9.2. РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В РЕСПУБЛИКЕ СЕРБИЯ
Половченко Константин Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права Место работы: МГИМО (У) МИД России
Аннотация: Конституция Сербии 2006 года уделяет особое внимание защите прав и свобод меньшинств. Так, в соответствии со статьей 1Конституции Сербии 2006 года одной из фундаментальных основ конституционного строя Сербии является защита прав и свобод меньшинств. В Конституции 2006 года имеется специальная раздел 3 Второй Части Конституции, регулирующий права лиц, принадлежащих национальным меньшинствам. Предусмотренные в Конституции 2006 года гарантии защиты прав и свобод национальных меньшинств дополняются детализированным законодательством, регулирующим создание инструментов, обеспечивающих защиту специальных прав национальных меньшинств на самоуправление в области образования, использования языка, развития культуры. Кроме того, сербским законодательством предусмотрен порядок образования и деятельности структур, содействующих участию меньшинств в управлении публичными делами (национальные советы), а также обеспечивающих защиту национальных меньшинств от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод. Анализ регулирования и защиты прав национальных меньшинств в Республике Сербия является предметом настоящей статьи.
Ключевые слова: Конституция Сербии 2006 года, Национальные меньшинства, Права лиц, принадлежащих национальным меньшинствам, Гарантии прав и свобод, Конституционный суд, Национальные советы.
REGULATION AND PROTECTION OF THE RIGHTS OF NATIONAL MINORITIES IN THE REPUBLIC OF SERBIA
Polovchenko Konstantin A., PhD in Law, associate professor, associate professor of Department of Constitutional Law Place of employment: MGIMO University, Moscow, Russian Federation
Abstract: the Constitution of Serbia of 1888 pays special attention to the protection of the rights and freedoms of minorities. In accordance with article 1 of the Serbian Constitution of 2006, one of the fundamental foundations of Serbia's constitutional order is the protection of minority rights and freedoms. In the Constitution of 2006 there is a special section 3 of the Second part of the Constitution, regulating the rights of persons belonging to national minorities. The guarantees stipulated by the Constitution of 2006 for the protection of the rights and freedoms of national minorities are supplemented by detailed legislation regulating the creation of instruments that protect the special rights of national minorities for self-government in the field of education, language use, and cultural development. In addition, the Serbian legislation provides for the formation and operation of structures that promote the participation of minorities in the management of public affairs (national councils), as well as the protection of national minorities from all forms of discrimination in the exercise of rights and freedoms. Analysis of regulation and protection of the rights of national minorities in the Republic of Serbia is the subject of this article.
Keywords: the Serbian Constitution of 2006, National minorities, Rights of persons belonging to national minorities, Guarantees of rights and freedoms, Constitutional Court, National councils.
Проблема защиты прав национальных меньшинств имеет достаточно длинные исторические корни. До начала 20 века вопрос о защите прав меньшинств преимущественно поднимался в контексте защиты прав исключительно религиозных меньшинств. Однако крушение европейских империй (Австро-Венгерской и Османской) в ходе и после Первой мировой войны привело к актуализации проблемы защиты прав национальных меньшинств, т.е. с этого времени, по справедливому мнению профессора Пржича, меньшинства уже ассоциировались не только с религиозными убеждениями, но и языковыми отличиями, а также расовой принадлежностью1. Уже во второй половине двадцатого века защита прав национальных меньшинств становится предметом регулирования универсальных и региональных конвенций, а также непременной составляющей конституционного законодательства абсолютного большинства государств Европы.
В начале двадцать первого века проблема защиты прав национальных меньшинств актуализировалась и
1 Пржип И. Заштита машина. Београд. 1933. Стр. 67.
приобрела новое звучание в результате значительных трансформаций, произошедших, прежде всего в постсоциалистических государствах. В современной Конституции Республики Сербия 2006 года защита прав национальных меньшинств является одной из базовых основ конституционного строя. Так, согласно статье 14 Конституции Республика Сербия защищает права национальных меньшинств. При этом Республика, гарантируя специальную защиту национальным меньшинствам, определила две цели такой защиты: во-первых, достижения полного равноправия; во-вторых, сохранения самобытности национальных меньшинств.
Специальная часть сербской Конституции, посвященная правам и свободам, называется «Права человека и национальных меньшинств, подчеркивая особую значимость защиты прав национальных меньшинств в Республике Сербия. Более того, Раздел 3 Второй Части Конституции Сербии специально уставил основания защиты прав лиц, принадлежащих национальным меньшинствам. Помимо Конституции статус и защита прав национальных меньшинств регу-
Социально-политические науки
6'2017
лируется рядом законов: Закон о местном самоуправлении 2006 года, Закон об основах системы образования и воспитания 2017 года, Закон об официальном употреблении языка и письма 1991 года, Закон об удостоверении личности 2006 года и др. Однако особое место среди вышеуказанных законов имеет специально посвященный регулированию статуса и защите национальных меньшинств Закон о защите прав и свобод национальных меньшинств 2002 года.
Важнейшим вопросом, связанным с защитой прав национальных меньшинств является вопрос определения понятия национальное меньшинство. Конституция Сербии 2006 года такого понятия не дает. Согласно Закону о защите прав и свобод национальных меньшинств под таковым понимается группа граждан, которые называются или определяются как народы, национальные и этнические сообщества, национальные и этнические группы, национальности и при этом соответствуют следующим условиям:
во-первых, по количеству своих представителей являются достаточно представительными, хотя и представляют меньшинство на территории Республики Сербия;
во-вторых, принадлежат к группе населения, обладающей длительной во времени и прочной связью с территорией Республики Сербия:
в-третьих, и обладают такими особенностями, как, например, язык, культура, национальная или этническая принадлежность, происхождение или религия, чем отличаются от большинства населения;
в-четвертых, члены таких групп отличаются стремлением совместно поддерживать свою общую идентичность, включая культуру, традиции, язык или религию.
Следует заметить, что столь развернутое определение национального меньшинства, включающее такие параметры как количественный состав, наличие прочных связей с территорией, специфика базовых культурных ценностей, языка религии, а также совместно стремящихся их сохранить как основу своей общей идентичности, является не только удачно исчерпывающим определением национального меньшинства, но и представляет собой идеальный пример, точного перечисления важнейших характеристик национальных меньшинств. С одной стороны, это определение содержит критерии соответствующие критериям, сформулированным в проекте дополнительного протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающегося защиты прав и свобод национальных меньшинств 1993 года. Таким образом, в соответствии с этими критериями под понятие национального меньшинства подпадает только автохтонное население, образованное в ходе истории государства, в которой оно живет, и гражданством которого обладает, а к национальным меньшинствам не относятся экономические эмигранты, а также беженцы и лица, получившие политическое убежище которые, как предполагается, временно проживают на территории государства.2
С другой стороны, Закон о защите прав и свобод национальных меньшинств позволяет отнести к последним максимально широкий спектр национальных группа граждан: от народов, до этнических групп. Следует учесть, что Республика Сербия в этническом смысле является многонациональным сообществом. Результаты последней проведенной в Сербии Переписью населения демонстрируют, что в Сербии насчитывается 21 национальная община, количество членов
2 Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014. Стр. 489.
которых превышает две тысячи человек3. Так, титульным является сербский народ (83,3%), самыми многочисленными национальными меньшинствами являются венгры (наиболее представлены в Воеводине), затем цыгане (Южная и Восточной Сербии и Воеводине) и боснийцы (Шумадия и Западная Сербия).
Итак, Конституция 2006 года, регулируя специфику статуса лиц, принадлежащие к национальных меньшинствам, в Республике Сербия, предусматривает, что наряду с правами, гарантированными Конституцией всем гражданам, лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам гарантируются дополнительные индивидуальные и коллективные права. Индивидуальные права реализуются лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, индивидуально, а коллективные - совместно с иными лицами в соответствии с Конституцией, законом и международными договорами (ст. 75 Конституции).
Согласно статье 79 Конституции Сербии лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право: выражать, сохранять, совершенствовать, развивать и публично выражать национальную, этническую, культурную и религиозную самобытность. Так, лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, могут свободно использовать свой язык и письмо, как в частном порядке, так и публично. Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право свободно выбирать и использовать личные имена и имена своих детей, а также вносить их в публичные документы на языке национального меньшинства.
На территории муниципальных образований, где традиционно проживают представители национальных меньшинств, их язык и письмо могут быть в равном официальном использовании. При этом Закон об официальном употреблении языка и письма предусматривает, что единица местного самоуправления в обязательном порядке вводить язык и письмо национального меньшинства в равное официальное использование, если процент лиц, принадлежащих к этому национальному меньшинству в общем количестве лиц, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, достигает 15 и более процентов по результатам последней переписи. Официальное использование языка национальных меньшинств включает, в частности:
- использование языка национальных меньшинств в административном и судебном процессах, в рамках контактов органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами;
- при выдаче государственных документов и ведении официальных записей, а также в избирательных бюллетенях, при распространении электоральных материалов, наконец, в работе представительных органов (ст. 11 Закона).
Кроме того, на территории муниципальных образований, в которых 15 и более процентов населения составляют лица, принадлежащие к конкретному национальному меньшинству, наименование органов, осуществляющих публичные функции, населенных пунктов, площадей и улиц указываются на языке соответствующего национального меньшинства в соответствии с его традициями. В то же время республиканские законы обна-
3 Например, Сербы составляют 5 988 150 человек, венгры -253 899, цыгане - 147 604, бошняки - 145 278, хорваты - 57 900, словаки - 52 750, черногорцы - 38 527, влахи - 35,330, румыны -29 332, югославы - 23 303, македонцы - 22 755, мусульмане -22 301, болгары - 18 543, буневцы - 16 706, русины - 14 246, горанцы - 7 767, албанцы - 5 809, украинцы - 4 903, немцы -4064, словенцы 4 033, русские - 3,247 и другие 17 558 человек.
родуются на языках национальных меньшинств в соответствии со специальными актами (ч. 6 ст. 11 Закона о защите прав и свобод национальных меньшинств).
Лица, принадлежащие к национальному меньшинству, количественный состав которого в общей численности населения Республики достигает два и более процентов в соответствии с последней переписью, вправе обращаться в органы государственной власти на их родном языке и получать ответ на этом языке. Депутат Народной скупщины, принадлежащий к национальному меньшинству, составляющему не менее 2 процентов в общей численности населения Республики вправе обратиться к Народной скупщине на своем родном языке.
Согласно статье 12 Закона о защите прав и свобод национальных меньшинств сохранение, развитие, публичное выражение национальных и этнических, культурных, религиозных и языковых особенностей как части традиции граждан, принадлежащих к национальным меньшинствам являются их неотъемлемым индивидуальным и коллективным правом. В целях сохранения и развития национальных и этнических особенностей лица, принадлежащие к национальных меньшинствам, вправе создавать специальные культурные, художественные и научные учреждения, общества и ассоциации во всех областях культурной и художественной жизни. Такие организации в соответствии со статьей 80 Конституции 2006 года учреждаются на основании добровольного финансирования и являются независимыми в своей деятельности. Государство участвует в финансировании организаций национальных меньшинств в соответствии с его возможностями. Кроме того, для их финансирования могут создаваться специальные фонды поддержки учреждений, обществ и ассоциаций национальных меньшинств (ч. 4 ст. 12 Закона).
Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, в соответствии с сербским законодательством имеют право на образование на своем родном языке в дошкольных, начальных и средних учебных заведениях. При этом Закон об основах системы образования и воспитания 2017 года предусматривает, что государство создает условия для организации образования на языке национального меньшинства (ст. 5 Закона). Образование на языке национального меньшинства не исключает обязательность изучения сербского языка. Образовательные программы в части, касающейся национального содержания, должны включать темы, связанные с историей, искусством и культурой национального меньшинства. Для целей образования на языках национальных меньшинств в системе высшего образования создаются кафедры и факультеты, готовящие преподавателей, читающих предметы на языках национальных меньшинств. Кроме того, Республика Сербия содействует международному сотрудничеству, с тем чтобы лица, принадлежащие к национальным меньшинствам могли учиться за рубежом на своем родном языке.
Согласно статье 15 Закона о защите прав и свобод национальных меньшинств представители национальных меньшинств вправе создавать и поддерживать частные учебные заведения, школы или университеты, где образование будет организовано на языках национальных меньшинств или двуязычным образом в соответствии с законом. В финансировании образования на языках национальных меньшинств могут участвовать национальные и иностранные организации, фон-
ды и частные лица в соответствии с законом. При этом в случае вышеуказанного финансирования его субъектам государство предоставляет определенные льготы или освобождение от уплаты налогов.
Еще одним важнейшим правом национальных меньшинств является право выбирать и использовать национальные символы. Национальная символика не должна быть идентичной символам иностранных государств. Национальные символы, знаки и праздники национальных меньшинств предлагаются национальными советами и утверждаются Министерством государственного управления и местного самоуправления Республики Сербия. Символы национальных меньшинств могут быть официально представлены в дни проведения государственных праздников и праздников национальных меньшинств на зданиях и в помещениях органов местного самоуправления в тех муниципальных образованиях, в которых язык национальных меньшинств официально используется. При этом символы национальных меньшинств устанавливаются только наряду с символикой Республики Сербия.
Согласно статье 17 Закона о защите прав и свобод национальных меньшинств лица, к ним принадлежащие, имеют право на полное и беспристрастное информирование на своем родном языке, в том числе право выражать, получать, отправлять и обмениваться информацией и идеями через прессу и другие средства массовой информации. Государство предоставляет информационный, культурный и образовательный контент на языке национального меньшинства в радио- и телевизионных вещательных программах. Кроме того, лица, принадлежащие к национальным меньшинствам вправе создавать и поддерживать средства массовой информации на своем родном языке.
В Законе о защите прав и свобод национальных меньшинств специально оговаривается, что при использовании своих прав лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, запрещается совершать действия, направленные на насильственное свержение конституционного строя, нарушение территориальной целостности Республики Сербия, нарушение гарантированных прав и свобод человека и гражданина и разжигания национальной, расовой и религиозной нетерпимости и ненависти. Кроме того, права, предусмотренные этим законом, не должны использоваться для достижения целей, противоречащих принципам международного права или направленных против общественной безопасности, нравственности или здоровья человека. Осуществление прав, принадлежащих национальным меньшинствам, не может повлиять на обязанности и ответственность, вытекающие из сербского гражданства (ст. 7).
Реализуя коллективные права, лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, непосредственно либо через своих представителей участвуют в принятии решений или непосредственно принимают конкретные решения по вопросам, связанным с их культурой, образованием, информированием и официальным использованием языка и письменности в соответствии с законом. Часть 3 статьи 75 Конституции предусматривает, что в целях реализации права на самоуправление в области культуры, образования, информирования и официального использования языка и письменности лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, вправе избирать свои национальные советы в соответствии с законом. Таким законом является Закон о национальных советах
Социально-политические науки
62017
национальных меньшинств, а также Закон о защите прав и свобод национальных меньшинств. Согласно статье 9 и 9а Закона о национальных советах национальных меньшинств в национальный совет входят не менее 15 и не более 35 членов (в зависимости от многочисленности национального меньшинства), которые избираются на четырехлетний срок. Согласно статье 19 Закона о защите прав и свобод национальных меньшинств национальные советы являются юридическими лицами и формируются на принципах добровольности, избирательности, пропорциональности и демократичности. Национальный совет принимает свой устав и бюджет в соответствии с Конституцией и законом и финансируется из бюджета и пожертвований. Реестр избранных национальных советов ведется Министерством государственного управления и местного самоуправления Республики Сербия.
Что же касается полномочий национального совета, то он представляет национальное меньшинство в сферах официального использования языка, образования, информации на языке национального меньшинства, развития национальной культуры, участвует в процессе принятия решений и создают учреждения в этих сферах. Государственные органы, органы автономного края или местного самоуправления при решении в вышеуказанных сферах в обязательном порядке запрашивают мнение национального совета4. Кроме того, национальный совет вправе обращаться к органам государственной власти, краевого и местного самоуправления по всем вопросам, затрагивающим права и статус национального меньшинства.
При этом часть полномочий органов государственной власти, краевого и местного самоуправления в сферах официального использования языка, образования, информации на языке национального меньшинства, развития национальной культуры, может быть делегирована национальному совету, а государство предоставляет финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий. При определении объема и видов таких полномочий учитывается мнение национального совета.
В соответствии со статьей 20 вышеуказанного Закона Республика Сербия учреждается Республиканский фонд содействия социальному, экономическому, культурному развитию национальных меньшинств. Республиканский фонд участвует в финансировании мероприятий и проектов из бюджетных средств, связанных с улучшением положения и развитием культурного творчества национальных меньшинств. Правительство Республики Сербия разработает специальные акты, определяющие состав и деятельность Фонда.
Конституция Республики Сербия 2006 года гарантирует лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам право на равноправие в управлении государственными делами и право на равный доступ к государственным должностям. Как отмечает профессор Маркович, это обязанность государства обеспечить равноправие охватывает две составляющие:
Во-первых, право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, участвовать на тех же условиях, что и другие граждане, в управлении государственными делами и замещать должности на государственной службе;
Во-вторых, при трудоустройстве в государственных,
4 См.: Половченко К. А. Система органов местного самоуправления в Республике Сербия. Пробелы в российском законодательстве. 2017. №5. Половченко К. А. Конституционно-правовые основы статуса автономных образований в Республике Сербия. Пробелы в российском законодательстве. 2017. №2.
краевых и муниципальных органах и публичных службах должен учитываться национальный состав населения и соответствующая представленность в таких органах и службах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам5.
При этом, как справедливо отмечает профессор Пайванчич, ответственность за нарушение этих обязанностей и порядок привлечения к ней в Конституции не предусмотрен, более того нет в Конституции 2006 года и отсылки к принятию специального закона по данному вопросу6. Тем не менее, как на государственном, так и на муниципальном уровне был предпринят ряд мер, направленных на обеспечение представительства национальных меньшинств в органах власти. Так, на парламентских и местных выборах в отношении партий национальных меньшинств не применяется 5% избирательный порог, применяемый в отношении всех остальных партий7.
Что же касается защиты прав и свобод национальных меньшинств, то согласно части 1 статьи 76 Конституции Сербии лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, гарантируется равенство перед законом и равная правовая защита. Важнейшим вопросом, связанным защитой прав национальных меньшинств, является вопрос, связанный с запретом дискриминации лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Так, в статье 21 Конституции установлен общий запрет на дискриминацию: Конституцией запрещается любая дискриминация, прямая или косвенная, в том числе, и по такому основанию как национальность, вероисповедания, культура, язык. Кроме того, специальной нормой части 2 статьи 76 Конституции запрещается любая форма дискриминации в силу принадлежности национальному меньшинству. Законом о защите прав и свобод национальных меньшинств детализируются конституционные запреты: в Республике Сербия запрещены любые формы дискриминации на национальной, этнической, расовой, лингвистической основе в отношении лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. В частности, органы республики, автономных краев, муниципальных образований не вправе принимать правовые акты и меры, направленные на дискриминацию национальных меньшинств и их представителей. При этом Конституция Сербии предусматривает, что к дискриминирующим не относятся специальные нормативные акты и временные меры, которые Республика Сербия может ввести в экономической, социальной, культурной и политической сферах для достижения полного равноправия между лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам и гражданами, относящимися к большинству, если они направлены на устранение крайне неблагоприятных условий жизни, ставящих лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам в особо тяжелое положение (ч. 3 ст. 76 Конституции).
В целях защиты прав национальных меньшинств сербской Конституции 2006 года установлен ряд запретов, направленных на произвольное изменение
5 Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014. Стр. 490.
6 Па]ванчи1л М. Уставно право. 2014. Стр. 120.
7 Половченко К. А. Избирательная система Сербии // Современные избирательные системы. Чурсина Т. И., Орлов А. Г., Ра-китская И. А., Половченко К. А. Научная редакция А. В. Иванченко, В. И. Лафитский. Москва. 2009. Современное зарубежное избирательное право: коллективная монография / [Ю. И. Лейбо и др.]; под ред. А. Г. Орлов, Е. А. Кремянской; Моск. гос. ин-т меж-дунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2013.
этнокультурного состава населения Республики. Так, в Сербии запрещена деятельность, направленная на насильственную ассимиляцию лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Кроме того, запрещается осуществление мер, следствием которых могло бы стать искусственное изменение национального состава населения в районах, в которых традиционно и компактно проживают лица, принадлежащие к национальным меньшинствам (ст. 77 Конституции).
Что же касается средств защиты прав и свобод национальных меньшинств, то в соответствии с общей нормой, предусмотренной в части 1 статьи 21 Конституции Сербии лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право на судебную защиту в случае нарушения или отказа в праве меньшинства, гарантированного Конституцией, а также право на устранение последствий, вызванных таким нарушением. Речь идет о защите в судах общей юрисдикции, а также в Конституционном суде в рамках института конституционной жалобы8. Кроме того, в 2005 году в правовую систему Республики Сербия был инкорпорирован институт Защитника граждан, одним из направлений, деятельности которого является защита прав национальных меньшинств. Более того, в ряде муниципальных образований в Республике Сербия учреждена должность местного омбудсмена, призванного блюсти интересы, в том числе и национальных меньшинств9
Также следует обратить внимание на то, что в структуре Министерства государственного управления и местного самоуправления Республики Сербия имеется сектор по правам человека и меньшинств, а его подразделение «группа по правам человека и меньшинств» обладает полномочиями:
- по участию в подготовке законов и других нормативных актов в сфере, затрагивающей интересы национальных меньшинств;
- по оказанию юридической помощи национальным меньшинствам;
- ведение реестра национальных советов, проведение выборов в национальные советы национальных меньшинств;
- ведение специального избирательного реестра национальных меньшинств;
- надзор за законностью деятельности национальных советов национальных меньшинств и др.
Подводя итог проведенному в статье исследованию, следует отметить, особое значение, которое уделяется сербским конституционным законодательством институту защиты прав национальных меньшинств. Так, предусмотренные в Конституции 2006 года гарантии защиты прав и свобод национальных меньшинств дополняются детализированным законодательством, регулирующим создание инструментов, обеспечивающих защиту специальных прав национальных меньшинств на самоуправление в области образования, использования языка, обеспечения информацией и развития культуры. Кроме того, сербским законодательством предусмотрен порядок образования и деятельности структур, содействующих участию меньшинств в управлении публичными делами (национальные советы), а также обеспечивающих защиту национальных меньшинств от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод. Таким образом, можно с уверенно-
8 Половченко К. А. Расширяющаяся компетенция Конституционного суда: опыт Сербии // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №4. Стр. 94.
9 См.: Половченко К. А. Защитник граждан как независимый орган в Республике Сербия. Пробелы в российском законодательстве. 2017. №3.
стью констатировать то, что в настоящее время в Республике Сербия создан надежный и отвечающий высочайшим международным стандартам механизм защиты прав и свобод национальных меньшинств, охватывающий все стороны их жизнедеятельности и обеспечивающий свободное развитие лиц, к ним принадлежащих.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 88,86%.
Список литературы:
1. АнтиЛ А. Компаративни приказ сустава локалне самоуправе у ев-ропским државама. Политичка мисао. Бр. 4/2002.
2. Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М .В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М. 2016.
3. Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014.
4. Markovic R. Ustav Republike Srbije od 2006-kriticki pogled. Ustav Republike Srbije od 2006 - neki elementi novog politickog sistema. Beograd 2007.
5. Pajvancic M. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009.
6. Па]ванчип М. Уставно право. 2014.
7. Па]ванчип М. Право грабана на локалну самоуправу. Зборник грабанин у правном систему CPJ. Београд. 1999.
8. Половченко К. А. Конституционно-правовые основы статуса автономных образований в Республике Сербия. Пробелы в российском законодательстве. 2017. №2.
9. Половченко К.А. Избирательная система Сербии // Современные избирательные системы. Чурсина Т. И., Орлов А. Г., Ра-китская И. А., Половченко К. А. Научная редакция А. В. Иванченко,
B. И. Лафитский. Москва. 2009.
10. Половченко К.А. Расширяющаяся компетенция Конституционного суда: опыт Сербии // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №4.
11. Половченко К. А. Конституционный контроль в Боснии и Герцеговине / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю. И. Лейбо и др.]; под ред. Е. Я. Павлова, Е. А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.
12. Половченко К. А. Конституционный контроль в Республике Хорватия. / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю. И. Лейбо и др.]; под ред. Е. Я. Павлова, Е. А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.
13. Половченко К. А. Конституционные основы судебной власти в Республике Сербия // Социально-политические науки. №2. 2017.
C. 125-129.
14. Половченко К. А. Особенности формирования и ответственность Правительства Республики Сербия // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 5.
15. Половченко К. А. Генезис сербского конституционализма: истоки // Право и управление. XXI век. №4. 2015.
16. Половченко К. А. Конституционный суд как гарант целостности государства: на примере Сербии. Проблемы экономики и юридической практики. №2. 2017.
17. Половченко К. А. Система органов местного самоуправления в Республике Сербия. Пробелы в российском законодательстве. 2017. №5.
18. Половченко К. А. Расширяющаяся компетенция Конституционного суда: опыт Сербии // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №4.
19. Половченко К. А. Защитник граждан как независимый орган в Республике Сербия. Пробелы в российском законодательстве. 2017. №3.
20. ПржиЛ И. Заштита машина. Београд. 1933.
21. Современное зарубежное избирательное право: коллективная монография / [Ю. И. Лейбо и др.]; под ред. А. Г. Орлов, Е .А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2013.
22. Стс^ановиЛ Д. Уставно право. Ниш. 2009.
23. Туманов В. А. Половченко К. А. Конституционные основы судебной власти. / Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М. 2016.
24. ВучиЛ О. О заштити права. Београд. 2010.
25. ВуачиЛ И. Субсидиерност и модернизациа локалне заедни-це. Зборник локална самоуправа - стане и перспективе. Београд. 2001.