Научная статья на тему 'Конституционные основы правового статуса личности в Республике Сербия'

Конституционные основы правового статуса личности в Республике Сербия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
527
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРБСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 2006 ГОДА / ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ / ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ / ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД / ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД / ЗАЩИТНИК ГРАЖДАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Половченко Константин Анатольевич

Конституция 2006 года заложила содержательную основу современной правовой системы Республики Сербия. Она регулирует важнейшие стороны жизни сербского государства и общества. Конституция содержит отдельную, Часть Вторую „Права и свободы человека и меньшинств“, состоящую из 64 статей и образующую фундамент правого статуса личности в Сербии. Помимо Части Второй Конституции 2006 года индивидуальные и коллективные права человека и гражданина в Республике Сербия регулируются и в других частях Конституции (например, в Части Третьей «Экономическая система и публичные финансы» и Части Пятой «Организация власти»). Таким образом, регулированию и защите права и свобод человека и меньшинств посвящено общей сложностью более трети конституционного текста. По мнению Венецианской комиссии Конституция Сербии «полностью охватывает все сферы «стандартных» прав человека. А их содержание соответствует европейским стандартам, а в некоторых аспектах даже и шире». Ядром конституционного регулирования статуса личности в Конституции 2006 года являются „Основные принципы“, анализ которых и представлен в настоящей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL PRINCIPLES OF THE LEGAL STATUS OF PERSONALITY IN THE REPUBLIC OF SERBIA

The 2006 Constitution laid the substantive Foundation of the modern legal system of the Republic of Serbia. It regulates the most important aspects of the life of the Serbian state and society. The Constitution contains a separate, part Two," human and minority Rights and freedoms", consisting of 64 articles and forming the basis of the right status of the individual in Serbia. In addition to Part Two of the 2006 Constitution, individual and collective human and civil rights in the Republic of Serbia are regulated in other parts of the Constitution (for example, Part Three, "Economic system and public Finances" and Part Five, "Organization of Power"). Thus, more than a third of the constitutional text is devoted to the regulation and protection of human and minority rights and freedoms. According to the Venice Commission, the Constitution of Serbia "fully covers all areas of "standard" human rights. And their content meets European standards, and in some aspects even wider.“ The core of the constitutional regulation of individual's status in the Constitution of 2006 is the "Basic Principles", the analysis of which is presented in this article.

Текст научной работы на тему «Конституционные основы правового статуса личности в Республике Сербия»

3. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02)

3.1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ СЕРБИЯ

Половченко Константин Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: МГИМО (У) МИД России. Подразделение: кафедра конституционного права. E-mail: [email protected]

Аннотация: Конституция 2006 года заложила содержательную основу современной правовой системы Республики Сербия. Она регулирует важнейшие стороны жизни сербского государства и общества. Конституция содержит отдельную, Часть Вторую „Права и свободы человека и меньшинств", состоящую из 64 статей и образующую фундамент правого статуса личности в Сербии. Помимо Части Второй Конституции 2006 года индивидуальные и коллективные права человека и гражданина в Республике Сербия регулируются и в других частях Конституции (например, в Части Третьей «Экономическая система и публичные финансы» и Части Пятой «Организация власти»). Таким образом, регулированию и защите права и свобод человека и меньшинств посвящено общей сложностью более трети конституционного текста. По мнению Венецианской комиссии Конституция Сербии «полностью охватывает все сферы «стандартных» прав человека. А их содержание соответствует европейским стандартам, а в некоторых аспектах даже и шире». Ядром конституционного регулирования статуса личности в Конституции 2006 года являются „Основные принципы", анализ которых и представлен в настоящей статье.

Ключевые слова: Сербская Конституция 2006 года. Верховенство права. Конституционные принципы. Правовой статус личности. Гарантии прав и свобод. Ограничения прав человека. Судебная защита прав и свобод. Защитник граждан.

CONSTITUTIONAL PRINCIPLES OF THE LEGAL STATUS OF PERSONALITY IN THE REPUBLIC OF SERBIA

Polovchenko Konstantin Anatolievich, PhD at Law, Associate Professor. Position: Associate Professor. Place of employment: MGIMO University, Moscow, Russian Federation. Department: Constitutional Law chair. E-mail: [email protected]

Annotation: The 2006 Constitution laid the substantive Foundation of the modern legal system of the Republic of Serbia. It regulates the most important aspects of the life of the Serbian state and society. The Constitution contains a separate, part Two," human and minority Rights and freedoms", consisting of 64 articles and forming the basis of the right status of the individual in Serbia. In addition to Part Two of the 2006 Constitution, individual and collective human and civil rights in the Republic of Serbia are regulated in other parts of the Constitution (for example, Part Three, "Economic system and public Finances" and Part Five, "Organization of Power"). Thus, more than a third of

the constitutional text is devoted to the regulation and protection of human and minority rights and freedoms. According to the Venice Commission, the Constitution of Serbia "fully covers all areas of "standard" human rights. And their content meets European standards, and in some aspects even wider." The core of the constitutional regulation of individual's status in the Constitution of 2006 is the "Basic Principles", the analysis of which is presented in this article.

Keywords: The Serbian Constitution of 2006. Rule of law. Constitutional principles. Legal status of a person. Guarantees of rights and freedoms. Restrictions on human rights. Judicial protection of rights and freedoms. Оmbudsman.

Принятие Конституции 2006 года придало новый импульс развитию сербского конституционализма. Ее содержательным ядром являются конституционные принципы, изложенные в Преамбуле и Части Первой и Главе 1 Части Второй Конституции. Конституционные принципы, установленные в Конституции 2006 года, можно разделить на основы конституционного строя и конституционные основы правового статуса человека и меньшинств. Итак, согласно статье 1 Конституции Сербии 2006 года «Республика Сербия является государством сербского народа и всех живущих в нем граждан, основанным на верховенстве права и социальной справедливости, принципах гражданской демократии, правах и свободах человека и меньшинств, и приверженности европейским принципам и ценностям».

Несмотря на то, что ряд принципов, составляющих конституционные основы правового статуса личности, предусмотрены непосредственно в Части 1 «Принципы Конституции» Конституции 2006 года (принципы защиты национальных меньшинств; защиты граждан Сербии и сербов за рубежом; защиты правового статуса иностранцев; принцип равенства полов; право граждан на краевую автономию и местное самоуправления в Республике Сербия), тем не менее, в Части Второй «Права и свободы человека и меньшинств» Конституции в Главе 1 «Основные принципы» в статьях 18-22 развиваются и дополняются основы конституционного строя Сербии, закладывая конституционный базис под правовым регулированием индивидуальных и коллективных прав и свобод в Республике Сербия, их гарантиями и средствами защиты.

Так, согласно части 1 статьи 18 Конституции 2006 года гарантируемые Конституцией права человека и меньшинств непосредственно применяются. Значение этого конституционного принципа заключается в том, что принятие специального закона, детально регулирующего соответствующую сферу общественных отношений, не является необходимым условием практического применения положений о правах и свободах, установленных в Конституции. В результате, юрисдик-ционные и иные органы, принимающие решение о правах и свободах личности, вправе ссылаться непосредственно на положения Конституции, применяя соответствующую конституционную норму к конкретному случаю. Учитывая положения части 2 статьи 16 Конституции Сербии о то, что общепринятые нормы международного права и ратифицированные международ-

ные договоры являются составной частью правовой системы Сербии и применяются непосредственно, сербский конституционный законодатель специально предусмотрел то, что Конституцией гарантируются, и в качестве таковых непосредственно применяются также права человека и права меньшинств, гарантируемые общепринятыми нормами международного права, ратифицированными международными договорами и законами (ч. 2 ст. 18). Таким образом, конституционные гарантии охватывают не только права, гарантированные самой Конституцией, но также включают права, гарантированные международными источниками. При этом законом может устанавливаться порядок осуществления этих прав только в том случае, если это предусмотрено непосредственно в Конституции, или, если это необходимо для осуществления конкретного права в силу его природы, однако закон ни в коем случае не может влиять на содержание гарантированного права. Это положение Конституции системно связано с положениями статьи 194 Конституции о том, что законы и иные общие акты, принятые в Республике Сербия, должны соответствовать Конституции и не должны противоречить ратифицированным международным договорам и общепринятым нормам международного права. А Конституционный суд в процессе нормоконтроля, осуществляя контроль за соответствием законов как Конституции Республики Сербия, так и вышеуказанным источникам международного права, вправе исключить из правовой системы Сербии законы и иные общие акты не соответствующие нормам Конституции и международных источников.1

С вышеуказанным принципом напрямую связан принцип, устанавливающий критерии толкования положений конституции, регулирующих реализацию и защиту прав и свобод человека и меньшинств. Так, согласно части 3 статьи 18 Конституции положения о правах человека и правах меньшинств толкуются: а) в пользу становления ценностей демократического общества, б) в соответствии с действующими международными стандартами прав человека и меньшинств, а также в) учитывая практику международных организаций, осуществляющих надзор за их реализацией и защитой. Эти правила интерпретации прав и свобод личности являются обязательными для всех органов, представляющих три ветви власти, а также для Конституционного суда, осуществляющего защиту прав и свобод (ст. 166) и обладающего правом официального толкования Конституции Сербии. В настоящее время деятельность компетентных органов Республики Сербия, связанная с толкования текста Конституции 200б года, и прежде всего Конституционного суда наглядно демонстрирует то, что особое влияние на интерпретацию основных прав и свобод личности в Сербии оказывает судебная практика Европейского суда по правам человека, учитывая заявленное в Конституции 2006 года стремление Сербии к европейской интегра-ции.2

Важнейшей характеристикой высокого уровня развития современного сербского конституционализма является установленный Конституцией 2006 года и полу-

1 При этом сербские конституционалисты обращают внимание на то, что установлении основ правового статуса личности сербский конституционный законодатель в отдельных случаях непосредственно заимствовал формулировки Европейской Конвенции и защите прав человека и основных свобод. См.: С^ановип Д. Уставно право - к^ига II. Ниш. 2013.

2 Например, ОсПика Ustavnog Suda R. Srbije br. 1-8/11/09, od 2.

04. 2009.

чивший в сербской доктрина наименование „защитная клаузула" принцип, в соответствии с которым достигнутый уровень прав человека и меньшинств не может быть снижен" (ч. 2 ст. 20 Конституции РС). Установление конституционным законодателем этого принципа было прямо направлено на обеспечение гарантий защиты уровня прав и свободы, которыми граждане уже пользовались на момент принятия Конституции 2006 года. Это представляется особо насущным, учитывая то, что в настоящее время экономическая система Сербии находится в состоянии „трансформации", что может привести к ограничениям прежде всего социально-экономических прав сербских граждан. Таким образом, это этот принцип напрямую связан с принципом социальной справедливости, установленным в статье 1 Конституции 2006 года и конституционной обязанностью государства проводить политику равных возможностей (статья 15 Конституции РС). По мнению профессора Пайванчич, установление в Конституции вышеуказанного принципа является важнейшей гарантией сохранения социального обеспечения в Республике Сербия.3

Особым значением в системе прав и свобод личности в Сербии обладает принцип равенства. В Конституции Сербии 2006 года он выражен в общей антидискриминационной формуле: Запрещается любая дискриминация, прямая или косвенная, по всем основаниям, особенно по признаку расы, пола, национальности, социального происхождения, места рождения, вероисповедания, политических или иных убеждений, имущественного положения, культуры, языка, возраста, психической или физической инвалидности (ч. 3 ст. 21 Конституции РС). Ввиду его особой важности одно из оснований, изложенных выше, выделено специально и изложено в отдельной статье, которая инкорпорирована в Часть Первую «Общие принципы» Конституции 2006 года. Этим основанием является пол: «государство гарантирует равноправие женщин и мужчин и развивает политику равных возможностей» (ст. 15 Конституции РС). Еще одним неотъемлемым элементом принципа равенства, закрепленного в сербской Конституции, является юридическое равноправие, и его конституционная формулировка звучит следующим образом: «Все равны перед Конституцией и законом. Каждый обладает правом на равную правовую защиту без дискриминации» (ч.ч. 1, 2 ст. 21 Конституции РС). Таким образом, все, независимо от социального и имущественного положения и других различий подчиняются одному и тому же закону. Равенство перед законом также означает равенство перед органами власти, уполномоченными на применение закона: органами исполнительной и судебной власти обязаны принимать решения одинаково по отношению ко всем гражданам. Третьим элементом, установленного в Конституции 2006 года принципа равенства, является допустимость позитивной дискриминации, т.е. применение специальных мер в отношении групп меньшинств: «не считаются дискриминацией специальные меры, которые Республика Сербия может предпринять для достижения полного равноправия лиц или групп лиц, находящихся по существу в неравном положении по отношению к другим гражданам» (ч. 4 ст. 21 Конституции РС). Так, Конституционный суд Сербии в одном из своих решений отметил, что «различия в осуществлении права, уста-

3 Pajvancic M. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009. Str. 31-32.

новленного законом для определенной группы лиц, не являются дискриминацией, если в отношении различия существует объективное и разумное обоснова-

4

ние».

В связи с вышеизложенным следует отметить то, что Конституция Республики Сербия 2006 года особое внимание посвятила защите прав и свобод меньшинств. Так, согласно статье 1 Конституции одной из фундаментальных основ конституционного строя Республики Сербия является защита прав и свобод меньшинств. Кроме того, в соответствии со статьей 14 Конституции Республика Сербия защищает права национальных меньшинств, гарантируя им специальную защиту. Более того, во Второй Части Конституции 2006 года имеется специальная Глава 3, регулирующая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (ст.ст. 75-82 Конституции РС). Гарантии защиты прав и свобод национальных меньшинств, предусмотренные в Конституции дополняются развитым законодательством, регламентирующим создание инструментов, призванных обеспечивать защиту прав национальных меньшинств на самоуправление в области языка, образования, культурного развития. Помимо этого, законодательством Сербии установлен порядок образования и деятельности структур, оказывающих содействие участию национальных меньшинств в управлении публичными делами, а также призванных защищать национальные меньшинства от всех видов дискриминации при осуществлении ими и их членами прав и свобод.5

Важнейшим предметом регулирования конституций современных государств является конституционно допустимые ограничения прав и свобод. Конституция Сербии 2006 года становила основу и пределы ограничения прав человека и меньшинств и принципы их определения. Таким образом, были установлены конституционно очерченные границы, которые власть не вправе нарушить, когда вынуждена пойти на ограничения прав и свобод личности.

При этом Конституция 2006 года установила несколько критериев легитимации ограничений прав человека и меньшинств. Так, согласно части 1 статьи 20 Конституции права человека и меньшинств, гарантированные Конституцией, могут быть ограничены только законом и только в случае, если такие ограничения предусмотрены самой Конституцией, в целях предусмотренных Конституцией. Объем ограничений прав и свобод также установлен Конституцией 2006 года. Так, ограничения возможны в минимальных пределах, необходимых для достижения конституционных целей ограничения в демократическом обществе, при чем, не нарушая сущности гарантированных прав (ч. 1 ст. 20). Таким образом, ограничения прав и свобод должны быть сведены к минимуму, чтобы обеспечить достижение целей, для которых Конституция допускает ограничение прав, что включает в себя оценку того, может ли цель, для которой законом вводится ограничение, быть достигнута с меньшими ограничениями. Как отмечает профессор Стоянович, речь идет о применении принципа пропорциональности при определении необходимого объема ограничений прав и свобод.6

Наряду с общими критериями, допускающими ограничения права человека и меньшинств, Конституция

4 Одлука броj 1Уз-44/2009. „Службени гласник РС". Броj 54/12.

5 Более подробно см.: Половченко К.А. Регулирование и защита прав национальных меньшинств в Республике Сербия. Социально-политические науки. №6. 2017.

6 С^анови^ Д. Уставно право - к^ига II. Ниш. 2013. Стр. 176.

2006 года установила и специальные обязанности государственных органов при принятии решений об ограничении прав и свобод. Так, Конституция особо выделяет суды как органы, принимающие решения об ограничении прав человека и меньшинств в конкретных случаях. Как подчеркивает профессор Пайванчич, эти конституционные гарантии особенно важны, поскольку они защищают пространство индивидуальной свободы и устанавливают критерии, устанавливающие пределы деятельности органов государственной власти в сфере прав человека и меньшинств.7 Итак, в качестве критериев, которыми обязаны руководствоваться государственные органы при принятии решений об ограничении прав личности, Конституция 2006 года указывает на обязанность принимать во внимание: сущность ограниченного права; важность цели ограничений; природу и объем ограничения; соотношение между ограничением и той целью, для достижения которой оно вводится; а также наличие возможности найти способ достижения цели ограничения при наименьшем ограничении права или свободы (ч. 3 ст. 20 Конституции РС).

Однако Венецианская комиссия весьма критически отнеслась к положениям статьи 20 Конституции Сербии 2006 года, устанавливающим критерии ограничения. В частности, в своем Заключении о Конституции Сербии она указала на то, что положения вышеуказанной статьи Конституции могут стать причиной возникновения серьезных проблем, отмечая то, что «но-мотехнические» пропуски, т.е. различного типа оговорки, касающиеся ограничения прав, а также отсутствие системности в их структурировании могут оказать отрицательное влияние на конституционную защиту прав человека.8 В связи с этим председатель Конституционного суда Сербии профессор (2007-2010) Боса Ненадич отмечает, что на Конституционный суд Сербии возложена большая ответственность в плане обеспечения единого толкования Конституции 2006 года, т.е. обеспечения толкования прав и свобод человека таким способом, который бы гарантировал их максимальную защиту9.

Учитывая то фундаментальное значение, которым обладает конституционно установленный каталог прав и свобод в развитии современного сербского конституционализма Конституция 2006 года наряду с общими положениями, регулирующими права и свободы человека и меньшинств, включила ряд конституционных гарантий, обеспечивающих реализацию и защиту прав и свобод личности. Так, согласно статье 22 Конституции каждый имеет право на судебную защиту в случае нарушения или отказа в праве человека или праве меньшинства, гарантированных Конституцией, а также право на устранение последствий, вызванных таким нарушением. Причем, Конституция 2006 года установила две формы защиты прав человека: защиту, осуществляемую в рамках внутреннего законодательства и международно-правовую защиту, осуществляемую международными универсальными и региональными институтами.

Кроме того, как отмечает профессор Маркович, Конституция установила ряд базовых гарантий, обеспечи-

7 PajvanciC M. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009. Str. 31

8 Пункты 28-30 Заключения о Конституции Сербии. См.: http://www.venice.coe.int/docs/2007/CDL-AD(2007)004-srb.pdf, 29.10.2009.

9 Nenadic B. Ustavni sud Republike Srbije u svetlu Ustava iz 2006.

godine. Revus. №11. 2009. Str. 135.

вающих свободу личности, прежде всего, в отношении судебной и исполнительной власти, которые условно можно разбить на три группы: это гарантии в связи с лишением свободы, гарантии, связанные с обеспечением достоинства личности и ее прав рамках уголовного и других видов судопроизводства, а также гарантии, вынесением приговоров и отбыванием наказаний.10

Так, к конституционным гарантиям, связанным с лишением свободы относятся: лицо может быть лишено свободы только по основаниям и в порядке, предусмотренном законом; лишенное свободы лицо вправе немедленно и на своем языке или языке, которое понимает, быть информировано об основаниях лишения свободы, обвинении, которое ему предъявляется, а также о своих правах; обвинительный приговор, предусматривающий отбывание наказания в местах лишения свободы выносится только судом и др.

Конституцией Сербии 2006 года был установлен ряд гарантий, связанных с обеспечением достоинства личности и ее прав в рамках уголовного и других видов судопроизводства. Речь идет, прежде всего, об основных принципах и правилах производства, направленных на защиту прав личности от возможных нарушений, необоснованных ограничений и злоупотреблений со стороны компетентных органов. Так, согласно статье 32 Конституции каждый имеет право на то, чтобы независимый беспристрастный установленный в соответствии законом суд справедливо и в разумные сроки в открытом заседании рассматривал и выносил решение о его правах и обязанностях, а также обоснованности обвинений, выдвинутых против него. При этом каждому гарантируется право на бесплатного переводчика, если он не говорит или не понимает язык, которой подлежит официальному использованию в суде и право на бесплатного сурдо-переводчика, если он слепой, глухой и немой.

Гарантируя открытость судебного процесса, Конституция 2006 года предусмотрела то, что присутствие общественности в ходе всего судебного процесса или его части может быть исключено только в целях защиты интересов национальной безопасности, общественного порядка и нравственности в демократическом обществе, а также в целях защиты интересов несовершеннолетних или неприкосновенности частной жизни участников судебного процесса в соответствии с законом (ч. 3 ст. 32 Конституции РС).

Так, каждый обвиняемый в совершении преступления при рассмотрении его дела в суде имеет право на непосредственного участия в судебном процессе и не может быть осужден, если ему не будет предоставлена возможность быть выслушанным и защищать себя. Подсудимый вправе сам или через своего адвоката представлять доказательства в свою пользу, допрашивать свидетелей обвинения, и требовать, чтобы на тех же условиях, что и свидетели обвинения и в его присутствии были допрошены и свидетели защиты. Подсудимый имеет право на судебное разбирательство без необоснованной задержки. Каждый обвиняемый в совершении преступления имеет право на защиту и право нанять адвоката по своему выбору, с которым он может беспрепятственно контактировать и иметь достаточно времени и соответствующие условия для подготовки защиты. Обвиняемый, который не может оплатить услуги адвоката, имеет право на бесплатного

10 Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014. стр. 471

адвоката, если этого требуют интересы правосудия в соответствии с законом (ч. 3 ст. 33 Конституции РС).

Конституция 2006 года также установила гарантии, касающиеся вынесения приговоров и отбывания наказаний лиц за совершенные преступления. Так, согласно статье 34 Конституции составы преступлений и уголовные наказания определяются законом. Каждый считается невиновным в совершении преступлений, пока его виновность не будет установлена вступившим в законную силу решением суда. Никто не может быть осужден за деяние, которое согласно действующему на момент его совершения закону или иным правовым положениям, основанным на законе, не являлось преступлением, а также не может быть вынесено наказания, не предусмотренное за совершение такого преступления. Наказания выносятся в соответствии с нормативным регулированием, действующим на момент совершения преступления, кроме случаев, когда более позднее нормативное регулирование улучшает положение обвиняемого и др.

Итак, сербский конституционный законодатель в Конституции 2006 года закрепил право на юридическую помощь, а также право, распространяющееся на отдельные категории граждан, на бесплатную юридическую помощь.11 Так, согласно статье 67 Конституции каждому на условиях, предусмотренных законом, гарантируется право на юридическую помощь. Юридическую помощь оказывает адвокатура, как самостоятельная и независимая служба, а также специальные службы юридической помощи, создаваемые в единицах местного самоуправления в соответствии с законом.

Содержание права на защиту прав человека в Сербии включает в себя не только право обращаться в суд, но и право на устранение последствий нарушения прав, что непосредственно предусмотрено в Конституции 2006 года. Так, согласно статье 35 Конституции каждый незаконно лишенный свободы, заключенный или осужденный за совершение преступления, имеет право на реабилитацию и возмещение вреда Республикой Сербия и на другие права, установленные законом. Кроме того, каждый имеет право на компенсацию материального или нематериального ущерба, причиненные ему незаконными действиями государственного органа-носителя публичных полномочий, органа автономного края и органа единицы местного самоуправления. Законом определяются условия, при которых пострадавший вправе требовать возмещение ущерба непосредственно лицом, его причинившим. Таким образом, установленные в Конституции 2006 года общие правовые принципы, институциональные гарантии и конкретные юридические инструменты, с помощью которых обеспечивается защита гарантируемых прав и свобод личности, в совокупности представляют собой внутренний механизм правовой защиты прав и свобод человека и меньшинств в Сербии.

Что же касается тех государственных органов, должностных лиц и организаций, наделенных публичными полномочиями, которые непосредственно осуществляют защиту прав и свобод человека на территории Республики Сербия, то к ним относятся: Конституционный суд, суды общей и специальной юрисдикции; административные органы; Защитник граждан;

Важнейшим процессуальным защитником прав и свобод человека и меньшинств в Республике Сербия

11 Законом определяются условия, при наличии которых юридическая помощь оказывается бесплатно.

осуществляет Конституционный суд, который согласно части 1 статьи 166 Конституции является самостоятельным и независимым государственным органом, осуществляющим защиту конституционности и законности, а также права и свободы человека и меньшинств. При этом конституционно-судебная защита прав и свобод, возложенная Конституцией на Конституционный суд, может быть осуществлена как в порядке абстрактного нормативного контроля, когда в рамках как предварительного, так и последующего контроля орган конституционного правосудия Сербии принимает решения о соответствии законов и других нормативных актов Конституции Сербии и ратифицированным международным договорам, в том числе и соответствие положениям о правах и свободах человека и меньшинств. В этом случае речь идет о так называемой косвенной защите прав личности, которая реализуется в процессе абстрактного нормативного контроля. Несмотря на то, что процедуру проверки конституционности и законности могут возбудить только государственные органы, органы территориальной автономии или местного самоуправления, не менее 25 народных депутатов, а также самостоятельно Конституционный суд. Тем не менее, процесс абстрактного нормоконтроля вправе инициировать любое физическое лицо без необходимости доказывания существования «собственного правового интереса». Речь идет о институте «actio popularis». В процессе абстрактного нормоконтроля Конституционный суд вправе отменить как закон, так и иной нормативный акт, нарушающий или умаляющий права личности, гарантируемые Конституцией, и при этом его решения являются окончательными и общеобязательными (ч. 2 ст. 166 Конституции РС).

Еще одним средством конституционно-судебной защиты прав и свобод личности в Республике Сербия является непосредственная их защита в рамках конкретного конституционного спора по конституционной жалобе. Итак, конституционная жалоба является специальным средством правовой защиты гарантированных Конституцией прав и свобод, которое обеспечивает физическим и юридическим лицам доступ к Конституционному суду для защиты своих индивидуальных и коллективных прав. Согласно статье 170 Конституции в рамках института конституционной жалобы могут быть обжалованы отдельные акты или действия государственных органов или организаций, наделенных публичными полномочиями, которыми нарушаются или ограничиваются права и свободы человека и меньшинств, если исчерпаны или не предусмотрены иные средств их защиты. Однако, несмотря на то, что в соответствии с Конституцией конституционная жалоба является исключительным и субсидиарным институтом защиты прав человека, сербский конституционный законодатель предусмотрел достаточно широкие возможности по защите субъективных прав в рамках этого института, без оплаты каких-либо расходов со стороны заявителя. В результате, Конституционный суд Сербии в течение длительного времени был переполнен конституционными жалобами, что серьезно снизило функциональность сербского органа конституционного контроля. Но с внесением в 2012 году новелл в Закон о Конституционном суде в производство по конституционным жалобам были включены новые организационные подразделения Конституционного суда: большие и малые вече, а также комитеты. В результате, институт конституционной жалобы стал важнейшим составляющим механизма защиты прав и

свобод человека в Республике Сербия, о чем достаточно наглядно свидетельствует статистика конституционных жалоб, рассмотренных Конституционным судом Сербии за последние пять лет. Так, например, в 2016 году Конституционный суд Сербии принял 1498 решений об удовлетворении конституционной жалобы, 385 решений об отказе в удовлетворении конституционной жалобы, 6943 определения об отказе в принятии конституционной жалобы, 41 определение о приостановлении производства по конституционной жалобе,12 что, несомненно, свидетельствуют об эффективности деятельности Конституционного суда по защите прав и свобод, гарантированных Конституцией Республики Сербия.

На страже прав и свобод личности в Сербии стоит также судебная система. В соответствии с Законом о судоустройстве Республики Сербия в эту систему составляют как суды общей юрисдикции, так и специальные суды.13 В систему судов общей юрисдикции входят основные, высшие, Апелляционный суд и Верховный кассационный суд, возглавляющий эту под-ветвь судебной системы. К судам специальной юрисдикции относятся система экономических судов во главе с Высшим экономическим судом, система судов по административным правонарушениям с Высшим судом по административным правонарушениям и Административный суд.14 В настоящее время военные суды исключены из судебной системы Сербии. Кроме того, в части 3 статьи 143 Конституции установлено, что не допускается создание временных, военно-полевых или чрезвычайных судов в Республике Сербия. Суды осуществляют защиту прав и свобод личности в порядке осуществления гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

Согласно статье 36 Конституции помимо судебных органов защиту прав и свобод в Республике Сербия осуществляют и административные органы. Каждый имеет право на обжалование или иные средства правовой защиты в отношении решения затрагивающего его права, обязанности или законные интересы, таким образом, защита прав и свобод, осуществляемая административными органами, по общему правилу является двухступенчатой. При этом законность актов административных органов, устанавливающих права, обязанности или законные интересы граждан, может быть оспорена в суде в порядке административного спора (ч. 2 ст. 198 Конституции РС).

Перечень средств защиты прав личности в Сербии в начале двухтысячных был дополнен специальными, независимыми, институтами защиты прав и свобод за счет введения в конституционную систему Сербии Защитника граждан, Уполномоченного по обеспечению доступа к информации, представляющей общественный интерес и защите персональных данных, а также

12См.: Преглед рада Уставног суда у 2016. Години са освртом на рад Уставног суда у периоду децембар 2007 - децембар 2016. године.

http://www.ustavni.sud.rs/Storage/Global/Documents/Misc/%D0%9F% □1%80%00%В5%00%В3%00%ВВ%й0%В5%00% B4_2016.pdf

13 Так, Конституцией 2006 года предусмотрено право на подачу искового заявления, а также иные формы возбуждения производства в судах Республики Сербия; право на обжалование в порядке апелляции, кассации и др.

14 Верховный кассационный суд является непосредственно высшим судом для Апелляционного суда, Высшего экономического суда, Высшего суда по административным правонарушениям и Административного суда.

Уполномоченного по вопросам защиты равноправия.15 Так, например, впервые в Республике Сербия институт защитника граждан возник в две тысячи втором году как на муниципальном уровне16, так и на уровне автономии17. По сути, речь шла о хорошо известном институте, создание которого было направлено на защиту прав человека, получившем европейскую и мировую известность по оригинальному шведскому названию -омбудсман.18 Однако уже в две тысячи пятом году Законом о Защитнике граждан в Сербии вводится все-сербский институт Защитника граждан, а согласно статье 138 Конституции Сербии 2006 года Защитник гра-

19

ждан становится конституционным институтом. Таким образом, данный конституционно-правовой институт существует в Сербии уже более пятнадцати лет. В соответствии с современным конституционным законодательством, регулирующим правовой статус Защитника граждан Республики Сербия, он является органом внеюрисдикционной защиты прав и свобод человека и меньшинств. Независимый статус сербского омбудсмана обеспечивается как процедурой его избрания и прекращения полномочий, так и его иммунитетом и индемнитетом, а также запретом на осуществление деятельности, ведущей к конфликту интересов при осуществлении полномочий, и, конечно же, аполитичностью его деятельности. Осуществляя правозащитную деятельность, сербский омбудсман выступает не столько в качестве органа государства, наряду с юрисдикционными органами и прокуратурой, сколько независимым авторитетным органом общества и демократической государственной системы. Это хорошо заметно по его компетенции, которую отличает не репрессивный, а вскрывающий, упреждающий характер. Так, Защитник граждан в Сербии не обладает полномочиями по надзору за высшими органами государственной власти, нет у него и весомых полномочий в сфере контроля за деятельностью административных органов. Базовым инструментом его деятельности яв-

15 Статус Уполномоченного по обеспечению доступа к информации, представляющей общественный интерес, и защите персональных данных урегулирован Законом Республики Сербия в 2004 году. Его компетенция напрямую связана с осуществлением гарантируемого Конституцией Республики Сербия права на доступ к информации, которая представляет общественный интерес и находится в распоряжении государственных органов и организаций, осуществляющих публичные полномочия, а также с реализацией конституционной гарантии защиты персональных данных. Что же касается Уполномоченного по вопросам защиты равноправия, то его статус урегулирован Законом Республики Сербия в 2009 году в соответствии с которым он является независимым, самостоятельным и специализированным государственным органом, в который граждане и их объединения могут непосредственно обращаться в связи с допущенной в их отношении дискриминацией. Оба вышеуказанных органа осуществляют надзор в сферах, относящихся к их компетенции - они уполномочены осуществлять производство и выносить решения по жалобам, выражать свои мнения и давать рекомендации органам государственной власти и организациям, осуществляющим публичные полномочия, а также информировать общественность о соблюдении и реализации прав личности в соответствующей сфере.

16 Законом о местном самоуправлении 2002 года была предусмотрена возможность введения в единицах местного самоуправления должности гражданского защитника

17 Решением Скупщины Автономного Края Воеводина от 10.05. 2002 года была предусмотрена должность Краевого омбудсмана.

18 Более подробно см.: Паjванчиl^ M. Омбудсман у уставном систему Срб^е - од идеjе до реализац^е / Зборник радова Прав-ног факултета у Новом Саду. 2003. Бр. 1-2. Паjванчиl^ М. Заштита чудских права у проjектима устава Срб^е / Зборник радова правног факултета у Новом Саду. 2004. Бр. 2.

19 Более подробно см.: Половченко К.А. Защитник граждан как

независимый орган в Республике Сербия. Пробелы в российском

законодательстве. №3. 2017.

ляются указания государственным органам на недостатки в их деятельности и рекомендации относительно путей их исключения, обращения сербского омбудсмана к общественности и высшим органам государственной власти и, наконец, представление докладов о своей деятельности сербскому парламенту, которые, обычно, получает широкий отклик у депутатов и общественности, и в котором не хотел бы оказаться ни один орган государственной власти или должностное лицо. Как отмечает профессор Маркович, значение этого института не столько в формальных полномочиях установленных правовыми актами, сколько в авторитете этого органа, который во многом является производным от авторитета лица, осуществляющего полномочия Защитника граждан.2

Как указывалось выше, помимо внутригосударственной или национальной формы защиты прав и свобод личности в Конституции Республики Сербия предусмотрена и другая форма защиты прав человека -международно-правовая защита. Так, согласно части 2 статьи 22 Конституции 2006 года граждане вправе обращаться в международные учреждения для защиты своих прав и свобод, гарантированных Конституцией. При этом, в Конституции 2006 года конкретно не указываются условия, при наличии которых это право может быть реализовано. Сербская практика пошла по пути, в соответствии с которым такой порядок должен опираться на международные источники о правах человека, являющиеся в соответствии с частью 1 статьи 16 Конституции 2006 года составной частью правовой системы Сербии и устанавливающие условия и порядок осуществления права на защиту прав в международных учреждениях. В результате, в настоящее время в Республике Сербия лицо вправе обратиться в международные правозащитные учреждения после исчерпания всех правовых средств правовой защиты во внутреннем законодательстве в учреждениях, принимающих решения о защите прав и свобод. Так, Сербия является государством-участником Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Таким образом, граждане, после исчерпания всех правозащитных средств в Республике, вправе обратиться за защитой своего права в Европейский суд по правам человека. В связи с вышеизложенным профессор Не-надич обращает внимание на то, что наряду с национальными судами Европейским судом по правам человека стал важнейшим институтом в сфере защиты прав человека, в который сербские граждане весьма часто обращаются после того, как исчерпали все средства правовой защиты в рамках национальных институтов. 1

С вышеуказанными напрямую связан принцип, предусмотренный в статье 19 Конституции 2006 года, согласно которому гарантии неотъемлемых прав человека и меньшинств в Конституции направлены на сохранение человеческого достоинства и осуществления полной свободы и равенства каждого человека в справедливом, открытом и демократическом обществе, основанном на принципе верховенства права. Таким образом, сербский конституционный законодатель четко указал на то, что гарантии реализации и защиты прав и свобод напрямую связаны с построением демократического, правового государства в Республике Сер-

20 Маркович Р. Уставно право и политичке институц^е. Бео-град. 2008. С. 495.

21 Ненадич Б. Права человека в Конституции Республики Сербии и основные принципы их осуществления и защиты. См.: http://www.enu.kz.

бия, в котором каждому гарантируется право на свободное развитие личности при уважении прав других лиц.

Отдельное внимание в статье следует уделить тем конституционным основам, которые непосредственно влияют на правовой статус личности в Сербии, и которые установлены в «Основных принципах» Конституции 2006 года. Среди них выделяется принцип, связанный с обеспечением гарантий статуса иностранцев на территории Сербии. Итак, иностранцами на территории Республики Сербия являются лица, обладающие иностранным гражданством и не имеющие гражданства РС, а также лица без гражданства (апатриды). Согласно статье 17 Конституции иностранцы в соответствии с международными договорами Республики Сербия обладают всеми правами, гарантированными Конституцией и законом. Исключение из этого правила составляют права, которыми согласно Конституции и закону обладают только граждане Республики Сербия. К таким исключениям относятся, например, избирательное право, которое в соответствии с прямым конституционным положением части 1 статьи 52 распространяется только на граждан и запрет на высылку, который также распространяется только на граждан и защищает их от принудительного выдворения с территории Сербии, в то время как иностранцы могут быть высланы (ч. 3 ст. 39). В то же время иностранцу предоставляется специальное конституционное право, в соответствии с которым он может быть выслан с территории Сербии только на основании решения компетентного органа в порядке, предусмотренном законом, и только туда, где ему не угрожает преследование, основанием которого является принадлежность к расе, полу, религии, национальному происхождению, гражданству, принадлежности к определенной социальной группе, политических взглядов, и где ему не угрожает серьезное нарушение прав, гарантированных Конституцией Сербии. Кроме того, Конституция 2006 года гарантировала иностранцам право на обжалование решения компетентного органа государственной власти Сербии касательно его высылки из Сербии.

Конституцией гарантируются и имущественные права иностранцев в Республике Сербия. Так, иностранные физические и юридические лица могут приобретать право собственности на недвижимое имущество в соответствии с законом или международным договором. Кроме того, они обладают возможностью получить право концессии на природные ресурсы, представляющие общественный интерес, а также другие права, предусмотренные законом (ст. 85 Конституции РС). Более того, согласно части 4 статьи 84 Конституции Сербии 2006 года иностранные лица приравнены на рынке к отечественным.

Как справедливо отмечает профессор Стоянович, из формулировки статьи 17 Конституции вытекает то, что иностранец на территории Сербии наряду с правами человека вправе пользоваться и правами, которыми Конституция 2006 года наделила исключительно иностранцев. 2 Так, в частности, согласно части 1 статьи 57 Конституции иностранец, обоснованно опасающийся преследования по признакам расы, пола, языка, вероисповедания, национальной принадлежности или принадлежности к какой-либо группе или своих политических убеждений, имеет право убежища в Республике Сербия. При этом убежище предоставляется в предусмотренном законом порядке.

22 Ст^анови11 Д. Уставно право - к^ига II. Ниш. 2013. Стр. 258.

Еще одним конституционным принципом, установленным в Части первой «Принципы Конституции» является принцип, устанавливающий гарантии защиты сербов за границей. Так, согласно статье 13 Конституции Сербии 2006 года Республика Сербия защищает права и интересы своих граждан за рубежом. В данной статье сербский конституционный законодатель предусмотрел обязанность государства защищать права и интересы граждан Сербии, которые не проживают на территории Сербии, но постоянно или временно находятся в другом государстве. Причем Конституция 2006 года проводит различие между гражданами и сербами, что отражается в содержании и качестве отношений, а также на деятельности государства по отношению к своим гражданам или к сербам. Как подчеркивает профессор Пайванчич, активное отношение Сербии к своим гражданам проявляется и реализуется, в первую очередь, в сфере защиты их прав и интересов. В то время как, отношение Республики Сербия к сербам, проживающим за рубежом, реализуется в сфере обеспечения связей с Родиной, и проявляется в различных мероприятиях, которые направлены на сохранение и поддержание связей сербов с исторической родиной: Республика Сербия развивает и поощряет отношения сербов, проживающих за рубежом с исторической родиной (ч. 2 ст. 13 Конституции РС).23 В то же время Конституция 2006 года установила право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, устанавливать, развивать и поддерживать беспрепятственные связи и сотрудничество с соотечественниками, проживающими за пределами территории Республики Сербия (ч. 3 ст. 80 Конституции РС).

Сербский конституционный законодатель при разработке проекта Конституции 2006 года пошел по традиционному для современных демократических государств пути, заложив в положениях Преамбулы, Части Первой „Принципы Конституции", а также Главе 1 „Основные принципы (Части Второй) Конституции конституционные основы правового статуса человека и меньшинств. К ним относятся: принцип непосредственно применения гарантируемых Конституцией прав человека и меньшинств, общие принципы и критерии толкования норм Конституции о правах человека, принцип защиты достигнутого уровня прав, принцип равенства - запрета дискриминации, принцип, связанный с обеспечением гарантий статуса иностранцев на территории Сербии, принцип, устанавливающий гарантии защиты сербов за границей, принцип специальной защиты права национальных меньшинств, принцип ограничения гарантируемых прав человека и др. Кроме того, Конституцией 2006 установлены институциональные гарантии реализации и защиты прав и свобод человека и меньшинств на национальном и международном уровнях. Так, на национальном уровне защиту прав и свобод осуществляют: Конституционный суд, суды общей и специальной юрисдикции, административные органы, Защитник граждан. После исчерпания всех правозащитных средств в Республике сербские граждане вправе обратиться за защитой своего права в международные органы по защите прав и свобод, в частности, в Европейский суд по правам человека. Венецианская комиссия высоко оценила гарантии прав и свобод человека и меньшинств, установленные в Конституции Сербии, указав в частности на то, что они „полностью охватывает все сферы

23 Pajvancic M. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009. Str. 23.

«стандартных» прав человека. А их содержание соответствует европейским стандартам, а в некоторых аспектах даже и шире".24

Список литературы:

1. Mladenov M. Status medunarodnih izvora prava u ustavnom pravnom poretku. PRAVO - teorija i praksa. Broj 01-03. 2014.

2. Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014.

3. Маркович Р. Уставно право и политичке институте. Београд. 2008. С. 495.

4. Markovic. R. Ustav Republike Srbije iz 2006 - kriticki pogled. Anali Pravnog fakulteta u Beogradu. 54 (2). 2006.

5. Nenadic B. Ustavni sud Republike Srbije u svetlu Ustava iz 2006. godine. Revus. №11. 2009.

6. Nenadic B. Ustavni sud Republike Srbije u svetlu Ustava iz 2006. godine. Revus. №11. 2009.

7. Ненадич Б. Права человека в Конституции Республики Сербии и основные принципы их осуществления и защиты. http://www.enu.kz.

8. Orlovic S. Ustavni sud u pravu i politici. Srpska politicka misao. Broj 4/2008. god. 15. Vol. 22.

9. Омбудсман в зарубежных странах: коллективная монография / [Е.Я. Павлов и др.]; под ред. А.Г. Орлова, Н.А. Славкина; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. -М.: МГИМО-Университет. 2014.

10. Глава государства в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. А.Г. Орлова, Н.А. Славкиной; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2016.

11. Депутат зарубежного парламента: коллективная монография / [Е.Я. Павлов и др.]; под ред. А.Г. Орлова, Е.А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2014.

12. Pajvancic M. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009.

13. Паjванчиfi M. Омбудсман у уставном систему Срб^е - од идеjе до реализац^е / Зборник радова Правног факултета у Новом Саду. 2003. Бр. 1-2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Паjванчиfi M. Заштита чудских права у проjектима устава Срб^е / Зборник радова правног факултета у Новом Саду. 2004. Бр. 2.

15. Преглед рада Уставног суда у 2016. Години са освртом на рад Уставног суда у периоду децембар 2007 - децембар 2016. године.

16. Половченко К.А. Защитник граждан как независимый орган в Республике Сербия. Пробелы в российском законодательстве. №3. 2017.

17. Половченко К.А. Расширяющаяся компетенция Конституционного суда: опыт Сербии. Пробелы в российском законодательстве. №4. 2017.

18. Половченко К.А. Теория и практика формирования органа конституционного контроля: опыт Сербии. Социально-политические науки. 2017. №1. С. 96-100.

19. Половченко К.А. Туманов В.А. Конституционные основы судебной власти. / Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. -М.: Норма: ИНФРА-М. 2016.

20. Половченко К.А. К вопросу о статусе депутата Народной скупщины Республики Сербия. Проблемы

экономики и юридической практики. 2017.№3. С. 126130.

21. Половченко К.А. Конституционный контроль в Республике Сербия // Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

22. Правительство в зарубежных странах: коллективная монография / [Е.Я. Павлов и др.]; под ред. К.В. Карпенко; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) мИд России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2016.

23. Simovic D. Racionalizovani parlamentarizam Ustava Srbije iz 2006. godine. Pravni zivot. Br. 14/2007. Beograd. 2007.

24. Сто]ановип Д. Уставно право - к^ига II. Ниш. 2013.

25. Симовип Д. Полупредседнички систем. Београд. „Службени гласник". 2008.

26. Шашкова А.В. Конституционное право зарубежных стран, курс лекций // М.: Линкор, 2008.

27. Vasic R. , Jovanovic M., Dajovic G. Uvod u pravo. Beograd. Pravni fakultet Univerziteta u Beogradu. 2015.

28. http://www.venice.coe.int/docs/2007/CDL-AD(2007) 004-srb.pdf, 29.10.2009.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; Оригинальность текста - 82,3%

24 См.: http://www.venice.coe.int/docs/2007/CDL-AD(2007)004-srb.pdf, 29.10.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.