11.2. ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ СЕРБСКОЙ КОНСТИТУЦИИ
Половченко Константин Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права Место работы: МГИМО (У) МИД России
kpolovchenko@gmail.com.
Аннотация: в соответствии с Конституцией Сербии 2006 года одной из основ конституционного строя Сербии является защита прав и свобод. Из 206 статей Конституции практически треть (70 статей) посвящена правам и свободам. Каталог прав и свобод, представленный в Конституции 2006 года включает в себя личные и политические права и свободы, социально - экономические права, а также коллективные права, характеризующие современный этап развития конституционализма. Личные права, предусмотренные в Конституции 2006 года, можно условно разделить на: свободы, направленные на защиту физического неприкосновенности личности; свободы, направленные на обеспечение духовной самостоятельности личности; и, наконец, права и свободы, направленные на защиту частной жизни. Анализ личных прав и свобод, гарантированных Конституцией Сербии 2006 года, является предметом настоящей статьи.
Ключевые слова: конституция Сербии 2006 года, Права и свободы человека, Личные права и свободы, Право на жизнь, Достоинство личности, Свобода совести, Неприкосновенность частной жизни, Гарантии прав и свобод, Конституционный суд.
PERSONAL RIGHTS AND FREEDOMS IN MODERN SERBIAN CONSTITUTION
Polovchenko Konstantin A., PhD in Law, associate professor, associate professor department of Constitutional Law Place of employment: MGIMO University, Moscow, Russian Federation
kpolovchenko@gmail.com.
Abstract: in accordance with the Constitution of Serbia of 2006, one of the fundamental basics of the constitutional system of Serbia is the protection of rights and freedoms. Almost 70 articles of the Constitution are devoted to the protection of rights and freedoms. The catalog of rights and freedoms provided in the Constitution of 2006 includes personal and political rights and freedoms, social and economic rights and collective rights characterizing the current stage of development of constitutionalism. The personal rights guaranteed in the Constitution of 2006 can be divided into: freedoms aimed at protecting the physical integrity of the person; freedoms, aimed at the spiritual independence of the individual; and, finally, rights and freedoms aimed at protecting privacy. Analysis of individual rights and freedoms guaranteed by the Constitution of Serbia 2006 is the subject of this article.
Keywords: the Serbian Constitution of 2006, Human Rights and Freedoms, Private rights and Freedoms, Right to life, Human dignity, Freedom of conscience, Privacy, Guarantees of rights and freedoms, Constitutional Court.
Также как и в других демократических государствах современного мира, сербский каталог конституционных прав и свобод венчают личные прав и свободы. Обычно их для краткости называют личными свободами, поскольку практически все они, по мнению профессора Марковича, относятся к типу пассивных прав, сущность которых заключается в свободе от чего-то1. Обеспечивая свободу личности, они позволяют человеку сохранить и выразить свою индивидуальность, ограничивая государственную власть. При чем такие ограничения касаются всех трех ветвей власти, включая судебную2 Однако, по мнению корифея сербского конституционализма профессора Йовановича, преимущественно это касается исполнительной власти, так как ее «главная цель состоит в том, чтобы обеспечить личности законное управление, таким образом, как оно реализуется в правовом государстве, в котором административные органы не осуществляют государственную власть самовольно, но в соответствии со специально установленными правилами3».
1 Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014. Стр. 471
2 13. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти в Республике Сербия // Социально-политические науки. №2. 2017. С. 125. Половченко К.А. Расширяющаяся компетенция Конституционного суда: опыт Сербии // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №4. С. 93
3 Jовановиl^ С. Држава 1-11. Београд. 1936. Стр. 123.
Итак, традиционно для либерального концепта прав и свобод гарантированные сербской Конституцией 2006 года личные права и свободы, относятся к группе основных индивидуальных прав. Принимая во внимание объект защиты личных прав, предусмотренных Конституцией 2006 года, их можно условно разделить на:
- свободы, направленные на защиту физического неприкосновенности личности;
- свободы, направленные на духовную самостоятельность личности;
- права и свободы, направленные на защиту частной жизни.
Право на жизнь является важнейшим личным правом,
предусмотренным в статье 24 Конституции 2006 года и гарантирующим неприкосновенность человеческой жизни в Сербии. Являясь членом Совета Европы, Сербия взяла на себя обязательства устранить смертную казнь, в качестве исключительной меры наказания. В результате, новая Конституция прямо предусмотрела, что в Сербии нет смертной казни (ч.2 ст. 24). Таким образом, право на жизнь является абсолютным в Республике Сербия. В связи этим в статье 202 Конституции Сербии, предусматривающей отступления от прав человека и меньшинств во время действия чрезвычайного и военного положения, исключается возможность ограничения или приостановления этого права даже в условиях чрезвычайного и военного положения.
Важной новацией Конституции Сербии 2006 стало установление в части 3 статьи 24 Конституции запрета
клонирования человеческих существ. В связи с вышеизложенным, двузначно звучит положение части 1 статьи 63 Конституции, в соответствии с которым каждый вправе свободно принимать решение о рождении детей, явно, по нашему мнению, намекая на узаконива-ние аборта. При этом в ныне действующем сербском законодательстве нет регулирования, разъясняющего и детализирующего вышеуказанное конституционное положение. Правда, в части 2 статьи 63 Конституции категоричность положения части 1 этой статьи несколько смягчена указанием на то, что Республика Сербия поощряет родителей к принятию решения о рождении детей и оказывает помощь им в этом.
Согласно статье 23 Конституции Сербии человеческое достоинство неприкосновенно, и все обязаны его уважать и защищать. Каждый имеет право на свободное развитие личности, если этим не нарушаются права иных лиц, гарантированные Конституцией. А в соответствии со статьей 25 Конституции физическая и психическая целостность человека неприкосновенна. Эта общая норма Конституции, обретает конкретизацию в виде прямых конституционных запретов, в соответствии с которыми никто не может подвергаться пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, а также не может подвергаться медицинским или научным опытам без его добровольного согласия (ч. 2 ст. 25); никто не может содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
Кроме того, сербской Конституцией установлен запрет на принудительный труд, на любую форма торговли людьми. При этом сексуальная или экономическая эксплуатация лица, находящегося в неблагоприятном положении, Конституцией Сербии 2006 года рассматривается как разновидность принудительного труда. В Конституции исчерпывающе перечислены 4 основания, когда разновидности трудовой повинности, имеющие отдельные формальные признаки принудительного труда, к таковому не относятся. Так, согласно части 4 статьи 26 Конституции принудительным трудом не считаются:
- труд или служба, лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы;
- труд, основанный на принципе добровольности за определенную плату;
- труд или служба лица, находящегося на военной службе,
- труд или служба во время действия военного или чрезвычайного положения в соответствии с мерами, предусмотренными при введении военного или чрезвычайного положения.
Конституция 2006 года гарантирует каждому личную свобода и безопасность. Эта свобода означает, что никто не может быть лишен свободы или заключен под стражу за исключением случаев и в соответствии с процедурой, установленной законом (ст. 274). Профессор Маркович остроумно замечает, что личная свобода гарантирована в отношении судебной и административной власти, но не законодательной власть, поскольку Конституция 2006 указывает на то, что лишение свободы допускается во всех случаях, предусмотренных законом .
Статья 39 Конституции 2006 года гарантирует свободу передвижения и выбора места жительства. Это право является одним из основных личных прав, обеспечивающим свободное перемещение в пределах националь-
4 Конституционные гарантии прав личности в уголовном и иным видах производства являются предметом отдельного исследования автора.
5 Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014. Стр. 473.
ной территории, а также право покидать территорию Сербии и возвращаться. Кроме того, свобода передвижения включает право покидать место жительства, а также свободу каждого выбирать место жительства и право изменить его. Оба вышеуказанных права могут быть ограничены по основаниям, установленным Конституцией. Таким образом, свобода передвижения и выбора места жительства не является абсолютной, при том, что основания ее ограничения мотивированы осуществлением прав других и защитой общих социальных интересов. Такими основаниями в соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции являются:
- необходимость проведения производства по уголовному делу;
- охрана общественного порядка и мира;
- предотвращение распространения инфекционных заболеваний;
- оборона Республики Сербия.
В соответствии с вышеуказанными конституционными основаниями эта свобода может быть ограничена только законом и только временно. Таким образом, такие ограничение этой свободы не могут предусматриваться актами исполнительной или судебной власти, кроме случаев, если они были приняты для обеспечения соблюдения закона. Профессор Маркович обращает внимание на то, что к ограничениям свободы передвижения и выбора места жительства не относятся нормативные правила, регулирующие передвижение людей и транспортных средств (обозначенные переходы для пешеходов, правила движения транспортных средств и т. д6.).
Конституция Сербии 2006 года гарантирует целый ряд статусных прав личности, наиболее важным среди которых является право на правосубъектность. Право на правосубъектность в Республике Сербия гарантируются в соответствии с международными стандартами в области прав человека, установленными Всеобщей декларацией прав человека и Пактом о гражданских и политических правах. Профессор Пайванчич подчеркивает, что содержание этого права включает в себя три специальных права:
- право правоспособность;
- право на дееспособность;
- право на выбор и использование личного имени7.
Итак, согласно части 1 статье 37 Конституции каждый обладает правоспособностью. Таким образом, право на правоспособность гарантируется каждому без установления дополнительных условий. Это право представляет собой способность каждого быть носителем прав и не может быть ограничено (ч. 2 ст. 202). Сербская Конституция предусмотрела, что совершеннолетие наступает по достижении 18 лет. По достижении совершеннолетия лицо приобретает способность самостоятельно принимать решения о своих правах и обязанностях, т. е. дееспособность. Таким образом, приобретение дееспособности сербская Конституция связывает с наступлением совершеннолетия. При этом Конституция 2006 года допускает установление ограничений дееспособности, но только при условии и на основаниях, предусмотренных законом. Ограничение дееспособности может полным или частичным и возможно только на основе судебного решения. При этом следует учитывать общее правило, установленное частью 1 статьи 20 Конституции, в соответствии с которым закон может регулировать только порядок
6 Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014. Стр. 475.
7 Г^ванчи1л М. Уставно право. 2014. Стр. 112.
осуществления права и только при условии того, что это прямо предусмотрено Конституцией. Сербские конституционалисты, в связи с вышеизложенным, обращают внимание на то, что на практике может возникнуть вопрос о конституционности положений законов, ограничивающих дееспособность граждан.8 Еще одной составляющей права на правоспособность является установленная Конституцией 2006 года гарантия на свободу выбора и использования личного имени. Так, согласно части 3 статьи 37 выбор и использование личного имени и имен своих детей осуществляется свободно. Таким образом, эта конституционная гарантия включает право на использование своего имени совершеннолетними, а также свободу родителей на выбор и использования имена своих детей.
Важнейшую составляющую современного каталога прав и свобод человека в Сербии представляют личные свободы, защищающие частную жизнь. Они представляют собой ряд специальных прав, некоторые из которых принадлежат к группе классических основных прав и свобод, в то время как другие учитывают особенности современной общественной жизни. Среди этих прав:
- неприкосновенность частной жизни;
- неприкосновенность жилища;
- тайна переписки;
- защита персональных данных.
Неприкосновенность частной жизни является относительно новым правом, предусмотренным большинством новейших конституций. Оно подразумевает неприкосновенность взаимоотношений в семье, дружеские контакты, деловые отношения вне трудовой деятельности т. д. Это право известно и конституционному законодательству Сербии. Так, это право прямо гарантировалось Конституцией 1990 года. Однако в сербской Конституции 2006 отсутствуют прямые гарантии права на неприкосновенность частной жизни, что частично компенсируется признанием в Конституции 2006 года ряда других прав, направленных на ее обеспечение. К таковым, в частности, относится право на тайну переписки и др.
Так, согласно статье 41 Конституция 2006 года тайна переписки и других средств коммуникации Конституции неприкосновенна. Неприкосновенность тайны переписки означает, что никто, включая и правоохранительные органы, не вправе вскрывать частные письма, а также знакомиться с содержанием других средств связи, кроме лиц, к которым они адресованы. Однако Конституция допускает отступление от этого императивного правила, если это предписано законом, который в обязательном порядке должен предусмотреть процедуру, в соответствии с которой решение об ограничении права на тайну переписки принимается. Однако ограничение допускаются только на определенный срок. При этом Конституция не устанавливает срок действия решения об ограничении права, поэтому именно законом уточняется период, в течение которого это право может быть ограничено. Кроме того, такое решение принимается исключительно компетентным судом. Таким образом, компетентный суд вправе принять решение об ограничении тайны переписки, если возникли основания, которые прямо предусмотрены в Конституции. Конституция 2006 года предусмотрела два таких основания:
во-первых, если это необходимо для обеспечения производства по уголовному делу и,
8 Pajvancic М. Коте^аг Ustava Rebublike Srbije. Веодгас1. 2009. Стр. 52.
во-вторых, если это необходимо для защиты безопасности Республики (ч. 2 ст. 41).
Что же касается права на защиту персональных данных, гарантируемое статьей 42 Конституции, то оно является новейшим правом, защищающим частную жизнь, и фактически является одной из дополнительных гарантий ее неприкосновенности. Конституция 2006 года предусмотрела, что сбор, хранение, обработка и использование персональных данных регулируется законом. Это положение сербской Конституции вызвало справедливые нарекания со стороны ряда сербских конституционалистов, полагающих, что эти вопросы должны были стать предметом непосредственно Кон-ституции9 Конституция предусмотрела три формы защиты персональных данных: Так, Конституция прямо запрещает, чтобы личные данные использовались для иных целей кроме тех, для которых они были собраны. Из этого правила существуют два исключения:
во-первых, если это необходимо для осуществления производства по уголовному делу;
во-вторых, отступление возможно, если это необходимо для защиты безопасности Республики (ч. 3 ст. 42).
Кроме того, Конституция гарантирует каждому право быть проинформированным о собранных данных о его личности в соответствии с законом. Ну и, наконец, каждому гарантируется право на судебную защиту от злоупотребления собранными данными о его личности (ч. 4 ст. 42).
Статья 40 Конституции Сербии 2006 года гарантирует неприкосновенность жилища. Сербская доктрина относит неприкосновенность жилища к одному из видов права на неприкосновенность частной жизни, которую Конституция гарантирует общим положением, запрещающим проникновение в чужое жилище или обыск в жилище против воли его владельца10. Этот запрет касается как частных лиц, так и органов государственной власти и распространяется как на квартиры, так и любые другие помещения, включая комнаты в общежитии, больнице, санатории, каюты на корабле.
Конституция 2006 года допускает ограничение права на неприкосновенность жилища в соответствии с условиями и в порядке, установленными самой Конституцией. Таких оснований два:
во-первых, в квартиру или другое помещение против воли их владельцев вправе войти только официальные лица на основании письменного решения суда, а если еще и предусмотрен обыск квартиры, то при этом должны присутствовать двое взрослых свидетелей. При обыске в квартире вправе присутствовать либо сам владелец, либо его представитель, но если они отсутствуют, то обыск допускается в присутствии двух взрослых свидетелей.
во-вторых, Конституция 2006 года допускает два случая, когда проникновение в жилище и обыск допустимы при отсутствии письменного судебного ордера о проникновении и обыске жилища, а также без свидетелей. Однако такие случаи Конституция относит к исключительным, и такое проникновение и обыск осуществляется в порядке, прямо предусмотренном в Конституции.
Итак, согласно части 3 статьи 40 Конституции, проникновение в чужое жилище или иные помещения, а в исключительных случаях и обыск без присутствия свидетелей допускаются: если это необходимо непосредственно для задержания преступника, а также для предотвраще-
9 Па]ванчи^ М. Уставно право. 2014. Стр. 112.
10 Стс^анови^ Д. Уставно право. Свен Ниш 2013. Стр. 232.
ния непосредственной и серьезной опасности для людей или имущества в порядке, предусмотренном законом.
К классическим основным индивидуальным правам личности относится группа предусмотренных в Конституции 2006 года прав и свобод, гарантирующих духовную независимость личности. Среди них свобода мысли,совести, убеждений и вероисповедания.
Статья 43 Конституции гарантирует свободу совести, убеждений и вероисповедования. Вышеуказанные свободы находятся в полном соответствии с базовым конституционным принципом, предусмотренным в статье 11 Конституции, соответствии с которым Сербия является светским государством. Как результат церкви и религиозные общины отделены от государства и ни одна из религий не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 2, 3 статьи 11). Свобода совести и вероисповедания включает в себя ряд конституционных гарантий, выраженных в виде производных от них прав и свобод:
во-первых, это свобода от любых религиозных убеждений, т. е. право быть атеистом;
во-вторых, это право оставаться при своих религиозных и других убеждениях и право изменить их по своему усмотрению, что, по сути, означает свободу от запрещения исповедания и смены религии;
в-третьих, это свобода от установления государственной религии;
в-четвертых, это свобода от обязанности заявлять о своих религиозных и иных убеждениях, но при наличии права публично выражать свои религиозные убеждения;
в-пятых, это право родителей и законных представителей обеспечивать своим детям религиозное и нравственное воспитание в соответствии со своими убеждениями;
в-шестых, это права, связанные с «противоречием совести», регулированию которых в Конституции 2006 года отведена специальная одноименная статья 45.
Так, в соответствии с вышеуказанной статьей никто не обязан вопреки своей вере или убеждениям исполнять воинские или иные обязанности, связанные с применением оружия. При этом лицо, ссылающееся на противоречие совести, не освобождается от воинской обязанности и может в соответствии с законом быть привлечено к исполнению воинской обязанности без обязанности носить оружие.
Следует обратить внимание на то, что свобода мысли, совести, убеждений и вероисповедания, в том числе и права, связанные с противоречием совести принадлежат к группе так называемых абсолютно защищенных права и в соответствии с частью 3 статьи 202 Конституции Сербии не могут быть ограничены или умалены во времени действия чрезвычайного или военного положения.
Что касается порядка реализации прав, производных от свободы вероисповедания, то:
во-первых, в рамках реализации таких прав каждому в Сербии конституционно гарантируется свобода участия в отправлении религиозных обрядов, посещения религиозных служб или проповедей единолично или совместно с другими. А;
во-вторых, Конституция 2006 года, регулируя наиболее важные вопросы статуса церквей и религиозных общин на основании принципа светского государства, установила, что церкви и религиозные общины равноправны.
Кроме того, в Конституции 2006 года гарантируется их свобода самостоятельно регулировать свою внут-
реннюю организацию и религиозную деятельность, а также содержит ряд специальных прав, включая:
- право на публичное осуществление религиозных обрядов;
- право на создание религиозных школ;
- право на создание социальных и благотворительных учреждений;
- право на самостоятельное управление этими учреждениями в соответствии с законом (ч.2 ст. 44) .
Гарантируемая Конституцией свободы вероисповедания вполне сочетается с мерами, осуществляемыми государством в области образования, культуры и массовой информации Республика Сербия и призванными содействовать взаимопониманию, признанию и уважению различий, вытекающих, в том числе, и из религиозной принадлежности своих граждан (ст. 48 Конституции). Более того, в статье 49 Конституции 2006 года прямо установлен конституционный запрет на разжигание религиозной ненависти и нетерпимости, а также наказуемость подобного рода деятельности.
Что же касается предусмотренной в Конституции свободы организации и деятельности религиозных объединений, то она имеет конституционно очерченные границы, нарушение которых ведет к запрету деятельности религиозных объединений. Так, установленными Конституцией основаниями для запрета деятельности религиозного объединения является:
во-первых, деятельность, направленная на:
- нарушение права на жизнь;
- права на психическое и физическое здоровье;
- прав детей,
- права на личную и семейную тайну,
- права собственности;
во-вторых, деятельность, направленная на:
- нарушение общественной безопасности и общественного порядка,
в-третьих, деятельность религиозного объединения, подстрекающая и разжигающая религиозную, национальную или расовую нетерпимость.
Конституцией предусмотрено, что решение о запрете деятельности религиозного объединения принимает Конституционный суд Сербии11. Следует обратить внимание на то, что подобное полномочие не является характерным для органов конституционного контроля и поэтому стало предметом справедливой критики со стороны ряда сербских ученых-конституционалистов12.
Особенностью конституционного закрепления свободы мысли в сербской Конституции 2006 года является то, что она упоминается как в статье, посвященной свободе совести, так и в специальной статье 46, гарантирующей свободу мысли и ее выражения. Вероятно, такая особенность является результатом того, что в более ранних конституциях, как правило, свобода мысли гарантируется совместно со свободой совести, а в современных конституциях она обычно выражается совместно со свободой слова. В результате, сербский конституционный законодатель решил применить оба подхода, с тем, чтобы обеспечить максимальную защиту этой важнейшей духовной свободе. Кроме того, таким образом, в Конституции Сербии
11 Половченко К. А. Запрет деятельности политических партий и других общественных объединений как полномочие Конституционного суда: опыт Сербии // Социально-политические науки. 2017. №4. С. 97. Половченко К. А. Статус политических партий в конституционной системе Республики Сербия // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. №4. С. 63.
12 Более подробно см.: Петров В. «Уставни суд и забрана удружена: надлежност ща му не пристаjе». Правни живот. Том IV. 12/2012. Стр. 602.
подчеркивается двойственный характер этой свободы. С одной стороны, на внутреннем аспекте, как естественном свойстве человека как психофизического существа, фокусируется внимание в статье 43, когда она изложена как некое предусловие свободы совести. В этом смысле свобода мысли исключает любую форму влияния на сознание человека для формирования определенного образа мыслей. С другой стороны, в статье 46 Конституции свобода мысли гарантируется как предусловие ее выражения вовне, когда человек вправе публично выразить свой взгляд на мир, его явления и процессы, в том числе и общественного характера. В этом случае свобода мысли является предусловием таких свобод как свобода слова, свобода печати и других средств массовой информации, свобода преподавания и др. В этом смысле свою актуальность сохраняют идеи, высказанные сербским народным депутатов Адамом Богосавльевичем, который указал на то, что «речь есть ничто иное, но мышление, только мышление вслух13».
Являясь производной от свободы мысли, в статье 46 Конституции гарантируется свобода слова и других форм выражения мыслей (письменно, изображением). Кроме того, в статье 46 Конституции гарантируется свобода искать, получать и распространять любую информацию и идеи. Следует обратить внимание на то, что носителем свобод, указанных в статье 46 является «каждый». При этом свобода слова и других форм выражения мысли не относится к категории абсолютных и может быть ограничена, правда, исключительно законом и только по основаниям, предусмотренным самой Конституцией. К таким основаниям Конституция 2006 года относит:
- защиту прав и репутации других лиц;
- поддержания авторитета и беспристрастности суда;
- защиту общественного здоровья и морали в демократическом обществе, а также
- защиту национальной безопасности Республики Сербия.
Сербская доктрина относит к личным свободам, производным от свободы мысли, свободу научного и художественного творчества. Эта свобода гарантируется статьей 73 Конституции Сербии, как подчеркивает профессор Маркович, в качестве специальной разновидности выражения свободы мысли в области искусства, науки и культуры14. По сути эта гарантированная Конституцией свобода охватывает свободу творчества, так и гарантии материальных и моральных права авторов, реализация и защита которых регулируется законом (ч.2 ст. 73). В связи со свободой научного и художественного творчества Конституция Сербии 2006 года специально гарантирует автономию университетов, научных учреждений и учреждений высшей школы, которая включает право этих учреждений принимать самостоятельные решения об их организации (ст. 72).
Профессор Пайванчич подчеркивает, что, несмотря на то, что вышеуказанные свободы является только специальной формой проявления свободы мысли, они не обладают таким же объемом конституционных гарантий, как и свобода, мысли. Это, среди прочего, выражается в исключении этих свобод из списка, предусмотренного статьей 202 Конституции, и включающего свободы, которые не могут быть ограничены во время действия чрезвычайного и военного положения. Таким образом, в отличие от свободы мысли свобода научного и художе-
13 Николи^ Д. Устав од 1869. године («Намеснички устав») // Устави Кнежевине и Кралевине Срб^е 1835 - 1903. Београд. 1989. Стр. 161.
14 Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014. Стр. 480.
ственного творчества и связанные с ней свободы не принадлежат к абсолютно защищаемым Конституцией.15
Итак, анализ личных прав, гарантируемых Конституцией Республики Сербия 2006 года, позволяет говорить о том, что в настоящее время в Сербии на конституционном уровне обеспечена защита широкого спектра базовых индивидуальных прав и свобод, которые условно можно разделить на личные свободы, гарантирующие физическую неприкосновенность личности, личные права, гарантирующие духовную целостность личности, а также личные свободы, обеспечивающие частную жизнь индивида. Следует заметить, что значительное большинство личных свобод Конституция 2006 года относит к абсолютным. В результате, они не подлежат ограничению даже при введении чрезвычайного и военного положения. В каталоге личных прав, гарантируемых Конституцией 2006 года, есть отдельные «узкие места» В частности, в нем отсутствует прямые гарантии права на неприкосновенность частной жизни, что при этом компенсируется признанием в Конституции 2006 года ряда других прав, направленных на ее обеспечение. В то же время, свобода мысли признается и гарантируется в двух статьях Конституции 2006 года, что создает определенные трудности в анализе содержания этой свободы. Тем не менее, вышеуказанные особенности каталога личных прав и свобод не снижают в целом высокий уровень гарантий, обеспеченных сербской Конституцией 2006 года. Этот каталог является одним из наиболее широко представленных в государствах Европы и соответствует международно-признанным стандартам в области прав и свобод человека.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 92,84%.
Список литературы:
1. АнтиЛ А. Компаративни приказ сустава локалне самоуправе у европским државама. Политичка мисао. Бр. 4/2002.
2. Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М. 2016.
3. Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014.
4. Markovic R. Ustav Republike Srbije od 2006-kriticki pogled. Ustav Republike Srbije od 2006 - neki elementi no-vog politickog sistema. Beograd 2007.
5. Pajvancic M. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009.
6. Паjванчиt^ М. Уставно право. 2014.
7. Паjванчиt^ М. Право граdaна на локалну самоуправу. Зборник граdанин у правном систему CPJ. Београд. 1999.
8. Петров В. «Уставни суд и забрана удружена: надлеж-ност ^а му не прист^е». Правни живот. Том IV. 12/2012.
9. Половченко К. А. Избирательная система Сербии // Современные избирательные системы. Чурсина Т. И., Орлов А. Г., Ракитская И. А., Половченко К. А. Научная редакция А. В. Иванченко, В. И. Лафитский. Москва. 2009.
10. Половченко К. А. Расширяющаяся компетенция Конституционного суда: опыт Сербии // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №4.
11. Половченко К. А. Конституционный контроль в Боснии и Герцеговине / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е. Я. Павлова, Е. А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.
12. Половченко К. А. Конституционный контроль в Республике Хорватия. / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю. И. Лейбо
15 Паjванчиl^ М. Уставно право. 2014. Стр. 111.
и др.]; под ред. Е. Я. Павлова, Е. А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.
13. Половченко К. А. Конституционные основы судебной власти в Республике Сербия // Социально-политические науки. №2. 2017. С. 125-129.
14. Половченко К. А. Особенности формирования и ответственность Правительства Республики Сербия // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 5.
15. Половченко К. А. Генезис сербского конституционализма: истоки // Право и управление. XXI век. №4. 2015.
16. Половченко К. А. Конституционный суд как гарант целостности государства: на примере Сербии. Проблемы экономики и юридической практики. №2. 2017.
17. Половченко К. А. К вопросу о статусе депутата Народной скупщины Республики Сербия // Проблемы экономики и юридической практики. №3. 2017. С. 127.
18. Половченко К. А. Статус политических партий в конституционной системе Республики Сербия // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. №4.
19. Половченко К.А. Запрет деятельности политических партий и других общественных объединений как полномочие Конституционного суда: опыт Сербии // Социально-политические науки. 2017. №4.
20. Сто]ановиЬ Д. Уставно право. Ниш. 2009.
21. Туманов В. А. Половченко К. А. Конституционные основы судебной власти. / Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М. В. Баглая, Ю. И. Лей-бо, Л. М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М. 2016.
22. ВучиЬ О. О заштити права. Београд. 2010.
23. ВуачиЬ И. Субсидиерност и модернизациа локалне заеднице. Зборник локална самоуправа - стане и перспективе. Београд. 2001.