ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»
РЕГИСТРАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СВОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЕ
Бирюков Валерий Васильевич
Доктор юридических наук, профессор кафедры криминалистики Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), e-mail: [email protected]
Основу любого учения составляют его терминология, понятийный аппарат и классификации. Именно обоснованию понятия, раскрытию содержания и рассмотрению свойств регистрационной информации, а также ее соотношению с другой информацией, используемой при расследовании преступлений, посвящена статья.
Ключевые слова: информационно-справочное обеспечение расследования преступлений, криминалистически значимая информация, регистрационная информация, основная учетная единица, картотека, база данных, записи базы данных, информационная система, фактографическая информационная система
REGISTRATION INFORMATION:
THE CONCEPT, CHARACTERISTICS AND CONTENT Biryukov Valery
Urals State Law University (Yekaterinburg), e-mail: [email protected]
THere are three fundamentals of any doctrine - its terminology, concepts and classification. THerefore, the author touches upon the definition of registration information, reveals its content and its relation with other types of information that could be used in investigation of crimes.
Key words: information support of investigation of crime, forensically important information, registration information, basic accounting unit, file, database, database records, information system, factual information system
Осознанная деятельность человека базируется на информации, лежащей в основе его навыков, теоретических и эмпирических знаний, методов, методик и технологий, которыми он владеет. Только обладая достаточной и достоверной информацией, он может достичь любых целей, решить любые задачи.
Происшедшая в последние десятилетия информатизация общества отразилась на развитии и совершенствовании научных знаний, важными составляющими которых являются терминология, понятийный аппарат и классификации. Содержательная часть многих дефиниций - термин «информация», который сегодня используется практически в каждой отрасли знаний. Не стала исключением и криминалистика, в которой оперируют такими понятиями, как «криминальная», «криминалистическая», «криминалистически значимая», «доказательственная», «ориентирующая», «потенциальная информация»и др. Все они состоят из двух слов: одно из них общее -«информация», другое обычно указывает на ее значение или предназначение. В каждой отрасли знаний или сфере человеческой деятельности для решения предметных задач используют не всю информацию о том или ином объекте, а лишь нужную для достижения поставленной цели. И именно та составляющая термина, которая
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»
указывает на значение или предназначение информации, как правило, ограничивает ее объем и содержание, выделяя только актуальное, необходимое. Информация - это прежде всего совокупность сведений об объектах или фактах. Ее объем и качественная сторона всегда зависят от целей познания и задач, для решения которых ее предполагается задействовать.
Одним из таких терминов в криминалистическом учении о применении учетно-регистрационных данных в расследовании преступлений является «регистрационная информация». Он встречается в трудах Р. С. и А. Р. Белкиных, В. А. Образцова, В. В. Тищенко, Р. А. Усманова, С. А. Ялышева и др.
Впервые же определение понятия дал С. А. Ялышев: «...Регистрационной информацией можно назвать выявленные, собранные и представленные в регистрационные органы фактические данные или сведения, которые находятся в прямой или опосредованной причинно-следственной связи с событием преступления, а также другую ориентирующую информацию, необходимую и достаточную для информационного криминалистического обеспечения процесса раскрытия, расследования и предупреждения преступлений»1. Характеризуя регистрационную информацию, он отмечает, что «по своему объему, качеству и достоверности регистрационная информация значительно беднее и недостовернее, чем криминалистически значимая информация»2. Точку зрения С. А. Ялышева разделяет и Р. А. Усманов, который говорит: «По своему качеству и полноте она значительно беднее, нежели функциональная (используемая непосредственно в процессе раскрытия и расследования) информация. Это обусловлено тем, что на разных этапах, связанных с ее выявлением, сбором, формализацией и представлением происходит частичная утрата и искажение тех или иных сведений»3.
Основываясь на сказанном, можно прийти к неутешительному выводу о том, что регистрационная информация обладает такими свойствами, как малая достоверность и недостаточность, более того, она противопоставляется криминалистически значимой информации. В связи с этим возникают вопросы: зачем нужна информационная система, причем такая специальная, как криминалистическая, в которую включаются не только недостоверные данные, но и сведения, не имеющие криминалистического значения; есть ли смысл помещать в базы данных информацию с невысокой степенью достоверности; какие задачи можно решить, опираясь на такую информацию?
Отметим, что понятия «регистрационная информация» и «криминалистически значимая информация» - результат разных классификаций. Причем содержание регистрируемых данных об объектах учета непосредственно зависит от целей и задач, которые предполагается разрешать, опираясь на массивы конкретной информационной системы. Криминалистическое значение могут приобрести сведения не только из криминалистических, но и иных учетов, а также любая информация, необходимая для установления истины по делу. Таким образом, в определенных условиях регистрационная информация может быть вовлечена в процесс расследования и приобрести конкретное криминалистическое значение. При этом одни и те же данные в разных ситуациях могут выступать в качестве доказательств, ориентировать либо выполнять иные функции.
1 Ялышев С. А. Криминалистическая регистрация: проблемы, тенденции, перспективы: учеб. пособие. М., 1998. С. 61.
2 Там же. С. 60.
3 Усманов Р. А. Информационные основы предварительного расследования: учеб. пособие. М., 2006. С. 48.
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»
А. Е. Корниенко, говоря об использовании в расследовании информации, содержащейся в информационных системах МВД, справедливо отмечает: «В ряде случаев деяния лиц, которые совершили общественно опасные деяния, могут быть квалифицированы как преступление лишь при условиях наличия соответствующих данных, которые содержатся в учете и учетной документации»1. Разумеется, опираясь на малодостоверную и недостаточную информацию, решать такие вопросы просто невозможно.
Личный опыт исследовательской деятельности и практической работы в оперативных и экспертных подразделениях МВД позволил нам констатировать следующее: значительная часть криминалистических информационных систем включает информацию, которая взята из материалов уголовных дел и производна от доказательств. При этом в базы данных конкретных учетов помещается не вся информация об объектах, содержащаяся в материалах дела, а лишь тот ее минимум, который необходим и достаточен для решения одной из частных задач расследования. Например, в основную учетную единицу (электронную или обычную карточку) дактилоскопического учета следов рук с мест нераскрытых преступлений помещаются фотокопии следов - основная информация о строении узора, а также регистрируются сведения о месте их обнаружения, о производстве экспертизы на их пригодность для идентификации, номер уголовного дела и другие данные, по которым можно найти первичные документы. При этом учетные документы, по сути, выступают в качестве производных по отношению к протоколам и иным документам уголовного дела.
Так как главная задача учета следов пальцев рук, обнаруженных на месте преступлений, - создание условий для идентификации лиц, их оставивших, то объем размещаемой в них информации достаточен для решения указанной задачи.
Р. С. Белкин, С. А. Ялышев и Р. А. Усманов обратили внимание на особую актуальность вопроса о возможности использования информации из криминалистических учетов в качестве доказательств. Отметим, что доказательством может быть любая отвечающая предъявляемым к ним требованиям информация, в том числе содержащаяся в различных информационных системах. Такая информация может быть извлечена из любых источников: скопирована с носителей, изъята из них в ходе осмотра, обыска, выемки и других следственных действий или получена в виде официальных ответов на официальные запросы. Вопросы же о достоверности, достаточности и относимости разрешаются с учетом конкретных задач при ее оценке.
А. Р. Белкин утверждает, что регистрационная информация «.по своей природе неоднородна. В тех случаях, когда ее носителями выступают объекты, причинно связанные с преступлением (например, следы пальцев рук, изъятые с места происшествия, стреляные гильзы, пули, извлеченные из тела трупа, и т. п.), эта информация становится потенциально доказательственной. Во всех остальных случаях информация носит потенциально ориентирующий характер»2. О том же писал Р. С. Белкин3.
Действительно, регистрационная информация неоднородна: она относится как непосредственно к объектам учета, так и к различным действиям, связанным с их выявлением, и пр. Так, говоря о следах рук, о пулях и гильзах, следует указать, что они являются носителями свойств объектов, их оставивших. Информация же о данных объектах появится в процессе работы с ними человека (следователя, эксперта,
1 Корниенко А. Е. Российские и международные криминалистические учеты. СПб., 2004. С. 38.
2 Белкин А. Р. Теория доказывания: науч.-метод. пособие. М., 1999. С. 323.
3 Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. Общая и частные теории. М., 1987. С. 172.
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»
специалиста). Результаты такого познания, как правило, отображаются в заключениях проведенных экспертиз. Когда возникает необходимость использования возможностей криминалистических информационных систем для розыска и обнаружения различных объектов, то информация о них отображается в соответствующих учетах. Причем носителями регистрационной информации выступают не объекты учета, а учетные единицы данных систем. Хотя законодатель прямо не указывает на них как на источники доказательств, но если информация из них будет истребована с соблюдением норм УПК РФ, она станет доказательством.
Достаточно четкое и краткое определение регистрационной информации дают В. А. Образцов и В. В. Тищенко, отмечая, что это информация, «...которая содержится в информационно-регистрационных системах»1. Таким образом, регистрационная информация есть совокупность сведений об объектах, которые отображаются в учетных единицах определенных информационных систем (в записях баз данных автоматизированных информационных систем, карточках массивов картотек и др.) и создают условия для идентификации объекта и решения других задач, стоящих перед учетом. Информация должна отвечать требованиям достоверности и достаточности. Она может быть использована для выполнения задач, не связанных с целями создания и функционирования конкретной информационной системы. Так, для установления местонахождения определенного человека в определенное время можно воспользоваться услугами оператора мобильной связи, данными систем учета рабочего времени и т. д., а расследование экономических преступлений невозможно без материалов бухгалтерских учетов. И ни один из указанных учетов не создавался с целью содействия раскрытию преступлений. Отметим, что термины «назначение» («предназначение») и «значение» информации имеют разное содержание, хотя оба являются составляющими ее полезности. Если «предназначение» направляет наши усилия на сбор информации, которая может быть использована в будущем для разрешения задач, стоящих перед информационной системой, то «значение» относится преимущественно к настоящему. Например, главным предназначением криминалистических учетов является содействие расследованию преступлений. При этом криминалистическое значение может иметь не только та информация, цель которой - создание условий для их разрешения, но и любая другая, которая в определенных ситуациях этому способствует, независимо от ее происхождения и первичного предназначения.
Изложенное позволяет полагать, что основное назначение любого учета - создание условий для установления конкретных объектов или фактов, для предоставления пользователю достоверной информации о них, достаточной для решения конкретных задач. Это и предопределяет содержание их массивов, соответствующие формы, методы и носители для регистрации (фиксации) информации. Недостоверная и недостаточная информация может привести лишь к одному - к принятию необоснованных, ошибочных решений.
В каждую конкретную информационную систему помещается не вся информация об объекте учета, да это и невозможно и бессмысленно. Ее объем ограничивается рамками разумной достаточности для решения задач, которые стоят перед конкретной системой. Отметим, что информация об объектах нередко рассеивается по учетам, имеющим различное назначение и ведомственную принадлежность. Именно это обстоятельство и дает возможность следователю использовать для установления определенных обстоятельств и объектов данные из информационных систем, у ко-
1 Криминалистика: учеб. / под ред. В. А. Образцова. М., 1999. С. 82; Тищенко В. В. Теоретические и практические основы расследования преступлений: моногр. Одесса, 2007. С. 104.
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 1/2016
К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»
торых нет ничего общего ни с криминалистикой, ни с правоохранительной деятельностью.
В фактографических информационных системах информация об объекте структурирована и представлена фрагментарно (изображения, записи и др.), но от этого она не становится беднее. Она достоверна и достаточна для решения задач, стоящих перед конкретным учетом.
Принимая во внимание сказанное выше, предлагаем следующее определение понятия регистрационной информации: регистрационная информация - это информация, достоверная и достаточная для решения задач, предопределенных целью образования конкретной информационной системы об объектах регистрации, зафиксированная определенным способом на соответствующих носителях.
Такую информацию о каждом объекте можно разделить на две группы. Одна предназначена для создания условий для идентификации объекта, другая - это информация об объекте, его истории и т. д. Идентификация объекта регистрации - обязательная операция для получения информации, относящейся к нему.
Предложенное понятие регистрационной информации может стать базовым для формулирования понятий регистрационной информации относительно низшего уровня (например, криминалистической регистрационной информации для идентификации объектов по их признакам и др.).
Основное назначение регистрационной информации - создание условий для решения задач, способствовать выполнению которых и предназначена определенная информационная система. Криминалистическое значение может приобрести информация, которая составляет информационные массивы любых информационных систем, независимо от их назначения и ведомственной принадлежности. В качестве доказательств может выступать лишь информация, отвечающая требованиям, предъявляемым к ним законом.
Библиография
Белкин А. Р. Теория доказывания: науч.-метод. пособие. М., 1999.
Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. Общая и частные теории. М., 1987.
Корниенко А. Е. Российские и международные криминалистические учеты. СПб., 2004.
Криминалистика: учеб. / под ред. В. А. Образцова. М., 1999.
Тищенко В. В. Теоретические и практические основы расследования преступлений: моногр. Одесса, 2007.
Усманов Р. А. Информационные основы предварительного расследования: учеб. пособие. М., 2006.
Ялышев С. А. Криминалистическая регистрация: проблемы, тенденции, перспективы: учеб. пособие. М., 1998.
Bibliography
Belkin A. R. Teoriya dokazyvaniya: nauch.-metod. posobie. M., 1999.
Belkin R. S. Kriminalistika: problemy, tendencii, perspektivy. Obshhaya i chastnye teorii. M., 1987.
Kornienko A. E. Rossijskie i mezhdunarodnye kriminalisticheskie uchety. SPb., 2004.
Kriminalistika: ucheb. / pod red. V. A. Obrazcova. M., 1999.
Tishhenko V. V. Teoreticheskie i prakticheskie osnovy rassledovaniya prestuplenij: monogr. Odessa, 2007.
Usmanov R. A. Informacionnye osnovy predvaritel'nogo rassledovaniya: ucheb. posobie. M., 2006.
Yalyshev S. A. Kriminalisticheskaya registraciya: problemy, tendencii, perspektivy: ucheb. posobie. M., 1998.