Научная статья на тему 'Международная образовательная миграция как «Ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации'

Международная образовательная миграция как «Ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
745
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / МЯГКАЯ СИЛА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ПРИВЛЕЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ / ПРОЕКТ 5-100 / ЭКСПОРТ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INTERNATIONAL EDUCATIONAL MIGRATION / SOFT POWER / GLOBALIZATION / FOREIGN STUDENTS / HIGHER EDUCATION / FOREIGN EXPERIENCE IN ATTRACTING FOREIGN STUDENTS / ADVANTAGES OF STUDYING IN RUSSIA / PROJECT 5-100 / EXPORT OF RUSSIAN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворова В. А., Бронников И. А.

В статье проанализирована международная образовательная миграция как ресурс «мягкой силы» государства. На основании всестороннего анализа существующих определений образовательной миграции, предложена авторская трактовка данного понятия. Представлена и проанализирована статистика международной образовательной миграции на основании данных ЮНЕСКО, Института международного образования США, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Основной акцент в статье сделан на таких категориях международных образовательных мигрантов, как студенты (бакалавры, магистры), аспиранты. Описаны причины популярности среди иностранных студентов таких стран, как Канада и США.На основании проведенного исследования выделены две группы факторов: внешние и внутренние (мотивационные), оказывающие влияние на принятие решения в выборе страны обучения. На основании данных Министерства науки и высшего образования Российской Федерации проанализированы преимущества получения образования в России. Рассмотрен вопрос адаптации иностранных студентов в российских вузах: программы кураторства первокурсников, институт студенческих землячеств. Cделан вывод, что российские вузы имеют богатый опыт в обучении и адаптации иностранных обучающихся.Также в статье подробно описаны концепции и проекты по привлечению иностранных обучающихся в Российскую Федерацию. Особое внимание уделено двум проектам: «5-100» и «Экспорт российского образования». В качестве одного из главных институтов в сфере экспорта российского образования обозначено Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Предложены меры по привлечению иностранных обучающихся в российские вузы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International educational migration as a “soft power resource” in the globalization era

The international educational migration as a resource of «soft power» of the state has been analyzed in the article. Based on comprehensive analysis of the existing definitions of educational migration the author’s interpretation of this concept have been proposed. Based on the data of UNESCO, the Institute of international education of the United States, the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation the statistics of international educational migration has been presented and analyzed. The main emphasis has been made on such categories of international educational migrants as students (bachelors, masters), postgraduate students. The reasons for the popularity of foreign students in countries such as Canada and the United States have been described. Based on the study two groups of factors have been highlighted: external and internal (motivational) factors, influencing decision-making in choosing the country of study.Based on the data of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, the advantages of education in Russia have been analyzed. The issue of adaptation of foreign students in Russian universities has been considered: first-year curatorial programs, the Institute of student fellowships. It has been concluded hat Russian universities have a wealth of experience in teaching and adaptation of foreign students.The concepts and projects to attract foreign students to the Russian Federation also have been described in detail. Special attention to two projects “5-100” and “Export of Russian education” has been paid. The Federal Agency for the Commonwealth of Independent States Affairs, Compatriots Living Abroad, and International Humanitarian Cooperation (Rossotrudnichestvo) as one of the main institutions in the export of Russian education has been designated. The measures to attract foreign students to Russian universities have been proposed.

Текст научной работы на тему «Международная образовательная миграция как «Ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации»

УДК 32.325 JEL I128 DOI 10.26425/2309-3633-2019-4-131-139

Получено: 02.09.2019 Одобрено: 09.10.2019 Опубликовано: 20.12.2019

Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации

Суворова Вера Александровна1, Бронников Иван Алексеевич2

1канд. полит. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация, ORCID: 0000-0002-9072-3039, e-mail: sailor_mun@mail.ru

2канд. полит. наук, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», г. Москва, Российская Федерация, ORCID: 0000-0002-8277-0839, e-mail: ivbronn@gmail.com

Аннотация

В статье проанализирована международная образовательная миграция как ресурс «мягкой силы» государства. На основании всестороннего анализа существующих определений образовательной миграции, предложена авторская трактовка данного понятия. Представлена и проанализирована статистика международной образовательной миграции на основании данных ЮНЕСКО, Института международного образования США, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Основной акцент в статье сделан на таких категориях международных образовательных мигрантов, как студенты (бакалавры, магистры), аспиранты. Описаны причины популярности среди иностранных студентов таких стран, как Канада и США. На основании проведенного исследования выделены две группы факторов: внешние и внутренние (мотивационные), оказывающие влияние на принятие решения в выборе страны обучения.

На основании данных Министерства науки и высшего образования Российской Федерации проанализированы преимущества получения образования в России. Рассмотрен вопрос адаптации иностранных студентов в российских вузах: программы кураторства первокурсников, институт студенческих землячеств. Сделан вывод, что российские вузы имеют богатый опыт в обучении и адаптации иностранных обучающихся. Также в статье подробно описаны концепции и проекты по привлечению иностранных обучающихся в Российскую Федерацию. Особое внимание уделено двум проектам: «5-100» и «Экспорт российского образования». В качестве одного из главных институтов в сфере экспорта российского образования обозначено Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Предложены меры по привлечению иностранных обучающихся в российские вузы.

Ключевые слова: международная образовательная миграция, мягкая сила, глобализация, иностранные студенты, высшее образование, зарубежный опыт в привлечении иностранных студентов, преимущества обучения в России, проект 5-100, экспорт российского образования.

Цитирование: Суворова В.А., Бронников И.А. Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации//Управление. 2019. № 4. С. 131-139.

© Суворова В.А., Бронников И.А., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)

JEL I128 DOI 10.26425/2309-3633-2019-4-131-139

Received: 02.09.2019 Approved: 09.10.2019 Published: 20.12.2019

International educational migration as a "soft power resource" in the globalization era

Suvorova Vera1, Bronnikov Ivan2

1Candidate of Political Sciences, State University of Management, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0002-9072-3039, e-mail: sailor_mun@mail.ru

2Candidate of Political Sciences, Moscow State University named after M. V. Lomonosov, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0002-8277-0839, e-mail: ivbronn@gmail.com

Abstract

The international educational migration as a resource of «soft power» of the state has been analyzed in the article. Based on comprehensive analysis of the existing definitions of educational migration the author's interpretation of this concept have been proposed. Based on the data of UNESCO, the Institute of international education of the United States, the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation the statistics of international educational migration has been presented and analyzed. The main emphasis has been made on such categories of international educational migrants as students (bachelors, masters), postgraduate students. The reasons for the popularity of foreign students in countries such as Canada and the United States have been described. Based on the study two groups of factors have been highlighted: external and internal (motivational) factors, influencing decision-making in choosing the country of study.

Based on the data of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, the advantages of education in Russia have been analyzed. The issue of adaptation of foreign students in Russian universities has been considered: first-year curatorial programs, the Institute of student fellowships. It has been concluded hat Russian universities have a wealth of experience in teaching and adaptation of foreign students.

The concepts and projects to attract foreign students to the Russian Federation also have been described in detail. Special attention to two projects "5-100" and "Export of Russian education" has been paid. The Federal Agency for the Commonwealth of Independent States Affairs, Compatriots Living Abroad, and International Humanitarian Cooperation (Rossotrudnichestvo) as one of the main institutions in the export of Russian education has been designated. The measures to attract foreign students to Russian universities have been proposed.

Keywords: international educational migration, soft power, globalization, foreign students, higher education, foreign experience in attracting foreign students, advantages of studying in Russia, project 5-100, export of Russian education.

For citation: Suvorova V.A., Bronnikov I.A. International educational migration as a "soft power resource" in the globalization era (2019) Upravlenie, 7 (4), pp. 131-139. doi: 10.26425/2309-3633-2019-4-131-139

© The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)

В XXI в. в условиях глобализации, международная миграция населения играет важную роль в развитии современного общества. По данным ООН в 2017 г. численность международных мигрантов, проживающих вне страны своей гражданской принадлежности, составляет 258 млн человек, тогда как в 2000 г. их количество было 173 млн человек. Доля международных студентов в структуре международных миграционных потоков составляет 4,8 млн человек.

Рассмотрим, что такое образовательная миграция. В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации (далее — РФ) до 2025 г., образовательная (учебная) миграция определяется как миграция с целью получения или продолжения образования, то есть образовательная и учебная миграция в данном определении являются синонимами. Такие ученые, как Д. Массей, М. Регет, В. А. Ионцев, И. В. Ивахнюк рассматривают образовательную миграцию как разновидность интеллектуальной миграции [4; 5]. С. В. Рязанцев определяет образовательную миграцию как социальный тип, так как она не связана с материальной выгодой от перемещения, в отличие от экономической миграции [6].

По нашему мнению, образовательную миграцию следует рассматривать как перемещение мотивированных людей внутри страны и между странами с целью получения или продолжения образования различного уровня. Также в нашей статье мы рассматриваем образовательную миграцию как ресурс «мягкой силы» государства в рамках реализации государственной миграционной политики. Понятие

«мягкая сила» введено в оборот американским профессором Дж. Наем и обозначает использование нематериальных ресурсов культуры и идеологии для оказания влияния на другие страны и их население, без применения военных или силовых методов («убеждение, а не принуждение»). Одним из важнейших направлений политики «мягкой силы» является система образования [11].

В мире с ростом глобализации большое количество молодых людей учатся или хотят учиться за границей. По данным ЮНЕСКО в 2016 г. число иностранных студентов составило более 4,8 млн человек по сравнению с 2 млн в 2000 г. Более половины из них были зачислены в образовательные программы в шести странах: США, Великобритании, Австралии, Франции, Германии и РФ. Доля иностранных студентов во Франции в 2017 г. достигла уровня 8 %, в Германии — 6 %. Основными странами-донорами иностранных студентов является Китай, Индия, Южная Корея, Нигерия, Саудовская Аравия и несколько стран Центральной Азии.

Согласно данным Института международного образования США за 2018 г. РФ занимает 7 место в списке стран принимающих иностранных студентов [13].

В таблице 1 представлено распределение иностранных студентов по странам-реципиентам. Как следует из таблицы 1, наибольший рост численности иностранных студентов произошел в Канаде и составил 18,8 % в 2018 г. по сравнению с 2017 г. Причины такой популярности Канады следующие:

Таблица 1

Распределение иностранных студентов по странам-реципиентам 2017-2018 гг.

Table 1. Distribution of foreign students by recipient countries 2017-2018

Страна 2017 г. 2018 г.

США 1 078 822 1 094 792

Великобритания 501 045 506 480

Китай 442 773 489 200

Австралия 327 606 371 885

Франция 323 933 343 386

Канада 312 100 370 710

Россия 296 178 313 089

Германия 251 542 265 484

Япония 171 122 188 384

Испания 94 962 109 522

Нидерланды 68 475 76 462

Новая Зеландия 62 570 61 402

Швеция 35 100 35 862

Финляндия 31 120 30 807

Составлено авторами по материалам исследования / Compiled by the authors on the materials of the study

• высокий уровень образования, многие канадские университеты входят в сотню самых престижных университетов мира;

• более низкая стоимость обучения, по сравнению с такими англоязычными странами как США, Англия и Австралия, при таком же или более высоком уровне образования;

• толерантное отношение к любым национальностям, безопасная обстановка;

• возможность получить рабочую визу супругу обучающегося в Канаде студента;

• параллельно с учебой иностранным студентам разрешается работать до 20 часов в неделю: либо в системе своего учебного заведения (on-campus work), либо в любом другом месте (off-campus work) — для чего нужно получать специальное разрешение (work permit);

• возможность получить рабочую визу после окончания учебы;

• возможность подавать заявление на статус постоянного жителя по окончании учебы.

Кроме того, программа международных стипендий, финансируемая правительством Канады в рамках программы «Глобальные дела Канады», также способствует продвижению усилий канадских учреждений по интернационализации, способствует повышению мобильности студентов.

Традиционно первое место по численности иностранных студентов занимает США, где иностранные студенты являются особым предметом иммиграционной политики. Согласно докладу The Open Doors Report за 2018 г., иностранные студенты составляют 5,5 % всех студентов США. Самыми востребованными у иностранных студентов являются технические специальности (21,3 %), бизнес и управление (17,9 %), математика и информатика (17 %). Основные причины популярности США следующие:

• престижность обучения в ведущих американских вузах;

• возможность составления индивидуальной программы обучения;

• учеба в первую очередь ориентирована на практику и дальнейшую карьеру;

• академическая среда в США стимулирует в студентах индивидуальный рост, развитие лидерских качеств и навыки командной работы на результат;

• государственные стипендиальные программы. Так, Стипендиальная программа правительства США Fulbright Foreign Student Program (программа для иностранных студентов Фулбрайт). Она предоставляет стипендии студентам, молодым профессионалам для обучения в США в течение года или более, по всем направлениям образовательных

программ, исключая медицину, а также для проведения исследований в США. Программа Фулбрайт действует в 160 странах мира. Примерно 4 000 иностранных студентов получают стипендию каждый год. Право на участие в программе и процедуры отбора различаются в зависимости от страны [10].

Студенческая виза США относится к классу неиммиграционных виз и выдается для академических целей. Студенческие визы выдаются сроком либо на один, либо на три года. Иностранные студенты в США имеют право осуществлять трудовую деятельность, но не более 20 часов в неделю. На первым году обучения иностранные студенты могут работать только в своем учебном заведении, на втором году обучения такие ограничения снимаются. Во время обучения в США к иностранному студенту могут присоединиться члены его семьи (супруг и несовершеннолетние дети). После завершения обучения иностранный студент должен либо покинуть США, либо подать заявку на изменение статуса. Максимальное пребывание в США по студенческой визе возможно в течение 8 лет.

Согласно статистическим данным количество иностранных студентов в России в 2018 г. увеличилось на 5,7 % по сравнению с 2017 г.

Общее число иностранных граждан, обучавшихся в вузах РФ в 2016/2017 учебном году, по сравнению с 2015/2016 г. увеличилось на 28,6 тыс. человек или на 14,2 %. Это произошло в основном за счет стран Азии (прежде всего Казахстана, Китая, Туркмении, Таджикистана, Узбекистана и Индии). Наиболее крупными контингентами иностранных учащихся дневных отделений в 2016/2017 г. являлись (как и в предыдущем году) представители Казахстана (39,7 тыс. чел.), на втором месте — КНР (26,8 тыс. чел.), на третьем — Туркмении (17,3 тыс. чел.) [3, с. 9].

Доля иностранных граждан, обучавшихся за счет российского бюджета, неуклонно увеличивавшаяся с начала 2000-х гг. (22,8 % - в 2003/2004 г., 29,5 % -в 2009/2010 г., 40,0 % - в 2015/2016 г.), впервые несколько снизилась (до 39,1 % в 2016/2017 г.). Прирост численности иностранных учащихся очной формы обучения достигнут преимущественно в вузах Министерства науки и высшего образования РФ (далее — Минобрнаука) — на 13,7 тыс. человек и вузах иной ведомственной принадлежности (прежде всего Министерства здравоохранения РФ) — на 14,6 тыс. человек, расположенных в трех федеральных округах, — Центральном (на 9,5 тыс. чел.), Приволжском (на 6,4 тыс. чел.) и Сибирском (на 4,3 тыс. чел.) [3, с. 9].

Самыми востребованными у иностранных граждан специализациями в 2016/2017 учебном году стали инженерно-технические (их выбрали в целом

50,7 тыс. чел. или 22,1 %) и медицина (45,8 тыс. чел. или 20,0 %), а также экономика и управление (30,2 тыс. чел. или 13,2 %). Наиболее заметно, по сравнению с предшествующим годом, увеличилось число изучавших медицину (на 8,5 тыс. чел.), инженерно-технические специальности (в целом на 4,9 тыс. чел., особенно металлургию, машиностроение и материалообработку — на 1,2 тыс. чел., а также энергетику, энергетическое машиностроение и электротехнику — на 1,1 тыс. чел.) и гуманитарные науки (на 3,7 тыс. чел.) [3, с. 11].

Российские вузы-лидеры по численности иностранных обучающихся в 2016/2017 учебном году представлены в таблице 2.

При выборе станы обучения на иностранных студентов оказывает влияние две группы факторов: внешние и внутренние (мотивационные). К внутренним (мотивационным) факторам можно отнести желание получить качественное образование, диплом, востребованный на международном рынке труда, стремление улучшить языковую подготовку.

К внешним факторам можно отнести:

• академическую репутацию университета, в формировании мнения потенциальных студентов играют международные оценки качества или международные рейтинги университетов;

• гибкость образовательных программ, предлагаемых на мировом рынке образовательных услуг;

• финансовые условия (стоимость обучения и проживания);

• миграционная политика в отношении иностранных студентов;

• профессиональные перспективы выпускников на рынке труда (возможность устройства в стане после окончания обучения).

На сайте Минобрнауки отмечены следующие преимущества обучения в России.

1. Фундаментальный характер Российского образования. Россия известна своими сильными научными школами в области естественных наук и физико-математических.

2. Богатый выбор университетов и образовательных программ. 766 университетов в 82 регионах, 205 направлений подготовки, 657 специальностей по программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Кроме того, российские вузы предлагают довузовские подготовительные программы, краткие программы (летний университет, летние школы), программы изучение русского языка как иностранного и др. Так, в ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (далее — РУДН) реализуется программа летней школы «Давайте говорить по-русски». Программа рассчитана на слушателей, желающих повысить уровень русского языка в короткий срок. Особое внимание во время обучения уделяется разговорной практике.

3. Соотношение цены и качества обучения. Обучение на контрактной основе в российских вузах дешевле, чем за рубежом. В 2019 г. стоимость обучения в России на очных программах бакалавриата начиналась от 83 тыс. рублей в год в зависимости от специальности. Максимальный показатель в престижных вузах страны доходил до 586 000 рублей в год.

4. Возможность обучения на бюджетной основе Правительство РФ ежегодно выделяет несколько тысяч бюджетных мест для иностранных студентов. Так в 2019 г. было выделено 15 000 мест. Также необходимо отметить такую категорию иностранных студентов, как соотечественники, которые могут поступать на бюджетные места вне квот наравне

Таблица 2

Динамика контингента иностранных обучающихся в российских вузах в 2014-2017 гг. (человек)

Table 2. Dynamics of the contingent of foreign students in Russian universities in 2014-2017 (people)

Наименование вуза 2014-2015 гг. 2015-2016 гг. 2016-2017 гг.

ФГАОУ ВО Российский университет дружбы народов» 7 927 8 246 9 580

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» 4 399 5 230 5 438

ФГАОУ ВО <Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» 3 612 4 507 5 161

ФГАОУ ВО <Казанский (Приволжский) федеральный университет» 1 892 3 284 4 421

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» 3 090 3 241 4 278

ФГАОУ ВО Национальный исследовательский Томский политехнический университет» 2 711 2 303 3 259

ФГАОУ ВО Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 1 633 1 830 2 871

ФГАОУ ВО белгородский государственный национальный исследовательский университет» 1 982 2 774 2 820

ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» 2 286 2 574 2 783

ФГАОУ ВО <Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» 3 203 3 260 2 592

Составлено авторами по данным исследования / Compiled by the authors on the materials of the study

с гражданами РФ. Еще одна категория иностранных студентов - победители и призеры университетских олимпиад, которым предоставляются льготы при поступлении в ведущие вузы России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Возможность обучения на английском языке. Так, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» (далее — МГУ им. М. В. Ломоносова) реализуется ряд магистерских программ на английском языке («Международная экономика и финансы»; «Математика» — программа реализуется совместно с Приморским университетом в филиале МГУ им. М. В. Ломоносова в г. Копере (Словения); «Государственная политика в постсоветских странах»; «Глобальный порядок: трансформации и вызовы»).

6. Возможность получения двойных дипломов. В 2003 г. РФ подписала Болонскую декларацию, взяв на себя ряд обязательств в рамках создания общего образовательного пространства стран-участниц. Дипломы российских вузов признаются во многих странах мира. Особую роль играют межправительственные соглашения, которые заключены более с 60 странами. Российские вузы совместно с зарубежными университетами реализуют различные образовательные программы и выдают двойные дипломы [12].

Так, РУДН в рамках программы повышения конкурентоспособности РУДН «5—100» осуществляет совместные образовательные программы с 26 вузами, среди них: Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева (Казахстан), ЮжноКазахстанский государственный университет имени М. Ауезова (Казахстан), Ереванский государственный университет (Армения), Ереванский государственный университет языков и социальных наук имени В. Я. Брюсова (Армения), Казахский национальный университет имени аль-Фараби (Казахстан), Кыргызский национальный университет имени Ж. Баласагына (Кыргызстан), Российско-Таджикский славянский университет (Таджикистан), Славянский университет (Молдова) и др. МГУ им. М. В. Ломоносова в рамках программ включенного обучения ежегодно направляет 500 студентов за рубеж. Такое же количество студентов МГУ им. М. В. Ломоносова ежегодно принимает из вузов-партнеров: Университета Гумбольдта, Университета Париж-Сорбонна, Пекинского университета, Университета Ла Сапиенца, Университета Барселоны, Университета Хельсинки, Венского университета, Университета Токай, Стокгольмского университета и других зарубежных университетов.

7. Благоприятные условия для адаптации иностранных студентов. Российская Федерация является многонациональной страной, поэтому адаптация

иностранных студентов может проходить достаточно легко. Кроме того, российские вузы имеют богатый опыт обучения и адаптации иностранных студентов: программы кураторства первокурсников, развит институт студенческих землячеств.

Так, в МГУ им. М. В. Ломоносова на основе основных образовательных программ разработаны и утверждены специальные образовательные программы для иностранных граждан в рамках соответствующих направлений подготовки с выделением аудиторных часов на формирование коммуникативной и языковой компетенции для получения высшего образования на русском языке (языковое сопровождение). В общей сложности в бакалавриате выделено 548 часов, а в магистратуре 136 часов на дисциплину русский язык как иностранный. Кроме того, иностранные студенты активно вовлекаются в общеуниверситетскую жизнь через языковые клубы, страновые сообщества, дни национальных культур и др. В ФГБОУ ВО «Псковском государственном университете» создано подготовительное отделение, реализующее две дополнительные образовательные программы: предвузовская подготовка иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке и подготовительные курсы для иностранных граждан (предву-зовское обучение). Цель таких программ — дать знания, необходимые для дальнейшего освоения иностранными гражданами профессиональных образовательных программ на русском языке и адаптация к новой социально-культурной среде.

Некоторые университеты разработали собственный подход к адаптации иностранных студентов. Например, ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (далее — НГУ) с 2013 г. реализует специальную программу «Организованной адаптации», помогающей студентам, аспирантам успешно преодолеть «культурный шок». В течение учебного года основная задача программы организованной адаптации состоит в том, чтобы дать иностранцам НГУ системные знания о тех особенностях русской культуры, которые им нужны в первую очередь. Для новых иностранных студентов НГУ проводят программу первичной адаптации Orientation Session по аналогии с подобными программами в зарубежных вузах (Orientation Week, Welcome Week, Welcome Days). Цель этой программы, состоящей из нескольких мероприятий, — максимально подготовить новичков к жизни и учебе в России. Также организована работа специальных консультантов - International Student Advisers, которые помогают решать вопросы академического, социального, культурного и личного характера.

В ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» (далее — МГИМО) реализуется проект — «Интеграционная неделя для иностранных студентов». Проект включает ряд мероприятий, призванных помочь иностранным студентам, начинающим обучение в МГИМО, как можно скорее влиться в студенческую жизнь университета и разнообразить учебу яркими и познавательными событиями. Во время проекта интеграционных недель студенты проходят первый этап адаптации, получают основы русского языка, готовятся к дальнейшему усвоению знаний в будущем семестре.

Рассмотрим, какие меры предпринимает Россия для привлечения иностранных студентов. На данный момент разработана национальная стратегия по привлечению иностранных обучающихся, которая нашла отражение в ряде нормативно-правовых документах, концепциях и проектах.

В Концепции государственной миграционной политики РФ до 2025 г. в качестве основных направлений в области содействия свободному перемещению обучающихся, научных и педагогических работников выделены следующие.

«1. Повышение доступности образовательных услуг для иностранных граждан, включая совершенствование правил въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории иностранных граждан, в целях обучения в российских образовательных организациях.

2. Обеспечение открытости Российской Федерации для обучающихся, научных и педагогических работников, в том числе создание для них комфортного режима въезда в Российскую Федерацию, пребывания, получения образования и осуществления профессиональной деятельности на ее территории.

3. Расширение возможностей для приглашения преподавателей из иностранных образовательных организаций в целях обучения российских граждан.

4. Совершенствование механизмов отбора талантливой иностранной молодежи для поступления в российские образовательные организации в пределах выделяемых квот» [2].

В 2014 г. принята «Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом», утвержденная Министерством иностранных дел. В этой концепции определены несколько целей, в том числе:

«1. Определение системы эффективных мер по продвижению российского высшего образования с использованием потенциала представительств Россо-трудничества за рубежом с учетом внешнеполитических

интересов России и в целях обеспечения формирования эффективных инструментов российской «мягкой силы» на этом направлении международного гуманитарного сотрудничества.

2. Придание дополнительного импульса развитию всесторонних взаимовыгодных связей с иностранными образовательными организациями в различных странах мира в целях содействия дальнейшему укреплению престижа Российской Федерации на международной арене.

3. Содействие в создании условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации иностранных граждан, обучающихся в России, их приобщения к культуре народов России» [1].

С 2013 г. реализуется проект «5—100» повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. В проекте обозначены несколько приоритетных задач, в том числе интернационализация всех областей деятельности, развитие инфраструктуры для привлечения лучших ученых, преподавателей, управленцев и студентов. Итогом данного проекта должно стать появление в России к 2020 г. группы современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, способных соответствовать мировым тенденциям развития и мобильно реагировать на глобальные изменения [7].

С 2017 г. реализуется приоритетный проект «Экспорт российского образования». Цель проекта — повысить конкурентоспособность и привлекательность российского образования на международном уровне, в том числе увеличить количество иностранных студентов в три раза к 2025 г. [6]. Для повышения привлекательности образовательных программ предполагается разработать целевую модель деятельности вуза по экспорту образования, создавая международные службы для поддержки иностранных студентов. Объемы средств, полученных от экспорта российского образования, должны вырасти более чем в пять раз, до более чем 373 млрд рублей в 2025 г. [8].

По данным РБК Правительство 39 вузов для экспорта образования, которые первые начали реализацию проекта [9]. В список вошли такие вузы, как: ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской

Федерации», ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» и др. [9].

В экспорте российского образования принимают участие различные государственные институты, в том числе Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее — Россотрудничество). Рос-сотрудничество создано в 2008 г. Ежегодно Рос-сотрудничество реализует различные проекты и программы, в том числе активно участвует в отборе студентов в российские вузы. С 2011 г. является государственным заказчиком-координатором программы «Новое поколение» — краткосрочных ознакомительных поездок в РФ молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств. Основные цели и задачи программы развитие связей между Россией и другими государствами, привлечение участия конструктивно настроенных по отношению к России, молодых иностранных граждан в укреплении партнерских отношений между РФ и другими государствами.

Учитывая все вышеизложенное можно сделать вывод, что Россия, наконец, стала уделять пристальное внимание образовательной миграции, разработана национальная стратегия по привлечению иностранных студентов, разработаны и реализуются различные проекты в данной области, однако конкуренция между странами за иностранных обучающихся усиливается, поэтому РФ необходимо разработать действенные механизмы по привлечению иностранных студентов. Образовательная миграция на данный момент рассматривается странами-реципиентами как наиболее желательная среди других видов миграции, так как имеет ряд положительных последствий. Во-первых, это увеличение численности трудоспособного населения на рынке труда страны-реципиента, иностранные выпускники вузов являются «потенциальным ресурсом» пополнения человеческого капитала для экономики стран. Важным элементом является финансовая сторона, система образования получает неплохие доходы от оплаты обучения иностранными студентами. Во-вторых, это развитие системы национального образования и культурный обмен между странами. В-третьих, это обучение иностранных студентов, которое рассматривается как эффективный путь влияния на формирование политической элиты в странах-донорах, то есть как ресурс «мягкой силы».

В связи с этим, с точки зрения авторов, необходимо предпринять следующие меры для привлечения большего количества иностранных обучающихся:

• разработать подготовительные программы для поступления в российские вузы в дистанционной форме;

• создать центры поддержки иностранных студентов, привлекая в эти центры выпускников;

• увеличить привлекательность образовательных программ, в том числе разработать программы на нескольких языках;

• расширить перечень дополнительных образовательных программ для иностранных обучающихся;

• создавать посредством международных соглашений совместные научные лаборатории;

• продвигать имидж российского образования;

• создать сайт и аккаунты в социальных сетях университета, что является определенным образом его визитной карточкой, главным источником информации для иностранных обучающихся. К сожалению, сайты российских вузов не всегда информативны для иностранца, например, не у всех есть веб-страница, посвященная адаптации и интеграции иностранных студентов в академическую жизнь. Поэтому при разработке сайтов или их редактированию необходимо учитывать эти моменты.

• сдерживающим фактором роста численности иностранных студентов является нехватка мест в студенческих общежитиях, а для успешной адаптации к новым условиям необходимы комфортные условия. В связи с этим необходимо организовать строительство и развивать существующие кампусы.

• специальные стипендиальные программы для иностранных обучающихся являются важным мотивирующим фактором.

• выпускники вуза являются также важным механизмом в привлечении иностранных студентов. такой механизм хорошо проработан в странах-экспортерах, кроме того выпускники могут выступать в качестве международных посолов своего университета. В России, к сожалению, этому уделяется недостаточно внимания.

• в качестве дополнительного элемента коммуникационной политики университета могут выступать социальные сети;

• внести изменения в миграционное законодательство в части рассмотрения возможности пребывания иностранного студента вместе с членами семьи, как это практикуется за рубежом.

Таким образом, образовательная миграция выделяется в отдельную категорию международной миграции, для которой характерно динамичное развитие. Проведенный анализ, показал, что образовательная миграция имеет важное значение

как для зарубежных стран, так и для России. В связи с этим, Российской Федерации необходимо совершенствовать существующие механизмы привлечения

образовательных мигрантов и создавать новые, которые бы их мотивировали выбирать в качестве страны обучения Россию.

Библиографический список

1. Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом» (утв. МИД России 27.03.2014) // СПС «Консуль-тантПлюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения: 01.09.2019).

2. Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // СПС «Консуль-тантПлюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения: 01.09.2019).

3. Арефьев, А. Л. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации. Статистический сборник. Выпуск 15 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований, 2018. С. 9.

4. Ионцев, В. А., Алешковкий, И. А. Тенденции международной миграции в глобализирующемся мире//Век глобализации, 2008, № 2. С. 77-87.

5. Ивахнюк, И. В. Международная трудовая миграция. Москва, 2005. С. 145.

6. Рязанцев, С. В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии. М., 2008. С. 28.

7. Проект 5-100 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.5top100.ru/about/more-about/ (дата обращения: 01.09.2019).

8. Проект «Экспорт российского образования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government. ru/info/27864/ (дата обращения 01.09.2019).

9. РБК [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.rbc.ru/society/06/09/2017/59ae72459a79477064 60c636 (дата обращения: 01.09.2019).

10. Fulbright Foreign Student Program [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://foreign.fulbrightonline. org/about/foreign-fulbright (дата обращения: 01.09.2019).

11. Nye, J. Soft Power: The means to success in world politics. New York, Public Affairs Group, 2004. 192 p.

12. Study in Russia [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studyinrussia.ru/ (дата обращения: 01.09.2019).

13. Project Atlas [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.iie.org/Research-and-Insights/Project-Atlas/ Explore-Data/Current-Infographics (дата обращения: 01.09.2019).

References

1. Konceptsiya prodvizheniya rossiiskogo obrazovaniya na baze predstavitel'stv Rossotrudnichestva za rubezhom» (utv. MID Rossii 27.03.2014) [ The concept ofpromoting Russian education on the basis of Rossotrudnichestvo representative offices abroad (approved by the Russian Ministry of Foreign Affairs on March 27, 2014], SPS «KonsultantPlyus» [Legal reference system «Consultant Plus»]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons (accessed: 01.09.2019)

2. Ukaz Prezidenta RF ot 31.10.2018 № 622 "O Kontseptsii gosudarstvennoi migratsionnoi politiki Rossiiskoi Federat-sii na 2019—2025 gody" [Decree of the President of the Russian Federation dated on October 31, 2018No. 622 "On the Concept of State Migration Policy of the Russian Federation for 20192025"], SPS «KonsultantPlyus» [Legal reference system «Consultant Plus»]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons (accessed 01.09.2019).

3. Arefev A. L. Obuchenie inostrannykh grazhdan v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh Rossiiskoi Federatsii. Statisticheskii sbornik. Vypusk 15 [Education of foreign citizens in higher educational institutions of the Russian Federation Statistical Digest. Issue 15], Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii [Ministry of Education and Science of the Russian Federation], Moscow, Tsentr Sotsiologicheskikh Issledovanii, 2018, 9 p.

4. Iontsev V. A., Aleshkovkii I. A. Tendentsii mezhdunarodnoi migratsii v globaliziruyushchemsya mire [Trends in international migration in a globalizing world], Vek globalizatsii [Age of Globalization ], 2008, no. 2, pp. 77—87.

5. Ivakhnyuk I. V. Mezhdunarodnaya trudovaya migratsiya [International labor migration], Moscow, 2005, 145 p.

6. Ryazantsev S. V. Trudovaya migratsiya v stranakh SNG i Baltii [Labor migration in the CIS and Baltic countries], Moscow, 2008, 28 p.

7. Proekt 5-100 [Project 5-100]. Available at: https:// www.5top100.ru/about/more-about/ (accessed 09.01.2019).

8. Proekt "Eksport rossiiskogo obrazovaniya" [The project "Exportof Russian education'"]. Available at: http://govern-ment.ru/info/27864/ (accessed 01.09.2019).

9. RBK. Available at: https://www.rbc.ru/society/06/09/201 7/59ae72459a7947706460c636 (accessed 01.09.2019).

10. Fulbright Foreign Student Program. Available at: https:// foreign.fulbrightonline.org/ab out/foreign-fulbright (ac -cessed 01.09.2019).

11. Nye J. Soft power: The means to success in world politics, New York: Public Affairs Group, 2004, 192 p.

12. Study in Russia. Available at: https://studyinrussia.ru/ (accessed 01.09.2019).

13. Project Atlas. Available at: https://www.iie.org/Research-and-Insights/Proj ect-Atlas/Explore-Data/Current-Info -graphics (accessed 01.09.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.