УДК 338.43.02(470.58)
К. А. Крутчанкова, Т. И. Бухтиярова
Инновационные пути развития агропромышленного комплекса Курганской области
В статье рассмотрена кризисная ситуация развития аграрного сектора, объективно обусловливающая необходимость инновационного стратегического развития. Реализация инновационной политики предусматривает анализ и динамику современных условий хозяйствования, показателей развития агропромышленного комплекса Курганской области, формирование и реализацию специального организационно-экономического механизма. Повышение эффективности реализации инновационного потенциала возможно на основе взаимодействия государственных институтов и частного бизнеса. К направлениям государственной инновационной политики относятся государственная поддержка приоритетных направлений развития, развитие инфраструктуры, малого инновационного предпринимательства.
The crisis of the agricultural sector objectively determinates the innovative strategic development. The implementation of innovative policy provides for the analysis and the dynamics of the present business situation, of the indexes of the agro-industrial complex development in Kurgan region. The innovative policy provides for the formation and implementation of the specific organizational and economic mechanism. The rise of the effectiveness of the implementation of innovative capacity is possible through interaction between state institutions and private enterprises. The sphere of the state innovative policy includes the state support for the priority lines, the infrastructure development, the small innovative business.
Ключевые слова: Курганская область, инновационная политика, инновационная инфраструктура, государственная поддержка, малое инновационное предпринимательство, сельское хозяйство, информационно-консультационная служба.
Key words: Kurgan region, innovative policy, innovative infrastructure, government support, small innovative entrepreneurship, agriculture, information and advisory service.
Модернизация сельскохозяйственного производства предполагает процесс перевода его в более высокое качественное состояние на основе внедрения современной инновационной модели экономического роста аграрного производства, передовых аграрных технологий и научных разработок. Экономические аспекты данного процесса в аграрном производстве направлены на формирование
© Крутчанкова К. А., Бухтиярова Т. И., 2012
76
эффективной системы государственной поддержки, развитие рыночной и социальной инфраструктуры села.
Инновационный путь развития предполагает формирование инновационно-ориентированной и инновационно-интегрированной экономики, развитие которой осуществляется на основе законов инновационной организации хозяйств, основанной на высокотехнологичном производстве, обеспечивающей достойное потребление, эффективные результаты хозяйствования.
Инновационный этап предполагает эволюционное развитие, постепенное продвижение по мере реализации имеющихся возможностей на новую ступень в экономическом росте, когда вопрос о темпах инновационного прорыва приобретает особое значение для формирования комплекса высокотехнологичных отраслей и расширения позиций на мировых рынках продукции.
Целенаправленный стратегический перевод национальной экономики на инновационное развитие достигается: использованием всеми субъектами хозяйствования, включая государство, преобразующих возможностей современной науки в обеспечении высокой конкурентоспособности, экономической устойчивости; достижением возрастающих результатов воздействия на экономическую динамику научно-технических и инновационных факторов.
К признакам инновационности экономики можно отнести инновационно-ориентированную структуру экономики; оптимальную модель «наука - НИОКР - производство - потребители»; инновационно-ориентированную финансовую сферу; активное участие государства в формировании системы мотивационных установок; инновационно-активные предприятия. Учет данных признаков может быть положен в основу формирования инновационной политики, использован при определении наиболее действенных элементов управления и регулирования инновационным процессом, стать решающим при формировании мотивационных установок поведения хозяйствующих субъектов и механизма инновационного развития экономики [3].
Инновационный вариант развития Курганской области в качестве определяющего сформирован в стратегии социальноэкономического развития Курганской области до 2020 г. Результатом реализации названного варианта должно стать создание инновационной и конкурентоспособной экономики, рост валового регионального продукта и повышение качества жизни населения области.
В стратегии развития Курганской области до 2020 г. инновационная деятельность определяется в качестве обязательного условия и важнейшего ресурса повышения собственного социально-
экономического потенциала. Для этого у региона есть все условия. Во-первых, сформирована нормативно-правовая база - действует закон Курганской области «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Курганской области», принята Концепция инновационного развития Курганской области на период до 2015 г., где определены основные направления стратегического развития инновационной деятельности региона. Во-вторых, в области имеется своя научная база, в составе которой Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т. С. Мальцева, Курганский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, Шадринская сельскохозяйственная опытная станция. В-третьих, сформирована инновационная рыночная структура Курганской области, иформационно-консультационная служба АПК при губернаторском фонде поддержки агропромышленного комплекса и 11 районных центров информационно-консультационных служб АПК [4].
Инновационное развитие АПК тесно связано с инвестиционной деятельностью. Значительные инвестиции требуются для доведения результатов научно-исследовательских работ до сельскохозяйственных товаропроизводителей и для приобретения инновационной продукции, в том числе более эффективных и менее капиталоемких технологий производства. Подъем сельскохозяйственного производства связан с ростом объема капитальных вложений в инновации, реконструкцию и обновление производственной базы предприятий аПк. Инвестиционно-инновационная деятельность -это вложения инвестиций в новые продукты, технологии производства и управления с целью получения эффекта экономического и производственного роста.
В 2011 г. сельскохозяйственные товаропроизводители Курганской области инвестировали в техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства области более 1 млрд 300 млн руб. К примеру, на эти цели в 2010 г. было затрачено всего 535 млн рублей. Приобретено 215 новых современных тракторов, 151 зерноуборочный комбайн, 9 кормоуборочных комбайнов, 29 высокопроизводительных посевных комплексов. Внедрение новых технологий, перспективных сортов зерновых культур с возрастающим применением минеральных удобрений позволило в 2009-2011 гг. увеличить производство зерна в 1,9 раза и повысить долю продовольственного зерна до 80 % против 50-60 % в 2002-2003 гг., расход ГСМ в расчете на 1 га зерновых культур уменьшился на 11 % [5].
В настоящее время в большинстве сельскохозяйственных предприятий Курганской области, занимающихся производством молока, проведена модернизация доильного оборудования, применяется
новая ресурсосберегающая техника для заготовки кормов на основе современных кормоуборочных комбайнов «Дон-680М», «Ягуар» [1].
Сельхозтоваропроизводителями приобретено 3433 голов племенных животных, из них 905 голов крупного рогатого скота и 2528 голов свиней. В Шумихинском районе строится птицефабрика по производству инкубационного яйца и мяса птицы (сроки реализации проекта 2008-2014 гг.). На базе бывшей Утятской птицефабрики в 2011 г. началась реконструкция помещений под свиноводческий комплекс на 3402 свиноматки. В декабре 2011 г. завершено строительство первой очереди комплекса на 420 продуктивных свиноматок. В с. Снежное Кетовского района ООО «Курганское» в 2010 г. начато строительство свиноводческого комплекса на 3000 свиноматок с производственной мощностью 7,0 тыс. т свинины в год. В октябре 2011 г. завершено строительство первой очереди свинокомплекса на 600 свиноматок, осуществлен монтаж специализированного оборудования, завезена первая партия свиней [2].
Нерешенной остается проблема инновационного развития мясного скотоводства с использованием мясных пород крупного рогатого скота.
За последние пять лет инвестиции в основной капитал в пищевой промышленности составили более 1,5 млрд руб., что позволило внедрить в производство более 500 новых видов продукции.
Новым направлением в развитии пищевой отрасли является производство продуктов лечебно-профилактического и функционального назначения. Это освоение современных технологий по обогащению хлебобулочных изделий микро- и макроэлементами.
Основа эффективного функционирования региональной инновационной политики - налаженный организационно-экономический механизм ее формирования и развития, который можно определить как форму осуществления инновационной деятельности на различных уровнях с формированием инфраструктуры, обеспеченной необходимыми ресурсами и рычагами стимулирования и регулирования.
Действенным рычагом управления инновационными процессами является государственное стимулирование инновационного развития, включающее поддержку инновационного малого и среднего бизнеса, предоставление налоговых льгот, государственного имущества во владение или пользование, производственнотехнологическая поддержка, финансирование процессов подготовки и повышения квалификации специалистов.
Важное место во внедрении и развитии инноваций отводится органам региональной власти. Именно в регионах непосредственно осуществляется процесс инновационного развития, что позволяет
улучшить инвестиционный климат. Поэтому с целью создания благоприятной среды в отношении инновационной деятельности, усиления государственного регулирования и поддержки научных исследований, ускорения процессов интеграции научной, образовательной и производственной деятельности в Курганской области правительством Курганской области утверждена областная целевая программа «Развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности в Курганской области на 2011 - 2013 годы», в которой определены основные механизмы реализации региональной инновационной политики [4].
В Курганской области господдержка осуществляется в сфере малого и среднего инновационного предпринимательства.
В области функционируют 1972 крестьянских (фермерских) хозяйства и 192,8 тысяч личных подсобных хозяйств населения. Данными хозяйствами производится 68 % от общего объема производства скота и птицы на убой в живом весе в целом по области, 74 % - молока и 87 % - яиц.
Крестьянские (фермерские) хозяйства наравне с крупными сельхозтоваропроизводителями области являются равноправными участниками программы развития сельского хозяйства. Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, управления сельского хозяйства районов области, работая в тесном сотрудничестве с кредитными организациями, оказывают помощь крестьянским хозяйствам в привлечении кредитных ресурсов. За 10 месяцев 2011 г. крестьяне области получили более 538 млн руб. кредитных ресурсов, что более чем в два раза выше уровня прошлого года. Более 65 % всех кредитов взято в Курганском филиале ОАО «Россельхозбанк». На возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам выплачено 40 млн руб. субсидий.
В 2011 г. крестьянскими (фермерскими) хозяйствами за счет собственных средств и кредитов приобретено 53 единицы зерноуборочных комбайнов различных марок, 95 единиц тракторов. В девяти КФХ внедрена и используется спутниковая навигация. В 2011 г. КФХ приобретено 61 единица техники с 50-процентной скидкой. В хозяйствах имеются мельницы, цеха по переработке животноводческого сырья, склады для хранения выращенного урожая [5].
Под инновационной инфраструктурой следует понимать совокупность подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам и оказывающих услуги участникам инновационной деятельности в развитии и совершенствовании инновационного процесса. Необходимость создания благоприятных условий для развития инновационного малого и среднего предпринимательства в Курганской области обусловлена. В Курганской области сформированы основ-
ные элементы инновационной инфраструктуры: ОАО «Курганский областной технопарк», ГУП «Бизнес-инкубатор Курганской области», бизнес-инкубаторы на уровне высших учебных заведений, ресурсные и информационно-консультационные центры.
Значимым элементом системы инновационного обеспечения должна стать активно развивающаяся информационноконсультационная служба по оказанию помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в освоении инноваций и передового опыта, как отечественного, так и зарубежного.
Для аграрной сферы АПК России кроме информационноконсультационных служб в настоящее время нет другой организованной структуры инновационного направления, охватывающей макро-, мезо- и микро-уровни и имеющей возможность непосредственно взаимодействовать с научными организациями, властными структурами и сельскими товаропроизводителями [3].
Всем без исключения субъектам агропромышленного комплекса необходим оперативный доступ к широкому кругу интересующей их информации, позволяющей обеспечивать достижение своих экономических целей. Уровень информационного обеспечения самым прямым образом влияет на активизацию инновационных процессов и ускорение научно-технического прогресса в отрасли.
В России значимость знаний в области инновационных разработок, организации производства намного выше, чем в странах с устоявшейся рыночной экономикой, что объясняется тем, что в условиях коренного реформирования отрасли происходят быстрые и многочисленные изменения в рыночной конъюнктуре, финансовокредитной политике, законодательной базе, налогообложении.
В то же время объективная потребность в доведении прогрессивных технологий и передового опыта до сельскохозяйственного производства многократно усилилась в связи с появлением тысяч новых мелких производителей в лице крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, не объединенных в кооперативы или другие территориальные формирования, а, следовательно, не имеющих возможности содержать узких специалистов.
Основными потребителями консультационных услуг в Курганской области являются 472 коллективных сельскохозяйственных предприятия всех форм собственности, 28 предприятий переработки, порядка двух тысяч крестьянских (фермерских) и 180 тысяч личных (подсобных) хозяйств. При этом только в каждом втором предприятии есть экономист, только 5 % организаций имеют специалистов по маркетингу. В связи с этим на информационноконсультационную службу возлагаются большие надежды по оказа-
нию помощи хозяйствующим субъектам отрасли, включая органы власти [4].
В Курганской области более 10 лет на рынке информационноконсультационных услуг осуществляет свою деятельность «Губернаторский фонд поддержки агропромышленного комплекса», в структуре которого активно действует информационно-консультационная служба.
В области организованы районные информационноконсультационные службы в форме кооперативов, которые оказывают консультационные услуги по бухгалтерскому учету, юридическим вопросам, помогают в оформлении документов для получения кредитов в банках и субсидий.
Основная работа информационно-консультационной службы направлена на создание единого информационного пространства в АПК области и баз данных общего пользования. В связи с этим регулярно проводится мониторинг цен на сельхозпродукцию, подготавливаются и распространяются информационные бюллетени, помогающие товаропроизводителю сориентироваться в ценах, складывающихся на аграрном рынке Курганской области и соседних регионов.
За прошедший год специалистами областного информационноконсультационного центра и районных пунктов оказано более трех тысяч информационно-консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Для России сейчас главное заключается в том, чтобы на государственном уровне стимулировать создание и развитие региональных консультационных служб, четко определиться с направлениями их работы, так как в их деятельности отмечаются недостатки. Эти службы недостаточно целенаправленно осуществляют поиск, апробацию и внедрение инновационных технологий, плохо организована работа по обобщению и распространению передового опыта, большинство районных служб не проводят мониторинг потребностей сельхозтоваропроизводителей и практически не оказывают влияния на формирование заказов для вузов и научноисследовательских учреждений на научные разработки. Крайне медленно создается сеть районного уровня.
Отсутствие должного бюджетного финансирования не позволяет обеспечить необходимую материально-техническую базу служб и комплектование их высококвалифицированными кадрами. Наряду с этим главной проблемой остается недостаточный уровень знаний и возможностей у самих сотрудников служб.
Наиболее эффективным способом решения этой проблемы может стать интегрированная форма сотрудничества региональных
служб с научными центрами, с образовательными и научными учреждениями аграрного профиля. Такая интеграция решит ряд сложнейших задач и позволит облегчить точечную информатизацию сельских поселений; осуществлять дистанционное консультирование сельхозтоваропроизводителей; обеспечить личный контакт спе-циалистов-практиков и разработчиков инноваций для адресной научной работы и оперативного продвижения инноваций в сельскохозяйственное производство.
Совершенствование консультационной деятельности, их администрирование и регламентирование позволит повысить качество инновационных услуг, придаст импульс инновационной активности в целом. Необходимо отметить, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию и множество нерешенных проблем, развитие системы сельскохозяйственного консультирования продолжается.
В современных условиях хозяйствования, определяемых возрастанием потребности инновационно-ориентированного экономического роста России, актуализируется необходимость совершенствования принципов, подходов, инструментов реализации кластерных процессов регионального уровня. Для региональных органов власти кластерная модель форм образований, во-первых, -наиболее современный, удобный инструмент в агропромышленной политике, во-вторых, это площадка для взаимодействия с бизнесом, лидерства экономического развития, реального и мотивированного стратегического планирования ресурсов региона.
Успех кластеров укрепляет и развивает экономическую ситуацию в регионе, содействует экономическому росту региона и создает благоприятные возможности для социального развития. В рамках кластера власти могут брать на себя различные инициативы по стимулированию активной деятельности частного сектора, субсидированию программ подготовки и переподготовки кадров. Используя влияние и авторитет кластера, бизнес и региональные власти совместно могут искать пути наиболее эффективного продвижения своих инициатив через федеральные структуры. Региональные власти в наибольшей мере заинтересованы в повышении конкурентоспособности и ускоренном развитии базовых отраслей.
Организационно-экономический механизм кластера создается на основе интеграции основных и поддерживающих отраслей экономики региона в рамках целевых подходов АПК.
Используя преимущественно горизонтальные связи, специализацию и дополняя друг друга, они получают возможность для достижения более высоких результатов. Методология построения структурно-логической модели по горизонтали связей позволит по-
следовательно принять управленческое воздействие по координации деятельности участников кластера.
Главная особенность кластера - его инновационная ориентированность. Можно выделить следующие преимущества, которые дает кластерный подход на региональном уровне:
• во-первых, региональные инновационно-аграрные кластеры имеют в своей основе сложившуюся устойчивую систему распространения новых технологий, знаний, продукции, так называемую технологическую сеть, которая опирается на совместную научную базу;
• во-вторых, предприятия аграрного кластера имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций;
• в-третьих, важной особенностью инновационно-аграрных кластеров является наличие в их структуре гибких предпринимательских структур - малых предприятий, которые позволяют формировать инновационные точки роста экономики региона;
• в-четвертых, региональные аграрные кластеры чрезвычайно важны для развития социальной сферы села: они обеспечивают малым фирмам высокую степень специализации при обслуживании конкретной предпринимательской ниши, так как при этом облегчен доступ к капиталу организаций, входящих в кластер, а также активно происходит обмен идеями и передача знаний от специалистов к товаропроизводителям.
Итак, кластерная политика, проводимая в регионе, способствует эффективному и взаимовыгодному сотрудничеству субъектов производственного процесса и повышению конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции внутри кластера. При этом важно, что в кластере достигается синергетический эффект, поскольку участие конкурентных предприятий становится взаимовыгодным.
Поддержка кластеров в АПК должна опираться на снижение кредитных, налоговых и других обременений для участников, входящих в кластер, но при условии поэтапного увеличения объемов выпускаемой продукции. Инновационно-аграрные кластеры позволят создать стабильную продовольственную безопасность регионов. Поэтому для эффективного развития региональной экономики необходимо создать Центр кластерного развития с целью выявления приоритетных кластеров и разработки кластерной политики Курганской области, организации взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями образования и науки и участниками кластера, обеспечения форми-
рования благоприятных условий развития кластеров, развития инженерной и транспортной инфраструктуры с учетом задач развития кластеров.
Практическое обеспечение инновационного развития российской экономики обеспечивается элементами механизма развития инновационно-ориентированного финансового рынка: установление соответствия финансового рынка требованиям процесса формирования нового технологического уклада; использование как прямых, т. е. включающих непосредственно финансовую помощь, так и косвенных методов воздействия.
В Курганской области за девять месяцев 2011 г. индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве составил 176,4 %, в пищевой промышленности 150 %. За 2011 год через Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области из областного бюджета на развитие АПК, сельских территорий направлено 570 млн руб. (100 % к годовому лимиту), из федерального бюджета - 655,5 млн руб. (100 %).
С 29 ноября 2011 г. в области проводятся точечные государственные закупочные интервенции зерна. Продано 84,9 тыс. т зерна на общую сумму 379 млн руб. [2].
В 2011 г. сельхозтоваропроизводители области получили
20.7 тыс. т льготного топлива, экономия составила 127 млн руб. Хозяйства приобрели более 11 тыс. т фуражного зерна из интервенционного фонда по ценам закупки, купили 86 единиц техники с 50-процентной скидкой [5].
Пострадавшим от засухи в 2010 г. регионам дополнительно выделено 35 млрд руб. из федерального и 11 млрд руб. из региональных бюджетов. В текущем году на 30 % снижены цены на ГСМ, что позволило сэкономить 17 млрд руб. Дополнительно выделены средства на минеральные удобрения и семена - 2 млрд руб.
В целом на поддержку растениеводства в этом году направлено
44.8 млрд руб., из них 29,7 млрд - на субсидирование процентных ставок по кредитам и 8,9 млрд - прямая поддержка.
За 2011 год сельхозтоваропроизводителями получено
2.8 млрд руб. кредитных средств, или 148 % к уровню 2010 г. За 2011 год коммерческими банками и кредитными кооперативами про-кредитовано 620 личных подсобных хозяйств на общую сумму 110,7 млн руб. и 313 крестьянских (фермерских) хозяйств на 573 млн руб.
Лимитированные объемы льготного топлива недостаточно покрывают потребность аграриев в ГСМ для проведения весеннего сева в 2012 г. На долю Курганской области в первом полугодии оп-
ределено 8 тыс. 70 т ГСМ, что составляет лишь 48 % от потребности, хотя это на 1640 т больше прошлого года [5].
Государственная научно-техническая политика не может и не должна ограничиваться лишь финансовой поддержкой научнотехнических программ и предоставлением различных льгот хозяйствующим субъектам, которые осуществляют инновационную деятельность.
В качестве мер активизации методов развития финансового рынка можно предложить: перенастройку механизма финансового рынка на ускорение структурной модернизации экономики, на переход к наукоемкому производству; обеспечение способности банковской системы осуществлять долгосрочное инвестиционное кредитование реального сектора экономики; оздоровление состояния рыночной среды: развитие ее инфраструктуры, антимонополизация рынка; аккумулирование государством финансовых ресурсов и вовлечение их во внутренний оборот реального сектора в целях полного удовлетворения потребности производства в инвестициях для модернизации производственных мощностей; финансирование приоритетов экономического развития через бюджетные каналы.
Государство обязано выполнять (посредством своих уполномоченных исполнительных органов, прежде всего инновационных научно-технических фондов) функции экономической (коммерческой) реализации научно-технических новшеств, выступать основным инвестором интеллектуального капитала, субъектом присвоения экономических эффектов научно-технического прогресса.
Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций.
Инновационная политика должна предусматривать рациональное сочетание государственного регулирования с рыночным механизмом. Эффективными оказываются те формы регулирования, которые, не подавляя рыночных сигналов, упреждают их и снимают неопределенность поиска новых направлений вложений ресурсов. В этом суть инновационной политики государства в регулируемой рыночной экономике.
В России на сегодняшний день еще не сложились ни действенные рыночные механизмы регулирования инновационной деятельности, ни эффективная система государственного регулирования и поддержки инноваций при приоритете рыночных связей и отношений с частным бизнесом в экономике.
Основные трудности в реализации инновационного потенциала аграрной науки связаны с нехваткой собственных средств у организаций, ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования (в том числе заемных и привлеченных средств).
Инвестиционная поддержка инноваций со стороны государства, особый режим для нововведений, страхование рисков, венчурные фонды, инновационная инфраструктура - это те необходимые условия, без которых нельзя обеспечить инновационный прорыв как государственных организаций, так и организаций других форм собственности. В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики в системе АПК Курганской области можно отнести:
• создание системы комплексной поддержки приоритетных направлений инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности наукоемкой продукции АПК;
• развитие на региональном уровне инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров;
• развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
• совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при помощи государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций.
Кроме того, необходимо осуществлять целенаправленные меры по развитию предпринимательской среды, созданию и развитию системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства путем интеграции отраслевых институтов с крупными промышленными и финансовыми структурами.
Следовательно, активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного управления и координации действий всех ее субъектов, с другой - интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечении инвестиций, создании условий, способствующих инновационному процессу и внедрению достижений науки и техники в экономику страны.
Агропромышленному комплексу Курганской области необходимо энергичнее переходить на новый технологический уклад, который должен содержать несколько важных компонентов, среди которых ресурсосберегающие технологии и высокотехнологическое земледелие, эффективные методы хозяйствования, биотехнологии, производство пищевых продуктов.
В растениеводстве будет продолжена работа по созданию и внедрению высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур, освоению интегрированной системы защиты растений. Намечается продолжать внедрение высокоточного земледелия путем ускоренного освоения спутниковой навигации на тракторах и комбайнах, а также мониторинг сельскохозяйственных угодий из космоса.
Модернизацию животноводства планируется проводить комплексно путем освоения современных технологий содержания и кормления скота и птицы, приобретения высокоэффективного оборудования, повышения генетического потенциала стада, обеспечения животноводства в полном объеме высококачественными сбалансированными кормами.
Использование инноваций в технологиях, нового оборудования и техники, современных достижений науки в отраслях АПК региона позволит значительно увеличивать производство продукции, продуктивность растений и животных, снижать затраты на производство, повышать качество и конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
Список литературы
1. Инновационная деятельность в Курганской области. Состояние и перспективы // Департамент экономического развития, торговли и труда [Электронный ресурс]. URL: http://www.economic.kurganobl.ru/3446.html
2. Информация о развитии АПК Курганской области по состоянию за 12 месяцев 2011 года // Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области [Электронный ресурс]. и RL:http://dsh.kurganobl. ruZ3432.htm I
3. Нечаев В. И., Бирман В. Ф., Санду И. С. Организация инновационной деятельности в АПК. - М., 2010. - 328 с.
4. Развитие инновационной деятельности в Курганской области // Департамент экономического развития, торговли и труда [Электронный ресурс]. URL: http://www.economic.kurganobl.ru/3765.html
5. Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства Зауралья в 2011 году и планы на 2012 год // Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области [Электронный ресурс]. URL: http://dsh.kurganobl.ru/3680.