8.2. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ
Половченко Константин Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Подразделение: кафедра конституционного права
Место работы: МГИМО (У) МИД России
kpolovchenko@gmail.com
Аннотация: принятие Конституции 2006 года придало новый импульс развитию сербского конституционализма. Ее содержательным ядром являются конституционные принципы, изложенные в Преамбуле и Части первой Конституции. Так, согласно статье 1 Конституции Сербии 2006 года «Республика Сербия является государством сербского народа и всех живущих в нем граждан, основанным на верховенстве права и социальной справедливости, принципах гражданской демократии, правах и свободах человека и меньшинств, и приверженности европейским принципам и ценностям». Конституционные принципы, установленные в Конституции 2006 года, можно разделить на основы конституционного строя и основы правового статуса человека и меньшинств. Современные основы конституционного строя Республики Сербия является предметом исследования настоящей статьи.
Ключевые слова: Сербская Конституция 2006 года, Верховенство права, Суверенитет, Территориальная целостность, Разделение властей, Международные договоры, Светское государство.
FUNDAMENTAL PRINCIPLES OF THE CONSTITUTIONAL ORDER OF THE REPUBLIC OF SERBIA
Polovchenko Konstantin A., PhD in Law, Associate Professor. Position: Associate Professor. Department: Department of Constitutional Law
Work place: MGIMO University, Moscow, Russian Federation
kpolovchenko@gmail.com
Abstract: the adoption of the Constitution of 2006 gave new impetus to the development of Serbian constitutionalism. Its core is the constitutional principles set forth in the Preamble and Part one of the Constitution. According to article 1 of the 2006 Constitution of Serbia the Republic of Serbia is the state of the Serbian people and all its citizens, based on the rule of law and social justice, principles of civil democracy, human and minority rights and freedoms, and commitment to European principles and values. The constitutional principles established in the 2006 Constitution can be divided into the fundamentals of the constitutional order and the constitutional basics of the legal status of persons and minorities. The modern fundamental principles of the constitutional order of the Republic of Serbia are the subject of this article.
Keywords: The Serbian Constitution of 2006, Rule of law, Sovereignty, Territorial integrity, Separation of powers, International treaties, Secular state
Сербский конституцонный законодатель при разработке проекта Конституции 2006 года пошел по традиционному для современных демократических государств пути, заложив в положениях преамбулы и Части 1 Конституции основы конституционного строя государства, а также основы правового статуса личности. Таким образом, преамбула и часть 1 «Конституционные принципы» Конституции Республики Сербия 2006 года, состоящая из семнадцати статей, содержат базовые принципы современного сербского конституционализма, в наиболее абстрактной форме регулирующие важнейшие стороны жизни сербского общества и государства.
Что касается текста преамбулы Конституции Республики Сербия, то она, как и подобает вводной части Конституции, будучи выведенной за рамки так называемой нормативной текста Конституции, выдержана в торжественном тоне и не разбита на статьи. В самом тексте Конституции 2006 года нет указания на ее правовую природу. При этом сербская правовая доктрина неоднозначно относится к ее правовой природе. Одни авторы, настаивая на ее декларативном, идеологическом, программном характере, указывают на то, что преамбула не обладает юридической силой, как по формальным признакам (отделена от нормативной части, не систематизирована по статьям, текст не обладает четкостью правовых норм), так и по содержанию (программно-декларативный характер). Другие, напротив, в подтверждение того, что преамбула имеет юридическую силу, также ссылаются на ее формальные характеристики и место, которое она зани-
мает в конституции, указывая на то, что Конституция начинается с преамбулы. А будучи отделена от нормативной части, преамбула может считаться важнейшей частью Конституции. При этом сторонники этого подхода обычно в качестве примера, ссылаются на значение преамбулы во французской Конституции 1946, а также нынедействующей Конституции Франции1958 года1.
Представляется, что преамбула Конституции Республики Сербия 2006 года обладает правовым содержанием, устанавливая правовые правила предельно абстрактного характера, которые имеют характер правовых максим. Собственно, к такому выводу приводит знакомство с содержанием преамбулы Конституции Сербии 2006 года: «Исходя из государственной традиции сербского народа и равноправия всех граждан и этнических общин в Сербии, исходя из того, что край Косово и Метохия является неотъемлемой частью территории Сербии, обладая статусом широкой автономии в рамках суверенного государства Сербия и, что из такого статуса края Косово и Метохия следуют конституционные обязанности всех государственных органов обеспечивать и защищать государственные интересы Сербии в Косово и Метохии во всех внутренних и внешних политических отношениях, граждане Сербии принимают Конституцию Республики Сербия». Из текста преамбулы ныне действующей Конституции Сербии
1 Более см.: PajvanCic M. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009. Str. 9-10.
вполне очевидно следует, что наряду с декларативными и общезакрепительными положениями в преамбуле установлен важнейшие конституционные принципы: государственный суверенитет Республики Сербия и статус края Косово и Метохии как неотъемлемой части территории Сербии, а также принцип равноправия всех граждан и этнических общин в Республике Сербия.
Итак, важнейшей основой конституционного строя Сербии является принцип суверенитета и территориальной целостности. В части 1 статьи 8 Конституции 2006 года указывается на то, что территория Республики Сербия является единой и неделимой. Руководствуясь вышеизложенными конституционными принципами и в соответствии с Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года в части 2 статьи 8 Конституции Сербии установлено, что границы Республики Сербия неприкосновенны и могут быть изменены только в порядке, предусмотренном для внесения изменений в Конституцию. Поскольку положения о границе являются частью основных принципов Конституции, постольку решение об изменении границ принимается гражданами на обязательном (последующем) референдуме.
Принцип территориальной целостности государства имеет особое значение для Республики, учитывая, что на части территории Республики Сербия, в Автономном крае Косово и Метохия вопреки принципам международного права было создано независимое государство Косо-во2. При этом официальные лица Республики Сербия неоднократно заявляли, что для Сербии приемлемым является любое решение по Косово и Метохии, которое соблюдает ее территориальную целостность. При этом, в преамбулы Конституции 2006 года акцент делается не только подтверждении территориальной целостности Республики Сербия, но и на установлении существенной автономии для одной части ее территории. Из чего вытекают предусмотренные преамбулой конституционные обязанности для всех государственных органов представлять и защищать государственные интересы Сербии в Косово и Метохии во всех внутренних и внешних политических отношениях. Таким образом, по справедливому мнению профессора Стояновича, преамбула Конституции 2006 года фактически установила конституционный мандат, который государственные органы, представляющие суверенитет Сербии во внешних отношениях, не вправе нарушить в в процессе разрешения вопроса о статусе Косово и Метохии. Однозначным также является то, что преамбула Конституции Сербии 2006 года исключает возможность для Республики Сербия признать статус Косово как независимого государства, без внесения изменений в саму Конституцию 2006 года3
Метапринципы сербской государственности установлены уже в первой статье Конституции через конституционное определение Республика Сербия. Итак, согласно статьй 1 Конституции 2006 года Республика Сербия квалифицируется как государством сербского народа и всех живущих в нем граждан, основанным на верховенстве права и социальной справедливости, принципах гражданской демократии, правах и свободах человека и меньшинств, и приверженности европейским принципам и ценностям.
Таким образом, конституционным определением
2 Более подробно см.: Половченко К.А. Генезис проблемы Косово и Метохии: конституционно-правовое исследование. Социально-политические науки. №2. 2017. С. 120-124.
3 Ст^ановиГ Д. Уставно право. Ниш. 2009. Стр. 21.
сербского государства устанавливается ее характер, основные принципы, на которых основана Сербия как политическое сообщество и конституционное государство. Итак, по форме правления нынешняя Сербия является Республикой. Следует заметить, что с момента принятия первой Конституции Сербии 1835 года до 1945 года Сербия имела монархическую форму правления 4 Две знаменитые династии Обреновичей и Ка-рагеоргиевичей последовательно сменяли друг друга в XIX веке в Сербии, затем династия Карагеоргиевичей в Королевстве Сербов Хорватов и Словенцев, а затем в королевстве Югославия вполоть до конца Второй мировой войны. В период с 1945 года в составе ФНРЮ, а затем СФРЮ, Сербия как субъект социалистической федерации обрела республиканскую форму правления вплоть до настоящего времени. Как указывается в статье 1 Конституции 2006 года Республики Сербия сохранила свою республиканскую форму правления. При этом в отличие от ряда европейских республик, конституции которых запрещают смену республиканской формы правления, Конституция Республики Сербия не исключает такую возможность. Таким образом, как подчеркивает профессор Стоянович, установление монархии в Сербии является легитимной политической целью, которая может быть достигнута, учитывая то, что члены сербской династии Карагеоргиевичей, в том числе князь Александр Карагеоргиевич, вернулись в Сербию. Однако следует принимать во внимание то, что смена настоящей формы правления на монархическую возможно только через процедуру внесения изменения в действующую Конституцию 2006 года, предусматривающую проведение республиканского референдума .
В то же время следует заметить, что несмотря не республиканскую форму правления Сербия использует монархическую государственную символику (гербом, флагом и гимном), взятую с того исторического периода, когда она являлась парламентарной монархией. Так, в соответствии со статьей 7 Конституции Сербии 2006 года Герб Республики Сербия используется в качестве большого герба и малого герба, флаг Республики Сербия используется в качестве национального флага и Государственного флага, а гимном является торжественная песня «Боже правде». Внешний вид и использование герба, флага и гимна регулируются специальным законом.
Из конституционного определения Сербии, представленного в статье 1 Конституции 2006 года следует, что Сербия определила свои приоритеты в конституционно-правовой квалификации государства. Так, в отличие от Конституции 1990 года, которая определяет Республику Сербия как государство всех проживающих в нем граждан, новая Конституция 2006 года установила, что Республика Сербия является государством сербского народа и всех живущих в нем народов, акцентируя внимание на сербском народе как государствообразующей общности, что абсолютно соответствует современной общеевропейской тенденции. При этом наряду с вышеуказанной основной характеристикой в статье указывается в качестве дополнительного квалифицирующего признака то, что Сербия является государством «... и всех проживающих в нем граждан». Таким образом, принцип граждан-
4 С1918 года в составе Королевства сербов, хорватов и словенцев, с 1929 года в составе Королевства Югославия. Более подробно см.: Половченко К.А. Первая конституция Сербского княжества. Пробелы в российском законодательстве. №4. 2017. С. 115-121.
5 Ст^ановиГ Д. Уставно право. Ниш. 2009.. Стр. 22.
ского государства был сменен принципом национально-гражданского государства, объединяющим его национальные и гражданские атрибуты. Дело в том, что равноправие всех граждан и равная конституционная ценность национального принципа и гражданского принципа уже были провозглашена в преамбуле Конституции словами: начиная с государственной традиции сербского народа и равенства всех граждан и этнических общин в Сербии ..., граждане Сербии принимают Конституцию Республики Сербия. В первой статье нормативной части Конституции 2006 года гражданской квалификации государства Сербия предшествует ее сущестное национально-историческое определение: Республика Сербия - это государство сербского народа ... В нем подчеркивается особая историческая роль сербского народа в создании собственного государства. Поэтому, как подчеркивает профессор Стоянович, независимо от того, что внесение национальной характеристики в конституционную квалификацию государства имеет не только символично-психологическое значение, поскольку оно может иметь далеко идущие юридические последствия, тем не менее, носителем суверенитета по-прежнему остаются граждане Сербии, как политическая общность, охватывающая все этнические элементы в государстве6.
В связи с выше обозначеннным в качестве важнейших атрибутов сербской государственности в соответствии со статьей 10 Конституции 2006 года в Республике Сербия официально используется сербский язык и кириллица. При этом порядок официального использования других языков и алфавитов регулируется законом в соответствии с Конституцией. В то же время, в рамках защиты прав национальных меньшинств в статье 75 Конституции предусмотрено, что лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, наряду с правами, гарантированными Конституцией всем гражданам, гарантируются и дополнительные индивидуальные или коллективные права. При чем индивидуальные права реализуются индивидуально, а коллективные - совместно с иными лицами в соответствии с Конституцией, законом и международными договорами. К гарантируемым ей коллективным правам национальных меньшинств Конституция отнесла, в частности, право «участвовать в принятии решений или непосредственно принимать решения по вопросам, связанным с ... официальным использованием языка и алфавита» (ч. 2), а также «право на самоуправление национальных меньшинств в ... официальном использовании языка и алфавита в соответствии с законом» (ч. 3).
Однако, как справедливо указывает профессор Пай-ванчич, несмотря на непосредственно установленную в части 2 статьи 20 Конституции 2006 года гарантию того, что «достигнутый уровень прав человека и меньшинств не может быть снижен», эта конституционная норма была нарушена самой Конституцией, поскольку достигнутый уровень права на официальное использование языков и алфавитов также включал и латинский алфавит (ст. 8 и ч. 2 ст. 109 Конституции Сербии 1990 года)7.
В квалифицирующем определении Республики Сербия, установленном в статье 1 Конституции 2006 года указано, что она является государством, основанном на принципах гражданской демократии, правах и свободах человека и меньшинств. Поэтому в статье 2 Конституции Республики Сербия 2006 года как подлинно демократического государства закреплен принцип народного суверени-
6 С^ановиГ Д. Уставно право. Ниш. 2009.. Стр. 21.
7 Pajvancic M. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009.
Str. 22.
тета: „Источником суверенитета являются граждане». Наряду с этим принципом установлены формы практической реализации принципа народного суверенитета. Таким образом народный суверенитет осуществляется путем референдума, народной инициативы, и через своих свободно избранных представителей.
Итак, согласно статье 108 Конституции Сербии 2006 года по требованию большинства от общего числа народных депутатов или не менее 100 000 избирателей Народная скупщина назначает референдум по вопросу, относящемуся к ее компетенции в соответствии с Конституцией и законом. При этом Народная скупщина обязана вынести акт о внесении изменений в Конституцию в целях его утверждения на республиканский референдум, если изменения вносимые в Конституцию касаются преамбулы Конституции, принципов Конституции, прав и свобод человека и меньшинств, устройства власти, объявления военного и чрезвычайного положения, ограничения прав человека и прав меньшинств в условиях чрезвычайного и военного положения или процедуры внесения изменений в Конституцию. Кроме того, гражданами на референдуме должен быть утвержден проект образования новых или упразднения либо объединения существующих автономных краев ч. 3 ст. 182 Конституции РС). В то же время, предметом референдума не могут быть обязательства, вытекающие из международных договоров, законы, касающихся прав и свобод человека и меньшинств, налоговые и иные финансовые законы, бюджет и окончательный расчет, введение чрезвычайного положения и амнистия, а также вопросы, относящиеся к избирательным полномочиям Народной скупщины.
Как указывалось выше еще одной формой непосредственной демократии в Республике Сербия является народная инициатива. Ее отличие от референдума состоит в том, что референдум обеспечивает гражданам возможность определяюще влиять на принятие решения, в то время, как народная инициатива предполагает право граждан только инициировать принятие решений. В Конституции 2006 года предусмотрены такие виды народной инициативы как: законодательная народная инициатива - право граждан предлагать проекты законов (ч. 1 ст. 107); конституционная народная инициатива - право граждан предлагать внесение поправок или пересмотр конституции (ч. 1 ст. 203); требование о проведении референдума - право граждан требовать проведения республиканского референдума (ч. 1 ст. 108).
Наряду с прямыми формами демократии сербские граждане реализуют народный суверенитет в рамках представительной системе правления - через своих представителей, которые избираются гражданами на всеобщих, прямых и свободных выборах. При этом в части 2 статьи 2 Конституции 2006 года категорически запрещено государственным органам, политическим организациям, группам или лицам присваивать принадлежащий гражданам суверенитет или устанавливать власть вопреки свободному волеизъявлению граждан. Как подчеркивает профессор Стоянович, в демократиях в их классическом понимании нет места привилегированным партиям или слоям, а также неограниченной власти лица человека, независимо от его личных качеств или заслуг перед государством8
Демократия как власть народа, на практике приобретает функциональную форму правления большинства, которое предполагает, что все граждане обладают равными права на участие на участие в управлении делами
8 Ст^ановиГ Д. Уставно право. Ниш. 2009.. Стр. 23.
государства, в том числе в формировании государственных органов. Свободные выборы всегда были основой формирования и функционирования институтов власти. Поэтому Конституция Сербии прямо признает и гарантирует роль политических партий в демократическом формировании политической воли граждан (ч. 1 ст. 5). Возводя политические партии в ранг необходимых институтов конституционной системы и политического процесса в государстве, Конституция предусматривает свободное их создание (ч. 2 ст. 5). Это означает, что формирование политической партии не подлежит утверждению государственными органами. Для образования партии достаточно представить необходимые документы (устав, программу, определенное количество подписей граждан, поддерживающих образование партии), на основании которых компетентный орган регистрирует партию в реестре политических партий (уведомительная система) .
Признавая роль политических партий в демократическом формировании политической воли граждан, Конституция Сербии 2006 года установила конституционный предел в их деятельности. Во-первых, не допускается деятельность политических партий, направленная на насильственное разрушение конституционного строя, нарушения гарантированных прав человека или прав меньшинств, разжигание расовой, национальной или религиозной ненависти (ч. 3 ст. 5). Во-вторых, политические партии не могут ни непосредственно осуществлять власть, ни подчинять ее себе (ч. 4 ст. 5).
Содержание закрепленного в статье 1 Конституции 2006 года принципа верховенства права в качестве основополагающего раскрывается в статье 3 Конституции. Так, согласно части 1 вышеуказанной статьи верховенство права, являясь основополагающим принципом Конституции, основывается на неотчуждаемых правах человека. Это конституционное положение вызвало критику со стороны профессора Пайванчич, которая, в частности, указывает на то, что «верховенство права не основывается на (неотчуждаемых) правах человека, но права человека (их гарантии и защита) является основанием и смыслом политического сообщества, и верховенство права создает правовые, институциональные и политические рамки, которые делают возможным свободы человека в политическом сообществе10
В то же время содержание части 1 статьи 3 Конституции 2006 года можно интерпретировать таким образом, что Республика Сербия является конституционным и правовым государством. Поэтому в части 2 статьи 3 Конституции указывается, что верховенство права реализуется проведением свободных и прямых выборов, конституционными гарантиями прав человека и прав меньшинств, разделением властей, независимой судебной властью и подчинением властей Конституции и закону.
Принцип верховенства права напрямую связан с принципом демократии, его правовой смысл проявляется в обеспечении свободы человека. В этом контексте значение этого принципа в первую очередь заключается в том, что гарантированием прав и свобод человека устанавливаются границы государственной власти. В этом смысле с принципом верховества права напрямую связан принцип разделения властей.
Устанавливая единство правопорядка в Республике
9 Более подробно См. Половченко К.А. Статус политических партий в конституционной системе Республики Сербия. Проблемы экономики и юридической практики. №4. 2017. С. 61-66.
10 Pajvancic M. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009. Str. 15.
Сербия Конституция 2006 года указала на то, что организация власти в Республике Сербия основывается на разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную (ч. ч. 1, 2 ст. 4 Конституции РС). Законодательная власть возлагается на орган народного представительств Народную скупщину, избираемую гражданами на прямых выборах. Функции исполнительной власти осуществляют Правительство и Президент Республики. Судебную же власть олицетворяет система судов общей и специальной юрисдикции. В связи с вышеизложенным обращает на себя внимание то, что конституционно-судебная власть осуществляемая Конституционным судом, не входит в систему трех выше указанных властей и на нее вообще отсутствует ссылка в части 1 «Принципы конституции». В то же время этой власти специально посвящена отдельная часть 6 «Конституционный суд», выведенная из части 5, «Организация власти». Согласно части 3 статьи 4 отношения трех ветвей власти основаны на балансе и взаимном контроле.
Являясь политически нейтральной властью, судебная система находится за пределами взаимоотношений между двумя политическими властями, законодательной и исполнительной. В то же время сербский конституционный законодатель специально предусмотрел в Конституции 2006 года, что судебная власть является независимой, обеспечив механизм реализации этого принципа11. Что же касается взаимоотношений между законодательной властью и исполнительной властью, то этот вопрос являются центральной проблемой множественных связей между органами представляющими эти власти, и характер этих связей определяюще влияет на специфику формы правления в конкретном государстве. Как справедливо подчеркивает профессор Стоянович, в то время как президентская форма правлени основана на теории жесткого разделения властей, парламентская форма была сформирована на основе теории гибкого или мягкого разделения власти, что на практике ведет к их сотрудничеству, при наличии у Парламента действенной контрольной функции12. Форма правления в Сербии является парламентской, о чем свидетельствуют нормативно установленные инструменты контроля Народной скупщины в отношении Правительства Сербии. К ним можно отнести: депутатский вопрос, интерпелляцию, деятельность анкетных комитетов и комиссий, заслушивание отчета о деятельности Правительства, а также выражение недоверия Правительству13. В то же время следует отметить, что Сербия не является классической парламентской республикой, учитывая наличие в системе власти этого государства отдельных признаков президентской республики. Как отмечает профессор Маркович, это касается как прямого избрания народом главы государства, так и объема его полномочий, которые заметно шире, чем у главы государства в парламентской системе. Тем не менее, парламентарный контекст остается несоизмеримо большим, поскольку Правительство формируется на основе парламентского большинства и является политически ответственной за свою деятельность перед Народной скупщиной14. Это позволяет абсолютному большинству сербских авторов характеризовать Сербию
11 Более подробно см.: Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти в Республике Сербия. Социально-политические науки. №2. 2017. С. 125-129.
СхцановиГ Д. Уставно право. Ниш. 2009.. Стр. 26.
13 Более подробно см.: Половченко К.А. Формы парламентского контроля в Республике Сербия. Пробелы в российском законодательстве. №2. 2018. Стр. 23-28.
14 МарковиГ Р. Уставно право. Београд. Стр. 210.
как парламентскую республику с режимом рационализированного праламентаризма15
Важнейшим принципом, лежащим в основе правовой системы Сербии является принцип приоритета международного права над внутренним законодательством, в соответствии с которым общепризнанные нормы международного права и ратифицированные международные договоры являются составной частью правовой системы Сербии и применяются непосредственно (ст. 16 Конституции РС). Таким образом, Конституция 2006 года вопрос о соотношении международного и внутригосударственного права решила в пользу монистической доктрины, в соответствии с которой международное и внутреннее право являются двумя составляющими правовой системы Сербии. Конституция является высшим правовым актом ее правовой системы, а ратифицированные международные договоры, являясь частью правовой системы, не должны противоречить Конституции Сербии. Однако верховенство Конституции над ратифицированными международными договорами сочетается с тем, что часть 2 статьи 16 Конституции гарантирует непосредственное применение как ратифицированных международных договоров, так и общепринятых норм международного права. В пользу прямого применения международных норм свидетельствуют и положения части 3 статьи 18 Конституции Республики Сербия, в которых оговаривается толкование конституционных положений в соответствии с международным правом. В результате, в настоящее время сербские органы правосудия при вынесении судебных решений достаточно активно применяют нормы международного права, а при толковании конституционных положений, регулирующих права и свободы человека, учитывают практику международных институтов, осуществляющих надзор за реализацией прав и свобод.
Кроме того, в статье 1 Конституции Сербии провозглашается принадлежность Республики Сербии к европейским принципам и ценностям. Однако сербские авторы отмечают тот факт, что Конституция 2006 года не содержит так называемую «интегративную клаузулу», которая бы создавала правовые условия для потенциального вступления Сербии в Европейский Союз16. В связи с этим Венецианская комиссия в своем Заключении 2009 года рекомендовала Сербии, по опыту других европейских стран, включить в Конституцию положения, предусматривающие прямую передачу определенных полномочий органов Республики Сербия международным или наднациональным организациям.
В статье 11 Конституция декларируется, что Республика Сербия является светским государством (ч.1), в связи с этим базовым принципом Конституция установила, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч.2), церкви и религиозные общины отделены от государства (ч.3). Принцип светского государства получил свое развитие в Части 2 Конституции «Права и свободы человека и меньшинств». Так, статья 43 Конституции 2006 года гарантирует свободу мысли, совести, убеждений и ве-роисповедования, включая право оставаться при своих убеждениях или вероисповедовании, или право их изменить по своему усмотрению. Каждый вправе свободно исповедовать свою веру или религиозные убеждения, участвуя в отправлении религиозных обрядов, по-
15 Более подробно см.: Симовип Д. Полупредседнички систем. Бео-град. «Службени гласник». 2008. Стр. 373.
16 Mladenov M. Status medunarodnih izvora prava u ustavnom pravnom
poretku. PRAVO - teorija i praksa. Broj 01-03. 2014.
сещая религиозные службы или проповеди единолично или совместно с другими, а также в частном порядке или публично выражая свои религиозные убеждения. Кроме того, Конституция предусмотрела право родителей и законных представителей обеспечить своим детям религиозное и нравственное воспитание в соответствии со своими убеждениями. Конституция предусмотрела полномочие органа конституционного контроля Сербии запрещать религиозное объединение, только если его деятельность нарушает право на жизнь, право на психическое и физическое здоровье, права детей, право на личную и семейную тайну, право собственности, общественной безопасности и общественного порядка, или если религиозное объединение подстрекает и разжигает религиозную, национальную или расовую нетерпимость (ст. 44 Конституции РС)17.
Итак, конституционный строй Республики Сербия основывается на базовых принципах, опреляющих основы общественного устройства и государственной системы Республики Сербия. Среди них: принцип суверенитета и территориальной целостности Республики Сербия, принцип национально-гражданского государства, принцип народного суверенитета, принцип верховенства права, принцип разделения властей, принцип приоритета международного права над внутренним законодательством, принцип светского государства и другие. Частично они изложены в преамбуле, однако большинство из них представлено в специально отведенной части 1 Конституции Республики Сербия, что является характерным для современных Конституций стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Роль конституционных принципов состоит в том, что они закладывают основы не только конституционного материала, изложенного в последующих частях Конституции 2006 года, но и всей системы законодательства Республики Сербия. Значение же конституционных принципов проявляется в том, что отмена или изменение каждого из них означает фундаментальную трансформацию конституционных основ Республики Сербия и требует проведения обязательного республиканского референдума в целях утверждения таких конституционных изменений гражданами Республики Сербия.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 88,98%.
Список литературы:
1. Mladenov M. Status medunarodnih izvora prava u ustavnom pravnom poretku. PRAVO - teorija i praksa. Broj 01-03. 2014.
2. Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014.
3. Markovic. R. Ustav Republike Srbije iz 2006 - kriticki pogled. Anali Pravnog fakulteta u Beogradu. 54 (2). 2006.
4. Nenadic B. Ustavni sud Republike Srbije u svetlu Ustava iz 2006. godine. Revus. №11. 2009.
5. Orlovic S. Ustavni sud u pravu i politici. Srpska politicka misao. Broj 4/2008. god. 15. Vol. 22.
6. Глава государства в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. А.Г. Орлова, Н.А. Славкиной; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2016.
17 Более подробно см.: Половченко К.А. Запрет деятельности политических партий и других общественных объединений как полномочие Конституционного суда: опыт Сербии. Социально-политические науки. №4. 2017. С. 96-102.
7. Депутат зарубежного парламента: коллективная монография / [Е.Я. Павлов и др.]; под ред. А.Г. Орлова, Е.А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2014.
8. Ра^апсю М. Коте^аг Ustava Rebublike Srbije. Беодга<± 2009.
9. Ре]комс М. О odgovomosti sefa drZave и Srbiji: dva пе^угёепа копсер1а. 0!азп1к А<^ока1зке котоге Vojvodine. Вг. 7-8/2009.
10. Половченко К.А. Защитник граждан как независимый орган в Республике Сербия. Пробелы в российском законодательстве. №3. 2017.
11. Половченко К.А. Расширяющаяся компетенция Конституционного суда: опыт Сербии. Пробелы в российском законодательстве. №4. 2017.
12. Половченко К.А. Теория и практика формирования органа конституционного контроля: опыт Сербии. Социально-политические науки. 2017. №1. С. 96-100.
13. Половченко К.А. Туманов В.А. Конституционные основы судебной власти. / Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М.В. Баглая, Ю.И. Лей-бо, Л.М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М. 2016.
14. Половченко К.А. К вопросу о статусе депутата Народной скупщины Республики Сербия. Проблемы
экономики и юридической практики. 2017.№3. С. 126-130.
15. Половченко К.А. Конституционный контроль в Республике Сербия // Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.
16. Правительство в зарубежных странах: коллективная монография / [Е.Я. Павлов и др.]; под ред. К.В. Карпенко; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2016.
17. Radojevic M. Institucija predsjednika Republike u no-vom Ustavu Srbije. Politicka revija. Br. 2-4/2007.
18. Simovic D. Racionalizovani parlamentarizam Ustava Srbije iz 2006. godine. Pravni zivot. Br. 14/2007. Beograd. 2007.
19. Современное зарубежное избирательное право: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. А.Г. Орлова, Е.А. Кремянская; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2013.
20. Сто]ановиЬ Д. Уставно право - кжига II. Ниш. 2013.
21. СимовиЬ Д. Полупредседнички систем. Београд. «Службени гласник». 2008.
22. Vasic R. , Jovanovic M., Dajovic G. Uvod u pravo. Beograd. Pravni fakultet Univerziteta u Beogradu. 2015.