Научная статья на тему 'Формирование модели инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства'

Формирование модели инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
757
115
Поделиться
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ВЕНЧУРНЫЕ ГАРАНТИЙНЫЕ ФОНДЫ / ECONOMIC POTENTIAL OF A REGION / PROBLEMS OF DEVELOPING SMALL AND MEDIUM BUSINESS / INFRASTRUCTURAL SUPPORTING SMALL AND MEDIUM BUSINESS / VENTURE GUARANTEE FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бухтиярова Татьяна Ивановна, Дубынина Анна Валерьевна

Успешность реализации экономического потенциала малого и среднего предпринимательства зависит в определенной степени от эффективности формирования и реализации системы управления инфраструктурой развития малого и среднего предпринимательства, предпринимательского консалтинга, подготовки управленческих кадров, региональной поддержки процессов развития малого бизнеса.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бухтиярова Татьяна Ивановна, Дубынина Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FORMING A MODEL OF INFRASTRUCTURAL SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS

The success of realizing economic potential of small and medium business depends to some extent on effectiveness of forming and realizing a system of managing infrastructure of developing small and medium business, business consulting, management training, regional supporting processes of developing small business.

Текст научной работы на тему «Формирование модели инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства»

УДК 330

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Бухтиярова Татьяна Ивановна,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал, профессор кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета, доктор экономических наук, профессор, г. Челябинск, Россия. E-mail: viola_1_49@mail.ru

Дубынина Анна Валерьевна,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Челябинский филиал, доцент кафедры экономики и финансов, кандидат экономических наук, г. Челябинск, Россия. E-mail: ann-file@mail.ru

Аннотация

Успешность реализации экономического потенциала малого и среднего предпринимательства зависит в определенной степени от эффективности формирования и реализации системы управления инфраструктурой развития малого и среднего предпринимательства, предпринимательского консалтинга, подготовки управленческих кадров, региональной поддержки процессов развития малого бизнеса.

Ключевые понятия: экономический потенциал региона, проблемы развития малого и среднего предпринимательства, инфраструктурное обеспечение малого и среднего предпринимательства, венчурные гарантийные фонды.

Развитие экономики в современной России, достижение экономического роста зависит во многом от уровня результативности деятельности численно преобладающей группы хозяйствующих субъектов на рынке - субъектов малого и среднего предпринимательства [3, с. 3].

Управление развитием малого и среднего предпринимательства предусматривает управленческое воздействие государства на процесс организационно-экономического структурирования рыночного пространства с помощью форм, методов и инструментов управления.

Согласно статистике, основные показатели деятельности малого и среднего предпринимательства в России в сравнении с развитыми странами остаются значительно ниже на протяжении ряда лет. Доля сегмента МСП во внутреннем валовом продукте РФ в среднем составляет около 20%; в то же время в странах ЕС аналогичный показатель находится в диапазоне от 50 до 70%, в США - более 50%. Основные показатели развития малого и среднего предпринимательства в России позволяют отметить выраженный рост количества малых и микропредприятий наряду с одновременным снижением количества средних. Увеличение оборота по всем группам предприятий можно считать положительной тенденцией, связанной с активизацией их деятельности в рамках системы государственного регулирования сферы малого и среднего предпринимательства.

Эффективность малого и среднего предпринимательства предполагает два основных аспекта:

- первый - специфика требований, предъявляемых к развитию малого и среднего предпринимательства, что позволит реально достичь более глубокого понимания сущности развития малого и среднего предпринимательства;

- второй - непосредственно тенденции развития малого и среднего предпринимательства в контексте предлагаемых и реально практикуемых мер поддержки данного сектора экономики.

Содержание и реализация концепции развития малого и среднего предпринимательства требуют взаимодействия институтов государства, бизнеса и общества посредством реализации программно-целевого метода на всех уровнях иерархии управления. Для формирования и реализации успешной политики в области развития малых и средних предприятий и повышения их конкурентоспособности институтами

государственной власти приняты и реализуются целевые программы по их развитию. Взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, производственных, информационных и иных мероприятий обеспечивает достаточно эффективное решение задач развития малого и среднего предпринимательства [7, с. 178-189].

В перечне первоочередных задач для российского предпринимательства следует выделить построение институциональной и финансовой инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства за счет выделения значительных объемов средств из государственного бюджета на создание среды, максимально благоприятной для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства и повышения их вклада в конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобализации [6, с. 22].

Важность решения данной задачи определена по результатам анализа основных причин, препятствующих успешному развитию малого и среднего предпринимательства:

- отсутствие эффективной системы организационных коммуникаций между органами государственной власти и местного самоуправления, наделенных полномочиями по реализации мер поддержки субъектов бизнеса;

- сохранение противоречия между целевыми ориентирами программ развития данного сегмента предпринимательского сообщества и достигнутыми результатами;

- отсутствие целостных представлений о системе действенных инструментов воздействия, учитывающих особенности размещения малых и средних предприятий, выбора вида экономической деятельности, определения информации о стадиях жизненного цикла организации [6, с. 15].

Определение алгоритма и последовательности оценки процедур влияния инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на изменение потенциальных конкурентных преимуществ, в конечном итоге на основе выбора сценария развития малого предпринимательства, позволит принять обоснованные управленческие решения.

Интегрированной формой поддержки малого и среднего предпринимательства, способной нивелировать большинство проблем и минимизировать их в дальней-

шем, выступает комплексная поддержка (общественная, финансовая, имущественная [2, с. 61]).

Организационно-структурная схема построения инфраструктурного обеспечения может быть в общем виде рассмотрена на примере Челябинской области.

Для реализации общественной поддержки в области создан Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства.

Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства осуществляет свою деятельность на уровне структур правительства, территориальных подразделений федеральных органов власти (10 единиц), подразделений муниципальных образований (43 единицы). Финансовую и имущественную поддержку в Челябинской области реализуют 8 региональных банков, 35 филиалов инорегио-нальных банков, инновационный бизнес-инкубатор [2, с. 62].

Следует отметить, что, несмотря на наличие развернутой инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в большинстве регионов отсутствует адаптированный организационно-экономический механизм интеграции региональной экономики и отдельных предприятий в единое экономическое пространство, не учтена специфика и сложившиеся структурные перекосы в экономике РФ и отдельных ее регионов.

В этих условиях важно перейти от фрагментарной инфраструктурной помощи государства малым и средним предприятиям к формированию целостной политики создания благоприятной среды для предпринимательства.

Разработка методологии формирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства является актуальной задачей и требует определения эффективных инструментов и методов обеспечения ее гибкости и способности приспосабливаться к изменениям внешней среды, созданию именно тех институтов, которые будут оказывать необходимые и достаточные услуги для нормального функционирования бизнеса и на федеральном, и региональном уровнях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этих условиях потребность исследования механизмов и инструментов государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства на общероссийском и региональном уровнях приобретает особую актуальность, что скажется на улучшении предприниматель-

ского климата, активизации предпринимательской инициативности и окажет положительное влияние на конкурентоспособность страны, благоприятно отразится на показателях социально-экономического развития [3, с. 3].

Основными принципами государственного управленческого воздействия в процессе развития малого и среднего предпринимательства выступают принципы: комплексности (разработка, реализация и корректировка стратегии управления региональными и отраслевыми приоритетами развития малого и среднего предпринимательства) и системности (достижение целей управления региональными и отраслевыми приоритетами развития малого и среднего предпринимательства).

Каждый регион, руководствуясь основными положения развития малого и среднего предпринимательства, определенными свыше, разрабатывает собственные программы поддержки, определяет реальность достижения экономического (доходного) социально ориентированного или социально-экономического (комбинированного) результата.

Экономический потенциал региона может быть представлен в виде структуры элементов-потенциалов: инновационный; структурный; инвестиционный; финансовый; территориальный [1, с. 47-60].

Реализация каждого из них с участием малого и среднего предпринимательства позволяет в определенной мере решить общеэкономические проблемы региона. Для данного решения необходимо уточнить, а возможно, и оценить состояние каждого из структурных элементов. Так, для структурного потенциала Челябинской области характерно: недостаточный уровень инновационного развития малых и средних предприятий региона; наличие барьеров для входа малых и средних предприятий на рынок; слабое взаимодействие и координация отраслевых и региональных структур малых и средних предприятий региона; несовершенство нормативно-правовой базы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Неразработанность инновационного потенциала определяется: слабым взаимодействием малых и средних образовательных учреждений и аналогичных структур региона; отсутствием собственных средств у субъектов инновационной деятельности на НИОКР; отсутствием системы подготов-

ки специалистов по коммерциализации и управлению результатами интеллектуальной деятельности.

Для инвестиционного потенциала Челябинской области в качестве недостатков авторы выделяют: слабый механизм инвестирования капитала в развитие малых и средних предприятий; отсутствие методики оценки чувствительности факторов инвестиционной активности малых и средних предприятий; низкий уровень информированности МСП о состоянии предпринимательского климата региона.

Общеэкономической проблемой развития малого и среднего предпринимательства является формирование системы финансового потенциала. Но для малого и среднего предпринимательства Челябинской области финансовое обеспечение недостаточно в силу следующих причин: отсутствия полноценной системы федерального финансирования мероприятий развития инфраструктуры малого и среднего предпринимательства; слабой бюджетной обеспеченности региона; низкой обеспеченности финансовыми ресурсами малого и среднего предпринимательства региона; высокой степени инвестиционного риска.

В порядке обобщения общеэкономических проблем развития малого и среднего предпринимательства следует отметить:

- недостаточную тенденцию инновационного развития МСП Челябинской области

- недостаточную сбалансированность развития структурного потенциала МСП Челябинской области

- недостаточный уровень территориальной сбалансированности развития МСП муниципальных и городских образований Челябинской области.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства определяется Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»1 как деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных, соответственно, в федеральных, региональных или местных целе-

1 Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. (ред. от 02.07.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 30.07.2007. -№ 31. - Ст. 4006.

вых программах развития малых и средних предприятий (п. 5 ст. 3).

Закон № 209-ФЗ устанавливает заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки (п. 1 ч. 1 ст. 14), а также предусматривает ведение реестров получателей поддержки органами, предоставляющими эту поддержку (ст. 8). Порядок ведения реестров определен Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 358.

Анализ ч. 2 ст. 14 и других положений Закона № 209-ФЗ позволяет говорить о том, что именно при обращении хозяйствующих субъектов за государственной или муниципальной поддержкой им необходимо документально подтвердить свой статус субъекта малого и среднего предпринимательства в соответствии с критериями, которые закреплены в ст. 4 Закона.

Наряду с подтверждением статуса субъекта малого и среднего предпринимательс-

тва, для получения государственной или муниципальной поддержки необходимо также соответствовать условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

Учитывая изложенные условия и дополнительные ограничения, установленные в ч. 3, 4 ст. 14 Закона № 209-ФЗ, можно сделать вывод о том, что далеко не все субъекты малого и среднего предпринимательства могут рассчитывать на поддержку органов государственной власти и органов местного самоупра вления, а также на финансовую поддержку названных органов.

Проведенный сравнительный анализ целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровнях2, 3 предполагает определение основных направлений государственной политики Российской Федерации и регионов (таблица 1).

Таблица 1

Основные цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства (МСП)

Цель Федеральный уровень Региональный уровень

Развитие субъектов МСП в целях формирования конкурентной среды в экономике РФ + +

Обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МСП + +

Обеспечение конкурентоспособности субъектов МСП + +

Оказание содействия субъектам МСП в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Увеличение количества субъектов МСП + +

Обеспечение занятости населения и развитие самозанятости + +

Увеличение доли производимых субъектами МСП товаров (работ, услуг) в объеме ВВП +

Увеличение доли уплаченных субъектами МСП налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов + -

Выравнивание условий для развития субъектов МСП в городских округах и муниципальных районах регионов - +

2 Закон Челябинской области от 27.03.2008 № 250 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/819045223

3 Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. (ред. от 02.07.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 30.07.2007. -№ 31. - Ст. 4006.

Проведенная декомпозиция общих федеральных и региональных целей развития малого и среднего предпринимательства на основе данных таблицы 1 позволяет сделать вывод, что формулировки общих целей регионального уровня соответствуют общенациональным. Однако необходимо отметить, что формирование конкурентной среды в экономике регионов и роль субъектов малого и среднего предпринимательства должны основываться на особенностях внешних и внутренних факторов региона.

Следует отметить, что статьи 9 и 10 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. 4 не уточняют, какие именно государственные органы занимаются реализацией каждого полномочия. Частично этот пробел устраняет статья 3 Закона Челябинской области от 27.03.2008 № 250 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области» 5, закрепляющая полномочия органов государственной власти Челябинской области по вопросам развития малого и среднего предпринимательства за конкретными государственными структурами (таблица 2).

Данный перечень полномочий является открытым, что дает возможность региональным органам государственной власти расширить полномочия в области развития малого и среднего предпринимательства.

Закрепление самостоятельных полномочий за органами местного самоуправления оправданно, поскольку именно местная власть выражает интересы хозяйствующих субъектов на подведомственной им территории и располагает большей информацией о проблемах и задачах развития малого и среднего предпринимательства. Для регионов (по результатам исследования) определена проблема не только закрепления полномочий, а в большей мере их реализация (финансовое обеспечение бюджетов муниципальных образований в части развития предпринимательства).

В соответствии со статьями 10 и 11 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии

малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вопросы развития малого и среднего предпринимательства, закрепленные за органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, решаются на региональном и муниципальном уровнях в процессе реализации областных и муниципальных целевых программ.

Оценивая содержание муниципальной программы по содействию развитию малого и среднего предпринимательства в г.Челябинске, следует отметить, что введение целевых показателей развития малого и среднего предпринимательства именно в отраслевом разрезе позволит усилить адресность и ответственность выполнения целевых показателей, обеспечить сбалансированность социально-экономического развития6.

Средства, направляемые на реализацию мероприятий софинансирования муниципальных программ, закладываются в региональную программу развития субъектов сектора малого и среднего бизнеса и закрепляются в законе о бюджете на плановый период [5, с. 23].

Софинансирование муниципальных программ, направленных на развитие малого и среднего бизнеса за счет средств региональных бюджетов, может быть реализовано при помощи методики оценки объема бюджетных средств, необходимых и достаточных для целей государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, входящих в состав инфраструктуры их поддержки [5, с. 23].

Эти средства направляются на создание и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (в том числе имущественной и финансовой). Законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»7 закрепляется заявительный порядок обращения за поддержкой, но получить поддержку возможно лишь предприни-

4 Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. (ред. от 02.07.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 30.07.2007. -№ 31. - Ст. 4006.

5 Закон Челябинской области от 27.03.2008 № 250 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/819045223.

6 Муниципальная Программа «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Челябинске в 2013 - 2016 годах» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cheladmin.ru/ resulution/rasporyazhenie-administracii-g-chelyabinska-no-7961-ot-19122013.

7 Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. (ред. от 02.07.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 30.07.2007. -№ 31. - Ст. 4006.

Таблица 2

Основные полномочия органов государственной власти Челябинской области по вопросам развития малого и среднего предпринимательства (МСП)

Наименование полномочия ЗС* Пр* Уп*

Принятие законов и иных нормативно-правовых актов по вопросам развития МСП + +

Разработка и реализация областных целевых и межмуниципальных программ развития МСП + + +

Содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов МСП, и структурных подразделений указанных организаций + +

Финансирование НИОКР по проблемам развития МСП +

Содействие развитию межрегионального сотрудничества субъектов МСП + +

Поддержка муниципальных программ развития МСП + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сотрудничество с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств по вопросам развития МСП +

Анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития МСП и эффективности применения мер по его развитию, прогнозирование развития МСП в Челябинской области + +

Формирование инфраструктуры поддержки субъектов МСП и обеспечение ее деятельности + + +

Методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию МСП на территориях муниципальных образований Челябинской области +

Создание координационных органов в области развития МСП и взаимодействие с ними + +

Ведение реестра субъектов МСП в Челябинской области - получателей поддержки за счет средств областного бюджета +

Осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством РФ и Челябинской области + +

* Примечание: ЗС - Законодательное Собрание Челябинской области, Пр - Правительство Челябинской области, Уп - Уполномоченный по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.

мателям, соответствующим критериям, устанавливаемым в отношении субъекта малого бизнеса в рамках той или иной программы поддержки.

Исходя из этого, эффективность и результативность реализации программ региональных и муниципальных уровней определяется в первую очередь тем, насколько адекватно федеральные органы власти изменяют в рамках своих полномочий инс-

титуциональную среду, определяя ее более благоприятной для осуществления хозяйственной деятельности малого и среднего предпринимательства в тех направлениях, к которым оно наиболее чувствительно.

1. Дубынина, А.В. Структурный потенциал малого и среднего предпринимательства: тенден-

ции и векторы развития [Текст] / А.В. Дубынина, Д.Г. Демьянов // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 4 (379). С. 47-60.

2. Конфигурация проблем управления развитием малого и среднего предпринимательства: монография [Текст] / Челябинский филиал Фину-ниверситета. Челябинск, 2015. 215 с.

3. Малачева, В.В. Совершенствование механизма инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства [Текст] / В.В. Ма-лачева: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Санкт-Петербург, 2015. 23 с.

4. Палагина, А.Н. Методология формирования адаптивной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: институциональные аспекты, механизмы и инструменты [Текст] / А.Н. Палагина: автореф. дис. ... докт.экон. наук. Ростов-на-Дону, 2015. 51 с.

5. Скачкова, А.Ю. Организационно-экономический механизм развития овощеводческих тепличных организаций в условиях членства России в ВТО [Текст] / А.Ю. Скачкова: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2013. 24 с.

6. Якушев, А.А. Системный анализ в теории и практике управления малого и среднего бизнеса [Текст] / А.А. Якушев / Организационно-экономические аспекты управления инновационным потенциалом региона: сборник статей и тезисов докладов XVII Международной научно-практической конференции (12 апреля 2013 г.) / Челябинский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. Челябинск, 2013. 316 с.

References

1. Dubynina A.V., Demyanov D. G. (2015) Regional economy: theory and practice, no. 4 (379), pp. 47-60 [in Rus].

2. Configuration of problems of management of development of small and average business: monograph (2015) / Chelyabinsk branch of Financial university. Chelyabinsk, 215 p. [in Rus].

3. Malacheva V.V. (2015) Improvement of the mechanism of infrastructure support of small and average business. Sankt-Peterburg, 23 p. [in Rus].

4. Palagina A.N. (2015) Metodologiya of formation of adaptive infrastructure of support of small and average business. Rostov-on-Don, 51 p. [in Rus].

5. Skachkova A.Yu. (2013) The organizational and economic mechanism of development of the vegerable-growing hothouse organizations in the conditions of membership of Russia in the WTO. Saratov, 24 p. [in Rus].

6. Yakushev A.A. (2013) The system analysis in the theory and practice of management of small and medium business / Organizational and economic aspects of management of the innovative capacity of the region: collection of articles and theses of reports of the XVII international scientific and practical conference (on April 12, 2013) / Chelyabinsk branch of Financial University under the Government of the Russian Federation. Chelyabinsk, 316 p. [in Rus].

UDC330

FORMING A MODEL OF INFRASTRUCTURAL SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Bukhtiyarova Tatyana Ivanovna,

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Chelyabinsk Branch, Professor of the Department Chair of Economics, Finance and Accounting, Doctor of Economics, Chelyabinsk, Russia. E-mail: viola_1_49@mail.ru

Dubynina Anna Valeryevna,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Financial University under the Government of the Russian Federation, Chelyabinsk branch, Associate Professor of the Department Chair of Economics and Finance, Cand. Sc. (Economics), Chelyabinsk, Russia. E-mail: ann-file@mail.ru

Annotation

The success of realizing economic potential of

small and medium business depends to some extent on effectiveness of forming and realizing a system of managing infrastructure of developing small and medium business, business consulting, management training, regional supporting processes of developing small business.

Key concepts:

economic potential of a region, problems of developing small and medium business,

infrastructural supporting small and medium business,

venture guarantee funds.