Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОПРОСЫ / СРОЧНЫЕ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Вера Евгеньевна

В статье рассматривается влияние пандемии на интернационализацию высшего образования во всём мире. Обосновывается идея о том, что происходит уменьшение числа российских студентов обучающихся за рубежом и снижение числа зарубежных студентов, обучающихся в российских вузах почти в два раза из-за COVID-19. В статье делается акцент на то, что Правительствами стран были предприняты срочные меры в связи с тем, что ударом для университетов в период пандемии становится сокращение академической мобильности, ослабление сотрудничества, необходимого для развития новых программ высшего образования и новых исследовательских проектов. Статья посвящена комплексному исследованию влияния пандемии на сферу высшего образования во всём мире. В статье приводятся результаты проведенных опросов о влиянии COVID-19 на высшее образование и на интернационализацию в целом. Целью данной статьи является анализ всех предпринятых мер и активностей, которые были предприняты мировым сообществом (национальные правительства, международные организации и ассоциации, сами вузы) для поддержки системы высшего образования. Автор приходит к выводу, что изучение влияния пандемии на интернационализацию высшего образования за рубежом и опыта реализации предпринятых мер для поддержки высшего образования в зарубежных странах будет представлять интерес для Российской системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE PANDEMIC ON THE INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION IN FOREIGN COUNTRIES

The article examines the influence of the pandemic on the internationalization of higher education of all over the world. The idea is justified that there is a decrease in the number of Russian students studying abroad and a decrease in the number of foreign students studying at Russian universities due to COVID-19. The article emphasizes that the Governments of countries have taken urgent measures due to the fact that the blow to universities during the pandemic is the reduction of academic mobility, the weakening of cooperation which is necessary for the development of new higher education programs and new research projects. The article is devoted to a comprehensive study of the influence of the pandemic on the sphere of higher education around the world. The article presents the results of surveys conducted on the impact of COVID-19 on higher education and on internationalization in general. The purpose of this article is to analyze all the measures and activities which were taken by the world community (national governments, international organizations and associations, universities themselves) to support the higher education system. The author concludes that studying the influence of the pandemic on the internationalization of higher education abroad and the experience of implementing measures which were taken to support higher education in foreign countries will be useful to the Russian education system.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

Влияние пандемии на интернационализацию высшего образования в зарубежных странах

Яковлева Вера Евгеньевна,

старший преподаватель, аспирант Сахалинского государственного университета E-mail: language-sakh@mail.ru

В статье рассматривается влияние пандемии на интернационализацию высшего образования во всём мире. Обосновывается идея о том, что происходит уменьшение числа российских студентов обучающихся за рубежом и снижение числа зарубежных студентов, обучающихся в российских вузах почти в два раза из-за COVID-19. В статье делается акцент на то, что Правительствами стран были предприняты срочные меры в связи с тем, что ударом для университетов в период пандемии становится сокращение академической мобильности, ослабление сотрудничества, необходимого для развития новых программ высшего образования и новых исследовательских проектов. Статья посвящена комплексному исследованию влияния пандемии на сферу высшего образования во всём мире. В статье приводятся результаты проведенных опросов о влиянии COVID-19 на высшее образование и на интернационализацию в целом. Целью данной статьи является анализ всех предпринятых мер и активностей, которые были предприняты мировым сообществом (национальные правительства, международные организации и ассоциации, сами вузы) для поддержки системы высшего образования. Автор приходит к выводу, что изучение влияния пандемии на интернационализацию высшего образования за рубежом и опыта реализации предпринятых мер для поддержки высшего образования в зарубежных странах будет представлять интерес для Российской системы образования.

Ключевые слова: влияние пандемии, интернационализация, студенческая мобильность, высшее образование, опросы, срочные меры

о с

U OJ

о

см

Высшее образование сталкивается с глобальными вызовами современной жизни, которые оказывают на него существенное влияние и задают новые направления его развития. Одним из таких вызовов является влияние пандемии COVID-19, которая оказало как отрицательный, так и положительный эффект на все составляющие образовательного процесса: обучения, международного сотрудничества, проведение исследований и др. Пандемия внесла свои коррективы в выстраиваемую десятилетиями систему глобального образовательного рынка и заставила пересмотреть возможности дистанционного и онлайн образования.

Прежде всего, новые условия потребовали новых форм организации деятельности высших учебных заведений, в результате многие вузы перешли на онлайн обучение. Новые условия подтолкнули современные университеты заново продумать и даже перепроектировать систему управления высшим образованием в соответствии с эффективным планом управления рисками для того, чтобы увеличить устойчивость этого сектора в будущем. Кризис пандемии COVID-19 заставил пересмотреть роль информационно-коммуникационных технологий (1СТ), конкретно рассматривая эффективность дистанционного обучения в высшем образовании.

Пандемия внесла коррективы в процесс интернационализации высшего образования во всём мире, что привело к глобальному сбою в системе образования, который затронул почти 1,6 миллиарда учащихся в более чем 190 странах [11]. В связи с ограничениями, вызванными новыми условиями деятельности университетов, многим студентам пришлось изменить или отменить планы обучения за границей. В 2020-2021 годах происходит уменьшение числа российских студентов обучающихся за рубежом и снижение числа зарубежных студентов. Подобная ситуация потребовала постановки и решения вопроса: как пандемия повлияла на интернационализацию высшего образования в зарубежных странах и какие меры были приняты для преодоления кризисной ситуации, какие меры, предпринятые университетами и правительствами различных стран, могут представлять интерес для Российской системы высшего обр азования.

В современной научной литературе не дана оценка действиям, которые были предприняты мировым сообществом (национальными правительствами, международными организациями и ассоциациями, вузами) для поддержки системы высшего образования. Большое количество вузов

столкнулось с вопросами организации логистики и обеспечения образовательного процесса для иностранных студентов, остающихся на период пандемии в стране обучения и/или выезжающих домой. Многим вузам пришлось приостановить программы студенческих и преподавательских обменов, поэтому они сосредоточились на поиске новых форм привлечения иностранных студентов и организации для них обучения. В результате были пересмотрены формы работы с зарубежными партнерами по разработке и реализации совместных образовательных программ высшего образования.

Ряд стран внес поправки в законодательство об образовании, фиксируя переход вузов на онлайн обучение, а также переводя проведение всех вступительных и государственных экзаменов в онлайн формат. Чрезвычайные условия привлекли внимание правительств стран к необходимости пересмотра сложившейся ситуации, с тем чтобы они были достаточно гибкими и адаптивными. Например, многие страны вводят правила, направленные на защиту обучаемых от любого ущерба или вреда, причиненного пандемией, также вводятся новые формы оценок на этапе перехода от среднего образования к высшему [18].

Одной из стратегий преодоления кризисной ситуации явилось усиления сотрудничества и взаимодействия между вузами и создание систем взаимопомощи. При переходе вузов на онлайн обучение большинство университетов усилили сотрудничество друг с другом, с национальными органами управления образованием, образовательными платформами и международными организациями. Организации оказывали друг другу методическую поддержку по использованию цифровых инструментов в обучении. В свободном доступе были учебные курсы по различным дисциплинам. На разных платформах создавались группы, где обсуждались проблемы онлайн обучения. Как отмечает ЮНЕСКО, с целью борьбы с пандемией COVID-19 страны, принявшие решения о переходе на дистанционное обучение, сталкиваются со множеством сложностей, начиная с предоставления материалов и поддержки учителям, и заканчивая предоставлением рекомендаций для семей при решении проблем в области связи. Для объединения усилий по решению этих проблем ЮНЕСКО организует Глобальную коалицию (Global Education Coalition) по вопросам образования для расширения масштабов применения передовой практики дистанционного обучения и обеспечении охвата детей и молодежи, подверженных наибольшему риску. Данная коалиция ставит следующие цели:

1. Оказать помощь странам в мобилизации и внедрении инновационных и соответствующих специфике конкретной ситуации решений для дистанционного обучения, используя высокотехнологичные, низкотехнологичные и нетехнологические подходы.

2. Найти справедливые решения и обеспечить всеобщий доступ;

3. Обеспечить скоординированные меры реагирования и недопустить дублирования усилий;

4. Содействовать возвращению учащихся в классы при возобновлении работы школ во избежание резкого увеличения показателей отсева учащихся [11].

Возникшие проблемы с интернационализацией во время пандемии повлияли на развитие сотрудничества для разработки и запуска совместных образовательных программ (двойных или совместных дипломов), на финансирование исследовательских проектов. Это стало актуальным для большинства национальных систем высшего образования, для которых экспорт высшего образования является одной из основных статьей дохода в национальном бюджете.

Существенной проблемой для университетов в период пандемии становится сокращение академической мобильности, ослабление сотрудничества, необходимого для развития новых программ высшего образования, новых исследовательских проектов, в которых могут принимать участие магистранты. Согласно докладу «Влияние пандемии COVID-19 на сектор высшего образования и магистратуру: международный, национальный и институциональный ответ. Аналитический материал» пандемия оказала серьезное влияние на сферу высшего образования. Данный доклад был подготовлен в ходе исполнения Рамочного договора № С-02/20 от 24.05.2020 между Благотворительным фондом Владимира Потанина и Национальным фондом подготовки кадров на оказание комплекса услуг по исследованию процессов функционирования магистратуры в условиях вызовов 2020 года и комплексному изучению их влияния на развитие магистратуры, а также по разработке и размещению в онлайн и оффлайн доступе информационных и аналитических материалов, содействующих университетам в сохранении, развитии и повышении эффективности института магистратуры, а также повышении компетенций заинтересованных сотрудников вузов. Как показано на рис. 1, пандемия вызвала приостановку образовательной деятельности. Также пандемия повлияла на научные исследования, которые благодаря ей не могли быть окончены в срок. Благодаря пандемии произошло ослабление сотрудничества, уменьшение количества абитуриентов и снижение академической мобильности.

ВЛИЯНИЕ COVID-19 НА СФЕРУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

=1

ПРИОСТАНОВКА СНИЖЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОЛИЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АБИТУРИЕНТОВ

НАУЧНЫЕ ОСЛАБЛЕНИЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ НЕ СОТРУДНИЧЕСТВА

МОГУТ БЫТЬ ОКОНЧЕНЫ В СРОК

СНИЖЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Рис. 1. Влияние ССУЮ-19 на сферу высшего образования (По данным опроса Международной ассоциации университетов https://iau-aiu.net/Covid-19-Higher-Education-challenges-and-responses)

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

to о из

89%,

>9%

52%

46%

Пандемия внесла существенные коррективы в планы потенциальных иностранных студентов по обучению за рубежом. На рисунке 2 очень явно видно влияние пандемии на планы студентов по обучению за рубежом.

ВЛИЯНИЕ СОУЮ-19 НА ПЛАНЫ СТУДЕНТОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ЗА РУБЕЖОМ

■ ПОВЛИЯЛО НА ПЛАНЫ СТУДЕНТОВ 46%

■ НЕ ПОВЛИЯЛО НА ПЛАНЫ СТУДЕНТОВ 29%

■ НЕ СМОГЛИ ОТВЕТИТЬ 25°%

Рис. 2. Влияние СОУЮ-19 на планы студентов по обучению за рубежом

Согласно опросу QS потенциальные иностранные студенты следующим образом реагировали по-разному на пандемию. Но большинство студентов были вынуждены изменить свои планы.

В нескольких странах были проведены опросы о влиянии COVID-19 на высшее образование и на интернационализацию в целом. Опросы были реализованы для того, чтобы понять, как вспышка COVID-19 влияет на интернационализацию в вузах. Исследователи также хотели понять, как вузы реагируют на вспышку, какие насущные потребности у них возникли в свете текущей ситуации и какие связанные с кризисом факторы нужно будет учитывать в средней и долгосрочной перспективе. Европейская ассоциация международного образования (ЕА1Е) 19.02.-06.03.2020 года провела опрос сотрудников вузов, принадлежащих к Европейскому пространству высшего образования [12]. Институт международного образования (11Е) в феврале-марте 2020 года проводил собственный опрос о воздействии COVID-19 на вузы США [13]. Канадское бюро по вопросам международного образования (СВ1Е) проводило аналогичное исследование в Канаде [15]. Опросы показали, что больше всего из-за кризиса, вызванного COVID-19, пострадал такой аспект международной деятельности, как мобильность. В Европе, к примеру, большинство респондентов (51-57%) оценивало воздействие кризиса на мобильность (и входящую, и исходящую для студентов, и для ученых) как «довольно существенное», а 15-21% - как «очень существенное». Американские респонденты указали на то, что 94% студентов, планировавших поехать по обмену в Китай, отложили свои планы или полностью от них отказались. Говоря о международном образовании, почти 70% респондентов CBIE отметили, что больше всего из-за кризиса пострадала исходящая мобильность и планы различных канадских делега-° ций, которые должны были отправиться за рубеж. Ы Также пострадала входящая мобильность и при-§ ем иностранных делегаций, миссий. Мобильность является одной из сфер, будущее которых вызывает наибольшие опасения. Почти 80% канад-

ских респондентов отметили, что связанные с мобильностью активности в ближайшие 6-12 месяцев в наибольшей степени находятся под ударом. Опрос европейских респондентов (805 человек) включал необязательный открытый вопрос о будущем. Это поле заполнил 291 респондент, 45% высказали обеспокоенность будущим исходящей мобильности, а 40% - будущим входящей мобильности. Сейчас, когда с момента проведения этих опросов не прошло и двух месяцев, события, связанные с пандемией COVID-19, меняются так стремительно, что ситуация с мобильностью уже представляется совершенно другой - гораздо более мрачной. Пока возможности для мобильности на следующий академический год весьма неопределенны, и такая ситуация на ближайшее время станет для европейских и североамериканских вузов главной отправной точкой в том, что касается планирования и перестройки деятельности [1].

В ситуации сокращения иностранных студентов многие вузы были вынуждены задуматься о виртуальной мобильности. Университеты в ускоренном режиме разработали стратегии виртуальной мобильности, а также начали готовить преподавателей для работы с иностранными студентами в цифровой среде и использовать уже созданные платформы виртуальной мобильности, такие как http://coil.suny.edu/ (Collaborative Online Learning) и многие другие свои платформы.

Для привлечения иностранных студентов вузы организуют большое количество онлайн мероприятий, вебинаров для абитуриентов. Университеты подчеркивают важность использования онлайн форматов для коммуникации с абитуриентами.

Снижение академической мобильности особенно влияет на программы магистратуры. Согласно статистики данных новостных порталов и порталов Study-In Великобритании, Германии, Эстонии говорят о том, что наибольшее количество иностранных студентов поступает на программы магистратуры. Это связано с тем, что именно на уровне магистратуры большинство университетов предлагают магистерские программы на английском языке. Таким образом в будущем вузам совместно с национальными министерствами образования необходимо будет пересмотреть стратегии интернационализации или учитывать уже накопленный опыт при разработке таких стратегий в случае их текущего отсутствия. Также встает вопрос о формах и инструментах интернационализации, которые смогут быть адекватны в сложившейся ситуации. Программы магистратуры, реализуемые онлайн, становятся еще одной формой интернационализации.

Усиление сотрудничества вузов между собой и академическим сектором имеет большое значение для магистратуры, так как именно на уровне магистратуры большинство университетов предлагают совместные образовательные программы, научные и бизнес стажировки для студентов, отказ от которых приведет к снижению числа абиту-

риентов и общему снижению качества магистерских программ [2].

Вузы сосредоточены были на наиболее эффективном использовании финансовых средств для поддержания своей работы. Так как в период пандемии уменьшилось количество иностранных студентов, уменьшилось и финансирование со стороны государства, а также сократились доходы населения для обращения к платным образовательным услугам.

Правительствами стран США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Финляндии, Китая, Японии, Австралии, Новой Зеландии, Индии, ЮАР, Саудовской Аравии, ОАЭ, Бразилии были предприняты срочные меры:

1. Разработаны законодательные акты для организации онлайн обучения и проведения вступительных или выпускных экзаменов.

2. Оказываются консультационная и финансовая помощь вузам для обеспечения онлайн обучения

3. Разработаны стратегии и принятие тактических решений для оказания помощи иностранным студентам, оказавшимся в стране в период пандемии.

4. Разработка дополнительных законодательных, нормативных актов, позволяющих иностранным студентам выезжать или приезжать на обучение [10].

Данные изменения коснулись и процессов интернационализации высшего образования. Университетами были разработаны стратегии виртуальной мобильности. Начали готовить преподавателей для работы с иностранными студентами в цифровой среде. Стали использовать уже созданные платформы виртуальной мобильности, например, Collaborative Online Learning и начали разрабатывать свои. (UNESCO, 2020). Процессы интернационализации были переосмыслены: распространение получили формы виртуальной академической мобильности.

В результате влияния пандемии было сокращено финансирование международных образовательных программ, приостановлены программы академической мобильности студентов и научно-педагогических кадров, отменены международные программы по обмену студентов, временно приостановлены проекты научно-исследовательского сотрудничества университетов. Наметилась тенденция развития виртуальной мобильности, что потребовало дополнительной подготовки преподавателей для работы с иностранными студентами в цифровой среде. Разработка стратегии виртуальной мобильности и использовать уже имеющиеся платформы.

Министерствам науки и образования, научно-исследовательским и социологическим мониторинговым центрам многих стран вносят поправки в образовательное законодательство об организации работы и оплаты труда профессорско-преподавательского состава, проведении вступительных экзаменов и государственной аттеста-

ции онлайн. К положительным моментам можно отнести интенсификацию работы университетов по формированию новых форм взаимодействия с партнерами, увеличение виртуальной мобильности и разработку кризисных планов с партнерскими организациями. Основной задачей современных вузов является восстановление основных услуг в секторе высшего образования и науки и дальнейшее развитие интернационализации высшего образования.

Литература

1. «COVID-19 и интернационализация: мобильность, гибкость и заботливость», Лора Рамбли file:///C:/Users/langu/Downloads /1 1 058-%23%23default.genres.artic le%23%23-22742-2-10-20200703.pdf

2. «Влияние Пандемии Covid-19 На Сектор Высшего Образования И Магистратуру» https:// ntf.ru/sites/default/files/Vliyanie%20pandemii%20 COVID-19%20na%20sektor%20vysshego%20 obrazovaniya%20i%20magistraturu.pdf

3. «Концептуальная записка: Образование в эпоху COVID-19 и в последующий период» август 2020 года

4. Аржанова И.В., Барышникова М.Ю., Завары-кина Л.В., Нагорнов В.А., Перфильева О.В. Влияние пандемии Covid-19 на сектор высшего образования и магистратуру: международный, национальный и институционный ответ: Аналитический материал / - М.: 2020. -23 с. - URL: https://ntf.ru/sites/default/files/ Vliyanie%20pandemii%20C0VID-19%20na%20 sektor%20vysshego%20obrazovaniya%20i%20 magistraturu.pdf (Дата обращения: 20.10.2021)

5. Галажинский Э. Мировое высшее образование: парадоксы пандемии —

6. Клягин А.В., Абалмасова Е.С., Гарев К.В., Груздев И.А., Егоров А.А., Захарова У.С., Калинин Р.Г., Камальдинова Л.Р., Карлов И.А., Корнеева И.Е., Макарьева А.Ю., Минаева Е.А., Платонова Д.П., Семенова Т.В., Скокова Ю.А., Терентьев Е.АФрумин., И.Д., Швиндт А.Н., Шибанова Е.Ю. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии Национальный исследовательский университет: Современная аналитика образования. № 6 (36). Высшая школа экономики, Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2020. -112 с.

7. Марджинсон С.; Карпинская Е.О.; Кузьмина К.А.; Ларионова А.Н.; Бочаров И.А. Реакция систем высшего образования и национальных правительств на вызовы пандемии: Доклад № 64/2020 Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД, 2020. -72 с. ISBN 978-5-6044862-1-4 URL: https:// russiancouncil.ru/papers/HigherEducation-Covid-Report64-Ru.pdf (Дата обращения: 20.10.2021)

8. Опрос Международной ассоциации университетов https://iau-aiu.net/Covid-19-Higher-

сэ о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Education-challenges-and-responses По данным опроса QS (2020b)

9. Рамбли Л. COVID-19 и интернационализация: мобильность, гибкость и заботливость. [Electronic resource]. -URL: file:///C:/Users/langu/ Downloads/11058-%23%23default.genres.artic le%23%23-22742-2-10-20200703.pdf (Дата обращения: 20.10.2021)

10. Реакция систем высшего образования и национальных правительств на вызовы пандемии: Доклад № 64/2020 / [С. Марджинсон; Е.О. Карпинская; К.А. Кузьмина; А.Н. Ларионова; И.А. Бочаров]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД, 2020. - 72 с. - Авт. и ред. указаны на обороте тит.л. ISBN 978-5-6044862-1-4 http®:// russiancouncil.ru/papers/HigherEducation-Covid-Report64-Ru.pdf

11. COVID-19: 1,3 миллиарда учащихся находятся на карантине в своих домах, в то время как министры расширяют подходы к дистанционному обучению для обеспечения непрерывности образования. - URL: https://ru.unesco. org/news/covid-19-13-milliarda-uchashchihsya-nahodyatsya-na-karantine-v-svoih-domah-v-vremya-kak. (дата обращения - 17.04.2020).

12. «A year of COVID-19: Resources and emerging practices» EAIE, https://www.eaie.org/blog/ covid-19-resources-emerging-practices.html

13. «IIE Releases Survey on Effects of COVID-19 on International Students and Study Abroad», https:// www.iie.org/Why-IIE/Announcements/2020/03/ IIE-Releases-Survey-on-Effects-of-COVID-19-on-International-Students-and-Study-Abroad

14. COVID-19 and Higher education: today and tomorrow. UNESCO (2020) [Electronic resource]. - URL: https://iau-aiu.net/Covid-19-Higher-Education-challenges-and-responses (Date of access: 20.10.2020)

15. COVID-19 Survey Results Impact of COVID-19 on international education in Canada [Electronic resource]. - URL: https://cbie.ca/wp-content/ uploads/2020/03/200327-cbie-covid19-survey-infographic-EN.pdf (Date of access: 20.10.2020)

16. COVID-19 Survey Results Impact of COVID-19 on international education in Canada, https://cbie. ca/wp-content/uploads/2020/03/200327-cbie-covid19-survey-infographic-EN.pdf

17. European Association for International Education. A year of COVID-19: Resources and emerging practices, [Electronic resource]. -URL: https:// www.eaie.org/blog/covid-19-resources-emerging-practices.html (Date of access: 20.10.2020)

18. The consequences of COVID-19 on the education system: the legal perspective https://www.coe. int/en/web/education/article-the-consequences-of-covid-19-on-the-education-system-the-legal-perspective

19. https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_ brief_-_education_during_covid-19_and_beyond_ russian.pdf

20. Quacquarelli Symonds World University Rankings (2020a). The Impact of Higher Education on Global Coronovirus. [Electronic resource]. - URL: https://www.qs.com/portfolioitems/the-impact-of-the-coronavirus-on-global-higher-education/ (Date of access: 20.10.2021)

21. Quacquarelli Symonds World University Rankings (2020b). How COVID-19 is Impacting Prospective International Students Across the Globe. [Electronic resource]. - URL: https://www.qs.com/portfolio-items/how-covid-19-is-impacting-prospective-international-students-across-theglobe/ (Date of access: 20.10.2021)

22. The consequences of COVID-19 on the education system: the legal perspective

23. URL: https://www.tsu.ru/university/rector_page/ mirovoe-vysshee-obrazovanie-paradoksy-pandemii/ (Дата обращения: 20.10.2021)

THE INFLUENCE OF THE PANDEMIC ON THE INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION IN FOREIGN COUNTRIES

Yakovleva V.E.

Sakhalin State University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article examines the influence of the pandemic on the internationalization of higher education of all over the world. The idea is justified that there is a decrease in the number of Russian students studying abroad and a decrease in the number of foreign students studying at Russian universities due to COVID-19. The article emphasizes that the Governments of countries have taken urgent measures due to the fact that the blow to universities during the pandemic is the reduction of academic mobility, the weakening of cooperation which is necessary for the development of new higher education programs and new research projects. The article is devoted to a comprehensive study of the influence of the pandemic on the sphere of higher education around the world. The article presents the results of surveys conducted on the impact of COVID-19 on higher education and on internationalization in general. The purpose of this article is to analyze all the measures and activities which were taken by the world community (national governments, international organizations and associations, universities themselves) to support the higher education system. The author concludes that studying the influence of the pandemic on the internationalization of higher education abroad and the experience of implementing measures which were taken to support higher education in foreign countries will be useful to the Russian education system.

Keywords: the influence of the pandemic, internationalization, student mobility, higher education, surveys, urgent measures.

References

1. "COVID-19 and Internationalization: Mobility, Flexibility and Caring", Laura Rambly file: /// C: /Users/langu/Down-loads/11058-%23%23default.genres.article%23%23-22742-2 -10-20200703.pdf

2. "Impact of the Covid-19 Pandemic on the Higher Education Sector and Graduate Studies" https://ntf.ru/sites/default/files/ Vliyanie%20pandemii%20COVID-19%20na%20sektor%20vy-sshego%20obrazovaniya%20i%20magistraturu.pdf

3. "Concept Note: Education in the COVID-19 Era and Beyond" August 2020

4. Arzhanova IV, Baryshnikova M. Yu., Zavarykina LV, Nagornov VA, Perfilieva OV. Impact of the Covid-19 pandemic on the higher education sector and master's programs: international, national and institutional response: Analytical material / - M .: 2020. - 23 p. - URL: https://ntf.ru/sites/default/files/Vliyanie%20 pandemii%20COVID-19%20na%20sektor%20vysshego%20 obrazovaniya%20i%20magistraturu.pdf (Date of access: 20.10.2021)

5. Galazhinsky E. World higher education: pandemic paradoxes —

6. Klyagin A.V., Abalmasova E.S., Garev K.V., Gruzdev I.A., Egor-ov A.A., Zakharova U.S., Kalinin R.G., Kamaldinova L.R., Kar-lov I.A., Korneeva I.E., Makarieva A. Yu., Minaeva E.A., Platon-ova D.P., Semenova T.V., Skokova Yu.A., Terent'ev E. AFru-min., I. D., Shvindt A.N., Shibanova E. Yu. The Storm of the First Weeks: How Higher Education Stepped Into Pandemic Reality National Research University: A Contemporary Education Analytics. No. 6 (36). Higher School of Economics, Institute of Education. - M .: NRU HSE, 2020. -112 p.

7. Marginson S .; Karpinskaya E.O .; Kuzmina K.A .; Lariono-va A.N.; Bocharov I.A. The Response of Higher Education Systems and National Governments to the Challenges of the Pandemic: Report No. 64/2020 by the Russian International Affairs Council (RIAC). - M .: NP RSMD, 2020. - 72 p. ISBN 978-5-6044862-1-4 URL: https://russiancouncil.ru/papers/ HigherEducation-Covid-Report64-Ru.pdf (Date accessed: 20.10.2021)

8. Survey of the International Association of Universities https://iau-aiu.net/Covid-19-Higher-Education-challenges-and-responses According to the QS survey (2020b)

9. Rambly L. COVID-19 and internationalization: mobility, flexibility and caring. [Electronic resource]. -URL: file: /// C: /Us-ers/langu/Downloads/1 1058-%23%23default.genres.arti-cle%23%23-22742-2-10-20200703.pdf (Date accessed: 20.10.2021)

10. The response of higher education systems and national governments to the challenges of the pandemic: Report No. 64/2020 / [S. Marginson; E.O. Karpinskaya; K.A. Kuzmina; A.N. Larion-ova; I.A. Bocharov]; Russian International Affairs Council (RIAC). - M .: NP RSMD, 2020. - 72 p. - Auth. and ed. indicated on the reverse tit.l. ISBN 978-5-6044862-1-4 https://russian-council.ru/papers/HigherEducation-Covid-Report64-Ru.pdf

11. COVID-19: 1.3 billion students quarantined in their homes as ministers expand distance learning approaches to ensure lifelong learning. - URL: https://ru.unesco.org/news/covid-19-13-milliarda-uchashchihsya-nahodyatsya-na-karantine-v-svoih-domah-v-vremya-kak. (date of access - 17.04.2020).

12. "A year of COVID-19: Resources and emerging practices" EAIE, https://www.eaie.org/blog/covid-19-resources-emerging-practices.html

13. "IIE Releases Survey on Effects of COVID-19 on International Students and Study Abroad", https://www.iie.org/Why-IIE/

Announcements/2020/03/IIE-Releases-Survey-on-Effects- of-COVID-19-on-International-Students-and-Study-Abroad

14. COVID-19 and Higher education: today and tomorrow. UNESCO (2020) [Electronic resource]. - URL: https: //iau-aiu.net/ Covid-19-Higher-Education-challenges-and-responses (Date of access: 10/20/2020)

15. COVID-19 Survey Results Impact of COVID-19 on international education in Canada [Electronic resource]. - URL: https: //cbie. ca/wp-content/uploads/2020/03/200327-cbie-covid19-survey-infographic-EN.pdf (Date of access: 20.10.2020)

16. COVID-19 Survey Results Impact of COVID-19 on international education in Canada, https://cbie.ca/wp-content/ uploads/2020/03/200327-cbie-covid19-survey-infographic-EN. pdf

17. European Association for International Education. A year of COVID-19: Resources and emerging practices, [Electronic resource]. -URL: https: //www.eaie.org/blog/covid-19-resources-emerging-practices.html (Date of access: 10/20/2020)

18. The consequences of COVID-19 on the education system: the legal perspective https://www.coe.int/en/web/education/arti-cle-the-consequences-of-covid-19-on-the-education- system-the-legal-perspective

19. https: //www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_-_educa-tion_during_covid-19_and_beyond_russian.pdf

20. Quacquarelli Symonds World University Rankings (2020a). The Impact of Higher Education on Global Coronovirus. [Electronic resource]. - URL: https://www.qs.com/portfolioitems/the-impact-of-the-coronavirus-on-global-higher-education/ (Date of access: 10/20/2021)

21. Quacquarelli Symonds World University Rankings (2020b). How COVID-19 is Impacting Prospective International Students Across the Globe. [Electronic resource]. - URL: https://www. qs.com/portfolio-i tems/how-covid-19-is-impacting-prospective-international-students-across-theglobe/ (Date of access: 10/20/2021)

22. The consequences of COVID-19 on the education system: the legal perspective

23. URL: https://www.tsu.ru/university/rector_page/mirovoe-vysshee-obrazovanie-paradoksy-pandemii/ (Date of access: 20.10.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.