УДК - 338.1
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
И.С. Ивакина
В статье раскрыта сущность государственной инновационной политики агропромышленного комплекса. Определены цель и задачи данной политики, основные направления и принципы ее реализации. Рассмотрены важные методы и формы государственной поддержки инновационной деятельности агропромышленного комплекса. Рассмотрены проблемы и перспективы развития инновационной политики в аграрном секторе Брянской области.
Ключевые слова: инновационная деятельность, государственная инновационная
политика, методыреализации, государственная поддержка, региональная программа.
В последние годы одним из важных направлений социально-экономического политики государства является развитие национальной экономики и придание ей инновационного характера.
Аграрный сектор не является исключением. Решающая роль в использовании инноваций в агропромышленном комплексе принадлежит государству, так как эта деятельность требует больших финансовых затрат.
Ответственность за реализацию научно-технической политики и формирование инновационной деятельности, в том числе и агропромышленном комплексе, несет Министерство образования и науки Российской Федерации. Созданием благоприятного климата на территории всей страны занимается Правительство Российской Федерации.
Таким образом, государственная инновационная политика в агропромышленном комплексе
- это совокупность мероприятий по поводу разработки, внедрению и использованию инновационных процессов в отрасли, что способствует ускорению научно-технического развития агропромышленного комплекса.
Инновационная государственная политика направлена на ближайшую и более отдаленную перспективу. Основными ее направлениями являются: развитие научно-технической деятельности, материально-техническое обеспечение отрасли; совершенствование экономических и земельных отношений; соблюдение экологических условий; рациональное производство продукции; оптимизация структуры управления; осуществление социальной политики, способствующей созданию достойного уровня жизни на селе.
Реализуя данные направления развития агропромышленного комплекса, Россия сможет не только восстановить сельскохозяйственное производство и обеспечить продовольственную безопасность страны, но и выйти на мировой рынок в качестве экспортера сельскохозяйственной продукции.
Основными задачами государства в развитии аграрного сектора экономики на сегодняшний день являются: создание научно-технического потенциала для технического и технологического перевооружения агропромышленного комплекса.
Государственная инновационная политика в агропромышленном комплексе разрабатывается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и утверждается Правительством России.
Концепция инновационной политики определяет цель, задачи, основные направления ее реализации.
Цель инновационной политики - разработка и применение научных знаний и достижений в переоснащении агропромышленного комплекса, формирование аграрной отрасли нового типа.
Для того чтобы достичь поставленной цели необходимо соединить агропромышленный комплекс с наукой и созданием инноваций, суметь освоить изобретение в производстве, а также постоянно совершенствовать инновационный процесс на всех уровнях управления.
Основными направлениями реализации инновационной политики государством являются:
- создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование
инновационного процесса, поощрение предприятий, которые его используют;
- защита объектов интеллектуальной собственности и введение их в оборот;
- функционирование единой научно-технической политики государства на основании которой будет формироваться инновационная система в агропромышленном комплексе;
- содействие развитию аграрной науки, помощь в проведении фундаментальных и прикладных исследований;
- ускоренное применение достижений науки, техники, технологий и передового опыта в производстве сельскохозяйственной продукции;
- развитие инфраструктуры инновационного процесса, подготовки и переподготовки
кадров;
- развитие информационно-консультационной деятельности;
- финансовая поддержка возможности заниматься инновационной деятельностью сельскохозяйственным товаропроизводителям, потерявшим платежеспособность;
- совершенствование конкурсного отбора и экспертизы для инновационных проектов с целью их реализации в агропромышленном комплексе;
- формирование экономического механизма управления и стимулирования инновационных процессов в агропромышленном комплексе на всех уровнях;
- развитие предпринимательства в инновационной сфере;
- подготовка и переподготовка кадров для работы в новых условиях;
- развитие международного сотрудничества при организации инновационной деятельности в агропромышленном комплексе.
Для осуществления всех направлений, необходимо соблюдать следующие основные принципы:
- признание приоритета инновационных процессов как основы эффективного функционирования агропромышленного комплекса на всех уровнях;
- научная обоснованность всех решений и действий по развитию и реализации инновационной деятельности в агропромышленном комплексе;
- интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности в ходе развития инновационных процессов в агропромышленном комплексе;
- развитие инновационных процессов в отрасли и как результат высокая эффективность производства. [2]
Для успешнойреализации мероприятий, связанных с инновационной деятельностью, необходимо преобразовывать, постоянно развивать производство, учитывая особенности агропромышленного комплекса.
Инновационная политика реализуется с помощью методов, которые могут быть самыми разными, но их совокупность преследует одну цель - создание наиболее благоприятных условий для эффективной инновационной деятельности с учетом охвата всех стадий - от создания инноваций до их освоения в агропромышленном комплексе.
Классификационных подходов к систематизации методов реализации инновационной политики достаточно много, но, на наш взгляд, наиболее практически значим функциональный признак, согласно которому выделяют организационные, экономические, правовые и социальнопсихологические методы.
К организационным методам относятсоздание организационно-управляемой инновационной системы, в которой каждый элемент будет наделен специальными функциями, внутренними и внешними связями и станет осуществлять свою деятельность в соответствии с общими целями и задачами всей системы.
Особое место в инновационной политике занимает информационно-консультационная служба агропромышленного комплекса.
В условиях рыночной экономики особое место занимают экономические методы реализации инновационной политики: это финансирование проектов со стороны государства, привлечение инвестиций в инновационные проекты, развитие предпринимательства и коммерциализация инновационных проектов.
Развитие инновационной политики невозможно без разработки и принятия законов и нормативно-правовых актов, регламентирующих инновационную деятельность в агропромышленном комплексе. Нормативно-правовые документы определяют отношение государства к развитию инноваций в отрасли, ответственность предприятий и организаций, прописывают меры и направления государственной поддержки по созданию благоприятных условий для создания инновационной среды.
Социально-психологические методыосновываются на понимании обществом значимости инновационных процессов как одного из важнейших факторов эффективного развития отрасли. Поэтому необходимо, чтобы общество проявляло интерес к инновациям, а особенно
сельскохозяйственные товаропроизводители, чему будут способствовать четкая информация, пропаганда достижений как отечественной, так и моровой науки и передового опыта.
Государственную поддержку инновационной деятельности в агропромышленном комплексе можно условно разделить на три вида (рисунок 1). [3]
Российской Федерации
Прямая государственная поддержка инновационной деятельности в агропромышленном комплексе заключается в формировании бюджетов всех уровней, где закладываются денежные средства на различные целевые программы, финансируются образовательные и научные учреждения, дополнительно поощряются путем компенсации части затрат на приобретение новых технологий, материальных ресурсов и энергоносителей, оплачиваются НИОКР.
Перспективной формой поддержки инновационных предприятий может стать полное или частичное финансирование их участия в выставках или ярмарках технологий, в том числе международных. Участие в них послужит источником создания новых разработок, а также налаживания новых каналов сбыта продукции.
К косвенной поддержке инновационной деятельности относятся льготы по налогам, уплачиваемым в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации согласно федеральным законом и налоговому кодексу.
Еще одним видом косвенной поддержки государства является субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных учреждениях. Этот вид поддержки наиболее распространен в регионах.
Важным моментом является искусственное сдерживание проникновения на российский рынок инновационных и наукоемких зарубежных машин и технологий, которое достигается путем введения ограничивающих квот и таможенных пошлин.
Смешанная государственная поддержка проявляется в финансировании грантов на инновационную деятельность из бюджета, а также привлечении дополнительных источников финансирования.
Одним из главных механизмов поддержки инновационной деятельности в агропромышленном комплексе является сознание рынка инноваций, который будет обеспечивать: получение государственных заказов, выдачу льготных государственных кредитов и других средств бюджетной поддержки; оплату научных исследований; повышение инновационной активности ученых.
При создании общегосударственной системы поддержки инновационной деятельности агропромышленного комплекса учитываются региональные особенности различных территорий, что находит отражение в региональной программе инновационной деятельности отрасли.
Разработка региональной программы по проведению инновационной политики является весьма актуальной, так как каждый регион обладает неповторимым сочетанием природных, исторических, экономических, этнических и социальных условий.
Одним из приоритетных направлений развития Брянской области является переход ее экономики на инновационный путь развития. Для повышения инновационной активности региона и поддержания положительной динамики в сфере инновационного развития на территории области с 2007 года осуществляется инновационная политика, в том числе в агропромышленном комплексе.
Область расположена в западной части Восточно-Европейской равнины. Площадь территории 34,9 тыс. км,2 из них 54% - сельскохозяйственные угодья. Рельеф местности слабоволнистый, территория области относится к зоне умеренного увлажнения. Брянская область является приграничной зоной.Она граничит с Могилевской и Гомельской областями Республики Беларусь, Черниговской и Сумской областями Украины, а также Курской, Орловской, Калужской и Смоленской областями. Все эти предпосылки являются положительными для успешной реализации инновационной политики в агропромышленном комплексе. [1]
Федеральное законодательство предоставляет региональным властям мощные инструменты поддержки, стимулирования и регулирования инновационной деятельности на местах. Так, Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнес право принятия законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации об осуществлении деятельности указанных органов в научной и (или) научно-технической сферах, а также принятия и реализации научных, научно-технических инновационных программ и проектов субъектов Российской Федерации (ст. 12). Согласно ст.5 упомянутого закона, органам государственной власти субъектов Российской Федерации дано право финансировать региональные научные, научно-технические и инновационные программы и проекты.
Большое значение для развития инновационной деятельности в агропромышленном комплексе имеет привлечение в сектор инвестиций, что возможно при предоставлении льготных условий налогообложения, гарантии инвесторов и законодательной защиты инвестиций. Государство может этому способствовать путем снижения процентной ставки субсидий, создания системы страхования инновационно-инвестиционного вида деятельности, что позволит привлечь дополнительный объем инвестиций.
Для создания высококачественных товаров необходимо применение нового оборудования и высоких технологий, поэтому нужно не только создавать, но и внедрять в производство научные достижения и разработки. Это позволит производимой продукции быть не только востребованной на внутреннем рынке, но и конкурентоспособной на мировом. Максимальное использование научно-технического прогресса предполагает переход к инновационной модели экономики.
Объем производства продукции сельского хозяйства в действующих ценах в январе - мае 2011 года составил 6377,2 млн. руб., или 104,3% в сопоставимой оценке к уровню 2010 года.
Для достижения финансовой устойчивости сельского хозяйства оказывается поддержка в виде субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам.
В январе - июне 2011 года по всем видам кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям выплачены субсидии из федерального и областного бюджетов на возмещение процентной ставки по кредитам в объеме 329,0 млн. руб., в том числе малым формам хозяйствования — 9,3 млн. руб. По ведомственной целевой программе «Инженерно-техническое обеспечение АПК Брянской области» (2010-2012 годы) выделены денежные средства в объеме 25,4 млн. руб. для оплаты лизинговых платежей за III и IV кварталы 2010 года и I квартал 2011 года.
Для приближения сельхозпродукции к потребителю и улучшения обеспечения населения Брянской области зерном, молоком, мясом, овощами и другой продукцией сельского хозяйства проводится работа по созданию и поддержке различных видов торговли сельхозпродукцией. По состоянию на 1 июля текущего года на финансирование программ и мероприятий АПК выделены средства областного бюджета в сумме 123,3 млн. рублей, из федерального — 382,0 млн. рублей. Как сообщают в администрации области, объем поддержки агропромышленного комплекса из федерального и регионального бюджетов ежегодно увеличиваются. В регионе активно развивается птицеводство, свиноводство, хорошим подспорьем станет инвестиционный проект «Мираторг» по выращиванию мясных пород крупного рогатого скота.
Одним из барьеров внедрения инноваций в агропромышленном комплексе является низкое качество профессиональной подготовки специалистов на селе. Большинство специалистов не имеют соответствующего высшего профессионального образования, поэтому важное значение приобретает кадровое обеспечение агропромышленного комплекса России. Еще одним препятствием является то, что молодежь не желает оставаться на селе, так как нет благоприятных условий для жизни, налаженной инфраструктуры. Практически все после окончания школы переезжают в ближайший областной центр, где получают дальнейшее образование и устраивают свою жизнь. В целях вовлечения молодежи в активную деятельность по возрождению села и
сельского хозяйства на инновационной основе необходимо расширить систему грантов и проектов в названной сфере. Гранты должны присваиваться перспективным идеям и проектам исключительно на конкурсной основе, а результаты широко освещаться в средствах массовой информации. Регионам также следует финансировать проекты молодых и талантливых ученых, организуя специальные гранты.
В 2011 году на территории Брянской области планируется построить и приобрести жилье для граждан, проживающих в сельской местности, не менее 8,1 тыс. кв. метров, в том числе 3,9 тыс. кв. метров жилья — для молодых семей и молодых специалистов; довести обеспеченность населения питьевой водой до 45,4%, а уровень газификации квартир сетевым газом — до 49,9%. В рамках этого направления действует долгосрочная целевая программа «Социальное развитие села» (2003-2012 годы). Из областного бюджета выделены денежные средства в сумме 36,27 млн. руб., втом числе 17,96 млн. руб. — на выплату субсидий гражданам на приобретение жилья. По федеральной программе выделены денежные средства в сумме 40,26 млн. руб., в том числе 21,82 млн. руб. — на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан,
проживающих в сельской местности, из них 10,21 млн. руб. — на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов. За отчетный период приобретено 2,6 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, в том числе молодыми семьями и молодыми специалистами — 1,8 тыс. кв. метров. Введено 8,2 км распределительных газовых сетей и 18,9 км локальных водопроводов. По программе «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Брянской области» (20112015 годы) профинансированы мероприятия на сумму 9,7 млн. руб., которые направлены на выплату пособий молодым специалистам, принятым на работу по контракту в сельхозпредприятия.
На территории Брянской области и в целом по стране складывается тенденция инновационного пути развития экономики. Существуют различные формы государственной поддержки, которые способствуют развитию инноваций,но этого пока недостаточно. Необходимо подготавливать и переподготавливать кадры агропромышленного комплекса с учетом их способности внедрения инноваций, повысить роль информационно-консультационных служб, которые занимают особое место в инновационной политике агропромышленного комплекса, создавать благоприятный инвестиционный климат, улучшать инфраструктуру сельской местности.
In article the essence of the state innovative policy of agriculture is opened. A definite purpose and problems of the given policy, the basic directions and principles of its realization. Important methods and forms of the state support of innovative activity of agriculture are considered. Problems and prospects of development of an innovative policy in agrarian sector of the Bryansk region are considered.
The keywords: innovative activity, the state innovative policy, realization methods, the state support, the regional program.
Список литературы
1. Сельское хозяйство Брянской области: стат. сборник / Брянскстат. Брянск, 2010. 232 с.
2. Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России / Под ред. Ушачева И.Г. и др. М: Колосс, 2007. 635 с.
3. Федоренко В.Ф., Иванова Е.В. Организационно-экономический механизм формирования
инновационной среды в АПК (региональный аспект) / научное издание. М.: ФГНУ
«Росинформагротех», 2009. 176с.
4. www.bryanskobl.ru
Об авторе
Ивакина И.С. - ассистент Брянского государственного университета имени академика И.Г Петровского,: ivakinais@yandex.ru