воз тронулся?!
регулирование инновационной деятельности
малого бизнеса: региональный аспект
_Эффективность использования потенциала региона во
_многом зависит от условий инновационной деятельности
_малых предприятий, их участия в структурной перестройке и
_модернизации промышленности и сферы услуг. В промышленно
развитых странах малые и средние предприятия производят более половины валового внутреннего продукта, в России - в 4,5-7раз
_меньше [2, с.3]. Для перехода экономики региона на траекторию
_динамичного роста необходима реализация программы развития
_инновационной деятельности малого предпринимательства,
_способной обеспечить существенное увеличение объемов
_конкурентоспособной продукции и эффективную занятость
__трудоспособного населения.
Переход к ресурсосберегающему типу развития экономики региона требует ее институционального переустройства, обеспечения рационального сочетания государственных и рыночных механизмов регулирования инновационной деятельности малого бизнеса. Это должно устранить сложившиеся барьеры, затрудняющие перераспределение финансово-инвестиционных ресурсов в приоритетные сферы экономики региона и получение масштабного ресурсосберегающего эффекта.
В настоящее время важно реализовать ресурсосберегающую модель преобразования внутренней и внешней среды инновационной сферы, ориентированную на решение сложившихся проблем институциональной трансформации предприятий и повышение их конкурентоспособности. Отказ от ресурсорасто-чительной концепции функционирования инновационной деятельности малого предпринимательства требует смены модели взаимодействия государства с бизнесом, рефор-
Романенко Е.В.
канд. экон. наук, доцент кафедры «Общая экономика и право», заместитель декана факультета «Экономика и управление» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии
российское предпринимательство, 2007,№ 11 (2) 118—
мирования госструктур на основе активного использования рыночных методов менеджмента.
Структурно-технологические и институциональные изменения ресурсосберегающего типа важно проводить с учетом реальных возможностей развития инновационной деятельности малых предприятий, потребностей рынка. При этом важно ориентироваться на рост производства материало- и энергоемких видов продукции, широкомасштабное использование достижений науки и техники, малоотходных и безотходных технологий, улучшение инфраструктуры, обеспечение более глубокой и комплексной переработки сырьевых ресурсов и т.д.
Данные изменения должны сопровождаться обновлением институционально-технологической структуры экономики и территориальной концентрации экономической деятельности. Господдержка инновационной деятельности малого бизнеса должна способствовать совершенствованию структуры существующих отраслей, ускоряя их переход в сегменты с более высоким потенциалом роста и помогать диверсификации благодаря внедрению новых производств и видов услуг. Малое предпринимательство характеризуется низким уровнем собственных накоплений и отсутствием временно свободных денежных средств. Сложившаяся ситуация с особой остротой выдвигает необходимость формирования эффективной системы финансово-кредитного обеспечения инновационной деятельности малого бизнеса, устранения сложившихся финансово-институциональных барьеров, затрудняющих переход к инновационному развитию..
Финансово-кредитную поддержку ииноваци-онной деятельности малого предпринимательства важно ориентировать на формирование современных бизнес-сетей, позволяющих получить наибольший эффект синергии. Господдержку необходимо направлять на привлечение ресурсов в реальный сектор экономики, причем ведущим направлением инвес-
в промышленно развитых странах малые и средние предприятия производят более половины ВВП, в России -в 4,5-7 раз меньше
малый биз.
ш бизнес
о н
п
в настоящее время низкая конкуренто-
_способность
_большинства
_российских
_товаров, даже
на внутреннем
рынке, порождает
депрессивные
процессы,
охватывающие
целые регионы
тиций должно стать развитие импортозамеще-ния. Это позволит создать новую тенденцию экономического роста региона за счет развития собственного производства и повышения конкурентоспособности товаров. Финансово-кредитная поддержка инновационной деятельности малого предпринимательства должна носить стимулирующий и выборочный характер. Стимулировать требуется жизнеспособные хозяйственные структуры, деятельность которых отвечает целям и приоритетным направлениям социально-экономического развития региона. Учитывая крайнюю ограниченность ресурсов бюджетов сех уровней, основной акцент в государствен-ых программах должен быть сделан на разви-ии прогрессивных финансовых технологий ривлечения внебюджетных ресурсов, особое значение при этом приобретают нетрадиционные формы финансирования программ поддержки и развития малого предпринимательства, основанные на государственно-частном партнерстве.
Для финансовой поддержки инновационной деятельности весьма актуальны схемы смешанного финансирования программ и проектов, в которых предпринимателям предоставляются собственно не кредиты, а частичная компенсация «рыночного» процента за коммерческие кредитные услуги в форме инвестиционных вложений в предпринимательские проекты или региональные программы. В условиях проектного кредитования основным обеспечением предоставляемых банками кредитов является сам инвестиционный проект. Стоимость проектного кредитования выше стоимости обычного кредитования. Это связано с тем, что процент по проектному кредиту складывается из рыночной процентной ставки комиссии за обязательство предоставить ссуду и за резервирование средств, а также их надбавки к ставке процента - маржи, которая выплачивается банку за согласие взять на себя часть рисков. В ряде стран (США, Германия) передача заемных средств, при проектном кредитовании, происходит непосредственно
самостоятельной экономической структуре -специальной компании, которая несет основную ответственность за погашение кредита. В российских условиях проектное кредитование осуществляется по схеме обычного кредитования: фирма-инициатор проекта одновременно является и его исполнителем (главным подрядчиком фирмы).
Особое место в финансовой поддержке инновационной деятельности малого бизнеса занимает создание системы гарантий, расширяющая возможность банковского кредитования для различных категорий российских малых предприятий.
На региональном уровне происходит непосредственное взаимодействие государственных и рыночных институтов с конкретными малыми предприятиями. В силу своей специфики малый бизнес в нашей стране имеет ярко выраженную региональную ориентацию и является важным фактором оптимизации структуры экономики территории. В связи с этим местные власти должны обладать достаточно широкими возможностями влиять на развитие предпринимательских структур. Необходимо отметить, что как для региона, так и для государства в целом важной составляющей новой стратегии экономического роста и социального развития является нормализация внутреннего рынка путем поддержки отечественных производителей, а также реализация прогрессивного технологического цикла: «наука - производство - потребление». В настоящее время низкая конкурентоспособность большинства российских товаров, даже на внутреннем рынке, порождает депрессивные процессы, охватывающие целые регионы. Это положение отрицательно сказывается на развитии экономики страны, осложняет социально-экономическую обстановку. Программы поддержки ииновационной деятельности должны быть ориентированы на активное использование мер, способствующих получению наибольшего сетевого эффекта развития хозяйственной деятельности. К их числу следует отнести, например, такие, как
малое
предпринимательство характеризуется низким уровнем собственных накоплений и отсутствием временно свободных денежных средств
малый бизнес
_Литература
1. Бухвальд Е., Виленский
предпринимательства // Вопросы экономики. -2001. - № 4. - С. 92-99.
2. Попов А. И., Иванов С. А. Малое предпринимательство. В двух частях. Часть 1. Теория становления и система государственной поддержки. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - 225 с.
3. Попов А. И., Иванов С. А. Малое предпринимательство. В двух частях. Часть 2. Интеграция крупного и малого бизнеса, механизм регулирования, экономическая безопасность. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - 231 с.
разработка проектов создания площадок для работы малых предприятий, а также территориально-производственной зоны для субъектов малого бизнеса на основе имущественного комплекса одного из неплатежеспособных крупных предприятий региона. Кроме того, целесообразно создание сети инкубаторов малого бизнеса, а также обеспечение деятельности бизнес-инкубатора в рамках Морозовского проекта; оказание помощи предпринимателям в создании и развитии обществ взаимного кредитования малого предпринимательства. Весьма важными являются меры, способствующие развитию инфраструктуры поддержки ииновационной деятельности индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, занятых в сфере ремесел, хлебопечения, на транспорте, в торговле; реализации межрегиональных и международных программ и мероприятий по развитию малого бизнеса.
Активизация подддержки инновационной деятельности малого предпринимательства позволит эффективнее использовать его потенциал в целях ускорения экономического роста экономики региона.
Ye.V. Romanenko,
Cand. Econ. Sci, Docent of General Economics and Law Department, Deputy dean of Economics and Business Administration Faculty, Siberian State Automobile-and-RoadAcademy (SibADI)
Regulation of innovative activities of small businesses: regional aspect
The need to develop mechanisms for fast economic growth, to boost the competitive capacity of regional economy necessitates an overhaul of the entire system of economic methods of regulating the activities of economic entities. This being so, it is important to remember that a special role in a market environment is reserved for small business as the most widespread and flexible form of private enterprise, which determines in no small measure the social and economic level of regional development.