Научная статья на тему 'Регионы Российской Федерации на международной арене'

Регионы Российской Федерации на международной арене Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
401
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛИЗМ / ФЕДЕРАЛИЗМ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РЕГИОНОВ / REGION / REGIONALISM / FEDERALISM / INTERNATIONAL COOPERATION / FOREIGN ECONOMIC RELATIONS OF REGIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кудин Константин Юрьевич

Рассматривается понятие региона и явление регионализма. Дается краткий анализ конституционно-правовой базы международных и внешнеэкономических связей регионов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кудин Константин Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Federation regions on the international scene

I n this article such questions as the concept of region and the phenomenon of regionalism are considered. The short analysis of constitutional base of international and foreign economic relations of regions of the Russian Federation is given.

Текст научной работы на тему «Регионы Российской Федерации на международной арене»

Регионы Российской Федерации на международной арене

Кудин Константин Юрьевич — аспирант кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (e-mail: [email protected]).

Аннотация. Рассматривается понятие региона и явление регионализма. Дается краткий анализ конституционно-правовой базы международных и внешнеэкономических связей регионов Российской Федерации.

Ключевые слова: регион, регионализм, федерализм, международное сотрудничество, внешнеэкономические связи регионов.

Международные отношения к концу XX века существенно изменились. Трансформировалась политическая карта Европы, новые государства появились на пространстве бывшего Советского Союза. Стала устойчивой тенденция, когда страны «третьего мира» стремительно приближаются по уровню экономического развития к государствам, лидирующим в мировой политике и экономике. В современных условиях глобализации и интеграции, уровень развития регионов как составных частей федеративного государства, приобретает все большее значение для конкурентоспособности страны на международной арене.

Процесс регионализации в современном мире является одним из самых сильных и самых распространенных. Но что же представляет собой данное явление? Как регион может проявить себя на международной арене? Прежде чем ответить на эти и многие другие вопросы, необходимо иметь четкое представление, что же такое регион.

Регион можно рассматривать с разных точек зрения (экономической, географической, исторической, внешнеполитической, философской и т. д.), что делает его определение невероятно сложным.

Термин «регион» происходит от латинского корня «regio» — область, в российские толковые словари попал еще в конце 80-х годов XIX в. и в словаре иностранных слов И. Ф. Бурдона и А. Д. Михельсона определялся как «страна, область, пространство воздуха», затем вышел из научного и обыденного обихода и вновь появился в языке науки — физической и экономической геогра-

фии, а позднее и собственно регионалистике - во второй половине ХХ века1.

Российский энциклопедический словарь 2001 года предлагает многозначное определение понятия «регион»:

1. то же, что район (в 1-м значении);

2. территория (акватория), часто очень значительная по своим размерам, не обязательно являющаяся таксономической единицей в какой-либо системе территориального членения (напр., Сибирский регион);

3. регионоприродный, значительная по размерам территория, обладающая некоторой общностью природных условий2.

Термин «регион» в последнее десятилетие прочно закрепился за субъектами Российской Федерации. Вот как объясняет слово регион энциклопедический словарь «Конституция Российской Федерации»: «регион в современном российском политико-правовом лексиконе - территория субъекта Российской Федерации, часть территории субъекта РФ, требующая в силу особых условий специального государственного регулирования, территориальный комплекс из нескольких субъектов РФ, объединившихся для обеспечения общих экономических и социально-политических интересов»3.

Регионализм понимают как курс внешней политики, как идеологию государственного вмешательства, как экономико-политическое сотрудничество государств, составляющих региональные сообщества или союзы. Под регионализмом принято считать формирование экономических сообществ близко расположенных государств посредством торговли, научно-технического, культурного и другого сотрудничества4.

Регионализм органически связан с идеями федерализма, отстаивает федеративную модель устройства общества, содержащую ряд основных принципов:

• Принцип автономии в рамках государства.

• Принцип взаимодействия регионов разных государств между собой.

• Принцип руководящей роли центра.

• Принцип субсидиарности, при котором центр наделяется полномочиями только в тех областях, которые не под силу региону.

1 Дубинина О. Ю. Влияние регионализации на международные связи регионов РФ: 1991 - 2007 : Дисс. ... кан. полит. наук. М. , 2007.

2 Российский энциклопедический словарь в 2-х томах. М. : Большая российская энциклопедия, 2001.

3 Энциклопедический словарь «Конституция РФ». - М. : Большая Российская энциклопедия, Юристъ, 1997.

4 Матвеевский Ю. А. Глобализация и интеграция. Позиция России /Десять лет внешней политики России / Под ред. А. В. Торкунова. - М. , 2003. - С. 216.

• Принцип участия регионов в политическом процессе за счет приближения власти к избирателям1.

Благодаря современным тенденциям глобализации и международной интеграции, а также мощным процессам регионализации, международные отношения, традиционно понимавшиеся как отношения между суверенными государствами, трансформируются в более комплексное, фрагментирован-ное и многоуровневое явление. Вопросы международного сотрудничества, построения механизмов влияния на внешние процессы становятся актуальными и для правительств регионов. Регионы становятся общепризнанными участниками международных процессов, наряду с такими их традиционными негосударственными участниками, как транснациональные корпорации или общественно-политические организации.

Традиционно считалось, что сфера внешних отношений федерации находится исключительно в ведении самой федерации. Однако, согласно статье 72, пункта 2 Конституции Российской Федерации 1993 года, координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ относится к совместному ведению РФ и её субъектов. Благодаря этому положению, на сегодняшний день регионы могут сотрудничать с целым рядом международных партнеров: государствами, их регионами, местными властями иностранных государств, международными организациями, иностранными юридическими и физическими лицами. Формы международного сотрудничества регионов также носят самый разносторонний характер. Это могут быть как торгово-экономические, научно-технические и экологические, так и культурные и гуманитарные виды сотрудничества.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации изданы федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, устанавливающие основные федеральные правовые нормы в сфере международных и внешнеэкономических отношений регионов. Автор не считает целесообразным детальное рассмотрение этих документов, однако перечислить основные из них необходимо:

• Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 июля 2008 г. № Пр-1440.

• ФЗ от 15 июля 1995 г. № 101 «О международных договорах Российской Федерации».

• ФЗ от 4 января 1999 г. № 4 «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».

• ФЗ от 8 декабря 2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

1 Федерализм: Энциклопедия. - М. : МГУ, 2000. - С. 419.

• «Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. № 196-р).

Стоит отметить, что не все регионы федерации имеют возможность для поддержания и развития международных связей. Однако автору представляется возможным определить ряд характеристик, благодаря которым, отдельные регионы могут расширить свои международные контакты:

• обладание федерацией в целом и регионам в частности развитой экономической инфраструктуры;

• наличие устойчивой демократической политической системы государства, а также обладание крепкими экономическими связями с федеральным центром;

• конституционно гарантированная возможность участия регионов в международных связях;

• наличие партнеров в международных контактах;

• стремление субъекта федерации к сохранению территориальной, этнической и культурной уникальности в международном общении.

Учитывая вышесказанное, можно констатировать, что развитие международных связей регионов напрямую зависит от корреляции политических и экономических интересов федерации в целом и готовности субъекта к их реализации. Осуществление регионами международных и внешнеэкономических связей, реализуемое в строгом соответствии с внешней политикой федерации, способствует укреплению сотрудничества между государствами.

Необходимо отметить, что международные связи регионов затрагивают не только политическую и внешнеэкономическую сферы, но и социальную, культурную, научную и многие другие. Такая специализация строго закреплена в высших государственных актах (конституциях). При этом необходимо помнить, что для каждого конкретного государства характерны свои особенности, по определению прав и свобод регионов в сфере внешних связей.

В обобщающем материале Совета Федерации по этому вопросу говорится, что «пределы международной активности субъектов Федерации имеют свои особенности в различных конституционных моделях: от практического запрета в Мексике до полной свободы международных связей в бывшей Югославии. Жесткие нормы в отношении международной деятельности регионов содержит бразильская конституция, относящая в п. 1 ст. 21 установление отношений с зарубежными государствами и участие в международных организациях к компетенции Союза»1 .

1 Международный опыт федеративной демократии //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2003. - № 23 (216).

Объем предоставленных регионам прав по установлению и развитию внешних связей разнится в каждом федеративном государстве.

Так, например, в Аргентине «провинции могут... заключать международные соглашения, совместимые с внешней политикой Республики и не затрагивающие полномочия, делегированные Федеральному Правительству, и общественное доверие Нации с ведома Конгресса» (ст. 124). В ФРГ: «в том мере, в какой земли обладают законодательной компетенцией, они могут с согласия федерального Правительства заключать договоры с иностранными государствами» (ч. 3 ст. 32). В США же «ни один штат не может вступать в какие-либо договоры, союзы или конфедерации» (ч. 1 разд. 10 ст. 1 Конституции), но в то же время «входить в соглашения или заключать договоры с другим штатом или иностранным государством» можно только при наличии согласия Конгресса (ч. 2 разд. 10 ст. 1 Конституции). Мексиканские штаты «ни в коем случае не могут. заключать союзы, договоры или вступать в коалицию с другим штатом или с иностранными державами» (ч. 1 ст. 117). В Швейцарии «только Конфедерация имеет право. заключать с иностранными государствами соглашения и договоры, в частности таможенные и торговые договоры» (ст. 8); «в виде исключения за кантонами сохраняется право заключать с иностранными государствами договоры по вопросам народного хозяйства, соседских отношений и полиции; эти договоры не должны, однако, содержать ничего противоречащего правам Конфедерации или других кантонов» (ст. 9); «официальные отношения между кантонами и иностранными правительствами или их представителями осуществляется через посредство Федерального совета. По вопросам, указанным в предыдущей статье, кантоны могут, однако, входить в непосредственные отношения с низшими властями и чиновниками иностранного государства» (ст. 10).1 Главенствующая роль федерации в международных отношениях является базисным принципом. Контроль федеральным правительством внешних связей является необходимым условием нормального функционирования всех элементов международных отношений государства.

К сожалению, наряду с нормативной закрепленностью положений реализации международной и внешнеэкономической деятельности субъектов, на практике еще существуют множество проблем. Как считает д. п. н., профессор М. В. Столяров, специфика действующей российской схемы федерализма заключается в том, что центр, особенно такая организация, как МИД России, заложившая основы дипломатической службы и установившая принципы своей деятельности практически в унитарном государстве, каким был

1 См. : Основной закон ФРГ (23 мая 1949), К. Аргентинской Нации (1 мая 1853 в ред. 1994), К. Федеративной Республики Бразилия, Политическая К. Мексиканских Соединенных Штатов (31 января 1917), К. США (17 сентября 1787 с поправками), К. Швейцарской Конфедерации (18 апреля 1999), К. Союзной Республики Югославия (1992) - Международный опыт федеративной демократии // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2003. - № 23 (216).

Советский Союз, не может в одночасье разрушить стереотипы старой системы управления, а субъекты РФ еще не имеют достаточной законодательной базы и международного опыта, чтобы пользоваться своими правами в системе международной деятельности и внешнеэкономических отношений и в полной мере воспользоваться ими1.

Существует еще множество трудностей, таких как вопросы о международной правосубъектности регионов, проблемы четкого и адекватного разграничения предметов ведения между федеральным центром и регионами в сфере координации международных связей регионов и т.д.

Их преодоление и урегулирование является первоочередной задачей, ведь вступление регионов в международные и внешнеэкономические связи во многом определяет успешность реализации государством своего внешнеполитического курса.

Список литературы

4. Дубинина О. Ю. Влияние регионализации на международные связи регионов РФ: 1991 - 2007 : Дисс. ... кан. полит. наук. М. , 2007.

5. Матвеевский Ю. А. Глобализация и интеграция. Позиция России / Десять лет внешней политики России / Под ред. А. В. Торкунова. М. , 2003.

6. Столяров М. В. Россия в пути. Новая Федерация и Западная Европа. Казань: Фэн, 1998.

© Кудин К. Ю., 2011

1 См. : Столяров М. В. Россия в пути. Новая Федерация и Западная Европа. - Казань: Фэн, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.