transportation are presented. The practical recommendations to choice of vehicles with economic criterion of car transportation are given.
Мочалин Сергей Михайлович - д-р техн.наук, профессор, декан факультета «Экономика и управление» Сибирской государрственной автомобильно-дорожной академии. Основное направление научных исследований - транспортная ло-
гистика, имеет 69 опубликованных работ. e-mail: dekanat_eu@sibadi. org
Заруднев Дмитрий Иванович - канд.техн. наук, доцент кафедры «Логистика» Сибирской государрственной автомобильно-дорожной академии. Основное направление научных исследований - транспортная логистика, имеет 15 опубликованных работ. e-mail: [email protected]
Статья поступила 19.11.2008 г.
УДК 334.012.32. (075.8)
МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 1
Е. В. Романенко, канд. экон. наук, доц.
Аннотация. Рассматриваются проблемы и пути формирования механизмов динамичного экономического роста, повышения конкурентоспособности экономики страны, что требует радикального пересмотра всей системы экономических методов регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. При этом важно учитывать, что особую роль в условиях перехода экономики России на траекторию конкурентоспособного развития играет малое предпринимательство, которое становится важным фактором, обеспечивающим динамичное развитие предпринимательской деятельности, а также необходимым условием функционирования инновационной экономики региона.
Ключевые слова: малый бизнес, инновационная экономика региона, ресурсосберегающая модель, государственная поддержка, институциональные изменения.
Введение
Успех государственной инновационной политики во многом зависит от состояния и уровня развития малого бизнеса, который является источником инноваций, а также каналом трансферта знаний и технологий. Малый бизнес вносит существенный вклад в трансформацию структуры различных секторов экономики, выступает основой формирования новых рынков. В силу своей гибкости и адаптивности малый бизнес, с одной стороны, выполняет роль инкубатора экономических и технологических новаций, которые в случае успеха распространяются на всю экономическую систему, а с другой - дает экономике страны мощный импульс устойчивой положительной динамики.
Теоретические исследования
Малый бизнес является инновационным по своей природе, однако в условиях экономики знаний это его качество усиливается и он превращается в ключевой фактор трансформационных изменений. Во-первых, малый бизнес выступает в качестве такой институциональной
структуры, которая обеспечивает подвижность и динамизм экономической системе в целом, способствует быстрой коммерциализации результатов исследований и разработок, а также адаптации к изменению условий во всех сферах деятельности, что оказывает значительное влияние на ускоренные темпы инновационного развития. Во-вторых, благодаря современным информационным технологиям, которые существенным образом меняют саму модель функционирования различных структур, обеспечивается доступ малых предприятий к новым видам деятельности и увеличивается доля малого бизнеса на мировом рынке товаров и услуг. В-третьих, информационные технологии создают условия для снижения издержек производства и позволяют малым предприятиям повысить свою конкурентоспособность [1, с. 79-80].
Переход к ресурсосберегающему и конкурентоспособному типу развития экономики региона требует ее институционального переустройства, обеспечения рационального сочетания государственных и рыночных механизмов
1 Работа подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 08-02-67208 а/Т).
регулирования инновационной деятельности малого предпринимательства, которое должно позволить устранить сложившиеся барьеры, затрудняющие перераспределение финансовоинвестиционных ресурсов в приоритетные сферы экономики региона и получение масштабного ресурсосберегающего эффекта.
В настоящее время важно реализовать ресурсосберегающую модель преобразования внутренней и внешней среды инновационной сферы предпринимательской деятельности, ориентированную на решение сложившихся проблем институциональной трансформации предприятий и повышение их конкурентоспособности. Отказ от ресурсорасточительной концепции функционирования инновационной деятельности малого предпринимательства требует смены модели взаимодействия государства с предпринимательскими структурами, реформирование государственных структур на основе активного использования рыночных методов менеджмента. Необходимо проведение реформы государственного управления, его рационализация и демократизация, отделение в структурах государственной власти стратегических и контролирующих функций от исполнительских; освоение эффективных технологий корпоративного управления государственными служащими гражданского сектора с учетом передового российского и зарубежного опыта. Сложность разработки современной модели поддержки инновационной деятельности малого предпринимательства связана с тем, что она формируется во многом одновременно со становлением рыночной среды.
Структурно-технологические и институциональные изменения ресурсосберегающего типа важно проводить с учетом реальных возможностей развития инновационной деятельности малых предприятий, потребностей внутреннего и внешнего рынков, ориентируясь на опережающий рост производства менее материало- и энергоемких видов продукции, на широкомасштабное использование достижений науки и техники, малоотходных и безотходных технологий, прогрессивных материалов, улучшение производственной и рыночной инфраструктуры, обеспечение более глубокой и комплексной переработки сырьевых ресурсов, замещение традиционных видов сырья, материалов и энергии вторичными ресурсами и отходами производства.
Данные изменения должны сопровождаться обновлением институционально-технологической структуры экономики и территориальной концентрации экономической деятельности. В конкурентной экономике промышленные кластеры становятся ключевыми рычагами, содействующими экономическому росту и повышению конкурентоспособности, они обычно касаются высо-
котехнологичных отраслей, а также финансовых и деловых услуг. Для формирования территориально-производственных кластеров, в том числе ориентированных на выпуск высокотехнологичной продукции, планом действий Правительства Российской Федерации предусматривается принятие в ближайшее время ряда документов, где будет дан анализ нормативно-правовой базы и реализации социально-экономических реформ. В правительственных документах будут выявлены формальные и неформальные барьеры, мешающие ведению предпринимательской деятельности и осуществлению проектов, а также определены механизмы поддержки кластерных инициатив регионов [2, с. 10].
Государственная поддержка инновационной деятельности малого предпринимательства должна способствовать осуществлению структурных изменений двояким образом: во-первых, стимулировать совершенствование структуры существующих отраслей, ускоряя их переход из неконкурентоспособных сегментов экономики в сегменты с более высоким потенциалом роста, во-вторых, помогать диверсификации благодаря внедрению новых производств и видов услуг [3, с. 76].
Малое предпринимательство характеризуется низким уровнем собственных накоплений и практическим отсутствием временно свободных денежных средств. Сложившаяся ситуация с особой остротой выдвигает необходимость формирования эффективной системы финансово-кредитного обеспечения инновационной деятельности малого бизнеса, устранения сложившихся финансовоинституциональных барьеров, затрудняющих переход малого предпринимательства на траекторию инновационного развития и повышение его конкурентоспособности, изменении роли и функции финансовых институтов и инструментов в соответствии с требованиями времени.
Финансово-кредитную поддержку инновационной деятельности малого предпринимательства важно ориентировать на формирование современных предпринимательских сетей, позволяющих получить наибольший сетевой (синергетический) эффект. Данный эффект возникает в связи с тем, что предприятия реорганизуют в данный период свои деловые отношения в производственной цепочке с вышестоящими и нижестоящими фирмами и интегрируются в структуру региона. Сетевой эффект таких предприятий тесно связан с их агломеграционным эффектом, который обусловлен тем, что эти предприятия стимулируют размещение связанной с ними хозяйственной деятельности на ближайшей территории [4, с. 44].
Государственную поддержку важно ориентировать на привлечение финансово-кредитных ресурсов в реальный сектор экономики, причем ведущим направлением инвестиций должно стать развитие импортозамещения. Это позволит создать новую тенденцию экономического роста региона за счет развития собственного производства и повышения конкурентоспособности товаров.
Финансово-кредитная поддержка инновационной деятельности малого предпринимательства должна носить стимулирующий и выборочный характер. Стимулировать требуется жизнеспособные хозяйственные структуры, деятельность которых отвечает целям и приоритетным направлениям социально-экономического развития региона. Учитывая крайнюю ограниченность ресурсов бюджетов всех уровней, основной акцент в государственных программах должен быть сделан на развитии прогрессивных финансовых технологий привлечения внебюджетных ресурсов, особое значение при этом приобретают нетрадиционные формы финансирования программ поддержки и развития малого предпринимательства, основанные на государственно-частном партнерстве.
Для финансовой поддержки инновационной деятельности малого предпринимательства весьма актуальны схемы смешанного финансирования программ и проектов, в которых предпринимателям предоставляются собственно не кредиты, а частичная компенсация «рыночного» процента за коммерческие кредитные услуги в форме инвестиционных вложений в предпринимательские проекты или региональные программы, а также лизинг, франчайзинг, факторинг, форфейтинг, венчурное кредитование.
На региональном уровне происходит непосредственное взаимодействие государственных и рыночных институтов с конкретными малыми предприятиями. В силу своей специфики малый бизнес в нашей стране имеет ярко выраженную региональную ориентацию и является важным фактором реализации инновационной экономики региона. В связи с этим региональные власти должны обладать достаточно широкими возможностями влиять на развитие предпринимательских структур.
В настоящее время в Омском регионе достигнут значительный прогресс в развитии малого предпринимательства. Так, по состоянию на 1 января 2007 года на территории Омской области зарегистрировано 14,2 тыс. малых предприятий, среднесписочная численность работающих на них составила 90,4 тыс. человек, в 2006 году оборот малых предприятий достиг 126034,7 млн. рублей (табл. 1).
Для перехода экономики Омского региона на траекторию динамичного инновационного развития необходима реализация программы поддержки малого предпринимательства, способной обеспечить существенное увеличение объемов продукции и эффективную занятость трудоспособного населения.
Эффективность использования потенциала города Омска во многом зависит от условий инновационной деятельности малых предприятий, их участия в структурной перестройке и модернизации промышленности и строительной индустрии, развитии сферы услуг. В соответствии с Концепцией развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области за период с 2007 по 2015 гг. произойдет рост доли инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров с 0,6 по 8 %; увеличение количества крупных и средних организаций, занимающихся разработкой инноваций в Омской области, с 43 до 150 единиц; внедрение в производство от 6 до не менее 20 передовых технологий [9].
Программы поддержки инновационной деятельности малого предпринимательства должны быть ориентированы на активное использование мер, способствующих получению наибольшего сетевого эффекта развития хозяйственной деятельности. К их числу следует отнести, например, такие, как разработка проектов создания площадок для работы малых предприятий, а также территориальнопроизводственной зоны (технополиса) для субъектов малого предпринимательства на основе имущественного комплекса одного из неплатежеспособных крупных предприятий Омска. Приоритетные подходы и направления в развитии малого инновационного предпринимательства нашли свое отражение в проекте «Региональный бизнес», инкубатор «Омский локомотив-М», признанном победителем конкурса Министерства экономического развития и торговли России в 2005 г. Стратегией развития области намечено, что за 2006-2020 гг. доля занятых в организациях малого предпринимательства возрастет с 14 до 40 % от общего числа занятых в экономике Омской области, доля валового выпуска товаров и услуг увеличится с 7 до 25 % [10].
Важную роль могут играть меры, способствующие развитию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, занятых в сфере ремесел, хлебопечения, на транспорте, в розничной и оптовой торговли; реализации межрегиональных и
международных программ и мероприятий по развитию малого бизнеса.
Выводы
Активизация деятельности малого предпринимательства Омского региона позволит эффективнее использовать его потенциал в целях реализации инновационной экономики региона, ускорения экономического роста, а также перехода экономики всей страны на траекторию конкурентоспособного развития.
Библиографический список
1. Нестеренко Ю.. Малые инновационные предприятия в институциональной структуре «новой экономики» // Проблемы теории и практики управления. - 2006. -№ 11. - С. 78-86.
2. Жуков А. Стимулирование инновационной деятельности малого и среднего бизнеса // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 4. - С. 8-14.
3. Государственная поддержка малого предпринимательства в современной России: Монография / В. В. Бирюков, Е. В. Романенко. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. - 166 с.
4. Романенко Е. В. Государственная поддержка предпринимательской деятельности: Учебное пособие. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2007. - 92 с.
5. Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб. в 2 частях / Омскстат - Омск, 2004. - Ч. 2. - 369 с.
6. Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб. в 2 частях / Омскстат - Омск, 2005. - Ч. 2. - 374 с.
7. Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб. в 2 частях / Омскстат - Омск, 2006. - Ч. 2. - 393 с.
8. Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб. в 2 частях / Омскстат - Омск, 2007. - Ч. 2. - 437 с.
9. Постановление Правительства Омской области от 11 апреля 2007 г. № 43-П «О Концепции развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области до 2015 года» // Омская правда. - 2007. - 20 апреля (№ 30).
10. Указ Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 г. № 18 «О Стратегии социальноэкономического развития Омской области до 2020 года» // Омская правда. - 2006. - 17 февраля (№ 12).
Innovation development of small business
Е. Romanenko
This article is about the role of small business in regional innovation economics realization. To generate a need radical reassess of all system economic methods planning of activity small business. The small business determine social-economic the level of development region.
Романенко Елена Васильевна - канд. экон. наук, доцент кафедры «Общая экономика и право» Сибирской государственной автомобиль-ноОдорожной академии. Основное направление научных исследований - теория предпринимательства и современные инструменты поддержки и развития малого бизнеса, имеет 52 опубликованные работы. e-mail: [email protected]
Статья поступила 7.11.2008г.
УДК 336:656.1
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗОВЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Л.В. Эйхлер, канд. экон. наук, проф., А.С. Стринковская
Аннотация. Установлены основные причины низких результатов деятельности автотранспортных предприятий в современных условиях. В качестве способа их повышения предложена методика диагностического анализа. Рассмотрены основные цели и задачи диагностического анализа результатов деятельности автотранспортных предприятий, а так же его основные компоненты.
Ключевые слова: анализ результатов деятельности предприятия, диагностика, диагностический анализ результатов деятельности предприятия, виды и методы диагностического анализа.
Введение
Современные условия хозяйствования грузовых автотранспортных предприятий (ГАТП) характеризуются высокой степенью неустойчивости бизнес-среды. На большинстве предприя-
тий наблюдается сокращение парка подвижного состава, увеличение его возраста и износа, снижение фондоотдачи, сокращение квалифицированных кадров, нехватка оборотных средств для осуществления производственного процесса.