ПРАВО И МЕНЕДЖМЕНТ
УДК 34.08
Е. А. Быковская
Договор аренды транспортных средств: теория и практика применения
Договор аренды транспортных средств - одно из средств правового регулирования отношений между участниками гражданского оборота. Транспортные средства являются источниками повышенной опасности, а потому четкое регулирование вопросов эксплуатации, аренды, страхования и ответственности в исследуемой сфере чрезвычайно важно. Статья посвящена особенностям использования договора аренды транспортных средств в гражданском обороте и проблемам привлечения сторон договора к ответственности. Автором выявлены пробелы в транспортном законодательстве, отсутствие специальных правовых норм, указывающих на специфику аренды тех или иных транспортных средств. В статье определены проблемы правового регулирования и правоприменительной практики в сфере аренды транспортных средств и сделаны предложения по их решению. В частности, указывается, что недостаточно полно определен предмет договора, а это не позволяет определить правовой режим некоторых видов транспортных средств. Выделение законодателем только двух видов рассматриваемого договора не отражает своеобразия и специфики аренды отдельных видов транспортных средств. Отсутствие обязательных требований, предъявляемых к арендатору, а также эксплуатантам, не позволяет обеспечить эксплуатацию транспортных средств кругом лиц, обладающих специальными профессиональными навыками и знаниями. Требования к форме договора не включают особенности заключения договоров аренды воздушных и морских судов. Существуют и проблемы привлечения к ответственности арендатора и арендодателя в случаях причинения вреда транспортному средству и третьим лицам.
Ключевые слова: транспортное средство, аренда транспортного средства с экипажем, аренда транспортного средства без экипажа, обязательное страхование ответственности, техническая эксплуатация.
Договор аренды транспортных средств становится все более востребованным участниками гражданского оборота. Для некоторых отраслей экономики он явился одним из значительных средств финансовой поддержки. Появились социально-экономические, правовые предпосылки, способствующие расширению практики его применения. В частности, увеличился круг участников данных правоотношений, появились и получили свое правовое закрепление новые в отечественной практике виды аренды транспортных средств, например, финансовая аренда (лизинг) транспортных средств.
Транспортные средства отнесены законодателем к источникам повышенной опасности, а следовательно, требуется детальное регулирование отношений в сфере использования транспортных средств, в том числе и на праве аренды. Цель аренды транспортных средств, как правило, связана с получением прибыли, договор аренды заключается в предпринимательской сфере. Нерешенность некоторых проблем правового регулирования данного вида договора влечет за собой значительные убытки для сторон договора, а иногда и для иных участников гражданских правоотношений.
Отметим следующие пробелы в законодательстве об аренде транспортных средств.
Во-первых, недостаточно полно определен предмет договора. Предметом рассматриваемого договора выступает транспортное средство. Понятие транспортных средств является чрезвычайно широким и содержится в транспортных уставах и кодексах. Так, в ст. 32. Воздушного кодекса (ВК) РФ закреплено, что воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. В п. 1 ст. 7 Кодекса торгового мореплавания (КТМ) РФ указано, что под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Объектом же договора аренды (фрахтования на время) могут служить только те транспортные средства, пользование которыми требует управления и обеспечения надлежащей технической эксплуатации. Причем речь идет о квалифицированном управлении и технической эксплуатации с помощью экипажа. Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать определенным
обязательным для сторон правилам, а при отсутствии таковых - требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям договора.
Поскольку положения Гражданского кодекса (ГК) РФ не ограничивают предмет указанного договора какими-либо видами или типами транспортных средств, предполагается, что они распространяются на любые транспортные средства, не изъятые из гражданского оборота. Так, транспортными средствами, помимо автомобилей, являются воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Однако они же отнесены гражданским законодательством Российской Федерации к объектам недвижимости (ст. 130 ГК РФ), а значит, на них распространяется закрепленный законом специальный правовой режим [1].
Во-вторых, законодателем выделены только два вида рассматриваемого договора аренды. Критерием выделения является наличие или отсутствие комплекса услуг арендодателя по управлению транспортным средством и его техническому обслуживанию. Особенности аренды отдельных видов транспортных средств устанавливаются транспортными кодексами и уставами. Вновь принимаемые законодателем нормативно-правовые акты не содержат в себе положений, указывающих на специфику аренды того или иного вида транспортного средства, что создает значительные трудности в соответствующем договорном регулировании отношений сторон.
В-третьих, законодатель не указал ни в ГК РФ, ни в транспортных кодексах и уставах обязательных требований, предъявляемых к арендатору, а также эксплуатантам - лицам, использующим транспортные средства для производственных (направленных на обеспечение собственного производства) или коммерческих (для извлечения доходов от их эксплуатации путем получения оплаты за выполненную транспортную услугу) целей, в частности, при аренде транспортных средств с участием экипажа арендодателя, собственным экипажем либо с непосредственно личным управлением транспортным средством. Поскольку именно от профессионализма и квалификации этих лиц зависит безопасность ис-
пользования транспортных средств, необходимо законодательно определить качества, которыми должны обладать участники правоотношений аренды транспортных средств.
В-четвертых, недостаточно четко определены требования к форме договора. В соответствии со ст. 633 ГК РФ договор аренды транспортного средства с экипажем должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока [2]. По одному из дел суды обоснованно не приняли в качестве доказательства размера предъявленной к взысканию задолженности светокопию приложения к договору аренды, поскольку она не подписана арендатором и не может служить подтверждением порядка расчетов, из которого исходит истец; не содержит конкретных условий о размере арендной платы и о порядке ее уплаты, что не позволяет делать какие-либо выводы о согласованной воле сторон на основании указанного документа. Однако некоторые виды транспортных средств отнесены законом к недвижимому имуществу - воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. По общему правилу договоры аренды недвижимости, заключаемые на срок более одного года, требуют государственной регистрации (ст. 164, 169 ГК РФ).
Как правило, транспортные средства подлежат обязательной государственной регистрации, в частности, автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 см3 и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины. Однако в данном случае она является актом административным, носящим характер разрешения на безопасную техническую эксплуатацию транспортного средства, и с возникновением вещного права и его регистрацией (удостоверением вещных прав) не связана [3]. Например, в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» регистрация автотранспортного средства устанавливается не в целях регистрации прав владельцев на них, а для допуска транспортных средств к дорожному движению [4]. Очевидно, что требуется уточнение гражданского и транспортного законодательства относительно формы заключения договора.
Право и менеджмент
В-пятых, необходимо остановиться и на проблеме ответственности арендатора и арендодателя. Вопрос о том, кто из контрагентов является владельцем арендованного транспортного средства - источника повышенной опасности -в течение срока действия договора и в момент причинения им вреда третьим лицам, до сих пор не имеет однозначного ответа.
Так, в комментарии к ст. 648 ГК РФ указывается, что при аренде транспортного средства без экипажа арендодатель выступает по отношению к третьим лицам как владелец источника повышенной опасности [5]. Другие авторы предлагают исходить из того, что владельцем арендованного транспортного средства во время его эксплуатации является одновременно и собственник, предоставивший транспортное средство во временное владение и пользование, и арендатор. Отсюда вывод: обязанность возмещения вреда в случаях невиновного его причинения должна солидарно возлагаться на обоих контрагентов.
Осуществляющими эксплуатацию считаются лица, реально обладающие транспортным средством, имеющие непосредственную возможность воздействовать на него. Арендатор получает источник повышенной опасности не только в пользование, но и в техническое управление и обслуживание («квалифицированное владение»), т. е. вопросы исправности транспортного средства, его надлежащего технического состояния в процессе эксплуатации полностью принимаются им на себя. Таким образом, логично возложение нормами ст. 648 ГК РФ ответственности за вред, причиненный арендованным транспортным средством (его механизмами, устройствами, оборудованием) третьим лицам, на арендатора, который осуществляет управление и техническую эксплуатацию своими силами.
Аналогично решается рассматриваемый вопрос при определении субъекта ответственности при прокате транспортного средства. При этом отмечается, что «абонент, получив автомобиль напрокат, владеет и пользуется им в течение определенного срока вне всякого контроля со стороны прокатной организации» [6, с. 67]. Соответственно делается вывод об ответственности арендатора (абонента) не только перед арендодателем (прокатной организацией), но и перед третьими лицами.
В деятельности хозяйствующих субъектов имеют место случаи, когда организации (как правило, автотранспортные) предоставляют на условиях договора аренды транспортные средства своим работникам. В этой связи (в частности, при совершении дорожно-транспортного происшествия, в результате которого причиняется вред пешеходу) организация-арендодатель отказывается возмещать вред, ссылаясь на то, что такая обязанность должна быть возложена на водителя, управляющего автомашиной на основании договора аренды. Однако договор аренды предприятия с его работником представляет собой форму организации трудовых отношений: водитель остается работником организации, действует в ее коммерческих и производственных интересах, пользуется ее технической и эксплуатационной базой, т. е. фактически транспортное средство из владения организации не выбывает [7]. А значит, ответственность за причиненный вред, в соответствии с гл. 59 ГК РФ, должна нести организация как собственник (титульный и фактический владелец) транспортного средства - источника повышенной опасности, потому что «не признается владельцем источника повышенной опасности лицо, управляющее источником повышенной опасности в силу трудовых отношений с владельцем этого источника».
В-шестых, гражданская ответственность владельцев и пользователей транспортных средств может быть ими застрахована. Судебная практика выявила определенные проблемы при страховании арендатором арендованного им транспортного средства. В соответствии с пп. 1, 2 ст. 930 ГК РФ имущество может быть застраховано по договору страхования исключительно в пользу лица, имеющего интерес в сохранении застрахованного имущества. В литературе и в судебной практике был поставлен вопрос о наличии у арендатора субъективного интереса в сохранении имущества и практической возможности объективного его определения [8]. Кроме того, было высказано обоснованное мнение, что «интерес в сохранении имущества... есть только у того, кто несет риск утраты и повреждения данного имущества, но не у того, кто несет ответственность за его утрату и повреждение» [9]. В соответствии с этим был сделан практический вывод: арендатор не входит в
круг лиц, имеющих страховой интерес в сохранении арендованного имущества.
В практической деятельности арендатору рекомендуется, заключая договор страхования арендованного транспортного средства, указывать в качестве выгодоприобретателя арендодателя как лицо, непосредственно несущее риск утраты и повреждения имущества. При этом отпадает необходимость закреплять в договоре аренды те случаи ответственности
арендатора перед арендодателем по сохранности арендованного транспортного средства, которые будут застрахованы им, т. е. будут выступать в качестве страхового случая [10].
Таким образом, нормы транспортного и гражданского законодательства об аренде транспортных средств нуждаются в более детальной проработке, а судебная практика рассмотрения споров в исследуемой области -в единообразии.
Библиографический список
1. Цыбуленко З. И. Правовой режим недвижимости // Новое российское гражданское законодательство и практика его применения: Сб. науч. ст. / Отв. ред. З. И. Цыбуленко. Саратов, 2008. С. 109-126.
2. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (в ред. от 23.07.2016) // Российская газета. 2008. 20 июля.
3. Николаев М. Право собственности на автотранспортное средство как основание защиты гражданами своих имущественных интересов // Хозяйство и право. 2008. № 2. С. 98-105.
4. Федеральный закон РФ от 10 дек. 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.
5. Комментарий к ГК РФ, части второй (постатейный) / Рук. авт. коллектива и отв. ред. д-р юрид. наук О. Н. Садиков. М.: Норма, 2004. 216 с.
6. Первушина А. П. Договор бытового проката. М., 1964. 70 с.
7. Глянцев В. Г. О возмещении вреда, причиненного здоровью граждан // Бюллетень ВС РФ. 2004. № 9. С. 11-15.
8. Фогельсон О. Договоры страхования. Ошибки при заключении и исполнении // Финансовая газета. 2008. № 14.
9. Боярская Ю. Н. Договор аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации. М.: Статут, 2016. 152 с.
10. Кириллова Е. А. Исполнение договора финансовой аренды транспортных средств в РФ: проблемы практики // Российская юстиция. 2016. № 6. С. 12-15.
E. А. Bykovskaya
A Vehicle Lease Agreement: the Theory and Practice of Application
Abstract. A vehicle lease agreement is a means of legal regulation of relations between participants in civil circulation. Vehicles are sources of increased danger therefore a clear regulation of operation, lease, insurance, and liability issues in the field under investigation is extremely important. The article analyzes peculiarities of using a vehicle lease contract in civil circulation and the problems of bringing the contracting parties to justice. The author reveals gaps in the transport legislation, the lack of special legal norms that indicate the specificity of certain vehicles lease. The article identifies the problems of legal regulation and judicial practice in the sphere of vehicles lease and proposes solutions to those problems. In particular, it is pointed out that the subject of lease agreement is not thoroughly defined by the law, which does not allow determining the legal regime for some types of vehicles. The existing legal definition of only two types of contract in question does not reflect the specificity of lease of certain vehicle types. The absence of mandatory requirements for the lessee, as well as for operators, does not guarantee the operation of vehicles only by persons having special professional skills and knowledge. Requirements related to the contract form do not include the specifics of concluding aircraft and sea vessel lease agreements. There are also problems of bringing the lessee and the lessor to liability in cases of damage caused to the vehicle and third parties.
Key words: vehicle; a crewed charter; a bare-boat charter; mandatory liability insurance; technical operation.
Быковская Елена Анатольевна - заведующий кафедрой «Гражданско-правовые дисциплины» СГУПСа, кандидат исторических наук, доцент. E-mail: [email protected]