УДК: 338.222
Орловский К. А.
Магистрант, Донской государственный технический университет
МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ МИРОВОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
В данной работе анализируется развитие малого бизнеса в России и за рубежом. Приводятся возможные пути решения проблем малого бизнеса в нашей стране. Обоснована необходимость трансформации действующей системы государственной поддержки малого бизнеса с целью изменения его доли и значения в национальной экономике. Рассмотрены основные направления деятельности малых предприятий и перспективы их развития. Выявлены условия формирования благоприятной предпринимательской среды.
Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, государство, национальная экономика, мировая экономика.
Малый бизнес или же малое предпринимательство — это предприятие, которое не претендует на лидерство в своей области и ограничивается небольшим штатом и единоличным руководителем. Однако в отдельных случаях собственников может быть двое либо вовсе бизнес является семейным, где руководитель является номинальным. Малое предпринимательство не предусматривает значительные финансовые вливания, техническое оснащение и прочие потребности сведены к минимуму, однако способность создавать спрос на свою продукцию и регулярно платить налоги в государственную казну делают малые предприятия ключевыми в формировании экономики государства [2].
Малое предпринимательство играет ведущую роль в развитии экономики любой страны. Его динамика влияет на экономический рост, научно-технический прогресс, насыщенность рынка качественными товарами. Кроме того, малый бизнес выполняет важнейшие для национальной экономики функции: внедряет инновации, поддерживает оптимальную конкурентную среду, создает дополнительные рабочие места, противодействует монополизму и расширяет потребительский спрос [8].
Многие малые компании имеют социальное значение и позволяют объединить социально незащищенные группы граждан, обеспечив им рабочие места, что очень важно как для показателей безработицы, так и для социальной защиты граждан.
Расширение границ деятельности малых предпринимателей не только благотворно повлияет на экономический рынок России, но и позволит ему выйти на новый, более качественный уровень.
На долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в нашей стране приходится около 20%, в то время как за рубежом только по малому бизнесу эта цифра достигает 50%. В развитых странах поддержка некрупных предприятий считается стратегически важной для развития экономики задачей. По статистике, лишь 3,4% малых предприятий в России живет более трех лет, остальные закрываются раньше ( Рис 1.) [7].
Основные причины такой негативной тенденции — административные и экономические барьеры. Во-первых, это достаточно сложное и объемное законодательство, которое к тому же крайне часто изменяется. При этом полноценного информирования о происходящих изменениях нет, а пользоваться услугами профессиональных юристов в малом бизнесе накладно. В результате предприниматели часто допускают ошибки и нарушают законодательство, последствием чего становятся высокие штрафы [3].
Постоянно повышающиеся цены на сырье в результате скачков курса рубля и высокие ставки по кредитам — одна из основных экономических причин неразвитости этого сегмента предпринимательства.
шшшЛауг.заепсе
Рис 1. Число зарегистрированных и прекративших деятельность индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств
Темпы роста числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в нашей стране остаются низкими — ежегодно их число увеличивается на 4%, в то время как количество ИП, прекративших свою деятельность, увеличивается на 11%. По данным ФНС, на апрель 2016 года в ЕГРИП зарегистрировано 3,5 млн индивидуальных предпринимателей, а прекратили свою деятельность за все время 7,7 млн человек [9].
Малый бизнес в современном мире, несомненно, играет огромную роль. Современная рыночная экономика не способна функционировать и развиваться без него. В связи с чем становление и развитие малого предпринимательства является основной из проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Темпы экономического роста, качество валового национального продукта, а также его структуру определяют субъекты малого предпринимательства. В наиболее развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП, именно поэтому значительное количество из них поощряет их деятельность и поддерживает различными государственными программами [1].
Помимо того факта, что малый бизнес способствует поддержанию экономической стабильности в странах, путем обеспечения занятости населения, малый бизнес имеет ряд преимуществ.
Во-первых, в современном обществе с огромным количеством потребностей у населения малый бизнес способен наиболее эффективно приспособиться к удовлетворению мелких заказов и кратковременных потребностей, благодаря своей маневренности и более повышенной гибкости. Малый бизнес способен радикально изменить сферу своей деятельности, ориентируясь на потребности потребителей и подстраиваясь под изменения спроса.
Во-вторых, субъекты малого бизнеса наиболее продуктивны, чем более крупный бизнес. Так, по данным Совета по технологическому развитию малого бизнеса США МСП обеспечивает рабочими местами около 32% инженеров и ученых, в то время как крупные фирмы способны трудоустроить лишь 27%. Также, малый бизнес способен достаточно
оптимально использовать человеческий потенциал благодаря отсутствию бюрократических препон.
В-третьих, малый бизнес, безусловно, связан с инновационной деятельностью. По утверждениям известного аналитика и сторонника капитализма, Джозефа Шумпетера, основным признаком капитализма являются инновации: «Замена старых продуктов, старых компаний и старых организационных форм новыми». Он называл данный процесс «креативным разрушением». Таким образом, главной идеей можно считать, что при капитализме выживают только те компании, которые постоянно генерируют инновационные идеи, подстраиваясь под потребности покупателей способны создавать новые продукты, на замену старым.
У субъектов малого предпринимательства существует большое количество факторов конкурентоспособности:
1) Более высокая эффективность управления, чем у крупного бизнеса;
2) Низкие издержки (управленческие и бухгалтерские);
3) Более низкие барьеры ухода с рынка;
4) Относительная легкость смены вида бизнеса.
Малый бизнес принято считать более инновационным, в связи с тем, что у руководства данных компаний большее влияние стимулов (например, самореализации). Кроме того, среди малых компаний существует большая конкуренция, а также меньшее влияние бюрократии.
Относительно перспектив дальнейшего развития малого бизнеса во всем мире, то к 2020 году планируются большие изменения в условиях ведения бизнеса, а именно:
1) Устойчивое развитие станет необходимым условием успешного развития бизнеса;
2) Занятость в ее традиционном понимании будет постепенно исчезать (новой нормой на рынке труда станет временная работа фрилансеров, контрактников, специалистов, частично занятых, что, с точки зрения предпринимателей, повысит эффективность, динамичность и гибкость бизнеса; предсказывается, что к 2020 году временные работники составят более 40% рабочей силы США);
3) Начать свой малый/средний бизнес станет проще и дешевле;
4) Сотрудничество крупного и малого бизнеса усилится;
5) Средний размер МСП уменьшится.
Разрабатываемая Министерством экономического развития РФ «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.» предполагает увеличение доли малых и средних предприятий в ВВП в два раза — с 20 до 40 %, в 2,5 раза — оборота малых и средних компаний по отношению к 2014 г.; в 2 раза — оборота на одного работника в секторе по отношению к 2014 г.; доли обрабатывающей промышленности в обороте малого и среднего предпринимательства — с 11,8 до 20 %; доли занятых в секторе МСП — с 25 до 35 %. Именно такой бизнес должен стать основой экономики, обслуживающий технологическую модернизацию [10].
Расширение реального доступа малых предприятий к государственным закупкам позволит им более уверенно работать на рынке и планировать свою деятельность на перспективу. По мнению главы Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства А. Бравермана, корпорация получит инструмент для обеспечения квоты: проект закупок будет поступать этой структуре для анализа. Если к проекту будут замечания и они не будут устранены, ФАС сможет приостанавливать торги. Доля малых и средних предприятий в закупках крупных госзаказчиков должна составлять 18 % с учетом субподряда и 10 % — по прямым договорам. В деньгах объем этой квоты оценивается в 32 млрд. долл. (около 2 трлн. руб.). При этом данная квота должна быть увеличена до 25 % в 2018 г., что соответствует показателям плана мероприятий «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к закупкам инфраструктурных монополий и
компаний с государственным участием» и проекту Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 г.
Если кризис 2008 г. в большей степени ударил по крупным предприятиям, то экономический кризис 2013-2015 гг. затронул в первую очередь малый и средний бизнес. Такие негативные факторы как валютные колебания, ограничения доступа предприятий к кредитам, падение потребительского спроса намного опаснее именно для малого предпринимательства.
Под влиянием кризисных явлений банки вынуждены трансформировать систему рабочих взаимоотношений с заемщиками, усложнять деятельность предприятий, занимая все более консервативную позицию по многим вопросам кредитной политики. Объем кредитования малого и среднего бизнеса в России впервые за шесть лет показал отрицательную динамику. За год показатель снизился на 12,2 % (до 4,73 трлн. руб.). По итогам года, объем кредитного портфеля малого и среднего бизнеса сократится в среднем на 15 % [5].
При этом, по данным RAEX, в первом полугодии 2015 г. портфель кредитов крупному бизнесу вырос на 30 % [6]. Сотрудничество малого бизнеса с коммерческими банками должно гарантировать постоянную финансовую поддержку, на всех этапах деятельности предприятия, начиная с посевной стадии, стартапа. Только в этом случае можно рассчитывать на коммерческий успех. Действующая же практика выдачи кредитов предполагает функционирование предприятия на рынке не менее 6 месяцев, а чаще и больше. «Продукты по кредитованию стартапов на российском рынке предлагают всего несколько банков. Из банков, которые кредитуют стартапы с использованием специальных продуктов, большинство готово финансировать только открытие бизнеса по франшизе или по готовому бизнес-плану партнера, но почти никто не готов рассматривать «авторские» бизнес-проекты».
Актуальным является расширение и пополнение перечня кредитных программ, предоставляемых банками малому бизнесу. По мнению В. Демкович, российские банки считают сегмент МСП достаточно рискованным, поэтому предпочитают сконцентрировать усилия на кредитовании крупного корпоративного сегмента. Кроме того, банки испытывают очевидный дефицит так называемых «длинных» пассивов, которые бы позволили предоставлять сегменту МСП кредиты с учетом всего формально декларируемого банками спектра сроков [4, с. 27].
Таким образом, можно утверждать, что компании малого и среднего бизнеса действительно играют весьма важную роль в мировой экономике. МСП обладают рядом преимуществ перед крупным бизнесом, что позволяет им активно развиваться и даже сотрудничать с крупными компаниями. Однако, малый бизнес так же относят к наиболее уязвимым формам предпринимательства, который наиболее остро реагирует на изменения в экономике страны и требует к себе повышенного внимания со стороны государства. Нашей стране необходимо изменить свой подход к регулированию предпринимательской деятельности, что должно включать не только изменения в кредитовании, налогообложении, доступности к государственным закупкам, но прежде всего, за счет формирования комплексного институционального механизма развития малого бизнеса, учитывающего все возможные аспекты функционирования и развития. Данный подход позволит России уровняться с показателями других стран по уровню функционирования малого бизнеса.
Литература
1. Ресурс о малом и среднем бизнесе [Электронный ресурс]: электрон. дан.// Режим доступа: www.pro-biznes.com (дата обращения 3.11.2016)
2. Смогина И. А. Налогообложение малых предприятий / И. А. Смогина // Право и экономика. — 2012. — № 11. — С.74-79.
3.Путин В. Малый бизнес — национальная идея? Форум Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», 1920 января 2016 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://putin24.info/vladimir-putin-na-forumepredprinimateley-malyy-biznes--natsionalnaya-ideya.html
4. Демкович В. И. Малое и среднее предпринимательство: современные вызовы // Деньги и кредит. 2015. № 11. С. 26-31.
5. Долги вместо развития // Российская бизнес газета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/08/18/krediti.html (дата обращения 4.11.2016)
6. ЯАЕХ (Эксперт РА): объем выданных кредитов МСБ в 1 полугодии 2015 г. сократился более чем на треть [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://raexpert.ru/releases/2015/Sep11c/ (дата обращения 5.11.2016)
7. Максимчук Е. Е. Основные аспекты финансовой поддержки малого бизнеса на современном этапе развития экономики России/ Е. Е. Максимчук // Экономические науки. — 2015. — № 12. — С. 7-10.
8. Михеев О. Л. Государственная поддержка малого бизнеса в условиях кризиса / О. Л. Михеев // Страховое дело. — 2014. — С. 47-48.
9. Финк Т. А. Малый средний бизнес: зарубежный опыт развития ///Молодой ученый. — 2016 — №4. — С. 177-181.
10. Сонин К. И. Уроки экономики. Sonin.ru./учебное пособие /2015. 256 с