УДК 334.012.64
МАЛЫЙ БИЗНЕС: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Головинов Олег Николаевич
док. экон. наук, профессор, заведующий кафедрой международной экономики ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли
имени Михаила Туган-Барановского», г. Донецк
Е-mail: golovinov@dkt.dn.ua Аветисова Антонина Александровна канд. экон. наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и управления инновационной деятельностью ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли
имени Михаила Туган-Барановского», г. Донецк Е-mail: innovman@kaf.donnuet.dn.ua
SMALL BUSINESS: PROBLEMS AND SOLUTIONS
Oleg Golovinov
Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Department of
International Economics, Donetsk National University of Economics and Trade
named after Mikhail Tugan-Baranovsky, Donetsk
Antonina Avetisova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economics and Management innovative activity, Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky, Donetsk
АННОТАЦИЯ
В статье обоснована необходимость трансформации действующей системы государственной поддержки малого бизнеса с целью изменения его доли и значения в национальной экономике. Рассмотрены основные направления деятельности малых предприятий и перспективы их развития. Определены механизмы повышения конкурентоспособности малого бизнеса за счет технологического переоснащения и инновационной ориентации в производственной деятельности. Показаны различные варианты увеличения объемов финансово-кредитной помощи малым предприятиям с учетом положительного и негативного воздействия для экономики страны. Осуществлен анализ воздействия на малый бизнес административных и рыночных инструментов государственного регулирования. Выявлены условия формирования благоприятной предпринимательской среды, позитивного инвестиционного климата с учетом социальных аспектов.
ABSTRACT
The article substantiates the need for the transformation of the current state of small business support system to change its values and share in the national economy. The basic directions of activity of small enterprises and their development prospects. Mechanisms of improving the competitiveness of small businesses at the expense of technology transfer and innovation orientation in industrial activity. It is showing various options for increasing the volume of financial and credit support to small businesses, taking into account the positive and negative effects for the economy. The analysis of the impact on small business administration and state regulation of market instruments. The conditions for creating a favorable business environment, a positive investment climate, taking into account social aspects.
Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, государство, национальная экономика, инновация, инвестиционный проект, предприятие, кредитование.
Keywords: small business, enterprise, government, national economy, innovation, investment project, the company, lending.
Функционирование отечественного малого бизнеса в новейшей истории страны связано с совокупностью серьезных проблем, которые сопровождают его весь период зарождения и развития. Изменения происходящие в национальной экономике, вызванные системным экономическим кризисом, требуют выработки новых подходов к деятельности малого бизнеса. Один из ведущих потенциальных составляющих механизма развития экономики страны не оказывает своего вполне ожидаемого положительного влияния на экономическое, научно-техническое, социальное развитие России. Именно от деятельности малого бизнеса ожидают наибольший вклад в распространение в стране идей предпринимательства и новаторства, формирование среднего класса как главного фигуранта в достижении политической стабильности, становление гражданского общества, обеспечение в целом устойчивости всей национальной экономики. Все это требует теоретической разработки направлений и инструментов повышения эффективности деятельности предприятий малого бизнеса, с последующей реализацией в хозяйственной деятельности.
Целью исследования является систематизация и анализ макроэкономических факторов ограничивающих динамичное развитие малой предпринимательской деятельности в России и формирование институционального механизма развития малого бизнеса с учетом комплекса мер государственной институциональной политики.
Малый бизнес, в силу своих размеров, относительной неустойчивости на рынке, зависимости от деятельности крупных экономических субъектов, первым ощущает на себе общие изменения происходящие в национальной и мировой экономике. Малые предприятия первыми чувствуют все болезненные проявления экономики, вызванные санкциями, значительным ростом курса валют, уменьшением доступа к, и без того ограниченным, кредитным ресурсам, увеличением налоговой нагрузки. Кризис обострил все имевшиеся проблемы до такой степени, что игнорировать и справиться самостоятельно уже нет возможности. Вместо первопроходца, пионера экономического развития, малый бизнес в стране балансирует на грани выживания. Доля малого бизнеса в РФ в ВВП составляет примерно 20 %, в тоже время в развитых странах мира эта цифра превышает данный показатель как минимум вдвое. Разрабатываемая Министерством экономического развития РФ «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.» предполагает увеличение доли малых и средних предприятий в ВВП в два раза — с 20 до 40 %, в 2,5 раза оборота малых и средних компаний по отношению к 2014 г.; в 2 раза оборота на одного работника в секторе по отношению к 2014 г.; доли обрабатывающей промышленности в обороте малого и среднего предпринимательства с 11,8 до 20 %; доли занятых в секторе МСП с 25 до 35 %. Именно такой бизнес должен стать основой экономики, обслуживающий технологическую модернизацию [10].
Действующая система поддержки малого бизнеса преимущественно декларативно направлена на решение экономических проблем рассматриваемых в качестве государственных приоритетов, в первую очередь
инновационное развитие, либо территориальных социально-экономических проблем, в частности поддержка социальных предпринимателей, социально-экономических проблем моногородов. В реальности, действующая практика не дает возможности отдавать предпочтения тем предприятиям, которые реально занимаются производством, создают инновационную и импортозамещающую продукцию. Одной из причин такого состояния является отсутствие системности и координации при создании различных структур направленных изначально на оказание помощи. Кроме этого, вновь создаваемые организации требуют выделения, как правило из бюджета, дополнительных финансовых и иных ресурсов на свое содержание. Опыт России и других стран показывает, что необходимо существование единой структуры, способной предоставить предпринимателю самую разнообразную информацию направленную на решение именно его конкретной задачи.
Положительным решением данной проблемы может стать созданная Корпорация по развитию малого и среднего бизнеса (МСП). По словам президента РФ В. Путина «На ее базе сконцентрированы все инструменты поддержки бизнеса: финансирование, юридическая помощь, информационная, маркетинговая. И она должна стать для всех, кто занимается малым и средним бизнесом, своеобразным штабом решения возникающих вопросов и проблем» [8]. Именно на нее возлагается надежда решить проблемы малого бизнеса, в первую очередь имеющего экономические модели и перспективы развития. Вместе с тем, данная программа поддержки ориентирована изначально на определенную часть предприятий малого бизнеса, оставляя без внимания «неперспективное» большинство. Государственная политика по развитию малого предпринимательства, в том числе, оказание финансовой помощи, способна оказать положительное воздействие в случае синхронизации инвестиционных интересов самого предприятия с приоритетами развития национальной экономики.
Расширение реального доступа малых предприятий к государственным закупкам позволит им более уверенно работать на рынке и планировать свою деятельность на перспективу. По мнению главы Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства А. Бравермана, корпорация получит инструмент для обеспечения квоты: проект закупок будет поступать этой структуре для анализа. Если к проекту будут замечания и они не будут устранены, ФАС сможет приостанавливать торги. Доля малых и средних предприятий в закупках крупных госзаказчиков должна составлять 18 % с учетом субподряда и 10 % — по прямым договорам. В деньгах объем этой квоты оценивается в 32 млрд. долл. (около 2 трлн. руб.) [1]. При этом данная квота должна быть увеличена до 25 % в 2018 г., что соответствует показателям плана мероприятий «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» и проекту Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 г. В свою очередь внесенные изменения в Законопроект «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» упрощают порядок оформления заявок на участие в открытом конкурсе, предоставив участнику закупки право приобщить к заявке платежное поручение или его копию без отметки банка либо банковскую гарантию [9].
Если кризис 2008 г. в большей степени ударил по крупным предприятиям, то экономический кризис 2013-2015 гг. затронул в первую очередь малый и средний бизнес. Такие негативные факторы как валютные колебания, ограничения доступа предприятий к кредитам, падение потребительского спроса намного опаснее именно для малого предпринимательства. Под влиянием кризисных явлений банки вынуждены трансформировать систему рабочих взаимоотношений с заемщиками, усложнять деятельность предприятий, занимая все более консервативную позицию по многим вопросам кредитной политики. Объем кредитования
малого и среднего бизнеса в России впервые за шесть лет показал отрицательную динамику. За год показатель снизился на 12,2 % (до 4,73 трлн. руб.). По итогам года, объем кредитного портфеля малого и среднего бизнеса сократится в среднем на 15 % [5]. При этом, по данным RAEX, в первом полугодии 2015 г. портфель кредитов крупному бизнесу вырос на 30 % [11]. Сотрудничество малого бизнеса с коммерческими банками должно гарантировать постоянную финансовую поддержку, на всех этапах деятельности предприятия, начиная с посевной стадии, стартапа. Только в этом случае можно рассчитывать на коммерческий успех. Действующая же практика выдачи кредитов предполагает функционирование предприятия на рынке не менее 6 месяцев, а чаще и больше. «Продукты по кредитованию стартапов на российском рынке предлагают всего несколько банков. Из банков, которые кредитуют стартапы с использованием специальных продуктов, большинство готово финансировать только открытие бизнеса по франшизе или по готовому бизнес-плану партнера, но почти никто не готов рассматривать «авторские» бизнес-проекты» [3, с. 54].
Наряду с сокращением объема кредитования, изменилась и направленность получения кредитов: если в предыдущие годы предприниматели направляли их на развитие бизнеса, то в настоящее время используются преимущественно для рефинансирования ранее накопленных обязательств. Наблюдается тенденция к ослаблению инвестиционной активности, вызванная как макроэкономическими проблемами в экономике страны, так и усложнением доступности кредитов. По результатам исследования Аналитического центра АО «МСП Банк» совместно с Национальным агентством финансовых исследований, свыше 64 % опрошенных субъектов МСП отметили, что не имеют текущих инвестиционных проектов, 11,6 % затруднились ответить на поставленный вопрос. Готовые к реализации инвестпроекты имеют лишь 24,2 % малых и средних предприятий [6]. Банки, в свою очередь, меньше кредитуют
пополнение оборотных средств предприятий вследствие высокой возможности банкротства предприятий. На характер кредитования малого бизнеса существенным образом влияет сфера деятельности предпринимателя. В сфере услуг получить кредит маловероятно, необходимо закладывать свое имущество, либо активы компании, но и такой шаг не дает никаких гарантий. Если же материальные активы у предприятия отсутствуют, то кредитные ресурсы ему практически недоступны. Наряду с этим, банки ужесточают условия и по уже выданным кредитам, повышая ставки, вводя обязательное требование перевода всех расчетов в тот банк, который предоставил кредит. Целесообразен в такой ситуации контроль за действиями банков, предотвращающий повышение ставок по выданным кредитам, либо по вновь выдаваемым кредитам субъектам малого предпринимательства, если они находятся в сложном положении, вызванном кризисными явлениями во всей национальной экономике, и не имеют альтернативной возможности оперативно перекредитоваться. Актуальным является расширение и пополнение перечня кредитных программ предоставляемых банками малому бизнесу. По мнению В. Демкович, российские банки считают сегмент МСП достаточно рискованным, поэтому предпочитают сконцентрировать усилия на кредитовании крупного корпоративного сегмента. Кроме того, банки испытывают очевидный дефицит так называемых «длинных» пассивов, которые бы позволили предоставлять сегменту МСП кредиты с учетом всего формально декларируемого банками спектра сроков [4, с. 27].
Приходится констатировать о фактическом прекращении проектного финансирования, предусматривающее погашение кредита за счет средств создаваемых при реализации проекта. Возлагать всю вину лишь только на банки не совсем верно, ибо ужесточение условий кредитования происходит на фоне роста просроченной задолженности малого бизнеса перед банками. В обзоре финансовой стабильности Банка России указывается, что с начала 2015 г. просроченная задолженность по кредитам, выданным субъектам МСП,
выросла на 4,4 п.п. до 12,1 % на 1 октября 2015 г. Процентные ставки по кредитам МСП остаются высокими. Средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам на срок менее 1 года, предоставленным субъектам МСП в сентябре 2015 г., составила 17 % годовых, по кредитам на срок свыше 1 года — 15,5 % [7].
Безусловно положительной тенденцией является деятельность АО «Корпорация «МСП» совместно с Банком России по реализации программы стимулирования кредитования субъектов МСП, реализующих проекты в приоритетных отраслях экономики. Уникальность программы состоит в ограничении процентной ставки по кредитам до уровня не более 10 % годовых для субъектов среднего бизнеса и не более 11 % годовых - для малого. В начале декабря банк ВТБ осуществил первую кредитную сделку в рамках данной программы [2]. Сокращение размера процентных ставок целесообразно сочетать с массовым увеличением срока предоставляемых займов, т. к. действующая система микрозаймов во многих случаях ограничивается сроком не более 12 месяцев.
Выводы. Проведенное исследование позволило сделать следующие заключения. Во-первых, реализуемые меры по развитию малого бизнеса опираются в большей степени не на рыночный механизм, а преимущественно ручное управление экономикой. Использование прямых государственных закупок порождает коррупционные действия, использование налоговых стимулов часто используется предпринимателями как способ уклонения от уплаты налогов. Во-вторых, ухудшение рыночной среды в российской экономике, нарастание уровня рисков, приводит к сворачиванию коммерческими банками массового кредитования предприятий малого бизнеса, с одновременной их переориентацией на кредитование крупного бизнеса. В-третьих, государству не стоит возлагать надежды на способность малого бизнеса быстро трансформироваться и приспособляться к изменениям и тем самым подталкивать экономику страны к выходу из рецессии без
существенного повышения конкурентоспособности, что, в свою очередь, невозможно без технологического переоснащения на основе расширения инвестиционных возможностей. В-четвертых, государству необходимо изменить свой подход к регулированию предпринимательской деятельности, что должно включать не только изменения в кредитовании, налогообложении, доступности к государственным закупкам, но прежде всего, за счет формирования комплексного институционального механизма развития малого бизнеса, учитывающего все возможные аспекты функционирования и развития.
Список литературы:
1. Глава Корпорации МСП А. Браверман выступил с программным докладом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.acgrf.ru/pres_slujba/smi/glava_korporatsii_msp_aleksandr_braverman_v ystupil_s_programmnym_dokladom/?sphrase_id=3963
2. Глава Корпорации МСП встретился с Генеральным советом «Деловой России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.acgrf.ru/pres_slujba/news/glava_korporatsii_msp_vstretilsya_s_generaln ym_sovetom_delovoy_rossii/
3. Голик Е. Н. Кредитование как эффективная форма создания системы партнерских отношений банковских структур и малого бизнеса / Е. Н. Голик, Е. В. Маликова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 1. С. 50-58.
4. Демкович В. И. Малое и среднее предпринимательство: современные вызовы // Деньги и кредит. 2015. № 11. С. 26-31.
5. Долги вместо развития // Российская бизнес газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/08/18/krediti.html
6. Малый и средний бизнес не хочет инвестировать // Аналитический центр ОАО "МСП Банк" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www. mspbank.ru/userfiles/files/MSP.pdf
7. Обзор финансовой стабильности № 2 П-Ш кварталы 2015 г., информационно-аналитические материалы, Центральный банк Российской Федерации, 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/Stability/fin-stab-2015_2-3r.pdf
8. Путин В. Малый бизнес — национальная идея? Форум Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», 19-20 января 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://putin24.mfo/vladimir-putm-na-forume-predprinimateley-malyy-biznes--natsionalnaya-ideya.html
9. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 390-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/printable/2015/12/31/fz1-dok.html
10. Фомичев О. Работа над Стратегией МСП перешла в новую фазу / О. Фомичев // Заседание круглого стола «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства как инструмент реализации лучших региональных и муниципальных практик развития МСП» в рамках предпринимательского Форума «Малый бизнес - национальная идея?» 19 января 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmb/20160120
11. RAEX (Эксперт РА): объем выданных кредитов МСБ в 1 полугодии 2015 г. сократился более чем на треть [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://raexpert.ru/releases/2015/Sep 1Ш