Научная статья на тему 'Элементы организационно-экономического механизма развития малого и среднего предпринимательства'

Элементы организационно-экономического механизма развития малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1807
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бухтиярова Т.И., Дубынина А.В., Демьянов Д.Г.

Современные условия хозяйствования актуализируют необходимость совершенствования принципов, подходов и инструментария формирования и реализации концепции развития малого и среднего предпринимательства, механизмов его взаимодействия с институтами государства и общества, ориентированных на обеспечение конкурентоспособности и рыночной привлекательности региона на основе инновационных факторов экономического роста. В статье систематизированы по признакам структурного состава элементы экономического потенциала на основе общеэкономических проблем, финансового, инновационного, инвестиционного и структурного потенциалов. Данная классификация позволила определить общие проблемы развития малого и среднего предпринимательства, систематизировать их по элементам экономического потенциала для определения направления развития предпринимательства области. Разработаны рекомендации формирования организационно-экономического механизма развития малого и среднего предпринимательства. Для решения поставленных проблем авторами использованы общенаучные методы изучения экономических явлений и процессов. Результаты, полученные в ходе исследования, вносят определенный вклад в теорию и методологию формирования механизма реализации концепции развития малого и среднего предпринимательства, определяют составляющие элементы организационно-экономического механизма его развития. Экономическая составляющая механизма включает вопросы финансирования, использования экономических рычагов государственного регулирования, формирования фондов поддержки, стимулирования деятельности всех организационных форм предпринимательства. Организационная составляющая включает разработку механизма взаимодействия органов государственного регулирования, бизнеса и некоммерческих организаций, установление взаимосвязей, конкретизацию институциональной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элементы организационно-экономического механизма развития малого и среднего предпринимательства»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 334.012.6

ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Т.И. БУХТИЯРОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов E-mail: viola_1_49@mail.ru

А.В. ДУБЫНИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов E-mail: ann-file@mail.ru

Д.Г. ДЕМЬЯНОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры математики и информатики E-mail: x-line@rambler.ru Челябинский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

Современные условия хозяйствования актуализируют необходимость совершенствования принципов, подходов и инструментария формирования и реализации концепции развития малого и среднего предпринимательства, механизмов его взаимодействия с институтами государства и общества, ориентированных на обеспечение конкурентоспособности и рыночной привлекательности региона на основе инновационных факторов экономического роста.

В статье систематизированы по признакам структурного состава элементы экономического потенциала на основе общеэкономических проблем, финансового, инновационного, инвестиционного и структурного потенциалов. Данная классификация позволила определить общие проблемы развития малого и среднего предпринимательства, систематизировать их по элементам экономического потенциала для определения направления развития

предпринимательства области. Разработаны рекомендации формирования организационно-экономического механизма развития малого и среднего предпринимательства.

Для решения поставленных проблем авторами использованы общенаучные методы изучения экономических явлений и процессов.

Результаты, полученные в ходе исследования, вносят определенный вклад в теорию и методологию формирования механизма реализации концепции развития малого и среднего предпринимательства, определяют составляющие элементы организационно-экономического механизма его развития. Экономическая составляющая механизма включает вопросы финансирования, использования экономических рычагов государственного регулирования, формирования фондов поддержки, стимулирования деятельности всех организационных форм предпринимательства. Организационная составляющая

включает разработку механизма взаимодействия органов государственного регулирования, бизнеса и некоммерческих организаций, установление взаимосвязей, конкретизацию институциональной среды.

Ключевые слова: организационно-экономическая модель, механизм развития малого и среднего предпринимательства

Одной из ключевых стратегий социально-экономического развития России является стратегия развития предпринимательства, которая в определенной мере определяет уровень экономического потенциала страны и обеспечивает социально-экономическую стабильность [1].

Малый и средний бизнес характеризуют динамичность, гибкость, инновационная активность, способность к быстрой генерации новых производств и созданию новых рабочих мест [7].

Вопросы выявления и глубокого научного обоснования возможностей обеспечения качества и конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО) приобретают особую значимость в условиях глобализации экономики. Совершенствование организации инновационного процесса, развитие системы экономического стимулирования инновационной деятельности на всех уровнях управления имеют первостепенное значение в современных условиях организации производства и управления [4].

Комплексное исследование теоретических и практических вопросов инновационно-ориентированного развития, разработка стратегических направлений, способствующих повышению инновационной активности, требуют решения следующих задач:

- формирования и реализации механизма инновационно-ориентированного развития;

- создания методики анализа и диагностики уровня инновационной активности;

- определения тенденций реализации государственной инновационной политики.

Доля малого и среднего предпринимательства в России, по разным подсчетам, не превышает 21% от ВВП страны, что позволяет сделать вывод о наличии резервов роста малого и среднего предпринимательства в России.

В качестве обобщающего показателя количественного развития малого и среднего предпринимательства авторами использованы динамические

показатели наличия хозяйствующих субъектов в расчете на 1 000 чел. населения (табл. 1).

Анализ данных, представленных в табл. 1, свидетельствует о том, что Российская Федерация, Уральский федеральный округ и Челябинская область имеют относительно равную положительную динамику изменений приведенного оценочного показателя.

Статистический анализ структурного потенциала за трехлетний период позволил расширить выводы о тенденциях развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области (рис. 1)

По большинству видов экономической деятельности, представленных на рис. 1, для Челябинской области характерно сокращение единиц субъектов малого и среднего предпринимательства, что связано с сокращением числа малых и средних предприятий по мере их закрытия (банкротство, ликвидация) либо с их реорганизацией в результате укрупнения (интеграционный процесс).

Негативной ситуацией развития малого и среднего предпринимательства являются наблюдаемые сокращения в обрабатывающих производствах (строительство, операции малого с недвижимым имуществом). Так, доля Челябинской области в УРФО по обрабатывающим производствам снижена на 8,3% (30,6% - в 2010 г., 22,3% - в 2012 г.). В строительной отрасли наблюдается подобная тенденция (22,9% - в 2010 г., 15,7% - в 2012 г.). Задача экономического развития региона - вернуть промышленный облик - требует развития малого и среднего предпринимательства или расширения взаимодействия малого и среднего предпринимательства с крупным бизнесом именно в этих отраслях [6].

К негативным тенденциям развития структурного потенциала малого и среднего предпринимательства следует отнести минимальный уровень малых и средних предприятий, занятых научными исследования и разработками (только 0,6%).

Характеристика малого и среднего предпринимательства позволила выявить сокращение оборота малых и средних предприятий по всем видам эко-

Таблица 1 Динамика количества малых и средних предприятий на 1 000 чел.

Субъект 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Российская Федерация 11,7 13,0 14,1

Уральский федеральный округ 12,4 18,1 19,0

Челябинская область 11,4 12,3 12,4

Источник: данные Росстата.

18 000

16 000

14 000

12 000

10 000

8 000 -

6 000 -

4 000 -

2 000 -

Обрабатывающие производства

Строительство

Транспорт и связь

Операции с недвижимым имуществом, предоставление услуг

Научные исследования и разработки

□ 2010 г. 1=12011 г. "2012 г. Источник: данные Росстата.

Рис. 1. Структура и количество малых и средних предприятий Челябинской области

номическои деятельности за исключением раздела «оптовая и розничная торговля» (рис. 2). По данному виду экономической деятельности оборот предприятий малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе увеличился на 1,5% (с 1 159,1 млрд руб. в 2010 г. до 1 523,5 млрд руб. в 2012 г.). По России в целом рост этого показателя составил 11,5% (с 14 442,9 млрд руб. в 2010 г. до 16 108,1 млрд руб. в 2012 г.)1.

В 2012 г. оборот малых и средних предприятий в сфере оптовой и розничной торговли составил 63,1% (368,4 млрд руб.)2. Это еще раз говорит о том, что наибольшую конкуренцию крупному бизнесу малые и средние предприятия составляют именно в сфере торговли (см. рис. 2).

Сравнение относительных показателей (удельный вес) изменения оборота малых и средних предприятий, занятых в обрабатывающих производствах

1 Малое и среднее предпринимательство в России -URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_47/Main.htm.

2 Там же.

2013 г

и строительстве, с оборотом оптовой и розничной торговли подтверждает данный вывод. В 2010 г. удельный вес обрабатывающих производств и строительства составлял 23,6%, а на долю оптовой и розничной торговли приходилось 60,1%. В 2012 г. удельный вес обрабатывающих производств и строительства составляли 22,7%, а на долю оптовой и розничной торговли приходилось 63,1%.

Статистический анализ предполагает помимо показателей оборота использовать показатели численности субъектов. В этой связи оборот обрабатывающих производств за анализируемый период (2010-2012 гг.) увеличился на 0,7%, удельный вес субъектов строительства за этот же период снизился на 0,4%, а удельный вес субъектов оптовой и розничной торговли возрос на 3%.

Анализ оборота малых и средних предприятий по видам экономической деятельности логически дополнен выводами о результативности деятельности: в Челябинской области количество прибыльных малых и средних предприятий составляет 8 009 ед., убыточ-

385,6

400

350

300

250

368,4

46,5 _ 39,8 40,6

18,4 14,313,6

ш

/ ш'Ф

1 □

2 1,2 1,4

Обрабатывающие Строительство Оптовая и Транспорт и связь Операции с Научные производства розничная недвижимым исследования и

торговля имуществом, разработки

предоставление □ 2010 г. 02011 г. И2012 г. УСЛУГ

Источник: данные Росстата.

Рис. 2. Оборот малых и средних предприятий Челябинской области, млрд руб.

ных - 2 485 ед.3. Учитывая самостоятельность малых и средних предприятий в использовании финансовых ресурсов, авторы отмечают, что наличие убыточных предприятий снижает социальную защищенность работников. Так, за пятилетний период наблюдаются резкие колебания среднемесячной заработной платы (2009 г. - 10 300 руб. по малому бизнесу и 12 423 руб. по средним предприятиям; в 2013 г. эти показателя составили 14 655 руб. по малому бизнесу и 19 959 руб. по средним предприятиям)4.

Анализ данных, представленных в табл. 2, позволяет определить постоянный рост числа малых прибыльных предприятий, их распределение по финансовым результатам (рентабельность активов и рентабельность деятельности) за пятилетний период [8].

3 По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области.

4 Там же.

Сфера анализа финансовых результатов малых и средних предприятий авторами расширена по видовому признаку (табл. 3). Так, в сельском хозяйстве по итогам 2012 г. наблюдается отрицательный сальдированный результат, а по оптовой и розничной торговле превышает его в 80 раз, т.е. возможна ситуация формирования областного бюджета в результате перелива финансовых результатов из отрасли в отрасль, что нельзя считать положительным в бюджетном планировании.

Учитывая результаты отраслевого формирования финансовых результатов, авторами в качестве интегрального оценочного показателя деятельности предприятий выбран общеизвестный - рентабельность проданных товаров, работ, услуг (табл. 4).

По итогам пятилетнего периода в Челябинской области отмечается снижение рентабельности большинства отраслей за исключением гостиничного хозяйства, здравоохранения и финансовой

Таблица 2

Распределение малых предприятий по финансовым результатам

Год Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн руб. Прибыльные предприятия Убыточные предприятия

Количество Прибыль, млн руб. Количество Убыток, млн руб.

2008 11 409 8 009 15 352 2 485 3 943

2009 4 077 7 184 10 295 2 999 6 218

2010 7 863 8 973 11 412 2 678 3 549

2011 10 101 8 628 13 530 2 114 3 429

2012 13 749 11 456 19 445 2 717 5 696

Таблица 3

Распределение малых предприятий по финансовым результатам

Показатель Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн руб. Прибыльные предприятия Убыточные предприятия

Количество Прибыль, млн руб. Количество Убыток, млн руб.

Всего 13 749 11 456 19 445 2 717 5 696

В том числе:

- сельское хозяйство, охота и лес- -114 124 330 57 444

ное хозяйство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- рыболовство, рыбоводство 3 5 6 6 3

- добыча полезных ископаемых -543 38 132 16 675

- обрабатывающие производства 1 406 1 255 2 062 279 656

- производство и распределение 90 82 195 36 105

электроэнергии, газа и воды

- строительство 501 1361 1373 319 872

- оптовая и розничная торговля, ре- 8 351 6 347 9 590 1 276 1 239

монт автотранспортных средств,

мотоциклов, бытовых изделий и

предметов личного пользования

- гостиницы и рестораны 246 221 425 76 179

- транспорт и связь 258 584 622 184 364

- финансовая деятельность 134 112 291 36 157

- операции с недвижимым имущес- 3 162 1 131 4 101 372 939

твом, аренда и предоставление

услуг

- государственное управление и 0 1 0 1 0

обеспечение военной безопаснос-

ти; социальное страхование

- образование 3 7 6 5 3

- здравоохранение и предоставле- 106 44 117 13 11

ние социальных услуг

- предоставление прочих комму- 146 144 195 41 49

нальных, социальных и персо-

нальных услуг

Таблица 4

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) малых предприятий, %

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Всего 4,6 4,4 3,6 3,9 3,4

В том числе:

- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 22,4 5,1 9,2 12,4 12,9

- рыболовство, рыбоводство 0,4 1,2 10,7 4,5 4,2

- добыча полезных ископаемых 9,3 -2,7 0,1 10,2 4,9

Окончание табл. 4

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

- обрабатывающие производства 4,0 3,7 4,1 5,1 3,8

- производство и распределение электроэнергии, газа 3,4 0,8 -1,0 1,0 2,9

и воды

- строительство 5,3 2,9 2,3 2,3 2,3

- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных 3,0 2,8 2,7 2,8 2,5

средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов

личного пользования

- гостиницы и рестораны 10,0 6,5 12,9 10,5 13,8

- транспорт и связь 6,1 9,4 4,8 2,6 3,2

- финансовая деятельность 58,5 51,3 5,5 14,9 21,0

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предо- 22,2 16,9 13,7 17,2 15,6

ставление услуг

- государственное управление и обеспечение военной - -12,6 1,6 4,5 0,3

безопасности; социальное страхование

- образование 20,8 -88,3 5,5 5,4 2,9

- здравоохранение и предоставление социальных услуг 4,0 8,2 5,2 4,0 11,1

- предоставление прочих коммунальных, социальных и 15,5 13,8 8,3 11,7 12,6

персональных услуг

деятельности. Анализ данных, представленных в табл. 4, свидетельствует о резких колебаниях рентабельности от 2% в строительстве (2012 г.) до 21% в финансовой деятельности (2012 г.). Безусловно, данный разброс показателей свидетельствует о разных системах управления качеством организации деятельности в различных сегментах областного экономического хозяйства [2].

Обобщение указанных тенденций развития малого и среднего предпринимательства и причин их изменения определило круг проблем формирования их экономического потенциала (рис. 3).

По мнению авторов, экономический потенциал можно представить в виде инновационного, структурного, инвестиционного, финансового и территориального элементов.

По итогам анализа данных элементов могут быть систематизированы факторы, влияющие:

- на адаптацию малого и среднего предпринимательства к изменениям внутренней и внешней предпринимательской среды;

- на эффективность управления инновационным развитием малого и среднего предпринимательства региона [3].

Необходимость усиления финансового обеспечения инновационной деятельности в Челябинской области потребовала проведения дополнительного анализа содержания программ поддержки развития и программ инновационного развития малого и среднего предпринимательства. Челябинская область является инициатором создания на основе программ развития малого и среднего предприни-

мательства и развития инновационной деятельности единой комплексной программы развития малого и среднего предпринимательства. Более того, акцент развития предпринимательства Челябинской области, перенесенный на уровень муниципальных образований, по мнению авторов, требует дополнительной проработки механизма совместного финансирования региональной и муниципальных программ, совершенствования механизмов взаимодействия участников инновационного процесса.

В 2013 г. из 39 местных бюджетов на реализацию муниципальных программ направлено 36,7 млн руб., что позволило привлечь 75 млн руб. из средств областного и федерального бюджетов.

Разработка институционального взаимодействия, повышение его роли в реализации инновационной политики обеспечивают в завершенном виде системное комплексное регулирование инновационного развития, что создает благоприятные финансовые и социальные условия роста экономики региона.

Малое предпринимательство по сравнению с крупными фирмами имеет определенные преимущества [7, с. 26-28]:

- малые и средние предприятия не требуют крупных капиталов для организации и развития;

- малое и среднее предпринимательство, участвуя в инновационных проектах, способствует совершенствованию производства, практической реализации интеллектуального потенциала исследовательских университетов, поддержке студенческих инициатив в области наукоемкого производства, созданию дополнительных рабочих мест;

1. Недостаточный уровень инновационного развития малых и средних предприятий региона.

2. Наличие барьеров для выхода малых и средних предприятий на рынок.

3. Недостаточное взаимодействие и координация отраслевых и региональных структур малых и средних предприятий региона.

4. Несовершенство нормативной правовой базы государственного регулирования предпринимательской деятельности

1. Неразвитый механизм инвестирования капитала в развитие малых и средних предприятий.

2. Отсутствие методики оценки чувствительности факторов инвестиционной активности малых и средних предприятий.

3. Низкий уровень информированности малых и средних предприятий по состоянию предпринимательского климата региона

1. Слабое взаимодействие малых и средних образовательных учреждений и других подобных структур региона.

2. Отсутствие собственных средств у субъектов инновационной деятельности на ННОКР.

3. Отсутствие системы подготовки специалистов по коммерциализации и управлению результатами интеллектуальной деятельности

1. Отсутствие полноценной системы федерального финансирования мероприятий развития инфраструктуры малого и среднего предпринимательства.

2. Слабая бюджетная обеспеченность региона.

3. Низкая обеспеченность финансовыми ресурсами развития малого и среднего предпринимательства региона.

4. Высокая степень инвестиционного риска

Рис. 3. Проблемы развития экономического потенциала малых и средних предприятий

- малые и средние предприятия, вовлеченные в производство наукоемкой продукции, порождают спрос на новые исследования и разработки, обеспечивая непрерывный научно-технический прогресс;

- малое и среднее предпринимательство ориентировано преимущественно на создание инновационных продуктов, а не новых техники и технологий, т.е. непосредственно на удовлетворение потребностей индивидов;

- малый и средний бизнес может достаточно быстро и с меньшими затратами адаптироваться к изменяющимся потребностям рынка и осваивать выпуск мелкосерийной и уникальной продукции;

- на малых и средних предприятиях изобретатель, собственник и менеджер, как правило, одно лицо - предприниматель-новатор, в результате этого решается проблема рассогласования экономических интересов в корпоративном управлении (изобретатель стремится внедрить свое новшество в ущерб максимизации прибыли, руководитель и менеджер - к реализации быстро окупаемых проектов, преследуя цель получения максимально возможной прибыли);

- малое и среднее предпринимательство как особый институт, основанный на инновационной предпринимательской идее, направляет свою деятельность на повышение как индивидуального (получение материальной выгоды), так и общественного благосостояния (быстрое

реагирование на изменения потребительского спроса, содействие занятости населения). Инновационное развитие выступает важнейшим средством обеспечения условий структурных сдвигов и определяется в качестве обязательного условия, важнейшего ресурса повышения экономического потенциала, качества жизнеобеспечения. Прямые расходы на инновационное развитие России в 2011 г. составили 0,6% ВВП (1,6% от расходов федерального бюджета), в 2013 г. - 1% ВВП, а с 2014 по 2020 гг. ожидается рост до 1,3% ВВП. Данная ситуация подобна 2000 г., т.е. за последнее десятилетие она принципиально не изменилась5.

Инновационное развитие следует рассматривать как предпосылку устойчивого развития, а процесс формирования и реализации организационно-экономического механизма инновационного развития рассматривать в качестве самостоятельного, что требует выявления особенностей инновационного потенциала и инфраструктуры.

Формирование и реализация организационно-экономического механизма инновационно ориентированного развития представляет собой совокупность организационных структур, форм и методов управления, экономические законы, в соответствии с которыми обеспечивается процесс производства и управления [4].

5 Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.

Инновационный потенциал авторами рассмотрен в виде финансовых, правовых, технических, инфраструктурных, социокультурных возможностей обеспечения восприятия и реализации новшеств (получение инноваций).

Предпосылки для эффективного инновационного развития области создает высокая концентрация научного потенциала:

- функционируют более 200 организаций, выполняющих научные исследования и разработки, один национальный исследовательский университет (Южно-Уральский государственный университет), 52 высших учебных заведения (государственных - 30, негосударственных - 22);

- в 2012 г. доля исследователей в общем количестве занятых в экономике Челябинской области составила 0,84% (в Свердловской области -0,89%, в Тюменской области - 0,35%, в Курганской области - 0,15%);

- за период с 2000 по2011 гг. выпуск аспирантов и докторантов увеличился в 1,85 и в 2,7 раза соответственно.

Кроме того, в области функционируют учебные заведения, которые готовят специалистов со средним специальным образованием для различных отраслей экономики.

Расширение практики финансовой поддержки инновационного развития предприятий требует формирования эффективной системы финансирования.

Отечественные расходы инновационной и научной направленности можно представить следующим образом:

- на бюджетную систему приходится 67%;

- средства предпринимательского сектора составляют 16%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- собственные средства научных организаций -12%;

- иностранные ресурсы - 4%;

- прочие расходы - 1%.

В настоящее время развитие инновационной деятельности в Челябинской области характеризуется следующими проблемами [10]:

- недостаточно активное взаимодействие осуществляется между образовательными учреждениями, малыми и крупными хозяйствующими субъектами;

- недостаток собственных средств у субъектов инновационной деятельности для выполнения опытно-конструкторских работ и создания опытного производства инновационной продукции;

- наличие кадрового дефицита специалистов по коммерциализации научно-технических разработок и управлению результатами интеллектуальной деятельности.

Развитие темы инновационной активности малого и среднего предпринимательства потребовало проведения анализа инновационного потенциала.

В 2012 г. из 60 организаций, выполнявших исследования и разработки, только 19 были государственными. За период с 2004 по 2012 г. число организаций, выполнявших исследования и разработки, увеличилось на 39%.

В последнее время интерес к внедрению инноваций наблюдается в сфере образования, коммунальных, социальных и персональных услуг (табл. 5).

Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Организации: 43 40 42 52 49 47 46 58 60

- сельского хозяйства, охоты и лесного - - - 1 1 1 - - -

хозяйства

- добычи полезных ископаемых - - - - - - - - -

- обрабатывающих производств 3 3 6 6 6 7 8 11 12

- по операциям с недвижимым имуществом, 33 29 28 32 30 27 25 29 27

аренде и предоставлению услуг

- образования 7 8 8 11 10 10 10 15 18

- здравоохранения - - - 1 1 1 1 1 1

- предоставления прочих коммунальных, - - - 1 1 1 2 2 2

социальных и персональных услуг

Научные исследования и разработки 31 28 27 30 28 26 25 29 27

Предоставление прочих видов услуг 2 1 1 2 2 1 - - -

Таблица 5

Количество исследований и разработок, проведенных организациями

Челябинской области

Статистические исследования подтверждают характерную особенность затрат на исследования и разработки (высокая доля средств областного бюджета). Авторами установлено, что на долю областного финансирования приходится 86,3% всех затрат на развитие инновационной деятельности.

В обобщенном виде содержание рассматриваемых проблем позволило определить, что для решения проблем социально-экономического развития малого и среднего предпринимательства необходимы организационно-экономические механизмы:

- повышения эффективности малого и среднего предпринимательства;

- инновационного развития малого и среднего предпринимательства [6].

Структура экономического потенциала и выявленные проблемы позволили авторам предложить вариант механизма совершенствования управления развитием малого и среднего предпринимательства с учетом возможного моделирования прогноза инновационной деятельности по критериям (рис. 4).

Оценочным критерием реализации механизма является повышение эффективности предпринимательской деятельности, уровень которой определяется следующими критериями:

- увеличением количества субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 000 чел. населения;

- долей среднесписочной численности;

- долей оборота малых и средних предприятий;

- объемом выпуска товаров субъектами малого и среднего предпринимательства.

На основе данных критериев устанавливается прогноз инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства с последующим формированием и утверждением целевой программы развития его инновационной деятельности.

В современных условиях использование механизмов моделирования и математических методов в разработке прогнозов инновационного развития, их дальнейшего согласования с региональными планами социально-экономического развития позволяет обеспечить единый процесс принятия тактических и стратегических задач развития региона, провести сравнительный анализ реализации механизмов инновационного развития в субъектах региона.

Данная позиция явилась основополагающей для оценки, диагностики и анализа выполнения программ развития инновационной деятельности в Челябинской области.

В качестве необходимого условия повышения инновационной активности малого и среднего предпринимательства выделен инвестиционный потенциал. Процесс внедрения, развития и поддержания инновационного развития предусматривает наличие гибкого механизма учета инвестиционной потребности и реальных инвестиционных вложений эффективного развития инновационной деятельности малых и средних предприятий [9].

Анализ вложений инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства Челябинской области свидетельствует, что сумма инвестиционных вложений не соответствует общероссийским и региональным тенденциям. Для подтверждения данного вывода авторами выполнен расширенный анализ инвестиционных вложений по видам экономической деятельности малого и среднего предпринимательства (табл. 6).

Анализируя данные, приведенные в табл. 6, авторами отмечаются скачкообразные темпы роста инвестиций за три года по всем видам экономической деятельности (за исключением нарастающих темпов роста по предоставлению коммунальных и персональных услуг -107,5, 263 и 301,1 млн руб. соответственно).

Инвестиционные вложения позволили увеличить производственный потенциал малых предприятий Челябинской области (наличие основных фондов) с 37 271 млн руб. в 2008 г. до 62 044 млн руб. в 2012 г.

Программа государственной поддержки и направлений развития инноваций Челябинской области включает комплекс мероприятий развития инновационной инфраструктуры. В конкретном перечне наиболее актуальными являются следующие мероприятия:

- создание и ведение реестра инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования;

- создание и развитие организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере;

- создание коллективных центров аналитического и технологического обеспечения на базе вузов;

- разработка и внедрение формата обучающих программ по подготовке инновационных менеджеров и инновационных агентов;

- разработка финансового механизма обеспечения реализации инновационных проектов;

Организационные структуры

Министерство экономического развития. Органы законодательной и исполнительной власти. Налоговая служба.

Федеральная антимонопольная служба.

Роспотребнадзор.

Таможенные органы.

Лицензирующие органы.

Управление муниципальных районных

образований.

Общественные организации

Регулирование, контроль

А_1

о

Федеральная служба государственной статистики

Федеральная служба государственной статистики, территориальные органы.

Муниципальная, районная служба государственной статистики

Информационное обеспечение

А

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Корректировка целевой программы развития малого и среднего предпринимательства

1. Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 000 чел.

2. Увеличение доли среднесписочной численности малого и среднего предпринимательства.

3. Увеличение доли оборота малого и среднего предпринимательства.

4. Увеличение выпуска товаров субъектами малого и среднего предпринимательства

Прогнозирование инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства

д

Законодательное собрание. Правительство

Целевая программа инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства.

Стратегическая программа развития малого и среднего предпринимательства

Рис. 4. Организационно-экономическая модель управления развитием малого и среднего предпринимательства

Таблица 6

Инвестиции в основной капитал малых предприятий, млн руб.

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Всего инвестиций 8 625,0 9 077,0 8 395,8

В том числе:

- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 134,5 1 701,6 159,1

- рыболовство, рыбоводство 0,4 0,0 0,3

- добыча полезных ископаемых 1,8 7,2 5,3

- обрабатывающие производства 1 168,4 1 034,0 783,0

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды 35,8 31,1 148,5

- строительство 1 797,3 3 251,2 2 842,4

- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных 1 782,7 1060,9 719,5

средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного

пользования

- гостиницы и рестораны 96,0 209,9 40,4

- транспорт и связь 404,5 281,1 108,0

- финансовая деятельность - - -

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предостав- 3 079,5 1 215,6 3 276,6

ление услуг

- образование 0,1 - -

- здравоохранение и предоставление социальных услуг 16,5 21,3 11,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- предоставление прочих коммунальных, социальных и пер- 107,5 263,1 301,1

сональных услуг

Источник: данные Территориальной службы государственной статистики по Челябинской области.

- вовлечение талантливой молодежи в инновационную сферу;

- материально-техническое обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства на основе договоров долгосрочной аренды неза-действованных муниципальных активов;

- использование механизма субсидирования субъектов малого и среднего предпринимательства по возмещению затрат на реализацию программ энергосбережения;

- организация венчурных ярмарок, научно-практических конференций и привлечение к участию в них субъектов малого и среднего предпринимательства;

- использование различных форм организационно-производственной кооперации;

- компенсационный механизм расходов субъектов малого и среднего предпринимательства на сертификацию продукции, организацию производства, систем менеджмента качества, разработку опытного образца и товарного знака.

Совершенствование организационно-экономического механизма развития малого и среднего предпринимательства включает в себя комплекс мер, направленных на обеспечение эффективного конкурентоспособного функционирования и устойчивого развития предприятий. Полученные в

ходе исследования научные результаты могут быть универсальными для подобных регионов и иметь прикладное значение в практике планирования и управления развитием региона, что будет способствовать инновационно-ориентированному развитию региона, повышению его конкурентоспособности.

Список литературы

1. Бухтиярова Т.И., Ташкинова Т.В. Малое предпринимательство как важнейший фактор обеспечения социально-экономического развития Челябинской области // Организационно-экономические аспекты управления инновационным потенциалом региона: сборник статей и тезисов докладов XVII Международной научно-практической конференции. Челябинский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. 2013. С. 266-273.

2. Бухтиярова Т.И., Павленко Е.Л. Мониторинг выявления и оценка характера взаимосвязей рыночных структур и стратегий сетевых торговых предприятий // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 14. С. 2-8.

3. Бухтиярова Т.И., Якушев А.А. Концептуальная модель информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений малого и среднего бизнеса // Современные технологии управления. 2013.№ 5. С. 1-16.

4. Бухтиярова Т.И., Дубынина А.В. Механизм реализации инновационных целей развития экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 16. С. 2-14.

5. Демьянов Д.Г. Инвестиционная политика системы бытового обслуживания // Организационно-экономические аспекты управления инновационным потенциалом региона: сборник статей и тезисов докладов XVII Международной научно-практической конференции.

6. Челябинский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. 2013. С. 47-51.

7. Демьянов Д.Г. Инвестиционно-инновационная направленность развития системы бытового обслуживания Челябинской области // Инновационное

развитие экономики и образования на современном этапе развития России. Челябинск, 2013. С. 8-24.

8. Дубынина А.В. Малый бизнес на инновационном рынке // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 29. С. 26-32.

9. Дубынина А.В. Проблемы инновационного развития на региональном уровне // Социум и власть. 2013. № 4. С. 84-89.

10. Дубынина А.В. Мультипликативный эффект инновационной деятельности // Universum: экономика и юриспруденция. 2014. № 4. С. 1.

11. Крутчанкова К.А., Бухтиярова Т.И. Инновационная активность предпринимательства Курганской области // Аграрный вестник Урала. 2013. № 10. С. 79-86.

Regional economics: theory and practice Economy and management

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES

Tat'yana I. BUKHTIYAROVA, Anna V. DUBYNINA, Dmitrii G. DEM'YANOV

Abstract

The modern conditions of the economy make actual the necessity of improvement of the principles, approaches and tools of formation and implementation of the concept of development of small and medium enterprises, mechanisms of its interaction with institutions of the State and society, which are focused on ensuring competitiveness and market attractiveness of the region on the basis of innovative factors of economic growth. The article systematizes the signs of structural structure of elements of economic potential on the basis of all-economic problems, financial, innovative, investment and structural potentials The authors provide the classification, which allows to define the common problems of the SME development and to make their systematization according to the elements of economic potential for definition of the direction of development of business of an area. The paper makes recommendations of formation of the organizational and economic mechanism of development of small and medium enterprises. To address the problems, the authors used the general scientific methods to study economic phe-

nomena and processes. Using the basic tools (graphical, index, analytical groupings and comparative analysis), the authors provide justification of the fundamental provisions and findings The results received during the present research, make a particular contribution to the theory and methodology of formation of the mechanism of an implementation of the concept of the small and medium enterprises development and the authors define constituent elements of the organizational and economic mechanism of the development of small and medium enterprises The economic component of the mechanism includes questions of financing, use of economic levers of the State regulation, formation of funds of support, stimulation of an activity of all organizational forms of business The organizational component includes the development of the mechanism of interaction of the State regulation bodies, business and non-profit organizations, establishment of interrelations, a specific system of the institutional environment .

Keywords: organizational, economic, model, small enterprises, medium enterprises, development mechanism

References

1. Bukhtiyarova T.I., Tashkinova T.V. [Small business as the single most critical factor of ensuring the socio-economic development of the Chelyabinsk region]. Maloe predprinimatel'stvo kak vazhneishii faktor obespecheniya sotsial 'no-ekonomicheskogo razvitiya Chelyabinskoi oblasti. Organizatsionno-ekonomicheskie aspekty upravleniya innovatsionnym potentsialom regiona: sbornik statei i tezisov dokladov XVII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konfer-entsii [Proc. 17th Int. Sci. Practical Conf. "Organizational and economic aspects of innovation management in the region"]. Chelyabinsk, Chelyabinsk Branch of Financial University under Government of Russian Federation Publ., 2013, pp. 266-273.

2. Bukhtiyarova T.I., Pavlenko E.L. Monitoring vyyavleniya i otsenka kharaktera vzaimosvyazei ryn-ochnykh struktur i strategii setevykh torgovykh pred-priyatii [Monitoring of the identification and assessment of the nature of mutual links of market structures and strategies of network trade enterprises]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional economics: theory and practice, 2013, no. 14, pp. 2-8.

3. Bukhtiyarova T.I., Yakushev A.A. Kontsep-tual'naya model' informatsionno-analiticheskogo obespecheniya prinyatiya upravlencheskikh reshenii malogo i srednego biznesa [A conceptual model of information and analytical provision of taking of administrative decisions of small and medium businesses]. Sovremennye tekhnologii upravleniya - Modern technologies of management, 2013, no. 5, pp. 1-16.

4. Bukhtiyarova T.I., Dubynina A.V. Mekhanizm realizatsii innovatsionnykh tselei razvitiya ekonomiki [A mechanism of realization of innovation goals of the development of the economy]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' - National interests: priorities and security, 2014, no. 5, pp. 1-16.

5. Dem'yanov D.G. [An investment policy of public services]. Investitsionnayapolitika sistemy bytovogo ob-sluzhivaniya. Organizatsionno-ekonomicheskie aspekty upravleniya innovatsionnym potentsialom regiona: sbornik statei i tezisov dokladov XVII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. 17th Int. Sci. Practical Conf. "Organizational and economic aspects of innovation management in the region"]. Chelyabinsk, Financial University under Government of Russian Federation Publ., 2013, pp. 47-51.

6. Dem'yanov D.G. Investitsionno-innovatsion-naya napravlennost' razvitiya sistemy bytovogo obsluzhivaniya Chelyabinskoi oblasti [Investment and innovation orientation of the development of the consumer services system of the Chelyabinsk region]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki i obrazovaniya na sovremennom etape razvitiya Rossii - Innovation development of economy and education at present stage of development of Russia, 2013, pp. 8-24.

7. Dubynina A.V. Malyi biznes na innovatsion-nom rynke [Small business in the innovation market]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost ' - National interests: priorities and security, 2013, no. 29, pp. 26-32.

8. Dubynina A.V. Problemy innovatsionnogo razvitiya na regional'nom urovne [Problems of innovation development at the regional level]. Sotsium i vlast'-Socium and power, 2013, no. 4, pp. 84-89.

9. Dubynina A.V. Mul'tiplikativnyi effekt in-novatsionnoi deyatel'nosti [The multiplicative effect of innovation activities]. Universum: ekonomika i yurisprudentsiya -Universum: economics and jurisprudence, 2014, no. 4, pp. 1.

10. Krutchankova K.A., Bukhtiyarova T.I. Inno-vatsionnaya aktivnost' predprinimatel'stva Kurganskoi oblasti [The innovation business activities of the Kurgan region]. Agrarnyi vestnik Urala - Agrarian bulletin of Ural, 2013, no. 10, pp. 79-86.

Tat'yana I. BUKHTIYAROVA

Financial University under Government of Russian Federation, Chelyabinsk Branch, Chelyabinsk, Russian Federation viola_1_49@mail.ru

Anna V. DUBYNINA

Financial University under Government of Russian Federation, Chelyabinsk Branch, Chelyabinsk, Russian Federation ann-file@mail.ru

Dmitrii G. DEM'YANOV

Financial University under Government of Russian Federation, Chelyabinsk Branch, Chelyabinsk, Russian Federation x-line@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.