Научная статья на тему 'Интегративная функция государства в современном глобализирующемся мире'

Интегративная функция государства в современном глобализирующемся мире Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7477
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ФУНКЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / УНИТАРИЗМ / ФЕДЕРАЦИЯ / КОНФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Богатырев Валерий Викторович, Дубровин Михаил Андреевич

В статье раскрывается содержание понятий «интеграция», «функция государства», «глобализация». Рассматривается место и роль интегративной функции государства в условиях глобализации. Выясняется, как осуществляется интеграционная функция в государствах с различным государственно-территориальным устройством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE FUNCTIONS OF THE STATE IN THE CONTEMPORARY GLOBALIZING WORLD

The article deals with the concept of "integration" function of the state", "globalization". The place and role of integrative functions of the state in the context of globalization. It turns out how the integration function in states with different state-territorial structure.

Текст научной работы на тему «Интегративная функция государства в современном глобализирующемся мире»

2.2. ИНТЕГРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ

Богатырев Валерий Викторович, д-р юрид. наук, профессор. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых. Институт: юридический. Подразделение: кафедра международного права и внешнеэкономической деятельности. E-mail: valerii.bg@rambler.ru

Дубровин Михаил Андреевич, аспирант. Место учебы: Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых. Институт: юридический. Подразделение: кафедра международного права и внешнеэкономической деятельности. E-mail: 301507@bk.ru

Аннотация: В статье раскрывается содержание понятий «интеграция», «функция государства», «глобализация». Рассматривается место и роль интегративной функции государства в условиях глобализации. Выясняется, как осуществляется интеграционная функция в государствах с различным государственно-территориальным устройством.

Ключевые слова: интеграция, функция, государство, глобализация, унитаризм, федерация, конфедерация.

INTEGRATIVE FUNCTIONS OF THE STATE IN THE CONTEMPORARY GLOBALIZING WORLD

Bogatyrev Valery Viktorovich, Dr of law, Professor. Position: Head of the chair. Place of employment: Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Institute: of law. Department: International Law and Foreign Economic Affairs chair. E-mail: valerii.bg@rambler.ru

Dubrovin MikhailAndreevich, postgraduate student. Place of study: Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Institute: of law. Department: International Law and Foreign Economic Affairs chair. E-mail: 301507@bk.ru

Annotation: The article deals with the concept of "integration" function of the state", "globalization". The place and role of integrative functions of the state in the context of globalization. It turns out how the integration function in states with different state-territorial structure. Keywords: integration, function, the state, globalization, unitary, federation, confederation.

Современный мир представляет собой сложную многоуровневую систему, элементы которой испытывают на себе как центробежные, так и центростремительные силы [1]. При этом мир един, и законы физики, механики и других естественных наук легко можно применить при исследовании объектов гуманитарных наук, разумеется, с учетом их особенностей [2]. Распространяются эти законы и на один из важнейших элементов современного социума - государства. На них, как и на весь социальный организм планеты, действуют производные от вышеназванных сил процессы интеграции и фрагментации [3]. Эти процессы шли и идут на всем протяжении развития человеческого социума, но сегодня они получили новое качество - глобализации и регионализации.

Следует отметить, что глобализация является закономерным итогом человеческого развития и в настоящее время превалирует. Под воздействием глобали-зационных процессов государство, подстраиваясь под них, меняет основные направления своей деятельно-

сти, то есть свои основные функции. При этом инте-гративная функция выходит на первое место. Её исследованию и посвящена наша статья.

Для достижения поставленной цели необходимо уточнить содержание ключевых понятий, таких как: интеграция, функции государства, глобализация, а также установить их межпонятийные связи и закономерности.

Иинтеграция (от лат. ^едгайо - соединение) свойственна многим сферам деятельности, в связи с чем существуют различные в зависимости от особенностей действий определения данного термина.

Так, в философии под интеграцией понимают сторону процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов [4].

В политической сфере под интеграцией понимается объединение, слияние политических сил в рамках государственных или межгосударственных структур, политических институтов с целью достижения определенной политической общности, стабильности развития государств и обществ [5].

В экономической науке интеграция - это сближение и взаимопроникновение национальных экономик, обеспечиваемое концентрацией и переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической политики, в результате которых возникают различные виды интеграционных объединений: зоны свободной торговли, таможенные союзы, общие рынки, экономические союзы [6].

В социологии под интеграцией понимают сложное многоуровневое явление, которое можно рассматривать, как:

- процесс превращения относительно самостоятельных малосвязанных между собой объектов (индивидов, групп, классов, государств) в единую, целостную систему, характеризующуюся согласованностью и взаимозависимостью ее частей на основе общих целей, интересов и т. д.;

- социальную сплоченность;

- принятие индивида другими членами группы;

- успешную социализацию индивида, преодолевшего негативные последствия ситуации, связанной с его дефектом [7].

Имеют место определения понятия интеграции и в праве. В частности, в юриспруденции интеграция означает закономерный процесс социально-правового развития, обеспечивающий за счет применения правовых средств и формирования качественно однородной правовой основы поэтапное объединение социальных (политических, экономических, культурных, правовых, информационных) систем в единую консолидированную социальную систему высшего уровня, а также поддержание целостности и единства уже существующей социальной системы [8].

Представленные подходы многогранны, но при этом в них имеются общие признаки, характерные для рассматриваемого явления. Исходя из целей нашего исследования, сформулируем собственное определение понятия «интеграция» применительно к государству.

Итак, к признакам интеграции государств можно отнести следующие:

1) интеграция представляет собой процесс объединения или сближения отдельных дифференцированных частей и функций национальной социальной системы в целое;

2) в глобальной социальной системе интеграция выступает как процесс объединения или сближения от-

дельных дифференцированных частей и функций государств;

3) интеграция направлена на совершенствование государственного регулирования общественных отношений в экономике, политике, праве и т. д.

4) она удовлетворяет сложившиеся потребности государства;

5) помогает достигать поставленных целей.

Таким образом, под интеграцией в государстве следует понимать процесс объединения и сближения отдельных дифференцированных частей и функций как в национальной, так и глобальной социальных системах (политике, экономике, праве и т. д.), направленный на совершенствование государственного регулирования общественных отношений для удовлетворения сложившихся потребностей государства и всего человечества и достижения им поставленных целей.

При этом, как известно, для достижения каких-либо целей необходима деятельность, но не всякая, а направленная, волевая и постоянная, что явно коррели-руется с понятием «функции государства». Отсюда следует, что совершенствование государственного регулирования осуществляется через реализацию функций государства.

Понятие «функция государства» хорошо изучено, и существует множество подходов к исследованию данного явления.

М. И. Байтин, например, считает, что под функцией государства следует понимать «...направления (и стороны) его деятельности, в которых выражаются и конкретизируются его классовая сущность, служебная роль, задачи и цели, закономерности развития по пути к социализму и коммунизму.» [9].

А. П. Глебов разделяет категорию «функция государства» на пять элементов:

1) социально-классовое назначение государства;

2) фактическая деятельность государства по реализации его социально-классового назначения;

3) объект функции - то, на что направлено воздействие государства (определенный вид или сфера общественных отношений - экономических, политических, культурных, экологических и т. д.);

4) основная цель такой деятельности;

5) методы, способы, принципы и средства реализации функции [10].

Из всего многообразия подходов к понимаю понятия «функция государства» наиболее соответствует целям нашего исследования подход коллектива авторов академического курса по общей теории государства и права под редакцией М. Н. Марченко. Под функциями государства они понимают основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение [11].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что имеют место внутренние и внешние функции государства.

В теории государства существует значительное количество классификаций как внутренних, так и внешних функций государства. Например, В. М. Корельский в качестве внутренних функций государства рассматривает охрану форм собственности, правопорядка, природы и окружающей среды, экономическую и социальную функции, а также развитие научно-технического прогресса. К внешним функциям ученый относит защиту страны от нападения извне, ведение

захватнических войн, взаимовыгодная торговля и поддержание мира [12].

Профессор Л. А. Морозова, в свою очередь, к внутренним функциям государства относит политическую, экономическую, функцию налогообложения и финансового контроля, защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности и правопорядка, а к внешним - интеграцию с мировой экономикой, оборону, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими государствами [13].

Таким образом, внутренние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, направленные на разрешение задач национального уровня, в то время как внешние функции сконцентрированы на обеспечении обороны, разрешении внешнеполитических задач и участии в международных отношениях.

При этом ряд функций государства могут осуществляться как во внутренних, так и во внешних направлениях деятельности государства. Одной из таких функций является интегративная.

Внутренняя интегративная функция государства в ее общем виде направлена на объединение и координацию внутриэкономических, внутрикультурных, внутриполитических и других сфер деятельности составных частей государства. Она преследует цель укрепить государственный строй, единство социума, адаптируя опыт, полученный в различных регионах единого национального государства.

Внешняя интегративная функция государства в ее общем виде направлена на сближение государства с другими государствами и межгосударственными объединениями в целях создания единой глобальной социальной системы, обмена опытом и защиты национальных государственных интересов.

Как было отмечено выше, интеграция - это целостный процесс, который имел место на различных исторических этапах формирования и функционирования человечества и государства. Интеграция осуществлялась на локальном, региональном уровнях и в настоящее время происходит на глобальном уровне [14]. Однако на каждом промежутке исторического развития соотношение внешней и внутренней составляющей интегративной функции было неравнозначным.

В локальный период шло формирование первых национальных государств, а значит, внутренняя составляющая интегративной функции не только превалировала, но и была практически единственной. В период становления региональных пространств внешняя и внутренняя составляющие интеграционной функции постепенно сравнивались, что привело к созданию региональных специальных организаций (Ганзейский торговый союз и т. д.).

В настоящее время продолжается расширение внешней составляющей интеграционной функции государств. Это обусловлено великими географическими открытиями и осознанием человечеством факта наличия общих планетарных (глобальных) проблем, которые можно решать только сообща. Для реализации данной функции государства стали активно создавать со второй половины XIX в. международные межправительственные организации. Первоначально это были глобальные специализированные организации, такие как Всемирный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.) Международные союзы для измерения земли (1864 г.), Международное бюро мер и весов (1875 г.) и др. Затем создаются глобаль-

ные универсальные организации: Лига Наций (1919 г.), Организация Объединенных Наций (1945 г.).

Глобализационные процессы выступают в роли связующего звена в мировом сообществе, соединяя страны и народы, порождая устойчивую связь между ними. Именно поэтому глобализацию сегодня можно назвать этапом развития мировой экономики, результатом общемировых связей и становлением международного сотрудничества.

Глобализация неизбежно становится предметом дискуссий в общественно-политической и культурной жизни. Следовательно, это не могло не породить множество взглядов на само явление глобализации.

Так, В. В. Перская считает, что глобализация - это «.развитие всеобъемлющей мировой взаимозависимости стран, наций, хозяйствующих субъектов и отдельных людей. переплетения общественно-политических интересов и постепенного сближения культурных связей, некоторой интернализации или своего рода унификации традиций и обычаев.» [15].

По мнению А. Кацовича, глобализация - это «.интенсификация экономических, политических, социальных и культурных связей через границы.» [16].

Ряд ученых (Н. П. Ващекин, М. А. Мунтян, А. Д. Урсул) придерживаются позиции, что глобализация - это «нелинейный, прерывистый. необратимый в принципе и в целом и обратимый в отдельных своих проявлениях диалектический процесс возрастания мироце-лостности на этапе транснационализации жизни всего человечества» [17].

Т. А. Акимова и Ю. Н. Мосейкин справедливо отмечают, что «.большинство западных ученых полагает концепцию глобализации фактически единственной парадигмой исследования. Они считают, что три процесса, определяющие глобализацию хозяйства: отход от государственного регулирования в пользу рыночного механизма, преодоление национальных границ в ходе интеграции отдельных экономик, развитие новых информационных технологий - способны привести к хозяйственному росту и процветанию. Однако более очевидным представляется следующее: первый процесс может в более или менее завершенной форме протекать только в постиндустриальных странах, где для этого сложились все необходимые условия; второй ставится под сомнение нарастающей отдаленностью развитых стран от развивающихся, третий лишь подтверждает абсолютное доминирование постиндустриального мира.» [18].

Как показало наше исследование, среди ученых сложились достаточно противоречивые позиции относительно содержания категории «глобализация». Наиболее яркими из них, по нашему мнению, являются позиции А. Г Дугина и К. Х. Делокарова.

В частности, А. Г. Дугин считает, что под глобализацией понимаются две разные вещи - действительная глобализация как «осуществляющийся в реальности процесс навязывания всем странам и государствам мира западного экономического, политического, культурного, технологического и информационного кода» и потенциальная глобализация - развитие диалога культур и цивилизаций, обмен опытом и т. п. В экономической сфере «такая глобализация настаивает на повсеместном утверждении либеральной модели экономики, радикального монетаризма, "финансизма" (развитие фондовых рынков, венчурных фирм и т. д.», а в политической - в качестве обеспечения экономической глобализации утверждает необходимость либерал-демократического устройства, «прав человека»,

«открытого общества», «гражданского общества». Такой путь нацелен на переход системы суверенных государств к единому мировому государству с мировым правительством и созданием других структур, концентрирующих экономическую, политическую и военную власть в руках глобалистов [19].

К. Х. Делокаров также предлагает рассматривать данное явление с нескольких сторон: как процесс расширяющейся самоорганизации, или естественной глобализации (по горизонтали), при которой достижения одних народов (культур) усваиваются другими по мере установления контактов, и как искусственную, организуемую глобализацию (по вертикали), т. е. попытки насильственного внедрения одной страной своих представлений в другие страны и традиции [20].

В связи с многочисленными подходами к пониманию глобализации можно выделить ряд признаков, характеризующих данную категорию, которые в последующем позволят нам сформулировать собственное определение применительно к данному исследованию. Итак:

глобализация - это непрерывный процесс;

это способ внешнего выражения общемировой интеграции;

глобализация направлена на политическую, экономическую, культурную, социальную жизнь государства;

глобализация способствует развитию межгосударственных взаимоотношений.

Таким образом, под глобализацией следует понимать непрерывный процесс внешнего выражения общемировой интеграции, направленный на политическую, экономическую, культурную, социальную жизнь государства и способствующий развитию межгосударственных взаимоотношений.

Если глобализация представляет собой внешнее выражение интегративных процессов, то регионализация - это как раз внутренний процесс. При этом надо различать процессы, близкие по звучанию, но отображающие разные явления. Речь идет о понятиях «регионализм» и «регионализация».

Под регионализмом понимается объединение государств в рамках одного континента для решения проблем, характерных для данного региона. Этот процесс является переходным к объединению в рамках всей планеты, так как страны разных регионов планеты имеют значительное количество различий в культурном, экономическом, языковом и других параметрах и для дальнейшего объединения должны сократить число этих различий. Ярким примером служат созданные в Европе Европейский союз, в Африке - Африканский союз, на Ближнем Востоке - Лига арабских государств и т. д. Именно в этом ключе о регионализме писал С. К. Песцов: «Регионализм - это явление, проявляющееся в активизации региональных взаимодействий, укреплении институтов локальной кооперации, создании объединений на региональной основе. .Процесс сознательного расширения и интенсификации ограниченно сторонних взаимодействий между странами, связанными географической близостью, сходством условий и форм жизнедеятельности с целью позитивных эффектов групповой кооперации в различных сферах жизни» [21].

С. В. Севастьянов сводит регионализм к интеграционным процессам: «.В то время как регионализм определяет видение, цели и формат регионального проекта, регионализация характеризует внутрирегиональные процессы, посредством которых достигаются эти

цели, а общества и экономики интегрируются в экономической, социальной и других сферах...» [22].

Под регионализацией сегодня понимается процесс фрагментации, имеющий место внутри каждой страны, особенно это характерно для стран с многонациональным составом населения и, как правило, с большой территорией. Отдельные регионы стран, преимущественно населенных одной национальностью, стремятся отделиться от центральной власти с целью создания собственной государственности. Стремление к государственной самоиндификации все больше набирает силу и напрямую связано с расширением прав и свобод личности. В XX в. известно много примеров распавшихся государств: Югославия, Чехословакия и т. д. Имеют место аналогичные процессы в США, где ряд территорий стремится к самостоятельности (Техас, Калифорния и др.), в Испании (Кастилия, страна Басков), Великобритании (Северная Ирландия, Шотландия), России (Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня) и т. д. В этом смысле регионализацию рассматривала М. А. Молокова. По её мнению, регионализация - это процесс усиления территориальной дифференциации на различных уровнях социальной организации. Концепция региональной организации общества основывается на признании дискретности жизнедеятельности социума, которая обусловлена локализацией человеческого бытия и внутренними потребностями воспроизводства [23].

С. В. Бирюков трактовал регионализацию как следствие разрушения индустриального общества, становления глобальных экономических, коммуникационных, образовательных сетей и неспособности централизованного государства решать глобальные и локальные проблемы [24].

Вместе с тем категории «регионализм» и «регионализация» в современных условиях взаимосвязаны. Дополняя друг друга, они являются продолжением друг друга и в конечном счете все равно ведут к глобализации.

Регионализация возникает, когда центробежные силы в государствах, центральная власть которых неспособна адекватно реагировать на складывающиеся различные объективные обстоятельства, разрывают страну на более мелкие образования, как правило, по национальному признаку. В свою очередь, новые мелкие государственные образования, для того чтобы выжить в глобализирующемся мире, вынуждены объединяться в более крупные региональные структуры, которые для решения уже общих планетарных проблем интегрируются между собой, создавая глобальные структуры. И это уже регионализм.

Осуществление интегративной функции государства как внутри, так и во внешней сфере различается в странах с разными формами государственного устройства.

В подтверждение этого проанализируем особенности реализации интегративной функции государствами с разными формами государственного устройства, ответив на следующие вопросы:

Какой орган государства формирует, осуществляет и контролирует интегративную функцию?

Способна ли составная часть государства оказывать влияние на этапы интеграционной деятельности?

Имеют ли возможность составные части государства создавать собственную интеграционную программу?

Начнём анализ с государств с унитарной формой государственного устройства. Под унитарным государ-

ством понимается страна, обладающая иерархичной и неделимой политической властью, способной делегировать часть своих полномочий в регионы страны, не имеющие самостоятельной власти на своей территории и не принимающие участия в выработке общегосударственной политики [25].

К числу признаков унитарного государства традиционно относят:

- единую систему органов государственной власти на всей территории страны;

- единые высшие органы власти;

- единое законодательство;

- отсутствие суверенитета у составных частей унитарного государства и другие.

Особенность интегративной деятельности в унитарном государстве заключается в том, что любое ее направление исходит от центральной власти, которая определяет, на какие сферы жизни страны она будет направлена.

При этом следует учитывать наличие в современном мире двух разновидностей унитарного государства: централизованного и децентрализованного, что также влияет на осуществление интегративной функции.

По мнению В. М. Хвостова, в централизованном государстве вся полнота власти принадлежит центральному правительству и отсюда распространяется на всю территорию государства через подчиненные органы, задача которых состоит в передаче и исполнении распоряжений центрального правительства [26] Учитывая эту особенность, можно утверждать, что интеграционная деятельность в таком государстве исходит от центрального правительства и не может осуществляться административно-территориальными единицами, которые не могут оказывать влияние на ее формирование и реализацию.

Ввиду того, что составные единицы государства не участвуют в формировании интеграционной деятельности и не имеют возможности формировать самостоятельную интеграционную деятельность, адаптированную к особенностям региона, с помощью собственных правовых актов, они вынуждены только реализовывать поставленные задачи центральной государственной власти посредством издания подзаконных норм.

При такой форме государственно-территориального устройства интеграционная функция государства имеет один важный недостаток: она ведется однообразно на всей территории государства без учета интересов каждого административно-территориального деления. Способность влияния на центральную власть отсутствует, а значит, нет обратной связи с центральными органами власти, что часто приводит к неэффективности интеграционных усилий центральных органов власти. Если говорить о проявлениях внешней интеграции, то территориальные единицы в ней участия вообще не принимают.

Наиболее ярким примером унитарного централизованного государства является Болгария.

Центральная власть в лице президента Болгарии обладает широким кругом полномочий, в том числе правом созыва и роспуска Народного собрания, в случае отказа в формировании правительства - правом назначения новых выборов, правом вето, правом на помилование и предоставление убежища. У президента есть полномочия по изменению границ государственных территориальных единиц, но только в случаях, предусмотренных законодательством и согласно

предложению Совета министров. К основным функциям президента относятся: публикация и обнародование новых законов, формирование Совета министров, назначение должностей руководителей и представителей дипломатических представительств. Президент Республики Болгарии является также главнокомандующим вооруженных сил и стоит во главе совета безопасности нации, в его полномочиях находится формирование высшего командного состава [27].

Таким образом, вся власть сфокусирована в центре у президента и подчиненных ему государственных органов, несмотря на возможность народа избирать президента и членов в органы государственной власти.

Второй разновидностью унитарного государства является децентрализованное государство, представляющее собой государство, где местным органам даются известная свобода и самостоятельность в решении вопросов, касающихся подконтрольной им местности [28].

Из этого следует, что в децентрализованном унитарном государстве административным единицам расширяют возможность для принятия самостоятельных решений, что увеличивает полномочия местной власти в сфере реализации внутренней интегративной функции. Однако в унитарных государствах, как правило, неохотно идут на децентрализацию, так как это способствует росту в регионах стремления к сепаратизму. Ярким примером служит ситуация в современной Украине.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом, несмотря на получение ограниченной самостоятельности внутри своей местности, органы местной власти не могут влиять на внешнюю интегратив-ную функцию унитарного децентрализованного государства.

В связи с тем, что составные единицы в унитарном децентрализованном государстве имеют право частичного участия в интегративной политике государства, они обладают правом издавать подзаконные акты, адаптирующие внутреннюю интегративную функцию к конкретному административно-территориальному делению, хотя влияние со стороны административно-территориальных делений на центральную власть по-прежнему отсутствует, как и способность выхода из состава государства для осуществления своей собственной интегративной политики.

На наш взгляд, реализация внутренней интегративной функции в унитарном децентрализованном государстве наиболее интересна для рассмотрения, поскольку обладает своей исключительностью. Это обусловлено тем, что каждое административно-территориальное деление вправе адаптировать центральную внутреннюю интегративную функцию персонально под свою территорию, что в дальнейшем порождает развитие регионов в области частичной самостоятельной деятельности.

Ярким примером унитарного децентрализованного государства является Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) состоит из четырех административно-территориальных образований: Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии.

Интегративная функция Великобритании как унитарного государства исходит от центральной власти -парламента. Парламент - высший законодательный орган, состоящих из двух палат: палаты лордов и палаты общин. В обеих палатах имеются представители каждого административно-территориального образования. Они создают законодательную базу для во-

площения направлений деятельности государства. Однако существует система сдержек парламента в виде королевы, которая обладает правом вето [29].

В связи с этим центральный орган задает направление внутренней интегративной деятельности для всего государства, а в последующем административно-территориальные деления адаптируют его под свои особенности, свойственные местному управлению данных территорий.

Современная Великобритания благодаря умелой и научно обоснованной реализации интегративной функции достигла высоких результатов: сокращен государственный сектор; снижены налоговые ставки с физических и юридических лиц; проведено дерегулирование экономики и т. д. Но все это можно отнести исключительно к внутренней реализации интегратив-ной функции государства. Если же рассматривать межгосударственную интегративную функцию, то в данном случае она имеет традиционную направленность: при сохранении полной самостоятельности Великобритания стремится к стратегическому партнерству с Соединенными Штатами Америки.

Процессы регионализации и регионализма в Великобритании, как и в любом другом унитарном государстве, распространяются на всю её территорию.

Таким образом, интегративная функция в унитарных централизованных и децентрализованных государствах имеет ряд особенностей ввиду неизменного признака: любое направление государства исходит от центральной власти. В зависимости от разновидности унитарного государства внутренняя интегративная функция может изменяться под каждое административно-территориальное деление. Однако внешняя ин-тегративная функция унитарного государства всегда исходит от центральной власти, административно-территориальные деления лишены права участвовать в ней.

Значительное число государств в современном мире, как правило, с большой территорией, являются федерациями (Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Бразилия, Германия, Индия, Австралия, Мексика и т. д.).

Как и в случае с унитарной формой государственного устройства, к понимаю федеративного государства существует множество подходов. Среди основоположников федерализма особо выделяется И. Альтузиус. По его мнению, федерация учреждалась в результате иерархического возвышения новообразованного союза над меньшими по размерам союзами - начиная с семьи вплоть до государства [30].

Значительный вклад в исследование федерационной формы территориального устройств внес Р. Арон, который считал, что федерализм представляет собой единственное цельное усилие, чтобы выйти из тупика и наладить порядок [31].

Мы, в свою очередь, разделяем точку зрения М. О. Кулькова о том, что федеративное государство - это государство, первичной политической властью в котором обладают его составные части, принимающие коллективное участие в выработке общегосударственной политики и самостоятельно осуществляющие государственную власть на своей территории [32].

Федеративное государство, как и любое другое, обладает рядом свойственных только ему признаков, в частности:

- разграничение ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной) принадлежит федеральным государственным органам;

- конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации;

- территория федерации состоит из субъектов, а субъекты - из административно-территориальных единиц;

- субъекты федерации могут принимать свои конституции, законы, постановления и другие нормативные правовые акты;

- внешнеполитическую государственную деятельность осуществляют федеральные органы и другие.

Указанные признаки, безусловно, влияют на реализацию интегративной функции как во внутреннем, так и во внешнем ее выражении.

В частности, характерной чертой реализации инте-гративной функции в федеративном государстве является возможность субъектов федерации влиять на центральную власть. В этом заключается главное отличие государства с федеративным государственным устройством от унитарной формы государственного устройства: в первом случае субъекты представляют более сложную структуру с наличием частичного суверенитета.

Влияние субъектов федерации на центральную власть осуществляется через их представителей представительной власти, которые избираются в орган центральной власти. Однако они образуют лишь одну палату законодательного органа федерации, вторая часть всегда избирается народом.

Возможность влияния субъектов федерации на центральную власть позволяет им участвовать в интеграционных процессах. Хотя это не означает, что субъекты могут осуществлять собственную интегративную политику: они должны действовать только в рамках федеральных интегративных программ.

Наличие ограниченной государственной власти у субъектов федераций предполагает возможность выхода из состава федерации через проведение регионального референдума.

Таким образом, федерация представляет собой наиболее совершенную форму государственного устройства, где народ получает больше возможностей, чем в унитарном государстве, оказывать влияние через своих представителей на центральную государственную власть.

В теории государства и права в зависимости от взаимоотношений федерации и ее субъектов федеративное государство принято разделять на централизованное и децентрализованное.

Централизованными федеративными государствами являются страны, в которых государственная власть сосредоточена в центре, а предметы ведения и полномочия субъектов федерации ограничены задачами самостоятельного решения региональных и местных проблем в рамках, установленных центральной властью, и под строгим ее контролем (Индия, Пакистан и т. д.). В связи с этим центральная власть предоставляет субъектам частичные полномочия в осуществлении интегративной политики и строго ее контролирует.

Иначе обстоит дело с децентрализованными федеративными государствами, в которых предметы ведения и компетенция федеральных органов значительно ограничены, а предметы ведения и компетенция органов субъектов федерации достаточно широки. Кроме того, последние обладают самостоятельностью и не подвергаются жесткому контролю со стороны федеральных органов. Такие федерации обычно признают-

ся децентрализованными (США, ФРГ, Швейцария и др.).

По нашему мнению, Российской Федерации, обладающей сложным федеративным устройством, присущи признаки как централизованного, так и децентрализованного федеративного государства, поскольку благодаря конституционной модели, закрепленной в Конституции РФ 1993 г., механизм разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации допускает построение как централизованного, так и децентрализованного государства, что обусловлено наличием разных видов субъектов Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономный областей и автономных округов.

Следующей формой государственного устройства является конфедерация. К определению её сущности также имеется множество подходов.

Например, В. С. Нерсесянц относил конфедерацию к межгосударственным объединениям на основании общих государственных или надгосударственных органов при сохранении суверенитета объединяющихся государств [33]. Аналогичную точку зрения высказывал С. Н. Батурин. По его мнению, конфедерация как межгосударственное объединение предполагает большее или меньшее сближение правовых режимов территорий соответствующих государств [34].

Но наиболее логичным, на наш взгляд, является подход В. Е. Чиркина, который, объединяя международно-правовые и конституционно-правовые основы конфедерации, утверждал, что она представляет собой организацию публичного международного права, имеющую некоторые конституционно - правовые элементы [35], то есть обладающую чертами общей государственности [36].

Применительно к нашему исследованию выделим ряд специфичных признаков конфедерации:

- она образуется на основе договоров;

- член конфедерации имеет право свободного выхода из его состава;

- органы конфедерации не имеют властных полномочий;

- субъекты конфедерации - это государства-члены;

- государства-члены сохраняют собственный суверенитет и т. д.

Особенность реализации интегративной функции в конфедеративных государствах определяется целями, которыми руководствовались при создании конфедерации. Перечень целей довольно значителен. Это и политические, и экономические, и культурные, и военные интересы государств-членов.

Таким образом, государства-члены (субъекты конфедерации) определяют структуру, полномочия центральной государственной власти, а также её контролируют. Это означает, что они сами определяют направление, глубину, ширину интеграционных процессов в созданном ими объединении.

Ярким примером конфедерации является Швейцария. Конфедеративное государственное устройство Швейцария приобрела в результате подписания тремя швейцарскими кантонами 1 августа 1291 г. «Союзной грамоты» [37]. Целью подписания данного документа было оказание друг другу помощи в защите против насилия и несправедливости как в пределах кантонов, так и за их границами, причем за свой собственный счет и в необходимых объемах. В тексте грамоты определяется цель объединения: создание союза для

обеспечения локального мира с некоторыми побочными задачами политического характера [38].

Итак, как показал проведенный нами анализ, особенности реализации интегративной функции во внутреннем и внешнем ее выражении зависят от формы государственного устройства.

В унитарном государстве интегративная функция скована центральной властью, а административно-территориальные деления лишены права участвовать в определении направления интегративной политики, за исключением децентрализованного унитарного государства, в котором административно-территориальным единицам дана возможность корректировать внутреннюю интегративную функцию относительно своих потребностей.

В странах с федеративным государственным устройством субъекты обладают большим количеством полномочий, так как сама структура федеративного государства сложнее унитарного. Федерация состоит из субъектов, которые, в свою очередь, включают административно-территориальные единицы. Субъекты федерации могут влиять как на внутреннюю, так и на внешнюю интегративную функцию через своих представителей в верхней палате центрального законодательного органа федерации.

В конфедерации интегративная функция как во внутреннем, так и во внешнем выражении сфокусирована исключительно на реализации цели создания конфедерации. Однако субъекты конфедерации, обладая полным суверенитетом, могут в любой момент воспользоваться имеющимся у них правом нуллификации и остановить интеграционные процессы в любой стадии. Следовательно, выполнение интегративной функции в конфедерации строится исключительно на желании субъектов достичь определенных политических, культурных, военных целей вместе. В связи с этим, по нашему мнению, интегративная функция во внутреннем и внешнем ее выражении в конфедеративном государственном устройстве является малоэффективной.

В условиях глобализации интегративная функция государства напрямую зависит от уровня региональной интеграции. Это обусловлено тем, что государство может достичь требуемого уровня политического, экономического, культурного развития, необходимого для вхождения в члены передовых стран мирового сообщества, только участвуя в региональных интеграционных процессах.

На наш взгляд, региональная интегративная функция государства наиболее сложна в своей реализации, поскольку требуется интегрировать все составные единицы государства. Дело в том, что государство не может дать своим единицам полную независимость (самостоятельность), так как в этом случае оно разорвет изнутри множество различных направлений деятельности. В связи с этим государство берет на себя обязанность интегрировать интересы территориальных единиц между собой, создавая общие интересы, которые в условиях глобализирующегося мира оно будет защищать, реализуя свою внешнюю интегративную функцию.

В заключение следует отметить, что под воздействием глобализации интегративная функция расширяется, поскольку непрерывные глобализационные процессы вынуждают государства осуществлять интеграцию во всех сферах его жизни.

Список литературы:

1. Толчин В. Н. Инерцоид. Силы инерции как источник поступательного движения. Пермь, 1977.

2. Философия науки и техники : учеб. пособие для магистров / авт.-сост. М. И. Саврушева. Омск, 2013.

3. Окунев И. Центробежные и центростремительные силы на политической карте мира // Космополис. 2008. № 1. С. 172-179.

4. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичёв [и др.]. М., 1983.

5. Коновалов В. Н. Политология : словарь. М., 2010.

6. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь. Словарь современной экономической науки. М., 2003.

7. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009.

8. Потапенко Е. Г. Теоретические основы правовой интеграции : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. Саратов, 2010. С. 10.

9. Байтин М. И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979. С. 191.

10. Глебов А. П. Понятие и структура функций социалистического государства: пособие по спецкурсу «Проблемы теории социалистического государства и права». Воронеж, 1974.

11. Общая теория государства и права: акад. курс / отв. ред. М. Н. Марченко. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 385.

12. Корельский В. М. Функции государства // Теория государства и права / Под. ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова, М., 1998. С. 151.

13. Морозова Л. А. Функции государства // Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М., 2002.

14. Богатырев В. В. Глобальный уровень правовой интеграции // Вестн. Владим. юрид. ин-та. 2013. № 3(28). С. 128-133.

15. Перская В. В. Глобализация и государство. М., 2009. С. 67, 70.

16. Глобализация мирового хозяйства : учеб. пособие. М., 2011. С. 3.

17. Ващекин Н. П., Мунтян М. А., Урсул А. Д. Глобализация и устойчивое развитие. М., 2002. С. 76.

18. Акимова Т. А., Мосейкин Ю. Н. Экономика устойчивого развития. М., 2009.

19. Дугин А. Г. Тезисы о глобализме (глобализации) // Глобализация: сущность, проблемы, перспективы : материалы «круглого стола». М., 2003. С. 30.

20. Многогранная глобализация / отв. ред. К. Х. Де-локаров. М., 2003. С. 4-5.

21. Песцов С. К. Регионализм: содержание и этапы общей исторической динамики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Политические науки. 2009. № 2. С. 50.

22. Севастьянов С. В. «Новый регионализм» Восточной Азии: теоретические практические аспекты // Полис. 2009. № 4. С. 113.

23. Молокова М. А. Процесс политической регионализации в современной России: специфика, тенденции и приоритеты. Орел, 2002.

24. Бирюков С. В. Российский регионализм: о возможной модели // Свобод. мысль. 2008. № 8.

25. Кульков М. О. Теоретические проблемы типологии форм государства: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. Саратов, 2008.

26. Хвостов В. М. Общая теория права. М., 1914. С. 18.

27. Конституция Болгарии 1991 г. URL: http://bulgar-star.com/konstitutsiya-bolgarii.

28. Хвостов В. М. Общая теория права. М., 1914. С. 18.

29. Horwitz. H. Parliament, Policy and Politics in the Reign of William III. Manchester, 1977.

30. Шахрай С. М. Конституционное правосудие в системе российского федерализма. СПб., 2001. С. 247.

31. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

32. Кульков М. О. Теоретические проблемы типологии форм государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. Саратов, 2008. С. 10.

33. Нерсесянц В. С. Проблемы общей теории права и государства. М., 2001. С. 622.

34. Бабурин С. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997. С. 53.

35. Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 2000. С. 187.

36. Чиркин В. Е. Элементы сравнительного государ-ствоведения. М., 1994. С. 52.

37. URL: http://www.swissinfo.ch/rus/документ_союз-ная-грамота-или-bundesbrief-1291-года/42359210.

38. URL: http://www.swissinfo.ch/rus/документ_союз-ная-грамота-или-bundesbrief-1291-года/42359210.

Рецензия

на совместную статью Богатырева Валерия Викторовича и Дубровина Михаила Андреевича «Интеграционная функция государства в современном глобализирующемся мире».

Статья авторов посвящена исследованию интегра-тивной функции государства в глобализирующемся мире. Авторы изучили теоретические и практические аспекты по данной проблеме и дают прогнозы по расширению данной функции в современных государствах.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнений, поскольку процесс интеграции расширяется и углубляется в современном мире. Негативные последствия, возникающие при игнорировании данного процесса, хорошо просматриваются на примере современной Украины.

Авторы, проанализировав понятия «глобализация», «регионализация», «функция государства», «интеграция», рассмотрели их во взаимодействии друг с другом. При этом стоит отметить, что глобализация рассматривается в соотношении с вроде бы противоположным ей процессом регионализации. Делается вывод, что два этих процесса взаимосвязаны, и взаимообусловлены. Без распада государств, не способных реформироваться под новые условия, невозможно создать новые интеграционные объединения. Ярким примером является Югославия, обломки которой, представляющие собой новые суверенные государства, вошли в состав нового интеграционного объединения - Европейского Союза.

Авторы ставят вопрос, возможно ли войти в глобализацию странам без их распада. Делается вывод, что можно, но при этом необходимо расширять и углублять интеграционную функцию государства. Интеграционная функция государства рассматривается как деятельность в двух ипостасях: внутренней и внешней. Их соотношение, глубина и ширина были рассмотрены на примерах унитарных, федеративных и конфедеративных государств. Авторы убеждены, что только в тех государствах идет активная адаптация к современному миру, где центральная власть дает широкие возможности участвовать в этом процессе её административным единицам. Делается логичный вывод, что для этого наиболее приспособлена федеративная форма государственного устройства. Как дока-

зательство высказанной точки зрения, приводится положительный пример удачной адаптации к новым условиям, в Федеративной Республики Германии. В ФРГ земли имеют широкие возможности участвовать и вносить свои корректировки в интеграционные процессы как внутри государства, так и за его пределами.

Структура работы логична, написана четким, ясным языком, материал изложен последовательно и полно. Статья представляет собой самостоятельное, законченное научное исследование, основанное на анализе объективных процессов происходящих в современных обществах мира.

Статья Богатырева В.В. и Дубровина М.А. рекомендуется к публикации в открытой печати и в журнале «Пробелы в российском законодательстве».

Доктор юридических наук, доцент, директор юридического института Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых О.Д. Третьякова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.