Научная статья на тему 'Социально-экономические права в Конституции Сербии 2006 года'

Социально-экономические права в Конституции Сербии 2006 года Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
343
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ СЕРБИИ 2006 ГОДА / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / ПРАВО НАСЛЕДОВАНИЯ / ПРАВО НА ТРУД / ПРАВО НА ЗАБАСТОВКУ / ПРАВА РЕБЕНКА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Половченко Константин Анатольевич

Одним из базовых принципов конституционного строя Республики Сербия является принцип социальной справедливости. В рамках реализации этого принципа в Конституции 2006 года предусмотрен широкий каталог социально-экономических прав и свобод, содержание которых, по мнению Венецианской комиссии, соответствует европейским стандартам, а в некоторых аспектах даже и шире. Эти права, с одной стороны, направлены на обеспечение каждому возможности свободно распоряжаться своими способностями для предпринимательской и иной экономической деятельности, а с другой, на предоставление надежной защиты наименее обеспеченным слоям населения. Анализ социально-экономических прав, предусмотренных Конституцией Сербии 2006 года, является предметом настоящей статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND SOCIAL RIGHTS IN THE CONSTITUTION OF SERBIA 2006

One of the basic principles of the constitutional order of Serbia is social justice. In the framework of the implementation of this principle the Constitution of 2006 provides a wide catalogue of socio-economic rights and freedoms, the content of which, according to the Venice Commission, meets European standards, and in some aspects even wider. These rights, on the one hand, are aimed at enabling everyone to freely dispose of their abilities for entrepreneurial and other economic activities, and on the other, to provide reliable protection to the least well-off segments of the population. The analysis of the socio-economic rights stipulated in the Serbian Constitution of 2006 is the subject of this article.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические права в Конституции Сербии 2006 года»

10.2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА В КОНСТИТУЦИИ СЕРБИИ 2006 ГОДА

Половченко Константин Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Подразделение: кафедра конституционного права

Место работы: МГИМО (У) МИД России

[email protected]

Аннотация: одним из базовых принципов конституционного строя Республики Сербия является принцип социальной справедливости. В рамках реализации этого принципа в Конституции 2006 года предусмотрен широкий каталог социально-экономических прав и свобод, содержание которых, по мнению Венецианской комиссии, соответствует европейским стандартам, а в некоторых аспектах даже и шире. Эти права, с одной стороны, направлены на обеспечение каждому возможности свободно распоряжаться своими способностями для предпринимательской и иной экономической деятельности, а с другой, на предоставление надежной защиты наименее обеспеченным слоям населения. Анализ социально-экономических прав, предусмотренных Конституцией Сербии 2006 года, является предметом настоящей статьи.

Ключевые слова: Конституция Сербии 2006 года, Права и свободы человека, Социально-экономические права, Право собственности, Право наследования, Право на труд, Право на забастовку, Права ребенка, Социальная защита, Право на образование, Конституционный суд.

ECONOMIC AND SOCIAL RIGHTS IN THE CONSTITUTION OF SERBIA 2006

Polovchenko Konstantin A., PhD in Law, Associate Professor. Position: Associate Professor. Department of Constitutional Law Work place: MGIMO University, Moscow, Russian Federation

[email protected]

Annotation: one of the basic principles of the constitutional order of Serbia is social justice. In the framework of the implementation of this principle the Constitution of 2006 provides a wide catalogue of socio-economic rights and freedoms, the content of which, according to the Venice Commission, meets European standards, and in some aspects even wider. These rights, on the one hand, are aimed at enabling everyone to freely dispose of their abilities for entrepreneurial and other economic activities, and on the other, to provide reliable protection to the least well-off segments of the population. The analysis of the socio-economic rights stipulated in the Serbian Constitution of 2006 is the subject of this article.

Keywords: the Serbian Constitution of2006, Human Rights and Freedoms, Economic and Social rights, Right to property, Right to work, Right to strike, Rights of the child, Social protection, Right to education, Constitutional Court.

Во Второй Части ныне действующей Конституции Республики Сербия содержится широкий каталог прав и свобод, которые можно разделить на личные, политические, социально-экономические и другие коллективные права. Что касается социально-экономических прав, предусмотренных Конституцией Сербии, то эта группа прав включает в себя различные по своей природе и содержанию права, определяющие статус человека и как субъекта экономической деятельности, и как члена гражданского общества, и как участника культурной жизни.

Объединяет эти гетерогенные по своей природе права, во-первых, их принадлежность к так называемому второму поколению прав. Как справедливо замечает профессор Маркович, их возникновение напрямую связано с изменением природы современного государства, которое теперь является не только правовым и политическим образованием, как это было в эпоху либерализма, но еще и социально-культурным сообществом, которое вмешивается в экономическую жизнь с определенными социальными целями. Это создает новую концепцию экономической свободы, согласно которой государство должно вмешиваться в экономическую жизнь, чтобы избежать злоупотреблений и нежелательных последствий либеральной экономики1.

1 Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014. Стр. 483

Во-вторых, профессор Пайванчич обращает внимание на то, что эти права также известны как законные права, чем подчеркивается их отличие от личных и политических прав, содержание и субъекты которых непосредственно регулируются Конституцией, в то время как содержание и субъекты социально-экономических прав преимущественно определяются законом во исполнение конституционных положений.

Итак, экономические права в Конституции Сербии определяют статус человека как участника предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе с привлечением наемного труда. В соответствии с двумя основными категориями экономического порядка Сербии -собственностью и свободой экономической деятельности -Конституция 2006 года предусмотрела следующие экономические права граждан:

- право собственности и связанное с ним право наследования;

- свобода предпринимательства.

Согласно части 1 статьи 58 Конституции 2006 года в Сербии гарантируется мирное пользование собственностью и иными вещными правами, приобретенными на основании закона. Таким образом, в тексте Конституции не уточняется, кто является субъектом этого права, в результате чего можно сделать вывод о том, что это право распространяется на каждого независимо от наличия сербского гражданства. При чем, в статьях 85-88 Конституции, входящих в Часть третью «Экономическая система и публичные финансы» представлена частичная кон-

ституционная детализация этого права по субъектам (право собственности иностранцев, равноправие всех форм собственности), по объектам собственности (природные богатства, земля сельскохозяйственного назначения, под строительство, статус лесного фонда). При этом естественным является то, что в Конституции 2006 года предусмотрела ограничения права собственности. Как подчеркивают сербские исследователи Душан Николич и Тамара Гайнов, оно не является абсолютным в том смысле, что дает субъекту права полную свободу в отношении пользования имуществом. Особенно это касается таких особо важных ресурсов, как земля сельскохозяйственного назначения и лесные ресурсы. Предполагается, что собственник использует эти ресурсы, как в частных, так и в общественных интересах2, В результате, Конституция Сербии предусмотрела два вида ограничений права собственности.

Во-первых, лишение или ограничение права собственности возможно в общественных интересах (ч. 2 ст. 58). Однако понятие общественные интересы в Конституции не раскрыто и предполагается, что его содержание устанавливается на основании закона. Кроме того, лишение или ограничение права собственности допустимо только при условии предоставления компенсации, которая не может быть ниже рыночной стоимости соответствующего имущества.

Во-вторых, лишение или ограничение права собственности допускается в целях уплаты налогов и других платежей или штрафов и только в соответствии с законом (ч.4 ст. 58). Кроме того, согласно части 3 статьи 58 Конституции законом может быть ограничен порядок пользования имуществом. Если учесть тот факт, что статья 58 носит название «Право на имущество», а в ней преимущественно речь идет о праве собственности, то возникает ощущение того, что конституционный законодатель не совсем последовательно разграничил эти права, создав определенные сложности в понимании содержания статьи 58 Конституции3.

С правом собственности генетически связано право наследования. В сербском Конституции это право специально гарантируется, при том, что порядок его осуществления предусматривается законом. По мнению профессора Пайванчич, это право носит характер законного, а не конституционного права, поскольку конституционный законодатель ограничился конституционной гарантией, при том, что само право регулируется 4

законом . С таким утверждением трудно согласиться, принимая во внимание то, что закон регулирует лишь содержание и порядок пользования этим правом, но не при каких обстоятельствах не может его отменить. Кроме того, следует учитывать, что закон, регулирующий содержание и порядок пользования этим правом ограничивается общей нормой Конституции, установленной в части 2 статьи 18, в соответствии с которой Законом может устанавливаться порядок осуществления прав, только если это предусмотрено непосредственно в Конституции, или, если это необходимо для осуществления конкретного права в силу его природы, при этом закон в коем случае не может влиять на содержание гарантированного права.

2 Николи^ Д., ^инов Т. «Конвенционална употреба полопривредног землишта и имис^е генетски модификованих организама». Зборник радо-ва Правног факултета у Новом Саду. 3/2014. Стр. 83

3 На это также обращают внимание сербские конституционалсты: См. Pajvancic М. КотеПаг Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009. Стр. 79.

4 PajvanCiC М. КотеПаг Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009. Стр. 81

Кроме того, Конституция предусматривает, что это право наследования не может быть отчуждено или ограничено из-за невыполнения публичных обязанностей (ч.2 ст. 59). Так, профессор Милосавлевич отмечает, что право наследования не может быть ограничено, в частности, ввиду неисполнения воинской обязанности5.

Конституция 2006 года гарантирует свободу предпринимательства. Однако это право предусмотрено не во Второй Части, регулирующей права и свободы человека, в Части Третьей, устанавливающей основы экономической системы Сербии. Итак, согласно статье 83 Конституции предпринимательская деятельность является свободной. Следует обратить внимание на то, что эта свобода относится к категории новых и совместно с правом частной собственности создает основу рыночной экономики в Республике Сербия.

Это свобода может быть ограничена законом по основаниям, предусмотренным в Конституции, среди которых: защита здоровья населения, окружающей среды, природных ресурсов, а также обеспечение безопасности Республики Сербия (ч.2 ст. 83). Поскольку в норме не указан субъект права, и она не предусмотрена в той Части Конституции, в которой регулируется правовой статус человека, то возникает вопрос о том, ограничен ли законодатель общими требованиями, предъявляемыми к ограничениям прав человека, предусмотренными в статье 20 Конституции. В частности, речь идет о том, что вводимые ограничения прав сами ограничиваются необходимостью достижения конституционных целей ограничения в демократическом обществе, не нарушая сущности гарантированных пра6. Ответ на этот вопрос напрямую зависит от того: как следует толковать конституционные положения о свободе предпринимательства, как, прежде всего, индивидуальное право или же все-таки базовый принцип экономической системы? До настоящего времени в практике Конституционного суда Республики Сербия этот вопрос пока не затрагивался. Профессор Стоянович обращает внимание на то, что качественным отличием от конституций Сербии социалистического периода, в условиях новой конституционной системы, основанной на либерально-демократических ценностях, из конституционного перечня трудовых прав было исключено право на участие в управлении предприятием7.

К социально-экономическим правам, предусмотренным в Конституции Сербии 2006 года, относится также группа трудовых прав. Основополагающим правом из этой группы является право на труд. Это право закреплено в статье 60 Конституции так, как этого требуют универсальные и региональные международные акты, регулирующие права и свободы человека: «гарантируется право на труд в соответствии с законом. Каждый имеет право на свободный выбор труда. Таким образом, ни о какой обязанности государства обеспечить занятость для каждого гражданина речи не идет. Да это и не возможно в условиях рыночной экономики, когда в экономической системе государства доминирует частный сектор. Однако это право призвано обязать государство создавать условия, при которых каждый человек может своим трудом обеспечить необходимые средства для достойной жизни себе и своей семье, а также необходимые с точки зрения безопасности и гигиены условия труда. Так, часть 2 статьи 60 Конституция Сербии провоз-

5 Милосавлеви^ Б., Попови^ Д. Уставно право Правни факултет Унион и J.П. Службени гласник. Београд 2011. Стр. 164.

6 См.: Ст. 20 Конституции Республики Сербия.

7 Стс^анови^ Д.Уставно право, Свен Ниш 2013. Стр. 183.

глашает право каждого человека на свободный выбор труда и равные условия доступа к рабочим местам. Свобода труда, с одной стороны, означает свободное использование своих трудовых навыков и способностей, а также свободный выбор профессии. С другой стороны, свобода труда связана с запретом на принудительный труд. При этом сексуальная или экономическая эксплуатация лица, находящегося в неблагоприятном положении, рассматривается Конституцией Сербии как разновидность принудительного труда, а труд или служба, лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы и находящихся на военной службе, а также труд или служба во время действия военного или чрезвычайного положения в соответствии с мерами, предусмотренными при введении военного или чрезвычайного положения принудительным трудом Конституция не рассматривает (ст. 26).

С правом на труд связаны ряд вытекающих из него прав, среди которых:

- право на уважение достоинства своей личности при исполнении трудовых обязанностей,

- право на безопасные и здоровые условия труда,

- право на необходимую охрану труда,

- право на нормированное рабочее время, ежедневный и еженедельный отдых, оплачиваемый ежегодный отпуск, справедливую оплату труда и на правовую защиту в случае прекращения трудовых отношений (ч. 4 ст. 60).

Никто не может отказаться от этих прав. Специальная защита на рабочем месте и особые условия труда обеспечиваются женщинам, инвалидам и молодежи. Так, дети до 15 лет не могут вступать в трудовые отношения, а дети до 18 лет не могут осуществлять трудовую деятельность, опасную для их здоровья и нравственности (ч. 4 ст. 66).

К группе трудовых прав относится гарантируемая Конституцией 2006 года свобода создания профсоюзных объединений, включая право не вступать и свободно выходить из них. При этом свобода профсоюзного объединения предусмотрена в одной статье (часть 2 статьи 55 Конституции) со свободой политических объединений. Профсоюзы, как и другие виды объединений, образуются без предварительного одобрения путем внесения в реестр компетентным государственным органом. Также статьей 206 Закона о труде трудящимся гарантируется свобода профсоюзной организации и деятельность без разрешения после внесения профсоюза в реестр. В соответствии с Законом о труде профсоюзом считается самостоятельная, демократическая и независимая организация сотрудников, в которую они добровольно объединяются с целью представления, развития, и защиты своих профессиональных, трудовых, экономических, социальных, культурных и других индивидуальные и коллективные интересов. Особенностью сербского конституционного законодательства является то, что орган конституционного контроля Сербии уполномочен принимать решения о запрете профсоюзной организации наряду с политическими партиями и религиозными общинами (ст.ст. 80-81а). Таким образом, Конституционный суд Сербии может своим решением запретить профсоюзную организацию, если ее деятельность направлена на насильственное разрушение конституционного строя, нарушение гарантированных прав человека или меньшинств, возбуждение расовой, национальной или религиозной ненависти. Причем, в практике Конституционного суда в настоящее время есть решения по запрету профсоюзных организаций8.

8 См.: Одлука Уставног суда Службени гласник РС. Бр. 18/2013.

Важнейшим правом, направленным на защиту права на труд, является право на забастовку. Так, согласно статье 61 Конституции Сербии 2006 года трудящиеся обладают правом на забастовку в соответствии с законом и коллективным договором. Сербская доктрина под забастовкой понимает обязательные меры на рынке труда и означает коллективный отказ от работы работников с тем, чтобы заставить работодателя принять их условия, как правило, касающиеся увеличении заработной платы или сокращении рабочего времени. Это коллективное временное прекращение трудовой деятельности для оказания давления на работодателя или Правительство с тем, чтобы были удовлетворены требования бастующих.9 Право работников на забастовку может быть ограничено только законом, «в зависимости от характера и вида деятельности» (ч. 2 ст. 61). В настоящее время в Республике Сербия действует Закон о забастовке 1996 года. В статье 1 этого Закона забастовка определяется как прекращение работы, которое сотрудники организуют для защиты своих профессиональных и экономических интересов, связанных с их деятельностью.

Анализируя содержание этого определения, профессор Маркович обращает внимание на два элемента понятия забастовки:

1. Забастовка представляет собой организованное коллективное приостановления работы работниками на предприятиях и в государственных органах;

2. Целью забастовки является достижение экономических и социальных прав и интересов методом давления на работодателя.

В статье 2 Закона указывается, что забастовка может быть организована на предприятии или в другой форме организации деятельности юридического лица или физического лица, осуществляющего хозяйственную или иную деятельность или оказывающего услуги (далее - работодатель), а также путем организации всеобщей забастовки. Что же касается субъективного состава участников забастовки, то в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о забастовке работники свободно принимают решение об участии в забастовке. Однако в части 1 статьи 18 Закона о забастовке 1996 года ограничения на организацию и участие в забастовке распространялось на военнослужащих, а также сотрудников прокуратуры и полиции. Однако Решением от 30 октября 2012 года Конституционный суд Сербии признал положения части 1 статьи 18 Закона о забастовке, касающиеся прокуроров и сотрудников полиции не соответствующими Конституции. В результате, в настоящее время прокуроры и сотрудники полиции обладают правом на организацию и участие в проведении забастовок с целью отстаивания своих экономических и социальных прав и интересов10.

Конституционное регулирование социальных прав является ярким свидетельством социального содержания деятельности государства, проявляющейся в активном вмешательстве государства в экономическую жизнь и направленной на перераспределение общественных богатств в пользу наименее социально защищенных слоев населения. В результате, в отличие от личных прав и свобод, которые во многом требуют от государств невмешательства в личную жизнь человека, социальные права, напротив, требуют от государства максимально активного поведения. Так, в соответствии со статьей 1 Конституции 2006 года Республика Сербия является государством,

9 Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014. Стр. 484.

10 См.: «ЗигЬет glasnik RS». Впо 103/2012.

основанным на социальной справедливости, правах и свободах человека и меньшинств, и приверженности европейским принципам и ценностям. Поэтому Конституция, экономическая система которой основана на частной собственности и свободе предпринимательства, гарантируют экономические права граждан наряду с социальными правами, направленными на обеспечение минимальных условий жизни, достойной жизни человека с точки зрения ее материального содержания11.

Общее содержание и взаимосвязь экономических и социальных прав в сербской Конституции в наибольшей степени проявляется в праве на социальную защиту, которая имеет по Конституции широкий спектр действия. Так, Конституция 2006 года предоставила работающим по найму и членам их семей право на социальное страхование и другие формы социального обеспечения. В Конституции непосредственно предусмотрены три формы социального обеспечения наемных работников: право наемных работников на компенсацию заработной платы в случае временной нетрудоспособности; право на компенсацию в случае временной безработицы в соответствии с законом (ч. 3 ст. 69); право на пенсионное страхование, подкрепленное обязательством государства заботиться «о материальной обеспеченности пенсионеров» (статья 70).

Кроме того, Конституция 2006 года предусматривает, что право на социальную защиту предоставляется гражданам и семьям, нуждающимся в социальной помощи в целях преодоления социальных и жизненных трудностей и создания условий для удовлетворения основных потребностей. В Конституции подчеркивается, что предоставление социальной защиты вышеуказанным категориям населения основывается на принципах социальной справедливости, гуманности и уважения человеческого достоинства (ст. 69). В настоящее время особая защита и покровительство Республике Сербия в соответствии с Конституцией 2006 года распространяется на семью, материнство, родителей-одиночек и детей. Впервые в истории сербского конституционализма в тексте Конституции предусматривается специальная поддержка и защита матерям до и после родов, а также детям, оставшимся без попечения родителей, и детям с нарушениями психического и физического развития. Кроме того, специальная защита обеспечивается государством инвалидам, ветеранам и жертвам войны. Следует обратить внимание на то, что Конституция установила, что порядок осуществления специальной защиты регулируется специальным законом. Таким образом, законом регулируется границы, содержание права на социальную защиту вышеуказанных лиц, условия на которых эти права реализуются, наконец, субъекты, обладающие правом пользоваться этими правами. В результате, ряд сербских исследователей обращает внимание на то, что предоставив законодателю право регламентировать порядок осуществления права на особую социальную защиту, Конституция поставила под вопрос реальность этого права12. Однако не следует забывать, что Конституция 2006 года содержит общую норму, распространяющуюся на правоотношения, связанные с обеспечением социальной защиты, в соответствии с которой закон может регулировать эти права в рамках, установленных Конституцией, и не может влиять на содержание гарантированного Конституцией права (ч. 2 ст. 18). Для реали-

11 Стс^анови^ Д. Уставно право. Свен Ниш 2013. Стр. 179

12 Рапа]и^ М. Економска и соц^ална права у Уставу Срб^е. Зборник радо-ва Правног факултета у Новом Саду. 1/2015. стр. 278.

зации всех видов социальной защиты населения создаются специальные фонды социального страхования.

Отдельное внимание Конституция 2006 года уделила регулированию и защите прав ребенка. При разработке положений, регулирующих защиту прав детей сербский конституционный законодатель ориентировался на обязательные для Сербии Конвенцию ООН о правах ребенка, Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, запрещающий торговлю детьми, детскую проституцию и детскую порнографию. Так, согласно части 1 статьи 64 Конституции дети пользуются правами человека в соответствии с их возрастом и умственной зрелостью. Конституция Сербии предусматривает, что каждый ребенок обладает правом на собственное имя, на регистрацию своего рождения в книге актов гражданского состояния, на получение сведений о своем происхождении, а также правом на сохранение своей идентичности. Кроме того, дети защищены от психологической, физической, экономической и любой иной эксплуатации или злоупотребления. Как указывалось выше, Конституция установила запрет на вступление детей до 15 лет в трудовые отношения, при этом дети до 18 лет не могут осуществлять трудовую деятельность, опасную для их здоровья и нравственности. Основной закон Сербии гарантирует равенство прав как детей, рожденных в браке, так и вне брака. Конституция 2006 предусмотрела, что более детально защита прав детей регулируется законом. Ввиду того, что Закон о защите детей до настоящего времени не принят, то базовым законом в области защиты прав детей является Семейный закон.

В Конституции Сербии обеспечивается право на заключение брака и равноправие супругов. Так, согласно статье 62 Конституции каждый вправе свободно принимать решение о заключении или расторжении брака. Родители обладают правом и обязанностью содержать, воспитывать и обучать своих детей, и в этом они равноправны, при этом один или оба родителя могут быть лишены отдельных или всех родительских прав только по решению суда, в соответствии с законом, если это в наибольшей степени соответствует интересам ребенка. Части 2-3 статьи 62 Конституции Сербии предусматривают, что брак в Республике Сербия заключается на основании добровольного согласия мужчины и женщины в государственном органе, при этом заключение, продолжительность и расторжение брака основывается на равноправии мужчины и женщины. Конституция защищает также внебрачный союз, приравнивая его с браком. Часть 4 статьи 62 Конституции предусматривает, что брак и отношения в браке и семье подробно регулируются законом. Основными законами в данной области являются Семейный закон, а также Закон о финансовой поддержке семьи с детьми. Специальная статья Конституции Сербии гарантирует каждому право свободно принимать решение о рождении детей. При этом, Республика Сербия поощряет родителей к принятию решения о рождении детей и оказывает помощь им в этом (ст. 63 Конституции). Так, в финансовая поддержка семьи с детьми по смыслу Закона о финансовой поддержке семьи с детьми включает:

1. Улучшение условий для удовлетворения основных потребностей детей;

2. Установление специальных стимулов для рождения детей;

3. Оказание поддержки малоимущих семьям с детьми, семьям с детьми-инвалидами и детям, оставшимся без попечения родителей (ч. 2 ст. 1 Закона).

С гарантированным Конституцией правом на социальную защиту населения связано право на защиту здоровья. Так, согласно статье 68 Конституции Сербии каждый имеет право на защиту своего физического и психического здоровья. При чем, детям, беременным женщинам, матерям в течение послеродового отпуска, родителям-одиночкам с детьми в возрасте до семи лет, а также пенсионерам медицинская помощь оказывается за счет публичных средств, кроме случаев, когда медицинская помощь оказывается в ином порядке в соответствии с законом. Таким образом, Конституция Сербии 2006 года предусмотрела право на бесплатную медицину. В тоже время в настоящее время оно обеспечивается Конституцией только отдельным, наименее защищенным группам населения и только в государственных и муниципальных медицинских учреждениях. Следует заметить, что в отличие от предыдущей Конституции круг таких лиц расширен за счет, матерей в течение послеродового отпуска и родителей-одиночек с детьми в возрасте до семи лет. Средства на это преимущественно формируются за счет обязательного медицинское страхования, а также создания специальных фондов здравоохранения, порядок создания и деятельности которых регулируется специальным законом. Республика Сербия содействует развитию здравоохранения и физической культуры (ч. 4 ст. 68).

Не обошла вниманием Конституция 2006 года и вопрос защиты среды обитания человека. Речь идет об экологических правах. Так, согласно статье 74 Конституции каждый имеет право на здоровую окружающую среду и своевременную и полную информацию о ее состоянии. Таким образом, как справедливо подчеркивает профессор Маркович, право на здоровую окружающую среду представлено в ныне действующей сербской Конституции как индивидуальное право чело-века13. При этом для того, чтобы это право человека должным образом было реализовано, Конституция предусмотрела специальные обязанности в отношении всех физических лиц, их объединений, а также государства. Так, в частях 2 и 3 статьи 74 установлено, что каждый человек обязан защищать и улучшать окружающую среду, пи этом каждый, и особенно Республика Сербия и автономные края, несут ответственность за защиту окружающей среды. Эти положения Конституции детально урегулированы в так называемом экологическом законодательстве Республики Сербия. К базовым сербским законодательным актам в сфере защиты окружающей среды относятся Закон об охране окружающей среды, Закон об оценке воздействия на окружающую среду, Закон о комплексном предотвращении и контроле за загрязнением и Закон о стратегической оценке воздействия на окружающую среду.14 Кроме того, в 2009 году в Сербии был принят пакет законов (16 законов), направленных совершенствование правовых основ защиты окружающей среды в конкретных областях охраны окружающей среды15. Базовым среди вышеуказан-

13 Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014. Стр. 485.

14 См.: «Службени гласник РС». Бр. 135/2004.

15 Это следующие законы: Закон об охране окружающей среды, Закон об охране природы, Закон о национальных парках, Закон об охране и устойчи-

вом использовании рыбного фонда, Закон о химических веществах, Закон о запрещении разработки, производства, хранения и применения химического оружия и о его уничтожении, Закон о биологических продуктах, Закон об обращении с отходами, Закон об упаковке и отходах, Закон о перевозке опасных грузов, Закон о перевозке взрывоопасных веществ, Закон об охране атмосферного воздуха, Закон о защите от шума в окружающей среде, Закон о чрезвычайных ситуациях, Закон о защите от ионизирующих излучений и

ных законов является Закон об охране окружающей среды, в статье 2 которого установлено, что систему охраны окружающей среды в Республике Сербия составляют меры, условия и инструменты, направленные на:

1. Устойчивое управление, сохранение природного баланса, целостность, разнообразие и качество природных ценностей и условий для выживания всех живых существ;

2. Предотвращение, контроль, сокращение и восстановление всех форм загрязнения окружающей среды.

При этом, как отмечает сербский исследователь Слободан Орлович, поскольку окружающая среда является планетарным достоянием, постольку Конституция и другие правовые акты Республики Сербия развивают и дополняют международно-правовые акты, регулирующие охрану окружающей среды16.

В соответствии со статьей 71 Конституции Сербии каждый имеет право на образование. Таким образом, право на образование является индивидуальным правом, доступным каждому на равных условиях. При этом начальное образование является обязательным и бесплатным, а среднее образование является бесплатным, но не обязательным. Что же касается высшего образования, то Конституция гарантирует всем гражданам доступ к высшему образованию на равных условиях. Исключение предусмотрено для одаренных учащихся с ограниченными финансовыми возможностями, которым в соответствии с Конституцией Республика Сербия обеспечивает бесплатное высшее образование. Конституция предусматривает, что создание школ и университетов регулируется законом. К законодательным актам, регулирующим вопросы образования, относятся Закон об основах системы образования и воспитания 2017 года, Закон об основном образовании и воспитании 2013 года Закон о среднем образовании и воспитании, 2013 года, Закон о высшем образовании 2017 года. В соответствии со статьей 43 Закона о высшем образовании деятельностью в сфере высшего образования осуществляют следующие высшие учебные заведения:

1. Университет;

2. Факультет или художественная академия в университете;

3. Академия профессионального обучения;

4. Высшая школа;

5. Высшая профессиональная школа.

Профессор Маркович справедливо подчеркивает, что качество высшего образования обеспечивается, в том числе и гарантированной Конституцией 2006 года автономией университетов, других высших учебных заведений и научных учреждений. Так, согласно части 2 статьи 72 Конституции университеты, другие учреждения высшего образования и научные учреждения самостоятельно принимают решения о своей организации и деятельности в соответствии с законом.

Итак, в рамках реализации конституционных принципов гражданской демократии и социальной справедливости в Конституции Сербии 2006 года представлен широкий каталог социально-экономических прав, призванных с одной стороны обеспечить каждому возможность свободно распоряжаться своими способностями для предпринимательской и иной экономической деятельности, а с другой предоставить надежную защиту наименее обеспеченным слоям населения, обеспечив их правом на социальную защиту и рядом других позитивных

ядерной безопасности, Закона о защите от неионизирующих излучений. См.: Службени гласник РС. Бр. 36/09.

16 Орлови^ Сл. Животна средина у Срб^и - уставноправни контекст. Пра-вно-Економски погледи. Београд . 3 / 2011. Стр. 11

социальных прав. Общей особенностью правовой регламентации экономических и социальных прав в Республике Сербия является то, что в отличие от личных и политических прав и свобод, эти права, как правило, не реализуются на основе самой, гарантирующей их Конституции, но условия, содержание, субъекты и порядок их реализации устанавливается специальными законами. Благодаря чему ряд крупных сербских исследователей относит экономические и социальные права к так называемым законным правам17. Следует обратить внимание на то, что Конституция Республики Сербия установила широкий круг нехарактерных для большинства европейских государств социальных прав, предусматривающих значительную финансовую нагрузку на бюджет Республики. Среди них права в сфере здравоохранения и медицинского обслуживания, защиты прав детей и семьи, права на образование.

Поэтому, по мнению Венецианской комиссии, содержание конституционных прав и свобод в Республике Сербия соответствует европейским стандартам, но в некоторых аспектах даже и шире. При этом Венецианская комиссия выразила озабоченность тем, что позитивные социальные и экономические права могут привести к нереальным ожиданиям и выступила за то, чтобы они характеризовались как стремление, а не как права, которые могут осуществляться непосредственно через судебные решения, отмечая, что во многих случаях судам будет трудно непосредственно применять эти права, как это предусмотрено статьей 18 Конституции. Включение указанных прав в основополагающие права Конституции, приводит к возникновению риска того, что судам придется подключиться к определению недостающих средств и, что весь раздел о правах человека превратится в список стремлений вместо применяемых прав. По крайней мере, эти социально-экономические права должны квалифицироваться «в зависимости от имеющихся средств», то есть, их осуществление будет зависеть от средств,

которые обеспечит законодатель, и подлежать повторному

18 ..

рассмотрению судами . К аналогичному выводу пришел сербский академик Александр Фира: «В отношении всех прав и свобод, а особенно в социально-экономической сфере, реальная ценность конституционных гарантий гораздо меньше зависит от институционального механизма, чем от реальных социальных условий. Иными словами, если экономика общества не позволяет создать определенную степень материального благосостояния, то все конституционные гарантии и социально-экономические права остаются без изменений.19 Таким образом, отмечая фундаментального значения конституционно-правового субинститута экономических и социальных прав в Сербии в деле реализации конституционного принципа социальной справедливости, хочется пожелать Республике преодолеть экономические трудности и обеспечить необходимый для реализации гарантированных Конституцией 2006 года социально-экономических прав высокий уровень экономического благосостояния государства.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 92,66%.

17 См.: PajvanciC M. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009. Стр. 83.

18 См.: Opinion on the Constitution of Serbia adopted by the Commission at its 70th plenary session, CDL-AD (2007) 004. Venice, 17-18 March 2007., на сайте Комиссии http://www.venice.coe.int.

19 Фира А. Уставно право Републике Срб^е. I том. Кра^евац. 2007. Стр. 290-291.

Список литературы:

1. Антип А. Компаративни приказ сустава локалне самоуправе у европ-ским државама. Политичка мисао. Бр. 4/2002.

2. Фира А. Уставно право Републике Срб^е. I том. Кра^евац. 2007.

3. Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М. 2016.

4. Милосавлевип Б., Поповип Д. Уставно право Правни факултет Унион и J.n. Службени гласник. Београд 2011.

5. Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014.

6. Markovic R. Ustav Republike Srbije od 2006-kriticki pogled. Ustav Repub-like Srbije od 2006 - neki elementi novog politickog sistema. Beograd 2007.

7. Николип Д., ^инов Т. «Конвенционална употреба полопривредног землишта и имисиje генетски модификованих организама». Зборник ра-дова Правног факултета у Новом Саду. 3/2014.

8. Opinion on the Constitution of Serbia adopted by the Commission at its 70th plenary session, CDL-AD (2007) 004. Venice, 17-18 March 2007., на сайте Комиссии http://www.venice.coe.int.

9. Орловип Сл. Животна средина у Срб^и - уставноправни контекст. Пра-вно-Економски погледи. Београд . 3 / 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. PajvanciC M. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009. 6. Па]ванчип М. Уставно право. 2014.

11. Па]ванчип М. Право гра^на на локалну самоуправу. Зборник грайанин у правном систему CPJ. Београд. 1999.

12. Рапа]ип М. Економска и соц^ална права у Уставу Срб^е. Зборник ра-дова Правног факултета у Новом Саду. 1/2015.

13. Половченко К.А. Избирательная система Сербии // Современные избирательные системы. Чурсина Т.И., Орлов А.Г., Ракитская И.А., Половченко К.А. Научная редакция А.В. Иванченко, В.И. Лафитский. Москва. 2009.

14. Половченко К.А. Расширяющаяся компетенция Конституционного суда: опыт Сербии // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №4.

15. Половченко К.А. Конституционный контроль в Боснии и Герцеговине / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

16. Половченко К.А. Конституционный контроль в Республике Хорватия. / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

17. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти в Республике Сербия // Социально-политические науки. №2. 2017. С. 125-129.

18. Половченко К.А. Особенности формирования и ответственность Правительства Республики Сербия // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 5.

19. Половченко К.А. Генезис сербского конституционализма: истоки // Право и управление. XXI век. №4. 2015.

20. Половченко К.А. Конституционный суд как гарант целостности государства: на примере Сербии. Проблемы экономики и юридической практики. №2. 2017.

21. Половченко К.А. К вопросу о статусе депутата Народной скупщины Республики Сербия // Проблемы экономики и юридической практики. №3. 2017. С. 127.

22. Половченко К.А. Статус политических партий в конституционной системе Республики Сербия // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. №4. С. 63.

23. Половченко К.А. Запрет деятельности политических партий и других общественных объединений как полномочие Конституционного суда: опыт Сербии // Социально-политические науки. 2017. №4. С. 97.

24. Стс^ановип Д. Уставно право. Ниш. 2009.

25. Стс^ановип Д. Уставно право. Свен Ниш 2013.

26. Туманов В.А. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти. / Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М. 2016.

27. Вучип О. О заштити права. Београд. 2010.

28. Вуачип И. Субсидиерност и модернизациа локалне заеднице. Зборник локална самоуправа - стане и перспективе. Београд. 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.