Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ'

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
аренда / транспортные средства / договор / Гражданский кодекс РФ / договорные правоотношения.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фрига Анастасия Леонидовна

в статье анализируются ключевые проблемы регулирования договорных отношений в сфере аренды транспортных средств в рамках Гражданского кодекса РФ. Особое внимание уделено рассмотрению спорных вопросов в части субъектного состава договора судебными органами на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Фрига А.Л.

Фрига Анастасия Леонидовна - студент магистратуры, Высшая школа права, Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова,

г. Москва

Аннотация: в статье анализируются ключевые проблемы регулирования договорных отношений в сфере аренды транспортных средств в рамках Гражданского кодекса РФ. Особое внимание уделено рассмотрению спорных вопросов в части субъектного состава договора судебными органами на практике. Ключевые слова: аренда, транспортные средства, договор, Гражданский кодекс РФ, договорные правоотношения.

УДК 347.45/.47

В условиях текущей экономической ситуации, вызванной санкционными ограничениями, рынок транспортных средств в России столкнулся с рядом серьезных проблем. Санкции привели к дефициту как самих транспортных средств, так и их комплектующих. Это, в свою очередь, создало дополнительные трудности в осуществлении параллельного импорта через соседние страны. Также наблюдается значительное увеличение стоимости технического обслуживания транспортных средств и затруднения с ремонтом определенных марок из-за отсутствия необходимых деталей.

В этой связи все большую актуальность приобретает аренда транспортных средств, как удобный вид использования транспортного средства без необходимости его покупки по полной стоимости.

Вместе с тем в последние годы наблюдается отсутствие сближения правоприменительной практики исследуемого договора с нормами закона, вследствие чего возникает правовая неопределенность, влекущая определенную неуверенность субъектов предпринимательской деятельности. Как правило, по договору аренды транспортных средств необходима уплата сравнительно крупных арендных платежей. Недостаточная урегулировалось правовых вопросов влечет существенные финансовые потери и правовую незащищенность для субъектов хозяйственной деятельности, что негативно сказывается на состоянии экономики страны в целом.

Правовая конструкция рассматриваемого договора вызывает закономерный интерес у исследователей. Одной из причин этого является отсутствие в законодательстве унифицированного определения «транспортного средства». Отсутствие терминологической определенности в гражданском законодательстве порождает не только теоретические вопросы, но и сложности применения на практике. В частности, исследователи отмечают, что характеристики транспортного средства в общепринятом понимании имеют сходство с иным имуществом. Системный анализ положений действующих правовых норм, в соответствии с которыми осуществляется использование железнодорожных, речных, воздушных, автомобильных, морских видов транспорта, позволяет прийти к выводу, что под «транспортным средством» следует понимать такое устройство, которое создано в целях перевозки людей или грузов. Оно может перемещаться в пространстве разными способами по суше, включая подземные пути, а также по воде и воздуху. Например, трубопровод предназначается для перемещения специфических видов грузов, может ли указанный вид имущества по выделенному нами критерию быть отнесен к транспортному средству? Являются ли разновидностями транспортных средств устройства, используемые исключительно в подвижном составе, а также оборудование, устанавливаемое на шасси?

Ответом на указанные вопросы может послужить судебная практика, выработавшая ряд критериев для отнесения конкретного имущества к предмету исследуемого нами договора. Так, транспортные средства должны обладать следующими характеристиками:

• управляемостью;

• самоходностью.

Кроме того, суды внимательно изучают доказательства, представляемые сторонами в пользу либо опровержение возможности транспортного средства передвигаться без помощи иного технического устройства.

Следующей особенностью исследуемого вида договора является отсутствие единого подхода в судебной практике по вопросу вступления хозяйствующими субъектами в договорные отношения.

В частности, таковой является признание судебными органами возможным заключение договора с физическим лицом, не имеющем предпринимательского статуса в соответствии с требованиями законодательства РФ при том, что ч.1 ст. 635 ГК РФ установлено требование о наличии трудовых отношений между арендодателем и членами экипажа. Примером подобного дела может послужить Решение Советского районного суда г. Владивостока о взыскании задолженности по договору аренды автомобиля с экипажем № 22355/2017 ~ М-2582/2017 [2]. В указанном решении обращает на себя внимание тот факт, что судом не исследован вопрос реальности исполнения договора, то есть оказания арендодателем услуг по управлению и технической эксплуатации переданного имущества. Судом установлен только факт передачи транспортного средства арендатору, который влияет на определение начала исчисления арендных платежей, однако не позволяет установить конкретный вид аренды транспортного средства.

Как видится, субъектный состав договора аренды вызывает практические вопросы, вследствие чего требуется внесение определенных корректив в гражданское законодательство. Наблюдается несоответствие букве и духу

закона ситуации, когда аренда транспортного средства с экипажем заключается между физическими лицами, не имеющими статуса предпринимателей. Подобные ситуации требуют применения норм § 1 гл. 34 ГК РФ [1].

Вместе с тем, в настоящее время обосновать возможность заключения договоров с физическими лицами представляется целесообразным прибегнув к принципу свободы договора. Потому ситуации, в которых субъект предпринимательства заключает договор с собственником транспортного средства - физическим лицом представляется допустимой.

Подведем итог изложенной информации. Правовая регламентация договора аренды транспортного средства с экипажем явно недостаточна. Путей решения данной проблемы несколько. Один из них, представляющийся наиболее приоритетным - внесение указанных корректив в действующее гражданское законодательство. Данный способ позволит избежать разрастания законодательных актов и будет удобен как для участников правоотношений, так и для правоприминителей, поскольку будет един и содержать более конкретные положения.

Список литературы

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N14- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29.01. 1996 N5 ст. 410.

2. Решение Советского районного суда г. Владивостока о взыскании задолженности по договору аренды автомобиля с экипажем № 2-2355/2017 ~ М-2582/2017. [Электронный ресурс]. URL: https://sud-praktika.ru/precedent/448746.html. (дата обращения - 10.03.2024).

3. Мартынов А.С. Понятие транспортного средства в нормах гражданского кодекса Российской Федерации / А.С. Мартынов // Сибирский юридический вестник. - 2005. - № 2. - с. 35 (33-39).

4. Комиссарова А.А. Актуальные законодательные проблемы регулирования отношений по договору аренды транспортного средства в РФ/ А.А. Комиссарова// [Электронный ресурс]. URL: https://tribune-scientists.ru/articles/1380. (дата обращения - 10.03.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.