3.4. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ ПО КОНСТИТУЦИИ СЕРБИИ 1888 ГОДА
Половченко Константин Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: МГИМО (У) МИД России. Подразделение: кафедра конституционного права. E-mail: [email protected]
Аннотация: Конституция 1888 года стала первым конституционным актом независимого Королевства Сербия. Принятие Конституции 1888 года ознаменовало начало эпоха парламентаризма в Сербии. Конституция Сербии 1888 года по оценке большинства современных конституционалистов является одним из наиболее передовых сербских основных законов за все время развития сербского конституционализма. Конституция исходила из либерального понимания прав человека и гражданина, которое в государствах Западной и Центральной Европы нашло свое правовое выражение в конституциях первой половины девятнадцатого века. При этом Конституцию 1888 года отличает как широкий каталог прав, так и гарантий их реализации, Институт прав и свобод по Конституции 1888 года является предметом исследования настоящей статьи.
Ключевые слова: Королевство Сербия. История сербского конституционализма. Конституция Сербии 1888 года. Король. Народная скупщина. Права и свободы человека. Свобода личности. Право на судебную защиту. Политические права сербов. Свобода печати. Гарантии прав и свобод.
PECULIARITIES OF THE LEGAL STATUS OF THE INDIVIDUAL UNDER THE CONSTITUTION OF SERBIA 1888
Polovchenko Konstantin Anatolievich, PhD at Law, Associate Professor. Position: Associate Professor. Place of employment: MGIMO University, Moscow, Russian Federation. Department: Constitutional Law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The Constitution of 1888 was the first СonsШutюnal АС of the independent Kingdom of Serbia. It was the adoption of the Constitution of 1888 that marked the beginning of the era of parliamentarism in Serbia. According to the majority of modern constitutionalists, the Constitution of Serbia of 1888 is one of the most advanced constitutions for the entire period of the development of Serbian constitutionalism. The Constitution was based on liberal understanding of human rights, which found its legal expression in Western European constitutions in the early nineteenth century. At the same time, the Constitution of 1888 is distinguished by a wide catalog of rights, and guarantees for their implementation. The Institute of Human Rights and Liberties under the Constitution of 1888 is the subject of this article.
Keywords: Kingdom of Serbia. History of Serbian constitutionalism. Constitution of Serbia of 1888. К/'ng. National Assembly. Human Rights and Liberties. Freedom of the individual. Right to judicial protection. Political rights of the Serbs. Freedom of the press. Guarantees of rights and freedoms.
К середине 19 века эпоха либерализма как революционного движения, вдохновленное идеями либерализма и направленное на слом феодальных государ-
ственных систем Европы фактически завершилось.1 При этом либеральные идеи, ставящие в основу политико-правовой системы ограничение государственной власти в пользу свободы личности, стало основой конституционного регулирования правового статуса личности в большинстве европейских государств. Не исключением является и Конституция Сербии 1888 года, гарантирующая личности индивидуальные права путем ограничения прерогатив государственной власти, Таким образом, сербская Конституция, закрепляя правовой статус сербских граждан, определяла то правовое поле свободы личности, на которое государственная власть не вправе была оказывать влияние своими императивными методами. При этом, по справедливому мнению профессора Стояновича, в отличие от большинства европейских либерально-
демократических конституций конца 18 и первой половины 19 века Конституция 1888 года, исключив вне-правовые, церемониально интонированные, чрезмерно обобщенные и туманные либеральные идеологе-мы,2 представляла собой пример высочайшего уровня развития законодательной техники второй половины 19 века.
Итак, правовому статусу личности в Королевстве Сербия по Конституции 1888 года был посвящена часть II «Конституционные права сербских граждан». Несмотря на то, что название главы указывает на то, что в ней регулируются конституционные права сербских граждан, тем не менее, Конституция содержит как права сербских граждан, так и права человека. Гражданские права распространялись только на лиц, обладающих «сербским гражданством», к ним относились прежде всего политические права. При этом абсолютное большинство прав, предусмотренных в Конституции Сербии 1888 года относились к личным правам, имеющим характер универсальных, т.е. распространялись на всех лиц, включая иностранцев, находившихся на территории сербского государства. Как подчеркивает профессор Стоянович, нет никаких сомнений в том, что в формулировках конституционных прав граждан могут быть найдены причины для рассуждений именно в этом направлении. Так, принцип равенства, а также целый ряд основных прав Конституция связывает с наличием гражданства, поскольку они установлены с помощью стандартной формулировки «каждый серб имеет право». Это, как указывалось выше, прежде всего касается политических прав, которые Конституция 1888 года признает только за гражданами. Однако для гарантируемых Конституцией либеральных прав, касающихся личной и имущественной безопасности лица и признающихся как субъективные права можно сделать вывод о том, что они имеют характер прав человека, несмотря на указание в конституционном тексте в качестве «прав сербов».3
Базовым принципом Конституции 1888 года явился принцип формального равенства граждан. Так, согласно статье 7 Конституции все сербы равны перед законом. Кроме того, в Сербии не жаловались и не признавались дворянские титулы. Еще одним базовым принципом Конституции 1888 года являлась свобода личности. Так, в статье 9 предусматривалось, что Конституция обеспечивала гарантии личной свободы сер-
1 Половченко К.А. Генезис сербского конституционализма: истоки // Право и управление. XXI век. 2015. №4. С.29
2 С^анови11 Д. Устав Србие од 1888. и ^удска права. Београд. 2011.Стр. 251
3 С^анови11 Д. Устав Србие од 1888. и ^удска права. Београд. 2011.Стр. 252.
бов. Никто не мог быть привлечен к ответственности иначе как в случаях и в порядке, предусмотренном законом. Никто не мог быть задержан или иным образом лишен свободы, без письменного и обоснованного решения следственного судьи. Это решение должно быть сообщено лицу, которое подлежало задержанию, в момент задержания. Только если, преступник был пойман с поличным, он мог быть немедленно задержан, но о решении относительно его задержания он должен был быть уведомлен не позднее, чем через 24 часа после задержания. Решение о задержании могло быть обжаловано в суде первой инстанции. Если задержанный не направлял такую жалобу в течение трех дней после сообщения о его задержании, то не позднее чем через 24 часа следственный судья должен был направить дело в суд без обжалования. В течение 24 часов со дня получения дела суд должен был вынести свое решение, которым утверждалось или отменялось решение следственного судьи о задержании. Такое решение являлось исполнительным решением суда. Органы власти, которые нарушали эти положения, подлежали наказанию за незаконное лишение свободы. Конституция предусматривала, что законом должно быть устанавливлено, в каких случаях суд будет обязан освободить задержанного с применением обеспечительных мер (залога и других), а каких без.4
Сербская Конституция 1888 года предусматривала ряд судебных гарантий неприкосновенности личности. В частности, согласно статье 10 Конституции никто не мог быть осужден ненадлежащим судом. Кроме того, никто не мог быть осужден до тех пор, пока он не был надлежащим образом допрошен или ему не было предоставлено право на законную защиту. Конституция предусматривала, что наказание могло быть установлено только законом и распространялось только на действия, за которые закон ранее установил ответственность и меру наказания (ст. 12 Конституции).
К гарантиям личной свободы относилось также то, что согласно статья 14 Конституции сербский гражданин не мог быть выслан за пределы государства. Его нельзя было вытеснить или принудительно переместить внутри государства из одного места в другое, за исключением случаев, когда это непосредственно было предусмотрено законом. Важным достижением Конституции 1888 года, учитывая то, что демократические преобразования того периода были во многом результатом активной политической борьбы внутри сербского общества, являлась отмена смертной казни за политические преступления. При этом в Конституции были предусмотрены три исключения. Первое из которых составляли случаи исполнения или покушения на убийство короля и членов королевской семьи, за которые смертная казнь в качестве исключительной меры наказания была предусмотрена в Уголовном кодексе. Еще одно исключение составляли случаи, когда помимо политического преступления было совершено еще преступное деяние, за которое в Уголовном кодексе была установлена смертная казнь. Наконец третье исключение составляли те случаи, когда в условиях военного времени военные законы предусматривали наказания в виде смертной казни.5
Важнейшим личным правом, гарантированным Конституцией 1888 года, являлось право на неприкосновенность жилища. Органы власти не вправе были
4 С^ичий С. Устав од 1888 године. Устави Кнежевине и Кра^евине Срб^е 1835 - 1903. Београд. 1989. Стр. 124.
5 Markovic R. Ustavno pravo. Beograd. 2014. Str. 103.
осуществлять обыск или обследование в жилище сербских граждан, за исключением случаев и в порядке, предусмотренном законом. Перед обыском компетентные органы обязаны были представить лицу, жилище которого подлежало обыску, письменное решение следственного судьи о проведении обыска. При этом такое решение могло быть оспорено в суд первой инстанции. Однако направление жалобы не приостанавливало проведение обыска, который проводился в обязательном порядке в присутствии двух граждан. Сразу после завершения обыска компетентный орган обязан был передать лицу, жилище которого было подвернуто обыску, свидетельство о результатах обыска, и подписанный список вещей, изъятых в целях дальнейшего расследования. Ни при каких обстоятельствах обыск не должен был проводиться в ночное время суток. свидетельство
Конституция 1888 года предусматривала неприкосновенность собственности, независимо от ее природы. Никто не мог быть принужден отказаться от своего имущества в пользу удовлетворения государственных или иных публичных потребностей, право частной собственности также не полежало ограничению для удовлетворения вышеуказанных целей, кроме случаев, если допускалось законом и при обеспечении компенсации в соответствии с законом. Конституцией не допускалось применение наказания в виде изъятия имущества (конфискации). При этом подлежали изъятию отдельные вещи, являвшиеся результатом противоправных деяний или средством их осуществления или предназначались для этого (ст. 17 Конституции). Конституция в порядка преемства с Конституцией 1869 года гарантировала религиозную свободу. Так, согласно статья 18 Конституции свобода совести не подлежала ограничению. Все признанные религии исповедовались свободно и находились под защитой закона, поскольку осуществление их ритуала не наносило вред общественному порядку или морали. При этом сербские граждане не вправе были отказаться от исполнения своих гражданских и воинских обязанностей, ссылаясь на правила своей религии. В то же время запрещались любые действия, направленные против восточной православной церкви в Сербии, в частности прозелитическая деятельность иноверцев.
Конституция 1888 года гарантировала свободу мысли и слова. Так, согласно статье 22 Конституции каждый серб в границах, установленных законом, вправе был выражать свою мысль: вслух, в письменной форме, в изображениях. Особое внимание, учитывая недостатки конституционного регулирования свободы печати Конституцией 1869 года, уделялось гарантиям свободы печати. Так, Конституцией запрещалось установление цензуры и других превентивных мер, препятствующих выпуску, продаже или распространению газет. Выпуск газет не требовал предварительного одобрения властей. Никакая гарантия (поручительство) не требовалась от автора, редактора, издателя. При этом газеты и другие печатные материалы могли быть запрещены (изъяты), только если они содержали оскорбления короля и королевской семьи, а также оскорбления иностранных правителей и их семей. Кроме того, основанием для запрета печатного издания являлись призывы к гражданам на вооруженное выступление. Однако в случаях наложения запрета на выпуск
6 Половченко К.А. Особенности организации власти в Сербском княжестве по Конституции 1869 года // Пробелы в российском законодательстве. №5. 2017.
печатной продукции компетентный орган, наложивший такой запрет, обязан был в течение 24 часов после установления запрета передать дело в суд, который в течение 24 часов должен был утвердить или отменить установленный запрет. Если решение в течение вышеуказанного срока не выносилось, то такой запрет считался отмененным. Кроме того, согласно части 7 статьи 22 Конституции печатные издания ни при каких обстоятельствах не могла быть подвергнуты административным предупреждениям.
Помимо обязанностей властей в отношении печатных органов Конституция содержала требования, предъявляемые к лицам, участвовавшим в производстве печатной продукции. В частности, согласно части 8 статьи 22 Конституции 1888 года у каждой газеты должен был быть ответственный редактор, обладавший гражданскими и политическими правами. Кроме того, автор нес ответственность за статью. Если автор статьи был неизвестен или если он не проживал в Сербии или являлся недееспособным, то в этом случае ответственность нес редактор, издатель, или распространитель.
Конституция гарантировала тайну переписки и телеграфных сообщений, за исключением случаев уголовного расследования и условий военного времени. Конституция предусматривала, что в законодательном порядке должны были быть установлены государственные органы, несущие ответственность за нарушение тайны переписки и телеграфных сообщений.
Важнейшим политическим правом сербских граждан было предусмотренное в Конституции право собраний.7 Так, согласно статье 24 Сербские граждане вправе были собираться мирно и без оружия в порядке, установленном законом. Для проведения собраний в закрытых помещениях не требовалось уведомление властей. Проведения собраний вне помещений требовало предварительного оповещения властей в порядке, предусмотренном специальными законами. Также Конституцией 1888 года было предусмотрено право на объединения. Сербские граждане имели право на объединения в целях, не противоречащих закону. Это право не могло быть подвергнуто никаким превентивным мерам (ст. 25 Конституции).
Еще одним политическим правом, предусмотренным Конституцией 1888 года было право петиций. Так, каждый серб вправе был обратиться от своего имени к органам государственной власти с прошением, подписываемым одним или несколькими заявителями. Однако общие коллективные прошения могли направлять только органы власти и юридические лица. Кроме того, каждый серб вправе был обжаловать незаконные действия органов государственной власти. Если орган, рассматривавший жалобу, устанавливал, что она являлась необоснованной, то он обязан был сообщить заявителю в своем решении и причинах отказа в удовлетворении жалобы. В статье 28 Конституции уточнялось, что каждый серб вправе был непосредственно и без какого-либо разрешения подать в суд жалобу на должностное лицо или сотрудника государственного органа, а также председателя општины, должностных лиц општины, если они при осуществлении своих полномочий нарушили его права. При этом в Конституции указывалось, что в отношении министров, судей и военнослужащих, находящихся на действительной военной службе действовало специальное регулирование.
7 Анализу избирательных прав сербов по Конституции 1888 года будет посвящено отдельная исследование автора.
Каждый серб вправе был свободно выйти из сербского гражданства, однако только после выполнения обязанностей военной службы и других обязанностей, в отношении государства или частных лиц (ст. 29 Конституции). Следует отметить то, что иностранцы, находившиеся на территории Сербии, в соответствии с Конституцией 1888 года пользовались защитой сербских законов в отношении их личности и собственности. При этом они обязаны были платить государственные и муниципальные налоги, поскольку это не противоречило международным договорам Сербии. Еще одной гарантией прав как сербов, так и иностранных граждан было запрет на выдачу другим государствам политических преступников (ст. 31 Конституции).
Конституция 1888 года гарантировала свободу преподавания. Причем согласно статья 21Конституции обучение являлось свободным, поскольку его осуществление не наносило вред общественному порядку или морали. При этом едва ли не единственным социальным правом, предусмотренным этой Конституцией, было право на образование. В то же время получение основного образования было бесплатным в публичных основных школах и являлось не только конституционным правом, но и конституционной обязанностью (ч.2 ст. 21 Конституции).
Значение конституционных гарантий прав человека, установленных Конституцией 1888 года трудно переоценить. Это наиболее заметно в сравнении с гарантиями, предусмотренными ее предшественницей -Конституцией 1869 года. Последняя гарантировала почти все права граждан по формуле «в соответствии с законом» или в соответствии с ограничениями, «установленными законом». Таким образом, Конституция 1888 года заметно отличается от Основного закона Сербии 1869 года8 не только более широким объемом каталога личных и политических прав, гарантированных Конституцией, но также и большей детализацией их правовой формулировки. Учитывая практику законодателя в предыдущий конституционный период, когда путем «конкретизации», фактически устранялась конституционная сущность прав граждан, творцы Конституции 1888 года предпринял успешную попытку оставить нормативной детализации закона как можно меньше возможностей изменить сущность установленных Конституцией прав. В результате, при формулировании прежде всего политических прав Конституции 1888 года включает такой значительный объем нормативного материала, который должны быть скорее предметом законодательного, а не конституционного регулирования. Пожалуй, наиболее ярким примером тому является конституционная регламентация свободы прессы. Однако это не случайно, поскольку детализация гарантий защиты политических прав было основным требованием оппозиции в преддверии принятия Конституции 1888 года, направленным на предотвращение возможности ограничения и отмены конституционных прав (прежде всего политических) законодательным путем, за что на протяжении длительного времени выступало проправительственное большинство, политически связанное с короной. Да, практика 70-80-х годов XIX века красноречиво свидетельствовала о возможных ограничениях политических прав. Исходя из вышеизложенного, можно со значительными оговорками утверждать о наличии преем-
8 Половченко К.А. Особенности организации власти в Сербском княжестве по Конституции 1869 года // Пробелы в российском законодательстве. №5. 2017.
ственности Конституции 1888 года с Конституцией 1869 года, по крайней мере, по вопросу о гражданских правах.
Сербская Конституция 1888 года является выдающимся документом как с точки зрения той, так и современной эпохи. Широкий каталог прав, обеспеченных конституционными гарантиями соответствовали установленному Основным законом конституционному правлению, основанному на идеях правовой государственности и народного представительства. Конечно же, являясь выражением идей раннего либерализма, каталогу прав и свобод, представленному в Конституции 1888 года, с позиций современности явно не хватает ряда социальных прав. Однако конституционное регулирование личных и политических прав является образцовым и с точки зрения современности, и может вполне соперничать с тем, как они урегулированы в новейших конституциях постсоциалистических государств Европы. При этом, однозначным является то, что Конституция 1888 года вполне достойна быть включенной в сокровищницу европейского и мирового конституционализма.
Список литературы:
I. Jевти1 Д.; Попови1 Д. Народна правна истори]а. Београд. 2003.
2^ванови1 М. Политички систем Срб^е. Хрестомат^а. Београд. 2008.
3. Jованови1 С. Држава I-II. Београд. 1936.
4. Markovic R. Ustavno pravo. Beograd. 2014.
5. Кандид Ж Устав од 1838 године. „Турски Устав". Устави Кнежевине и Кра^евине Срб^е 1835 - 1903. Београд. 1989.
6. Николи1 Д. Устав од 1869. године („Намеснички устав") // Устави Кнежевине и Кра^евине Срб^е 1835 - 1903. Београд. 1989.
7. Новакови1 С. Двадесет година уставне политике у Срби|и: 1883-1903. Београд. 1912.
8. Половченко К.А. Генезис сербского конституционализма: истоки // Право и управление. XXI век. 2015. №4.
9. Половченко К.А. Первая Конституция Сербского княжества // Пробелы в российком законодательстве. №4. 2017.
10. Половченко К.А. Роль Конституции 1838 года в развитии сербского конституционализма //Социально-политические науки. №4. 2017.
II. Половченко К.А. Особенности организации власти в Сербском княжестве по Конституции 1869 года // Пробелы в российском законодательстве. №5. 2017.
12. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти в Республике Сербия // Социально-политические науки. №2. 2017.
13. Половченко К.А. Избирательная система Сербии // Современные избирательные системы. Чурсина Т.И., Орлов А.Г., Ракитская И.А., Половченко К.А. Научная редакция А.В. Иванченко, В.И. Лафитский. Москва. 2009.
14 Половченко К.А. Особенности формирования и ответственность Правительства Республики Сербия // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 5.
15. Попови1 Д. Упоредни поглед на српске уставе // Уставни развитак Срби]е 1835 - 1903. Београд. 1989
16. Стоjанови1 Д. Устав Србие од 1888. и ^удска права. Београд. 2011.
17. Стоjанови1^ Д. Уставно право. Ниш. 2009.
18. Сто]ичи^ С. Устав од 1888 године. Устави Кнежевине и Кра^евине Срби]е 1835 - 1903. Београд. 1989. Стр. 122.
Статья проверена в системе «Антиплагиат»; оригинальность текста - 90,22%