Научная статья на тему 'Инновационная активность предпринимательства Курганской области'

Инновационная активность предпринимательства Курганской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
492
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИИ КЛАСТЕР / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / INNOVATION ECONOMY / INNOVATIVE ACTIVITY / THE INSTITUTIONAL APPROACH / INNOVATION CLUSTER / GOVERNMENT REGULATION OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутчанкова К. А., Бухтиярова Т. И.

Успешное развитие инновационного предпринимательства обеспечивается эффективно функционирующей институциональной средой в регионе, призванной создавать благоприятный климат для формирования и использования инновационного потенциала. Интенсивное изучение влияния инновационного потенциала на экономический рост во взаимосвязи с экономическим развитием, институтами и реформами агропромышленного комплекса позволяет исследовать его воздействие на благосостояние населения, определить его роль в формировании и реализации системы саморегулирования. Переход к инновационной модели экономического роста агропромышленного комплекса предполагает необходимость активизации мер государственного воздействия на аграрный сектор экономики, формирования эффективных и устойчивых механизмов создания, распространения и реализации инновационных продуктов, соответствующего инфраструктурного обеспечения агропромышленного комплекса региона. Для современной инновационной экономики характерны институциональные изменения поведения рынков, хозяйствующих субъектов в процессе экономического развития, что является важной задачей при изучении изменений институциональной среды в их влиянии на выбор стратегий хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса Курганской области. Формирование и реализация институциональных взаимоотношений в процессе инновационного развития экономики региона определяет важность реализации и выбора инструментов инновационного развития экономики Курганской области. Исследование воздействия налоговых, кредитных и лизинговых инструментов на экономику аграрного сектора имеет возрастающую роль в условиях инновационного развития региона. Сделан вывод, что предпринимательство служит своеобразным связующим механизмом в инновационном процессе. Для реализации приоритетных направлений инновационного развития региона необходимо эффективное использование уже созданных и формирование новых инструментов стимулирования инновационной активности, обеспечивающих эффективную поддержку малого и среднего инновационного предпринимательства в тесном взаимодействии с агропромышленными предприятиями, научными организациями, образовательными учреждениями и государственными структурами. Инновационная активность предусматривает наличие моделей института собственности экономической, финансовой, социальной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITY OF BUSINESS OF THE KURGAN REGION

The successful development of innovative enterprise provides a well-functioning institutional environment in the region, designed to create a favorable climate for the development and use of innovative potential. Intensive study of the effect of innovation on economic growth potential in conjunction with economic development, institutions and reforms of agriculture allows us to investigate its impact on the welfare of the population, to determine its role in the formation and implementation of a system of self-regulation. The transition to an innovative model of economic growth in agriculture will require more active measures of state influence on the agricultural sector of the economy, the development of effective and sustainable mechanisms for the creation, dissemination and implementation of innovative products, appropriate infrastructure support agriculture in the region. For the modern innovation economy is characterized by institutional change behavior of markets, businesses in economic development, which is an important task in the study of changes in the institutional environment in their influence on the choice of strategies for businesses of agriculture Kurgan region. The formation and implementation of institutional relationships in innovative development of the economy of the region determines the importance of the choice of instruments and innovative economic development of the Kurgan region. Study the impact of tax, credit and leasing instruments on the economy of the agricultural sector has an increasingly important role in terms of innovative development of the region. It is concluded that entrepreneurship serves as a peculiar binding mechanism in the innovation process. For the implementation of the priority directions of innovative development of the region requires effective use of already existing and development of new instruments to promote innovation activities to ensure effective support for small and medium-sized innovative businesses in close collaboration with the agribusiness industry, research organizations, educational institutions and government agencies. Innovation activity provides for the institution of ownership models of economic, financial, social environment.

Текст научной работы на тему «Инновационная активность предпринимательства Курганской области»

УДК 332.46

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

к. а. крутчанкова,

аспирант, курганская государственная сельскохозяйственная академия

(641300, Курганская обл., Кетовский р-н, п. КГСХА; тел.: 8 (35231) 44-1-40; e-mail: [email protected]),

т. и. бухтиярова,

доктор экономических наук, профессор,

Челябинский филиал Финансового университета при Правительстве рФ

(454084, г. Челябинск, ул. Работниц, д. 58; тел.: 8 (3512) 53-38-03; e-mail: [email protected])

Ключевые слова: инновационная экономика, инновационная активность, институциональный подход, инновации кластер, государственное регулирование инновационного развития.

Аннотация. Успешное развитие инновационного предпринимательства обеспечивается эффективно функционирующей институциональной средой в регионе, призванной создавать благоприятный климат для формирования и использования инновационного потенциала. Интенсивное изучение влияния инновационного потенциала на экономический рост во взаимосвязи с экономическим развитием, институтами и реформами агропромышленного комплекса позволяет исследовать его воздействие на благосостояние населения, определить его роль в формировании и реализации системы саморегулирования. Переход к инновационной модели экономического роста агропромышленного комплекса предполагает необходимость активизации мер государственного воздействия на аграрный сектор экономики, формирования эффективных и устойчивых механизмов создания, распространения и реализации инновационных продуктов, соответствующего инфраструктурного обеспечения агропромышленного комплекса региона. Для современной инновационной экономики характерны институциональные изменения поведения рынков, хозяйствующих субъектов в процессе экономического развития, что является важной задачей при изучении изменений институциональной среды в их влиянии на выбор стратегий хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса Курганской области. Формирование и реализация институциональных взаимоотношений в процессе инновационного развития экономики региона определяет важность реализации и выбора инструментов инновационного развития экономики Курганской области. Исследование воздействия налоговых, кредитных и лизинговых инструментов на экономику аграрного сектора имеет возрастающую роль в условиях инновационного развития региона. Сделан вывод, что предпринимательство служит своеобразным связующим механизмом в инновационном процессе. Для реализации приоритетных направлений инновационного развития региона необходимо эффективное использование уже созданных и формирование новых инструментов стимулирования инновационной активности, обеспечивающих эффективную поддержку малого и среднего инновационного предпринимательства в тесном взаимодействии с агропромышленными предприятиями, научными организациями, образовательными учреждениями и государственными структурами. Инновационная активность предусматривает наличие моделей института собственности экономической, финансовой, социальной среды.

INNOVATIVE ACTIVITY OF BUSINESS OF THE KURGAN REGION

K. A. KRUTCHANKOVA,

graduate student, Kurgan state agricultural academy

(641300, Kurgan reg., Ketovskii dist., KSAA; phone: 8 (35231) 44-1-40; е-mail: [email protected]),

T. I. BUKHTIYAROVA,

doctor of economics, professor, Departments of economy and finance Chelyabinsk branch of the Financial university under the Government of the Russian Federation

(454084, Chelyabinsk, Rabotnits st., 58; phone: 8 (351) 791-54-23; е-mail: [email protected])

Keywords: innovation economy, innovative activity, the institutional approach, innovation cluster, government regulation of innovative development.

Abstract. The successful development of innovative enterprise provides a well-functioning institutional environment in the region, designed to create a favorable climate for the development and use of innovative potential. Intensive study of the effect of innovation on economic growth potential in conjunction with economic development, institutions and reforms of agriculture allows us to investigate its impact on the welfare of the population, to determine its role in the formation and implementation of a system of self-regulation. The transition to an innovative model of economic growth in agriculture will require more active measures of state influence on the agricultural sector of the economy, the development of effective and sustainable mechanisms for the creation, dissemination and implementation of innovative products, appropriate infrastructure support agriculture in the region. For the modern innovation economy is characterized by institutional change behavior of markets, businesses in economic development, which is an important task in the study of changes in the institutional environment in their influence on the choice of strategies for businesses of agriculture Kurgan region. The formation and implementation of institutional relationships in innovative development of the economy of the region determines the importance of the choice of instruments and innovative economic development of the Kurgan region. Study the impact of tax, credit and leasing instruments on the economy of the agricultural sector has an increasingly important role in terms of innovative development of the region. It is concluded that entrepreneurship serves as a peculiar binding mechanism in the innovation process. For the implementation of the priority directions of innovative development of the region requires effective use of already existing and development of new instruments to promote innovation activities to ensure effective support for small and medium-sized innovative businesses in close collaboration with the agribusiness industry, research organizations, educational institutions and government agencies. Innovation activity provides for the institution of ownership models of economic, financial, social environment.

Положительная рецензия представлена Ю. В. Лысенко, доктором экономических наук, профессор кафедры экономики и управления на предприятии Российского государственного торгово-экономического

университета (Челябинский институт).

Тенденции формирования и развития инновационной экономики требуют современного научнометодологического рассмотрения вопросов финансирования проектов и бюджетирования расходов на уровне взаимодействия государства, региона и отдельного предприятия.

Наиболее актуальными являются вопросы взаимосвязи институционального и экономического развития, прямого и косвенного государственного регулирования, методик оценки инновационного потенциала, механизмов и направлений инвестирования инновационных процессов.

Современная значимость институционального подхода к инновационному развитию экономики определяет тип экономического роста, его качество и эффективность, является базисом условий, определяющих устойчивое социально-экономическое развитие страны, необходимость поиска новых механизмов и методов взаимодействия всех участников инновационного процесса, создания благоприятных условий развития существующей институциональной среды для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости субъектов инновационной деятельности.

В соответствии с данной концепцией необходимо реализовать механизм государственного регулирования и саморегулирования инновационной деятельности, субъектами которой являются институты государства, бизнеса и общества.

Государство как субъект, обладающий значительной властью и весьма существенными ресурсами, имеет большие возможности участия в формировании инновационной экономики, выступает регулятором и координатором функционирования институциональной среды инновационного развития экономики.

Непосредственное участие государства в развитии инновационной экономики может быть осуществлено в результате налогообложения, стимулирующего инновационную деятельность; финансирования различных инновационных проектов и разработок, выдача грантов на конкурсной основе.

Прямое и косвенное государственное регулирование инновационной деятельности обеспечивает баланс интересов субъектов экономической деятельности, создание и подержание инновационной инфраструктуры, формирование инновационного климата.

В реализации институционального аспекта для развития инновационной экономики государство создает благоприятные макроэкономические и институциональные предпосылки, точную спецификацию и защиту прав интеллектуальной и иной собственности.

Современный уровень инновационного развития экономики России не соответствует целевым ориентирам социально-экономического развития страны, и прогнозируемым параметрам. Отсутствие практической ориентации в организации инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, в реализуемом подходе государственной политики инновационного развития объективно определяет строгое принятие мер по стабилизации ситуации в аграрном секторе, что крайне необходимо и актуально.

По мнению В. И. Нечаева, А. А. Керашева, государственное регулирование сельского хозяйства — это системное воздействие государства на производство, хранение, переработку и рынок сельскохозяйствен-

ной продукции, сырья и продовольствия, а также на материально-техническое обеспечение агропромышленного производства, вызванное объективной необходимостью поддержания экономического равновесия, пропорций и доходов товаропроизводителей в целях достижения наивысшей экономической и социальной эффективности функционирования АПК, продовольственной безопасности страны [8].

Частный сектор оказывает непосредственное (прямое) воздействие на формирование инновационной экономики двояким образом: во-первых, осуществляя необходимые НИОКР и работы по совершенствованию технологии изготовления продукции, лежащие в основе инноваций, и, во-вторых, осуществляя их практическую реализацию в хозяйственную практику. Повышение инновационной активности бизнеса позволяет активизировать развитие региональной инновационной экономики. Влияние общества проявляется в самоорганизации инновационной деятельности экономических субъектов, в выполнении важнейших функций (информационная, координирующая, обслуживающая).

Под инновационной активностью аграрного сектора понимается обобщенная характеристика с точки зрения новизны, перспективности, выгодности, эффективности и минимизации риска вложения финансовых средств в его развитие. Инновационная активность агропромышленного сектора определяется следующими условиями: благоприятной экономической ситуацией, инновационным климатом и наличием инновационного потенциала у региона [5].

По данным Курганстата, инновационный потенциал экономики Курганской области и ее аграрного сектора представляется крайне неоднородным. В 2011 г. индекс инновационной активности (доля инновационных предприятий в общем числе организаций) составил 13,1 %, к 2018 г. планируется увеличить его до 24,3.

В аграрном секторе инновационный потенциал формируется из следующих составляющих: научнотехнического потенциала; производственно-технологического потенциала; финансово-экономического потенциала; интеллектуального потенциала; информационного потенциала.

Научно-технической деятельностью к началу 2011 г. в Курганской области занимались 11 организаций. Из них 6 (54,5 %) являлись учреждениями и организациями науки и научного обслуживания, 2 (18,2 %) — высшими учебными заведениями, 2 (18,2 %) — научно-исследовательскими и конструкторскими подразделениями промышленных организаций, 1 (9,1 %) — прочими организациями.

Аграрную науку представляют Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т. С. Мальцева, Курганский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, Шадрин-ская сельскохозяйственная опытная станция имени Т. С. мальцева.

Ведущее место в сфере исследований и разработок в Курганской области занимает предпринимательский сектор, на долю которого в 2010 г. приходилось 62,1 % затрат на научные исследования и разработки, 47,0 % численности работников и 27,3 % организаций.

Наличие заказа на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок является гарантией коммерциализации разработки, определяет новый качественный уровень науки и служит стимулом для формирования эффективных форм взаимодействия научных учреждений с организациями реального сектора экономики Курганской области. Так, на долю государственного сектора приходилось 28,0 % затрат на научные исследования и разработки, организациями этого сектора выполнено 24,0 % исследований [5].

Производственно-технологический потенциал обуславливается внедрением и использованием передовых техники и технологий. В настоящее время одним их главных факторов, отрицательно влияющих на развитие АПК, становится преобладание первичных отсталых технологических укладов агропромышленного производства. Свыше 83 % тракторов и 75 % комбайнов полностью выработали свой производственный ресурс, а основную массу сельскохозяйственной техники составляют малопроизводительные машины, не обеспечивающие применение современных эффективных ресурсосберегающих технологий.

На сегодняшний день в аграрном секторе России из 25 тыс. сельхозпредприятий лишь 1 % работает с использованием, так называемых 5 и 6 технологических укладов. В результате сокращения машиннотракторного парка нагрузка на 1 трактор достигла 210 га при норме 73 га. Наблюдается сокращение применения минеральных удобрений, так в 2010 г. в среднем на 1 га посевов их было внесено немногим более 30 кг д. в.

В растениеводстве более 70 % сельскохозяйственных товаропроизводителей производят продукцию по экстенсивным и устаревшим технологиям. И хотя отечественная аграрная наука располагает достаточным количеством разработанных современных технологий для сельского хозяйства, инновационный потенциал в АПК используется в пределах 4-5 %, растут площади неиспользуемой пашни и сельскохозяйственных угодий. К 2011 г. к категории заброшенных земель было отнесено уже более 20 млн га пашни, а посевные площади уменьшились на 40 млн га [6].

Финансово-экономический потенциал формируется под влиянием тех возможностей внутренней и внешней среды агропромышленного комплекса, которые позволяют привлекать прямые и непрямые инвестиции, осуществлять поиск способов и источников финансирования инновационной деятельности, мобилизировать внешнее и внутреннее финансовые ресурсы.

Отход от инновационного развития связан, прежде всего, с резким снижением платежеспособного спроса на научно-техническую и наукоемкую продукцию в связи с тяжелым финансовым состоянием организаций, резким снижением объема средств из бюджетных источников финансирования, невозможностью получить кредиты. Ограниченность ресурсов, направляемых на инновации, создает проблему выбора приоритетов как по направлениям, так и по субъектам инновационной деятельности.

Удельный вес убыточных сельскохозяйственных организаций составил 45,5 % (по России — 29 %), организаций, производящих пищевые продукты соответственно 31,6 и 24,7 %. Средний уровень рента-

бельности сельскохозяйственных организаций с учетом бюджетных субсидий составил 0,3 % (по России — 8,3 %). Более 400 сельских населенных пунктов не имеют круглогодичной связи дорогами общего пользования с твердым покрытием.

По состоянию на 01.01.2011 г. общая задолженность сельскохозяйственных организаций региона составляла 7,6 млрд руб. или 12 годовых объемов их прибыли. Большая часть сельхозтоваропроизводителей не располагает финансовыми ресурсами для расширенного воспроизводства.

финансирование затрат на научные исследования и разработки в 2010 г. осуществлялось за счет различных источников, наиболее значимыми из которых являлись бюджетные средства (66,2 %), средства предпринимательского сектора (25,3%) и собственные средства организаций (7,5 %) [16].

В отрасли отсутствуют отработанные механизмы внедренческой деятельности, система научно-технической информации, соответствующая рыночной экономике, нет апробированной эффективной схемы взаимодействия научных учреждений с внедренческими структурами. При отборе инновационных проектов не проводится их экономическая экспертиза, не рассматриваются показатели эффективности освоения и не отрабатываются схемы продвижения полученных результатов в производство.

Интеллектуальный потенциал агропромышленного комплекса подразумевает наличие интеллектуального капитала, то есть совокупности знаний, навыков и производственного опыта работников аграрной сферы, а также совокупность возможностей по его повышению.

Существует проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования из-за низкого уровня оплаты труда в аграрных профессиях. В целом в области наблюдается миграционная убыль молодого населения в связи с учебой — 12,8 % и работой — 18,3 %.

В России существует 59 вузов, готовящих специалистов для АПК, 35 учреждений дополнительного образования и 162 учреждения среднего профобразования. По мнению ректора УГСХА А. Н. Семина, менеджмент отрасли значительно ослаб. Только 38 % всех выпускников сельхозвузов остаются работать на земле. В первую очередь, по словам ученого, этого связано с низкой заработной платой [8].

Российскому агропромышленному комплексу не хватает порядка 80 тыс. специалистов с высшим образованием и наблюдается низкое качество подготовки специалистов.

Имеющаяся квалификация большинства сельских жителей не позволяет им эксплуатировать современную сельскохозяйственную технику, управлять ею с помощью компьютерных технологий.

Отсутствие условий альтернативной занятости на селе, низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села Курганской области. Около 60 % сельских жителей имеют средний денежный доход и 35 % — доход ниже прожиточного уровня. В 2011 г. среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве составила 9916 руб. (130,8 % к январю-октябрю 2010 г.), в пищевой промышленности — 13790 руб. (112,9 %).

Для аграрной сферы агропромышленного комплекса Курганской области кроме информационно-консультационных служб в настоящее время нет другой организованной структуры инновационного направления, имеющей возможность непосредственно взаимодействовать с научными организациями, властными структурами и сельскими товаропроизводителями.

В Курганской области более 10 лет на рынке информационно-консультационных услуг осуществляет свою деятельность «Губернаторский фонд поддержки агропромышленного комплекса», в структуре которого, активно действует информационно-консультационная служба.

На данный момент в области организовано 7 районных информационно-консультационных служб в форме кооперативов. Они оказывают консультационные услуги по бухгалтерскому учету, юридическим вопросам, помогают в оформлении документов для получения кредитов в банках и субсидий.

Для активной инновационной деятельности в Курганской области есть основные инструменты, однако, все эти резервы используются недостаточно эффективно.

Крайне низкая активность инновационной деятельности в АПК связана с несовершенством организационно-экономического механизма освоения инноваций, что приводит к росту издержек и низкой конкурентоспособности продукции, тормозит социально-экономическое развитие сельской местности, резко снижает качество жизни на селе.

Организационно-экономический механизм должен включать рычаги и инструменты организационно-управленческого, финансово-экономического, технико-технологического, социального, мотивационного, экологического и правового характера, которые создают благоприятные организационно-экономические условия для эффективного внедрения инноваций.

Инновационный процесс как охватывающий более широко процесс создания, распространения и непосредственного использования субъектами хозяйствования научно-технических, производственных, организационных, управленческих и других новшеств, позволяет формировать адаптивную систему управления инновационными процессами в регионе. Необходимость включения в состав организационноэкономического механизма управления региональным развитием: факторов спроса и предложения, институциональных факторов, повышающих уровень адаптивности системы; экономических агентов (органов государственной власти, формирующих эффективную институциональную среду, разрабатывающих и реализующих стратегию инновационного развития субъекта федерации; инновационно-ориентированных субъектов предпринимательства, ориентированных на адаптацию системы к инновационным процессам; методов и процедур реализации адаптивной стратегии [3].

Под стратегией адаптивного управления нами понимается устойчивая система долгосрочного активного взаимодействия региона и макросреды с целью обеспечения поступательного развития регионального образования на основе реализации ресурсного потенциала с использованием системных, технических,

технологических, институциональных и социальных инноваций с учетом противоречивых интересов экономических агентов, а также целевой ориентации на получение взаимосвязанных экономических и социальных результатов [3].

К методам и процедурам реализации адаптивной стратегии относятся предоставление субсидий организациям малого и среднего бизнеса на цели активизации инновационной деятельности; предоставление финансовой и имущественной поддержки созданию и развитию объектов инновационной инфраструктуры; предоставление льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на недвижимое имущество организаций.

Действенным рычагом управления инновационными процессами является государственное стимулирование инновационного развития, которое включает поддержку инновационного малого и среднего бизнеса, предоставление налоговых льгот, предоставление государственного имущества во владение или пользование, производственно-технологическая поддержка, финансирование процессов подготовки и повышения квалификации специалистов.

Сельскохозяйственные товаропроизводители не в состоянии самостоятельно изменить положение винвестиционной сфере, поскольку их большая часть не располагает финансовыми ресурсами для расширенного воспроизводства.

Удельный вес убыточных сельскохозяйственных организаций Курганской области составил 45,5 % (по России — 29 %), организаций, производящих пищевые продукты соответственно 31,6 и 24,7 %. Средний уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций с учетом бюджетных субсидий составил 0,3 % (по России — 8,3 %).

В инвестициях нуждается проект Курганской области. Завод по глубокой переработке зерна — до 300 тыс. т в год (по выпуску муки, крахмала, клейковины, биоэтонола, глюкозы, отрубей, лизина, метионина, глютена, спирта).

Кредитное обеспечение инвестиционно-инновационных процессов выступает одним из значимых каналов движения денежных потоков в инвестиционно-инновационной сфере, характеризуя способность финансово-кредитной системы формировать такие экономические отношения между субъектами воспроизводственного процесса, которые обеспечат социально-экономическое развитие агропромышленному комплексу.

ОАО «Россельхозбанк», являясь агентом Правительства Рф по выполнению федеральных целевых программ в аграрном секторе, выступает основным участником реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. и занимает лидирующие позиции среди российских банков, предоставляющих услуги сельхозпроизводителям и сельскому населению. С начала реализации Госпрограм-мы Россельхозбанк предоставил кредитов на сумму

1,035 трлн руб.

Несмотря на кризисные условия, потребность в инвестиционных кредитах в агропромышленном комплексе России остается высокой. Так, по инвестиционному кредитованию в 2009 и в 2010 г. отмечалось

недовыполнение плана на 24 и 41 % соответственно, однако показатели по объему всех (краткосрочных и инвестиционных) привлеченных субсидированных кредитов были выполнены на федеральном уровне. В 2010 г. фактически сельхозтоваропроизводителями было привлечено инвестиционных кредитов в рамках Госпрограммы на сумму 118 млрд руб. [3].

Рост краткосрочного и снижение инвестиционного кредитования свидетельствует об отсутствии у большинства сельхозтоваропроизводителей России финансовых возможностей для привлечения долгосрочных средств. Поэтому большую роль в развитии инвестиционного кредитования играет субсидирование процентных ставок за счет федеральных и региональных бюджетов по привлекаемым долгосрочным кредитам. В 2010 г. в России на эти цели было направлено 53,5 млрд руб., из них 45 млрд руб. за счет федерального и 8,5 млрд руб. за счет региональных бюджетов.

Перераспределение инвестиционных кредитных ресурсов обусловливает необходимость согласования государственных и региональных интересов в части выбора приоритетов кредитования: федеральные интересы должны поддерживаться средствами государственного бюджета и внебюджетных фондов; региональные — регионального бюджета и региональных внебюджетных фондов.

Развитие институтов предопределяет характер кредитного обеспечения инвестиционно-инновационных процессов на базе взаимодействия государства, бизнеса, науки и банковского сектора, основанного на сочетании рыночного и бюджетного подходов при центральной роли банковской системы.

Доля федерального бюджета в софинансировании субсидирования части процентной ставки, в общем, по стране составила 84 %, доля региональных бюджетов — 16 %. По различным регионам данное соотношение значительно колебалось.

Курганская область одной из первых в России стала использовать для оживления инвестиционной активности механизм региональных инвестиционных площадок. Сводный реестр инвестиционных площадок на территории Курганской области и каталог свободных инвестиционных площадок области. Включает — 8 инвестиционных площадок, в каталоге — 100 свободных инвестиционных площадок.

В Курганской области осуществляется льготное кредитование из средств федерального бюджета при краткосрочном кредитовании весенне-полевых, уборочных и других сезонных работ; долгосрочном кредитовании агропромышленного производства; залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; лизинге в сфере агропромышленного производства.

Система льготного налогообложения, являясь важным инструментом государственной поддержки сельского хозяйства, призвана обеспечить повышение эффективности производства за счет ускоренного освоения инновационных достижений.

Инвестиционный налоговый кредит в Курганской области предоставляется на срок до пяти лет, по региональным налогам — на сумму кредита, составляющую 30 % стоимости оборудования, машин и механизмов или на сумму кредита, определяемую по договору. Ставка процентов на сумму инвести-

ционного налогового кредита составляет 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка Российской федерации.

Инвестиционный налоговый кредит является инструментом, выгодным как для государства, так и для агропредприятий, а принцип целевой направленности ИНК призван поддержать инновационную деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих капитальные вложения.

Земельно-ипотечное кредитование как инструмент привлечения инвестиций широко используется в большинстве развитых рыночных стран. Доля аграрных кредитов, выданных на основе залога земель сельскохозяйственного назначения, в некоторых государствах составляет до 60 % общего объема кредитного портфеля, направленного в аграрно-промышленный комплекс, что позволяет развиваться не только крупным холдингам, но также средним и мелким производителям.

Институциональная база механизма КОИИП, представленная системой нормативно-правового и информационно-аналитического обеспечения, нацеленная на выявление и гармонизацию интересов всех участников процесса инновационного кредитования, относящихся к различным подсистемам (секторам экономики): реальному, финансово-кредитному, научно-образовательному и др.

В целях создания благоприятных финансовых условий для хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий всех организационноправовых форм необходимо создать систему страхования посевов сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственных животных в целях возмещения ущерба. При этом Правительство России дифференцирует размеры уплаты страховых взносов за счет средств федерального бюджета как по сельскохозяйственным культурам, так и по регионам.

Ставки для расчета размера субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат при страховании урожая сельскохозяйственных культур и урожая многолетних насаждений по риску частичной утраты колеблются в УрФО: для озимых зерновых в Курганской области составляет 7,2-12,8 %, в Челябинской области — 7,7-11 %; для яровых — 5,3-11,1 и 6-12,6 % соответственно.

Общая площадь застрахованных посевов в России составляет менее 20 %. Количество сельскохозяйственных организаций, заключивших договоры страхования, сократилось с 10 тыс. (в 2005 г.) до 8 тыс. (в 2008 г.). Это очень мало, учитывая, что сельскохозяйственным производством в России занимается более 28 тыс. организаций, 270 тыс. фермерских хозяйств и 16,0 млн граждан, ведущих личное подсобное хозяйство [15].

В Курганской области сумма субсидий на агрострахование, предусмотренных областным бюджетом 2008 г., была в несколько раз меньше, чем в других областях Уральского федерального округа (Курганская — 2,39 млн руб., Свердловская —

6 млн руб., Челябинская — 10 млн руб.) [15].

На сегодняшний день по данным сельхоздепар-тамента Курганской области из-за неблагоприятных агроклиматических условий в регионе погибли сельскохозяйственные культуры на площади в 323 тыс. га.

Пострадали 602 хозяйства, в 22 районах области. материальный ущерб по предварительным данным составил более двух миллиардов рублей [14].

В текущем году господдержка агрострахования будет осуществляться в форме выделение льготного дизельного топлива. В этом году уже выделено на 10 % больше, чем в прошлом. Для сохранения поголовья скота 4 тыс. т (июльские объемы) льготного топлива распределены между хозяйствами, занимающимися животноводством. Второе направление — пролангация кредитов при условии сохранения государственного субсидирования. Третье направление — помощь в получении застрахованными хозяйствами страховых сумм за погибший урожай. И четвертое направление — помощь сельхозпредприятиям и крестьянско-фермерским хозяйствам в заготовке семенного материала [7].

В 2012 г. увеличены площади страхования сельскохозяйственных культур — застраховано более 350 тыс. га посевов (план составлял 282 тыс. га). Однако, по данным специалистов, хозяйства пока не обращаются в страховые компании, поскольку нужны данные от центра по гидрометеорологии для доказательства наступления страхового случая, куда и поступают обращения сельхозпроизводителей [11].

Важным направлением государственной поддержки агарного сектора экономики становится развитие лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования.

За период действия Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. в России планировалось обновить имеющийся парк тракторов к уровню 2006 г. на 40 %, зерно- и кормоуборочных комбайнов — на 50 и 55 % соответственно.

В 2008 г. запланированные показатели по количеству единиц приобретаемой техники в России были выполнены: на 104 % по тракторам, на 121 % по зерноуборочным комбайнам, на 106 % по кормоуборочным комбайнам. В 2009 г. ситуация ухудшилась: только на 65 % был выполнен показатель по приобретению тракторов, на 83 % — зерноуборочных комбайнов, на 60 % — кормоуборочных комбайнов. В 2010 г. в целом по Российской Федерации было приобретено 16 тыс. тракторов, 5 тыс. зерноуборочных комбайнов и 1,6 тыс. кормоуборочных комбайнов, невыполнение плана составило 54, 55 и 60 % соответственно. На незначительные темпы обновления технического парка сельскохозяйственных организаций в значительной мере повлияли как последствия экономического кризиса 2008-2009 гг., так и засуха в 43 субъектах Российской Федерации в 2010 г.

В список этих проблем также следует добавить дороговизну техники и оборудования, поставляемых в рамках Госпрограммы через ОАО «Росагроли-зинг». Кроме того, отмечается растущая закредито-ванность аграрного сектора. Банковские счета многих предприятий заблокированы, что обусловливает неденежные формы кредитов, бартеризацию сектора и соответственное снижение рентабельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В декабре 2011 г. Правительство Российской Федерации принято решение о выделении ОАО «Роса-гролизинг» 3,5 млрд руб., которые предназначены для запуска в 2012 г. программы обновления парка

сельскохозяйственной техники. В свою очередь компания дополнительно направляет на реализацию данной программы 5 млрд собственных средств. В 2010-2011 гг. общая сумма направленных на эти цели средств составила около 30 млн руб. [17].

Программа основана на принципе регионального квотирования объема финансирования и будет реализовываться ОАО «Росагролизинг» на основании заявок сельхозтоваропроизводителей, при этом приоритет имеют крестьянские (фермерские) хозяйства и иные малые формы хозяйствования в АПК субъектов Российской Федерации. На основании установленной квоты Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области произведен расчет лимитов финансовых средств по районам и городам Курганской области [13].

В рамках выделенного лимита, сельскохозяйственные товаропроизводители Курганской области подали заявки на 62 единицы сельскохозяйственной техники и оборудования, в том числе заявлено 32 трактора, 23 зерно- и кормоуборочных комбайнов,

7 единиц прицепной техники и оборудования, но по состоянию на 14 июня 2012 г. аграриям области по программе обновления поступило 30 тракторов.

Практика лизинговых операций свидетельствует о том, что необходимо разработать и принять федеральную программу развития лизинговой деятельности в сельском хозяйстве. В проекте федерального бюджета необходимо предусмотреть ежегодное выделение средств на поддержку лизинговой деятельности в этой отрасли в сумме не менее 5 млрд руб.

Отсутствие статистической отчетности большинства показателей по лизинговым операциям, страховым позициям, налоговому механизму кредитования объясняется не только тем, что данные категории требуют научно-методического и научно-теоретического разрешения, но и актуальной проблемой формирование системы статистических показателей отчетности.

В действующей хозяйственной и научно-исследовательской практике такая информация, как правило, формируется либо в результате мониторинговых исследований, либо по данным экспертной оценке, что снижает обоснованность управленческих решений.

Малый и средний бизнес получил широкое распространение во всех сферах региональной экономики.

Для стимулирования появления в научно-технической сфере России новых и развития существующих малых и средних динамично растущих технологических инновационных предприятий, способных стать привлекательным объектом для прямого (венчурного) инвестирования, необходимо на базе государственных научных центров, университетов, академических и отраслевых институтов создавать специализированные некоммерческие структуры инкубирования компаний на начальном этапе их жизни (центры продвижения технологий).

Финансовая поддержка при создании и функционировании таких центров может быть осуществлена министерствами, ведомствами, местными органами власти, Фондом содействия развитию предприятий малых форм в научно-технической сфере, Российским фондом технологического развития за счет имеющихся у них возможностей. Дополнительное финансирование возможно за счет привлечения вне-

бюджетных средств к созданию инфраструктуры инкубирования компаний и партнерства с международными инвестиционными структурами и программами.

В Курганской области сформированы элементы инновационной инфраструктуры: ОАО «Курганский областной технопарк», ГУП «Бизнес-инкубатор Курганской области», бизнес-инкубаторы на уровне высших учебных заведений, 7 районных информационно-консультационных центров [4].

Основной задачей функционирования институтов инновационной инфраструктуры является обеспечение непрерывности инновационного процесса. Посредством их деятельности происходит процесс внедрения инноваций в агропромышленный комплекс региона, налаживается взаимодействие между предприятиями, входящими в инновационные кластеры.

Для достижения целей становления конкурентоспособного типа воспроизводства формирующаяся институциональная инфраструктура, на наш взгляд, должна включать: развитие консультативных и информационных сетей, связывающих федеральные и региональные власти с бизнесом, наукой, потребителями и общественными организациями; создание ассоциаций, союзов, сообществ и других объединений при органах власти для разрешения экологических, инновационных, системных проблем; систему сбора и обеспечения предприятий той информацией, которая необходима им для выработки управленческих решений; материально-вещественные условия функционирования экономической деятельности (ярмарки, выставки); институты регулирования и поддержки предпринимательства (фонды, ассоциации, комитеты).

Высокой оперативностью в принятии решений в условиях рынка, восприимчивостью к нововведениям в производственной и управленческой деятельности, быстрой адаптацией к внешним воздействиям, высокой оборачиваемостью средств и небольшими расходами по управлению обладают малые инновационные предприятия на базе университетских бизнес-инкубаторов, призванных стать рыночным генератором инновационных идей.

Глобальное институциональное преобразование позволит обеспечить развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности, одной из которых являются малые предприятия, объединенные в кластер, что усиливает конкурентоспособность и способность реагировать на изменения рыночного спроса.

В настоящее время кластер является полноценной инновационной системой, открывающей широкие возможности для эффективного диалога между государством и бизнесом.

Инновационная структура кластера способствует снижению совокупных затрат на исследование и разработку новшеств с последующей их коммерциализацией за счет высокой эффективности производственно-технологической структуры кластера, что позволяет участникам кластера стабильно осуществлять инновационную деятельность в течение продолжительного времени.

Создание инновационного кластера в Курганской области позволит сформировать рыночный механизм качественного преобразования региональной экономической системы, обеспечивающей эффективную поддержку малого и среднего инновационного предпринимательства в тесном взаимодействии с агропромышленными предприятиями, научными организациями, образовательными учреждениями и государственными структурами. По своей сути инновационный кластер является новой формой взаимодействия элементов институциональной среды в рамках реализации инновационных процессов в регионе на основе формирования принципиально новых коммуникационных связей между экономическими субъектами, объединяющими свои усилия в условиях конкуренции для реализации общей цели инновационного развития региональной и национальной экономики.

Разработка конкретных предложений, направленных на совершенствование целостной институциональной среды; а предлагаемые меры по активизации инновационного процесса на основе формирования инновационного кластера в регионе в рамках применения институционального подхода позволят уточнить стратегические ориентиры инновационного развития региональной экономики и региональной инновационной политики с точки зрения заявленной модернизации развития.

Трансформация экономики в инновационную, тенденции ее формирования и развития на уровне государства, региона, предприятия требуют современного научно-методологического рассмотрения взаимодействия институтов, вопросов финансирования проектов, бюджетирования расходов, экспертизы.

Реализация стратегии социально-экономического развития инновационно-инвестиционной направленности требует решения этих и других сопряженных вопросов.

Литература

1. Бухтиярова Т. И., Крутчанкова К. А. Инновационные пути развития агропромышленного комплекса Курганской области // Вестник ЛГУ имени А. С. Пушкина. Экономика. Санкт-Петербург. 2012. № 2. Т. 6. 148 с.

2. Бухтиярова Т. И., Крутчанкова К. А. Инвестиционная и инновационная составляющая стратегии развития Курганской области : мат. Всероссийской научно-практической конференции. Иваново : Научная мысль, 2010. 172 с.

3. Бухтиярова Т. И., Крутчанкова К. А. Комплексная система управления инновационными процессами (на примере Курганской области) // АПК : регионы России. 2012. № 10. С. 68-76.

4. Бухтиярова Т. И., Крутчанкова К. А. Развитие инновационной деятельности в Курганской области : 8-я Международная научно-практическая конференция «Дни науки — 2012». Прага : Образование и наука, 2012. 112 с.

5. Крутчанкова К. А., Бухтиярова Т. И. Инновационная активность и инновационный потенциал агропромышленного комплекса курганской области : мат. Международной научно-практической конференции «Наука, техника и высшее образование». Канада, 2012. С. 74-78.

6. Климов А. В. Инновационное развитие аграрной сферы АПК : автореф. ... дис. к-та экономических наук. Воронеж, 2012. 24 с.

>- Аграрный вестник Урала № 10 (116), 2013 г.

Экономика

7. Льгота на дизельное топливо для аграриев Курганской области продлена на второе полугодие 2012 г. URL : http:// dsh.kurganobl.ru/3770.

8. Модернизация аграрного сектора российской экономики. URL : http://www.mpcentre.ru/agro/agrarian_sector_ modernization.

9. Нечаев В. И., Керашев А. А. Программно-целевая стратегия инновационного развития АПК : монография. Майкоп: Мысль, 2011. 256 с.

10. Никулина О. В. Институциональный подход к инновационному развитию экономических субъектов юга России в условиях кластеризации. URL : http://www.pandia.ru/text/77/152/14457.php.

11. Развитие сельского хозяйства в Курганской области на2008-2012 гг. : 1-е полугодие. URL : http://dsh.kurganobl.ru/3782.

12. Русавская А. В. Развитие кредитной системы стимулирования инвестиционного процесса России : автореф. ... дис. д-ра экономических наук. М., 2012. 48 с.

13. Программа обновления парка сельскохозяйственной техники — 2012. URL : http://dsh.kurganobl.ru/3758.

14. Сергей Жданов принялучастие в селекторном совещании с Минсельхозом по засухе. URL : http://dsh.kurganobl.ru/3791.

15. Сельскохозяйственное страхование : проблемы и перспективы : материалы круглого стола, 14 мая 2009 г. / под ред. А. Н. Борисова. Тюмень : Тюменская областная Дума, 2009. 60 с.

16. Социально-экономическое положение в области. URL : http://gfi45.uralfo.ru/social/pg4/155.

17. Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства Зауралья. URL : http://nivanews.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=2698:2012-02-02-09-01-49&catid=63:news&Itemid=113.

References

1. Bukhtiyarova T. I., Krutchankova K. A. Innovational the development of the agro-industrial complex of Kurgan Region // Bulletin of the Leningrad State University of A. S. Pushkin Economy. St. Petersburg. 2012. № 2. Vol. 6. 148 p.

2. Bukhtiyarova T. I., Krutchankova K. A. Investments and innovative component of the development strategy of the Kurgan Region : Russian scientific and practical conference. Ivanovo : Scientific Thought, 2010. 172 p.

3. Bukhtiyarova T. I., Krutchankova K. A. Complex control system of innovative thermal processes (on example, the Kurgan region) // AIC : regions of Russia. 2012. № 10. P. 68-76.

4. Bukhtiyarova T. I., Krutchankova K. A. Development innovation in the area : 8th International Scientific and Practical Conference “Science Days — 2012”. Prague : Education, Science, 2012. 112 p.

5. Krutchankova K. A., Bukhtiyarova T. I. Innovation activity and innovation potential of agriculture Kurgan Region : International scientific-practical conference “Science, Technology and Higher Education”. Canada, 2012. Р. 74-78.

6. Klimov A. V. Innovative development of the agrarian sector AIC : author. ... dis. to the one- economic sciences. Voronezh, 2012. 24 p.

7. Exemption for diesel fuel for farmers Kurgan region extended for the second half of 2012. URL : http://dsh.kurganobl.ru/3770.

8. The modernization of the agricultural sector ofthe Russian economy. URL : http://www.mpcentre.ru/agro/agrarian_sector_ modernization.

9. Nechaev V. I., Kerashev A. A. Software-target strategy innovative development of agro-industrial complex : the monograph. Maikop : Thought, 2011. 256 p.

10. Nikulin O. V The institutional approach to innovation development of economic entities in the south of Russia clustering. URL : http://www.pandia.ru/text/77/152/14457.php.

11. The development of agriculture in the Kurgan region on the years 2008-2012. URL : http://dsh.kurganobl.ru/3782.

12. Rusavskaya A. V The development of a credit system for improving the investment process, Russia : author. ... dis. dr. of Economic Sciences. M., 2012. 48 p.

13. Fleet renewal program of agricultural machinery — 2012. URL : http://dsh.kurganobl.ru/3758.

14. Sergey Zhdanov took part in a conference call with the Agriculture Ministry on droughts. URL : http://dsh.kurganobl.ru/3791.

15. Agricultural insurance: problems and prospects. Proceedings of the round table, May 14, 2009 / ed. A. N. Borisov. Tyumen regional Duma, 2009. 60 p.

16. The socio-economic situation in the region. URL : http://gfi45.uralfo.ru/social/pg4/155.

17. Technical and technological modernization of agriculture of the Urals. URL : http://nivanews.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=2698:2012-02-02-09-01-49&catid=63:news&Itemid=113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.