Научная статья на тему 'Правовая природа договора каршеринга'

Правовая природа договора каршеринга Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3830
611
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
гражданское право / договор каршеринга / транспортные договоры / транспортное право / civil law / carsharing agreement / transport contracts / transport law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гриднева Ольга Вячеславовна

Статья посвящена исследованию института договорных отношений. Договор каршеринга, это вид пользования автомобилем, но при этом владелец не является его собственником, имеет свои специфические особенности, определяющие его отличие от иных гражданско-правовых, транспортных договоров. В литературе существуют различные мнения, к какому договору, по его природе, можно отнести данный договор. Некоторые относят его к договору аренды транспортного средства без экипажа, другие к договору проката, третьи к договору об оказании услуг. Данный договор, в настоящее время набирает все большую популярность у физических лиц и имеет преимущества в виде более низких цен, в сравнении с арендой транспортного средства с экипажем (такси), страхованием транспортного средства. Не все договоры с участием транспортных средств можно отнести к транспортным договорам. Такие договоры должны соответствовать определенным критериям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal nature of the contract of carsharing

The article is devoted to the research of the Institute of contractual relations. A carsharing agreement is a type of car use, but the owner is not its owner. it has its own specific features that distinguish it from other civil and transport agreements. In the literature, there are various opinions as to which contract, by its nature, this contract can be attributed to. Some attribute it to the lease contract of a vehicle without crew, the other to the rental agreement, third to the contract on rendering of services. This agreement is currently gaining popularity among individuals and has advantages in the form of lower prices, in comparison with renting a vehicle with a crew (taxi), vehicle insurance. Not all contracts involving vehicles can be classified as transport contracts. Such agreements must meet certain criteria.

Текст научной работы на тему «Правовая природа договора каршеринга»

Правовая природа договора каршеринга

Гриднева Ольга Вячеславовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения Академии управления МВД России

E-mail: olga_gridneva@bk.ru

Статья посвящена исследованию института договорных отношений. Договор каршеринга, это вид пользования автомобилем, но при этом владелец не является его собственником, имеет свои специфические особенности, определяющие его отличие от иных гражданско-правовых, транспортных договоров. В литературе существуют различные мнения, к какому договору, по его природе, можно отнести данный договор. Некоторые относят его к договору аренды транспортного средства без экипажа, другие к договору проката, третьи к договору об оказании услуг. Данный договор, в настоящее время набирает все большую популярность у физических лиц и имеет преимущества в виде более низких цен, в сравнении с арендой транспортного средства с экипажем (такси), страхованием транспортного средства. Не все договоры с участием транспортных средств можно отнести к транспортным договорам. Такие договоры должны соответствовать определенным критериям.

Ключевые слова: гражданское право, договор каршеринга, транспортные договоры, транспортное право.

Понятие каршеринга в Российской Федерации нигде не закреплено. Данные правоотношения можно представить в виде аренды автомобиля частным лицом на любой недолгий (до 24 часа) срок для личных нужд у компании, занимающейся извлечением прибыли. Похожее определение услуги мы можем найти в Постановлении Правительства Москвы от 31 августа 2011 г. № 405-ПП «О городской поддержке таксомоторных перевозок и услуги каршеринг в городе Москве». Для физических лиц данный договор выгоден тем, что пользователь не несет издержек пользования своим личным транспортным средством, такие как: техобслуживание, затраты на топливо, страховку и т.д. Договор каршеринга предоставляет высокую мобильность пользователю, (sharing economy) -«экономика совместного пользования», которая выражается в потреблении совместных товаров и услуг, но при этом уменьшая временные и финансовые затраты.

Каршеринг это явление новое для Российской Федерации, как в экономическом, так и правовом аспекте. Перспективы данного вида услуги постоянно увеличиваются, развивается автопарк автомобилей, особенно в крупных городах и поэтому государство заинтересовано в поддержке данной транспортной инфраструктуре города.

Законодатель не дает определения того, к какому виду договора можно отнести каршеринг, не дает ясности и анализ договоров, которые предлагается заключать с каршеринговыми компаниями. Для того, чтобы понять правовую природу этих гражданских правоотношений необходимо рассмотреть структуры и элементы данной договорной конструкции.

К наиболее известным компаниям, предоставляющим услуги каршеринга относятся: «Яндекс. Драйв», «You Drive», «Anytime», «Belka car», «Де-лимобиль». К примеру, на веб-сайте фирмы «Ян-декс.Драйв» говорится что обслуживание регулируется критериями использования сервиса и определенными правилами, указанными в документах компании, к которым относятся регулирующие документы: политика компании, пользовательское соглашение, лицензионное соглашение, критерии подписи и договором аренды транспортного средства [11].

Другие компании предлагают заключить иные виды договоров, к примеру: договор аренды транспортного средства без экипажа («You Drive», «Anytime»), договор присоединения («Belka car», «Делимобиль»), который лишает возможности потребителя влиять на условия договора, что соответственно является ограничением основополагающего принципа гражданских правоотношений -

5 -о

сз

<

свободы договора. Все эти виды договорных конструкций закреплены в основном нормативно-правовом акте, который регулирует правоотношения по каршерингу - Гражданском кодексе Российской Федерации (далее ГК РФ).

Характеризуя отношения по каршерингу, следует отметить, что их регулирование осуществляется на основании Всеобщей декларации прав человека (ст. 13, 17), в которой закреплены права на свободу передвижения и владение имуществом [4]. На национальном уровне каршеринговые отношения регулируются Конституцией РФ (ст. 27, 34, 35), в которой закреплены основные права граждан на свободу передвижения, осуществление предпринимательской деятельности и распоряжение собственностью [1]. Именно эти правовые гарантии, изложенные в Основном законе, обеспечивают возможность развития каршеринга.

По своей природе договор каршеринга можно отнести к рамочному договору из положений ст. 429.1. ГК РФ. Такой вывод можно сделать из объекта договора каршеринга, которым является весь автопарк организации, но при этом потребитель использует только один автомобиль, свободный и определенной марки и номера. Соответственно, необходимо заключать дополнительные договоры с определенным объектом при каждом пользовании.

Согласно позиции ВС РФ, обозначенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора«, рамочным договором могут быть установлены организационные, маркетинговые и финансовые условия взаимоотношений, условия договора (договоров), заключение которого (которых) опосредовано рамочным договором и предполагает дальнейшую конкретизацию (уточнение, дополнение) таких условий посредством заключения отдельных договоров, подачи заявок и т.п., определяющих недостающие условия [10].

Условия рамочного договора являются частью заключенного впоследствии отдельного договора, если такой договор в целом соответствует намерению сторон, выраженному в рамочном договоре, и иное не указано сторонами или не вытекает из существа обязательства, причем отсутствие в документе, оформляющем отдельный договор, ссылки на рамочный договор само по себе не свидетельствует о неприменении условий рамочного договора. Это свидетельствует о том, что договор карешринга относится к рамочным договорам и поэтому потребители могут пройти регистрацию единожды.

Если договор каршеринга рассматривать как договор проката, то можно охарактеризовать ос— новные его черты. Это публичный договор, так как 2 сказано в законе что, по договору проката арендодатель, осуществляющий сдачу имущества ° в аренду в качестве постоянной предприниматель-1 ской деятельности, обязуется предоставить арен-

датору движимое имущество за плату во временное владение и пользование. Главное отличие публичного договора состоит в том, что лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами, согласно абз. 2 п. 1 ст. 426 ГК РФ [3, С 328]. В связи с этим, если предположить, что потребитель в предыдущих отношениях оказался недобросовестным, то оснований для отказа в заключении с ним последующего договора (предоставления транспортного средства) нет, так как это противоречит правилам публичного договора.

К специфике договорных отношений можно отнести особенности арендатора, например: несоблюдение правил дорожного движения, стаж вождения. Объектом аренды транспортного средства всегда является источник повышенной опасности, и при возникновении страхового случая по вине арендатора, компания взыскивает сумму с привязанной карты арендатора в свою пользу, но при этом арендная плата не меняется при следующем заключении договора проката, и невозможно установить различные запреты и ограничения, так как в действующем законодательстве нет соответствующих норм об этом.

Также необходимо отметить, что некоторые нормы закона не совпадают с правами и обязанностями по договору каршеринга, вытекающими из договора проката. К примеру, в соответствии со ст. 627 ГК РФ арендатор вправе, предупредив письменно арендодателя за 10 дней, отказаться от договора. Анализирую ту же статью закона, арендодатель обязан письменно ознакомить арендатора с правилами эксплуатации имущества, выдать ему письменные инструкции и проверить исправность имущества в присутствии арендатора [6, С. 46]. Поэтому рассмотрев договоры каршеринговых компаний, можно сказать, что многие арендодатели не относят свои договоры к прокату. Например: «Настоящий договор не является договором проката. Настоящий договор не является публичной офертой. В соответствии со ст. 421 ГК РФ арендодатель свободен в заключении договора» [13].

Договор каршеринга также можно отнести к виду договора смарт-контракта, то есть заключается дистанционным путем в соответствующей программе. Соответственно возникает ряд обязательств пользовательских соглашений и лицензий. Арендатор обязан осмотреть выбранный автомобиль и подтвердить выбор путем нажатия кнопки в мобильном приложении. После этого все риски ложатся на арендатора, следовательно, можно сделать вывод, что это аллеаторный договор. Момент сдачи автомобиля арендатором в законе не урегулирован. Потребитель просто оставляет автомобиль на стоянке до следующего арендатора и далее несет ответственность за автомобиль, что видится на примерах судебной практики. Эти

новые технологии являются спецификой заключения каршерингового договора.

Если договор каршеринга рассматривать как договор аренды транспортного средства без экипажа, то в соответствии с ГК РФ (ст. 644) арендатор обязан поддерживать надлежащее состояние автомобиля, включая ремонт, в течение всего срока действия договора. В соответствии со ст. 190 ГК РФ сроки это: год, месяц, неделя, день или час, а не минута, как это указано в договоре каршеринга. Также необходимо отметить, что арендатор обязан осуществлять эксплуатацию арендованного транспортного средства, как коммерческую, так и техническую, своими силами. В связи с этим, можно прийти к выводу, что без предоставления услуги по технической эксплуатации и поддержания надлежащего состояния арендованного транспортного средства, включая проведение капитального и текущего ремонта, не подходит к договору каршеринга. К отличиям можно отнести также обязанность арендатора страхования имущества и возможность, без согласия арендодателя, сдачи автомобиля в субаренду. При правоотношениях по каршерингу, пользователь должен быть зарегистрирован на сайте арендодателя, привязать свои данные лицевого счета, карты, с которой, в последствии, произойдет списание денежных средств [7, С. 175].

Очевидно, что все эти нормы не согласуются с договором каршеринга в том виде, в каком он заключается в настоящее время. В связи с этим по некоторым параметрам договор каршеринга больше относится к договору проката, поскольку арендодателем в договоре проката выступает субъект предпринимательской деятельности, а сам договор проката, как уже было сказано, публичный и заключается в письменной форме, что соответствует нормам ст. 626 ГК РФ. Кроме того, как указывается в самом договоре каршерин-га и согласуется с п. 1 ст. 631 ГК Рф обязанностью арендодателя является проведение текущего и капитального ремонта имущества, сданного в аренду. Ко всему прочему, сдача в субаренду имущества, предоставленного арендатору по договору проката, передача им своих прав и обязанностей другому лицу, предоставление этого имущества в безвозмездное пользование, залог арендных прав и внесение их в качестве имущественного вклада в хозяйственные товарищества и общества или паевого взноса в производственные кооперативы не допускаются. Данные положения также отражены в договоре каршеринга.

Таким образом, возникает возможность отнести договор каршеринга к договору проката. Однако особый объект договора - средство передвижения (транспорт), и наличие обязанности, в соответствии со ст. 628 ГК РФ в присутствии арендатора проверить исправность сдаваемого в аренду имущества не позволяют в полной мере отнести договор каршеринга к договору проката [2, С. 342].

Обратимся к знаменитой триаде правомочий собственника: владение, пользование и распоря-

жение, по отношению к каршеринговым правоотношениям. Арендатор получает право владения, пользования и частичного распоряжения по договору каршеринга. На наш взгляд право распоряжения, как по договору проката, так и по договору аренды транспортного средства без экипажа не может быть дано арендатору. Так арендатор не имеет права отдавать транспортное средство третьим лицам, так как сам несет ответственность перед арендодателем, а также арендатор несет ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, взятым в аренду. Договором каршерин-га предусмотрены штрафы, которые являются договорной неустойкой. Конечно, арендодатель имеет право восстановить свои имущественные потери, но без сверхприбыли. Поэтому в некоторых договорных конструкциях неустойка явно несоразмерна предполагаемому нарушению обязательства. В соответствии с данным видом правоотношений арендодатель отслеживает передвижение транспортного средства, его нельзя парковать на территориях закрытого типа. Также арендодатель имеет возможность прекратить использование автомобиля, путем отключения работы двигателя. Таким образом, можно говорить об ограниченном праве пользования объектом аренды. Соответственно, невозможно исключить ответственность собственника при совершении противоправных действий арендатором и возложить ее только на пользователя [8, С. 186], в соответствии с законом собственник перед третьими лицами взыскивает убытки вследствие причинения вреда при наличии вины арендатора и арендодателя.

Можно также предположить о возможности применения положения законодательства о правах потребителей в случае их нарушения [12, С. 127], так как основным субъектом арендных правоотношений является физическое лицо. Например, при нарушении арендатором договора, арендодатель, нарушая право потребителя, может заблокировать аккаунт пользователя и внести его в «черный список», тем самым больше не предоставив данную услугу.

В заключении, автор приходит к выводу, что договорная конструкция каршеринга не относится ни к одному из видов поименованных договоров в гражданском законодательстве, так как включает в себя элементы множества договорных правоотношений, таких как: аренда транспортного средства без экипажа, прокат, страхование, пользование и т.п. Но все эти виды договорных конструкций не являются главными установленными элементами данного вида договора. Договор каршеринга нуждается в дальнейшем нормативном регулировании и конкретном определении каршеринговых отношений на федеральном уровне. Правительство поддерживает развитие каршеринга, поэтому определение правовой природы рассматриваемых отношений поможет решить проблемы касающиеся неустоек, сервиса, ответственности и т.д.

Впоследствии, возможно, данный вид договора будет отнесен к отдельной группе правоотноше-

5 -а

сз

<

CM

oo

ний совместного потребления и выделится в самостоятельную группу договоров аренды, а положения арендных правоотношений будут применяться к нему лишь по аналогии [9, С. 215]. Возможно, законодатель воспользуется формулировкой статьи 649 ГК РФ, в которой сказано, что транспортными уставами или кодексами могут быть установлены особенности аренды отдельных видов транспортных средств без предоставления услуги по технической эксплуатации и управлению. Впрочем, в настоящее время в связи с отсутствием общепризнанных правил о каршеринге непросто также оценить воздействие принципа свободы договора в данной сфере и размер обязательств каршеринговых компаний.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Официальный интернет портал правовой информации 04.07.2020 URL: publication. pravo.gov.ru (дата обращения 05.08.2020)

2. Бондаренко В.В., Щербакова Е.М., Колгано-ва Н.В., Харитонова Т.В. Глобализация и институциональная модернизация экономики России: теория и практика: монография -М.: Прометей, 2019.- 656 с./ под общ. ред. В.В. Бондаренко, Е.М. Щербакова, Н.В. Колга-новой, Т.В. Харитоновой.

3. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 3: Договоры о выполнении работ и оказании услуг / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. 2-е изд. - Стереотип. М., 2018-450 с. / Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 3: Договоры о выполнении работ и оказании услуг.

4. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, № 67, 05.04.1995.

5. Гонгало Б.М. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 2.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2017-544 с. / Гонгало Б.М. Гражданское право: Учебник.

6. Иванчак А.И. Гражданское право Российской Федерации: Особенная часть / А.И. Иванчак -М.: Статут, 2018-82 с. / Иванчак А.И. Гражданское право Российской Федерации: Особенная часть.

7. Позмогов А.И., Гергиев И.Э. Будущее российского инновационного бизнеса: тенденции постцифровой эпохи: монография - М.: РУ-САЙНС, 2019.- 250 с./ А.И. Позмогов, И.Э. Гергиев; под ред. А.И. Позмогова.

8. Позмогов А.И., Гергиев И.Э., Каллагов Б.Р., Бекойты А.Г. Перспективы развития интегрированных корпоративных бизнес-структур в условиях неустойчивости социально-экономических систем: монография- М.: РУСАЙНС,

2018.- 244 с. / А.И. Позмогов, И.Э. Гергиев, Б.Р. Каллагов, А.Г. Бекойты.

9. Позмогов А.И., Гергиев И.Э., Мардеян Н.А., Гасиева Н.А., Цораев З.О. Цифровая трансформация российского бизнеса: монография - М.: РУСАЙНС, 2019.- 456 с./ А.И. Позмогов, И.Э. Гергиев, Н.А. Мардеян, З.П. Гасиева, З.О. Цораев; под ред. А.И. Позмогова. - М.: РУСАЙНС.

10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» // Российская газета, № 4, 11.01.2019.

11. Товалев Б. Хорошо ли арендаторы знают условия сделки, заключаемой ими с операторами каршеринга? // URL: https://zakon. ru/blog/2018/1/16/horosho_li_arendatory_ znayut_usloviya_sdelki_zaklyuchaemoj_imi_s_ operatorom_karsheringa (дата обращения: 05.08.2020).

12. Улицкая, Н.М. Каршеринг: история возникновения, тенденции развития и особенности в современной России / Н.М. Улицкая, Т.А. Медведева // Национальные и международные финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта: сборник научных трудов. - М.: МАДИ, 2017. - С. 123-130.

13. Сайт Делимобиль. URL: https://delimobil.ru/ assets/files/contract/dogovordelimobil.pdf (дата обращения: 11.08.2020).

THE LEGAL NATURE OF THE CONTRACT OF CAR-SHARiNG

Gridneva O.V.

Academy of the Ministry of the Interior of Russia

The article is devoted to the research of the Institute of contractual relations. A carsharing agreement is a type of car use, but the owner is not its owner. it has its own specific features that distinguish it from other civil and transport agreements. In the literature, there are various opinions as to which contract, by its nature, this contract can be attributed to. Some attribute it to the lease contract of a vehicle without crew, the other to the rental agreement, third to the contract on rendering of services. This agreement is currently gaining popularity among individuals and has advantages in the form of lower prices, in comparison with renting a vehicle with a crew (taxi), vehicle insurance. Not all contracts involving vehicles can be classified as transport contracts. Such agreements must meet certain criteria.

Keywords: civil law, carsharing agreement, transport contracts, transport law.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) with amendments approved during the all-Russian vote 01.07.2020 // Official Internet portal of legal information 04.07.2020 URL: publication. pravo.gov.ru (circulation date 05.08.2020)

2. Bondarenko V.V., Shcherbakova E.M., Kolganova N.V., Khari-tonova T.V. Globalization and institutional modernization of the Russian economy: theory and practice: monograph - M.: Prometheus, 2019.- 656 p ./under the general. Ed. V.V. Bondarenko, E.M. Shcherbakova, N.V. V. V.

3. Braginsky M.I., Vitryansky V.V. Treaty law. Prince. 3: Work and Service Contracts/M.I. Braginsky, V.V. Vitryansky. 2nd

ed. - Stereotype. M., 2018-450 p. /Braginsky M.I., Vitryan-sky V.V. Treaty law. Prince. 3: Work and Service Contracts.

4. Universal Declaration of Human Rights (adopted by the UN General Assembly 10.12.1948) //Rossiyskaya Gazeta, No. 67, 05.04.1995.

5. Gongalo B.M. Civil law: Textbook. In 2 tons/Under ed. B.M. Gon-galo. T. 2.- 2nd ed., Converted. and supplement - M.: Statute, 2017-544 p. /Gongalo B.M. Civil law: Textbook.

6. Ivanchak A.I. Civil law of the Russian Federation: Special part/ A.I. Ivanchak - M.: Statute, 2018-82 p. /Ivanchak A.I. Civil law of the Russian Federation: Special part.

7. Pozmogov A.I., Gergiev I.E. The future of Russian innovative business: trends of the post-digital era: monograph - M.: RU-SAINS, 2019.- 250 p. /A.I. Pozmogov, I.E. Gergiev; ed. A.I. Poz-mogova.

8. Pozmogov A.I., Gergiev I.E., Kallagov B.R., Bekoyty A.G. Prospects for the development of integrated corporate business structures in conditions of instability of socio-economic systems: monograph - M.: RUSAINS, 2018.- 244 p. /A.I. Pozmogov, I.E. Gergiev

9. Pozmogov A.I., Gergiev I.E., Mardeyan N.A., Gasieva N.A., Tsoraev Z.O. Digital transformation of Russian business: monograph - M.: RUSAINS, 2019.- 456 p. /A.I. Pozmogov, I.E. Ger-gis ed. A.I. Pozmogova. - M.: RUSAINS.

10. Decision of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 25.12.2018 No. 49 «On certain issues of applying the general provisions of the Civil Code of the Russian Federation on the conclusion and interpretation of a treaty «//Rossiyskaya Gazeta, No. 4, 11.01.2019.

11. Tovalev B. Do tenants know well the terms of the transaction they conclude with car sharing operators?//URL: https://zakon. ru/blog/2018/1/16/horosho_li_arendatory_znayut_usloviya_ sdelki_zaklyuchaemoj_imi_s_operatorom_karsheringa (circulation date: 05.08.2020).

12. Ulitskaya, N.M. Karshering: history of emergence, development trends and features in modern Russia/N.M. Ulitskaya, T.A. Med-vedev//National and international financial and economic problems of road transport: a collection of scientific works. - M.: MA-DI, 2017. - P. 123-130.

13. Website Dailymobile. URL: https://delimobil.ru/assets/files/con-tract/dogovordelimobil.pdf (date accessed: 11.08.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.