Научная статья на тему 'Внешнеэкономическая стратегия малых африканских стран в глобализирующемся мире'

Внешнеэкономическая стратегия малых африканских стран в глобализирующемся мире Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1201
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Африка / малая страна / внешнеэкономическая стратегия / типология стран / региональная интеграция / официальная помощь развитию / Africa / small country / foreign economic strategy / country typology / regional integration / official development assistance

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мария Андреевна Володина

Автором разработаны новые критерии причисления африканских государств к группе малых стран. Отмечено, что критерии причисления к малым странам в развитом мире не могут в полной мере соответствовать критериям, применяемым в отношении Африканского континента. На основе сопоставления численности населения Африки с некоторыми странами Европы выделены малые государства Африканского континента. Подчеркнут тот факт, что пока не выработан единый критерий причисления к малым странам. На взгляд автора, оценивать африканские страны, используя только экономические показатели, некорректно, поскольку темпы экономического роста не всегда совпадают с демографическими показателями, социокультурными преобразованиями, этно-племенной спецификой в Африке. Выделены и рассмотрены основные типы внешнеэкономических стратегий малых стран Африки. Показано, что государства Африканского континента нередко используют несколько стратегий для развития своих стран. Малые страны активно вовлечены в интеграционные процессы, которые вписываются в общую концепцию модернизации и поступательного развития Африки. Важную роль в процессах модернизации в Африке играют международные финансовые, образовательные, инновационно-технические программы. Нередко именно малые страны становятся своеобразным транспортным хабом на региональном уровне, что способствует укреплению внешнеэкономических отношений между странами Африканского континента, привлекает значительный финансовый, ресурсный, инновационный капитал. Исторические и этно-племенные особенности некоторых государств Африки, в особенности продолжительные кровопролитные войны, мешают поступательному развитию этих стран. Ярким примером подобных трагических событий является Руанда (причисленная к малым государствам автором статьи), где непрекращающиеся гражданские войны подточили экономическую и политическую стабильность. В таких случаях требуется значительная международная помощь с привлечением соседних с Руандой стран для реализации возможных крупных региональных программ и инвестиционных проектов. Поскольку инновационные, инфраструктурные проекты в странах Африки возможны лишь с привлечением всех стран региона, России для активного участия в амбициозных африканских проектах потребуются новые управленческие подходы и интересные проекты для комплексного развития Африканского континента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Economic Strategy of Small African Countries in a Globalizing World

The author has developed new criteria for the inclusion of African countries in the group of small countries. It is noted that the criteria for assignment to small countries in the developed world cannot fully meet the criteria applicable to the African continent. On the basis of a comparison of the population of Africa with some countries of Europe, small states of the African continent are singled out. Emphasize the fact that a single criterion for attributing to small countries has not yet been developed. In the author’s opinion, it is incorrect to evaluate African countries using only economic indicators, since economic growth rates do not always coincide with demographic indicators, sociocultural transformations, and ethnic and tribal characteristics in Africa. The main types of foreign economic strategies of small African countries are identified and considered. It is shown that the states of the African continent often use several strategies for the development of their countries. The small countries of the African continent are actively involved in integration processes that fit into the overall concept of African modernization and development. An important role in the processes of modernization in Africa is played by international financial, educational, innovative and technical programs. Often, it is precisely small countries that become a kind of transport hub at the regional level, which contributes to the strengthening of foreign economic relations between the countries of the regions of the African continent, attracts considerable financial, resource, and innovative capital to African countries. The historical and ethno-tribal characteristics of some African states, especially the long and bloody wars, hinder the progressive development of these countries. A vivid example of such tragic events is Rwanda (attributed to the small states by the author of the article), where incessant civil wars have undermined the economic and political stability in the region. In such cases, substantial international assistance will be required with the involvement of Rwanda’s neighboring countries for the implementation of possible major regional programs and investment projects. Since innovative infrastructure projects in African countries are possible only with the involvement of all countries of the region, in this regard, Russia will need new management approaches and interesting projects for the integrated development of the African continent to actively participate in ambitious African projects.

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономическая стратегия малых африканских стран в глобализирующемся мире»

С точки зрения экономики

Внешнеэкономическая стратегия малых африканских стран в глобализирующемся мире1

Мария Андреевна ВОЛОДИНА

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН. Адрес: 117997, Москва, Профсоюзная ул., д. 23. E-mail: volodinamarie@gmail.com

ЦИТИРОВАНИЕ: Володина М.А. (2018) Внешнеэкономическая стратегия малых африканских стран в глобализирующемся мире // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 11. № 5. С. 22-37. DOI: 10.23932/2542-0240-2018-11-5-22-37

АННОТАЦИЯ. Автором разработаны новые критерии причисления африканских государств к группе малых стран. Отмечено, что критерии причисления к малым странам в развитом мире не могут в полной мере соответствовать критериям, применяемым в отношении Африканского континента. На основе сопоставления численности населения Африки с некоторыми странами Европы выделены малые государства Африканского континента. Подчеркнут тот факт, что пока не выработан единый критерий причисления к малым странам. На взгляд автора, оценивать африканские страны, используя только экономические показатели, некорректно, поскольку темпы экономического роста не всегда совпадают с демографическими показателями, социокультурными преобразованиями, этно-пле-менной спецификой в Африке. Выделены и рассмотрены основные типы внешнеэкономических стратегий малых стран

Африки. Показано, что государства Африканского континента нередко используют несколько стратегий для развития своих стран. Малые страны активно вовлечены в интеграционные процессы, которые вписываются в общую концепцию модернизации и поступательного развития Африки. Важную роль в процессах модернизации в Африке играют международные финансовые, образовательные, инновационно-технические программы. Нередко именно малые страны становятся своеобразным транспортным ха-бом на региональном уровне, что способствует укреплению внешнеэкономических отношений между странами Африканского континента, привлекает значительный финансовый, ресурсный, инновационный капитал. Исторические и этно-племенные особенности некоторых государств Африки, в особенности продолжительные кровопролитные войны, мешают поступательному развитию этих стран. Ярким примером по-

1 Статья подготовлена за счет гранта Российского научного фонда (проект № 17-78-20216 «Обострение конкуренции российских и китайских компаний на Африканском континенте: предпосылки, современное состояние и перспективы») в ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН.

добных трагических событий является Руанда (причисленная к малым государствам автором статьи), где непрекращающиеся гражданские войны подточили экономическую и политическую стабильность. В таких случаях требуется значительная международная помощь с привлечением соседних с Руандой стран для реализации возможных крупных региональных программ и инвестиционных проектов. Поскольку инновационные, инфраструктурные проекты в странах Африки возможны лишь с привлечением всех стран региона, России для активного участия в амбициозных африканских проектах потребуются новые управленческие подходы и интересные проекты для комплексного развития Африканского континента.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Африка, малая страна, внешнеэкономическая стратегия, типология стран, региональная интеграция, официальная помощь развитию

Определение понятия «малая страна»

Понятие «малая страна» имеет различные интерпретации и особенности употребления. Наиболее четким и распространенным является использование термина «малая страна» на большом региональном, геополитическом и геоэкономическом пространстве. В отечественной науке проблемам определения категории малой страны посвящены концептуальные работы - в отношении Европы рассмотрены важные аспекты внешнеэкономических, внутриполитических взаимоотношений между малыми странами Западной Европы, проанализированы основные принципы определения понятия малой страны [Юданов 1984].

В России основоположником типо-логизации зарубежных стран по пра-

ву считается В.В. Вольский. В течение многих десятилетий предложенная им концепция уточнялась, видоизменялась, трансформировалась, ведь первая предварительная ее версия была создана полвека назад [Вольский 1968]. В данной работе понятие «малая страна» отсутствует, а используется термин «небольшие страны» (опираясь на концепцию В.И. Ленина о малых привилегированных нациях в Европе). Последняя периодизация и типологиза-ция стран, выполненная ученым в конце 1990-х гг., разделяет понятия «малая страна», «небольшая страна», «мелкая» и «мельчайшая страна», которые применяются среди прочего и для африканских государств [Вольский 2009]. Критерием для причисления к той или иной категории стран выступают экономические показатели государств, их вовлеченность в мировое капиталистическое хозяйство.

Исследователи (и, что особенно печально, руководители многих международных организаций) не могут прийти к единому мнению, что является критерием определения малой страны во всех регионах мира. Так, еще в конце XX века существовало несколько представлений о первостепенности факторов, влияющих на определение принадлежности к малой стране. Некоторые ученые выступали за определяющий характер таких факторов, как количество населения и территория страны, но здесь возникает проблема с определением точных параметров соотнесения данных цифр. Специалисты-ре-гионалисты, занимающиеся странами преимущественно небольшого размера, нередко пытаются выявить общие черты для всех малых стран, но сталкиваются с неразрешимой на сегодняшний день проблемой определения понятия «малая страна». Критерии причисления стран к категории малых настолько многочисленны, что их можно

условно разделить на несколько групп [Sutton 2011]:

- политический вес государства: что именно считать малым - малое государство, малое островное государство с развивающейся экономикой, малое независимое государство, островное государство с субнациональной юрисдикцией, малое государство с уязвимой экономикой?

- физический размер государства: каковы критерии малого государства, мини-государства и микрогосударства?

- демографический фактор: на протяжении многих лет с ростом мирового народонаселения неумолимо сдвигается минимальный порог принадлежности к малым странам.

Некоторые исследователи считали экономические показатели основополагающим фактором для характеристики стран. В данном случае также не решена задача с определением конкретных экономических данных для причисления к тому или иному типу стран [Юданов 1984, с. 22-24]. Есть и попытки проводить математические расчеты методом кластерного анализа для выделения малых стран одновременно по численности населения, территории (или пригодной к обработке площади) и ВВП [Crowards 2002].

На наш взгляд, для определения малой страны важно учитывать многочисленные факторы: экономические, территориальные и демографические, политические и военно-стратегические. Однако такой анализ может быть применим лишь к немногим государствам, поскольку, например, даже многие сравнительно крупные развивающиеся страны пока не могут обладать высокими экономическими показателями и определенной военно-стратеги-

ческой и торогово-экономической независимостью от стран развитого капитализма. В этой связи нам кажется правильным использовать демографический показатель для определения малых стран африканского континента, поскольку в настоящий момент темпы демографического роста в совокупности с высокими темпами экономического роста являются важными показателями поступательной модернизации и развития развивающихся стран.

На Африканском континенте под «малыми странами» следует рассматривать небольшие страны (как по населению, так и по политическому и экономическом весу в Африке). Согласно критериям Всемирного Банка, к малым странам относятся 14 африканских государств: Ботсвана, Джибути, Экваториальная Гвинея, Габон, Гамбия, Лесото, Маврикий, Намибия, Сейшельские Острова, Свазиленд, Сан-Томе и Принсипи, Коморские Острова, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде. Эти страны участвуют в Форуме малых стран и население каждой из них менее 2,5 млн чел. Однако существует проблема с самим определением принадлежности к малым странам. В Западной Европе к малым странам традиционно относят Нидерланды, население которых составляет около 17 млн чел. (данные 2015 г.), Бельгию (население более 11 млн чел.), Швецию, Австрию и др., при том что в Форуме участвуют от Европы Кипр, Эстония, Исландия, Мальта, Черногория и обычно относимое к «карликовым» государство Сан-Марино. Таким образом, существует диспропорция - африканские страны не соответствуют критериям, применяемым к Западной Европе. Подобные проблемы в концептуальном определении понятия «малая страна» характерны и для региона Южной Азии, где существует региональная интеграционная организация - Ассоциация регионального сотрудниче-

ства Южной Азии (SAARC). Во многих аналитических материалах приводятся данные, в которых Шри-Ланка (с населением 22 млн чел.) относится к малым государствам [De Silva 1999; Gunasekara 2015; Kadira 2015]. Несмотря на право голоса в этой региональной организации, малые страны Южной Азии не в состоянии активно отстаивать свою внешнеполитическую и внешнеэкономическую позицию, в отличие от такого тяжеловеса, как Индия. Многие исследователи приводят сводные таблицы с основными показателями развития стран региона, где физический размер того или иного государства не определяет его реальный экономический статус [Kumar 2015]. Тем не менее такой субъективный подход оказывается более уязвим для критики -ведь определяя «малость» страны относительно ее значения на фоне более мощных соседей [Knudsen 2002], можно и Бангладеш в Южной Азии отнести к малым на фоне Индии.

На наш взгляд, для выстраивания долгосрочных внешнеэкономических и геополитических отношений со странами Африки необходимо использовать четкие показатели. Если взять в качестве барьера 12 млн чел. (поскольку отнесение в Европе Нидерландов к малым странам - действительно вопрос дискуссионный), то в Африке к малым можно отнести 26 независимых государств, включая Тунис, Руанду, Бенин, Бурунди, Того, Сьерра-Леоне, Эритрею, Конго, Либерию и др. Увеличение числа таких стран имеет практический интерес для России, поскольку отнесение к малым преимущественно крошечных островных государств или небольших стран без выхода к морю не оставляет реалистичных возможностей значительного наращивания связей с нашей страной.

Исторической и экономической особенностью африканского континен-

та является проведение границ государств без учета этно-лингвистических особенностей развития тех или иных африканских обществ. Именно формирование независимых государств Африки, основанных на политических реалиях (принадлежность западным колониям), привело к дестабилизации в регионе, к непрекращающимся междоусобным войнам (когда представители одного этноса или племени оказались разделенными границами разных государств), войнам за ресурсы и т.д.

В этой связи стоит отметить важную роль так называемых малых государств, ведь нередко именно эти страны оказывались под «перекрестным огнем», будучи окружены крупными африканскими странами, которые постоянно ведут экономические и кровавые войны между собой за влияние на континенте. От позиции этих малых стран часто зависит не только стабильность в различных регионах Африки - благодаря взвешенной политики их руководителей происходит поступательный процесс модернизации и региональной интеграции, способствующий развитию всего Африканского континента.

Внешнеэкономические стратегии малых стран Африки

Многие страны из группы малых государств четко обозначили свою внешнеэкономическую стратегию, а именно -всестороннюю транспортную, логистическую и техническую модернизацию; подчеркивается особая посредническая роль этих стран в обеспечении доступности различных благ во все уголки Африканского континента. Поскольку малые страны нуждаются в выходе к морю для участия в мировых внешнеторговых операциях, они заинтересованы в благоприятном политическом и экономическом климате в регионе; они активно со-

трудничают с крупными странами своего региона, привлекая граждан крупных стран к логистическим работам в своей стране, тем самым способствуя трудовой интеграции в регионе, созданию совместных предприятий и проектов. Для Африканского континента особенно актуальна проблема занятости, ведь именно от нее зависит искоренение террористических угроз, контроль над нелегальными потоками миграции, ограничение оборота оружия и наркотрафиков.

Как видно из таблицы 1, безусловно существуют значительные дисбалансы в основных экономических показателях малых стран Африки - более крупные по численности населения страны не всегда более финансово успешные. Многое зависит от географических и природных условий, от стратегии государства, политической устойчивости, инвестиционной привлекательности и др.

Расширение диапазона отнесения к малым странам позволяет более де-

Таблица 1. Основные показатели малых стран Африки

Составлено по материалам ИМЭМО РАН на основе: [Мачавариани 2017].

тально рассмотреть экономические показатели и в широкой перспективе определить причины отставания или успешности данных обществ.

Наиболее острым становится вопрос отнесения Ливии к числу малых стран, поскольку это государство всегда рассматривалось как крупное в своем субрегионе, проводящее четкую внешнеполитическую и внешнеэкономическую стратегию, предлагавшее новые амбициозные планы для всего Африканского континента. Может быть, именно в отнесении своей страны к числу крупных (с соотвествующи-ми политическими шагами), переоценке своего политического веса кроются важные причины резких кардинальных изменений в Ливии, приведшие к раздробленности и политическому коллапсу? Однако малость страны не всегда мешает ее внешнеполитической активности (примеры - Австрия, Бельгия, Швейцария).

На наш взгляд, стоит выделить несколько основных типов выстраивания внешнеэкономической стратегии малых стран Африканского континента.

1. Страны, активно участвующие в интеграционных процессах в своем регионе.

Одной из важных стратегий выстраивания внешнеэкономической политики является участие в крупных финасо-вых региональных объединениях и организациях. Целями подобных союзов являются: поступательная интеграция региона для отражения возможных военных, гуманитарных угроз, борьба с бедностью, реализация инфраструктурных проектов, облегчение торгово-фи-нансовых операций между этими странами, а также формирование единого

внешнеполитического и внешнеэкономического пространства для осуществления различных операций с иностранными государствами.

В данной связи интересен пример Экономического сообщества стран Западной Африки (ECOWAS). Опираясь на статистические данные и ежегодные аналитические материалы этой организации, можно сделать следующие выводы. Во-первых, страны Западной Африки являются наиболее населенной частью африканского континента, а на их экономику и политическую жизнь оказывают дестабилизирующее влияние военные конфликты. Руководители данной организации выделяют эту проблему в качестве основной, но пытаются предпринимать важные шаги для борьбы с безработицей - одной из фундаментальных причин конфликтов в регионе. Во-вторых, ECOWAS действительно активно сотрудничает с мировыми экономическими партнерами - США (сотрудничество в сфере технологий), Китаем (соглашения в частном секторе, реализация инфраструктурных проектов), Индией (контракты в агропромышленном секторе), Исламским банком (предварительные договоренности в сфере интеграционных проектов), Союзом сотрудничества арабских государств Персидского залива (инвестиционные проекты), ЕС (программы в сфере региональной инфраструктуры, образования)2, Африканским банком развития (помощь в сфере машиностроения).

Малые страны Западной Африки -Того, Гамбия, Бенин - активно участвуют в интеграционных процессах в Западной Африке. Эти страны, преимущественно с аграрной направленностью, реэкспортируют товары в сосед-

2 2016 Annual Report. ECOWAS Common External Tariff (CET): Achievements, Challenges and Prospects (2016) // ECOWAS // http://www.ecowas.int/wp-content/uploads/2017/11/Annual-Report-2016_English-Fina_Final.pdf, дата обращения 12.10.2018.

ние страны, что свидетельствует об отсутствии транспортной инфраструктуры в этом регионе. Региональным транспортным хабом (воздушным и морским) в Западной Африке в ближайшее время должна стать столица Гамбии - Банжул. Правительство Гамбии предпринимает важные шаги для привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты путем ослабления тарифных издержек для инвесторов, облегчения административных и юридических процедур и др.3 Грузопотоки в Западной Африке идут в основном через полтора десятка портов, из которых выделяются пять: Лагос, Дакар, Абиджан и крупнейшие порты двух малых стран - Котону (Бенин) и Ломе (Того) [UNCTAD 2016]. При этом между портами идет серьезная конкуренция за право стать главным транспортным ха-бом в регионе [Dyck, Ismael 2015]. Например, четверть товарного экспорта Нигера (данные ВТО за 2017 г.) приходится на урановое сырье, которое пока вывозится через порты Бенина, но планируются более короткие маршруты, для чего необходимо создать новую транспортную инфраструктуру4.

Руководством ECOWAS также поставлены четкие задачи создать Зону свободной торговли, поступательной индустриализации, строительства фармацевтических предприятий, создания полноценных трансграничных цепочек, создания стоимости в машиностроительном комплексе в Западной Африке. Единый таможенный тариф, стандартизированные паспорта и безвизовый режим недавно были вве-дены5, а единая валюта в регионе уже

давно существует (западноафриканский франк). Основным препятствием для осуществления данных амбициозных планов является отсутствие железнодорожного сообщения между некоторыми странами региона (в частности, с крупной страной Нигерией и др.). Для реализации намеченных программ Западной Африке понадобятся разнообразные технологические решения и инновационные проекты, где у России есть возможности продемонстрировать свои технические разработки и тем самым стать активным партнером в данном регионе.

Интересным примером регионального сотрудничества на Африканском континенте является Экономическое сообщество стран Центральной Африки (ЭКОЦАС). Страны региона уже используют единую валютную систему - центральноафриканский франк, который с момента своего появления (1945 г.) был привязан к французскому франку; в настоящий момент эта валюта имеет фиксированное соотношение с евро (как и западноафриканский франк). Существуют разные мнения по поводу положительного и отрицательного влияния этой валюты на африканские страны, использующие франк [Lecomte 2016]. С одной стороны, франк гарантирует определенную стабильность данным странам, облегчает проведение внешнеторговых операций друг с другом, укрепляет экономические связи с Европейским Союзом и т.п. С другой стороны, четкая привязка к евро делает франк «тяжелой» валютой, что негативно сказывается на платежеспособности местного населения,

3 Trade Policy Review 2011 // Ministry of Trade, industry, Regional Integration and Employment, Republic of Gambia // http://www.motie.gov.gm/content/trade-policy-review-2011, дата обращения 12,10,2018,

4 Носков А.Ю. (2016) Урановые войны Франции в Черной Африке // Независимая газета. 11 октября 2016 // http://www.ng.ru/ ng_energiya/2016-10-11/12_uran.html, дата обращения 12.10.2018.

5 Free Movement of People (n/y) // ECOWAS // http://www.ecowas.int/life-in-the-community/education-and-youth, дата обращения 12.10.2018.

приводит к удорожанию основных видов продуктов и услуг. Ведь отнюдь не случайно среди стран зоны франка оказались государства, относящиеся к слаборазвитым, - Бенин, ЦАР, Коморские Острова и др.

Сообщество развития Юга Африки (Southern African Development Community - SADC) проводит поступательную интеграционную политику в отношении пятнадцати стран - членов этой организации. В настоящий момент можно отметить значительные успехи в продвижении экономической интеграции стран Южной Африки. В 2008 г. была сформирована зона свободной торговли, в 2010 г. - таможенный союз; важной вехой в истории региона станет введение единой монетарной системы, ожидаемое в ближайшее время6. Значительную роль в интеграционном и модернизационном процессах, происходящих в Южной Африке, играет Намибия. Правительство этой страны при поддержке Сообщества развития Юга Африки реализует амбициозные проекты по превращению главного порта Намибии - Уолфиш-Бея - в крупнейшую транспортную артерию в регионе. По задумкам, транспортный коридор обеспечит кратчайший морской путь из Южной Африки в Европу, тем самым будет способствовать еще большей кооперации и интеграции с соседними странами в регионе, позволит расширить железнодорожную сеть на африканском континенте - для последующей транспортировки грузов из порта во внутренние регионы Африки7. Во многом подобные инфраструктурные проекты вписываются в общую программу поступательной индустриализации Намибии (на-

званной Growth at Home - «Рост и развитие» у себя на родине), с учетом опыта и помощи стран, дружественных Намибии, - государств Южной Африки, Индии, Бразилии, Кубы, Китая и Южной Кореи.

Важной вехой в истории Африканского континента, в углублении интеграционных процессов в Африке явилось подписание в марте 2018 г. соглашения о создании Африканской зоны свободной торговли. Договор предусматривает создание единого рынка товаров и услуг, свободное движение капиталов и рабочей силы на Африканском континенте. С уверенностью можно назвать данное соглашение одним из крупнейших в мире (по численности населения и количеству стран-участников) экономическим, политическим и модернизационным проектом. Договор позволит активизировать внутриконтинентальную торговлю, привлечет новые инвестиции, способствует активизации транспортных, инновационных, социальных, инфраструктурных программ. Не все африканские страны сразу подписали это соглашение (например, ЮАР присоединилась в июле 2018 г.), в ближайшее время стоит ожидать новых стран -членов данного договора.

2. Страны, получающие значительную финансовую официальную помощь в целях развития.

Нужно отметить, что многие африканские государства, финансируемые в рамках официальной помощи в целях развития, являются наиболее уязвимыми в плане внутриполитического положения, этноконфессиональных противоречий. Таков пример Бурун-

6 Integration Milestones (n/y) // Southern African Development Community // https://www.sadc.int/about-sadc/integration-mile-stones/, дата обращения 12.10.2018.

7 African Development Bank (n/y) // http://www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/Documents/Project-and-0perations/2014-2018-Namibia_Country_Strategy_Paper.pdf, дата обращения 12.10.2018.

ди, Мавритании, Сьерра-Леоне. Ситуация часто усугубляется борьбой за природные ресурсы, что приводит к непрекращающимся гражданским войнам -в Сьерра-Леоне война имела многовекторный, многоплановый характер, ведь в конфликт были вовлечены и соседние страны, и представители международных компаний. Войны за контроль над алмазными приисками получили название «алмазные войны», а сами алмазы, добытые в столь жестоких конфликтах, называют кровавыми.

Представители стран - рецепиентов помощи в целях развития многие годы получают финансовую, а также инновационно-управленческую, административную помощь от международного сообщества, поскольку, раздираемые конфликтами, гражданскими войнами, не видят иного выхода из сложившейся ситуации. Только постоянная поддержка в лице международных организаций с внедрением новых технологий -в сельском хозяйстве, в борьбе с безработицей и т.д. - позволяет достичь определенной стабильности не только в конкретных странах, но и во всем регионе. В некоторых странах уже запущены стратегические программы по борьбе с безработицей (особенно среди молодежи), которые предусматривают создание и реализацию масштабных инфраструктурных проектов, как в Бе-нине8. Важны для африканского континента и экологические программы

от мирового сообщества - внедрение солнечной энергетики, как в Эритрее9, программы по озеленению и расширению лесного и агрокультурного массива, как в Гвинее-Бисау10.

Лидером по размерам официальной помощи развитию на душу населения в 2016 г. в Африке стали Сан-Томе и Принсипи, которые получили из двусторонних и многосторонних источников по 235 долл. в среднем на каждого жителя, что в 11 раз больше среднемирового показателя. Далее следовали Кабо-Верде (210 долл.) и Джибути (196 долл.)11. Несмотря на относительную стабильность политической ситуации, эти страны в силу очень небольшого размера (в каждом из этих государств население не достигает 1 млн чел.) и ряда других факторов также вынуждены сильно опираться на зарубежную помощь.

В 2016 г. девять малых стран континента получали на душу населения вдвое больше официальной помощи развитию, чем в среднем по Африке. Крупнейшая из них - Руанда, занимавшая в расчете на душу населения восьмое место (96 долл.)12. Руанда - самая крупная (по численности населения -более 11 млн чел.) страна из числа малых государств Африки. Исторические особенности развития этой страны - затяжные кровопролитные гражданские войны - значительно отбросили ее от процесса модернизации. Меж-

8 Stratégie Nationale de Mise en Œuvre de la Politique Nationale de l'Emploi (2018) // PNUD. Burundi, May 5, 2018 // http://www.bi.undp.org/content/bu ru ndi/fr/home/presscenter/artic les/2018/Strategie-nationale-de-la-politique-nationale-d-emploi.html, дата обращения 12.10.2018.

9 Bye Bye Kerosene! Residents of Ajerbeb Village Welcome Solar Energy Lighting (2017) // PNUD. Eritrea, November 15, 2017 // http://www.er.undp.org/content/eritrea/en/home/presscenter/articles/2017/11/15/bye-bye-kerosene-residents-of-ajerberb-vil-lage-welcome-solar-energy-lighting.html, дата обращения 12.10.2018.

10 Le Fond Mondial pour l'Environnement à Travers le PNUD Appuie la Valorisation Culturelle et le Reboisement dans la Région de Biombo (2018) // PNUD. Guinea-Bissau, May 6, 2018 // http://www.gw.undp.org/content/guinea_bissau/fr/home/news-centre/ le-pnud-appuie-la-valorisation-culturelle-et-le-reboisement-dans.html, дата обращения 12.10.2018.

11 Net ODA Received per Capita (current US$) (n/y) // World Bank // https://data.worldbank.org/indicator/DT.ODA.ODAT.PC.ZS, дата обращения 12.10.2018.

12 Rwanda. Human Development Indicators (n/y) // United Nations Development Programme // http://www.hdr.undp.org/en/ countries/profiles/RWA, дата обращения 12.10.2018.

дународные проекты и финансовая помощь направлены на всеобъемлющее развитие страны. В настоящий момент основные программы развития Руанды сосредоточены на образовательной и инфраструктурной политике.

3. Страны с офшорной внешнеэкономической политикой.

По данным МВФ, среди офшорных экономических зон из африканских стран значатся лишь Сейшельские Острова13, а по данным Министерства финансов РФ африканские государства с офшорной зоной - это Маврикий, Либерия, Коморские Острова и Сейшельские Острова14. Для одной из самых бедных стран мира - Либерии - важной статьей доходов является использование флага страны торговыми судами других государств (так называемый удобный или дешевый флаг). Подобная практика позволяет иностранным судам получать низкие налоговые ставки, сокращать формальные процедуры, облегчает бюрократическую волокиту и т.п. Маврикий, не отнесенный МВФ к офшорным зонам, имеет некоторые бюрократические особенности, препятствующие полноценному функционированию офшорной внешнеэкономической политики, - это государство не входит в число стран, подписавших Гаагскую конвенцию «О взаимном признании документов», т.е. для легализации своего офшора в этой стране необходимо отправлять документы в третью страну, имеющую с Маврикием соглашение о взаимном признании документов. Подобных соглашений с круп-

ными западными партнерами (в отличие от России) это государство не име-ет15. Таким образом, можно говорить о привилегированном положении российских бизнес-партнеров на Маврикии (хотя пока этот остров более популярен у индийских компаний). Многих богатых россиян на Коморских Островах как офшорной зоне привлекала возможность получить второе гражданство за инвестиционные вложения в эту страну. Однако с 2017 г. подобная практика не осуществляется. С точки зрения полного спектра налоговых послаблений и открытости международному бизнес-сообществу банки Коморских Островов довольно слабые, мало ориентированы на международные контакты, опираются в основном на внутренний рынок.

Проблема «дешевых флагов» для России носит стратегический характер - основной причиной регистрации судов в офшорных зонах является тот факт, что большинство российских судов строятся на иностранных верфях на заемные средства западных банков, которые выдвигают требования офшорной регистрации. В России в настоящий момент уже отсутствуют необходимые условия для строительства грузовых и пассажирских судов, а кредитная политика российских банков вызывает лишь негодование. Политика прикрепления российских судов к иностранным странам со сниженным налогообложением отражает весь комплекс проблем в нашей стране.

Сейшельские Острова являются наиболее популярной офшорной зо-

13 Offshore Financial Centers (OFCs): IMF Staff Assessments (2014) // International Monetary Fund, November, 2014 // http://www.imf.org/external/NP/ofca/OFCA.aspx, дата обращения 12.10.2018.

14 Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (2013) // Министерство финансов РФ. 25 января 2013 // https://www.minfin.ru/ru/document/7id_4H8409, дата обращения 12.10.2018.

15 Офшор по-маврикийски: если вы сбежали от налогов, вас все равно разденут (1995) // Коммерсант. 6 сентября 1995 // https://www.kommersant.ru/doc/19214, дата обращения 12.10.2018.

ной в Африке - бизнесменов здесь привлекают высокий уровень секретности, мизерная ставка налогообложения, относительно простая бюрократическая система.

4. Страны, опирающиеся в своей внешнеэкономической стратегии на ресурсный потенциал.

Наличие природных ресурсов, безусловно, оказывает положительное влияние на экономические показатели различных стран. В африканских странах богатые полезными ископаемыми земли при отсутствии развитого политического представительства в государствах и при сложной этноконфесси-ональной структуре общества нередко постоянно окрашиваются в красный цвет - вследствие затяжных кровопролитных войн. Борьба за ресурсы становится основной стратегией развития общества этих государств.

Африканский континент изобилует природными ресурсами. Наиболее важными являются нефтяные и газовые месторождения, алмазы, уголь, золото, фосфориты. Однако основные полезные ископаемые в Африке размещены крайне неравномерно по всей территории Континента. Проблема африканских стран заключается в том, что для добычи полезных ископаемых (в довольно сложных геологических и географических условиях), их дальнейшей обработки и транспортировки необходимо наличие квалифицированного персонала, что требует специального образования, которое на Африканском континенте пока находится в зачаточном состоянии. Это приводит к острой нехватке трудовых кадров, поэ-

тому многие африканские страны привлекают к работе иностранных специалистов и иностранные инвестиции для разработки месторождений.

Среди малых стран Африки с наиболее зависимыми от природных ископаемых экономиками выделяются: Экваториальная Гвинея (где доля промышленности, кроме обрабатывающей, - более 94% ВВП), Республика Конго (69% ВВП), Габон (более 48% ВВП), Мавритания (около 40% ВВП), Ботсвана (более 30% ВВП), Гвинея (около 25% ВВП), Сьерра-Леоне (около 21% ВВП)16.

Экваториальная Гвинея, найдя обширные запасы нефти в 1990-е гг., совершила значительный и резкий скачок в экономической динамике Африканского континента, став третьей страной в Субсахарском регионе по производству нефти (после Нигерии и Анголы; далее следуют Габон и Республика Конго)17. Однако сильная зависимость Экваториальной Гвинеи от экспорта энергоносителей (преимущественно в США) ослабляет и подтачивает стабильность в стране, поскольку государство остается привязанным к мировым ценам на нефть и, тем самым, становится уязвимым в экономическом плане. В последние годы с резким падением цен на нефть государство преприня-ло важные шаги для преодоления экономических и политических диспари-тетов. При поддержке Африканского банка развития приняты необходимые меры в сфере строительства, модернизации инфраструктуры, улучшения системы образования и административно-управленческих кадров за счет программы по поощрению обучения местного населения за рубежом18. Вступив в

16 UNCTAD (2015) // UNCTAD Handbook of Statistics 2015 // http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdstat40_en.pdf, дата обращения 12.10.2018.

17 BP Statistical Review of World Energy. June 2017, p. 14.

18 Equatorial Guinea Economic Outlook (n/y) // African Development Bank // https://www.afdb.org/en/countries/central-africa/ equatorial-guinea/equatorial-guinea-economic-outlook/, дата обращения 12.10.2018.

ОПЕК в 2017 г., Экваториальная Гвинея рассчитывает на крупные инвестиционные проекты, преимущественно из стран Персидского залива, которые активно вкладываются в растущие экономики мира19.

5. Страны, которые во внешнеэкономической (и нередко внешнеполитической) деятельности видят своим главным стратегическим партнером крупную соседнюю страну или страну - бывшую метрополию.

К таким странам можно отнести Тунис. Государство, находящееся в тисках крупных государств Северной Африки, с весьма сложными отношениями между собой, борющимися за влияние в данном регионе и в Африке в целом, в своей внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии избрало модель всяческой опоры на поддержку Франции.

В Южной Африке наиболее ярким примером опоры на крупного соседа является Свазиленд. О сильной зависимости Свазиленда от экономики ЮАР говорят экономические показатели: 85% импорта Свазиленда поступает из ЮАР, 60% экспорта этой страны отправляется в ЮАР. Свазиленд активно участвует в масштабном южноафриканском проекте по электрификации всей Южной Африки - компании из Мозамбика, ЮАР и Свазиленда являют собой пример успешной модели межгосударственного кооперирования, парнерства частных и государственных компаний.

Географические особенности местоположения Лесото определили тесные взаимоотношения этого государ-

ства с ЮАР, его основным экономическим и стратегическим партнером. Страна преимущественно аграрная и с малой территорией нуждается в надежном партнере в регионе. ЮАР дает возможность трудоустройства выходцам из Лесото в различных секторах экономики, но преимущественно в горнодобывающей (по некоторым неофициальным источникам, финансовые трансакции из ЮАР рабочими из Лесото составляют около 30% поступлений экономики Лесото20).

Тесная экономическая, геостратегическая, транспортно-логистиче-ская связь определяет взаимоотношения Джибути со своим крупным соседом - Эфиопией. Благодаря запущенным инвестиционным мегапроектам для модернизации транспортного коридора в этом регионе экономический рост в Джибути ускорился за последнее время и составил 6,5% (2014-2016 гг.). Программа экономического развития страны «Видение 2035» предусматривает значительную международную финансовую помощь (прежде всего от Всемирного Банка) в размере свыше 100 млн долл.21 Пакет инвестиционных проектов включает в себя различные экономические, аграрно-техниче-ские, образовательные программы, которые позволят Джибути поступательно развиваться и укреплять региональную безопасность. Обеспечение стабильного экономического положения в регионе будет способствовать эффективному функцинированию одной из самых загруженных транспортных артерий в мире - Баб-эль-Мандебскому проливу - ведь именно бедные слои населения нередко становятся легкой до-

19 Equatorial Guinea. Overview (n/y) // World Bank // http://www.worldbank.org/en/country/equatorialguinea/overview#1, дата обращения 12.10.2018.

20 Lesotho's Economic Woes Create Generation of Migrants (2017) // Daily Mail, July 16, 2017 // http://www.dailymail.co.uk/wires/ afp/article-4700398/Lesothos-economic-woes-create-generation-migrants.html, дата обращения 12.10.2018.

21 Djibouti. Overview (n/y) // World Bank // http://www.worldbank.org/en/country/djibouti/overview, дата обращения 12.10.2018.

бычей террористических, разбойничьих и др. группировок.

* * *

Представленные выше типы внешнеэкономических стратегий малых стран Африки являются довольно условными, некоторые страны могут в стратегическом видении выделять сразу несколько моделей выстраивания своей политики. Совершенно очевидно то, что все малые страны Африки испытывают нехватку в квалифицированной рабочей силе как для разработки природных местрождений, так и для создания необходимых инфраструктурных проектов, выстраивания инвестиционной политики. Система образования также нуждается в повсеместном реформировании, ведь, хотя колониальные власти в свое время обучали местное население, в настоящее время все наработанные навыки устарели и требуют пересмотра. Ввиду географического положения африканские страны нуждаются в масштабных и новаторских агропромышленных и экологических программах - для использования солнечной энергии, расширения и диверсификации сельскохозяйственных специализаций. Повсеместно в Африке население сталкивается с резким дефицитом медицинского оборудования, медицинского персонала и учреждений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Африканские страны тесно связаны между собой - и культурно-историческое прошлое (прежде всего колониальное), и специфика этноплемен-ных отношений между странами (когда одни народы и племена оказались разделенными границами новых государств), и высокая роль полезных ископаемых в развитии и модернизации всех стран Африки - все эти факторы лишь укрепляют взаимозависимость и взаимодополняемость каждой страны Африканского континента. Стоит отметить, что для России важен этот ре-

гион, однако российской стороне нужно предлагать африканцам не только крупные национальные проекты (такие, как строительство АЭС), но прежде всего масштабные межстрановые, региональные проекты. Крупные региональные проекты, запущенные в малых странах Африки, будут способствовать интеграционным процессам, развивать и расширять транспортно-логистическую доступность различных уголков Континента.

Для выстраивания долгосрочных внешнеэкономических и геополитических отношений в Африке стоит рассматривать Африканский континент как единое и неделимое целое - учитывая сложносоставную этно-полити-ческую и этно-племенную специфику данных африканских обществ. Поступательное развитие Континента зависит от активизации как внутриафри-канских, так и международных внешнеэкономических связей.

Список литературы

Вольский В.В. (1968) О типах капиталистического мира // Вестник Московского ун-та. Серия «География». № 6. С. 44-54.

Вольский В.В. (2009) Типы зарубежных стран // Вольский В.В. Избранные сочинения. М.; Смоленск: Ойкумена. С. 251-282.

Мачавариани Г. (2017) Мир в 2016 году (таблицы мирового развития) // Ин-т мировой экономики и меж-дунар. отношений имени Е.М. Примакова // https://www.imemo.ru/files/ File/magazines/Osn_pokaz_ME/2017/ Full_Text2017.pdf, дата обращения 12.10.2018.

Юданов Ю.И. (ред.) (1984) Малые страны Западной Европы. М.: Мысль.

Crowards T. (2002) Defining the Category of "Small" States // Journal of

International Development, vol. 14, no 2, pp. 143-179.

De Silva K.M. (1999) Sri Lanka: The Security Problems of a Small State // Defence and Peace Economics, vol. 10, no 4, pp. 361-381.

Dyck G.K., Ismael H.M. (2015) Multi-Criteria Evaluation ofPort Competitiveness in West Africa Using Analytic Hierarchy Process (AHP) // American Journal of Industrial and Business Management, vol. 5, no 1, pp. 432-446.

Gunasekara S.N. (2015) Bandwagoning, Balancing, and Small States: A Case of Sri Lanka // Asian Social Science, vol. 11, no 28, pp. 212-220.

Kadira P. (2015) Why Small States Matter in International Politics: The Case of Sri Lanka // Brookings, September 3, 2015 // https://www.brookings.edu/blog/ order-from-chaos/2015/09/03/why-small-states-matter-in-international-politics-the-case-of-sri-lanka/, дата обращения 12.10.2018.

Knudsen O.F. (2002) Small States, Latent and Extant: Towards a General Perspective // Journal of International

Relations and Development, vol. 5, no 2, pp. 182-198.

Kumar P. (2015) Empowerment of Smaller Powers in South Asian Security Cooperation // Asia-Pacific Center for Security Studies // http://apcss.org/ wp-content/uploads/2015/11/Pradeep-Kumar_final.pdf, дата обращения 12.10.2018.

Lecomte E. (2016) Power Relations Between States and Trans-National Economic Institutions: A Case Study of the CFA Franc // Lund University Libraries, Student Papers // https://lup.lub.lu.se/ student-papers/search/publication/8909627, дата обращения 12.10.2018.

Sutton P. (2011) The Concept of Small States in the International Political Economy // The Round Table: The Commonwealth Journal of International Affairs, vol. 100, no 413, pp. 141-153.

UNCTAD (2016) // Review ofMaritime Transport 2016 // https://www.unctad. org/en/PublicationChapters/rmt2016ch4_ en.pdf, дата обращения 12.10.2018.

From the Point of Economic

International Economic Strategy of Small African Countries in a Globalizing World

Maria A. VOLODINA

PhD in History, Senior Researcher, Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations of the Russian Academy of Sciences. Address: 23, Profsoyuznaya St., Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: volodinamarie@gmail.com

CITATION: Volodina M.A. (2018) International Economic Strategy of Small African Countries in a Globalizing World. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, vol. 11, no 5, pp. 22-37 (in Russian). DOI: 10.23932/2542-0240-2018-11-5-22-37

ABSTRACT. The author has developed new criteria for the inclusion of African countries in the group of small countries. It is noted that the criteria for assignment to small countries in the developed world cannot fully meet the criteria applicable to the African continent. On the basis of a comparison of the population of Africa with some countries of Europe, small states of the African continent are singled out. Emphasize the fact that a single criterion for attributing to small countries has not yet been developed. In the author's opinion, it is incorrect to evaluate African countries using only economic indicators, since economic growth rates do not always coincide with demographic indicators, sociocul-tural transformations, and ethnic and tribal characteristics in Africa. The main types of foreign economic strategies of small African countries are identified and considered. It is shown that the states of the African continent often use several strategies for the development of their countries. The small countries of the African continent are actively involved in integration processes that fit into the overall concept of African modernization and development. An important role in the processes of modernization in Africa is played by international financial, educational, innovative and technical programs. Often, it is precisely small countries that become a kind of trans-

port hub at the regional level, which contributes to the strengthening of foreign economic relations between the countries of the regions of the African continent, attracts considerable financial, resource, and innovative capital to African countries. The historical and ethno-tribal characteristics of some African states, especially the long and bloody wars, hinder the progressive development of these countries. A vivid example of such tragic events is Rwanda (attributed to the small states by the author of the article), where incessant civil wars have undermined the economic and political stability in the region. In such cases, substantial international assistance will be required with the involvement of Rwanda's neighboring countries for the implementation of possible major regional programs and investment projects. Since innovative infrastructure projects in African countries are possible only with the involvement of all countries of the region, in this regard, Russia will need new management approaches and interesting projects for the integrated development of the African continent to actively participate in ambitious African projects.

KEY WORDS: Africa, small country, foreign economic strategy, country typology, regional integration, official development assistance

References

Crowards T. (2002) Defining the Category of "Small" States. Journal of International Development, vol. 14, no 2, pp. 143179.

De Silva K.M. (1999) Sri Lanka: The Security Problems of a Small State. Defence and Peace Economics, vol. 10, no 4, pp. 361-381.

Dyck G.K., Ismael H.M. (2015) Multi-Criteria Evaluation of Port Competitiveness in West Africa Using Analytic Hierarchy Process (AHP). American Journal of Industrial and Business Management, vol. 5, no 1, pp. 432-446.

Gunasekara S.N. (2015) Bandwagon-ing, Balancing, and Small States: A Case of Sri Lanka. Asian Social Science, vol. 11, no 28, pp. 212-220.

Kadira P. (2015) Why Small States Matter in International Politics: The Case of Sri Lanka. Brookings, September 3, 2015. Available at: https://www.brookings.edu/blog/ order-from-chaos/2015/09/03/why-small-states-matter-in-international-politics-the-case-of-sri-lanka/, accessed 12.10.2018.

Knudsen O.F. (2002) Small States, Latent and Extant: Towards a General Perspective. Journal of International Relations and Development, vol. 5, no 2, pp. 182-198.

Kumar P. (2015) Empowerment of Smaller Powers in South Asian Security Cooperation. Asia-Pacific Center for Security Studies. Available at: http://apcss.org/ wp-content/uploads/2015/11/Pradeep-Kumar_final.pdf, accessed 12.10.2018.

Lecomte E. (2016) Power Relations Between States and Trans-National Economic Institutions: A Case Study of the CFA Franc. Lund University Libraries, Student Papers. Available at: https://lup. lub.lu.se/student-papers/search/publica-tion/8909627, accessed 12.10.2018.

Machavariani G.I. (2017) Mir v 2016 godu (tablitsy mirovogo razvitiya) [World in 2016 (Tables of the World Development)]. Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations of the Russian Academy of Sciences. Available at: https://www.ime-mo.ru/files/File/magazines/Osn_pokaz_ ME/2017/Full_Text2017.pdf, accessed 12.10.2018.

Sutton P. (2011) The Concept of Small States in the International Political Economy. The Round Table: The Commonwealth Journal of International Affairs, vol. 100, no 413, pp. 141-153.

UNCTAD (2016). Review of Maritime Transport 2016. Available at: https:// www.unctad.org/en/PublicationChapters/ rmt2016ch4_en.pdf, accessed 12.10.2018.

Vol'skij V.V. (1968) O tipakh kapitalis-ticheskogo mira [On types of the Capitalistic World]. Vestnik Moskovskogo Univer-siteta. Seriya «Geografiya», no 6, pp. 44-54.

Vol'skij V.V. (2009) Tipy zarubezhnykh stran [Types of the Foreign Countries]. Vol'skij V.V Selected Work, Moscow, Smolensk: Oikumen, pp. 251-282.

Yudanov Yu.I. (ed.) (1984) Malye stra-ny Zapadnoj Evropy [Small Countries of the Western Europe], Moscow: Misl'.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.