Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ УГРОЗ'

ПОВЫШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ УГРОЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА / ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Владимир Викторович, Володин Виктор Михайлович, Лескина Ольга Николаевна, Юдина Вера Александровна

Актуальность и цели. Исследован вопрос выявления путей привлечения иностранных студентов в российские учебные заведения в условиях пандемии СОVID-19. Предметом исследования выступают высшие учебные заведения России, принимающие иностранных студентов. Описана ситуация, которая сложилась в настоящее время в сфере образования, выявлены основные проблемы, а также предложены пути их решения. Кроме того, приведена основная статистика, относящаяся к иностранным студентам, проходящим обучение в российских вузах, поставлены задачи, которые необходимо решить для повышения конкурентоспособности высших учебных заведений, приведен возможный прогноз развития вузов в условиях пандемии. Материалы и методы. Для изучения проблемы был использован метод экспертного анализа показателей конкурентоспособности высшего учебного заведения, прогнозный метод, благодаря которым были выявлены основные пути совершенствования деятельности высших учебных заведений по привлечению иностранных студентов. Результаты. Основными результатами исследования являются разработанные способы привлечения и удержания иностранных студентов в передовых российских высших учебных заведениях в условиях эпидемиологических угроз, а также выявленные задачи, которые необходимо решить для достижения желаемого результата исследования. Выводы. Результаты исследования могут применяться российскими вузами для повышения своей конкурентоспособности среди иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондаренко Владимир Викторович, Володин Виктор Михайлович, Лескина Ольга Николаевна, Юдина Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE INTERNATIONAL ATTRACTIVENESS OF THE RUSSIAN UNIVERSITIES IN CONDITIONS OF EPIDEMIOLOGICAL THREATS

Background. The study is devoted to identifying ways to attract foreign students to the Russian universities in the context of pandemic СОVID-19. The subject of the research is higher educational institutions of Russia that accept foreign students. The study describes the current situation in the field of education, identifies the main problems, and suggests ways to solve them. In addition, the main statistics related to foreign students are presented, tasks that need to be solved to improve the competitiveness of educational institutions are set, and a possible forecast for the development of Universities in the context of a pandemic is given. Materials and methods. To study the problem, we used the method of expert analysis of indicators of competitiveness of higher education institutions, the forecast method, which identified the main ways to improve the activities of educational institutions to attract foreign students. Results. The main results of the study are the developed methods of attracting and retaining foreign students in the Russian higher education institutions in the face of epidemiological threats, as well as the identified tasks that need to be solved in order to achieve the desired research result. Conclusions. The results of the study can be used by the Russian universities to increase their competitiveness among foreign students.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ УГРОЗ»

УДК 378.095

doi:10.21685/2072-3016-2021-4-13

Повышение международной привлекательности российских вузов в условиях эпидемиологических угроз

В. В. Бондаренко1, В. М. Володин2, О. Н. Лескина3, В. А. Юдина4

1,3,4Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Пензенский филиал), Пенза, Россия 2Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

1vvbondarenko@fa.ru, 27volodin7@mail.ru, 3ONLeskina@fa.ru, 4vayudina@fa.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Исследован вопрос выявления путей привлечения иностранных студентов в российские учебные заведения в условиях пандемии СОУ[Э-19. Предметом исследования выступают высшие учебные заведения России, принимающие иностранных студентов. Описана ситуация, которая сложилась в настоящее время в сфере образования, выявлены основные проблемы, а также предложены пути их решения. Кроме того, приведена основная статистика, относящаяся к иностранным студентам, проходящим обучение в российских вузах, поставлены задачи, которые необходимо решить для повышения конкурентоспособности высших учебных заведений, приведен возможный прогноз развития вузов в условиях пандемии. Материалы и методы. Для изучения проблемы был использован метод экспертного анализа показателей конкурентоспособности высшего учебного заведения, прогнозный метод, благодаря которым были выявлены основные пути совершенствования деятельности высших учебных заведений по привлечению иностранных студентов. Результаты. Основными результатами исследования являются разработанные способы привлечения и удержания иностранных студентов в передовых российских высших учебных заведениях в условиях эпидемиологических угроз, а также выявленные задачи, которые необходимо решить для достижения желаемого результата исследования. Выводы. Результаты исследования могут применяться российскими вузами для повышения своей конкурентоспособности среди иностранных студентов.

Ключевые слова: российские высшие учебные заведения, конкурентоспособность вуза, эпидемиологические угрозы, дистанционное обучение

Финансирование: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации 2021 г. на тему «Повышение международной конкурентоспособности российских вузов в условиях глобальных трансформаций и эпидемиологических угроз» (ВТК-ГЗ-ПИ-42-21).

Для цитирования: Бондаренко В. В., Володин В. М., Лескина О. Н., Юдина В. А. Повышение международной привлекательности российских вузов в условиях эпидемиологических угроз // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 4. С. 123-136. doi:10.21685/2072-3016-2021-4-13

© Бондаренко В. В., Володин В. М., Лескина О. Н., Юдина В. А., 2021. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Increasing the international attractiveness of the Russian universities in conditions of epidemiological threats

V.V. Bondarenko1, V.M. Volodin2, O.N. Leskina3, V.A. Yudina4

1,3,4Financial University under the Government of the Russian Federation (Penza branch), Penza, Russia 2Penza State University, Penza, Russia

1vvbondarenko@fa.ru, 27volodin7@mail.ru, 3ONLeskina@fa.ru, 4vayudina@fa.ru

Abstract. Background. The study is devoted to identifying ways to attract foreign students to the Russian universities in the context of pandemic COVID-19. The subject of the research is higher educational institutions of Russia that accept foreign students. The study describes the current situation in the field of education, identifies the main problems, and suggests ways to solve them. In addition, the main statistics related to foreign students are presented, tasks that need to be solved to improve the competitiveness of educational institutions are set, and a possible forecast for the development of Universities in the context of a pandemic is given. Materials and methods. To study the problem, we used the method of expert analysis of indicators of competitiveness of higher education institutions, the forecast method, which identified the main ways to improve the activities of educational institutions to attract foreign students. Results. The main results of the study are the developed methods of attracting and retaining foreign students in the Russian higher education institutions in the face of epidemiological threats, as well as the identified tasks that need to be solved in order to achieve the desired research result. Conclusions. The results of the study can be used by the Russian universities to increase their competitiveness among foreign students.

Keywords: the Russian higher education institutions, University competitiveness, epide-miological threats, distance learning

Acknowledgments: the article was written based on the results of a research sponsored by the Financial University under the Government of the Russian Federation in 2021 within the state assignment "Improvement of international competitiveness of Russian universities in conditions of global transformations and epidemiological threats" (ВТК-ГЗ-ПИ-42-21).

For citation: Bondarenko V.V., Volodin V.M., Leskina O.N., Yudina V.A. Increasing the international attractiveness of the Russian universities in conditions of epidemiological threats. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2021;(4):123-136. (In Russ.). doi:10.21685/2072-3016-2021-4-13

В последнее время Россия устойчиво входит в топ-10 стран мира по приему иностранных студентов наряду с такими странами, как США, Великобритания, Канада, КНР, Австралия, Франция, Германия, Япония, Испания (рис. 1) [1].

Образование в России является весьма привлекательным для студентов разных стран, главным образом ввиду невысокой стоимости и достойного качества обучения. Большинство студентов приезжают из стран СНГ, таких как Казахстан, Туркмения, Узбекистан и Таджикистан, стран Азии, среди которых лидируют Китай, Индия и Вьетнам, а также стран Ближнего Востока и Африки (Ирака, Марокко, Сирии, Египта, Нигерии, Ганы и др.).

Численность зарубежных студентов в российских высших учебных заведениях с 2007 по 2020 г. увеличилась в 2,7 раза - с 129,6 тыс. до

353 тыс. человек. Динамика общего количества иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в российских вузах, представлена на рис. 2 [2].

Рис. 1. Топ-10 стран по приему иностранных студентов (2019-2020)

353

327,6

278

2007 200S 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 2. Динамика количества иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в российских вузах, тыс. человек

Студенты из-за рубежа сегодня обучаются в 688 российских вузах и в 465 их филиалах соответственно. Самым востребованным по территориальному местоположению для обучения иностранных студентов признается Центральный федеральный округ и столичные вузы соответственно, где проходят обучение 34,2 % иностранных граждан от общего числа иностранных студентов. Далее идут Приволжский федеральный округ - 17,9 % от общего

числа иностранных студентов и Сибирский федеральный округ - 14,2 % от общего числа иностранных обучающихся [3].

В сегодняшних условиях значительное влияние на систему обучения оказала пандемия коронавируса. В связи с этим высшее образование также претерпевает ряд изменений, которые происходят в режиме реального времени и будут еще происходить в дальнейшем, конечно, с учетом специфики стран и регионов мира.

Можно проследить общие наиболее характерные черты трансформации вузовского образования в России: ускоренная цифровизация, порой без учета возможных негативных последствий снижения качества образования, разработка все большего числа учебных курсов, преподаваемых в онлайн- и офлайн-формате, видео-лекций с предоставлением возможности подключения к ним студентов вузов через Интернет, разработка в кратчайшие сроки индивидуальных планов обучения студентов.

Пандемия коронавируса оказала значительное негативное влияние на международное сотрудничество в области науки и образования: были приостановлены программы обмена и академической мобильности студентов и преподавателей, отложены на неопределенный срок или отменены международные научные конференции и симпозиумы, приостановлены некоторые программы научно-исследовательского сотрудничества.

В условиях пандемии российские университеты перешли на дистанционную форму обучения. Вузы оказались вынуждены в короткие сроки адаптироваться к изменениям и продолжить процесс обучения, решая множество серьезных задач: в каких формах проводить обучение, какие технические средства и программы для этого использовать, как оснастить процесс обучения необходимым оборудованием, как проводить текущий контроль знаний студентов, в каком виде организовать выпускные экзамены и защиту дипломных работ, каким образом осуществлять набор студентов на следующий учебный год и многие другие вопросы.

По причине быстрого роста числа заболевших новой коронавирусной инфекцией COVID-19 разные государства мира ввели ограничительные меры в сфере оказания образовательных услуг. В период пика распространения заболевания большинство развитых стран даже приняли решение о временном прекращении деятельности учебных заведений. По данным UNESCO, эти меры затронули около 70 % общемирового числа студентов [3]. В связи с этим особое беспокойство вызывает положение иностранных студентов, обучение которых проходит в России.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ведет постоянный мониторинг санитарно-эпидемиологической обстановки в университетах в связи с распространением инфекции COVID-19. Для оперативной поддержки образовательных организаций разных уровней, студентов и преподавателей по переходу на смешанные и дистанционные форматы обучения в связи со спецификой обстановки, вызванной коронавирусной инфекцией, создан ситуационный центр Минобрнауки России [4].

Решение о переводе обучающихся на дистанционный формат обучения зависит от эпидемиологической ситуации в каждом отдельном регионе и в стране в целом. Для эффективной организации образовательного процесса на основе дистанционных образовательных технологий Министерством

науки и высшего образования РФ сформирован перечень онлайн-курсов, которые реализуются абсолютно бесплатно для студентов, подавших соответствующее заявление на обучение. Образовательное учреждение в процессе своей практической деятельности самостоятельно принимает решение о необходимости использования разработанных онлайн-курсов, исходя из потребностей студентов, для обеспечения качества образования [4].

Ведущие российские университеты, такие как Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Московский физико-технический институт, Московский инженерно-физический институт, Дальневосточный федеральный университет, Уральский федеральный университет, Томский, Нижегородский, Тюменский госуниверситеты, участники «Проекта 5-100», имеющие опыт работы на глобальном рынке, в помощь вузам предоставляют информацию о том, как организовать обучение в дистанционных условиях, в том числе во взаимодействии с иностранными студентами, какие цифровые технологии использовать для оптимальной организации учебного процесса, как формировать привлекательный для иностранных граждан имидж вуза в сложных условиях текущих эпидемиологических угроз, и прочую оперативную информацию на электронной площадке под названием «Продолжаем учиться. Продолжаем учить» [5].

В связи с распространением коронавирусной инфекции иностранные студенты оказались в сложной ситуации. Среди основных проблем иностранных студентов преобладают: проблемы с финансами и медицинской страховкой, трудности приспособления к новым культурным нормам и тоска по дому, отсутствие социокультурной адаптации и вовлеченности в принимающее общество, а также языковые барьеры [3]. Ко всему прочему неопределенность в ситуации с развитием коронавирусной инфекции, режим самоизоляции и социального дистанцирования могут оказывать угнетающее воздействие на психологическое состояние иностранных обучающихся, пребывающих в другой стране. Согласно зарубежным исследованиям, иностранные студенты из азиатских стран сталкивались с некоторой дискриминацией при решении текущих бытовых вопросов по причине того, что первые случаи заражения COVID-19 произошли в Китае и распространились в других странах Азии [6].

Большое количество университетов по всему миру сейчас активно развивают систему дистанционного образования, распространяя пакеты учебных материалов для студентов, а также используя онлайн-обучение. Исследование, проведенное Erasmus Student Network о влиянии пандемии COVID-19, показывает, что иностранные студенты не всегда имеют достаточный доступ к обучающей информации в виду того, что большая часть ее не адаптирована для иностранных обучающихся и доступна только на местном языке [7].

Исследования также показали, что университеты столкнулись с недостаточным руководством со стороны органов власти на национальном уровне [8]. В этой связи отметим, что международный рынок образовательных услуг еще будет испытывать на себе долгосрочные последствия пандемии.

Как показал анализ, экстренный переход к дистанционному образованию пробудил ряд взаимоувязанных проблем:

1. Отдельным странам пришлось столкнуться с трудностями перехода к онлайн-обучению по различным причинам: ввиду отсутствия необходимого

материально-технического обеспечения университетов, отсутствия широкого покрытия Интернетом удаленных территорий пребывания обучающихся вузов, низкого качества интернет-соединения, невысокого уровня жизни населения и по другим причинам.

2. Отмечается наличие определенных технических проблем с онлайн -приложениями (Zoom, Skype, GoogleMeet и др.), посредством которых вузы проводят занятия в дистанционной форме.

3. Сайты университетов зачастую не выдерживают нагрузки, работают неустойчиво, а информационные системы вузов порой дают сбои и даже подвергаются хакерским атакам.

4. Квалификации сотрудников вузов не всегда оказывается достаточно для оперативного перехода на онлайн-обучение: не хватает знаний об имеющихся сервисах и платформах для удаленного обучения, их наполнении и функционале, новых методах преподавания в онлайн-формате и др.

5. Вузы столкнулись с необходимостью оперативного реформирования действующих внутривузовских систем управления онлайн-образованием.

Помимо вышеупомянутых проблем студенты из слаборазвитых стран, обучающиеся в России, находясь у себя на Родине, сталкиваются с отсутствием интернет-связи и необходимых технических средств для онлайн-обу-чения, особенно это касается проживающих в сельских районах [9].

В связи с появлением в КНР новой коронавирусной инфекции китайские студенты одни из первых ощутили на себе влияние пандемии. По причине ухудшения эпидемиологической обстановки в КНР с 19.02.2020 МВД России приостановило прием документов на въезд в Российскую Федерацию китайским гражданам в частных и учебных целях.

Китайские студенты, как известно, занимают существенную долю рынка иностранных обучающихся как в мировом образовательном пространстве, так и на рынке образовательных услуг в России. Однако в связи с пандемией, по данным ГУВМ МВД о постановке на миграционный учет иностранных граждан, прибывших на территорию РФ, с целью «учеба», отмечается весьма существенное сокращение количества постановок на миграционный учет граждан Китая. Так, если за январь - март 2019 г. на учет было поставлено 22 тыс. человек, то в 2020 г. этот показатель снизился до 12,7 тыс. человек [10].

Решение вышеупомянутых проблем требует, на наш взгляд, особого продуманного подхода. В частности, авторы данной статьи видят необходимость:

- в усилении мер государственной поддержки иностранных студентов, находящихся на территории Российской Федерации;

- создании единой образовательной среды в виде электронной площадки для массового обучения иностранных студентов;

- во внесении ряда изменений в самой системе образования для приведения уровня образовательных услуг вузов к мировым стандартам;

- в повышении качественного финансирования сферы высшего образования;

- развитии центров выдающихся достижений и системы постбакалавриата на базе ведущих вузов страны.

Рассмотрим вышеобозначенные пути разрешения текущих проблем сферы высшего образования подробнее.

В сложившихся условиях распространения угроз эпидемиологического характера особое значение приобретают меры государственной поддержки иностранных студентов. В целях урегулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации, необходимо издание соответствующих нормативно-правовых актов на случай распространения эпидемии, позволяющих иностранным студентам находиться на территории России на законных основаниях.

Действенной мерой государственной поддержки также, на наш взгляд, будет увеличение количества бюджетных мест для иностранных студентов. В Российской Федерации ежегодно выделяются квоты на бесплатное обучение иностранных граждан в российских вузах. Так, по данным Минобрнауки, в 2017-2018 учебном году в России обучались свыше 334 тыс. иностранных студентов, из них 33 % - на бюджетной основе и 67 % - на договорной основе. С 2019 по 2024 г. в соответствии с проектом «Экспорт образования» планируется увеличение числа иностранных студентов в российских вузах до 425 тыс. человек, при этом на реализацию данного проекта было выделено 107,5 млрд руб. [11].

На фоне экономического кризиса, вызванного коронавирусной инфекцией, актуальным является вопрос льгот на обучение и помощи студентам, в том числе иностранным, по примеру ведущих мировых вузов. Так, например, тайские высшие учебные заведения пошли на временное снижение платы за обучение. Хотя для негосударственных, коммерческих вузов России, применение этой меры ограничено, потому что они сильно зависят от платы за обучение и числа привлеченных иностранных студентов.

Несмотря на все возникшие трудности, в сложившейся ситуации у российских вузов появляется возможность привлечь иностранных студентов благодаря переходу к дистанционному обучению. Учитывая уровень развития современных информационных технологий, у иностранных студентов появляется возможность получить образование в российском вузе, не покидая своей страны.

Для повышения конкурентоспособности российских вузов необходимо создание единой международной образовательной среды, где студентам становится легче и проще общаться, создавать и реализовывать многие совместные проекты. Это значительно развивает навыки и способности студентов. Многим иностранным студентам такие интернет-площадки весьма интересны. Примером одной из таких образовательных площадок является "Coursera", которая реализует проект в сфере массового онлайн-образования.

В настоящее время также существует множество открытых университетов, которые созданы в рамках международных образовательных организаций. В такого рода университетах существуют программы двойного диплома, дистанционное обучение. В качестве примера отрытых университетов можно отметить Народный университет (Сан-Франциско), Открытый университет (Великобритания) [12, c. 27]. По направлениям включенного образования, программам двойного диплома последние годы специализируются Канада, США, Германия, Австрия. В этих странах наблюдается заметный прирост численности иностранных студентов.

В условиях сложившейся эпидемиологической угрозы, обусловленных вирусом COVID-19, стало понятно, что необходимы дистанционные технологии, которые помогут поддерживать связь со студентами и обеспечат непрерывную работу, без приостановления.

Для того чтобы эффективно реализовать программу по привлечению зарубежных студентов к обучению, необходимо:

- разработать программу обучения посредством онлайн-связи;

- адаптировать программы обучения для иностранных студентов;

- оказать обучающимся информационную поддержку;

- организовать программу адаптации студентов;

- предоставить доступ к техническим средствам, порталам для дистанционного обучения.

Пандемия спровоцировала общемировой сдвиг в сторону онлайн-обу-чения. Сегодня в связи с пандемией встает вопрос трансформации университетов в онлайн-институты. Очевидно, что применение методов дистанционного обучения образовательными организациями будет только расширяться со временем. Однако быстрый переход к онлайн-обучению может нанести значительный урон качеству образования и, соответственно, репутации вузов. Поэтому формирование эффективного и качественного онлайн-обучения потребует гораздо большего времени и ресурсов вузов.

Возможно, со временем онлайн-образование станет еще более доступным по цене для иностранных обучающихся. Однако качественное образование в группе подобных лиц с возможностью непосредственного личного общения с преподавателями и наставниками будет, скорее всего, более дорогостоящим. Это вызовет проблемы своеобразной дискриминации различных групп обучающихся, углубления разрыва и обособленности между ними. Таким образом, возникает угроза возникновения ситуации, когда образование перестанет быть общедоступным.

Процесс развития дистанционных образовательных технологий в связи с пандемией СОУГО-19 повлек за собой множество технических сложностей. Но принципиально программы обучения не поменялись и не стали чем-то сверхновым. Просто меняется форма подачи информации.

Отметим, что в перспективе дистанционное обучение может дать больше возможностей для студентов, в том числе для иностранных студентов. Все идет к формированию больших возможностей для появления вузов-интеграторов дистанционного образования и самостоятельного выбора студентами образовательных программ и онлайн-курсов в различных университетах при формальном зачислении и обучении в одном вузе. Задача таких вузов-интеграторов видится в планировании и выстраивании индивидуальной траектории образования, при которой российские и иностранные студенты смогут в удобном ритме осваивать интересующие их программы сразу в нескольких областях и нескольких учебных заведениях. Создание таких вузов-интеграторов очень сильно скажется на конкурентоспособности российских вузов в международном масштабе. Уже сейчас отмечается тенденция на просмотр студентами лекций «чужих» преподавателей для повышения качества знаний. В наше время можно найти курсы преподавателей Калифорнийского политехнического университета, Московского государственного технического

университета имени Н. Э. Баумана и других передовых вузов в доступном онлайн-формате.

В процессе создания эффективной системы дистанционного обучения при взаимодействии преподавателей и студентов особое значение приобретает качество связи. Созданные личные кабинеты на сайтах вузов и связь через различные мессенджеры облегчает процесс восприятия знаний. В дальнейшем эта система взаимодействий все более закрепляется и становится нормой. В основе дистанционного обучения лежит именно поддержка студентов и взаимодействие преподавателей со студентами.

Повышение степени международной конкурентоспособности российских вузов предполагает определенные изменения в самой системе образования. Для повышения международной конкурентоспособности требуется привести уровень образовательных услуг вузов к мировым стандартам; должен быть повышен уровень научно-исследовательской деятельности, уровень публикационной деятельности преподавателей в журналах, входящих в международные базы; расширена международная деятельность.

Также важную роль в стимулировании повышения конкурентоспособности российских вузов играет финансирование самой сферы образования. Так, в Российской Федерации обучается сороковая доля всех иностранных студентов, тогда так в США, например, учится треть всех иностранных обучающихся. Доход университетов от обучения иностранных граждан в США составляет около 15 млрд долл. в год, в России же этот показатель не достигает и 200 млн долл. [13, с. 10].

Именно финансовые возможности позволяют зарубежным вузам лидировать на международном уровне. Хорошее финансирование позволяет оснастить учебный процесс необходимыми технологиями, проводить научные исследования и научные разработки на высоком уровне. В качестве примера различия финансирования, которое дает множество возможностей, является Стэнфордский университет. Там многие стартапы, проекты, научная активность студентов, совместные научно-исследовательские проекты студентов и преподавателей финансируются именно университетом. То есть идет инвестирование в научно-образовательную деятельность. И эти инвестиции дают хороший результат [14].

Говоря о развитии конкурентоспособности вузов в международных масштабах, стоит помнить, что могут увеличиться конкурентные преимущества отдельных вузов, но в целом она снизится. Это говорит о том, что одного финансирования будет недостаточно. Необходимо развивать центры выдающихся достижений и системы постбакалавриата на базе ведущих вузов [15].

Хочется отметить, что повышение конкурентных преимуществ российских вузов ставится не только в основную задачу для самих вузов, но и в приоритет задач Министерства образования и науки. Именно коллективное решение поставленных задач поможет привлечь больше иностранных студентов и сделает процесс обучения более эффективным.

Основной задачей для российских высших учебных заведений является соответствие скорости развития мирового образования, увеличение образовательного пространства, повышение уровня научно-исследовательской деятельности. Российские университеты должны стремиться к повышению качества работы, развивать качественные системы взаимодействия с иностранными студентами. Передовые мировые университеты уже сейчас запускают

социальные программы помощи обучающимся. К таким программам относят, например, программы содействия трудоустройству иностранных студентов, программы временного трудоустройства и др. Передовые западные университеты за счет собственных средств организуют студентам бесплатное питание, выплачивают социальные стипендии.

Последствия для развития международной студенческой мобильности неоднозначны. Нам представляется, что международный образовательный рынок станет еще более чувствительным к множеству факторов, в том числе и санитарно-эпидемиологическим угрозам. Как следствие этого, конкуренция на мировом образовательном рынке еще более обострится. Рынок может развернуться в сторону менее развитых стран, где университеты смогут предложить иностранным обучающимся более доступные по стоимости образовательные программы. Важнейшими факторами при выборе вуза иностранными абитуриентами станут престижность университета и качество оказываемых образовательных услуг, востребованность его выпускников на рынке труда, стоимость образования, безопасность и комфортность организации процесса обучения.

Итак, международная конкурентоспособность высших учебных заведений зависит от множества факторов, таких как [16]:

1) талантливый профессорско-преподавательский состав;

2) достаточный объем финансовых ресурсов, позволяющих проводить научные исследования;

3) наличие инновационных методов, технологий, используемых в процессе обучения;

4) новые технологии взаимодействия со студентами, вовлечение их в научную деятельность, проектную работу;

5) разносторонняя помощь и поддержка иностранных студентов, особенно в период эпидемиологической угрозы.

В сложившихся условиях первостепенными задачами для вузов в плане привлечения иностранных студентов должны стать:

1) стратегическое планирование, учитывающее факторы краткосрочного и долгосрочного характера влияния пандемии, а также последствий для вузов, вызванных экономическим спадом по причине распространения ТОУГО-2019;

2) формирование системы мер поддержки студентов, направленных на сокращение неравенства между обучающимися посредством обеспечения равного доступа к Интернету, наличия у всех студентов необходимого для обучения оборудования, формирования более гибкой системы оплаты за обучение вплоть до введения мер по отсрочке оплаты за обучение и других мер. Помимо вышеотмеченного становится весьма востребованной психологическая поддержка студентов;

3) организация эффективной системы онлайн-обучения с детально проработанными программами курсов, соответствующим онлайн-расписанием, новыми педагогическими подходами в преподавании дисциплин, сформированной методикой оценки качества образования;

4) разработка перспективной модели научного онлайн-сотрудничества.

Становится достаточно понятно - чтобы реализовать планы по увеличению иностранных студентов в российских вузах, необходимо выработать

единый эффективный план по преодолению кризисного положения, а также уделить особое внимание всесторонней поддержке иностранных студентов. Это значительно повысит конкурентоспособность российских высших учебных заведений на международном уровне.

Опыт перехода на дистанционное обучение показал невозможность полной замены очных форм преподавания, при этом некоторым дисциплинам перейти на дистанционный формат возможно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Становится очевидным - для того, чтобы Россия смогла реализовать план по увеличению числа иностранных студентов, органам высшего образования необходимо выработать эффективную программу по стабилизации системы обучения страны в условиях эпидемиологических угроз. Особое внимание в ней необходимо уделить всесторонней поддержке иностранных студентов.

Список литературы

1. Статистика UNESCO (United Nations Educational, Scientific, Cultural Organization), OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development) и GeoNames. URL: https://www.unipage.net/ru/student_statistics

2. Обучение иностранных граждан в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации : стат. сб. / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. М. : Гос. ин-т русского языка им. А. С. Пушкина, 2020. Вып. 17. 180 с.

3. COVID-19. Нарушение образования и ответные меры. URL: https://en.unesco.org/ covid 19/educationresponse

4. Ситуационный центр Минобрнауки России. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ ru/activity/other/info_koronavirus/free_online_courses/ (дата обращения: 20.10.2020).

5. Продолжаем учиться. Продолжаем учить. URL: https://keep-learning.globaluni.ru/ keep-learning/ (дата обращения: 20.10.2020).

6. Сунь Сяопэн. Факторы и условия успешности тьюторского сопровождения иностранных студентов в условиях модернизации высшего образования в России // АНИ: педагогика и психология. 2017. № 1 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/faktory-i-usloviya-uspeshnosti-tyutorskogo-soprovozhdeniya-inostrannyh-studentov-v-usloviyah-modernizatsii-vysshego-obrazovaniya-v (дата обращения: 04.10.2020).

7. Габриэльс У., Бенке-Аберг Р. Студенческие обмены во времена кризиса - отчет об исследовании влияния COVID-19 на студенческие обмены в Европе. 2020. 9 апреля. 26 с. URL: https://esn.org/covidimpact-report (дата обращения: 14.10.2020).

8. Плетнева Ю. Э., Очирова Г. Н. Влияние пандемии COVID-19 на положение иностранных студентов в России // Научное обозрение. Сер. 1, Экономика и право. 2020. № 3. С. 147-155.

9. Бондаренко В. В., Селезнев П. С., Танина М. А., Юдина В. А. Повышение конкурентоспособности российских вузов в мировом образовательном пространстве в условиях глобальных угроз // Образование и право. 2020. № 5. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-konkurentosposobnosti-rossiyskih-vuzov-v-mirovom-obrazovatelnom-prostranstve-v-usloviyah-globalnyh-ugroz (дата обращения: 04.10.2020).

10. Сухорукова Д. В. Конкурентоспособность российских вузов // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 3. C. 23-34.

11. Салмин Д., Фрумин И. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 5-14.

12. Меликян А. В. Типология международной образовательной деятельности российских вузов // Высшее образование в России. 2016. № 12. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/tipologiya-mezhdunarodnoy-obrazovatelnoy-deyatelnosti-rossiyskih-vuzov (дата обращения: 04.10.2020).

13. Аржанова И. В., Воров А. Б. Потенциал экспорта образования ведущими российскими университетами // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6 (106). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-eksporta-obrazovaniya-vedu schimi-rossiyskimi-universitetami (дата обращения: 04.10.2020).

14. Национальные проекты: цели и ключевые результаты. Национальный проект «Образование». URL: http://static.government.ru/media/files/YumshgCpXWEMsqRm MTxDs0wjiGzY30hs.pdf (дата обращения: 20.10.2020).

15. Въезд иностранных граждан в РФ. URL: https://fedstat.ru/indicator/38479 (дата обращения: 04.10.2020).

16. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - декабрь 2019 года с распределением по регионам. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/19365693/ (дата обращения: 15.10.2020).

References

1. Statistika UNESCO (United Nations Educational, Scientific, Cultural Organization), OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development) i GeoNames. Available at: https://www.unipage.net/ru/student_statistics

2. Obuchenie inostrannykh grazhdan v obrazovatel'nykh organizatsiyakh vysshego obra-zovaniya Rossiyskoy Federatsii: stat. sb. = Education of foreign citizens in educational institutions of the higher education of the Russian Federation: collected articles. Moscow: Gos. in-t russkogo yazyka im. A.S. Pushkina, 2020;(17):180. (In Russ.)

3. COVID-19. Narushenie obrazovaniya i otvetnye mery = COVID-19. Education disruption and responses. (In Russ.). Available at: https://en.unesco.org/covid19/educationres ponse

4. Situatsionnyy tsentr Minobrnauki Rossii = Situation Center of the Ministry of Education and Science of Russia. (In Russ.). Available at: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/ activity/other/info_koronavirus/free_online_courses/ (accessed 20.10.2020).

5. Prodolzhaem uchit'sya. Prodolzhaem uchit' = We continue to study. We continue to teach. (In Russ.). Available at: https://keep-learning.globaluni.ru/keep-learning/ (accessed 20.10.2020).

6. Sun Xiaopeng. Factors and conditions for the success of tutor support for foreign students in the context of modernization of higher education in Russia. ANI: pedagogika i psikhologiya = ANI: pedagogics and psychology. 2017;(1). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-i-usloviya-uspeshnosti-tyutorskogo-soprovozhde niya-inostrannyh-studentov-v-usloviyah-modernizatsii-vysshego-obrazovaniya-v (accessed 04.10.2020).

7. Gabriel's U., Benke-Aberg R. Studencheskie obmeny vo vremena krizisa - otchet ob issledovanii vliyaniya COVID-19 na studencheskie obmeny v Evrope = Student exchanges in times of crisis - research report on the impact of COVID-19 on student exchanges in Europe. 2020:26. (In Russ.). Available at: https://esn.org/covidimpact-report (accessed 14.10.2020).

8. Pletneva Yu.E., Ochirova G.N. Impact of the COVID-19 pandemic on the situation of international students in Russia. Nauchnoe obozrenie. Ser. 1, Ekonomika i pravo = Scientific review. Series 1, Economics and law. 2020;(3):147-155. (In Russ.)

9. Bondarenko V.V., Seleznev P.S., Tanina M.A., Yudina V.A. Improving the competitiveness of the Russian universities in the world educational space in the context of global threats. Obrazovanie i pravo = Education and law. 2020;(5). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-konkurentosposobnosti-rossiyskih-

vuzov-v-mirovom-obrazovatelnom-prostranstve-v-usloviyah-globalnyh-ugroz (accessed 04.10.2020).

10. Sukhorukova D.V. Competitiveness of Russian universities. Mezhdunarodnyy stu-dencheskiy nauchnyy vestnik = International Student Scientific Bulletin. 2017;(3): 23-34. (In Russ.)

11. Salmin D., Frumin I. How states achieve the international competitiveness of universities: lessons for Russia. Voprosy obrazovaniya = Education's issues. 2013;(1):5-14. (In Russ.)

12. Melikyan A.V. Typology of international educational activities of the Russian universities. Vysshee obrazovanie v Rossii = The Russian higher education. 2016;(12). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7tipologiya-mezhdunarodnoy-obrazovatelnoy-deyatelnosti-rossiyskih-vuzov (accessed 04.10.2020).

13. Arzhanova I.V., Vorov A.B. Export potential of education by leading the Russian universities. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University management: practice and analysis. 2016;(6). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ potentsial-eksporta-obrazovaniya-veduschimi-rossiyskimi-universitetami (accessed 04.10.2020).

14. Natsional'nye proekty: tseli i klyuchevye rezul'taty. Natsional'nyy proekt «Obrazovanie» = National projects: goals and key results. National project "Education". (In Russ.). Available at: http://static.government.ru/media/files/YumshgCpXWEMsqRmMTxDs0w jiGzY30hs.pdf (accessed 20.10.2020).

15. V"ezd inostrannykh grazhdan v RF = Entry of foreign citizens into the Russian Federation. (In Russ.). Available at: https://fedstat.ru/indicator/38479 (accessed 04.10.2020).

16. Otdel'nye pokazateli migratsionnoy situatsii v Rossiyskoy Federatsii za yanvar' -dekabr' 2019 goda s raspredeleniem po regionam = Selected indicators of the migration situation in the Russian Federation for January - December 2019 with distribution by region. (In Russ.). Available at: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migra cionnaya/item/19365693/ (accessed 15.10.2020).

Информация об авторах / Information about the authors

Владимир Викторович Бондаренко

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента, информатики и гуманитарных наук, директор, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Пензенский филиал) (Россия, г. Пенза, ул. Калинина, 33 Б)

E-mail: vvbondarenko@fa.ru

Vladimir V. Bondarenko

Doctor of economic sciences, professor,

professor of the sub-department

of management, informatics and humanities,

director, Financial University under

the Government of the Russian Federation

(Penza branch) (33 B Kalinina street,

Penza, Russia)

Виктор Михайлович Володин

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента и экономической безопасности, директор Института экономики и управления, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: 7volodin7@mail.ru

Viktor M. Volodin

Doctor of economic sciences, professor, professor of the sub-department of management and economic security, director of the Institute of Economics and Management, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Ольга Николаевна Лескина

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Пензенский филиал) (Россия, г. Пенза, ул. Калинина, 33 Б)

E-mail: ONLeskina@fa.ru

Вера Александровна Юдина кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента, информатики и гуманитарных наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Пензенский филиал) (Россия, г. Пенза, ул. Калинина, 33 Б)

E-mail: vayudina@fa.ru

Olga N. Leskina

Candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the sub-department of economic and finances, Financial University under the Government of the Russian Federation (Penza branch) (33 B Kalinina street, Penza, Russia)

Vera A. Yudina

Candidate of economic sciences, associate professor, head of the sub-department of management, informatics and humanities, Financial University under the Government of the Russian Federation (Penza branch) (33 B Kalinina street, Penza, Russia)

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 17.05.2021

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 17.09.2021 Принята к публикации / Accepted 19.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.