучения, так и на родине (A World on the Move ... , 2018: Электронный ресурс).

На национальном уровне это включает смягчение иммиграционного законодательства и содействие в организации пребывания после окончания учебы для последующего трудоустройства. На вузовском уровне — развитие такого качества своих студентов, как employability (т. е. обладание знаниями и навыками, обеспечивающими высокие шансы на получение работы). Это комплексная работа включает предложение образовательных программ, востребованных на локальном и глобальном рынке, максимально раннюю профориентацию иностранных студентов на уровне приема на подготовительные факультеты или основные образовательные программы, создание специальных вузовских сервисных структур, готовых оказать поддержку в выстраивании карьерных траекторий, активное привлечение выпускников вуза и создание сетевых структур, готовых оказать поддержку новоиспеченным бакалаврам и специалистам.

Как показывают опросы студентов из стран Африки, проходящих обучение в нашей стране, их абсолютное большинство (82%) планируют после завершения учебы вернуться на родину (Арефьев и др., 2016). При этом только чуть более половины студентов из стран Африки южнее Сахары считают, что смогут легко устроиться на работу, имея диплом российского вуза; 15% однозначно уверены, что их профессиональная деятельность будет связана с работой российских предприятий, и еще 46% не исключают такой возможности. Неуверенность почти половины студентов в том, что по-

лученный диплом станет залогом беспроблемного трудоустройства, является мощным сдерживающим фактором при выборе российского вуза для получения высшего образования.

Решение проблемы может быть найдено в ходе планомерной работы и согласования интересов российских вузов и российских корпораций, реализующих ряд крупных проектов в области добычи полезных ископаемых, энергетики, транспорта на Африканском континенте. Интересный опыт подготовки кадров для зарубежных предприятий накоплен компанией «РУСАЛ». Российская компания начала планомерную работу по подготовке гвинейских специалистов еще в начале 2010-х годов. В 2011 г. 100 гвинейских студентов получили стипендии компании «РУСАЛ» для обучения в различных вузах России. После окончания учебы на предприятиях «РУСАЛА» в Гвинее работают 57 выпускников, обучавшихся по программе «Стипендия РУСАЛА 2011», часть выпускников осталась работать в компании в России.

В 2018 г. в программу был осуществлен новый набор участников. Новый цикл стипендиальной программы рассчитан на шесть лет. ОК «РУСАЛ» выделила более 5,5 млн долл. США на подготовку гвинейских специалистов в области горного дела, железнодорожного транспорта, экономики, строительства, медицины. Важной особенностью «Стипендии РУСАЛА 2018» является оплата не только всех расходов, связанных с обучением и проживанием в российских вузах, но и перелета участников программы. Партнером проекта выступило Министерства высшего образования Гвинеи. По итогам открытого конкурса 101 победитель — гвинейские юноши и девушки в возрасте от 18 до 25 лет — пройдут обучение в семи вузах (РУДН, СФУ, УРФУ, МИИТ, МАДИ, МИСИС, РУДН) и Кузнецком индустриальном техникуме. Большинству выпускников по завершении обучения будет предложено трудоустройство на предприятиях компании «РУСАЛ» в Гвинее (Guinean students in Moscow, 2018).

Такой формат сотрудничества является наиболее привлекательным для вузов, так как позволяет участвовать в традиционной и привычной для себя форме, решая задачи каждого из участников в контексте как собственных профессиональных задач, так и расширения российско-африканского внешнеполитического диалога.

Дальнейшее проникновение на континент потребует участия в более сложных социально ориентированных проектах, нацеленных на построение прочного институционального фундамента. Международная золотодобывающая компания «Nordgold» активно и успешно работает в Буркина-Фасо и Гвинее. Развитие основного бизнеса требует комплексного подхода к решению социальных проблем вокруг африканских рудников, созданию более комфортных условий для местного населения, в том числе обеспечение доступа к питьевой воде, строительство школ и домов для учителей, организации там учебного процесса (Nordgold участвовал ... , 2019: Электронный ресурс). В целях обеспечения своих предприятий квалифицированными кадрами компания организует стажировки для молодых граждан Гвинеи и Буркина Фасо, где активно проводится политика национализации кадров.

О заинтересованности в сотрудничестве с вузами от подготовки школьных учителей до проведения программ профессиональной переподготовки представители компании заявляли на ряде последних форумов, вместе с тем ожидая от своих академических партнеров готовности действовать в условиях проектного менеджмента и организации образовательной деятельности в рамках решения конкретных региональных проблем и в сжатые сроки. Партнерство компаний с вузами находится в стадии становления.

Первой комплексной технологией продвижения вуза на внешних образовательных рынках в тесном взаимодействии с локальными и национальными органами власти, компаниями, общественными и профессиональными организациями стал «международный кластерный подход», разработанный в 2017-2018 гг. специалистами Российского университета дружбы народов. Кластерный подход видится его создателям как один из современных механизмов экспорта российского образования, опирающийся на формирование международного научно-индустриально-образовательного партнерства. Цель такого подхода — это «формирование совокупного инновационного образовательного и исследовательского продукта, позволяющего готовить высококвалифицированных специалистов — личностей, способных к конкуренции в постоянно меняющихся условиях конъюнктуры международного рынка» (Ефремова, 2018: Электронный ресурс). В рамках концепции используются понятия регионального, тематического, профессионального кластеров, понимаемых как «совокупность образовательных и социокультурных практик, осуществляемых РУДН в тесном взаимодействии с российскими и зарубежными партнерами для создания нового совместного продукта и достижения качественных преобразований в деятельности каждого участника и кластера в целом» (там же).

Технология была успешно апробирована в Замбии при разработке проектов, связанных с модернизацией железнодорожной сети, а затем распространена специалистами вуза на другие регионы, обеспечив в них опережающий рост набора иностранных студентов. В планах университета создание до 2021 г. девяти кластеров для абитуриентов и студентов из-за рубежа, которые объединят 70 стран Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока, Северной Африки и СНГ (РУДН до 2021 года ... , 2019: Электронный ресурс).

В 2018 г. по инициативе и под эгидой РУДН был создан Консорциум российских образовательных организаций по совместной реализации кластерного подхода в области науки, образования, индустриально-образовательного партнерства за рубежом, в который вошло 18 вузов. В основе формирования состава участников лежит определение экспортных компетенций российских университетов для совместной реализации практических проектов по запросу зарубежных партнеров по подготовке специалистов для конкретных отраслей экономики (медицина, экология и охрана окружающей среды, аграрные технологии, разведка и добыча полезных ископаемых, туризм и др.). Консорциум позиционирует себя, с одной стороны, как открытая структура для российских и международных компаний, с другой — планирует предъявлять серьезные требования к вузам-участникам для сохранения и упрочения высоких стандартов реализации под своим брендом образовательных программ.

Таким образом, уже сегодня точкой приложения сил совместного действия становится участие вузов в программах устойчивого развития отдельных территорий, научно-образовательную часть которых разрабатывают и реализуют специалисты российской высшей школы, в том числе и в рамках программ по подготовке или переподготовке кадров для самой корпорации и выстраиваемой ею социальной инфраструктуры.

Вузы могут оказаться полезными корпоративным партнерам в решении таких часто отмечаемых практиками проблем, как преодоление дефицита знаний об африканской политической, социальной и экономической специфике, актуализации такого нематериального актива, как вклад СССР в развитие человеческого потенциала континента, выстраивание позитивного образа современной России, в том числе через ак-

тивную просветительскую деятельность, направленную на молодое поколение и поддержание отношений с выпускниками советских вузов, сохранившими позитивное отношение к нашей стране. Отметим, что выстраивание системной работы с выпускниками вузов — это ключевая задача всех современных учебных заведений. По опросам иностранных студентов, главным источником информации о вузе являются соотечественники, ранее окончившие это учебное заведение. И хотя 80% российских вузов, принявших участие в опросе Социологического центра Министерства образования и науки РФ, заявили о поддержании связей со своими выпускниками, практически никем эти контакты системно не используются для привлечения абитуриентов. Зарубежные вузы активно привлекают ассоциации выпускников уже на стадии набора абитуриентов, обозначая для будущих студентов и возможные карьерные траектории, и потенциальную среду профессиональной деятельности. Открытые встречи с выпускниками (не говоря уже о неформальных встречах как в кампусе, так и в странах пребывания) являются неотъемлемой частью образовательных выставок и ярмарок, промоактивно-сти вуза в регионах. Вовлечение выпускников советских и российских вузов, многие из которых занимают важное положение в политическом истеблишменте африканских стран, в процесс продвижения и популяризации российского образования остается еще одним недооцененным резервом роста набора студентов из региона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политическое решение о возвращении России в Африку является крайне своевременным. В условиях сужения традиционных для российских вузов образовательных рынков в странах СНГ и обострения конкуренции в странах Азии восстановление и активизация связей со странами Африканского континента представляется перспективным направлением с экономической точки зрения. Развитие студенческой мобильности со странами Африки может и должно стать важной частью национальной стратегии экспорта образовательных программ, концептуальное содержание которой формируется в настоящий момент.

Главным фактором успешного продвижения на зарубежных рынках становится подготовка выпускников, адаптированных к современным условиям и востребованных на глобальном рынке труда. Ключевым ресурсом развития африканского направления экспорта становится системное взаимодействие вузов с российскими и зарубежными компаниями, активно работающими в регионе. Изучение текущей практики научно-образовательно-индустриального партнерства в регионе показывает, что активное участие вузов в проектной деятельности по решению важных социальных проблем приводит в итоге к существенному увеличению набора иностранных студентов, укреплению авторитета российской системы образования и способствует реализации внешнеполитического курса на взаимовыгодное сотрудничество со странами континента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Арефьев, А. Л. (2018a) Основные показатели и тенденции экспорта российского образования [Электронный ресурс] // Форум по международному образованию. URL: http://infrm.ru/ pdf/28march/Export%20of%20Russian%20education%20main%20indicators%20and%20trends%20 (results%20of%202017).pdf (дата обращения: 14.04.2018).

Арефьев, А. Л. (2018b) Африканакие студенты в СССР и РФ. [Электронный ресурс] // Форум по международному образованию. URL: http://infrm.ru/pdf/29march/Students%20from%20Africa %20in%20the%20USSR%20and%20the%20Russian%20Federation.pdf(дата обращения: 14.04.2018).

Арефьев, А. Л., Полихина, Н. А., Барсуков, А. А., Гурко Д. Д. (2016) Перспективы и проблемы обучения иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования. М. : Со-циоцентр. 71 с.

Ефремова, Л. И. (2018) Механизмы увеличения доли иностранных обучающихся в российских вузах посредством реализации инновационного подхода к международному сотрудничеству (Кластерный подход) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Российского университета дружбы народов. URL: http://conf.rudn.ru/conf/vice-rector-2018/data/Efremova_klaster.pdf (дата обращения 15.02.2019).

Кулькова О. (2018) Поворот России к Африке: каковы перспективы? [Электронный ресурс] // Валдай. Международный дискуссионный клуб. URL: http://ru.valdaiclub.com/a/highlights/po-vorot-rossii-k-afrike-kakovy-perspektivy (дата обращения: 10.04.2018).

Nordgold участвовал в Российско-Африканском общественном форуме [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании Nordgold. URL: http://www.nordgold.com/ru/investors-and-media/news/nordgold-uchastvoval-v-rossiysko-afrikanskom-obshchestvennom-forume / (дата обращения: 10.04.2019).

О приоритетном проекте «Экспорт образования» (2017) [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://government.ru/info/27864/ (дата обращения: 14.04.2018).

Опубликован паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: тhttp://government.ru/info/35566/ (дата обращения: 14.04.2019).

Паспорт национального проекта «Образование» (2019) [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLx C8oPFDkmBB.pdf (дата обращения: 14.04.2019).

РУДН до 2021 года создаст в регионах 9 кластеров для абитуриентов и студентов из-за рубежа (2019) [Электронный ресурс] // ИТАР-ТАСС. 24 января. URL: https://tass.ru/obschestvo/ 6036873 (дата обращения: 14.04.2018).

A World on the Move: Trends in Global Student Mobility, Issue 2 (2018) [Электронный ресурс] // Institute Of International Education, IIE. URL: https://www.iie.org/Research-andInsights/Publica-tions/A-World-on-the-Move (дата обращения: 14.04.2018).

Guinean students in Moscow: New Year in a new place (2018) // RUSAL NEWSLETTER. №46 (526) December 21. Р. 6.

Marshall, J. (2016) Mobility of African students - Europe losing ground [Электронный ресурс] // University world news. URL: http://www.universityworldnews.com/article.php?story= 20161117045045147 (дата обращения: 30.03.2018)

Measuring up: Global market share and national targets in international education (2017) [Электронный ресурс] // ICEF Monitor. URL http://monitor.icef.com/2017/04/measuring-global-mar-ket-share-national-targets-international-education/ (дата обращения: 12.04.2018).

Mohamedbhai, G. (2018) The changing pattern of internationalisation in Africa [Электронный ресурс] // University world news. URL: http://www.universityworldnews.com/article.php?story= 20180404111431364 (дата обращения: 14.04.2018).

NAFSA (2018) International Student Economic Value Tool [Электронный ресурс] // NAFSA. URL: http://www.nafsa.org/Policy_and_Advocacy/Policy_Resources/Policy_Trends_and_Data/ NAFSA_International_Student_Economic_Value_Tool/ (дата обращения: 12.04.2018).

Neghina, C. (2017) Trends in student recruitment [Электронный ресурс] // Studyportals. URL https://www.studyportals.com/intelligence/2017-trends-in-international-student-recruitment/ (дата обращения: 05.03.2018).

The international mobility of African students (2016) [Электронный ресурс] // Campus France. URL: https://ressources.campusfrance.org/publi_institu/etude_prospect/mobilite_continent/en/ note_16_hs_en.pdf (дата обращения: 10.04.2018).

Wondwosen, T. (2018) The importance of understanding inward student mobility [Электронный ресурс] // University world news. URL: http://www.universityworldnews.com/article.php?story= 20180418082044104 (дата обращения: 14.04.2018).

Дата поступления: 15.04.2019 г.

EXPORT OF RUSSIAN EDUCATION TO AFRICAN COUNTRIES: CHALLENGES AND RESOURCES OF DEVELOPMENT

A. B. Ruchkin Center for Education and Culture «GRINT»

The article discusses the development of export of Russian education in the context of a new foreign policy aimed at enhancing cooperation with African countries. The relevance of this issue is associated with the narrowing of the educational markets in the CIS countries traditional for Russian universities, increased competition in Asian countries and the need to find new ways of attracting foreign students in the global educational space.

The challenges that Russian universities face in the region are connected with the unfolding "fight for Africa" between the main exporting countries that have a significant resource advantage in promoting their governmental, commercial and humanitarian projects and interests. The Russian state policy in support of the export of educational programs is in the formative stage. The fulfillment of the goals of the national project "Education", which, in terms of the export of education, provides for a two-fold increase in the number of foreign students at Russian universities by 2024, requires a clearer identification ofpriority geographical areas for the promotion ofuniversities, including the African continent.

The main factor for successful promotion in foreign markets is the training of graduates who will be adapted to modern conditions and in demand in the global labor market. The author sees the organization of the systemic and multi-faceted interaction of universities with Russian and foreign companies actively working in the region as a key resource for the development of African export. The study of the current practice of scientific-educational-industrial partnership in the region shows that the active participation of universities in project activities to solve important social problems leads to a significant increase in the recruitment offoreign students, strengthening the authority ofthe Russian education system and contributes to the implementation of foreign policy for mutually beneficial cooperation with countries on the continent.

Keywords: export of education; student mobility; national project "Education"; foreign students; graduate employment; Africa; Russia

REFERENCES

Arefev, A. L. (2018a) Osnovnyie pokazateli i tendentsii eksporta rossiyskogo obrazovaniya. Forum po mejdunarodnomu obrazovaniyu [online] Available at: http://infrm.ru/pdf/28march/Export %20of%20Russian%20education%20main%20indicators%20and%20trends%20(results%20of%20201 7).pdf (accessed 28.04.2018) (In Russ.).

Arefev, A. L. (2018b) Afrikanckie studentyi v SSSR i RF. Forum po mejdunarodnomu obrazovaniyu [online] Available at: http://infrm.ru/pdf/29march/Students%20from%20Africa%20in %20the%20USSR%20and%20the%20Russian%20Federation.pdf (accessed 28.04.2018) (In Russ.).

Arefev, A. L., Polihina, N. A., Barsukov, A. A. and Gurko D. D. (2016) Perspektivyi i problemyi obucheniya inostrannyih grajdan v rossiyskih uchrejdeniyah vyisshego obrazovaniya. Moscow. 71 p. (In Russ.).

Efremova, L. I. (2018) Mehanizmyi uvelicheniya doli inostrannyih obuchayuschihsya v rossiyskih vuzah posredstvom realizatsii innovatsionnogo podhoda k mejdunarodnomu sotrudnichestvu (Klasternyiy podhod) (2018) Ofitsialnyiy sayt Rossiyskogo universiteta drujbyi narodov [online] Available at: http://conf.rudn.ru/conf/vice-rector-2018/data/Efremova_klaster.pdf (accessed 15.05.2019) (In Russ.).

Kulkova, O. (2018) Povorot Rossii k Afrike: kakovyi perspektivyi? Valday. Mejdunarodnyiy diskussionnyiy klub [online] Available at: http://ru.valdaiclub.com/a/highlights/povorot-rossii-k-afrike-kakovy-perspektivy (accessed 10.04.18) (In Russ.).

Nordgold uchastvoval v Rossiysko-Afrikanskom obschestvennom forume Ofitsialnyiy sayt kom-panii Nordgold [online] Available at: http://www.nordgold.com/ru/investors-and-media/news/ nordgold-uchastvoval-v-rossiysko-afrikanskom-obshchestvennom-forume/ (accessed 10.04.2019) (In Russ.).

O prioritetnom proekte «Eksport obrazovaniya» (2017) Ofitsialnyiy sayt pravitelstva RF [online] Available at: http://government.ru/info/27864/ (accessed 18.04.2018) (In Russ.).

Opublikovan pasport natsionalnogo proekta «Obrazovanie», 11.02.2019 Ofitsialnyiy sayt pravitelstva RF [online] Available at: http://government.ru/info/35566/ (accessed 18.04.2019) (In Russ.).

Pasport natsionalnogo proekta «Obrazovanie» (2019) Ofitsialnyiy sayt pravitelstva RF [online] Available at: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkm BB.pdf (accessed 18.04.2019) (In Russ.).

Pervoe zasedanie Koordinatsionnogo soveta Konsortsiuma rossiyskih obrazovatelnyih organi-zatsiy po sovmestnoy realizatsii klasternogo podhoda v oblasti nauki, obrazovaniya, industrialno-obrazovatelnogo partnerstva za rubejom, 2019 Ofitsialnyiy sayt Rossiyskogo universiteta drujbyi narodov. [online] Available at: http://www.rudn.ru/media/events/44611 (accessed 15.05.2019) (In Russ.).

RUDN do 2021 goda sozdast v regionah 9 klasterov dlya abiturientov i studentov iz-za rubeja (2019) ITAR TASS [online] Available at: https://tass.ru/obschestvo/6036873 (accessed: 15.04.2018). (In Russ.).

A World on the Move: Trends in Global Student Mobility, Issue 2 (2018) Institute Of International Education, IIE [online] Available at: https://www.iie.org/Research-and-Insights/Publications/ A-World-on-the-Move (accessed 15.04.2018). (In Russ.).

Guinean students in Moscow: New Year in a new place. RUSAL NEWSLETTER, no. 46 (526) December 21, p. 6.

Marshall J. (2016) Mobility of African students — Europe losing ground. University world news [online] Available at: http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20161117045045147 (accessed 30.03.2018).

Measuring up: Global market share and national targets in international education (2017) ICEF Monitor [online] Available at: http://monitor.icef.com/2017/04/measuring-global-market-share-national-targets-international-education/ (accessed: 12.04.2018). (

Mohamedbhai, G. (2018) The changing pattern of internationalisation in Africa. University world news [online] Available at: http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20180404111431364 (accessed: 18.04.2018).

NAFSA (2018) International Student Economic Value Tool. NAFSA. [online] Available at: http:// www.nafsa.org/Policy_and_Advocacy/Policy_Resources/Policy_Trends_and_Data/NAFSA_Intern ational_Student_Economic_Value_Tool/ (accessed 12.04.2018).

Neghina, C. (2017) Trends in student recruitment. Studyportals [online] Available at: https:// www.studyportals.com/intelligence/2017-trends-in-international-student-recruitment/ (accessed: 05.03.2018).

The international mobility of African students (2016). Campus France [online] Available at: https://ressources.campusfrance.org/publi_institu/etude_prospect/mobilite_continent/en/note_16 _hs_en.pdf (accessed 10.04.2018).

Wondwosen, T.(2018) The importance of understanding inward student mobility. University world news [online] Available at: http://www.universityworldnews.com/article.php?story= 20180418082044104 (accessed 28.04.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Submission date: 15.04.2019 г

Ручкин Александр Борисович — доктор исторических наук, директор Центра образования и культуры «ГРИНТ». Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 6. Тел.: +7 (499) 374-74-30. Эл. адрес: [email protected]

Ruchkin Aleksandr Borisovich, Doctor of History, Director, Centre for Education and Culture "GRINT". Postal address: 5, Bldg. 6, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-74-30. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.